Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Роль лидера в процессе принятия управленческого решения

  • 👀 725 просмотров
  • 📌 698 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Роль лидера в процессе принятия управленческого решения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Роль лидера в процессе принятия управленческого решения» docx
Занятие 11. Роль лидера в процессе принятия управленческого решения 1. Лидеры (руководители) как стержень организации и создатели ее корпоративной культуры 2. Лидеры как акторы принятия УР 3. Публичность принятых решений как требование современности 1. Лидеры (руководители) как стержень организации и создатели ее корпоративной культуры Начнем с цитаты известного специалиста в области менеджмента Ричарда Дафта: «Стая птиц – это самодостаточное сообщество, из числа тех, кто следует заданной модели поведения. В ней есть лидеры и последователи, и время от времени первые должны возвращаться в массы, позволяя взять на себя «функции руководителя» другому члену стаи. Интуиция подсказывает птице, когда ей следует быть лидером, а когда частью команды. Из хаоса сотен одновременно взлетающих птиц в небе формируется упорядоченная система – организованная и мотивированная. Руководители имеют возможность перенять метод «упорядоченного хаоса» в силу того, что коммуникации и мотивации проявляются в иных, нежели традиционные способы мышления, формах. Возглавляющие организацию лидеры ведут их в правильном направлении»1 Вопрос руководства – сложнейшая проблема для бизнеса вообще, а российского особенно. По своим задачам руководитель должен уметь воздействовать на других людей ради получения желаемого результата. При этом современный руководитель должен уметь «работать с людьми», своевременно выявляя их новые потребности и возможности. Думается, что во многих курсах вам приходилось сравнивать различия в понятиях «руководство», «управление», «менеджмент» и «лидерство», поэтому оставим это вам для самостоятельного обоснования. Важнейшим источником различий этих понятий является власть (властный ресурс), который предполагает потенциальную способность руководителя влиять на поведение других. Как правило, выделяют 5 источников власти: закон, вознаграждение, принуждение, опыт (компетенции), референтное право2. Источником власти могут быть либо должность, либо личные качества, либо физическая сила. Рейтинг источников различен в разных организациях и применительно к различным ситуациям, однако общемировой тренд свидетельствует о тенденции к сокращению администрирования (автократического стиля), формированию командных и проектных моделей управления. Исследователи (психологи, специалисты по менеджменту, социологи) активно изучают феномен лидерства. Классическими работами, переведенными на русский язык. являются Г.Минцберг («Действуй эффективно. Лучшая практика менеджмента»), Э Шейн («Организационная культура и лидерство»), К.Левин («Динамическая психология. Избранные труды), Крис Арджирис «Организационное научение»). Так Г.Минцберг выявил и описал 10- ролевых функций менеджера: номинальный глава (акцент на церемониальные и правовые обязанности), лидер, связующее звено (носитель сетевых связей – “networking”), наблюдатель (он сопоставляет свою и другую компанию, приносит информацию), распространитель (идей внутри коллектива), оратор, предприниматель, укротитель конфликтов и проблем (устранитель нарушений), распределитель ресурсов, переговорщик. Э.Шайн актуализировал роль лидера как источника формирования организационной культуры организации, описав механизм и структуру этого процесса. К.Левин – психолог, он первым еще в 40-ые годы выявил три основных психологических стиля руководителя : авторитарный, демократический и попустительский. Современные исследователи их обновили: «уютное управление», «коллективное управление», «компромисс», «нищее управление», «подчинение руководителю», распределив их на графике между осями «ориентация на задачу» и «ориентация на людей» (Типология Блейка – Моутон». Кроме того Левин К. разработал теорию «социального поля» как совокупность энергетических зарядов, вызывающих у человека особое напряжение, не зависящее от него самого. Мне кажется, но я могу и ошибаться, что ими может быть «гнетущих страх», который бывает иногда на гос. экзаменах, «особая благодать», которая на кого-то нисходит в церкви, а на меня в филармонии, раздражение, когда включаешь телевизор и попадаешь на Соловьева или отдельные, но частые виды социальной рекламы… Аджирис продолжил изучение элементов человеческих отношений, углубив понимание роли человеческого капитала (работников) на предприятии, возможностями влияния на их поведения с целью повышения эффективности работы организации. Думается, что здесь речь идет об особой роли коллектива (команды), когда неожиданно человек может свершить такое, о чем не подозревал именно в силу ответственности за других или перед другими. Непосредственно Курт Арджирис разработал теорию психологического контракта или системы взаимных ожиданий между работником и работодателем, прежде всего, в период организационных изменений. В любом случае это направление за рубежом очень популярно и многообразно по ракурсам. Современные подходы отличает многообразие направлений изучения (поощрение инноваций и развития корпоративной культуры), методов: экспериментальные замеры, анкетирование, тесты, особенностей проявления лидерства в разных сферах и странах… 2. Лидеры как акторы принятия УР 10 моделей, предложенных для описания основных функций менеджера в полной мере сохраняются и применительно к принятию УР. Однако при этой конкретизации очевидно возрастание роли таких функций как предприимчивость, устранитель нарушений, распределитель ресурсов и переговорщик. Другой, не менее интересный ракурс - перераспределение полномочий руководителю среднего звена в зависимости от общего типа корпоративной культуры. Его предложили еще в 70-ые годы авторитетные исследователи лидерства Р.Танненбаум и У.Шмидт3. Рассматривая две модели (передать/не передать) как две альтернативы распределения властных полномочий, они классифицировали функции менеджера (их объем) следующий образом (от минимального к наибольшему): - менеджер принимает решение и объявляет о нем, - менеджер «проводит» (путем убеждения) решение, - менеджер выдвигает идеи и предлагает их обсуждение, - менеджер предлагает вариант решения проблемы, - менеджер формулирует проблему, изучает предложение и принимает решение, - менеджер определяет условия и предлагает группе принять решение, - менеджер определяет условия, в которых его подчиненные имеют право принятия самостоятельных решений. 3. Публичность принятых решений как требование современности В силу повышения общего уровня образования населения, реализации принципа демократизации в обществе, роста сознательности населения и его включенности в проблемы поселения, предприятия, города, страны - принятие, а часто и обсуждение вариантов возможных решений должно быть открытым и публичным. Как известно, первым исследователем феномена публичности был Юрген Хабермасс. Он дал первое определение понятию: «(Die Offentlichkeit) образует сферу коллективности, ассоциативное пространство, в котором группируются члены общества (по разным признакам), коллективизируются взгляды, эмоции, возникают и функционируют партии и движения, общественные организации, творческие и другие союзы, т.е. публичное пространство»4. Как исследователь коммуникации, он дает системную оценку публичному пространству. Он мыслит его как принципиально внеличностный феномен, в котором не столько осуществляется действие, сколько происходит обмен информацией и мнениями. Публика (независимые граждане, горожане, работники предприятия) сами править не могут, но в современном обществе они могут контролировать процессы принятия решений в разных сферах и уровнях, включая частную компанию. Хабермасс выделяет сильную и слабую публику как носителей навыков и установок на социальный контроль. Применительно к предприятиям этот контроль может выражаться в специальных органах трудового коллектива (собраниях, комиссиях), институтах подотчетности: ежегодных отчетах менеджеров, регулярных совещаниях руководителей среднего звена, где происходит обмен мнениями, а также в наличие сайтов (других средств коммуникации, где работники могут задать вопрос или инициировать обсуждение проблемы). Новые возможности реализации публичности в управлении предприятиями рассматривали П.Друкер, М.Кастельс и другие, акцентировав внимание на интернете и сетях как публичных полей нового типа.
«Роль лидера в процессе принятия управленческого решения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot