Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сходство и различие сценарной и театральной драматургии

  • 👀 982 просмотра
  • 📌 956 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сходство и различие сценарной и театральной драматургии» docx
Лекция. Общее понятие о сценарии. Сходство и различие сценарной и театральной драматургии. Основной вид культурно-досуговой драматургии - сценарий. Сценарий – это подробная литературная разработка содержания мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, показаны авторские переходы от одной части к другой, вносятся используемые художественные произведения, оформление. Сценарная драматургия - особый специфический вид драматургии. Сценарий— произведение синтетическое. В сценарной драматургии действуют общелитературные законы, законы живописи, музыки, хореографии, архитектуры, так как она использует эти виды искусства для создания собственного произведения. В нем присутствуют элементы драматургии, но в целом он тяготеет к произведениям эпическим, отражает те или иные масштабные явления социальной жизни. Главное, что сближает сценарий с произведениями драматургии, состоит в том, что он, подобно пьесе, пишется для последующего воспроизведения средствами других искусств — театра (в том числе массового, при участии в нем пришедших на праздник), кино, телевидения. Общей для театра традиционного и для театра массового является также задача: внушить идею способом эмоционального воздействия, потрясения, сопереживания. Тут нет различий. Но средства решения этой задачи не всегда одинаковы. У драматурга и у режиссера традиционного театра по существу всего один способ для достижения этой цели: поставить героев в условия острого конфликта, что позволяет в системе ограниченного времени и пространства динамично и ярко раскрыть их характеры, возбудить у зрителя сопереживание, эмоциональное потрясение. Выделяют два основных вида построения конфликта: • внешний («герой - герой», две противостоящие группы (но их, как правило, представляют конкретные герои), «герой - среда»); • внутренний (когда борьба происходит у героя в душе). Виды конфликтов в сценарной драматургии. Сценарий клубного представления или массового праздника строится на иных началах, его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении (например, в программах к Дню Победы могут противостоять советский народ и фашизм). Конфликт в сценарной драматургии может выражаться в преодолении трудностей, препятствий при осуществлении целей; в столкновении человека с окружающей средой (с отсталостью, рутиной, бюрократией и т.д.). В публицистических произведениях конфликт может представлять собой полемический диалог двух условных групп (представители разных поколений, мужчины и женщины, «физики» и «лирики» и т.п.). В ткань народных праздничных обычаев (например, свадебного обряда), бывают вплетены конфликты мнимые, шуточные, пародирующие несогласия, возникающие в «непраздничной» жизни. Скажем, притворный отказ пришедшим сватам или «купцам» — дружкам жениха отдать «товар», то есть невесту за данную «цену». В игровых программах разнообразные виды конфликтов: конфликт ведущего с одним игроком (или двумя), а все остальные являются зрителями игрового соревнования; конфликт ведущего с группой; конфликт равных сторон (две или несколько команд). Средства эмоционального воздействия культурно-досуговой драматургии на зрителя В руках автора сценария массового представления имеются дополнительные источники эмоциональной энергии. 1. Они, как правило, опираются на готовое, уже заранее сложившееся отношение зрителя — участника праздника к данному факту (ситуации), на живую заинтересованность данной общности людей. Например, в День Победы — на память о павших в Великой Отечественной войне. Или, скажем, на настроение выпускников школ в празднике «Алые паруса». То есть на объективно существующую праздничную ситуацию, на «готовую» узнаваемость героев — реальных лиц, известных данному коллективу, данной общности людей, на активное вовлечение самого зрителя в праздничное театрализованное действо. Наконец, на многообразие и масштабность художественных средств. 2. Сценарист массового представления имеет возможность запрограммировать в своем сценарии использование таких больших пространств, как арена стадиона и купол неба (например, для светящихся текстов и изображений, для фигурных прыжков парашютистов, для демонстрации искусства высшего пилотажа и т. п.). Он может запрограммировать выступление массового числа исполнителей — спортсменов, оркестрантов, артистов цирка. Он может использовать технические средства познавательной (табло) и художественной (художественный фон) информации. Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе деятельности учреждения культуры и театра. В учреждении культуры В театре: 1.драматургическое творчество осуществляется как коллективно, так и индивидуально; 1. творчество драматурга носит индивидуальный характер; 2. драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна (обычно к.-д.п. является откликом на т.н. «социальный заказ»); отсюда одна из главных особенностей драматургии культурно-досуговых программ 2. пьесы пишутся на «вечные темы»; 3. драматургия культурно-досуговых программ документальна (включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); Для того чтобы положить конкретные факты в основу сценариев, надо хорошо знать жизнь данного коллектива или района, черпать из нее сюжеты и факты. Документальная основа нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность. Следует, разумеется, обращаться и к художественному замыслу, и к использованию обобщенных образов героев прошлого и будущего. 3. использование документального материала бывает крайне редко, но в основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел; 4. многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; 4. написание пьесы требует оригинального творчества; 5. построение сценария осуществляется по эпизодам (использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа); 5. пьеса строится по актам; 6. в сценарии культурно-досуговой программы герой – либо конкретный, реальный человек, либо художественный образ; 6. герой пьесы - художественный обобщенный образ; 7. в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств; 8. задача сценариста - оказать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию, создать идеальное проектирование будущей программы, 8. задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ, создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства); 9. которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме и т.д.. 9. театральная драматургия сценична (только для сцены). Как видим, драматургия культурно-досуговых программ имеет много специфических черт, отличающих её от драматургии театра. Обязательными компонентами драматургии являются количественные и качественные, показатели, которые обладают следующими характеристиками:  актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных задач, стоящих перед обществом; - преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так в педагогическом и художественном аспектах; - жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы. Драматургия культурно-досуговой программы включает в себя следующие обязательные элементы: цель как ожидаемый эффект от организуемого общения участников; характеристику соответствующего методического принципа (или принципов); логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников; набор условий ее эффективной реализации.Тогда в структурном отношении каждый сценарий культурно-досуговых программ может соответствовать требованиям ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждении культуры. Виды сценариев Условно сценарии можно разделить на три вида: простейшие, иллюстрированные, театрализованные. Простейшие сценарии или сценарные планы представляют собой набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории. В нем прописана логическая последовательность материала, организационные моменты подготовки мероприятия предполагаемый отбор выразительных средств. Сценарные планы пишутся к следующим мероприятиям: дискотеки, концерты, презентации и другие малые формы. В иллюстративном сценарии соединяется информационный материал и искусство. Тема является основным стержнем. Театрализованный сценарий предполагает идейно-тематическое, сюжетное, композиционное единство. (Он-то и должен в полной мере отвечать требованиям, предъявляемым к театральной драматургии)
«Сходство и различие сценарной и театральной драматургии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 5 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot