Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Руководство группой. Этика терапевта

  • 👀 297 просмотров
  • 📌 250 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Руководство группой. Этика терапевта
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Руководство группой. Этика терапевта» docx
Лекция 5. Руководство группой. Этика терапевта. Стиль руководства. К. Левин со своими коллегами выделили три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский. Авторитарный стиль. Все виды поведения клиентов в группе определяются руководителем (психотерапевтом). Он дает задания, побуждает к действию, критикует или поощряет, разъясняет, руководит дискуссией и т. п. Психотерапевт при этом стиле — самый активный и авторитарный участник работы группы. Демократический стиль. Деятельность группы определяется коллективным разумом. Психотерапевт направляет деятельность группы через дискуссию, групповое решение, а сам занимает позицию активного партнера. Попустительский стиль. Психотерапевт полностью устраняется от руководства группой и занимает роль наблюдателя или беспристрастного комментатора. В крайних случаях он только задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий. Специально проведенные исследования показывают, что оптимальный стиль руководства в психотерапевтической группе – демократический. Однако опытные психотерапевты знают, что стиль руководства может меняться в зависимости от психологического климата и экстраординарных ситуаций, которые нередко возникают в группе. В таких случаях авторитарное руководство может быть более эффективным, чем позиция невмешательства. Существует определенная закономерность: чем более сплочена группа, тем менее активен и авторитарен руководитель. Во всяком случае даже при полном, казалось бы, невмешательстве в работу группы опытный психотерапевт никогда не теряет контроля над группой и держит нити управления в своих руках. Личность руководителя. Определенное влияние на эффективность руководства группой оказывают личные качества психотерапевта. Этому вопросу посвящено огромное количество литературы. Не вызывает сомнения и тот факт, что, для того чтобы стать неформальным лидером, нужно обладать определенными личностными качествами. Ясно также и то, что ни одна, даже самая яркая, черта личности еще не может определять личность, а тем более ее лидерские качества. Тем не менее С. Славсон (1962) выделяет следующие основные качества, которые, по его мнению, необходимы для лидера: уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила Я, высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, решительность, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности. К. Рудестам (1990) к специфическим лидерским качествам относит: энтузиазм, умение убеждать и подчинять себе окружающих, уверенность в себе и ум. Функции руководителя. Психотерапевт в группе обычно играет одну из следующих поведенческих ролей: эксперта, катализатора, дирижера, активного партнера. Эксперт обычно комментирует поступки и диалоги участников, стараясь связать ситуации, возникающие здесь и теперь, с ситуациями и проблемами из повседневной жизни. Чрезмерное увлечение ролью комментирующего эксперта может нарушить групповой процесс и превратить терапевтическую группу в учебный класс. В роли катализатора психотерапевт, по образному выражению М. Фиберта (1968), “как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть свое поведение”. Используя свой профессионализм и интуицию, а главное, такие качества, как искренность и эмпатия, психотерапевт в роли катализатора стимулирует к действию здесь и теперь, помогает наладить обратную связь и быстрое реагирование участников группы на создаваемые ситуации. В роли дирижера психотерапевту обычно приходится выступать на первых этапах формирования группы или в трудных ситуациях, когда участники группы заходят в тупик. Тупиковая ситуация в группе обычно сопровождается повышением уровня тревожности. Умеренная тревожность является хорошим терапевтическим фактором. Задача психотерапевта в роли дирижера состоит в том, чтобы вывести группу из тупиковой ситуации, все время сохраняя невысокий уровень тревожности. В группах с попустительским стилем руководства психотерапевт выступает обычно в качестве активного партнера, образцового участника. В этой роли он может олицетворять образец открытости, аутентичности и на своем примере продемонстрировать процесс самораскрытия. Пример самораскрытия терапевта положительно влияет на поведение участников группы, подталкивая их к подражанию, но здесь психотерапевту, как ни в какой другой роли, необходимо соблюдать чувство меры, так как интимное самораскрытие лидера может грубо нарушить групповой процесс. Этические принципы работы группового терапевта Краеугольным камнем любой профессии является профессиональная этика. Психологи, работающие с любыми категориями клиентов, оказывают на их личность сильное влияние, и потому обязаны следовать определенным этическим правилам. Ниже обсуждаются некоторые профессиональные вопросы, которые возникают в процессе практического применения этических правил. Правило 1. Предоставление клиенту полной информации Соблюдение прав личности означает, что психолог может работать с клиентом только с его согласия. К детям это относится в той же степени, что и ко взрослым. Относительно несовершеннолетних, которые не имеют права принимать самостоятельные решения – более употребим термин желание, а не согласие. Строго говоря, для участия ребенка в группе необходимо получить согласие его родителей. Групповые психотерапевты должны соответствующим образом подготовить потенциальных или новых членов группы. Принимая решение об участии в группе, как дети, так и взрослые должны получить информацию о целях и задачах группы, о том, что планируется в ходе работы, что может произойти, что ожидается от них, от руководителя и от других членов группы, и только зная все это, они могут дать или не дать согласие на участие в работе группы. Детям, в силу их возраста, не всегда легко понять, что такое групповая работа и что от них ожидают. Задача ведущего — объяснить им все существенные моменты так, чтобы они были им понятны. Групповой психотерапевт должен в обязательном порядке : • ознакомить участников с процедурой отбора, организацией групповой работы, предполагаемыми результатами, способом оплаты (если это необходимо) и процедурой завершения работы. Объяснение должно осуществляться в терминах, соответствующих уровню развития членов группы, теме и целям групповой работы; • иметь и предоставлять по требованию официальный документ, в котором должна быть подтверждена его квалификация и должно быть указано, каким именно видом групповой работы он имеет право заниматься; • сообщить о том, что ожидается от членов группы и ведущего, об их правах и ответственности; • описать цели групповой работы как можно более полно, включая информацию о том, чьи это цели (руководителя группы, организации, родителей, законодательные, общественные и т.п.) и о роли членов группы в определении этих целей; • вместе с членами группы оценить риск возможных изменений в жизни участников, которые могут произойти в результате групповой работы, и помочь им понять, готовы ли они к таким изменениям; • проинформировать членов группы о необычных или экспериментальных процедурах, которые могут применяться в процессе групповой работы; • объяснить как можно более подробно, какие услуги могут, а какие не могут быть предоставлены в рамках предлагаемой групповой работы; • объяснить необходимость обеспечения полного психологического присутствия каждого участника группы на каждом занятии. Они должны выяснить, не употребляют ли кандидаты в группу какие-либо наркотики или медицинские препараты, которые могут повлиять на их работу в группе. Они должны запретить любое употребление алкоголя и/или нелегальных наркотиков во время занятий и настоятельно рекомендовать не употреблять перед занятием алкоголь или наркотические вещества (разрешенные или запрещенные), которые могут повлиять на их физическое и психологическое присутствие на занятии; • выяснить, пользовался ли кандидат в группу услугами других психологов или психотерапевтов. Если он в данный момент пользуется услугами профессионального психотерапевта (консультанта), руководитель группы должен предложить ему информировать своего терапевта о предполагаемом участии в групповой работе; • четко информировать членов группы о правилах, регламентирующих возможность получения консультации между занятиями; • при определении уровня оплаты должны приниматься во внимание финансовые возможности и место жительства кандидатов в группу. Члены группы не должны платить за занятия, на которых отсутствует психотерапевт, а правила оплаты занятий, пропущенных членом группы, должны быть четко определены. Оплата участия в групповой работе может оформляться в виде договора между членом группы и психотерапевт на определенный период времени. Групповой психотерапевт не должен повышать плату за свои услуги во время действия данного договора. В случае, когда установленная плата за услуги не подходит кандидату в группу, психотерапевт должен помочь ему найти аналогичные услуги за приемлемую цену. Правило 2. Отбор участников Очень важно провести тщательный отбор участников группы. Особенно это касается детской и подростковой группы, поскольку дети особенно уязвимы и ранимы. Им трудно абстрагироваться от возможных негативных аспектов групповой работы, таких как жестокость других детей, тяжелые воспоминания о семейных трагедиях или возможное разглашение сугубо личных сведений за пределами группы. В эмоциональном плане дети, как правило, плохо подготовлены к работе с собственными переживаниями, особенно, если это сильные и внезапные чувства. А такие переживания возникают в групповой работе очень часто. Многие дети еще не умеют справляться со своими сильными эмоциями, с направленной на них агрессией, с необходимостью перестраивать свое поведение. Кроме того, им бывает трудно понять, почему они не подходят для работы в группе, и они могут тяжело переживать отказ. Все это делает процедуру отбора кандидатов в группу наиболее серьезной частью предварительной подготовки. Как отмечает Р. Смид, даже если ребенок отчаянно нуждается в терапевтической помощи, групповая работа может быть ему противопоказана. Его проблемы могут быть слишком серьезными и требовать такого внимания, которое невозможно обеспечить при групповой работе. Присутствие такого ребенка в группе может затормозить развитие группы и ухудшить его собственное состояние. Если потребности одного ребенка в группе требуют значительных сил ведущего, то их просто не хватит на остальных. Такие ситуации лучше прогнозировать заранее, до начала групповой работы. Исключение ребенка из группы в процессе работы может сильно травмировать не только его, но и остальных участников. В конечном итоге, именно ведущий отвечает за подбор кандидатов. Более того, неудачный подбор группы может повлечь и юридическую ответственность, если в результате групповой работы состояние кого-либо из членов группы резко ухудшится. Поэтому ведущий должен быть единственным лицом, принимающим решение о включении кого-либо в состав группы. Групповой психотерапевт может провести собеседование с кандидатами в группу. Насколько это возможно, терапевт должен отбирать в группу тех людей, чьи цели и потребности соответствуют задачам группы, кто не будет мешать или препятствовать групповой работе, и чье состояние не ухудшится в результате групповой работы. Информирование о группе осуществляется в процессе отбора. Отбор может быть организован различными способами, например: • индивидуальное собеседование; • групповое собеседование; • письменное анкетирование. Правило 3. Конфиденциальность Конфиденциальность — это важнейшее условие любой групповой работы, как с детьми, так и с взрослыми. Откровенность и самораскрытие возможны только в том случае, когда члены группы уверены в собственной безопасности, а без самораскрытия не может быть успешной групповой работы. Несмотря на то, что конфиденциальность необходима для защиты частной жизни клиента от нежелательных воздействий, иногда возможно ее нарушить для сохранения благополучия самого человека или других членов группы. Участники группы должны знать, что в некоторых случаях терапевт как ведущий имеете право вынести информацию за пределы группы. К этим случаям относятся прежде всего следующие: • если кто-то из членов группы планирует нанести или наносит своими действиями вред себе, другим людям или окружающей обстановке; • если кто-то из участников сообщит о жестоком обращении с ним или другими людьми; • если правоохранительные органы требуют от вас материалы или сведения об участниках группы в случае совершения ими какого-либо правонарушения. Групповой психотерапевт должны защитить членов группы, ясно определив, что подразумевается под конфиденциальностью и почему она необходима, а также описав трудности, связанные с ее соблюдением. Перед началом работы следует объяснить клиентам, что конфиденциальность не может быть гарантирована на все 100%. Клиенты любого возраста вполне способны понять это, если объяснить им профессиональные обязательства психотерапевта в открытой и доброжелательной манере и на понятном им языке. Групповой психотерапевт должен: • предпринять шаги для защиты членов группы, определив условия конфиденциальности и ее ограничения. В случае, когда состояние члена группы представляет опасность для него самого, других или группы в целом, психотерапевт обязан предпринять соответствующие меры или сообщить об этом в соответствующие инстанции; • подчеркнуть важность соблюдения конфиденциальности и определить соответствующие правила, касающиеся всех членов группы. Перед началом групповой работы членов группы следует предупредить об обязательности соблюдения этих правил и затем необходимо неоднократно напоминать об этом в ходе групповой работы. Тем не менее, следует четко разъяснить, что полную конфиденциальность гарантировать невозможно; • информировать членов группы о проблемах, связанных с обеспечением конфиденциальности в условиях группы. Для того, чтобы повысить уровень ответственности членов группы и уменьшить вероятность такого рода нарушений, психотерапевт может привести примеры того, как конфиденциальность может быть нарушена непреднамеренно. Психотерапевт должен проинформировать членов группы о возможных последствиях умышленного нарушения конфиденциальности; • гарантировать, если это возможно, конфиденциальность только со своей стороны и не отвечают за нарушения со стороны членов группы; • обсудить право записывать занятия на видео- или аудионосители, если на то есть предварительное согласие членов группы и при условии информирования их о том, каким образом эти материалы будут использованы в дальнейшем; • при работе с несовершеннолетними определить пределы конфиденциальности; • проинформировать членов группы, принудительно направленные в группу, обо всех отчетах, которые он обязан предоставить в соответствующие инстанции; • хранить все записи о членах группы (письменные, аудио-, видео- и т.п.) таким образом, чтобы обеспечить их конфиденциальность; Правило 4. Добровольность/принудительность участия Процесс самосовершенствования предполагает добровольное участие. Личностный рост нельзя осуществить в принудительном порядке. Однако существует ряд учреждений, например, реабилитационные, медицинские центры или центры психологической помощи, в которые клиента принудительно направляют для оказания терапевтической помощи. Работая в таких группах, психотерапевт обязан относиться к таким людям так же, как и к добровольным участникам. Принудительно направленные в группу клиенты должны знать, что они обладают такими же правами (и обязанностями), что и остальные члены группы, за исключением права покинуть группу. В связи с этим, необходимо использовать каждую возможность, чтобы помочь этим людям выработать собственные цели, свои способы взаимодействия, и работать с ними по тем же правилам, что и с остальными. Групповой психотерапевт должен: • сделать все возможное для того, чтобы как в добровольных, так и в принудительных группах все участники дали согласие на работу в группе на основе их полного информирования; • предпринимать все усилия для того, чтобы работа в группе принудительно направленных участников приобрела добровольный характер; • информировать о последствиях отказа участников принимать полноценное участие в групповой работе. Правило 5. Выход из группы Каждый член группы, за исключением принудительно направленных, имеет право покинуть группу до того, как закончится совместная работа. Поскольку выход из группы может отрицательно сказаться как на уходящем, так и на оставшихся членах группы, психолог обязан заранее обговорить все моменты, связанные с этой возможностью. Лучше всего заранее объяснить правила досрочного выхода. Каждый член группы должен понимать, что его решение покинуть группу повлияет на остальных, и что в случае принятия такого решения он должен сообщить вам об этом заранее. Иногда сама возможность прийти перед выходом из группы на занятие, поделиться своими переживаниями и сказать “до свидания” помогает клиенту преодолеть страх перед решением трудных проблем и продолжить занятия. Даже если клиент примет окончательное решение уйти, такая процедура поможет ему утвердиться в собственном решении, а другим поможет адекватно пережить сложившуюся ситуацию. Итак, в случае, если член группы принимает решение покинуть ее до окончания работы, необходимо помочь ему сделать это оптимальным образом: • процедуры выхода из группы должны быть обсуждены психотерапевт со всеми членами группы либо до начала работы во время собеседования, либо на первом занятии группы; • групповой психотерапевт обязаны проинформировать членов группы о возможных последствиях преждевременного выхода из группы; • в идеальном случае групповой психотерапевт и член группы должны совместно определить степень полезности или бесполезности для последнего продолжения групповой работы; • члены группы имеют безусловное право покинуть группу в назначенный срок, если оговоренный испытательный период оказался неудовлетворительным; • члены группы имеют право покинуть ее, но очень важно сообщить им, что они должны заранее информировать о своем решении психотерапевт и остальных членов группы; • психотерапевт должен обсудить с членом группы, решившим преждевременно покинуть ее, возможный риск такого решения; • групповой психотерапевт перед тем, как участник группы покинет ее, может, если необходимо, обсудить с ним причины его желания оставить группу; • психотерапевт должен вмешаться, если остальные члены группы используют чрезмерное давление для того, чтобы заставить члена группы продолжить работу. Правило 6. Сдерживание и принуждение (границы жесткости ведения группы) Если это необходимо, ведущий может вести себя достаточно жестко. Сдерживание и принуждение являются частью групповой работы. Следует особо подчеркнуть, что ведущий должен уметь использовать соответствующее терапевтическое принуждение для того, чтобы не дать группе уйти от рассматриваемых вопросов или от необходимости решения актуальных для участников проблем. Однако не следует увлекаться такими методами. Именно психотерапевт должен пресекать все попытки чрезмерного давления членов группы друг на друга. Кроме того, он должен противостоять любой физической или вербальной агрессии, если она может нанести вред кому-либо из участников. Физическая агрессия в группах может начинаться вполне “дружелюбно” – например, простое перебрасывание мяча может перерасти в швыряние его в противника. Такое поведение должно быть немедленно прекращено, а проявление ярости отработано на занятии. Если агрессия носит вербальный характер, можно использовать эту ситуацию для того, чтобы научить членов группы выражать свое раздражение более достойными способами, чем крик, обзывание или другие агрессивные действия. Поскольку групповая работа – это арена эмоций, лучше не выпускать ситуацию из-под контроля, и в любом случае необходимо избегать ситуаций, которые могут привести к физическим или психологическим травмам. Таким образом, групповой психотерапевт, чтобы соблюсти это правило, а именно обеспечить максимально возможную защиту членов группы от физического насилия, угроз, принуждения и чрезмерного давления должен: • четко различать разницу между “терапевтическим давлением”, которое является частью групповой работы, и “чрезмерным давлением”, которое не является терапевтическим; • помнить, что цель групповой работы заключается в том, чтобы помочь участникам найти их собственные ответы, а не заставить их выполнять то, что группа считает правильным; • проявлять осторожность и не принуждать участников изменяться в тех направлениях, которые субъективно воспринимаются ими как нежелательные; • вмешиваться в работу группы во всех случаях чрезмерного давления или попыток со стороны членов группы заставить других участников делать что-то против их воли; • вмешиваться в работу группы в тех случаях, когда кто-нибудь в группе пытается выразить свою агрессию в виде физического насилия, способного нанести вред другому члену группы или самому себе; • вмешиваться в работу группы в тех случаях, когда кто-либо в группе прямо оскорбляет другого члена группы или неадекватно выражает свою неприязнь к нему. Правило 7. Система ценностей ведущего при работе в группе Психолог часто несет ответственность за формирование у клиентов определенной системы ценностей. Однако существуют самые разные мнения насчет того на какие системы ценностей необходимо ориентировать клиентов. Иногда психотерапевт силой пытается навязать то, что кажется ему правильным. Например, можно требовать от участников группы таких способов общения, которые неприемлемы для клиентов, выросших в другой социокультурной среде. В процессе работы в группах психотерапевт так или иначе должен с уважением относиться к проявлению культурных, национальных, религиозных, мировоззренческих, половых и других различий между ними. Чуткость к принятым в семейном и культурном окружении человека ценностям, знание культурных различий и умение оптимально применять эти знания на практике составляют неотъемлемую часть групповой работы. Групповой психотерапевт, осознавая свои собственные ценностные установки и потребности и понимая, что они могут оказывать влияние на групповую работу, должен: • избегать навязывания своей системы ценностей членам группы, они могут сообщить о своих убеждениях, если считают, что это необходимо для групповой работы; • сознавать, что в каждой группе существуют негласные нормы поведения, которые следует обязательно довести до сведения всех кандидатов в группу прежде, чем они решат принять в ней участие. (Например, непосредственно выражать свои чувства, быть прямым и честным, делиться с остальными личными переживаниями, учиться доверять, развивать межличностные взаимодействия, принимать решения только за себя.); • следовать закону о том, что нельзя решать свои личные и профессиональные проблемы за счет членов группы; • не пытаться использовать группу для собственной психотерапии; • осознавать свои ценностные установки и предпочтения и уметь проявлять их, учитывая культурологические особенности групп; • понимать, что они так же, как и другие, обладают психологическими стереотипами (предвзятое отношение к возрасту, недееспособности, этнической и расовой принадлежности, полу, религии или сексуальным предпочтениям) и прилагать усилия к тому, чтобы они меньше влияли на групповой процесс. Таким образом они смогут защитить личные права и достоинство всех членов группы. Правило 8. Непредвзятость Непредвзятость означает умение ведущего осознавать свои симпатии к отдельным клиентам, но при этом работать так, чтобы это не мешало им одинаково хорошо учитывать потребности и нужды всех остальных. Совершенно естественно, что одни члены группы вызывают большую симпатию, чем другие. Однако для ведущего группы абсолютно недопустимо демонстрировать свои предпочтения и выделять любимчиков. Необходимо также предоставлять равные возможности для самовыражения всем членам группы. Психотерапевт должен уметь управлять своим временем, чтобы не получилось так, что основное внимание уделяется общительным и открытым клиентам, в то время как более замкнутые и стеснительные остаются в тени. Исходя из этого правила, групповой психотерапевт, стремясь к одинаково уважительному отношению ко всем членам группы с учетом их индивидуальности, должен: • понимать и уважать различия (культурные, расовые, религиозные, возрастные, половые, физические и др.), существующие между членами группы; • следить за своим поведением в отношении отдельных членов группы и помнить о возможных пагубных последствиях фаворитизма или особых отношений с одними членами группы в ущерб остальным. Вполне понятно, что групповой психотерапевт будут выделять некоторых участников, однако все они заслуживают равного внимания; • предоставлять равные возможности всем членам группы, пытаясь включить в работу молчаливых детей, поощряя их попытки включиться в общение и предотвращая монополизацию и пустые разговоры. • если группа большая, психотерапевт может пригласить другого профессионального психотерапевт в качестве соруководителя. Правило 9. Двойственные взаимоотношения Двойственные отношения возникают в тех случаях, когда помимо отношений “психолог–клиент” существуют и другие отношения между ведущим и членами группы. Например, ведущий может одновременно являться учителем, знакомым или родственником члена группы. Двойственность приводит к неравноправности отношений, уменьшает объективность и мешает такому клиенту работать наравне с другими. Каждый член группы нуждается в доверительных отношениях с ведущим, но их вряд ли можно создать, если клиент и руководитель связаны опытом других отношений. Даже “ опытные” клиенты редко способны видеть только то, что происходит “здесь и теперь”, абстрагируясь от опыта предыдущего общения, тем более трудно ожидать такого поведения от “свежих” клиентов. Двойственные отношения могут существовать и между членами группы с теми же негативными последствиями для групповой работы. Например, взаимоотношения родных братьев или сестер являются скорее семейными, чем групповыми и могут помешать им в групповой работе. Необходимо всячески стремиться избегать подобных ситуаций. Групповой психотерапевт должен: • избегать двойственных отношений с членами группы, поскольку они могут повлиять на их объективность и профессиональные суждения, либо затруднить члену группы возможность полноправно участвовать в работе; • не стремиться использовать свою профессиональную роль и преимущества руководителя группы для установления и развития личных или социальных контактов с членами группы в течение всего времени групповой работы; • избегать использовать свои профессиональные отношения с членами группы для своей личной выгоды ни во время групповой работы, ни после ее завершения; • исключить всяческие сексуальные отношения с членами группы и рассматривать их как неэтичные; • не предоставлять профессиональные услуги в обмен на услуги со стороны членов группы; • не привлекать в свои группы членов своих семей, родственников, подчиненных или близких друзей; • обсудить с участниками возможные отрицательные последствия интимных отношений между членами группы; • в случае, если групповой психотерапевт является одновременно преподавателем, обучающим технике группового консультирования, и ведущим группы, в которой в рамках этого курса принимают участие его студенты, он не может оценивать академическую успеваемость студентов в зависимости от их участия в группе. При этом ведущий обязан разделять учебные задачи и задачи групповой работы и давать возможность студентам решать самим, в какой степени им раскрываться на группе и когда останавливаться при обсуждении своих проблем; • не допускается навязывание чьих-либо частных консультационных или терапевтических услуг членам группы, с которой работает психотерапевт. Правило 10. Использование техник и приемов При использовании некоторых психологических приемов также могут возникнуть определенные этические проблемы. Прежде чем использовать любую методику, психотерапевт должен ясно понять ее теоретические основания и рационально обосновать необходимость ее применения. Можно применять в своей работе только те приемы, которым специально учили, или делать это под руководством более опытного специалиста. Кроме того, необходимо соизмерять свои действия с восприимчивостью клиента. Например, если психотерапевт хочет использовать методику, которая может вызвать сильные эмоции, он должны точно знать, что делать с возможной сильной реакцией клиента, как управлять реакцией других членов группы и как обратить эти переживания на их пользу. В противном случае лучше повременить с такими упражнениями до тех пор, пока он не получит достаточную подготовку. А если брать специфические условия, то, например, даже прекрасное владение методами работы со взрослыми совсем не означает, что их можно применять в детских и подростковых группах. Например, одна из техник гештальттерапии как “пустой стул” часто используется для того, чтобы помочь клиенту пережить расставание с любимым человеком. Однако, как отмечает Р.Смид,– вряд ли это будет уместно в работе с детьми. Такое переживание может иметь позитивные последствия для подростков старшего возраста, но малышам сама идея разговора с кем-то отсутствующим может быть просто непонятна. С другой стороны, применение этой техники в работе с детьми среднего возраста может оказать на них слишком сильное эмоциональное воздействие. Таким образом, групповой психотерапевт может использовать только те методики, которыми он хорошо владеет. Все остальные он имеет право применять только под руководством супервизора, если придерживается того что он: • должен уметь сформулировать теоретические положения, на которые он опираются в своей работе, и уметь обосновывать свои действия; • должен соответствовать сложности и силе воздействия используемой им техники терапевтического вмешательства; • должен помнить о необходимости адаптировать свои методики для того, чтобы они соответствовали уникальным требованиям различных культурных и этнических групп. • должен помогать членам группы переносить полученные в группе знания в повседневную жизнь. Правило 11. Выработка целей Многие клиенты, особенно дети, не всегда способны ставить перед собой цели – ни краткосрочные, ни долгосрочные. Ведущий должен помочь им научиться ставить реалистичные личные цели и работать в направлении их достижения. Это правило касается и умения вырабатывать групповые цели. Если они смутны и неясны, работа на занятиях не будет эффективной. Групповой психотерапевт должен помогать членам группы выработать личные цели участия в группе с тем, чтобы: • использовать все свое умение и помочь членам группы сформулировать конкретные цели групповой работы ясным и понятным для них языком; • в процессе групповой работы помочь членам группы оценить степень продвижения к их личным целям и помочь пересматривать их, если это необходимо; • помочь членам группы определить, в какой степени их личные цели могут быть достигнуты в рамках конкретной группы. Правило 12. Консультации между занятиями В практике групповой работы могут возникать ситуации, когда член группы нуждается в дополнительных встречах с ведущим вне группы. Иногда такой запрос может исходить и от самого клиента. В этом случае психотерапевту необходимо заранее объяснить участникам, что вне группы могут обсуждаться только его личные проблемы, требующие особой конфиденциальности, но не проблемы, которые могут быть рассмотрены во время групповой работы. Тогда члены группы не смогут использовать индивидуальные встречи с вами для того, чтобы избежать работы над своими проблемами на группе. Например, клиент ведет себя на занятиях крайне агрессивно. Если, вопреки вышеизложенным правилам, психотерапевт начнет работать с ним между занятиями, то тем самым он лишает группу возможности проработать данную ситуацию, в то время как проработка ситуации внутри группы позволит интенсифицировать групповой процесс, который даст возможность остальным участникам выразить свои чувства и мнения по поводу грубого поведения этого человека, а самому клиенту – получить необходимую обратную связь по поводу собственного поведения. В связи с этим, групповой психотерапевт, стремясь разработать и объяснить участникам правила проведения консультаций между занятиями, должен: • следить за тем, чтобы отдельные члены группы не использовали консультации между занятиями для решения вопросов, которые относятся к теме группы и должны обсуждаться на групповых занятиях; • побуждать участников выносить вопросы, обсуждаемые на консультациях между занятиями, на групповые встречи, если эти вопросы относятся к теме работы группы; • обращаться за консультациями или за помощью, если возникают этические вопросы или трудности, которые мешают им эффективно вести группу; • обращаться за соответствующей профессиональной помощью при наличии у них проблем личного характера или возникновении конфликтов, которые могут помешать им профессионально выполнять свою работу; • обсуждать случаи из своей практики только для получения профессиональных консультаций или в целях обучения; • информировать членов группы о том, будут ли индивидуальные консультации конфиденциальны. Правило 13. Окончание групповой работы Суть этого правила в том, что ведущий должен внимательно следить за развитием группы и своевременно завершить групповые занятия. Групповая работа обычно ограничена по времени и должна быть спланирована так, чтобы закончиться до того, как участие в группе потеряет для ее участника всякий смысл. Во временных группах участники группы заранее знают, что через какое-то время занятия прекратятся. В проблемных группах клиенты остаются до тех пор, пока они не разберутся со своими проблемами. В любом случае психотерапевту необходимо заранее предупредить членов группы о скором окончании занятий и помочь им выработать планы дальнейших действий. Пожалуй, для всех членов группы очень важен способ завершения работы. Момент завершения групповой работы так же, как и момент преждевременного ухода участника из группы, предоставляет ведущему хорошую возможность научить клиентов прощаться и прекращать отношения. Таким образом, психотерапевт с тем чтобы обеспечить своевременное завершение работы группы в случае, если количество занятий не оговорено заранее, должен: • постоянно говорить членам группы об их достижениях и периодически предлагать им подвести итоги и оценить свой опыт, полученный в результате групповой работы; • способствовать тому, чтобы участники становились все более независимыми от группы. Правило 14. Оценка состояния группы и завершающие действия К моменту окончания групповой работы участники уже гораздо лучше осознают свои мысли, чувства и действия. Они собираются применять на практике усвоенные знания, новые формы поведения и получают необходимое подкрепление на занятиях группы. Но вместе с окончанием групповой работы исчезает и поддержка, и атмосфера безопасности. Поэтому очень важно запланировать встречу группы примерно через 3-4 недели после окончания занятий. Такую встречу можно рассматривать в качестве завершающего акта работы, где терапевт может проверить состояние клиентов и, при необходимости, оказать дополнительную помощь. Групповой психотерапевт, согласно этому правилу должен: • понимать важность непрерывного отслеживания состояния группы и помогать участникам оценивать свои достижения; • оценить групповую работу в целом на последней встрече или перед завершением работы; • следить за своим поведением и понимать, что оно может являться образцом для участников. Встречу ведущего с участниками группы после завершения ее работы можно проводить как общее собрание, как систему индивидуальных встреч, либо как объединение того и другого. Цель таких встреч – определить: степень достижения индивидуальных целей каждым участником; эффект от групповой работы для каждого из участников; необходимость дополнительной помощи отдельным членам группы. Каждому члену группы при необходимости должна быть предоставлена возможность личной встречи с психотерапевтом. Правило 15. Помощь других специалистов Иногда, уже после включения участника в группу, могут обнаружиться непредвиденные обстоятельства, требующие направления клиента к другим специалистам. Например, кто-то из участников группы может неожиданно высказать серьезные намерения покончить жизнь самоубийством. В этом случае психотерапевт должен в индивидуальном порядке выяснить реальность такой угрозы, сообщить об этом близким и направить клиента к психиатру. Или, если, например, девочка-подросток признается психотерапевту в том, что она, возможно, беременна, ему надо убедить ее сообщить об этом родителям и пройти медицинское обследование. Кроме того, ей может понадобиться помощь со стороны психотерапевта, специализирующегося на работе с беременными подростками. Если потребности конкретного члена группы не могут быть удовлетворены в рамках темы предлагаемой работы, групповой психотерапевт должен: ◦ рекомендовать данному участнику обратиться за помощью в другую профессиональную службу; ◦ знать о местных психологических службах, в которые они могут направить членов группы за соответствующей помощью; ◦ при необходимости помочь члену группы найти соответствующую психологическую службу. Правило 16. Профессиональная компетентность группового консультанта Нарушением этических норм для группового консультанта является использование недостаточно хорошо усвоенных и отработанных приемов и методов. Например, двухдневный семинар по технике психоанализа или гештальттерапии не может дать достаточных знаний и практических навыков для применения этих методов в групповой работе. Групповая работа является одной из наиболее сложных форм психологической работы и требует постоянного профессионального совершенствования ведущих. Непрерывное обучение и профессиональный рост – прямая обязанность групповых психотерапевтов. Для поддержания высокого уровня компетентности необходимо участвовать в работе профессиональных ассоциаций, повышать свой образовательный уровень и всячески стремиться к расширению связей между психологами и другими специалистами, способными оказать профессиональную поддержку. Без постоянного самосовершенствования психотерапевт может очень скоро оказаться неспособными оказывать адекватную психологическую помощь клиентам. Групповой психотерапевт должен профессионально совершенствоваться в течение всей своей деятельности. Это является его профессиональным долгом. Для обновления знаний и совершенствования профессиональных навыков групповой психотерапевт должен: ◦ заниматься своим образованием, иметь постоянную практику и принимать участие в мероприятиях по повышению профессиональной квалификации; ◦ быть в курсе научных исследований и новых разработок, относящихся к групповой терапии.   Литература Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия.– Мн., 1997.– С. 312-320. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.– М., 1990.– 368 с. Рутан Дж., Стоун У. Психодинамическая групповая психотерапия.– СПб., 2002.– С.34–48. Славсон С.Р. Группа сложных девочек// Знаменитые случаи из практики психоанализа/ Сборник.– М., 1995.–С. 255–287. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.– М., 1999.– С. 17-66, 239-252. Харин С.С. Искусство тренинга. Заверши свой гештальт.– Мн., 1998.–  С. 11-26. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии.– СПб., 2000.– С. 274-277, 296-304, 304-334.
«Руководство группой. Этика терапевта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot