Самообразование в освоении профессии строителя
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Самообразование в освоении профессии строителя
Введение
В результате изучения данного материала вы узнаете, что:
- учебно-профессиональная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная и профессиональная деятельности;
- все компоненты учебно-профессиональной деятельности должны быть освоены с тем, чтобы планировать, организовывать и контролировать процесс образования самостоятельно.
- самообразование является неотъемлемой частью профессиональной деятельности;
- самообразование в профессиональной сфере включает в себя те же элементы, что и профессиональная подготовка в вузе;
- существуют механизмы, помогающие запустить и поддержать процесс самообразования
2.1. Структура учебно-профессиональной деятельности
На первый взгляд может показаться, что процесс обучения явление сложное, но вполне знакомое, ведь каждый человек включается в этот процесс с момента своего рождения. Существуют различные способы, позволяющие человеку приобрести жизненный опыт в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это учение, обучение, научение, учебная деятельность. К самообразованию, о котором пойдет речь в данной лекции, прямое отношение имеет учебная деятельность.
Учебная деятельность - это индивидуальная деятельность того, кто усваивает знания, обеспечивающие умственное развитие. Учебно-профессиональная деятельность направлена на освоение знаний, умений, способностей, позволяющих человеку стать компетентным профессионалом. Эта деятельность продолжает психическое развитие человека, в результате которой:
• профессионализируются познавательные процессы (мышление, память, восприятие, воображение, речь);
• формируются устойчивые профессиональные интересы и потребности;
• вырабатываются способы поведения, адекватные (приемлемые) в соответствующей профессиональной сфере.
Учебно-профессиональная деятельность не имеет возрастных границ, и ее полновластным хозяином является сам человек, который самостоятельно совершенствует себя в выбранной профессии.
Структура учебно-профессиональной деятельности аналогична любой другой деятельности: игровой, учебной, трудовой, общения. Она включает четыре звена: мотивационное, ориентировочно-планирующее, исполнительное, контрольно-оценочное. Каждое звено состоит из компонентов (мотивы, задачи, действия), а те, в свою очередь, имеют соответствующие элементы (табл. 1).
Таблица 1.
Структура учебно-профессиональной деятельности
№
Звено
Компонент
Составляющие
1
Мотивационное
(«зачем» )
Мотивы
учебно-профессиональные
· Познавательные
· Социальные
· Внешние
2
Ориентировочно-планирующее
Задачи
учебно-профессиональные
· Специально-предметные
· Общепсихологические
· Общелогические
· Рефлексивные
· и другие
3
Исполнительное
Действия
учебно-профессиональные
· Обобщение
· Применение
· Построение гипотез
· Моделирование
· и другие
4
Контрольно-оценочное
Действия контроля
· По результату
· По продукту
· Планирующее
Мотивационное звено. Мотивация - это одно из ключевых психологических понятий, которое объясняет истоки активности человека. Когда говорят о мотивации, то подразумевают потребности и влечения, установки и интересы, стремления и привязанности личности. Иными словами, акцент делается не на том, как человек действует, а на том, ради чего осуществляет он свои действия и поступки.
Осваивая ту или иную профессию, человек может опираться на самые различные мотивы.
Например, интересы человека лежат в сфере познания, и он решил посвятить себя научной деятельности. Поэтому в учебно-профессиональной деятельности основным двигателем станут познавательные мотивы. Поначалу это может быть ситуативный интерес к тем занимательным и парадоксальным фактам и закономерностям, которые содержат в себе выбранная им научная область, затем к теоретическим принципам, идеям и концепциям, методом познания.
Интересы другого человека могут лежать в социальной сфере, и для него выбранная профессия является способом занять определенное место в жизни. Поэтому его в учебно-профессиональной деятельности будут поддерживать социальные мотивы. Они могут быть позиционные, узкие или широкие, с осознанием социальной значимости выбранной профессии.
Есть и такие мотивы, которые характерны для тех, кто так и не понял, ту ли профессию он выбрал. В этом случае человек опирается на внешние мотивы. Внешние мотивы полноценной учебно-профессиональной деятельности обеспечить не могут, но могут способствовать получению временных, узко прагматических результатов, например, помогут «не вылететь из вуза».
Самообразование однозначно предполагает понимание того, зачем человек этим занимается. Действительно, если вы обучаетесь, то есть тот, кто может заставить учиться, а если это ваше личное решение? В этом случае можно рассчитывать только на собственную мотивацию и важно понимать, где и как она может вас поддержать.
Ориентировочно-планирующее звено. Обучение идет принципиально разными путями и приводит к различным результатам в зависимости от того, какую ориентировочную основу действия и каким способом человек ее получает. Человечество накопило огромный объем знаний, и существует серьезная проблема в том, чтобы отобрать наиболее значимое для каждого поколения. Существуют разные способы построения учебного материала, в чем легко убедиться, если внимательно проанализировать разные учебники. Наиболее распространенными являются следующие способы построения отобранного учебного материала: концентрический, линейный, системный.
Концентрический способ построения характеризуется тем, что теоретические сведения даются отдельными циклами, на которых основываются определенные системы знаний и умений, как правило, узкопрагматического характера. В этом случае, неизбежны повторы, возвраты к пройденному материалу. Например, при изучении иностранного языка, вы выбираете несколько тем и осваиваете их, каждый раз возвращаясь, когда решите расширить свое познание: обед в кафе, обед в ресторане и т.п.
Линейный способ построения характеризуется последовательным раскрытием логики самого учебного предмета. Например, вы начинает изучать историю развития языка, историю народа – носителя этого языка и т.п.
Системный способ построения самый эффективный, но и самый сложный. Такое построение является продуктом системного анализа учебного содержания, когда выделяется нечто генетически исходное (морфема, корень слова), развитие которой и приводит к появлению бесконечного разнообразия. В этом случае, вы сами становитесь способны порождать новые слова. Если использовать тот же пример с изучением иностранного языка, то вы при таком подходе выделяются основные элементы и способы их преобразования. Затем из исходного слова вы самостоятельно порождаете его производные: ход, вход, входить, поход, походный, ходовой и т.п.
При самообразовании вы сами выбираете предпочтительный для вас способ построения материала. Смотрите, сравнивайте и выбирайте.
В рамках содержания, которое вы намерены освоить, главное место занимают учебные и учебно-профессиональные задачи. Именно задачи, а не знания сами по себе. Знания, конечно, нужны, но они нужны для того, чтобы с их помощью решать различные профессиональные задачи.
Чем отличается учебная задача от конкретно-практической задачи, которые вы обычно решаете? Ничем. Это одна и та же задача, разница в том, как вы воспринимаете задачу.
Если человек воспринимает задачу как единичную ситуацию и стремится только к получению правильного результата, то он решает конкретную, утилитарную задачу, в наивной надежде, что больше таких задач ему решать не придется. Если человек подходит к задаче как к «представителю» целого класса аналогичных ситуаций и ставит своей целью отыскать общий способ решения соответствующих задач, то он решает учебную задачу.
Поставить перед собой учебную задачу, значит войти в ситуацию, требующую нахождения общего способа разрешения этой задачи во всех возможных, конкретных вариантах условия. Поэтому человеку достаточно решить только одну задачу, и про него говорят – способный, ведь он освоил способ.
Профессиональные задачи в отличие от специально разработанных учебных задач, никогда не бывают «очищенными» от контекста, чего-то второстепенного, несущественного. Для того чтобы облегчить переход от учебных к профессиональным задачам, используются разные типы учебно-профессиональных задач.
Во-первых, теоретические, экспериментальные, практические задачи, которые должны быть представлены в полном объеме, чтобы усвоить общие способы и наиболее характерные для данной профессии виды познавательной деятельности.
Во-вторых, общелогические, необходимые для воспитания дисциплинированности мышления, и умения производить обязательный предварительный анализ условий задач. Поэтому наряду с типовыми задачами (в условиях дан набор только необходимых данных) присутствуют экстраполяционные задачи (отсутствуют некоторые необходимые данные и их необходимо самостоятельно определить), провокационные задачи (наряду с необходимыми данными присутствуют несущественные или отсутствуют некоторые необходимые данные и присутствуют «лишние» данные).
В-третьих, общепсихологические задачи, которые образуются разными соотношениями представлений условий задачи наглядными способами (чертежи, схемы, рисунки) и понятийными способами (текст).
Рис. 1. Варианты представления условий задачи
Общепсихологические задачи, как и общелогические, приучают человека думать, прежде чем «кидаться» решать задачу в наивной уверенности, что в ней представлено все и только то, что необходимо для ее решения.
Исполнительное звено. Решение профессиональных задач, будь то научно-исследовательские или конкретно-практические задачи, осуществляется специальными методами, способами решения, представления решения, аргументирования и т.д. Первоначально эти методы выступают как учебные, подлежащие специальному усвоению. Если вы не освоили их в процессе обучения, то вам придется сделать это самостоятельно. В противном случае, освоение сложного материала окажется не под силу. О каких методах идет речь?
Во-первых, всеобщие, универсальные методы, которые разрабатываются в недрах логики, философии.
Во-вторых, общие методы: математические; статистические; моделирования, проектирования и другие.
В-третьих, частные (специальные), которые разрабатываются в каждой конкретной области.
Контрольно-оценочное звено. В процессе самообразования вы впервые столкнетесь с тем, что вас некому контролировать и оценивать. Не будет никого, кто станет заставлять учиться, ругать и ставить двойки, того, кто похвалит и поставит заслуженную отличную оценку. Все это придется делать вам самому: самоконтроль и самооценка. Поэтому важно, знать какие виды контроля существуют и как можно контролировать с максимальной эффективностью для себя.
Существуют разные формы и виды контроля.
Самый известный и, в тоже время, самый неэффективный вид контроля – это контроль по конечному результату. Курс завершен, обучение закончилось, вы сдаете экзамен и получаете «слабенькую тройку», что равносильно профнепригодности. Время потрачено зря, и вернуть его уже нельзя. Нет, конечно, можно вновь сесть изучать тот же курс, только надо ли?
Другой вид - пошаговый (текущий) контроль. Функция этой формы контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности выполнения заданий. Такой контроль осуществляется в процессе обучения и создает возможность своевременной коррекции освоения знаний.
Однако самый эффективный, особенно при самостоятельном освоении материала, может стать прогнозирующий (опережающий) контроль. Этот тип контроля начинает реализовываться еще до начала работы. Он состоит в том, что вы сами определяете, из каких этапов будет состоять ваша работа, что будет составлять первый этап, что второй и т.д. Наличие плана с указанием сроков, объема и качества освоения, является основой прогнозирующего контроля. Первоначально будет сложно составить такой план, но если вы постоянно будете его корректировать, то со временем сможете управлять своим обучением, опираясь на реальные сроки и достигая запланированного качества.
Человеку важно, чтобы его деятельность была оценена. В данном случае, оценки себе вы тоже ставить будете сами. И ваша оценка должна быть честной, адекватной. Согласитесь, есть ли смысл обманывать самого себя, если то, что вы делаете – это реализовываете собственное желание учиться.
Действия оценки тесно связаны с действиями контроля. Оценка должна быть не просто формальной констатацией, а содержательным качественным рассмотрением результата усвоения. Оценка позволяет определить, решена ли данная учебная задача и можно ли переходить к выполнению других задач, или же необходимо решать новые варианты той же задачи. Повторяю, важно, чтобы ваша оценка была адекватной.
2.2. Элементы самообразования в плане профессионального развития
Образование и самообразование. Возникает вполне естественный вопрос: зачем нужно самостоятельно заниматься самообразованием в профессиональной сфере, если существует специально организованное профессиональное образование. Действительно, вплоть до 70-х годов ХХ века ставилась цель – получить «образование на всю жизнь», и это с успехом достигалось. Однако технический прогресс достиг такой скорости, что человеку просто не удается сохраниться в своей профессии, имея в своем распоряжении то, что было приобретено им в процессе обучения в институте. По данным мировых источников, только 4% трудоспособного населения планеты трудится по первоначально приобретенной профессии. Поэтому сейчас стали говорить о непрерывном образовании для каждого, независимо от возраста и профессии. Изменилась цель образования, лозунг заменяется новым - «образование через всю жизнь».
Непрерывное образование характеризуется рядом признаков.
Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни человека.
Во-вторых, создание систем открытого образования. Эта новая модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от места жительства. Создание общеевропейского пространства в соответствии с Болонским соглашением, принятой системой взаимозачетов позволяет свободно перемещаться по Европе и выбирать, в каком университете и какую учебную дисциплину осваивать.
В-третьих, реализация принципа самообразования, когда человек реально становится субъектом учебного процесса, самостоятельно осваивает и реализует все компоненты структуры учебно-профессиональной деятельности. Студент учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам.
Итак, человек имеет множество вариантов для освоения и совершенствования своей профессиональной деятельности, но при любом варианте, основой является самообразование.
Самообразование понимается как самостоятельное обучение, освоение знаний, умений без непосредственной помощи со стороны преподавателя.
Напомним, что в основу понятия «образование» составляет слово «образ». Образование – это «созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры».
В процессе профессиональной подготовки студент учится ориентироваться во всех сферах человеческой культуры. Для каждой профессии разрабатывается и утверждается Федеральный государственный стандарт (ФГОС), в данном случае речь идет о высшем образовании (ВО). ФГОС ВО имеет четко заданную структуру, в которой особое место занимает перечень компетенций, которыми должен обладать студент после завершения обучения. Все компетенции разделены на три группы: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК). Эти группы и являются основными элементами высшего профессионального образования.
Занимаясь самообразованием в сфере профессиональной деятельности, не следует забывать, что оно включает все перечисленные выше обязательные элементы: гуманитарный, естественнонаучный, профессиональный. Если игнорируется какой-то элемент, то полноценного образования/самообразования не получается.
Фоновое общекультурное самообразование. Государственный общеобразовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) включает общекультурные компетенции (ОК). Предполагается, что человек с высшим образованием – это культурный человек. Поэтому в план самообразования вам необходимо включить расширение своего кругозора, что позволяет сделать чтение хорошей художественной литературы, просмотр качественных фильмов, различных телевизионных передач по истории, философии, литературе, психологии и т.п., посещение театров, музеев, выставок, экскурсионных поездок по своей стране и другим странам, изучение иностранных языков. Все это должно стать частью вашей жизни. В противном случае, даже если вы будет хорошо и добросовестно выполнять свою работу, вне работы с вами мало кто захочет общаться. Человека, который ничего кроме своей работы не знает и ничем не интересуется, обычно называют человеком не образованным, неинтересным, скучным. Самообразование в гуманитарной сфере называют фоновым, как бы подчеркивая, что эта общечеловеческой плоскость, на которой встречаются и общаются люди разных профессий.
Фоновое общепрофессиональное самообразование. Высшее профессиональное образование – это нечто более широкое, чем просто узкая специальность, по которой человеку предстоит работать. Технически образованный человек должен хорошо разбираться в естественнонаучных дисциплинах: физике, механике, химии, математике и других. Государственный общеобразовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) включает общепрофессиональные компетенции (ОПК). Знания непрерывно пополняются, порождаются новые знания на стыке наук, активно используются аналогии, когда хорошо зарекомендовавший метод в одной области знаний, начинают использовать в другой области. Особую значимость в последние десятилетия приобрели информационные технологии, без освоения которыми уже невозможно стать эффективным специалистом. Поэтому вам необходимо постоянно дополнять, расширять, углублять свои знания через чтение специальной литературы. Поинтересуйтесь, какие журналы (ежемесячные, ежеквартальные) существуют по тематикам близким вашим профессиональным интересам. Старайтесь быть в курсе научных открытий, технических изобретений, разработке новых методов. Самообразование в области естественнонаучных знаний также является фоновым, в данном случае оно позволяет человеку причислить себя к многочисленной и уважаемой в обществе технической интеллигенции.
Актуальное и перспективное профессиональное самообразование. В процессе профессионального обучения студенты учатся выделять актуальные проблемы в своей области: они пишут курсовые работы, разрабатывают проекты, проводят научные исследования. Каждая такая работа предполагает обоснование, то есть требуется привести доказательство, что разрабатываемая тема является на данный момент актуальной, значимой. В процессе самообразования также необходимо постоянно отслеживать состояния своей отрасли, понимая, что актуальность той или иной проблемы (темы) явление временное.
В стенах вуза много говорят о перспективном профессиональном образовании, что совсем не удивительно. Вузовская наука является одним из источников развития современной научной мысли. На базе вузов создаются исследовательские лаборатории и научно-производственные организации, где почти 90% аспирантов России проводят свои исследования.
Еще не завершив вузовское образование, следует задуматься об организации поддержания и развития своего профессионального роста так, чтобы постоянно находиться в курсе актуального и перспективного развития своей профессии. В современном мире это сделать совсем не сложно. Профессиональное сообщество организует различные отечественные и международные конференции, выставки, лектории, с привлечением ведущих специалистов. Ежемесячно публикуются статьи, монографии. Приучитесь просматривать периодику профессиональных журналов, выделяйте заинтересовавшие вас статьи. Создавайте собственную библиотеку, вырабатываете методику сбора, накапливания и систематизации материала, заведите свой архив. Все это позволит вам всегда быть в курсе событий, своевременно реагировать на появление новых проблем и перспективных направлений.
2.3. Механизмы самообразования
Самообразование, как и любой другой процесс, нуждается в механизмах двух типов: запускающим и поддерживающим.
Механизмы, запускающие процесс самообразования. Механизмом, запускающим процесс самообразования, является мотивация «я хочу», четкое понимание того, зачем вам это нужно. Некоторые полагают, что достаточно сказать самому себе «я должен», «я обязан» и процесс запустится. Увы.
Мотивация всегда сопровождается определенным эмоциональным состоянием. Эмоции – это наша энергетика, горючее, необходимое для того, чтобы «загореться». Каждому человеку на личном опыте известно, что стоит чего-то действительно захотеть, как все преображается. Человек оживляется, делает все легко, быстро, кажется, что никаких усилий он не предпринимает: «все получается само собой». При этом у человека хорошее настроение, позитивный настрой, нет усталости. Почему? Ответ простой – человек делает то, что ему действительно хочется, в чем он видит смысл и находит личный интерес. Рядом с таким человеком может оказаться другой – вялый, раздраженный, медлительный, удрученный, прилагающий большие усилия в работе, быстро утомляющийся. Этот человек использует волевые механизмы (должен), которые наш организм принимает как чуждые. Поэтому такие различия. Хотите учиться легко, радостно, эффективно – используйте разрешительные механизмы.
Казалось, что проще – произнеси магическую фразу «я хочу …», и процесс будет запущен. Нет, этого мало: необходимо, чтобы вашим словам поверило ваше подсознание, ибо оно и только оно имеет доступ к нашей энергетике. Неоценимым помощником во взаимодействии с подсознанием является воображение. Представьте, что произойдет с вами, если вы освоите, например какой-то иностранный язык. Нарисуйте мысленно картинку (визуализируйте) себя разговаривающего с кем-то очень симпатичным для вас, услышьте свой голос, посмотрите как спокойно и уверенно вы держитесь. Если вы действительно это сделали, то обратите внимание как изменилось ваше дыхание, как выпрямилась спина, как на лице появилась улыбка! Ваше подсознание поверило вам и, что очень важно, ему ваше желания ясно понравилось. Теперь можно ставить цели и прописывать планы их реализации.
Механизмы, поддерживающие процесс самообразования. Рано или поздно наступит момент, когда процесс самообразования станет вашей жизненной потребностью, удовлетворить которую еще никому не удавалось. Но потребность может угасать. Первичная мотивация позволяет загореться, а вот для того, что этот огонь поддерживать длительное время, ее маловато. Что же может помощь в таком случае?
Во-первых, действие: чтобы учиться, нужно действовать.
Многие думают, что слушая лекции, читая книги, составляя конспект, они работают «на будущее», создают то, что потом пригодится. Наш мозг не будет воспринимать информацию, не будет перерабатывать и разбиваться в ней, если считает, что она не важна. А важной для него является только то, что используется «здесь и теперь». Превратите свои знания в инструмент решения проблем, попробуйте что-то на их основе создать. Наличие цели порождает потребность в знаниях как к средству ее достижения.
Во-вторых, слово: чтобы учиться, нужно объяснить.
Знания нуждаются в постоянном «перемешивании», поэтому пересказывайте то, что узнаете своим знакомым. Вы обязательно обнаружите одну любопытную закономерность: чем больше вы пересказываете, тем лучше понимаете. Это происходит потому, что объясняя другому, вы расширяете пространство вашего знания, включая новые аргументы, ассоциации, примеры.
Другим эффективным способом может стать запись того, что показалось для вас любопытным. Зафиксированная мысль запускает процесс размышления, однако речь идет не о конспектировании. Многие полагают, что если они конспектируют книгу, это означает, что они поняли материал и смогут воспользоваться этими записями позже. Когда начнете готовиться к экзаменам, поймете, что это не работает. Конспектирование не требует умственных усилий, более того, если вы свои ресурсы направляете на само конспектирование, а не на обработку информации, то эта информация в долговременную память просто не попадает. Вначале прочтите весь текс (параграф, главу) и начинайте пересказывать, объясняя саму себе, что же вы поняли. И лишь после того, как вы смогли четко объяснить, что вы только что прочитали, можете сделать заметки. Не обольщайтесь – с первого раза ни у кого не получается.
В-третьих, другой человек: важно, чтобы кто-то сопровождал вас.
Как известно, человек существо социальное. Мы живем в обществе, являемся его частью. В каждом обществе существуют свои слои, сообщества, группы и группировки. Даже профессиональное сообщество неоднородно, и различается оно, в первую очередь, по уровню образования. Именно образование перемещает человека в пространстве социального взаимодействия, и в этом перемещении нужен кто-то значимый для вас: друг, соперник, критик, наставник. Причем вовсе не обязательно, чтобы это был реальный человек. Идеалы, на которых человек опираемся на пути самосовершенствования, он находит и в собственном воображении.
Заключение
1. Самообразование составляет неотъемлемую часть профессиональной деятельности, оно не прекращается на протяжении всей жизни человека.
2. Условиями эффективного самообразования в профессиональной деятельности являются:
· освоение всей структуры учебно-профессиональной деятельности с целью осознанного управления ее компонентами:
• мотивация («зачем»),
• построение содержания («что»),
• методы («как»)
• оценкой (самооценкой);
· освоение всех элементов профессионального самообразования:
• фоновое общекультурное,
• фоновое общепрофессиональное,
• актуальное профессиональное
• перспективное профессиональное;
· освоение механизмов эффективного самообразования:
• «действия», то есть умение переводить знания в инструмент для решения проблем и создания нечто нового,
• «слово», то есть умение пересказать своими словами, объяснить, используя примеры, ассоциации, аналогии,
• «другой», то есть наличие социального окружения, людей, которые будут поддерживать на сложном пути самообразования