Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Семья как первое средство адаптации ребенка с ОВЗ

  • 👀 188 просмотров
  • 📌 137 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Семья как первое средство адаптации ребенка с ОВЗ» pptx
СЕМЬЯ КАК ПЕРВОЕ СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА С ОВЗ Есл и ре бе нок ж ивет с ч у вст вом без опас ност и, о н у ч и т с я д о в е ря т ь с е б е . Есл и ре бе нк а принимают , он у чит ся любит ь . Есл и ре бе нк а приз нают , он у ч ит ся ст авит ь пе ред собой цел и. Е с л и р е б е н к а о д о б ря ю т , о н у ч и т с я л ю б и т ь с е бя . Е с л и р е б е н о к ж и в е т с д ру ж е л ю б и е м , он у з нает , ч т о мир х орош е е ме ст о д л я ж изни! Т . Д ж и н от ЧТО ЕСТЬ СЕМЬЯ? КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?... СЕМЬЯ  форма общности людей , в которой – соединенные браком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственной связью.  имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семей ной группы:  генеративная (воспроизводство людей ),  рекреативная (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга),  коммуникативная,  регулятивная,  фелицитологическая (ощущение счастья в семье), экономическая и хозяй ственно-бытовая.  главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной ) социализации ребенка, его формирования. Т ИПЫ СЕМЕИ Среднеста т ист ическая семья – семья нуж дается в полит ике ст абилизации семьи и , преж де всего , в эмоциональнои разрядке , проблемы т акои семьи – это взаимоот ношения супругов , воспи т ание детеи , особенно подрост ков . Молодая семья: – здесь приоритетнои сферои внимания социальнои работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролеи и функции, трудности начального воспитания детеи. Вторичная семья: – это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношении со старои и новои семьеи, адаптация детеи к новым родителям или уходу одного из них из семьи. Неполная семья: – это семья, где отсутствует один из родителеи; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкии материальныи уровень, наличие развития у детеи девиантности. Т ИПЫ СЕМЕЙ НЫ Х ВЗА ИМООТ НОШЕНИИ По силе власти в семье кого-либо из супругов: 1) доминирующий муж и пассивная жена;2) доминирующая жена и пассивный муж;3) открытая борьба или соперничество;4) изоляция или эмоциональное отчуждение;5) псевдокооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем мнении. СЕМЬЯ – ЭТО САМАЯ ВЛИЯТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА  под воздей ствием которой формируется человек.  Вырастая, мы часто не замечаем, как сильно зависим от мнения родителей , привыкаем смотреть на мир через призму семей ных ценностей и традиций , установок и принятых правил поведения.  Образ личности складывается из того, как строятся взаимоотношения в семье, от того, чувствует ли человек любовь и уважение или привык к тому, что его не замечают, а общение проходит только в скандалах и на повышенных тонах.  Куда бы мы ни переместились, в каком бы обществе ни развивались, как бы много мы ни достигли, наш личный опыт взаимодей ствия внутри своей семьи с родителями, братьями и сестрами будет всегда следовать за нами, определяя наше поведение. (Определить атмосферу в своей семье вы можете, ответив на вопросы анкеты, представленной в Приложении 1). РОЛЬ СЕМЬИ  В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения.  Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений , в том числе в пределах одного и того же поколения.  Чем меньше семья, тем выше требования к психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.  емья как малая группа создает такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей , которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям. (Определить характер общения и взаимоотношений в семье, положение члена семьи в системе межличностных отношений , степень близости к ребенку, Вы можете, ответив на вопросы анкет, представленных в При л ож е н и я х № № 2 , 3 , 4 , 5 ). СЕМЬЯ КАК СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В зависимости от понимания целей воспитания, и формулировки его задач, и более или менее целенаправленного применения методов и приемов воспитания, учета того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка различают тактики воспитания в семье и отвечающие им типы семей ных взаимоотношений :  д и к т а т в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семей ства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов;  о пе к а в семье как удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей ;  с от ру д н и ч е с т в о - опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. СТИЛЬ ОТНОШЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ К РЕБЕНКУ  влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей . Д е м о к ра т и ч н ы е родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в какихто областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей . Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.  А в т о ри т а рн ы е родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семей ных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. ФАКТОРЫ РИСКА  явление госпитализма;  неврозы  хронические психотравмирующие ситуации  социально-экономические факторы (неудовлетворительные жилищно-бытовые условия; занятость родителей ; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли); СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ  Д е м о к ра т и ч е с к и й стиль характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, включенностью детей в обсуждение семей ных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прий ти на помощь, если это требуется; одновременно с этим – верой в успех самостоятельной деятельности ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (при этом сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.  К о н т р о л и ру ю щ и й стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей , четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений , отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настой чивы в достижении собственных целей , неагрессивны. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Край ними, самыми неблагоприятными для развития ребенка вариантами являются жесткий , тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много пром еж у т оч н ы х в ари ан т ов :  Родители регулярно указывают детям, что им делать;  Ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;  Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей , родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;  Решение часто принимает сам ребенок;  Ребенок сам решает подчиняться ему родителям или нет. СТИЛИ СЕМЕЙ НОГО ВОСПИТАНИЯ (1-3) Ги по прот е к ц и я : недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. 2. Д о м и н и ру ю щ а я гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. 3. Потворствующая г и пе рпрот е к ц и я : воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. 1. СТИЛИ СЕМЕЙ НОГО ВОСПИТАНИЯ (4-5)  Эм о ц и о н а л ь н о е от в е рж е н и е : игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей , что он не «тот», не «такой », например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно».  По в ы ш е н н а я м о ра л ь н а я от в е т с т в е н н о с т ь : не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настой чивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. ЗАДАНИЕ №1  Изучите статью «Метод диагностики родительского отношения» (Соколово й М.В. и Смирново й Е.Ю.).  Опишите ситуацию (реальную или смоделированную), когда вы могли бы применить изученную методику. Каковы, по вашему мнению, ожидаемые результаты ваше й работы?  Какое отношение преобладает (преобладало) в ваше й семье (по отношению к вашему ребенку или в ваше й родительско й семье): личностное или предметное? Отчего это зависит?  Укажите, какие профили родительского отношения, влияют на социальную адаптированность ребенка. Почему? Ответы на поставленные вопросы прикрепите в виде текстового фа йла в СДО ИРО (на проверку). ст адия назначение задача Интимность, близость Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии формирования Развитие реалистической оценки каждому из партнеров. Наполнение и пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последнии ребенок отправляется в школу развитие воспитательных образцов у всех членов семьи. –семьи. Индивидуали- семья имеет детеи зация, дошкольного возраста обособление отделение своеи личности от личности ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление каждого члена семьи Товарищеские отношения, общение Стадия семьи с детьми подросткового возраста развитие взаимоотношении «Родительподросток», основанных на понимании возрастающеи независимости ребенка и на супружеских отношениях, основанных на товариществе Перегруппировки повзрослевшие дети покидают семью изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям «взрослыи-взрослыи» между детьми и родителями НАИБОЛЕЕ БОЛЕЗНЕННЫМИ ДЛЯ РЕБЕНКА являются следующие ситуации:  когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;  когда ребенок в семье является средством разрешения конфликтов между супругами;  когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уй ти из семьи;  когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей ;  когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка. ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ  «Се м ь я – с а н а т о ри й ». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей . В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.  «Се м ь я – к р е п о с т ь ». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит его к психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. Этот тип семьи обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, а, следовательно, и к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний .  «Се м ь я – т ре т и й л и ш н и й ». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей , они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими. ТИПЫ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ (ребенок может определить тип материнского отношения, ответив на вопросы анкеты, представленной в Приложении №6).  Ма т е ри п е рв о г о т и п а легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного материнского стиля была реакция матери на приучение ребенка к туалету. Матери первого типа не ставили себе задачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам «дозреет».  Ма т е ри в т о ро г о т и п а сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.  Ма т е ри т ре т ь е г о т и па не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.  Ма т е ри ч е т в е рт о г о т и па поведения характеризуются непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздей ствия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми. ОТПИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ  Наиболее распространенным механизмом формирования х а ра к т е рол о г и ч е с к и х ч е рт ре бе н к а , ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями.  При этом адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований , их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. ТИПЫ НЕАДЕКВАТНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО (МАТЕРИНСКОГО) ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ 1. От н о ш е н и е м а т е р и к с ы н у -п о д р о с т к у к а к к « з а м е щ а ю щ е м у » м у ж у : требование активного в нимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянн о в обществе сын а, быть в курсе его интимной жизни, стремлен ие ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствии контакта с сыном, его желание отгородиться от нее, его «презрение». В менее грубой форме подобное отношение, как уже указывалось, выливается в присвоении подростку статуса «главы семьи». 2. Ги п е р о п е к а и с и м б и о з : навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка» (В. И. Захаров, 1982), что по существу означает «зачеркивание» реального ребенка, регресс и фиксацию на примитивн ых формах общения ради обеспечения си мбиотических связей с ним. 3. Во с п и т а т е л ь н ы й к о н т ро л ь п о с ре д с т в о м н а р о ч и т о г о л и ш е н и я л ю б в и : нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку или подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто иг норируют, говоря о ребенке в третьем лице, как об отсутствующем. 4. Во с п и т а т е л ь н ы й к о н т ро л ь п о с ре д с т в о м в ы з о в а ч у в с т в а в и н ы : ребенок, нарушающий запрет, клей мится родителями как «неблагодарный », «предавший родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений », «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом подростка оказаться виноватым в неблагополучии родителей , отношениями зависимости. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В зависимости от типа семей ных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:  обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;  успокоение, когда супруг пассивно согласен с утвер- ждением, что дефект в нем;  отвлечение, когда поведение одного из супругов от- влекает его от напряженной ситуации в семье;  чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;  чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;  паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность). СЕМЕЙНЫ Й КОД ЕКС РФ  является основополагающим нормативно-правовым актом в сфере семейных правоотношений, регулируемых на территории государства.  Кодекс вступил в силу с начала 1996 года (до этого на территории РФ действовал Кодекс о браке и семье РСФСР.  Семейный кодекс основан на таких основных принципах, как добровольность брака, равенство лиц, находящихся в браке, приоритетность в защите прав и интересов дете й и прочее. СТРУКТУРА СК РФ Общие положения семейного законодательства и использования данного кодекса Положения о браке - правила заключения, расторжения и признания недействительным Права и обязанности лиц, состоящих в брачных отношениях Права и обязанности в родительских правоотношениях Вопросы касательно алиментов - правила присуждения, размеры, порядок выплат, ответственность при неуплате Вопросы брака относительно иностранцев и лиц без гражданства (http://www.semkod.ru/new-sk-rf-2016 ) Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семей ной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспита- тельных воздей ствий .
«Семья как первое средство адаптации ребенка с ОВЗ» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot