Российская Федерация на современном этапе (с 90- х гг.XX в.).
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3-4 «Российская Федерация на современном этапе (с 90- х гг.XXв.).
«Россия в мировых интеграционных процессах и формирование современной и
международно-правовой и экономической системы»
Внутренняя политика
1.Борис Николаевич Ельцин (1992-1999 гг.)
12 июня 1991 г. всенародным голосованием Б. Н. Ельцина избрали первым Президентом РСФСР.
После распада Советского Союза перед российским руководством остро встала задача сохранения государственного единства. Практически все российские автономии сразу же заявили о своем суверенитете, а некоторые из них даже взяли курс на выход из состава Российской Федерации.
В сложившейся обстановке с большим трудом удалось 31 марта 1992 года подписать Федеративный договор, определявший характер взаимоотношений между субъектами Российской Федерации Он был одобрен VI съездом народных депутатов и стал началом конституционной реформы в России.
В новой Конституции России президентской командой был предложен Проект, который предусматривал наличие «сильной» президентской республики. Представители Верховного Совета, наоборот, настаивали на концепции «сильного» парламента. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов России деятельность правительства была оценена резко отрицательно
Президентская сторона, не желая упускать инициативу, выступила с предложением проведения референдума о доверии Президенту, его социально-экономической политике, о необходимости проведения досрочных президентских выборов и проведении перевыборов народных депутатов. Предложение на чем настаивала президентская сторона, не прошли. Это еще больше усилило политическое противостояние, ни одна из сторон идти на уступки не пожелала. Открытая конфронтация в условиях назревавшего внутриполитического кризиса становилась неизбежной.
В условиях этого опасного баланса сил и интересов Б.Н.Ельцин 21 сентября 1993 года издал указ о проведении конституционной реформы, первым шагом к реализации, которой был роспуск Верховного Совета и проведение в декабре нового референдума о новой конституции России, а также выборов в новые государственные органы власти. Верховный Совет и Конституционный Суд признали действия Президента незаконными и объявили об отстранении его от должности. Обязанности главы государства временно возложил на себя вице-президент А.В. Руцкой. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября Белый дом был окружен и расстрелян из танков, многие сторонники оппозиции и участники защиты Белого дома были арестованы.
Силовое решение этого конфликта позволило Б.Н.Ельцину провести 22 декабря 1993 года выборы в двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную думу). Состоялись выборы в Государственную Думу и референдум по новой конституции. Конституция предоставляла обширные права Президенту, включая право вето. Российская Федерация становилась президентско-парламентской республикой.
17 декабря 1995 года, состоялись выборы нового парламента Российской Федерации
Придя к власти в результате выборов 1996 г., Ельцин по состоянию здоровья фактически не мог управлять страной. Попытки решить проблемы путем кадровых перемен только дестабилизировали ситуацию. Финансовый кризис августа 1998 г. быстро перерос в общеэкономический и социальный. Началось резкое падение и без того низкого уровня жизни населения.
На выборах в Государственную думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В. В. Путиным общественно-политическое объединение «Единство» получило большинство голосов избирателей. 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу. Он объявил о своей отставке.
Разработка новой Конституции
Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г.
В 1992 г. работа над Основным законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя.
Президент выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой президентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить положение Конституции РСФСР о полновластии Советов как источника всей — законодательной, исполнительной и судебной — власти.
Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет. Напряжённая борьба Президента и Верховного Совета заняла весь 1992 г. и первые девять месяцев 1993 г.
Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в совещании отказалось. Парламент развернул кампанию по отстранению Президента от власти.
Политический кризис 1993 г.
К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию, было невозможно.
21 сентября 1993 г. Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти — Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всенародное голосование (референдум) согласованный проект Основного закона.
- Конституция.
12 декабря 1993 г. был проведен референдум по проекту новой Конституции России, получившей одобрение 58,4% участвовавших в голосовании граждан России. По этой Конституции Россия стала президентской республикой, т.е. президент является одновременно главой государства, возглавляет исполнительную ветвь власти, назначает ключевых министров, обладает законодательным правом, издавая Указы. Высшим органом исполнительной власти является правительство. Одновременно с этим были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации - органы, которых не было в действующей тогда Конституции; и которые должны были быть образованы только после принятия новой Конституции.
- Российская многопартийность
Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели решающее значение для развития российской многопартийности в 90-е гг.
Деятельность КПСС указом Президента Б. Н. Ельцина в сентябре 1991 г. была запрещена. В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая стала самой массовой политической партией страны. Её численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек.
Фракция КПРФ в Государственной думе в 90-е гг. была одной из самых многочисленных. После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии.
Значительным авторитетом и влиянием в начале 90-х гг. пользовались либеральные партии. Кризис коммунистической идеологии и практики способствовал росту интереса населения к либерализму. Либералы были последовательно объединены в партии и движения «Выбор России», «Демократический выбор России», Союз правых сил. Но под влиянием экономических неудач, особенно после кризиса 1998 г., настроения людей изменились. Численность либеральных партий снизилась, а программные установки были скорректированы.
ЛДПР сумела найти свой устойчивый электорат — избирателей, поддерживающих её на всех выборах.
Предпринимались и попытки создания центристских политических партий. В этом направлении эволюционировала Демократическая партия России. В 1995—2000 гг. авторитетным было движение «Наш дом — Россия», которое называли партией власти.
Президентские выборы 1996 г.
Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путём всенародного волеизъявления. В выборах участвовали 11 кандидатов — Президент РФ Б. Н. Ельцин, бывший президент СССР М. С. Горбачёв, лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов. 3 июля 1996 г. победу во втором туре одержал Б. Н. Ельцин.
Результаты политического развития в 90-е гг. XX в.
- Главным событием политической жизни страны 90-х гг. стала ликвидация всевластия Советов и формирование новой политической системы, основанной на разделении властей.
- Оформился и стал важным фактором политической жизни страны российский парламентаризм.
- Сложилась независимая от высших органов власти система местного самоуправления.
- Государственные и местные органы власти впервые избирались путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.
- Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность.
2.Владимир Владимирович Путин
Народное доверие Владимир Владимирович начал зарабатывать еще, будучи премьером, когда, наконец-то, предпринял решительные действия по разрешению чеченского конфликта (Второй Чеченской войны). 30 декабря 1999 года, после выступления со статьей «Россия на рубеже тысячелетий», в которой он кратко описал свое видение дальнейшего развития государства и его места в мире, рейтинг российского премьера составил 49% (превысив рейтинг Ельцина), а уже в январе 2000 года народное доверие выросло до 55%.
После правительства Ельцина, новому главе государства страна досталась в состоянии, близком к разрухе, с огромным числом экономических, политических и социальных проблем. Внутренний валовой продукт России был в пять раз меньше, чем у Китая, и в десять раз меньше, чем у Соединенных Штатов.
25 февраля 2000 года Путин опубликовал свое «Открытое письмо» к избирателям, где кратко описал все необходимые для последующего развития государства реформы, и немедленно приступил к их реализации. Все эти преобразования сводились к четырем основным принципам:
решение социальных проблем и борьба с бедностью;
защита внутреннего рынка от произвола олигархов и разгула преступных группировок;
возрождение национального достоинства страны путем повышения личного достоинства граждан;
построение внешней политики России по принципу учета ее национальных интересов.
В феврале-марте Путин начал продвигать идею о равной степени удаления рыночных субъектов от государственной власти. После этого начал назревать конфликт руководства страны с некоторыми олигархами. В то же время поддержка мелкими и средними предпринимателями правительства выросла в несколько раз. Что касается борьбы с олигархатом, то она, хоть и затянулась на несколько лет, но в результате обернулась поражением последних. Самыми громкими стали дела Бориса Березовского, Романа Абрамовича, а также Михаила Ходорковского, ЮКОС которого был в итоге национализирован.
В мае 2000 года Президент начал федеративные преобразования. Например, Совет Федерации, состоявший из губернаторов, назначаемых главой страны, не соответствовал концепции разделения власти. С августа того же года членами этого Совета стали выборные представители региональных парламентов или выборные губернаторы. Кроме того, был создан Государственный Совет, в котором уже сами губернаторы (не выборные) могли представлять проблемы и задачи своих регионов.
Тогда же была проведена административная реформа и созданы семь федеральных округов. Одновременно с ней была проведена реформа законодательства, так как при Ельцине местные законы часто противоречили федеральным законам, что вызывало юридический хаос. Были четко определены сферы действия местных и общегосударственных законов. В процессе этих преобразований регионы получили больше полномочий при формировании и распределении местного бюджета. Таким образом, Путину удалось, укрепив вертикаль центральной власти, одновременно провести децентрализацию, чего удавалось мало кому из государственных деятелей во всем мире.
В начале 2005 года Путин начал процесс замены социальных льгот на денежные компенсации. То есть льготников, имеющих право, к примеру, на бесплатный проезд в транспорте, стало намного меньше, но их пенсии, зарплаты или социальные пособия значительно выросли. Конечно, поначалу (из-за сложившейся неразберихи при реализации новых правил) возникло множество недовольных, но в дальнейшем реформа оправдала себя (и водители автобусов стали получать больше, и доходы с налогов выросли, и власть сэкономила немалые бюджетные деньги, направляемые до этого на целую кучу бюрократических проволочек при оформлении и реализации льгот населению; а сами льготники получили возможность тратить собственные полученные деньги по своему усмотрению).
Следующим важным преобразованием стала налоговая реформа. Налоговая нагрузка на нефте- и газодобывающую промышленность (а также другие добывающие отрасли промышленности) была увеличена, в то время как налогообложение остальных предприятий, включая мелких частных предпринимателей была упрощено. Что касается последних, то было введена новая, так называемая, «плоская шкала» для физических лиц – в размере 13% от дохода. В результате этой реформы значительно снизился уровень «теневых» доходов.
В 2001 году были отменены налоги на содержание жилищного фонда, налоги на приобретение автомобилей, на пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств (последние три вида налогообложения были заменены единым транспортным налогом).
В 2001-2002 годах прошло также реформирование судопроизводства (судебная реформа), принят Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы. Таким образом было усовершенствовано уголовное и гражданское право, а также судебное производство.
В 2002-2003 годах преобразований дождались и Земельный, Жилищный, а также Таможенный кодексы, после чего реформирование российского законодательства было практически завершено.
На парламентских выборах в декабре 2003 года пропрезидентская партия «Единая Россия» победила, набрав подавляющее большинство голосов, в то время как оппозиция («Яблоко» Явлинского и СПС) не набрали и пяти процентов. Эти показатели подтвердили народное одобрение и успех политики Путина.
Трагедия сентября 2004 года в Беслане (захват чеченскими террористами школы) показала несостоятельность местных исполкомов в критических ситуациях. Это событие стало причиной начала реформы порядка избрания губернаторов в регионах, а заодно и избрания депутатов Государственной Думы. Кроме того, по результатам реформы, Президент РФ брал на себя ответственность за деятельность губернаторов и ее последствия. В рамках этих преобразований была также создана Общественная палата, увеличившая полномочия и возможности народных избранников в Госдуме.
5 сентября 2005 года, после избрания Путина Президентом на второй срок, состоялось заседание правительства, Государственной Думы, Совета Федерации и региональных руководителей (губернаторов). На этом заседании Путин выступил с заявлением о дальнейшем развитии социальной и экономической сферы. Это развитие предполагало четыре основных направления:
- здравоохранение;
- образование;
- жилье;
- сельское хозяйство.
С 2005 по 2008 год началось активное реформирование и совершенствование материальных и трудовых баз поликлиник, больниц, школ, детских садов, университетов, были созданы бизнес-школы и специализированные клиники. Одновременно началось массовое строительство жилья. Реформы также коснулись и агропромышленного комплекса, но сверхактивное развитие сельского хозяйства началось только в 2014 году в рамках государственной программы импортозамещения, объявленной после введения западных санкций.
7 мая 2008 года Президентом Российской Федерации стал соратник Путина Дмитрий Медведев, бывший до этого российским премьер-министром. Сам же Владимир Владимирович стал премьером вместо Медведева, поэтому россияне особой разницы в перемене правительства не ощутили, хотя большинство из них продолжило поддерживать и одобрять политику властей.
Другие достижения Владимира Путина за 2002-2008 годы:
- Повышение пошлины на экспорт нефти в августе 1999 года позволило значительно наполнить государственный бюджет (такая практика продолжилась и в дальнейшем).
- Увеличение бюджета способствовало росту доходов рядовых граждан, что отразилось на увеличении приобретений жилья (к 2007 году было сдано и приобретено около 380 тысяч новых квартир) и приобретения новых автомобилей (покупки новых авто выросли на 45%, и по этому показателю Россия заняла 5 место в Европе после Англии, Германии, Франции и Италии).
- Расходы бюджета на социальные нужды уже в первые годы нового Президента увеличились на 30%.
Средняя зарплата россиян выросла с 80 долларов (при Ельцине) до 350-400 долларов. К 2013 году эта сумма достигла 600-650 долларов, однако в условиях кризиса 2015 года снова опустилась до 350-400 (хотя при этом не следует забывать, что, в условиях программы импортозамещения, резкий рост доллара в 2015 году не сильно отразился на ценах продуктов питания и других продуктах, то есть динамика зарплат все равно не стала отрицательной).
- Национализация ЮКОСа и арест Ходорковского в результате дали увеличение собираемости налогов в 80 (!) раз.
- Ликвидация в 2004 году закона Ельцина о разделе продукции перенесла добычу нефти и газа из международной юрисдикции в российскую. После этого большинство доходов от добычи ископаемых стало, наконец, поступать в Российский бюджет (а не в бюджет США и Великобритании – инициаторов принятия закона). Многие историки считают, что именно ликвидация этого ельцинского «колониального» соглашения стало реальным началом независимости и суверенитета Российской Федерации.
- Влияние западных государств на внутреннюю политику России было сведено практически к нулю.
- За два срока президентства Путина в России, наконец-то, был накоплен значительный золотовалютный резерв, а внешние долги практически полностью выплачены.
- В начале 2000-х годов в России снова (впервые со времен Брежнева) появилась экономическая стабильность.
- Борьба с коррупцией начало приносить ощутимые результаты, хотя она продолжается и по сей день.
2.Внешняя политика
Б.Н.Ельцина
В.В.Путина
Внешняя политика Ельцина имела целью признание России как суверенного государства и была направлена с одной стороны на налаживание отношений со странами Запада и преодоление последствий холодной войны, с другой стороны — на построение новых отношений с бывшими советскими республиками, большинство из которых стали участниками СНГ.
После создания СНГ в 1991 году, в декабре 1993 Ельцин был избран его председателем.
Во время правления Б. Н. Ельцина саммиты глав государств СНГ проводились несколько раз в год.
В марте 1996 года Ельцин вместе с президентом Белоруссии А. Г. Лукашенко, президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым и президентом Киргизии А. А. Акаевым заключил договор об углублении экономической и гуманитарной интеграции, а в апреле 1996 года — договор о союзе России и Белоруссии.
Это объединение несколько раз меняло название и статус, но до сих пор полностью не реализовано и существует больше «на бумаге».
В последние годы правления выступал за создание единого экономического пространства.
В конце января 1992 Борис Ельцин выступил с инициативами по разоружению и заявил, что отныне оружие бывшего СССР не будет нацелено на города США.
В 1993 году, находясь с визитом в Польше, Борис Ельцин подписал польско-российскую декларацию, в которой «с пониманием» отнёсся к решению Польши вступить в НАТО.
В декларации говорилось, что такое решение не противоречит интересам России.
Подобные же заявления были сделаны Ельциным в Словакии и Чехии.
Строуб Тэлбот, первый заместитель Государственного секретаря США в 1994—2001, непосредственный участник переговоров, в своих мемуарах указывал на то, что в своей внешней политике «Ельцин соглашался на любые уступки, главное — успеть между стаканами…».
Именно страстью Б. Н. Ельцина к спиртному и объясняется успех Б. Клинтона в достижении своих политических целей.
Вот что об этом пишет в своей книге Тэлбот:
Клинтон видел в Ельцине политического лидера, полностью сосредоточенного на одной крупной задаче, — вогнать кол в сердце старой советской системы.
Поддержать Ельцина так, чтобы он преуспел в решении этой задачи, было, в глазах Клинтона (и моих собственных) важнейшей целью, оправдывавшей необходимость смириться со многими куда менее благородными, а порой и просто глупыми вещами.
Кроме того, дружба Клинтона и Ельцина сделала возможным для Соединённых Штатов достижение конкретных, трудных целей, которые не могли быть достигнуты через какие-либо другие каналы: ликвидация ядерного оружия на Украине, вывод российских войск из Балтии, получение согласия России на расширение НАТО, вовлечение России в миротворческую миссию на Балканах.
Известными внешнеполитическими шагами Ельцина были также следующие:
· Вывод российских войск из Германии;
· Выступал против бомбёжки Югославии, грозился «перенаправить» российские ракеты на США.
- В 2000-м году, была утверждена Концепция внешней политики России. Основное направление политики президента, в соответствии с договором, выглядит следующим образом: «Российская Федерация должна стать активным игроком на международной арене. Это необходимо для поддержания должного имиджа страны». В соответствии с этими документами главной целью внешней политики президента стало: обеспечение надёжной безопасности, воздействие на мировые процессы для создания хороших внешних условий, формирование пояса добрососедства по границам страны, поиск согласия с зарубежными странами.
- Для того чтобы добиться поставленных целей Владимир Путин приложил немало усилий: он участвовал во всех крупных саммитах, в том числе на саммитах «Большой восьмёрки», где принимают участие главы промышленно развитых стран.
--Путин представлял Россию и выступал в Японии (Окинава), Италии (Генуя), Германии (Хайлигендамм), Канаде (Кананаскис).
- Только за последний год президент провел более 20 встреч с иностранными лидерами, дважды совершал визиты в Венгрию, Турцию, Китай, а также во Францию, Финляндию, Германию, где он пребывал на саммите G20 в Гамбурге.
- Что касается стран СНГ, то Путин посетил Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Киргизию, Туркмению.
- На Ближнем Востоке Путина встретили в Египте, Иране, Сирии. Во Вьетнаме президент был на саммите АТЭС. В 2016 году глава государства совершил 19 рабочих поездок заграницу, в 2015 году – в полтора раза меньше.
Внешняя политика Путина имеет тенденцию к увеличению, поэтому об изоляции Российской Федерации уже даже никто не вспоминает.
II этап президентства
Политика также продолжала активно развиваться.
- С официальным визитом Путин прибыл в Китай, где было подписано соглашение о передаче острова Тарабаров и Большого Уссурийского острова.
- Неоднократно глава государства пытался донести до граждан страны посредством прессы, что распад СССР он считает большой геополитической катастрофой.
- Путин много раз призывал к возврату России статуса самого великого государства во всем мире. Но это не значит, как считают западные страны, что Путин хотел бы воссоздать величие СССР. Владимир Владимирович, как бывший работник служб госбезопасности, имел в виду, что ощущает допущенную ошибку, в результате чего произошел распад, так как эта ошибка отразилась на судьбах многих людей, которые строили и защищали свою страну и не виноваты в произошедшем. К сожалению, Западу не понять этой политики Путина, там считают, что Путин желает власти на максимальной большой территории. Тем не менее, это не так. Российский лидер выстраивает политику, прежде всего, во благо народу, мирно сосуществуя со странами бывшего СССР.
Сразу же после избрания Путина президентом во второй раз в 2004 году глава государства акцентировал своё внимание и на внутренней политике.
Эти изменения не устроили Запад и в 2004 году в России начались теракты с участием чеченских боевиков.
- Если кратко говорить о политике президента, то в 2016 году выдался очень сложный год.
- Здесь государство столкнулось с проблемами конфликта на Украине, продлением санкций со стороны ЕС, отсутствием ожидаемых результатов после Минских договоренностей.
- Одним из основных успехов российского президента стало спасение Сирии. Борьба с терроризмом, уничтожение в Сирии всех, кто мог прибыть на север Кавказа под черным знаменем. Что бы было, если бы эти люди вернулись хорошо обученными и вооруженными? Более того, данная операция представляла собой ещё и поддержку легитимных властей в стране, помощь в сохранении территориальной целостности крупного государства на Ближнем Востоке и гуманитарную помощь, которая помогла сирийским гражданам выжить в подобных условиях. Всё это только укрепило позиции Российской Федерации на Ближнем Востоке и, в целом, на международной арене.
- Новая политика российского президента
Когда второй срок президентства Путина стал подходить к завершению, государство окончательно отошло от международной стратегии предыдущего главы. В 2007 году на Мюнхенской конференции по безопасности и политическому курсу Путин подготовил речь, которую долгое время цитировали все мировые СМИ.
Речь содержала следующие тезисы:
- В международных отношениях не может быть однополярная модель мирового устройства,
США навязывает свою политику целому миру,
- Все вопросы о военном вмешательстве должны решаться только в ООН;
- Политические мероприятия США и американского президента агрессивны, НАТО не соблюдает международных договоренностей, ОБСЕ стал удобным инструментов для выгоды Северного Альянса,
- РФ продолжит вести внешнюю политику только лишь в своих интересах.
Лидеры многих стран, несмотря на столь громкие заявления Путина, оказали ему поддержку.
Однако, большинство мировых политиков признали Путина самым агрессивным политическим деятелем во всем мире и не согласились с его речью
Словарные слова:
1.ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.
2.Саммит G-20 в Буэнос-Айресе — 13-й саммит лидеров стран «Большой двадцатки», который проходил в Буэнос-Айресе 30 ноября—1 декабря 2018 года.
3.СНГ - Содружество Независимых Государств с 8.12.1991г. (СНГ) – межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств. На 2021 год в СНГ входит 11 республик (в бывшем СССР было 15 республик).
4. АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество с 1989г. (АТЭС) — межправительственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
5. ЕС - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, был создан Маастрихтским договором 1992 года, вступившим в силу 1 ноября 1993 года, на основе Европейского экономического сообщества и нацелен на региональную интеграцию. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное передвижение (движение) людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства
6. Шенгенская зона - это пространство 26 европейских государств, где вступило в силу одноимённое соглашение, подписанное в деревне Шенген (Люксембург) в 1985 году. В плане международных путешествий Шенгенская зона действует во многом подобно единому государству с пограничным контролем на внешней границе — при въезде и выезде из зоны, но без пограничного контроля на внутренних рубежах государств, входящих в эту зону.
Д.З.
1.Конспект не писать
2. Заполнить таблицу «Внешняя политика».
№
Ф.И.О. руководителя государства
Годы
руководства
Внутренняя политика
Внешняя
политика
1
Борис Николаевич Ельцин
2
В.В. Путин
3
Д. А. Медведев
4
В.В. Путин
Недостающую информацию берете с интернета