Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Роль народного творчества (фольклора) в воспитании социально здоровой личности. Материнский фольклор и его роль в формировании социально защищенной картины мира.
Блок 1. Роль народного творчества (фольклора) в воспитании социально здоровой личности.
1. Фольклор - определение, соотношение с понятием «народ».
Фольклор ( от англ. folk – lore – народное знание, народная мудрость). Это международный научный термин, предложенный в 1846 году английским археологом У.-Д. Томсом. Под фольклором подразумевают народную духовную культуру в различном объеме ее видов. Чаще всего этим термином обозначается комплекс словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических видов народного творчества, обладающих определенными общими характеристиками: традиционностью, передачей из поколения в поколение, хранящихся в устной памяти народа. Первостепенное значение для фольклора имеет художественное начало.
Фольклор является основой самого понятия «народ». Народ – это такая общность людей, которая обладает устойчивыми, передающимися из поколения в поколение особыми чертами культуры; это цепь поколений, связанных между собой общим языком и общей памятью о непростой жизни и истории своего народа.
«Где сосна взросла, там она и красна». Как растение, питаясь соками родной земли, становится красивым и крепким, так и человек, приобщаясь к культуре своего народа, становится сильнее, благороднее. В фольклоре разных народов одинаково высоко ценят лучшие человеческие качества: терпение, настойчивость, трудолюбие, доброту, сдержанность в речах, человечность. «От доброго дерева - добрый плод», «От доброго корня – добрая отрасль».
Фольклор – основа национального самосознания, патриотизма, любви к родной истории, к родной стране. В русском фольклоре отразилось и родство восточных славян, коренное, давнее. В устной поэзии украинцев, белорусов и русских выработалась близкая образная система, сложился схожий художественный стиль. К примеру, если волшебную сказку будет рассказывать любой из этих народов, то Баба Яга в ней скажет: «Фу, фу, фу, русским духом пахнет!» Русский фольклор отобразил общую этническую историю восточных славян, их славянскую духовность, ментальность. Но прежде всего он запечатлел облик русского человека, показав его и в ратном подвиге, и в мирном труде, в безудержном веселье и в глубокой печали. В фольклоре выразилась горячая любовь русского народа к своей Родине, о которой в пословице говорилось: «Велика святорусская земля, а везде солнышко!». Или: «Как не родня? Да на одно солнышко глядим!
Охват всех сторон жизни отдельного человека и всего мироустройства дается в фольклоре ярко, образно.
Народная философия, моральные нормы выражены в сказках, пословицах, песнях емко, легко запоминаемо. Все события человеческой жизни от рождения до погоста, от младенчества до старчества, от истории до обычного права и правильных моделей поведения в народном творчестве отражаются в поэтическом виде.
В сказках в аллегорической форме даются правильные социальные модели поведения, в пословицах и поговорках - моральные нормы.
Многие заповеди Господни запечатлены в пословицах, этих жемчужинах народной мудрости.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Без Бога – ни до порога.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
Лучше голодать, чем краденое есть.
Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
2. Эпические произведения, которые сложились в русской традиции, поражают своей героикой, своим христианским отношением к другим людям, поэтическим совершенством.
Вот перед отъездом в Киев просит богатырь Илья Муромец отцовского благословения. Отвечает старый крестьянин Иван Тимофеевич:
Я на добрые дела тебе благословенье дам,
А на худые дела благословенья нет.
Поедешь ты путём и дорогою —
Не помысли злом на татарина,
Не убей в чистом поле христианина.
Будто сам народ наставляет своего любимого богатыря устами его родителей:
Ай же ты, моё чадо милое,
Ай Господь тебе Бог дал силу великую.
А живи-ка ты да поскромнёшенько,
А не давай ретиву сердцу волюшки ...
Особое отражение в фольклоре получили глубоко воспринятые христианские ценности, события Священной истории, исторические установления русских князей. Это нить, связующая поколения, это пробуждение национального самосознания, выработка национального архетипа.
Народ на бытовом уровне усваивал христианскую традицию, вырабатывал личное отношение к святым, к христианским праздникам. Послушайте, как история праздника Покрова Божией матери преломилась в народном сознании, ведь народ считал этот праздник русским. Исполняет Андрей Байкалец.
http://predanie.ru/muz/pesni-kanty/andrei-baikalez/
ПОКРОВ.
Подошли враги к царству Русскому,
Угрожают ему войной-гибелью;
Обложенные пришли в Божий храм,
Плачут-молятся, просят помощи.
Услышала Мать Божия молитву их,
И сошла с небес в церковь Божию.
Славой райскою храм наполнила,
Богородице служат ангелы,
И пророки, и апостолы.
«Что ж ты, Божий гость, голубица ты,
Всепречистая, благодатная,
Ты скажи, зачем прилетела к нам?
Аль уж светлый рай от грехов наших
Стал нерадостен, и пришла ты к нам —
Принесла нам казнь от Создателя?»
«Мне и светлый рай стал нерадостен,
Небо ясное помрачилося:
Ко мне ангелы каждый час несут
Слезы горькия християнския;
И смутилась я, опечалилась!
Теперь к вам пришла в утешение,
Помолить о вас с вами Господа,
Вседержителя и Спасителя».
И вознесла Пречистая молитвенный глас
К своему Сыну ко распятому,
Всех людей Благодетелю
И небесному Утешителю:
«Сыне мой, Иисусе мой!
Ты услыши нас с высоты небес,
Защити и нас, грешныих людей,
За царя, за Русь всех страдающих».
На руках Богородицы был омофор святой:
Омофором тем покрыла она
Благодатныим души скорбные,
За Христа живот полагающих.
Духовные стихи и канты содержат в себе воспринятые народом представления об устройстве мира, о должном и недолжном поведении, поясняют заповеди и притчи. Особенно стоит отметить «Голубиную книгу», в этом духовном стихе дана картина всего мироустройства, объясняется, почему на земле не найти правды.
3. В лучших образцах народных песен можно поучиться поэтической образности, символике, красивой речи, напевности.
Знакомство с фольклором развивает чувство ритма, умение красиво двигаться, развивает музыкальный слух. Директор известной московской музыкальной школы на родительском собрании сетовал, что с каждым годом все меньше детей с развитым музыкальным слухом и объяснил, что это следствие низкого интереса к песне в семье. Раньше в семьях и компаниях много пели – и народных, и авторских песен, слух детей развивался на лучших образцах народного искусства. Теперь же песня практически ушла из нашего обихода, и это сразу сказалось на музыкальной одаренности детей.
Богатство и выразительность музыкального строя русской песни ощущали многие композиторы, да и как можно остаться равнодушным, слушая всем нам знакомую «Березку»?
Все вы знаете, как воспринял и отразил в своем творчестве фольклорные мотивы Пушкин, как много он получил от своей няни. Неизвестно, что было бы у нас в поэзии без Арины Родионовны, может, гений обошелся бы и без народного творчества. Но вот 4 симфонии Чайковского без «Березки» бы точно не было.
В фольклорных произведениях незаметно развивается чуткость, они учат душевной теплоте, любви, верности. Даже по отношению к животным находятся такие ласковые и добрые слова:
КОРОВУШКА.
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ли свежей травки ей нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была бурёнушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала
Блок 2. Материнский фольклор и его роль в формировании социально защищенной картины мира.
1. Материнский фольклор – определение, жанры.
Народная педагогика выработала свои традиционные правила, которые помогают ребенку развиваться физически и интеллектуально, удовлетворяют его эмоциональные потребности. Главный секрет народной педагогики – это сочетание игры и труда, труда, нужного всем, за который надо нести ответственность, который облегчает немного ношу родителей и потому радует детей.
Устойчивые правила, выверенный, неизменный уклад жизни давал детям чувство уверенности, стабильности, защищенности. Этой устойчивости, стабильности так не хватает в современном мире, который во многом «вывернут наизнанку».
Жанры русского фольклора, предназначенные специально для рассказывания взрослыми детям, так называемый материнский фольклор, являются мощным инструментом в профилактике социального неблагополучия.
Мудрость многовековой традиции выработала специальные средства, которые помогают растить, «пестовать» детей. С первых дней жизни младенца его воспитывает все, что он видит, слышит и чувствует вокруг себя. Дитя, окруженное ласковыми прикосновениями, певучими приговорами, нежными мелодиями колыбельных, вырастает психологически более устойчивым и само научается любить.
Колыбельные песни, пестушки, потешки, пальчиковые игры, скороговорки, небылицы, прибаутки, сказки, песни, пословицы – все эти фольклорные жанры были знакомы ребенку с колыбели.
2. Материнский фольклор как способ выражения безусловной любви.
Материнский фольклор естественно включает в себя четыре основных способа выражения любви к ребенку: ласковый контакт глаз, физический контакт, безраздельное внимание и дисциплину. Игумен Евмений в своей книге «Аномалии родительской любви», опираясь на богатый опыт работы с детьми и их родителями, а также на идеи известных педагогов и психологов, говорит о том, что практически все проблемы в воспитании детей связаны с тем, что детям катастрофически не хватает любви (даже когда их любят), поскольку родители не умеют донести ее до ребенка. Игумен Евмений выделяет три главных способа пополнения «эмоционального резервуара любви»: контакт глаза в глаза (то есть смотреть на ребенка с любовью); ласковое прикосновение (физический контакт), безраздельное внимание (когда взрослый на какое-то время полностью отдает все свое внимание ребенку) и дисциплину (определенные рамки поведения).
Рассмотрим с этой точки зрения некоторые жанры материнского фольклора: колыбельные песни, пестушки и потешки.
Колыбельные песни – первые музыкальные впечатления раннего детства, младенчества. Простой ритм и несложная, повторяющаяся мелодия учат ребенка различать тональность, интонационный рисунок и звуковой строй родного языка; развивают чувство ритма, слух, музыкальные способности. Подрастающий ребенок овладевает словесными формулами, учится ласковым оборотам речи, приобретает «чувство языка». Вслушайтесь, например, в такие строчки:
О, люлю, мое дитятко!
Люлю, люлю.
Дитятко, дитя маленькое,
Люлю, люлю.
Маленькое, крохотанненькое.
Колыбельные почти исчезли из нашего обихода, а ведь детям эти нехитрые песенки необходимы. Особенно современным детям, живущим в постоянно меняющемся, неустойчивом мире. Ребенку необходимо что-то неизменное, надежное, повторяющееся многократно. Это дает им уверенность в надежности, безопасности. Поэтому дети любят, чтобы им читали много раз одно и то же, им нужны привычные ритуалы укладывания спать, кормления и т.д. И именно поэтому детям необходимы колыбельные. Успокаивающие, помогающие перейти от бодрствования ко сну, ритмичные, повторяющиеся, дающие уверенность в том, что мир надежен, что дитя любимо, желанно. Это ласковый телесный и зрительный контакт, безраздельное внимание любимого взрослого, причем в очень важный для ребенка момент засыпания. Это и первое знакомство с моральными нормами, с реалиями жизни, с истинами христианства.
http://prostopleer.com/#/tracks/4777649dxma
СПИ – ТКО, КРОШЕЧКА МОЯ.
Спи-тко, крошечка моя,
Спит-ко, маленькая.
Люлю, люлю.
Умоленное мое,
Упрошенное мое.
Люлю, люлю.
Упросила, умолила
Я у истинна Христа.
Люлю, люлю.
Бог мне тебя дал,
Да Богородица дала…
Эти тихие, чудные, задушевные песни – необходимый и важный элемент воспитания ребенка, воспитания его психологической устойчивости, уверенности в доброте мира.
Пестушки (от пестовать – нянчить, растить, воспитывать, носить на руках) – краткие ритмичные приговоры, помогавшие мамам ухаживать за ребенком в первые месяцы жизни. Например, всем известные «Потягунюшки» во время важного, рубежного этапа перехода от сна к бодрствованию:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек – толстунюшки,
В ножки – ходунюшки,
В ручки – хватунюшки,
В роток – говорок,
А в головку – разумок.
Нежное поглаживание, стимулирующее потягивание ребенка, ласковый взгляд и интонация, безраздельное внимание матери – все в этой коротенькой пестушке. Это просто квинтэссенция любви!
Движения, которыми сопровождаются материнские приговоры: поглаживания, разведение и складывание ручек, закидывание ручек на головку,
переваливание головки с руки на руку, помахивание кистями рук, разминание стоп и т.д. – все это, как отмечают врачи-педиатры, элементы крайне необходимой ребенку простейшей гимнастики и массажа.
Потешки – это песенки-приговоры, сопровождающие игру с пальцами, ножками и ручками ребенка. Без потешек не обходится ни один важный момент в развитии умений ребенка
Когда ребенок начинает понимать многие слова, потешки в игровой форме наставляют его. Коза рогатая бодает непослушных детей, сорока дает кашку всем, кроме лентяя-мизинца; а нос, который съел калач в одиночку, треплют, повторяя: «Не ешь один!».
Легкий массаж, развитие вестибулярного аппарата, телесный и зрительный ласковый контакт, певучие нежные слова, безраздельное внимание взрослого, изучение «географии» тела – все это включают в себя такие коротенькие и незамысловатые потешки.
Возьмем одну из самых известных потешек – «Сороку». Малыш сидит на коленях у матери, его нежно прижимают к себе и ласково водят пальцем по ладошке. Затем рука взрослого «путешествует» по ручке младенца, обозначая запястье, предплечье, локтевой сгиб, плечо и подмышку. Малыш учится чувствовать границы своего тела, игра заканчивается «неожиданной» щекоткой, весельем, а в словах заключен целый урок:
Этому – дала,
Этому – дала,
А этому – не дала:
Зачем дров не рубил,
Воды не носил?
Знай наперед:
Здесь водичка – холодненькая, (запястье)
Здесь – тепленька, (сгиб локтя)
Здесь – горяченька, (плечо)
А здесь – кипяток, кипяток, кипяток! (щекочем под мышкой)
«В пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих качеств в прибаутках, отличающихся от пестушек и потешек тем, что они уже не связаны с каким-то конкретным игровым действием.» (Жизнь человека в русском фольклоре, т.1, с. 10)
3. Развивающее и коррекционное значение материнского и детского фольклора.
Игровые песенки-прибаутки, использующие движения пальчиков и рук, прекрасно развивают память и умение концентрировать внимание, например:
«КУПИМ МЫ, БАБУШКА, ТЕБЕ КУРОЧКУ» - в этой песенке ряд животных, которых обещают купить бабушке, все время увеличивается, движения усложняются, нужно помнить о правильном соотнесении нащваний животных и движений, их сопровождающих.
В современном детском фольклоре широко бытуют игры в ладоши, в хлопки, в захваты, перетяжечки и др., в которых часто используются перекрестные движения, сопровождающиеся сложным текстом.
Например, партнеры в такт произносимому тексту должны хлопать по ладоням друг друга различным образом – прямо, перекрещивая, ударяя по плечам и т.д. Темп постепенно ускоряется.
На алтайских горах – ах, ах!
Жил великий падишах – ах, ах!
Захотелось падишаху – аху, аху,
Съесть большую черепаху – аху, аху.
Перекрестные движения способствуют выработке межполушарного взаимодействия, именно такие движения используют современные нейропсихологи и кинезиологи для стимуляции волевой сферы, снижения напряженности, умения концентрировать внимание. Необходимость для удачной игры скоординировать собственные движения с движениями рук партнера вкладывает в сознание ребенка правильную модель сотрудничества: чтобы любое дело было слаженным, шло легко, удачно, было успешным, - необходимы согласование и координация своих действий с действиями других, то есть необходимо сотрудничество.
Считалки, игры – в них дети учатся строить жизнь по нормам обычного, естественного права (юридический устный договор), на котором была основана вся жизнь их родителей, учатся соблюдать правила, подчиняться решениям.
Речевые игры (Барыня ит.п.) учат запоминать и применять сразу несколько условных модификаторов, т.е. являются мощным средством развития интеллекта, памяти, волевой сферы.
В сказках часто объясняются притчевым образом правила верного поведения, необходимые для успешной и доброй жизни, а также ненавязчиво объясняются те нравственные и моральные качества, которые должен воспитывать в себе настоящий человек, христианин.
В кумулятивных сказках показывается взаимосвязь всех вещей, явлений и поступков во Вселенной (сказка «Петух и бобовое зернышко»).
4. Пальчиковые игры как элемент подготовки руки к творческой деятельности и способ развития и корректировки недостатков в интеллектуальной сфере.
Пальчиковые игры - это массаж кистей и стоп, они способствуют развитию речи, развитию мелкой моторики, укреплению иммунитета. Кроме этого, пальчиковые игры синхронизируют работу полушарий головного мозга, развивают умственные способности, память, внимание, речь, мышление. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Связь интеллектуально развития и пальцевой моторики подтверждена исследованиями современных ученых, различные пальчиковые игры используются в кинезиологической гимнастике (движения, активизирующие межполушарное взаимодействие и развитие мозга).
Особенно важно, что в пальчиковых играх тренируются все пальца, а не только первые три, которые обычно активны в быту. Практически во всех видах деятельности, развивающей мелкую моторику (вырезание, нанизывание, плетение, мозаика, конструктор, пластилин), также используются движения этих первых трех пальцев – большого, указательного и среднего. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне зоны всех этих действий и обычно пассивны. А для развития мышления, речи, внимания необходима тренировка всех пальцев, а особенно тех, которые в повседневной деятельности пассивны. И именно такая тренировка есть в незаслуженно забытых пальчиковых играх. Например:
Вначале с пальчиками, ручками и ножками малыша играет взрослый («Ладушки», «Сорока-ворона», «Кую-кую ножку»), затем ребенок начинает повторять движения под приговоры взрослого, произносить слоги потешки. Подрастая, ребенок постепенно осваивает пальчиковые игры, в которых уже сам тренирует свои пальчики.
Пальчиковые игры, выполняемые ребенком самостоятельно, достаточно сложны в двигательном плане и интересны в содержательном. Дети ненавязчиво получают в них уроки правильного поведения, видят верное устроение мира. Например, игра «На постой».
«На постой»
Ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом), безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом), средние пальцы - папа (говорит низким голосом), указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы. Hочь, в избе все спят.
Солдаты:
- Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
- Кто там?( Мизинцы постукивают друг о друга.)
Солдаты:
- Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети:
- Спросим у мамы. Мама! ( Постукивают мизинцы.)
Мама:
- Что, дети?( Постукивают безымянные пальцы.)
Дети:
- Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Мама:
- Спросите у папы! (Постукивают безымянные.)
Дети:
- Папа! (Постукивают мизинцы.)
Папа:
- Что, дети?( Постукивают средние.)
Дети:
- Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа:
- Впустите! (Постукивают средние.)
Дети:
-Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты:
- Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Войдем! (Указательные пальцы "пляшут", совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.)
Самое интересное в этой игре – выстраивание иерархии. Дети, услышав стук в дверь, спрашивают «Кто там?» (модель правильного поведения и для современных детей). Услышав ответ, не бегут открывать, а сообщают, что нужно спросить у мамы. Мама продолжает показывать правильное устроение мира, говоря детям, что нужно спросить главу семьи – отца. И только получив разрешение отца, дети впускают солдат, которые терпеливо ожидают у двери решения вопроса. Причем солдаты не забывают поблагодарить («Ах, какая благодать, что пустили переночевать!»). Подчеркивается, что дать кров путнику – благое дело.
Литература:
1. Материалы из ДЗ 3, 4
1. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 380 с.
2. Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 347 с.
3. Дайн Г.Л. Детский народный календарь: Игрушка в культуре России. – Хотьково: Весь Сергиев Посад, 2010. – 184 с.
4. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно- воспитательном процессе. – М.: «Школьная пресса», 2003.- 114 с.
5 Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. 1 – 2 кл. – М.: Дрофа, 2001. – 208 с.
6. Церковно-народный месяцеслов на Руси И.П. Калинского. – М.: Терра, 1997. – 304 с.
Электронные ресурсы:
1. Электронная библиотека методических материалов http://festival.1september.ru/
2. Электронная библиотека материалов и техник прикладного творчества http://stranamasterov.ru/
3. Электронная библиотека практик прикладного творчества http://livemaster.ru/
4. Российский фольклорный союз. http://www.folklore.ru