Российское государство в XVII в.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 5.
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVII в.
X. Причины и сущность Смутного времени
В конце XVI - начале XVII вв. Россия пережила тяжелые события, получившие в истории название Смутного времени. Смута представляла собой
общегосударственный кризис, поразивший все жизненные устои общества:
социально-политическую сферу, экономику и общественную мораль. Для народа
Смутное время было временем безвластия, хаоса и небывалых социальных
потрясений, первой гражданской войной. Непосредственным толчком к началу
событий стала смерть царя Федора Ивановича в 1598 г., оставшегося бездетным, и
пресечение с его кончиной династии Рюриковичей. Окончание рода правящей
династии вызвало в народе растерянность, а в боярской среде спровоцировало
борьбу за царский трон, которая и привела к разрушению государственного
порядка.
В январе 1598 г. Земский собор избрал на царство боярина Бориса Годунова,
который во время правления недееспособного Федора Ивановича официально был
регентом, а фактически правил государством единолично. Будучи незаурядным
государственным деятелем, Годунов в первые годы правления проводил
последовательную политику, направленную на усиление государства. Укрепил
южные границы, продлил перемирие с Речью По- сполитой, вернул России
утерянные в Ливонской войне города Иван-город, Ям, Копорье, Карелы. Во
внутренней политике укрепил привилегии боярства и дворянства, поощрял
торговлю и ремесло, немного снизил налоги, издал несколько указов по освоению
Сибири и строительству новых городов.
Но с именем Годунова народ связывал и указ 1597 г. «об урочных летах»,
вводивший пятилетний срок сыска беглых крестьян. Этот указ вместе с введенным
ранее запретом на крестьянские переходы в Юрьев день был направлен на усиление
крепостного права.
Обострились также отношения между властью и казачеством. Бояре понимали, что пока существует казачья вольница, трудно рассчитывать на
закрепление крепостнических порядков. Поэтому с конца XVI в. началось
планомерное сокращение казачьих привилегий. В итоге именно казаки стали одной
из главных движущих сил надвигавшейся Смуты.
Стремление единолично властвовать, подобно Ивану Грозному, заставляло
Бориса Годунова, не слишком уверенно чувствовавшего себя на троне и
опасавшегося заговоров, поощрять доносы и интриги против политических
противников. Не чурался он и репрессий, излюбленными из которых были ссылка
или насильственное пострижение в монахи. Неслучайно поэтому в начале XVII в.
сложилась еще одна политическая сила, готовая вступить с Годуновым в борьбу бояре и столичное дворянство, отлученные от власти. Тем более что многие князья
и бояре считали себя по крайней мере равными по происхождению выборному
царю и стремились к ограничению царской власти и расширению своих
привилегий.
Осторожная внешняя и внутренняя политика Бориса Годунова до поры до
времени сдерживала нарастающие кризисные явления. Но неурожаи и страшный
голод 1601-1603 гг., выкосивший сотни тысяч людей, стали факторами,
ускорившими открытое противоборство во всех сословиях общества. Чтобы
снизить накал народного недовольства, Годунов в 1602 г. издал указ, по которому
вновь вводился Юрьев день, отмененный десятью годами ранее, но действенного
результата это не принесло. В итоге усилился отток крестьян на юг в вольные
военизированные казачьи поселения, а в окрестностях городов начал промышлять
разбоем обнищавший и одичавший народ. Самый большой отряд разбойников под
предводительством Хлопка был разбит в окрестностях Москвы в 1603 г.
Начавшийся процесс брожения народа быстро охватывал государство. Вновь
стал повсеместно обсуждаться вопрос о легитимности (законности) власти царя
Бориса. В этих условиях создалась благодатная почва для рождения различных
авантюр, в том числе и самозванства, к которому не случайно оказались
причастны противники нового царя - высшее духовенство кремлевского Чудова
монастыря. В 1604 г. царю доложили, что в Речи Посполитой появился человек,
выдающий себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. Расследование
показало, что самозванцем оказался беглый монах Чудова монастыря Григорий
Отрепьев.
Польский магнат (крупный землевладелец) Ежи Мнишек, заручившись
обещанием Лжедмитрия передать ему крупные денежные суммы и обширные
владения, выдал замуж за претендента на московский трон свою дочь и снарядил
войско. В августе 1604 г. Лжедмитрий вторгся в пределы Российского государства.
По мере приближения к Москве войско самозванца росло за счет всех обиженных
или недовольных царем. Служилые люди, не получающие жалованье,
мелкопоместные дворяне, казаки, беглые и неприкаянные холопы, отпущенные в
голодные годы на волю, все они, а нередко и отряды правительственных войск,
переходили на сторону Лжедмитрия.
Сейчас трудно утверждать, чего было больше в успешном окончании этой
авантюры. Ясно одно, что оппозиционное боярство готово было признать
претендента законным царем по политическим соображениям. Однако многие в
народе искренне верили в чудесное спасение царевича и его право на трон. Не
вызывает сомнения только то, что ни один из самозванцев не по' • к I (и.111|)• и
мдошт. па трон без открытой или тайной поддержки боярских • I •. 11и111 н ни н<
И/кодмитрий I нужен был для свержения Годунова и воцарения м н н н н 1и
11родI’пиштслей московской боярской знати. Очень вовремя для > • ч и н ы н цп и
апреле 1605 г. внезапно умер Борис Годунов. Престол перешел I ми» мну Федору,
но никакой силы за ним не было. Федор был убит, а 20 пнми* I (>().*> г,
Лжедмитрий I торжественно въехал в Москву.
По мнению историка В.О.Ключевского, та легкость, с какой самозванец
сумел до- ( при. московского 'фона и стать новым русским царем, объяснялась
наиболее удобным выходом, временно устроившим все борющиеся за власть
группировки. Поэтому, когда бояре договорились о следующем царе, а на •по им
потребовался год, быстро созрел новый заговор. В мае 1606 г. бояре ловко
использовали всеобщее недовольство народа тем, что Лжедмитрий I окружил себя
многочисленными иноземцами, которые вели себя чрезвычайно заносчиво, и
подняли народ на истребление поляков. Так, в результате мятежа был уничтожен
Лжедмитрий I.
На новое царство быстро созванный Земский собор избрал князя Василия
Шуйского. В.Шуйский был прямым ставленником бояр и, вступая на престол, дал
письменные гарантии московской аристократии соблюдать ее права и интересы.
Но воцарение В.Шуйского так и не принесло успокоения стране.
Вскоре после майского мятежа 1606 г. во владениях Ежи Мнишека объявился
новый Лжедмитрий II, спасшийся уже якобы от московской толпы. От его имени в
Россию стали посылаться доверенные лица, одним из которых был Иван
Болотников, бывший боевой холоп. Назначенный Лжедмитрием II воеводой,
И. Болотников быстро собрал новое войско, причем во многом это были те же
люди, что и у Лжедмитрия I (а затем они же окажутся и в Тушинском лагере). Не
встречая серьезного сопротивления со стороны правительственных войск, не
желавших умирать за боярского царя, И. Болотников к концу октября 1606 г.
подошел к Москве и осадил ее.
Сил для штурма Москвы у мятежников было недостаточно, а у В. Шуйского
надежных союзников не осталось. В этот критический момент царя спасла церковь.
Патриарх Гермоген сплотил жителей Москвы вокруг царя, а 15 ноября на его
сторону переметнулись бросившие И. Болотникова дворянские отряды
П. Ляпунова и И. Пашкова. В результате войско И. Болотникова у стен Москвы
было разбито. Его положение осложнялось и тем, что, несмотря на неоднократные
призывы, Лжедмитрий II в России еще не появился.
Неожиданную помощь болотниковцам оказал еще один самозванец, Илейка
Коровин, при поддержке казаков объявивший себя никогда не существовавшим
царевичем Петром Федоровичем. Лжепетр («сын» бездетного царя Федора)
двинулся на соединение с И. Болотниковым, находящимся в Туле. Однако к этому
времени окрепший царь Василий Шуйский направил свои войска к Туле и осадил
ее. В октябре 1607 г. она сдалась. Лжепетра повесили, а Иван Болотников был
сослан на Север, где его утопили.
Тем временем в России, наконец, объявился Лжедмитрий II (о его личности
достоверно ничего не известно; вероятнее всего, польские магнаты несколько раз
меняли кандидатуры, подбирая наиболее подходящего на эту роль человека). С
помощью польских отрядов очередной претендент на московский трон подошел к
Москве и в июне 1608 г. разбил лагерь у деревни Тушино. Сложилось неустойчивое
равновесие сил, когда самозванец не мог и не решался штурмовать Москву, а царь
Василий Шуйский никак не мог повлиять на ситуацию.
К началу 1609 г. Тушинский лагерь превратился в настоящий город с
царским дворцом и дворцовой жизнью. К Лжедмитрию II подходили новые
польские и казачьи отряды. В условиях, когда распоряжения исходили как от
В.Шуйского, так и от Лжедмитрия II, страну в буквальном смысле охватило
безвластие. По селам и городам разъезжали вооруженные отряды поляков, казаков,
дворян, различные ватаги и банды. Население грабили и поляки, и русские.
Пытаясь удержать ускользающую власть, В. Шуйский обратился за помощью
к шведскому королю. Тот прислал воинский отряд, а попутно начал прибирать к
рукам северо-западные русские земли. Слабый Шуйский стал мешать московским
боярам, и за его спиной они договорились призвать на московский престол
королевича Владислава. Летом 1610 г. Василия Шуйского свергли с престола и
постригли в монахи Чудова монастыря.
Власть в стране перешла к боярскому правительству из семи бояр, прозванных «семибоярщиной». Бояре 17 августа 1610 г. присягнули Владиславу и
впустили в Москву большой военный отряд. К концу 1610 г. Московское
государство выглядело полностью разрушенным. Насилие тушинцев и полная
бесконтрольность поляков со стороны существующей власти привели народ к
мысли о необходимости организации сопротивления.
Первое народное ополчение под руководством П. Ляпунова потерпело
поражение в основном из-за внутренних противоречий. Но второе, созданное в
Нижнем Новгороде К. Мининым и Д. Пожарским, освободило Москву от поляков в
ноябре 1612 г. После изгнания поляков по всем областям страны были разосланы
приглашения на Земский собор для избрания царя. Земский собор начал работу в
январе 1613 г. и после долгих споров новым царем 21 февраля 1613 г. был избран
боярин Михаил Романов, сын московского церковного иерарха Филарета.
Смута, разделившая две русские царские династии, привела к экономической
разрухе, обнищанию народа, утрате значительных исконно русских территорий. Но
страна все же сумела отстоять политическую независимость. Чтобы восстановить
разрушенное государство, предстояло выполнить огромную работу.
Внутренняя и внешняя политика первых Романовых
К первым Романовым история относит время царствования Михаила
Федоровича (1613-1645 гг. ) и его сына Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). • I..
I>11<ц| I одм серьезных социальных потрясений.
Шестнадцатилетнему Михаилу в наследство от Смуты досталась разоренная
страна. Казна была пуста, население терроризировали польские и местные банды.
Восстановление экономики затруднялось рядом причин: тяжелыми людскими и
территориальными потерями, низким плодородием почв Нечерноземья, где до
середины XVII в. размещалась основная масса населения, планомерным
укреплением крепостничества, не создававшего у крестьян заинтересованности в
результатах своего труда, и усилением налогов.
С середины XVII в. наметился рост сельскохозяйственного производства
благодаря освоению черноземов центра России и Среднего Поволжья, но рост
сдерживался малоэффективными орудиями труда. По-прежнему использовались
соха и борона при вспашке земли, а серп при уборке урожая. Основными
зерновыми культурами были рожь, овес, ячмень, в меньшей степени пшеница.
Тормозило развитие сельского хозяйства и господство феодальных отношений, в
условиях которого большинство землевладельцев относились к средним и мелким.
Ремесленное производство оставалось мелкотоварным. Преобладала
специализация отдельных районов. Так, в Поволжье обрабатывались кожи, в
Поморье добывалась соль, в Новгороде - льняные ткани, а в Туле - оружие и
изделия из железа. Появились первые мануфактуры, отличавшиеся от ремесленной мастерской наличием разделения труда, что и давало выигрыш в
производстве товара. Но они работали на казну и не были связаны с рынком. В
качестве рабочей силы использовались крепостные крестьяне. Это и привело к
тому, что развитие мануфактур в России, в отличие от Западной Европы, не
привело к появлению буржуазных отношений.
Развивалась внутренняя торговля, постепенно охватывавшая всю страну.
Большую роль стали играть ярмарки, особенно Макарьевская на Волге и
Ирбитская на Урале. Но натуральная основа экономики по-прежнему преобладала.
Складывавшиеся элементы рыночных отношений затрагивали только верхи
общества и часть городского населения. Внешняя торговля сильно ограничивалась
наличием всего двух портов в Архангельске и Астрахани и отсутствием своего
торгового флота. Практически полностью внешняя торговля находилась в руках
иностранных купцов. В середине века правительство, учитывая интересы русского
купечества, начало проводить политику протекционизма. В 1653 г. был принят
Торговый устав, устанавливающий пятипроцентную пошлину с цены ввозимого
товара, а в 1667 г. по Новоторговому уставу вводилась десятипроцентная пошлина
на все иностранные товары. Эта мера вела и к пополнению казны.
Перед Михаилом Федоровичем стояла задача восстановления органов государственного управления. Старая система управления на основе вотчинного
хозяйства и бесконтрольного произвола феодалов явно устарела. Россия пошла по
пути формирования сословно-представительной монархии. С самого начала
царствования Михаил Федорович понимал, что без опоры на все слои населения
ему не удастся возродить Россию. Ближайшими помощниками стали мать, а после
возвращения в 1619 г. из польского плена отец - Федор Никитич Романов (в
монашестве Филарет). Сразу после возвращения Филарет был избран Московским
патриархом, а с 1622 г. становится соправителем сына с титулом Великого
государя. Умный, властный и опытный Филарет уверенно правил страной вместе с
Михаилом вплоть до своей смерти в 1633 г.
Подданные поняли главное: юный царь стремится принести мир и спокойствие измученной стране, и сплотились вокруг него. Это единение получило
выражение в работе Земских соборов. В годы правления первых Романовых они
играли значительную роль, особенно с 1613 по 1622 гг., когда Земский собор
приобрел характер представительного собрания. В полном составе Земский собор
состоял из четырех курий: Боярской думы, Освященного собора (высшее
духовенство); представителей дворянства и купечества; выборных от посадского
населения городов и черносошного крестьянства. В первые 10 лет царствования
Михаила Земские соборы собирались почти ежегодно. Историческая заслуга их в
восстановлении государства была велика, однако окончательные решения
принимал царь. Но по мере укрепления царской власти и стабилизации обстановки
в стране Земские соборы собирались все реже. Особенно укрепил роль и значение
царской власти патриарх, правивший страной до своей смерти в 1633 г. фактически
единолично.
После смерти патриарха в последние годы царствования Михаила активная
работа Земских соборов возобновилась. Однако соборы стали созываться лишь для
утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения
перспектив развития страны, как прежде. В эти годы Михаил Федорович
принимает важные решения, направленные на укрепление крепостного права. В
1637 г. царь увеличил срок розыска беглых крестьян до 9 лет, а в 1641 г. - до 10 лет.
После смерти Михаила новым царем в 1645 г. стал его сын Алексей Михайлович. В первые годы он еще опирался на сословно-представительные органы
власти. Особую роль в истории России сыграл Земский собор 1648- 1649 гг. К
этому времени стало ясно, что Судебник 1550 г., считавшийся основным
законодательным документом, и принятые в дополнение к нему законы, зачастую
противоречившие друг другу, устарели. Особенно остро эта проблема встала перед
молодым царем Алексеем Михайловичем в 1648 г., когда москвичи, крайне
недовольные налоговой политикой властей на потребление соли, учинили
«Соляной бунт».
■
.
I
•
(и 111 принял новый свод законов — Соборное
уложение, став им. и
«уинцнс дна века главным законодательным актом
России. В утмачжи впервые в российской истории был определен статус
I
I .и нерхонного главы государства. Устанавливалась смертная
казнь за и* п щ и I сльство на жизнь государя и за государственную измену. Тем
самым (н.шп заложены предпосылки отхода от сословно-представительной монархии к абсолютной. В уложении вводилась норма бессрочного сыска беглых
крестьян, что означало окончательное оформление крепостного права.
По мере укрепления самодержавной власти роль Земских соборов и Боярской
думы уменьшалась. Один из последних соборов в 1653 г. решал вопрос о
воссоединении Левобережной Украины с Россией. В 1660-1680 гг. собирались
преимущественно боярские сословные комиссии.
Другим совещательным органом власти была Боярская дума. Она состояла из
четырех думных чинов: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Состав
думы постоянно менялся. Если в начале правления Михаила Федоровича в нее
входило 30-40 человек, то в конце царствования Алексея Михайловича членами
думы было около ста человек. Наиболее важные решения принимались Блю/сней
думой, в которую входило несколько наиболее приближенных к царю вельмож, не
обязательно бояр.
Дума обсуждала административные и судебные вопросы, разрабатывала
указы и законы. Члены думы назначались послами, начальниками приказов или
городовыми воеводами. Все решения царя и Боярской думы облекались в форму
царских указов, которые становились обязательными для органов центрального
управления - приказов. Приказы делились на общегосударственные: Посольский,
Поместный, Разрядный, Большой казны и др.; и территориальные: Сибирский,
Малороссийский и др. Приказы возглавлялись боярами, окольничими или
думными дьяками. Распределение дел между ними часто было нечетким и
запутанным. Нередко происходило дублирование одних и тех же вопросов
несколькими приказами.
Несмотря на Смуту, местное управление во многих городах сохранилось и
потребовало лишь незначительного вмешательства власти. Правительство
назначало воевод из дворян на один или два года. Они занимались повышением
обороноспособности, строительством и ремонтом дорог, мостов, сбором налогов.
В первой половине XVII в. складывалась социальная структура российского
общества, а в Соборном уложении была закреплена его сословная организация.
Все население делилось на служилых и тягловых людей. Служилые люди в свою
очередь делились на служилых «по отечеству» (по происхождению) и служилых
«по прибору». Служилые «по отечеству» включали в себя: думные чины (высшие
•
чины, входившие в Боярскую думу), чины московские (бояре и дворяне, жившие в
столице и ближайшей округе, но не входившие в Боярскую думу), чины городовые
(провинциальное дворянство). Служилыми «по прибору» были стрельцы, пушкари,
городские казаки и ремесленники. Это сословие налоги не платило.
Во главе служилого сословия находилась боярская аристократия - потомки
бывших великих и удельных князей. Они занимали все высшие государственные
должности, но постепенно их позиции теснили выходцы из московских и
городских чинов. Шел процесс слияния бояр и дворян в один класс
государственных служилых людей. Шло постепенное стирание различия между
вотчинным и поместным владением. Это слияние привело к отмене местничества в
1682 г.
Основную массу населения составляли тягловые люди (несущие «тягло», то
есть платящие налоги государству). К ним относились крестьяне и посадские
люди. Крестьянство делилось на четыре группы: частновладельческие,
монастырские, черносошные или государственные и дворцовые. В отличие от
крепостных крестьян, государственные и дворцовые несли только одно тягло, в
пользу государства. Черносошные крестьяне были лично свободными, но с
передачей государственных земель в руки служилого сословия они переходили в
разряд крепостных. Посадские люди - это торгово-промышленное городское
население.
Еще одну группу населения составляли холопы. Они не служили и не платили налоги государству. Они являлись личной собственностью своих хозяев.
Особой группой было казачество. Казаки исторически жили на пограничных
территориях Русского государства, преимущественно на Дону и Днепре. Казачья
вольница поначалу доставляла массу хлопот московским властям, поскольку
являлась притягательной силой для беглых крестьян из центральных районов
страны. Но уже Михаил Федорович установил прочный союз с казачеством.
Московское правительство признало за казаками право на владение землей,
оказывало им помощь продовольствием, деньгами и оружием. За это казачество
обязывалось нести пограничную службу па рубежах государства. И в течение всего
XVII в. оно вело непрерывную борьбу с турками, крымскими татарами и
ногайцами.
Еще одной несомненной заслугой казачества перед государством стало его
активное участие в необычайной по темпам и размаху колонизации Сибири и
Дальнего Востока. Первыми шли легкие на подъем отряды казаков. Вторую волну
колонизации составляли царские воеводы и предприимчивые торговые люди.
Сибирь манила неисчислимыми пушными богатствами. Постепенно поток вольных
переселенцев нарастал, и колонизация новых земель приводила к прочному
вхождению Сибири и Дальнего Востока в состав государства.
В 1618 г. был построен Кузнецкий острог, через год Енисейский, а в 1628 г.
был основан Красноярск, ставший на долгие годы главным оплотом России в
Сибири. И в 1632 г. сотник Бекетов основал Якутск, а в 1639 г. отряд Ивана
Москвитина вышел на побережье Тихого океана. В 1645 г. сибирский казак
В. Поярков, проплыв по Амуру, вышел в Охотское море и открыл о. Сахалин.
Промышленник Ерофей Хабаров в 1649-1651 гг. исследовал Приамурье. Сильные
духом казачьи отряды участвовали и в полярном мореходстве. Так, в 1648 г.
крупный морской поход под руководством Семена Дежнева закончился открытием
пролива между Азией и Америкой. Наконец, в 1697-1699 гг. казацкий десятник
Владимир Атласов исследовал Камчатку.
Процесс вхождения сибирских народов в состав Российского государства
завершился в течение XVII в. Многие местные племена приняли российское
подданство добровольно, они рассчитывали на выгодную торговлю с русскими.
Мирно складывались отношения русских с остяками, вогулами, ненцами,
эвенками, коряками, бурятами, якутами. Трения возникли при соприкосновении с
чукчами. А казакам Е.Хабарова пришлось воевать с маньчжурами. Русское
продвижение в Сибирь сравнивали с открытием «Нового света», но было одно
коренное отличие. Испанцы и англичане при заселении Америки в массовом
порядке уничтожали коренное население.
Казацкая вольница таила и опасность, будучи притягательной силой для всех
беглых и недовольных жизнью. После окончания в 1669 г. русско- польской войны
за Украину на Дон вернулись ее участники, почти ничего не получившие за свою
службу. Обстановка резко накалилась, и в этих условиях атаман Степан Разин
бросил клич о походе на Волгу и Каспий пограбить персидские торговые суда.
Персидский поход укрепил авторитет С. Разина. За зиму 1669-1670 гг. вокруг
атамана сформировалось целое войско, и он принял решение идти уже на бояр.
В 1670-1671 гг. восстание охватило все Поволжье, многие центральные
уезды, Дон и переросло в настоящую войну. Основной движущей силой стали
массы крепостных крестьян и городской бедноты. По разным оценкам в войне
участвовало до 200 тыс. человек, но численность самого войска С.Разина
колебалась от 13 до 20 тыс. человек. Для придания своему движению законности
С.Разин объявил, что в их рядах находится царевич Алексей Алексеевич (в
действительности к тому времени уже умерший).
Царское правительство было вынуждено отправить против восставших
целую армию во главе с князем Ю.Долгоруким. Под Симбирском С.Разин
потерпел решающее поражение, а в апреле 1671г. был схвачен казачьей верхушкой, предавшей его, и выдан царским властям. Вскоре С.Разин был привезен в
Москву, где и казнен на Красной площади, не выказав слабости духа.
Расправа над восставшими казаками и беднейшими слоями общества
наглядно показала, что существовавшее единение общества при Михаиле
Федоровиче к концу правления Алексея Михайловича было разрушено. Монархия
все отчетливее приобретала черты абсолютизма.
Внешнеполитические проблемы после окончания Смуты для своего решения требовали напряжения всех сил разоренного государства. Значительная
часть северо-западных земель вместе с Новгородом находилась в руках шведов.
После нескольких столкновений с посланными царскими войсками шведы пошли
на заключение мирного договора. В 1617 г. он был заключен, и по его условиям
Новгород возвращался России, но все побережье Балтийского моря вместе с
городами Ям, Копорье, Орешек и Иван-город оставалось н руках шведов. Все, что
московскими государями было завоевано в XVI в., стало платой за безвластие
Смутного времени.
Большую опасность для молодого царя представляло польско-литовское
государство – Речь Посполита. Король Сигизмунд и королевич Владислав не
оставляли мысли занять московский трон. В 1618 г. Владислав предпринял
большой поход на Москву. Михаилу Федоровичу удалось отстоять независимость,
и в декабре 1618 г. в селе Деулино у Троице-Сергиева монастыря было подписано
перемирие на четырнадцать с половиной лет. Польша сохраняла Смоленск, но
отдавала Чернигов, Новгород-Северский, другие города и возвращала всех
пленных, захваченных в смутные годы. По Деулинскому перемирию в Москву
возвратился и отец царя Михаила Филарет.
Борьба за Смоленск с новой силой развернулась в 1632-1634 гг. Из-за
бездарности военачальника М. Шеина война для России оказалась неудачной. Но
Владислав, став после смерти Сигизмунда королем, счел за лучшее заключить с
Москвой мирный договор. Смоленск остался у поляков, а в качестве компенсации
Владислав окончательно отказался от своих прав на русский престол и признал
Михаила Федоровича законным монархом.
Заключенный мирный договор не разрешал противоречий между Россией и
Речью Посполитой. В середине XVII в. русско-польские отношения стали
определять события на Украине. Украинский и белорусский народы испытывали
притеснение не только со стороны польской шляхты, но и католичества. Идейными
центрами западнорусского православия стали Моги- лянская духовная академия и
Киево-Печерский монастырь. В ответ на усиление гнета с 1648 г. на Украине
развернулось освободительное движение «о главе с гетманом Богданом
Хмельницким. Опорой восставших стала Запорожская Сечь. Гетман понимал, что
самостоятельно ему не справиться с Польшей. Поэтому он обратился к России с
просьбой принять Украину в се состав. В 1653 г. Земский собор вынес решение о
воссоединении Украины и России. В январе 1654 г. Переяславская Рада
официально постановила принять российское подданство. Одновременно это
означало начало новой войны с Польшей. Война стала длительной и изнуряющей
для обеих стран. Закончилась она только в 1667 г. Андрусовским перемирием.
Россия возвратила Смоленск и присоединила Левобережную Украину с Киевом.
Право- бережная Украина осталась под властью Польши.
11» и
1ч >
к)
XVII I». острой
проблемой оставались
южные границы •.н^п I , и-. ни ню, последний островок Золотой Орды, для России
< и т.пос. Вся тяжесть борьбы с опустошительными набегами
.
м ыр легла на плечи казачества. Военное столкновение России с
I |и.) г о |, им ханством назревало и вылилось в полномасштабную войну
1677— I (.н I 1 1 ,, когда татары вместе с турками вторглись на Украину. В
результате (им-пых действий русские войска имели перевес, но решающего
преимуще- с I на добиться были еще не в силах.
3. Церковная реформа Никона и ее последствия
После Смуты в первой половине XVII в. в Россию устремился поток
переселенцев из германских княжеств, Голландии. Люди бежали из Европы от
ужасов кровопролитной тридцатилетней войны. Златоглавая Москва с бойкой
торговлей и спокойной жизнью поражала европейцев. Многие переселенцы
переходили в православную веру. Часть из них оседала в Немецкой слободе на
реке Яуза под Москвой. Они продолжали жить по своим традициям. Театральные
представления, балы, заморский быт вызывали неподдельный интерес у
московской знати. Постепенно начали формироваться позиции российских
западников и сторонников национальной самобытности России. Впервые в
русском обществе был поставлен геополитический вопрос о месте России в мире.
Наибольшую остроту он получил в православии в ходе церковной реформы.
Церковная реформа проводилась не на пустом месте. Она имела ряд важных
причин и глубокие исторические корни. Еще во второй половине XV в. в русской
церкви утвердилась мысль о том, что после Флорентийской унии с римской
католической церковью и падения Византии, престиж Константинополя как центра
мирового православия упал. Со временем эта мысль трансформировалась в
убеждение, что истинное христианство сохранилось только на Руси. Монах
псковского Елизарова монастыря Филофей в XVI в. придал ей геополитический
характер. Он развил теорию «Москва - третий Рим», согласно которой Москва
объявлялась центром православного мира и защитницей всех православных.
Теперь, при Алексее Михайловиче, она получила второе рождение. Русская
дипломатия начала осуществлять идею, которая полностью была реализована в
ХУШ-Х1Х вв.: использование христианского населения Балкан, входившего в
состав Османской империи, в качестве политического союзника.
Другой причиной проведения реформы стала необходимость повышения
авторитета церкви, сильно пошатнувшегося в первой половине XVII в. В 1636 г.
девять нижегородских священников обратились к патриарху Иоасафу с
челобитной, в которой указывали на многочисленные беспорядки в жизии
приходского духовенства и требовали строгих мер воздействия. Такие же жалобы
поступали и из других мест. Картина складывалась мрачная: вместо того чтобы
заботиться о душах своих прихожан, священники вместе с местной знатью
проводили время в пьянстве и распутстве. Широкое распространение получило и
корыстолюбие.
Для исправления ситуации вокруг С.Вонифатьева, духовника и наставника
юного царя Алексея, собралась группа горячих поборников церковного
благочестия: проповедник Иван Неронов, протопоп Аввакум Петров, Спиридон
Потемкин, новгородский митрополит Никон (будущий патриарх). Это сообщество
единомышленников вошло в историю под названием «кружок ревнителей
благочестия». Именно в этой группе талантливых людей (С.Потемкин, к примеру,
знал пять иностранных языков) родилась идея необходимости церковного
реформирования.
Наконец, была еще одна чрезвычайно важная причина реформы, которая к
конечном счете и привела к расколу православия. Как известно, книгопечатания на
Руси не существовало почти до конца XVI в., поэтому священные книги
переписывали от руки. Естественно, при переписывании неизбежно возникали
ошибки, искажался первоначальный смысл. Все это приводило к разночтению в
трактовке обрядов и смысле их исполнения. Необходимость исправления ошибок в
богослужебных текстах, накопившихся в течение нескольких веков, понимали все.
Проблема заключалась в решении вопроса: какие тексты брать за основу правки и
кому ее доверить?
Впервые о необходимости исправления церковных книг заговорили и
духовные, и светские власти в начале XVI в. В качестве авторитетного переиодчика был выбран ученый монах из Афонского монастыря Максим Грек (в миру
Михаил Триволис). Его вывод был неутешителен для русского духовенства.
Ученый-энциклопедист, выполнив громадную работу, указал на коренное
несоответствие русских православных книг греческим и древнеславянским
оригиналам. Неудивительно, что русское духовенство и светская класть,
считавшие себя хранителями православия, в своей массе не восприняли выводов
Максима Грека.
Исправление церковных текстов по греческим образцам вольно или невольно
ставило под сомнение каноны русских православных святых, бросало тень на
традицию патриотической школы Сергия Радонежского, утверждавшей особый
характер русского православия, его отличие от византийского. Даже Иван Грозный
остался верен древнерусским традициям, утверждая: «Греки нам не Евангелие. У
нас не греческая, а русская вера».
Одной из главных проблем православия, восходящей к крещению Руси и
противоречащей современной греческой традиции, была сложная и противоречивая проблема двоеперстия или троеперстия. Во-первых, во время
крещения Руси князем Владимиром византийская церковь следовала Сту*! «• - мм |мI и>рыГ| и был положен в основу русского православия.
II
М1чу
VI I пну на Руси стали креститься двумя перстами. Однако
в
и III .... п 11|I ниIгни широкое распространение получил Иерусалимский
ымшмН новым шагом в богословии. Он предусматривал троеперст.....
троекратное произношение «аллилуйи» («трегубая алли-
I .и • I ,1 Iшоке отменял земные поклоны на коленях (бить челом о землю) и
I им ос'то них поясные поклоны.
По нгорых, в христианстве отсутствовали строгие каноны крещения. I и . и
Пнчаптии Константинопольский патриарх Иоанн Златоуст в конце IV в. писк
крестное знамение одним перстом. В XI в. стали креститься двумя перстами, а
после XII в. — тремя. Два последних варианта считались правильными. А в
католицизме вообще крестное знамение осуществлялось всей ладонью.
Правительство Алексея Михайловича, хорошо понимая всю опасность изменения церковных традиций, тем не менее, склонялось к мысли о необходимости
пересмотра всех церковных обрядов и приведения их в соответствие с греческим
богослужением. Свое решение власть обосновывала стремлением упорядочить
богослужение в русской церкви, искоренить рост религиозного вольномыслия и
предотвратить падение авторитета духовенства.
Существовал и политический подтекст. Именно в это время готовилось
присоединение Украины к России, а киевское православное духовенство еще в
тридцатые годы XVII в. провело у себя такое же исправление богослужебных книг
по греческому образцу, какое готовилось в Российском государстве. В этом смысле
реформа должна была продемонстрировать отсутствие различий в православии
Украины и России и облегчить воссоединение Украины.
Теперь видно, насколько сложным был политический и церковный расклад в
России накануне проведения церковной реформы. Для ее проведения нужен был
решительный человек. Свой выбор власть остановила на новгородском
митрополите Никоне, который в июле 1652 г. был избран патриарх хом
Московским и всея Руси. Никон сделал то, чего от него ждали: предписал
креститься тремя перстами, ввел троекратную «аллилуйю», писать в текстах имя
Иисус (а не Исус, как ранее) и т.д. В 1654 г. он созвал Церковный собор,
одобривший новшества и внесший изменения в богослужение. Православные
патриархи:
Константинопольский,
Иерусалимский,
Александрийский
и
Антиохийский одобрили начинания Никона.
Может быть, не случайно Никон, крестьянский сын, был вознесен на
вершину власти, когда сам царь Алексей Михайлович называл его своим
«собинным другом». Реформа шла тяжело, с помощью насилия. Патриарх был
склонен к бескомпромиссности и прямолинейности. Отстранив московских
правщиков священных книг, Никон сделал ставку на монахов московского
Андреевского монастыря, большинство из которых были выходцами из украинских
монастырей, преимущественно Киево-Печерского.
С первых же дней пребывания у власти Никон порвал все связи с прежними
единомышленниками, которые оказались в числе наиболее последовательных
противников реформы. Полемика между староверами и сторонниками Никона
вылилась в настоящую идеологическую войну. Люди не смогли воспринять столь
резкого перехода к новым обычаям. Книги, по которым жили их отцы и деды,
всегда считались священными. Русские люди не понимали сущности и коренных
причин проводимой церковной реформы, а разъяснительную работу никто не
проводил, да и не мог, наверное, провести. Низшее духовенство в своей массе
практически ничем не отличалось в образовательном отношении от народа.
Поэтому старые книги часто прятались, а крестьяне и посадские люди с семьями
бежали в леса, уходили на Север.
Особую остроту и непримиримость приобрело противостояние патриарха и
протопопа Аввакума, который в 1653 г. был закован в цепи и отправлен в ссылку в
Восточную Сибирь. Противников реформы стали называть старообрядцами.
Старообрядчество приобрело массовый характер после сожжения Аввакума. В
одном ряду с Аввакумом стояли боярыня Ф.Морозова, одна из самых знатных и
богатых женщин России, ее сестра княгиня Е.Урусова и др.
Никон недолго пробыл на патриаршем престоле. Получив высшую духовную
власть, он, подобно Филарету, стал добиваться и высшей государственной власти.
Стремительно поднявшись из самых низов общества к его вершине, он утратил
чувство реальности. Никон не захотел понять, что своим возвышением он был
обязан не исключительным личным качествам или «божьему промыслу», а выбору
царского правительства, которое нуждалось в энергичном церковном реформаторе.
Недопонимание этого определило его столь же стремительное падение. В 1658 г.
произошел разрыв с царем и Никон удалился в добровольную ссылку, длившуюся
до 1664 г. Не дождавшись от царя приглашения вернуться на патриарший трон,
Никон вернулся в Москву, но было поздно. Алексей Михайлович уже принял
решение. По его приглашению в 1666 г. в Москву прибыли Александрийский
патриарх Паисий и Антиохийский патриарх Макарий, которые и низложили
Никона до сана простого монаха. Чуть позже, в декабре этого года, Никон был
отправлен в Ферапонтов монастырь на Белое озеро.
Именно Церковный собор 1666-1667 гг. узаконил осуществленные изменения
в русской церкви и отменил решения Стоглавого собора. Отныне все несогласные с
введенными новыми обрядами подлежали отлучению от церкви. Эти решения
собора положили начало расколу церкви. До раскола Русь была духовно единой, но
решения собора сделали разрыв между официальной церковью и старообрядцами
окончательным и необратимым. Основную массу раскольников составляли низшее
духовенство, тягловые посадские люди и крестьяне. В борьбе против
старообрядцев официальная церковь была вынуждена обращаться за помощью к
государству, признавая тем самым свою зависимость от светской власти. Таким
образом, был сделан еще один шаг в сторону введения в России абсолютизма.