Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Искусство
ТЕМА: Романское искусство Германии
Выполнил:
студент № курса
группы №
ФИО
2022
Оглавление
Введение 3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ РОМАНСКОГО СТИЛЯ 4
1.1 Стиль романской архитектуры 4
1.2 Живопись и миниатюра 5
1.3 Скульптура романского стиля 9
ЗАКЛЮЧЕЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14
Введение
Актуальность темы. Романика – стиль древний, полный языческих традиций и реплик. Символический язык этого направления в искусстве раннего средневековья, первого стиля родившегося за пределами Греции и Рима, сложен для восприятия. Современному зрителю вполне достаточно внешней замысловатости и яркой выразительности романской скульптуры. А между тем мастера раннего средневековья считали своим долгом воплотить в камне сложное устройство вселенной, ее божественную сущность и непостижимую сложность.
Расцвет этого стиля в скульптуре пришелся на начало 12 века, а уже 13 век привел за собой новый мощный стиль, затмивший предыдущие. Речь идет о появившейся готике благодаря развитию романского, тяжеловесного и грубого стиля, в недрах которого вызревала готическая легкость и стройность. Таким вот хитроумным образом варварская Европа начинала свой путь, отвергнув античность.
Скульптурная Романика неразрывно связана с архитектурой. Вне храма нет скульптуры – раннее христианство Западной Европы страшилось возвращения идолопоклонства, поэтому сама храмовая скульптура появляется достаточно поздно [2].
Говоря о романской скульптуре, нужно уточнить, что фактически скульптурой это можно именовать с некой натяжкой. Чаще всего подразумеваются рельефы, украшающие тимпаны (полукруглые просторные своды над входами), а также капители колонн и декоративные обрамления стен. Круглая скульптура, освобожденная из камня полностью, явление в романике редкое, характерное для самого позднего периода развития стиля.
Средневековье практически не оставило нам имен художников, скульпторов, архитекторов. Потому практически все работы романского стиля анонимны.
Цель работы – охарактеризовать особенности романского стиля в скульптуре и архитектуре Германии.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ РОМАНСКОГО СТИЛЯ
В XI-XII вв. в искусстве христианской Европы зародился новый сдержанно-величественный стиль – романский. Правда, сам термин «романский стиль» появился только в начале. XIX ст. — его ввел Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры этого периода с древнеримским.
Романский стиль стал первой художественной системой, охватившей большинство европейских стран эпохи Средневековья. На его основе в искусстве Западной Европы возник нравственный идеал, противоположный идеалам античности. Ведущим видом искусства стала архитектура. Исполненные строгой, торжественной силы церкви и соборы украшали скульптурным декором и настенными росписями, сюжетами которых были сцены Страшного суда и Апокалипсиса, библейские сцены.
Романский стиль (от лат. Romanus - римский) - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно проявил себя в архитектуре и объединил в одно целое виды искусств, неразрывно связанные с ней: монументальную живопись, скульптуру, декоративное искусство [6, с. 130].
1.1 Стиль романской архитектуры
Сооружения романского стиля отличались крепостью и наружной суровостью. Больше внимания уделяли строительству храмов-крепостей, монастырей-крепостей, замков-крепостей с толстыми стенами для защиты и обороны. Главным строительным материалом был тёсаный камень.
Романские храмы, преимущественно монастырские, имели простые формы с преобладанием вертикальных или горизонтальных линий, своды в виде крестов и очень узкие проемы окон и дверей с полуциркульными арками.
Замки и дворцовые комплексы нередко размещались в сельской местности на холмах или повышенных берегах рек. В центре замкового двора стояла башня, выполнявшая функцию жилого дома. Нижний этаж предназначался под амбары; на втором были спальни хозяина, его жены и детей; на третьем – комнаты для слуг. Часовой на крыше внимательно осматривал местность. Замок был окружён глубоким рвом. Мост, опрокинутый через ров к главной башне, закрывал центральные ворота. Замок и постройки, возведённые рядом с ним, составляли основу города [7, с. 38].
Характерными чертами романского стиля в архитектуре являются:
- массивные стены, толщину которых подчеркивали узкие проемы окон и углубленные порталы, и высокие башни, ставшие впоследствии одними из главных элементов архитектурной композиции;
- система простых геометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых членилась лопатками, аркатурными фризами со скульптурой и галереями;
- преимущество полуциркулярной формы сводов.
Самым ярким примером романского стиля в зодчестве стал замок Эльц в Восточной Германии. Эльц – настоящий средневековый замок, построенный в середине XII в. на 200-метровом горном шпиле и окруженный с трех сторон рекой и густым лесом. Живописное расположение и поразительная архитектура сделали его одним из наиболее популярных туристических центров Германии.
Шпаерский собор – величественный имперский собор в городе Шпайер (Германия). Эта самая большая по размерам сохранившаяся до сих пор церковь в романском стиле была возведена в 1030—1061 годах императорами Священной Римской империи.
Строительство начал кайзер Конрад II, затем это дело продолжил сын Генрих III и завершил внук Генрих IV, при котором состоялось освящение собора. На протяжении тысячи лет постройку неоднократно реставрировали и достраивали. В 1846-1853 гг. на средства баварского короля Людвига I провели полный цикл восстановительных работ и украсили собор величественными фресками. В соборе установлен орган, с которым связана деятельность выдающихся немецких органистов - Людвига Дёрра и Лео Кремера.
Бамбергский собор Св. Петра и Св. Георгия – кафедральный храм немецкого города Бамберг. Строительство собора началось в 1004 году по указанию Генриха Святого и закончилось в 1012 году. Согласно плану императора четыре церкви города образовали христианский крест с кафедральным собором в центре. Собор был дважды поврежден пожарами и заново построен. Сегодня Бамбергский кафедральный собор являет собой образец романской архитектуры. Его длина – 94 м, ширина – 28 м, высота здания – 26 м. В куполах башен заметны элементы готики [1].
1.2 Живопись и миниатюра
В романском искусстве Германии важное место занимает живопись и миниатюра. Круг тем и сюжетов искусства этого времени был тесно связан с миром христианских сказаний. Церковная литература на латинском языке давала художнику основной фонд сюжетов; живопись превращала эти сюжеты в обучающие картины для мирян. В распространении подобных сюжетных циклов, иконографии, символики и художественных приемов романского стиля огромную роль играли монастырские школы, которые, в свою очередь, были соединены с выдающимися церковными и политическими деятелями этого времени.
Бенедиктинское аббатство Рейхенау на Боденском озере стало в конце 10 в. принципиальным художественным центром Германии. Основателем второго художественного центра – школы Трира – Эхтернаха был Экберт, архиепископ Трирский. Расцвет миниатюры предшествовал расцвету монументальной живописи. Рукописи, созданные в скрипториях Германии - Рейхенау, Трира, ЭхтеРнаха Регенсбурга, Гильдесгейма, Кельна, - получили широкое распространение далеко за ее пределами и сыграли большую роль в составлении и развитии романского стиля Западной Европы [15, с. 106].
Около середины 10 века в живописи, преимущественно в миниатюре, наметился переход к новому стилю, несущему на себе отпечаток простоты и монументальности форм. Светотень и глубина, столь характерные, например, для некоторых памятников каролингской миниатюры (Аахенское евангелие), постепенно исчезают, уступая место плоскостному, условному изображению с энергичным, сильно выраженным контуром. Пейзажный фон сводится к нескольким символическим знакам, изображающим горы и строения, или заменяется фоном нейтрального характера.
Начиная с 10-го века все чаще встречаются золотые фоны. Выступающие на этой плоской поверхности человеческие фигуры напоминают барельефные изображения, но моделирование с помощью теней сведено к минимуму. Она заменяется системой линий, разделяющих форму на отдельные части. Так, например, обнаженная фигура моделируется с помощью дополнительных внутренних контуров, подчеркивающих контуры живота, груди, колен; на одежде складки материи совмещаются в определенные группы. Постепенно производится особый условный язык для передачи форм посредством линейных знаков, причем разнообразие более раннего времени уступает место ритмической правильности. Сравнительные пропорции фигур и частей пейзажа уже не полностью зависят от естественных масштабов, а вытекают из символического смысла данной сцены. Основное направление развития идет в сторону усиления символического содержания образов, углубления религиозного чувства. Аскетические фигуры, напряженные позы, строгие, истощенные лица, широко раскрытые глаза все чаще встречаются на страницах оттоновских рукописей. Главным средством для передачи внутреннего состояния человека становилась экспрессия линий и красок. Движение строится на основе рядовых извилистых линий [11].
С точки зрения содержания миниатюра этого времени выявляет стремление к большим циклам, взятым главным образом из Нового завета. Наступает время богословской разработки догматов христианской церкви как всеобщей основы для мировоззрения, охватывающей небо и землю, – время ранней схоластики. На страницах средневековых рукописей изображение вещей в их действительных связях часто вытесняется теперь системой изобразительных символов, непонятных без тщательного изучения деталей и чтения надписей умозрительного содержания.
Манускрипты 10-11 вв. содержат также большое число портретных изображений императоров от Оттона II до Генриха V. Встречаются сцены возвышения книги, поклонения императора и его супруги деве Марии и т.д. Однако наиболее характерным типом миниатюры является торжественно-аллегорическое изображение властителя на троне, окружённого символами его власти. В других случаях встречается и символическое изображение небесного покровительства – рука, протянутая сверху, венчающая императора. Таким образом, рукописи 10-11 вв- содержали бы религиозный апофеоз политической власти, опиравшейся на администрацию епископов и союз с католической церковью. Книги, исполненные в монастырях, часто подносились царствовавшему долгу или, наоборот, заказывались императором в качестве дара церковным и монастырским библиотекам [3, с. 85].
Для германской миниатюры 10-11 вв. характерно развитие отделённых от текста декоративно-изобразительных страниц, которых в обычном экземпляре Евангелия бывало от двух до шести. В отличие от рукописей предшествовавшего времени манускрипты романского типа уже не знали самостоятельной жизни отдельных букв; текст оставался спокойным, вся декоративная сторона воплощалась в инициалах, обычно выполнявшихся в тонах золота и серебра.
Книжная миниатюра оттоновского времени наиболее богато представлена школой Рейхенау, расцвет которой относится к периоду примерно с 970 по 1125 г. Эта школа оказала огромное влияние на все или почти все местные направления книжной миниатюры в Германии. Украшенные роскошными переплетами из золота, драгоценных камней и искусно обработанной слоновой кости, рукописи монастырского скриптория Рейхенау представляли собой произведения особой завершенности и совершенства. Они пользовались большой популярностью далеко за пределами Германии.
Для ранних миниатюр этой школы характерны еще живописные тенденции, восходящие отчасти к Евангелию Ады, но свидетельствующие также о знакомстве с иллюзионистской манерой. К началу 11 века эти тенденции сменяются приемами линейно-плоскостного стиля. Из рукописей, характеризующих такие искания, особенно известны евангелие Оттона III (около 1000 г.) и «Книга евангельских чтений Генриха II» (1007-1014; рис. 252) оба в собрании Мюнхенской библиотеки. К первой следует отнести две известные миниатюры в развороте книги; одна представляет Оттона III, сидящего на троне, двух сановников и двух епископов по сторонам, другая – приближающихся с дарами четыре женские фигуры, олицетворяющие подвластные императору Рим, Галлию, Германию и славянские земли. Эти изображения близки к византийским образцам, но в их композиции и монументальном ритме форм отчетливо выступают черты романского искусства.
Следует отметить, что при всей строгости условного стиля в этих миниатюрах просматриваются характерные черты места и времени. Особенно полезны в этом отношении аллегорические женские фигуры, например фигура Славонии [9].
Другое впечатление производят изображения евангелистов, отличающиеся большей сложностью. В них религиозная догматика приводит к условному искажению реального образа. В рукописи «Евангельские чтения Генриха II» власть контура уже совсем вытесняет унаследованные от античности приёмы объёмного и перспективного изображения. Высшей точкой развития линеарного стиля Рейхенау является Бамбергский Апокалипсис (около 1020; Бамберг, Государственная библиотека).
Среди других немецких школ 10-11 вв. одно из первых мест принадлежит школе Трира, возникшей почти одновременно со школой Рейхенау, но постепенно, начиная со второй четверти века 11, вытеснила ее на задний план. Шедевром трирской школы является миниатюра с изображением Оттона II и четырех фигур, очевидно, также олицетворяющих подвластные императору земли. Эта миниатюра входила когда-то в утраченный драгоценный экземпляр «Регистра св. Григория». Общее понимание художественной формы, репрезентативность образа, композиционная схема и трактовка пространства позволяют говорить о монументальности целого. Для этого произведения, созданного выдающимся художником, характерна не чисто орнаментальная гармония красок, а подлинное живописное единство.
Как и в школе Рейхенау, портретные и аллегорически реальные образы трирской миниатюры отличаются от изображений евангелистов и символических композиций на религиозные темы. В последних преобладает мрачная экзальтация. Она выражается в почти гипнотическом взгляде широко открытых глаз, странном несоответствии между геометрической схемой композиции и заключенными в ней органическими формами, резком сопоставлении красок. Складки одежды становятся все более неуклюжими. Рисунок приобретает жесткий характер, уж очень далекий от легких очерков Утрехтской псалтири [10].
К собственно трирской школе относится только меньшая и более ранняя группа рукописей, примыкающая к стилю Рейхенау. В 11 в. центром трирской школы стал близлежащий бенедиктинский монастырь Этернах. В рукописях Эхтернахской школы встречаются бессчетные декоративные странички связанные с внутренним подразделением текста, украшенные традиционно изображениями, подражающими восточным тканям. Декоративная разработка шрифта, в отличие от более ранних рукописей, сосредотачивается в инициалах, обычно выполнявшихся золотом и серебром. Пергамент, окрашенный пурпуром, и золотой шрифт, часто встречавшиеся в каролингских рукописях, исчезают.
В 12 столетии обычные религиозные темы уже не являлись единственным материалом искусства книги. Чисто церковные мотивы оттеснялись более свободными и светскими. На интересы и художественную фантазию мастера-иллюстратора накладывала свою печать рыцарская культура. Этот поворот происходит около середины 12 века. В круг рукописей, украшенных миниатюрами, входят произведения рыцарской литературы, возникают иллюстрированные хроники, исторические произведения, сборники постановлений обычного права.
С точки зрения стиля миниатюра уже приближалась к формам готики. В рукописях светского содержания люди часто изображены в костюмах своего времени. Фигуры становятся удлиненными и гибкими, позы не лишены грациозности, одежды спадают красивыми складками. Появляются (получившие позже очень широкое распространение) фоны в виде пестрого ковра из цветов и листьев иди покрыты шахматным узором [14, с. 121].
Новый смысл внесли существенные изменения в технику миниатюры, которая стала более гибкой. Обычно это рисунок пером, тонко раскрашенный водяными красками. Такая манера облегчала художнику изложение сюжета в быстро схваченных и подвижных зрительных образах. Рукописи чисто церковного содержания и молитвенники хранят прежнюю технику разрисовывания красками, наносимыми и золотом. В 12-13 в. это искусство еще создаёт отдельные оригинальные образы, но в целом расцвет немецкой миниатюры как особого рода живописи, имеющий самостоятельное значение, уже остался позади. Побеждают готовая, традиционная схема, механическое подражание, религиозная скованность.
Развитие монументальной живописи осуществлялось в формах, близких к развитию миниатюры. Неспокойная живость каролингского искусства шла на убыль. Романская живопись предпочитает спокойно-иератические позы, праздничные движения. Правда, в движениях и особенно в выражении лиц, в широко раскрытых глазах людей таится чувство суеверного ужаса. Наружный порыв превратился в скрытую внутреннюю драму. Хотя первые шаги романской живописи были связаны с обращением к более условной и подчеркнуто религиозной форме искусства, она является движением вперед по сравнению с каролингской живописью, насыщенной пережитками поздней античности, смешанными с первобытной фантастикой эпохи переселения народов.
Из литературных источников известно, что в 10-11 вв. существовала настенная живопись, служившая украшением церквей. Однако подавляющее большинство этих памятников погибло или подверглось многократным росписям. Сохранился цикл фресок на стенах главного нефа церкви св. Георгия в Оберцелле (остров Рейхенау) , который относится к капитальным созданиям раннего средневековья.
Система этих росписей такова: между арками в медальонах представлены пророки; над ними расположены большие сцены воскресения мертвых, чудесных исцелений, изгнания бесов и других евангельских чудес (по четыре с каждой стороны). Наконец, еще выше между окнами, находящимися изображения двенадцати апостолов. Снизу и сверху изображения отделяются полосами двойного меандра [8, с. 115].
1.3 Скульптура романского стиля
В романском искусстве Германии монументальная скульптура из камня не получила большого развития. Скульптура обычно сосредоточена во внутренних помещениях храмов, и ее материалом служили главным образом бронза и дерево.
Мелкая скульптура романского стиля в германских землях богата и многообразна. Глядя на ее размеры, она не ограничена узким кругом изобразительных мотивов. Разделение на мелкую пластику и скульптуру в собственном смысле слова для того времени достаточно условно. Во всяком случае, средневековый мастер не придавал отличия в размерах никакого значения. Он относился к своему труду с величайшей серьезностью и часто создавал в небольшом масштабе произведения монументального и возвышенного характера.
Несмотря на относительно ограниченное распространение монументальной скульптуры, сам дух романской эпохи раскрылся в ней, возможно, глубже, чем в живописи. В пластике яснее всего дает себя ощущать наступающий разрыв меж новейшей культурой и наследием поздней античности, которое еще не давало себя знать в каролингском искусстве и в раннероманской живописи отто-новского периода [4, с. 29].
С точки зрения стиля традиции каролингского искусства подвергались значительным видоизменениям. Посредствующим звеном меж каролингской пластикой и ранешней ступенью романского стиля в скульптуре, связанной с культурным подъемом оттоновского периода, является круг памятников, относящихся к деятельности архиепископа Эльберта в Трире (977-993). Это преимущественно распятие, оклады, ящики, украшенные эмалью и драгоценными камнями. Здесь, по берегам Рейна, происходил живой обмен художественными навыками между Германией и северной Францией.
Две главные особенности характерны для германской скульптуры романского периода. В первую очередь углубилась связь искусства с религией и церковностью. Углубление религиозного чувства неизбежно должно было породить в искусстве резкие противоречия и сделать его далеким от пластической гармонии, возвышенно-строгим, драматичным. Если в мелкой пластике дольше сохранялись традиции каролингского искусства и наследие еще более ранних времен, радостное ощущение красоты драгоценных камней и золота, присущее народному вкусу, то в таких произведениях немецкой скульптуры, как монументальное распятие Кельнского собора (около 970 г.; 253), некоторые особенности романского стиля в Германии выступают уже с большей ясностью. Образ страдающего Христа лишен всякой красоты: на кресте перед толпой верующих не царственный страдалец, покровитель человечества, а простой измученный человек. В этом грубом теле нет пластической красоты, его анатомия условна. Складки кожи, как внутренний контур, делят тело на грубо очерченные плотные массы. В Кельнском распятии резкая выразительность сочетается с тяжелым покоем смерти. Трудно найти более сильное выражение той религиозной психологии, которая была рождена в массах около 1000 г. р. е – ожиданием Страшного суда [5, с. 226].
Наряду с религиозным экстазом и презрением к гармонии тела другой особенностью германской скульптуры романского стиля было рвение к грубой материальности в передаче размеров. Наиболее наглядно склонность к условно передаваемой объемности форм выступает на примере памятников Гильдесгейма, ставшего важным центром распространения романской скульптуры. Наиболее значительным произведением этой школы является бронзовая дверь церкви св. Михаила в Гильдесгейме, отлитая между 1008 и 1015 гг. Её украшают шестнадцать вольно скомпонованных рельефов на библейские и евангельские сюжеты. Сцены из Ветхого Завета, расположенные на левой створке двери снизу вверх, и сцены из Евангелия, расположенные на правой створке в обратном порядке, строго соответствуют друг другу. Так, например, грехопадению отвечает в виде антитезы распятия, изгнания Адама и Евы из рая – суд Пилата и т. д. В каждой сцене рассказ об отдельных событиях ограничен лишь самым существенным. Место действия обозначено в зависимости от того, где оно происходит, условными растительными или архитектурными мотивами произвольных пропорций. Вместе с тем, фантастические библейские и евангельские эпизоды художник представляет как близкие ему события, по-своему передавая характер каждого персонажа.
Характерной чертой гильдесгеймских дверей являлось новое отношение рельефа к фону. Подобно тому, как в миниатюре воздушная перспектива сменяется плоскостью, так и в пластическом изображении фигуры теряют свой пространственный характер. Они как бы наполовину погружены в толщу слоя, который служит для них более или менее нейтральным фоном.
К той же гильдесгеймской школе относится так называемая Бернвардовская колонна, украшенная, образец колонны Траяна в Риме, спирально обвивающей ее рельефом с изображением сцен из Нового Завета. Отлитая в 1-й четверти 11 в., колонна Бернварда является как бы дополнением к бронзовой книге церковных врат. Примитивность изображения, его плоскостный характер, изгнание пространственной иллюзии, условность линий – все это здесь растет, хотя наивная выразительность лиц и жестов производит подчас очень сильное впечатление [12, с. 173].
Другим, еще более характерным образцом раннего романского искусства в Германии служит деревянная дверь церкви Санта Мария в Кельне (середина 11 в.). Непропорционально короткие, большеголовые фигурки, представляющие здесь разные евангельские истории, напоминают такие же наивные скульптуры, часто встречающиеся на романских капителях.
Наряду с этими памятниками романского стиля в скульптуре 11 в. дает себя знать временный подъем более опытного, более утонченного и высокого по своим традициям искусства, связанного с художественными особенностями таких замечательных памятников миниатюры, как евангелие Оттона III и кодекс Григория.
Прекрасным образцом благородно обобщенной женской фигуры, сидящей в обычной для оттоновских традиций позе спокойного величия, является «Мадонна епископа Имада». Античная простота и вместе с тем более близкая средневековому человеку психологическая углубленность образа создают в этом произведении неизвестного мастера своеобразный синтез, предсказание более зрелого искусства. Фигура была сначала обита по дереву золотым листом, но эта обивка не сохранилась.
К тому же типу памятников примыкают бронзовые двери Аугсбургского собора (середина 11 в.), не столь массивные, как двери церкви св. Михаила в Гиль-десгейме. В изобразительных мотивах аугсбургских церковных врат есть много античных элементов: кентавры, обнаженный человек, борющийся со львом (очевидно, Самсон), красиво задрапированные танцующие женские фигурки. Формы и планы невысокого рельефа тонко нюансированы, а фигуры во многих случаях очень точно и благородно скомпонованы по отношению к полю композиции. В каждом прямоугольном поле в большинстве своем помещена только одна фигура [13].
Романский стиль достиг полного развития в скульптурах 12 в. Надгробные изображения архиепископа Фридриха фон Веттина (после 1152 г.) и архиепископа Вихмана (около 1200 г.) в Магдебургском соборе представляют собой торжество массивной, слабо расчлененной формы. Но одновременно осуществляется и процесс разработки новых форм пластической выразительности, уже не связанной непосредственно с переработкой поздней античной традиции. Ее противоположные тенденции органически сочетаются в лучших произведениях немецкой пластики 12.в., настоящих шедеврах романского искусства.
Другим замечательным произведением зрелого романского стиля в скульптуре является аналой во Фрейденштадтской городской церкви (примерно третья четверть 12 в.), который несут четыре евангелиста. Их плоско стилизованные одежды говорят о более ранних традициях. Но это впечатление условной графичности преодолевается живым выражением лиц.
Романский стиль прошел из-за отказа от варварской декоративности изображения в пользу массивно-обобщенных форм, которые, в свою очередь, начинали отступать перед жизненной полнотой реального образа, своеобразно сочетающегося в средневековом художественном мышлении с декоративной и символической условностью. К середине 12 в. этот синтез уже определился, и обе его стороны переплетались друг с другом. Так, в великолепном монументе Генриха Льва, стоящему перед замком герцога в Брауншвейге (1166), немецкому скульптору удалось создать оригинальное произведение, полное жизненной энергии и силы обобщения. Символ могущества феодального властителя, воплощенного в образе льва, имеет не только геральдический смысл, но и воспринимается как реальное, живое изображение [16, с. 196].
ЗАКЛЮЧЕЕНИЕ
Романский стиль характеризуется глубоким богословием. Во главу угла выходит форма, единство элементов, соответствие, порядок. Данный стиль общеевропейский, национальные традиции в нем почти отсутствуют. Архитектура строга, она лишена каких-либо излишеств. Стены массивные, окна очень узкие. Утонченность и вкус отходит на второй план, уступая место практичности. При этом окна могут быть не только стандартными формами, то есть круглыми или четырехугольными, но также иметь форму глаз, ушей или трилистника. Ставни делаются из полотна.
Романский стиль в архитектуре отдает приоритет всему мощному и огромному. Важно было показать в здании мощь и силу его владельца. Во всем чувствуется максимальная простота и чувство меры, рациональность. Сооружения в этом стиле могут придавать даже давящее чувство.
Романская архитектура впитала в себя дух средневековья, когда душа подавляла телесность, но при этом она находится в смятении и борьбе с собой. Именно в это время появились первые витражи.
Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов, а на фасадах она стала появляться только в конце XII века. Сначала это были рельефные вставки, позже – развернутые композиции. Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т.д., полностью отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Старого и Нового заветов. В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X – первая половина XI в.) наступил расцвет немецкой живописи. Характерный пример раннесредневековой живописи Германии – росписи церкви Св. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в.), находящегося на острове Рейхенау на Боденском озере. Тематика росписей – сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др.). Изображения даются на условных архитектурных фонах или на цветных горизонтальных полосах. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место.
Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. Большая часть сохранившихся рукописей создана в монастыре Оберцелле.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, М.С. Немецкая романская пластика и скульптура порталов. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nemetskaya-romanskaya-plastika-i-skulptura-portalov (дата обращения: 28.02.2022)
2. Большая российская энциклопедия. Романский стиль. Электронный ресурс. Режим доступа: https://bigenc.ru/fine_art/text/3514340 (дата обращения: 28.02.2022)
3. Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга I. Европа. Авторы: А.А. Губер, М.В. Доброклонский, Л.Я. Рейнгардт; под общей редакцией Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1960.
4. Горощенова, П.С. Готический и романский стили на примере соборов Кельна и Трира / П.С. Горощенова, А.И. Дайнеко // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2020. – Т. 10, № 4. – С. 28-30.
5. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., Высшая школа, 2000. 368 с.
6. Квартальнова А.А. Романика как первый унифицированный стиль строительства в Германии // Мир глазами молодых. Студенческие чтения. – Курск, 2021. – С. 129-132.
7. Кожар, Н.В. История архитектуры Германии V – начала XX веков : учеб.-метод. пособие для специальности 1-69 01 01 "Архитектура" / Н.В. Кожар, Н.С. Будыко ; Белорусский национальный техн. ун-т, Кафедра "Теория и история архитектуры". – Минск : БНТУ, 2011. – 94 с.
8. Нессельштраус, Ц.Г. Романское искусство // Искусство Западной Европы в Средние века / Ц.Г. Нессельштраус. – Ленинград ; Москва : Искусство, 1964. – С. 103-238.
9. Романский стиль в Европе. Архитектура, скульптура, живопись, книжная миниатюра // Искусствоед. ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре. Электронный ресурс. Режим доступа: https://iskusstvoed.ru/2017/02/02/romanskoe-iskusstvo-evropy-arhitekt/ (дата обращения: 28.02.2022)
10. Романский стиль в искусстве Германии. Электронный ресурс. Режим доступа: http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/midle/roman_style/roman_style_region.html (дата обращения: 28.02.2022)
11. Романская скульптура: особенности стиля в исскустве. Электронный ресурс. Режим доступа: https://autogear.ru/article/380/926/romanskaya-skulptura-osobennosti-stilya-primeryi/ (дата обращения: 28.02.2022)
12. Сидорова В.Е. К вопросу о формировании различных архитектурных школ романики на территории Германии // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : сб. ст. – Нижневартовск, 2018. – Ч. 3. Искусство. Дизайн. Архитектура. Музыка. Культура. Философия. Социология. – С. 172-174.
13. Скульптура романского стиля. Электронный ресурс. Режим доступа: https://muzei-mira.com/sculpture/1636-skulptura-romanskogo-stilya.html (дата обращения: 28.02.2021)
14. Тяжелов, В. Н. Искусство средних веков в западной и центральной Европе. - М.: Искусство. 1981. – 224 с.
15. Тяжелов, В.Н. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 2004. – 384 с.
16. Ювалова, Е. П. Немецкая скульптура 1200 - 1270. - М.: Искусство, 1983. – 368 с.