Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1
Лекция № 9.
РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА:
СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРОБЛЕМЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
ПЛАН:
1. Россия в период президентства В.В. Путина.
2. Россия и Мир: современные вызовы.
3. Проблемы национальной безопасности страны.
Вопрос № 1.
РОССИЯ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА
В, В, ПУТИНА
Причины экономического роста в России (1999 – 2004
гг.)
1. Стабилизация политических отношений и улучшение психологического
настроя граждан.
2. Крушение финансовых пирамид в августе 1998, оттягивающих финансы
из реального сектора экономики.
3. Укрепление отечественного производства. Оживление в военнопромышленном комплексе.
4. Появление предприятий, эффективно работающих в рыночных условиях.
5. Благоприятная конъюктура на мировых рынках нефти и металла для
отечественных экспортеров.
/СЛАЙД: Б.Н. Ельцин и В.В. Путин (фото)
31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин добровольно сложил с себя
обязанности Президента РФ. Согласно Конституции России, эти
обязанности наряду с обязаностями премьер-министра стал совмещать В.В. Путин.
2
26 марта 2000 г. Путин Владимир Владимирович одержал
победу на досрочных президентских выборах и мае официально
вступил в должность Президента РФ. Премьер-министром был
назначен В.В. Касьянов.
Основные направления политики Президента
В.В. Путина в 2000-2008 гг.
СЛАЙД: Политико-государственная сфера:
Укрепление вертикали государственной власти и достижение стабильности в обществе:
Создание семи федеральных округов, учреждение должности Полномочного представителя Президента («государево око»);
Изменение принципа формирования верхней палаты Федерального
собрания и перевод ее на постоянную работу;
Создание Государственного Совета РФ как совещательноконсультативного органа глав субъектов РФ.
В первую очередь стали устранять расхождения между региональными правовыми актами и положениями общегосударственных документов (восстановление единого правового пространства России) !!!
Установление новых отношений между парламентом и президентом:
в госдуме сложилось постоянное правоцентристское большинство, поддерживающее президента
Были приняты законы, позволяющие Президенты увольнять проштрафившихся губернаторов и распускать местные законодательные органы.
Губернаторов лишили статуса (а с ним и неприкосновенности) членов Совета Федерации.
Губернаторы вошли в состав нового органа при Президенте – Государственный совет, роль которого заключается в предварительном обсуждении крупных проблем в жизни страны и подготовке предложений для
их решения.
Президент стал регулярно встречаться с руководителями партийных
фракций в Государственной думе, которая поддержала ряд законодательных инициатив Кремля.
СЛАЙД: Социально-экономическая сфера:
Продолжение курса на либерализацию экономики:
- Ослабление бюрократической опеки государства за предприниматель-
3
ской деятельностью;
- Принятие мер, направленных на поддержку малого бизнеса;
- Сокращение налогообложения и введение 13% подоходного налога;
- Монетизация социальных льгот;
- Судебная реформа (институт мировых судей, суд присяжных) 2000-2001
- Новый Земельный кодекс (2001) /купля-продажа земли/
- Реализация приоритетных национальных проектов (с 2005 г.) «Здоровье»,
«Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие
агро-промышленного комплекса».
С 2000 г. в стране наметился экономический рост. К середине 2000 г.
была практически решена проблема погашения внешнего долга России,
резко возросшего за первые годы рыночных преобразований.
Огромное значение имело включение России в глобальное информационное пространство (Интернет).
СЛАЙД: Международные отношения:
Принятие новой концепции внешней политики России исходя из многополярной системы международных отношений
Развитие партнерских отношений со всеми странами мира;
Нормализация отношений Россия – НАТО;
Поддержка западных стран в борьбе в терроризмом.
– Выступление против войны в Ираке (с 2003 г.);
– Успешное развитие сотрудничества с Китаем (создана Шанхайская
организация сотрудничества (ШОС) - 2001 г.;
– Россия и цветные революции: «оранжевая революция» (Украина),
«революция роз» (Грузия), «революция тюльпанов» (Киргизия) - проамериканские правительства.
Президенты Российской Федерации
СЛАЙД:
1991-1999 – Ельцин Борис Николаевич
2000-2008 – Путин Владимир Владимирович
2008-2012 – Медведев Дмитрий Анатольевич
Март 2012 – Путин Владимир Владимирович
4
Историческая оценка событий, произошедших в России в
конце XX века еще впереди. Но уже сейчас ряд ученых классифицируют их как полномасштабную социальную революцию со
всеми ее характерными чертами. Радикально изменилась система
политических институтов и социально-экономических отношений в обществе, внутри разных социальных групп и элит, произошел передел собственности. Произошла смена власти. Все атрибуты революции налицо.
Любая революция завершается послереволюционной стабилизацией. После потрясений в обществе на первый план выдвигаются идея наведения порядка. Созревает принципиальное согласие и готовность принять важнейшие итоги революции как базу для восстановления стабильности., а также движения вперед в
условиях новой реальности.
В зависимости от того, как общество и власть будут действовать в дальнейшем, зависит будущее нашей страны и ее место в мировой истории.
Вопрос № 2
РОССИЯ И МИР: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ
Современные реалии развития мирового сообщества характеризуются проявлением двух тенденций.
Первая направлена на укрепление политических и экономических позиций каждого государства, на сохранение государственного суверенитета, на интеграцию, построение многополярного мира, усиление процесса глобализации и международного
сотрудничества. Важной основой расширения и углубления этой
тенденции мирового развития является продуманная внутренняя
и внешняя государственная политика, стабильность системы государственной власти основанной на непротиворечивом законодательстве, развитое гражданское общество, сильная экономика,
конкурентоспособность в мировой экономике, динамичный рост
качества жизни граждан.
Вторая тенденция в мировом развитии на современном
этапе проявляется в стремлении демонтажа международного ми-
5
ропорядка, структуры международных отношений, основанных
после второй мировой войны на принципах международного права, зафиксированных в Уставе ООН в 1945 г. и ряде других международных документах. Реализуется эта тенденция в попытках
сохранять напряжённость в мире, вместо принципа силы права,
получившего развитие в XX в., вернуться к идеологии права силы, доминировавшей со времени средневековья вплоть до Первой мировой войны.
Свидетельством такого курса являются политика США и
других стран НАТО по вовлечению в этот военнополитический блок государств Центральной и Восточной Европы, агрессия НАТО в Югославии, противоречащие нормам
международного права методы свержения государственных режимов в Ираке, Ливии, потворство агрессивным амбициям Грузии против Южной Осетии и Абхазии, политика, проводимая западными государствами по дестабилизации существующего режима в Сирии, финансирование представителей экстремистских
движений внутри России и их укрывательство в зарубежных государствах.
Таким образом, объективно становление и развитие Российской Федерации начиная с 1991 г. происходило и сегодня
происходит в обстановке усиления военной опасности и нестабильности как внутри страны, так и за рубежом. Это обстоятельство диктует необходимость всесторонне укреплять национальную безопасность России.
Термин «безопасность»
–
ёмкое конституционноправовое понятие и представляет собой обширную композиционно достаточно логически выстроенную структуру, развивающуюся на фоне непрерывно возрастающей роли знаний в политическом, экономическом, военно-техническом и социальнокультурном контексте. Он отражает тот факт, что в условиях
обеспеченной безопасности реально осуществляются внутренняя
и внешняя политика государства и поступательное развитие общества. Таким образом, понятие «национальная безопасность»
является универсальной правовой категорией, тесно связанной с
интересами государства как внутри, так и за пределами его территории.
6
Вместе с тем, термин «безопасность» имеет глубокие исторические корни. Согласно словарю Робера он впервые вошёл в
оборот в 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека,
считавшего себя защищенным от любой опасности1. Однако в
этом значении он не укрепился в лексиконе народов Западной
Европы и практически не использовался вплоть до XVII в.
В XVII - XVIII вв. в большинстве стран мира утвердилось
мнение о том, что цель государства состоит в обеспечении общего благосостояния и безопасности. При этом государство через
систему юридических установлений и механизм их реализации
является гарантом безопасности2. Так, Томас Гоббс считал, что
обеспечение безопасности является главной целью государства3.
Понимание термина «безопасность» в современный период
нельзя считать однозначным. Во-первых, безопасность трактуется как отсутствие опасности. В основе такого понимания лежит
определение безопасности в Толковом словаре В. И. Даля как
«отсутствие опасности, сохранность, надёжность»4. Во-вторых,
безопасность понимается как свойство (или атрибут) системы5.
В-третьих, безопасность понимается как специфическая деятель1
Подберёзкин А. И., Алаев Е. И. Белая книга российских спецслужб. М.,1995. С. 142.
2
См., напр.: Белов П.Г. Системные основы обеспечения национальной безопасности России //
Безопасность. 1994. N 6. С. 88, и др.
3
Гоббс Томас. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1956. С. 129.
Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка. В 4-х томах. Т. 1. М., 2007. С.
105.
5
См.: Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности: Учебное пособие. М., 2006. С. 13.
6
См., напр.: Тимохин П.П. К формированию концепции безопасности России // Безопасность. 1993. N
6. С. 30.
7
Прохожев А.А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов
// Безопасность. 1995. N 9. С. 11, и др.
4
7
ность6. В литературе называются многие другие свойства термина «безопасность», на что ещё в 1995 г. обратил внимание А. А.
Прохожев7.
В становлении и развитии национальной безопасности Российской Федерации можно выделить три хронологических этапа.
На каждом из этих этапов применительно к проблеме национальной безопасности и её обеспечения проявились как общие черты,
так и особенности, обусловленные конкретными реалиями политической, экономической, социальной жизни в стране, а также
местом и ролью российского государства в мировой политике и
международных отношениях.
Первый этап охватывает период с 1991 г. по конец 1990-х гг. В
это время в России происходили коренные изменения в направлении её
отказа от наследия советского государства к восприятию западных
ценностей в политике, экономике социальной сфере. Распад СССР,
крах советского режима породил надежды у общества и у новой государственной власти на то, что освободившись от коммунистической
идеологии, обновлённой России будут открыты широко дорога на запад, доступ не только к демократическим ценностям, но и в существовавшие в то время западные элитные сообщества, на саммиты, международные форумы, на которых решаются судьбоносные мировые проблемы. В соответствии с этой идеологией, но при отсутствии опыта
взаимоотношений с зарубежными государствами в новых политических, экономических и иных условиях Российская Федерация начала
предпринимать меры по обеспечению своей национальной безопасности не с учётом возможных внутренних и внешних угроз для себя, а исходя прежде всего из имевшегося международного опыта, в основном
опыта США и стран Западной Европы, опираясь при этом на нормы
международного права. Именно эти факторы обусловили принятие 5
марта 1992 г. Закона Российской Федерации «О безопасности». Принимая этот закон РФ исходила из наличия основного принципа международного права - принципа государственного суверенитета, дающего
право любому государству на обеспечение своей безопасности в той
7
8
мере и теми средствами, которые оно сочтёт необходимыми применять8.
Однако такая позиция новой России во многом оказалась иллюзорной. Государственная власть в лице президента Б. Н. Ельцина и его
окружения переоценила свою победу над коммунистической идеологией, которая была камнем преткновения в отношениях между СССР и
западными странами. Следствием краха коммунистических режимов в
СССР и странах коммунистического блока государств Центральной и
Восточной Европы действительно стал слом идеологических препонов
между новой Россией и западными странами. Но он не устранил коренных причин конфронтации с Россией, которые существовали на
протяжении многих веков развития Российского государства. Такими
причинами и сегодня являются геополитическое и геостратегическое
положение Российской Федерации, её большие энергетические и сырьевые запасы, её обширная территория, которая по мнению некоторых
деятелей стран запада используется неэффективно, а, следовательно,
должна стать достоянием всего человечества9. Вследствие этого Россию западные государства в этот период её развития, а это был этап
экономического сжатия страны, достаточно дозированно допускали к
решению общемировых проблем. Зато широко открыли двери к восприятию российскими гражданами ценностей массовой культуры,
идеологической безвкусицы, психологии накопительства и наживы.
В этой новой геополитической ситуации проявились внутренние
и внешние угрозы, которые встали перед Российской Федерацией. Такими угрозами явились:
– изменение соотношения сил в мире не в пользу России. Это было обусловлено внутриполитической и экономической нестабильностью страны, которые подорвали её авторитет в мире в тех направлениях, в которых она (СССР) занимала всегда ведущее место. Одной из
угроз явились также откровенные территориальные претензии Японии
на Курилы. Это грозило перерасти в военно-политическое противостояние с Японией. Большой угрозой для России стала в 90-е гг. XX в. пассивная внешняя политика и отсутствие российской внешнеполитической стратегии . Одновекторность внешней политики России, её ориентация только на страны западной Европы и США оставили на перифе8
Закон Российской Федерации «О безопасности» № 2446-1 // Российская газета. 1992, 6 марта.
См., например, заявления бывшего госсекретаря США М. Олбрайт // Российская газета: Неделя. 2006,
22 декабря. 8 полоса.
9
9
рии направление внешней политики в отношении стран, возникших на
постсоветском постранстве, на Дальнем Востоке, Юго-Восточной
Азии, Африке и Латинской Америке.
Большой угрозой для России явилась также готовность США и
стран Западной Европы применять военную силу. На Вашингтонской
сессии блоком НАТО в апреле 1999 г. была принята новая военностратегическая концепция, которая узаконила распространение сферы
действий НАТО за рамки разрешённой главой VII Устава ООН региональной организации10. Таким образом, блок НАТО стал военнополитической организацией с глобальной ответственностью и инструментом внешней политики. Угрозой для России в 90-е гг. стали и события в Югославии, которые показали, что в странах запада вопреки договорённостям шёл и идёт интенсивно сегодня процесс создания новых
видов вооружения, основанных на новейших технологиях.
В 90-е гг. XX в. проявились и внутренние угрозы для России,
связанные с центробежными тенденциями на Северном Кавказе, военным подавлением сепаратистского режима в Чеченской республике, с
действиями преступных групп криминального, экстремистского толка,
с незаконным проникновением на территорию России всякого рода
преступного элемента, в т. ч. международных террористов, нередко явно или неявно поддерживаемых определёнными деятелями зарубежных стран. В конце 90-х гг. эти угрозы стали осознаваться руководством страны. Свидетельством этого является принятая и утверждённая
Президентом Б. Н. Ельциным 17 декабря 1997 г. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»11. Однако концепция
принималась в обстановке преддверия экономического кризиса, поэтому меры по обеспечению национальной безопасности страны, требовавшие больших финансовых вливаний, не были в достаточной степени реализованы.
Конечной хронологической границей первого периода становления и развития национальной безопасности Российской Федерации
можно считать рубеж XX-XXI вв. В это время завершается «эпоха
Ельцина», на политической сцене России появляются новые силы с
10
Михайлин К. Н. ФРГ и НАТО в конце XX-начале XXI вв. // Автореф. Дисс. … канд. Ист. наук. М.,
2009. С. 16.
11
Российская газета. 1997, 24 декабря.
10
новым видением, концептуальной платформой и подходами к проблеме национальной безопасности. Таким образом, это время явилось
началом второго этапа развития национальной безопасности и её обеспечения.
Для 2 этапа (периода) характерно многомерное построение
системы национальной безопасности, подкреплённое достаточно
широкой конституционно-правовой, административно-правовой и
институционально-правовой основами.
Такой вывод подтверждается принятием в 2000 г. новой Концепции национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена Указом Президента В. В. Путина 10 января 2000 г.
№ 24)12. Концепция представляет собой систему взглядов на
обеспечение в Российской Федерации безопасности личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех
сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы важнейшие
направления государственной политики Российской Федерации.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя
суверенитета и единственного источника власти в Российской
Федерации. Концепция национальной безопасности РФ 2000 г.
устранила недостатки редакции Концепции 1997 г. и стала важной нормативно-правовой базой в определении государственной
политики в сфере национальной безопасности с учётом изменений, которые к началу 2000-х гг. произошли в стране и в мире.
Важно и то, что в 2000-е гг. мероприятия по решению проблем
национальной безопасности страны в достаточно большой степени
были обеспечены финансовыми средствами. Для подтверждения такого вывода можно привести два примера. Первый свидетельствует о
том, что в 2000-е гг. в целях укрепления безопасности страны шёл интенсивный процесс создания новых границ государства с возникшими
странами на постсоветском пространстве, который потребовал больших финансовых вложений. Второй пример касается реформирования
в 2000-е гг. внутренних войск МВД РФ, которое выразилось в их осна-
12
Российская газета. 2000, 17 января.
11
щении новым вооружением, новейшими средствами связи, росте материально-технического оснащения.
Конечной хронологической гранью второго этапа развития системы национальной безопасности в России явился кризисный для
страны 2008 г., в результате которого были приостановлены или «заморожены» многие экономические, социальные, военно-технические
проекты и планы, в т. ч., и в сфере национальной безопасности.
Начало третьего этапа в развитии системы национальной
безопасности в Российской Федерации ознаменовалось выходом
страны из экономического кризиса в 2009 г.
Этот этап развития системы национальной безопасности России
продолжается и сегодня. Для него характерен системный подход государственной власти к проблемам национальной безопасности. Важным базовым нормативно-правовым актом, утверждённым Указом
Президента страны 12 мая 2009 г. является Стратегия национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года. Она по сравнению с предыдущими базовыми документами в сфере национальной безопасности России имеет ряд особенностей13.
Во-первых, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации рассматривается как официально признанная
система стратегических приоритетов, целей и мер в области
внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Во-вторых, концептуальные положения Стратегии национальной безопасности базируются на её фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.14
В-третьих, в Стратегии поставлена задача выстраивать отношения с зарубежными государствами не с позиций исключительно либерального подхода, а исходя, прежде всего, из насущных интересов Российской Федерации.
В-четвёртых, в Стратегии наряду с другими особенностями
специально зафиксировано положение о военной безопасности
13
14
Российская газета. 2009, 19 мая.
См. о том: Российская газета. 2008, 24 ноября.
12
государства и мерах по её обеспечению. Также содержится положение о месте и роли в решении задач национальной безопасности силовых структур российского государства.
В настоящее время в связи с принятием в Российской Федерации 28 декабря 2010 г. Федерального Закона № 390-ФЗ «О
безопасности» национальная безопасность понимается как обеспечение интересов личности, общества и государства, основанное
на принципах:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения
безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, других государственных органов с общественными
объединениями, международными организациями и гражданами
в целях обеспечения безопасности (ст. 2).
Согласно Федеральному закону «О безопасности» государственная политика в области обеспечения безопасности является
частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и
представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных
специальных и иных мер (ст. 4)15.
Вместе с тем, на третьем этапе развития системы национальной безопасности в РФ государственная власть осознала особую опасность коррупции как внутренней угрозы безопасности
государства. Коррупция проникла во все уровни власти, стала
15
Российская газета. 2010, 29 декабря.
13
разъедать общество изнутри, конкретные случаи коррупции как
метастазы раковой опухоли распространяются по всему государственному организму, ставят под сомнение эффективность государственной власти, дискредитируют её, сеют в массовом сознании людей неверие в свои силы, разрушают исконно российский
менталитет.
В связи с этим власть в лице Президента и Председателя
правительства объявили коррупции, засилью бесправия чиновников, взяточничеству тотальную войну, о чём свидетельствует
принятие соответствующих нормативно-правовых актов самого
разного уровня и создание различных палат, комитетов и комиссий. Кто выйдет победителем из этой борьбы, покажет время.
Доктор исторических наук, профессор
кафедры «История и политология»
Новосибирск, СГУПС.
15.03.2020 г.
А.В. Добровольский