Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Репродуктивное здоровье. Медицинские и гигиенические аспекты полового воспитания детей

  • 👀 512 просмотров
  • 📌 480 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Репродуктивное здоровье. Медицинские и гигиенические аспекты полового воспитания детей» docx
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ. МЕДИЦИНСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 1. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение. 2. Медицинские и гигиенические аспекты полового воспитания, теория психосексуального развития личности З.Фрейда. 3. Контрацепция, способы и средства контрацепции. Репродуктивное здоровье – важная часть здоровья человека и общества. Репродуктивное здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая вос­производство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье. Существование любого вида живых организмов невозможно без воспроизводства себе подобных. Человек в этом отношении не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Однако, в отличие от других живых существ, человек, наделенный разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учетом социальных запросов общества. Его функция воспроизводства предусматривает не только рождение ребенка, но также его воспитание и подготовку к выполнению определенных обязанностей, обеспечивающих социальное развитие общества. Эта система воспроизводства населения, обеспечивающая рождение здоровых детей, воспитание и подготовку нового поколения, и является основным содержанием репродуктивного здоровья. Состояние репродуктивного здоровья человека и общества определяют по следующим критериям: • устойчивая мотивация людей на создание благополучной семьи и привлекательность для них личностной модели примерного семьянина; • ответственность родителей и государства за состояние здоровья; физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей; за получение детьми необходимого образования; • обеспечение воспроизводства населения в пределах, гарантирующих демографическую безопасность государства. Эти критерии достаточно полно характеризуют способность общества и государства создать и реализовать необходимые условия для рождения здоровых детей и подготовки нового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие цивилизации. Исторический опыт свидетельствует, что лучшей социальной конструкцией, наиболее полно отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья. Репродуктивное поведение - система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака. Оценка ситуаций удовлетворения потребности в детях зависит от своеобразия всей системы социальных установок и ценностных ориентаций личности, от роли, которая отводится в ней семье и детям. Установки и ориентации личности отражают жизненный опыт человека. Однако при вступлении в брак и в течение семейной жизни различные оценки супругов могут изменяться и сближаться, причём на основе установок лидера семьи. Репродуктивное поведение личности и семьи испытывает воздействия текущих условий жизни и условий прошлых лет. Первые непосредственно влияют на повседневные семейные ситуации, которые становятся условиями реализации потребности в детях, лишь пройдя сквозь призму ценностных ориентации. Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, которая, как правило, остаётся неизменной на протяжении жизни отд. человека. Потребность в детях - самая инерционная часть репродуктивного поведения, т. к. она результат усвоения репродуктивных норм, унаследованный репродуктивный опыт предыдущих поколений. На протяжении большей части развития человеческого общества высокая общая и детская смертность, антисанитарные условия сформировали нормы многодетности, составной частью которых были негативные санкции за вмешательство в автоматический ход репродуктивных событий. Из-за высокой потребности в детях известные издревле методы контрацепции оставались неиспользованными. Запрет на применение контрацепции и искусственного аборта сопровождался социальной регламентацией добрачных отношений и доступа к браку. В доклассовых обществах дуально-родовая организация, присущая экзогамным и эндогамным племенам, исключала возможность постоянных сексуальных отношений. Большая часть календарного времени года была связана с половым воздержанием. В докапиталистических обществах факты сезонного рождения детей свидетельствуют о том, что для многодетного поведения было также характерно абстинентное поведение и применение контрацепции, связанное с лактацией. Нормы репродуктивного поведения увязывались с годовым хозяйственным циклом и соблюдением поста. Условия, вызывающие отмирание норм многодетности (снижение обшей и детской смертности, радикальное изменение функция семьи и др.), ослабляют систему запретов и ведут постепенно к применению контрацепции и абортов. Усиление внесемейных ориентации личности (в особенности женщин) на личные достижения и успех уменьшает уровень потребности в детях и ценность детей. Практика контрацепции способствует усилению значимости сексуального поведения и сокращению периодов сексуального воздержания. Такое сознательное ограничение рождаемости и малодетность до недавнего времени ассоциировались с высоким уровнем культуры, а многодетность - с низким уровнем и стихийностью размножения. Медицинские и гигиенические аспекты полового воспитания Основная цель в познаниях полового воспитания – сформирование будущей семьи, обладающей высокими моральными качествами, знаниями особенностей анатомо-физиологических и психологических нюансов пола, серьезного подхода к спутнику (спутнице) жизни, уважении к физиологическим потребностям и функциональным изменениям в период интимных отношений. Кроме этого, половое воспитание имеет ряд других важных аспектов – морально-этических, нравственных и гигиенических. Правильно, вернее грамотно, воспитанное дитя (ребенок) – это то, которое получает правдивую, достоверную информацию из уст родителей, педагогов, врачей и воспитателей. Худший вариант, если эта информация получена «подпольно» или во дворе из уст более «опытных» сотоварищей. Природой в половое воспитание включен большой биологический смысл – это один из сильнейших физиологических инстинктов продолжения рода, который заложен в коре головного мозга и является высшей степенью потребности и удовольствия. В этом вопросе не должно быть оттенка вульгарности и цинизма. Поэтому полученная информация по медико-социальным, психологическим и педагогическим основам полового воспитания должна быть взята на вооружение будущими воспитателями, учителями, консультантами и прежде всего будущими родителями. Предусматриваются различные подходы в половом воспитании девочки (девушки) и мальчика (юноши). С учетом пожеланий родителей, дети получают эту информацию в дошкольных и школьных учреждениях или же сугубо индивидуально в личностном собеседовании. Физиологические основы сексуальности Вопрос, связанный с основами знаний по половому воспитанию, интимным отношениям, гигиене половой жизни не обойдется без информации, связанной с великим основателем концепции психоанализа и проявлением первичных влечений, т.е. половых влечений у человека. Речь идет об австрийском ученом Зигмунде Фрейде (1856-1939). 3игмунд Фрейд развил теорию психосексуального развития индивида. В формировании характера и его патологии главную роль он отводит переживаниям раннего детства. Психосексуальное развитие представлялось Зигмунду Фрейду по определенным жизненным фазам – этапам: • оральная (первый год жизни) – характеризуется получением удовольствия через сосание и кусание; В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально - зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама.  Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам: фрустрация или блокирование потребностей ребенка. Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными его чертами является: • ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе, • постоянно требует одобрения, • чрезмерно зависим и доверчив, • испытывает потребность в поддержке и принятии, • жизненная пассивность. В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.  • анальная (охватывает период от 1 до 3 лет) связана с получением удовольствия от акта дефекации с одновременным обретением навыка самоконтроля; Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий. Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой – принуждающей, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия. Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально-удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально-выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания. Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей. • фаллическая (возраст от 3 до 5 лет), которая характеризуется проявлением внимания к гениталиям, адекватной половой и символической фетишизацией пениса (фаллоса) с преодолением мальчиком Эдипова комплекса, а девочкой – комплекса Электры. Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену. Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах. В норме Эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления. В возрасте примерно между пятью и семью годами Эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения Эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения Эдипова комплекса. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери. Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца. У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности. • латентная – характеризуется временным ослаблением сексуальных реакций и либидо, формированием сознательного «Я» и предметных интересов ребенка; В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет. • генитальная, которая характеризуется усилением либидо с поиском удовлетворения на путях половой близости и формирует в человеке его отношение к партнеру, выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.  Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт - в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен. Можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни. Профилактика нарушений психосексуального развития Медицинский аспект профилактики нарушений психосексуального развития включает следующие положения: 1. Предупреждение нарушений пренатального периода (профилактика стрессовых состояний у беременных, контроль приема ими лекарственных средств и т.д.) 2. Ранняя диагностика и своевременное лечение психических расстройств, способствующих нарушениям коммуникации и психосексуального развития. 3. Выявление и медико-педагогическая коррекция искажений психосексуального развития на его ранних этапах. Педагогический аспект профилактики предусматривает следующее: 1. Правильное полоролевое воспитание, которое должно быть направлено на ознакомление детей с половыми различиями, а не на проповедь «асексуальности» (одергивание, запугивание и наказание детей при первых же намеках на сексуальные проявления). Как правило, в дошкольных учреждениях основные коллективные игры («космонавты», «машинисты», «строители» и т.д.) проводят без учета пола детей, а в школах предпочитают феминное поведение у мальчиков и маскулинное у девочек. Любые проявления маскулинности у мальчиков подавляются, а компенсаторное гипермаскулинное поведение служит основанием для отнесения подростков в разряд «трудновоспиуемых». «Бесполое» воспитание школьников проявляется в том, что нередко девочки и мальчики на равных моют полы и поливают цветы, учатся шить, вязать, мастерить и т.д. 2. Научение общению со сверстниками, в том числе гетеросексуальному, целесообразно проводить в виде своеобразных практикумов по коммуникации, имеющих определенную возрастную направленность. С каждым годом обучение должно усложняться, охватывать все новые аспекты взаимоотношений между людьми и прививать чувство любви и уважения к представителям противоположного пола. 3. Предупреждение растления и совращения детей и подростков (очень важно исключить доступ к порнографическим изданиям). Профилактика нарушений психосексуального развития лишь тогда будет действенной, когда она получит не форму случайных «моральных» бесед с подростками об опасностях ранней половой жизни, а станет ежедневной и кропотливой работой по формированию с раннего детства, навыков общения и соответствующего полу поведения. Основные усилия воспитателей должны быть направлены на выработку у подрастающего поколения здорового и нравственного отношения к проблемам пола и сексуальности, а главным его результатом является умение правильно решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные с отношениями полов. Не существует единых для всех рецептов, а тем более - единственного рецепта «правильного» поведения в этой сфере жизни, реализующей важные потребности человека, относящейся к кругу основных жизненных ценностей, затрагивающей наиболее интимные и деликатные слои личности и её бытия в мире, связывающей в индивидуальной биографии прошлое с будущим, реальное с идеальным. Между различными влияниями и средами, на фоне которых осуществляется половое воспитание, не существует неодолимо жестких границ - все они так или иначе взаимосвязаны и обладают своим воспитательным потенциалом. Все пути полового воспитания - будь то социализация, воспитание в тесном смысле слова или просвещение - связаны с передачей норм полового и  сексуального поведения: наследование традиций и обычаев, передача декларативного и реального аспектов обыденного сознания, литература и искусство, средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение). Лекционная пропаганда, научно-популярная литература и т.д. Пути полового воспитания опосредованы и прямо или косвенно персонифицированы в широком круге людей, с которыми общается индивид и которые являются «проводниками» полового воспитания. Контрацепция Контрацепция — это профилактика нежелательной беременности. Контрацептивы есть средства контролирования рождаемости, важнейший элемент современной системы планирования семьи. Существующие методы контрацепции можно условно разделить на две группы (рис.1). Рисунок 1. Методы контрацепции. I. Календарный метод контрацепции Это метод определения фертильной фазы по наблюдениям за менструальным циклом. Фертильная фаза - это фаза овуляции, то есть то время, когда женщина может забеременеть. Если сперма попадет во влагалище не в фертильный период, то оплодотворения не наступит, так как нет овуляции и, следовательно, нет и яйцеклетки, которую может оплодотворить сперматозоид. Во время фертильной фазы следует воздерживаться от половых сношений или же пользоваться дополнительными методами контрацепции (презервативы, спермициды, в крайнем случае - прерванных половой акт). Помните, что во время незащищенного полового акта, совершенного в фертильный период, очень высока вероятность беременности. Правила расчета фертильного периода («опасных дней») Проследите за длительностью как минимум 6 менструальных циклов, так как цикл не у всех женщин регулярный. От количества дней в самом длинном из Ваших циклов отнимите 11 (для подстраховки можно вычитать от 8 до 11 дней). Этим Вы определите последний фертильный день Вашего цикла. Цифра 11 взята вот откуда: так как после овуляции проходит 12-16 дней (в среднем 14) до менструации, то, как очевидно, овуляция произойдет за 12-16 дней до менструации. Целесообразно добавить для страховки несколько дней. От количества дней в самом коротком из Ваших циклов отнимите 18 (для подстраховки можно вычитать 19-21 день). Этим Вы определите первый фертильный день Вашего цикла. Эта цифра определяется тем, что сперматозоиды в половых путях женщины могут существовать до 4-5 дней. То есть мы вычитаем не 14 дней, а еще дополнительные 5 дней жизни сперматозоидов. Хотелось бы отметить, что безопасных дней не бывает. Сперматозоиды живут в половых путях женщины до 7 дней, поэтому при частоте половой жизни хотя бы раз в неделю все дни по определению опасны, т.е. оплодотворение возможно. Овуляция (момент выхода созревшей яйцеклетки для оплодотворения) - процесс непредсказуемый, даже при абсолютно регулярном цикле, установить ее можно только постфактум, уже ближе к менструации, а все дни до нее опасные, т.о. опасным получается почти весь цикл, кроме нескольких дней до менструации, а эти дни тоже опасны, потому что сперматозоиды, попавшие в женский организм незадолго до менструации, могут дожить до следующей яйцеклетки. Температурный метод контрацепции Температурный метод основан на определении фертильного периода путем измерения базальной температуры. Базальную температуру измеряют в прямой кишке на­ протяжении всего менструального цикла, каждое утро, не вставая с постели, в течение 7-10 мин. Полученные данные заносят в график. Следует использовать один и тот же термометр (или электронно-программированный термометр фертильности или термометр со специальной градуировкой). Как известно, на протяжении фолликулиновой фазы менстуального цикла базальная температура находится на отметке ниже 37°С. За 12-24 часа до овуляции температура резко снижается (предовуляторный спад), после овуляции - повышается в среднем на 0,2-0,5°С (в большинстве случаев до 37°С и выше) и держится на этом уровне на протяжении лютеиновой фазы менструального цикла (гипертермическое действие прогестерона); накануне очередной менструации базальная температура вновь снижается (рис.3). Если температура не повышается в течение трех менструальных циклов следует обратиться к врачу, так как стойкая ановуляция является симптомом целого ряда состояний, требующих соответствующего лечения. При задержке менструации и повышенной базальной температуре также следует обратиться к врачу, поскольку данный симптом может свидетельствовать о беременности (в том числе и эктопической). Достоинства температурного метода: - простота; - отсутствие каких-либо затрат; - отсутствие побочных эффектов; - позволяет определить дни наиболее вероятного зачатия при планировании беременности после временной контрацепции. Недостатки температурного метода: - низкая эффективность; - необходимость длительных измерений; - в некоторых случаях - сложность интерпретации результатов этих измерений; - невозможность использования при нерегулярном цикле;- предполагает длительный период воздержания. - не снимает "страх" перед нежелательной беременностью. - необходимость очень высокого уровня самоконтроля. Прерванный половой акт Профилактика беременности методом прерванного полового акта состоит в том, что мужчина прекращает половой акт до извержения спермы. Этот метод контрацепции известен очень давно и достаточно широко применятся в настоящее время, особенно в случаях не предусмотренной заранее половой близости, когда другие методы контрацепции недоступны. Такая ситуация часто возникает у молодых людей. Преимущество контрацепции методом прерванного полового сношения в том, что он не требует каких-либо приспособлений или специального обучения. К числу недостатков контрацепции методом прерванного полового сношения относится трудность прекращения полового акта для многих мужчин, не способных к самоконтролю и дисциплине. Мужчина и женщина во время полового сношения находятся в состоянии напряжения, но им приходится отвлекаться. Важным недостатком контрацепции методом прерванного полового сношения является низкая его эффективность (70-95%). При небольшой задержке извержение спермы может произойти сразу же после извлечения полового члена из влагалища, и часть спермы попадет на наружные половые органы женщины. В этом случае сперматозоиды мигрируют во влагалище, что может привести к беременности. Надежность контрацепции методом прерванного полового сношения резко уменьшается (до 12-15%), если повторный половой акт совершается через небольшой промежуток времени. Это обусловлено тем, что небольшое количество спермы, оставшейся в уретре после первого полового акта, попадает во влагалище при повторном половом сношении. Все эти данные позволяют сказать, что профилактика беременности методом прерванного полового сношения является малоэффективным противозачаточным приемом, он не физиологичен и дает серьезные осложнения для здоровья как мужчин, так и женщин. Его применение допустимо лишь эпизодически. Постоянная половая неудовлетворенность часто является причиной тяжелых психоэмоциональных нарушений у обоих сексуальных партнеров и возникновения семейных неурядиц. У мужчин часто возникает неврастения и проблемы с предстательной железой, а у женщин - фригидность. Используя прерванный половой акт помните, что оно не снижает риска заболеваний, передающихся половым путем. Механические (барьерные) средства контрацепции К барьерным методам контрацепции относят диафрагмы, шеечные колпачки, губки, презервативы (рис.4). Механизм контрацептивного действия барьерных методов основан на предотвращении проникновения сперматозоидов через канал шейки матки в верхний отдел репродуктивной системы благодаря созданию механического препятствия (барьера). Механические методы женской контрацепции называют также барьерными методами. Их контрацептивное действие основано на создании механических препятствий для проникновения сперматозоидов в канал шейки матки и предотвращения тем самым их встречи с яйцеклеткой. К женским барьерным методам относятся влагалищные диафрагмы, влагалищные кольца, влагалищные презервативы, шеечные колпачки, а также влагалищное спринцевание. В данный момент барьерные средства контрацепции — единственные средства контрацепции, которые предохраняют от заболеваний, передающихся половым путём, в том числе ВИЧ-инфекции. Химические методы контрацепции с локальным действием Химические методы женской контрацепции основаны на способности химических веществ оказывать губительное действие на находящиеся во влагалище сперматозоиды и предупреждать тем самым наступление беременности. Такие химические вещества называют спермицидами. В качестве спермицидов применяют настои из растений, различные природные и синтетические химические вещества в виде кремов, паст, мазей, свечей, желе, таблеток, шариков, губок, тампонов и других лекарственных форм (рис.5). Механизм противозачаточного действия спермицидов основан на способности изменять слабокислую среду влагалища на резко кислую или резко щелочную, в которой сперматозоиды быстро гибнут или теряют способность двигаться. Спермициды должны отвечать следующим важнейшим требованиям: не оказывать токсического действия на организм женщины и мужчины; обеспечивать гибель сперматозоидов в течение не более 2 минут, так как в противном случае они успеют проникнуть из влагалища в канал шейки матки и станут недоступными для спермицидов. Достоинство спермицидов - в простоте и удобстве применения, в относительной безвредности, а также в том, что не требуется частого посещения женщиной врача для консультаций. Спермициды особенно удобны для кормящих матерей и после аборта, а также тех женщин, которые живут нерегулярной половой жизнью и не знают заранее, где и когда произойдет половой акт. Большинство современных спермицидов обладает защитой от инфекций, передающихся полов Недостатки спермицидов: При использовании свечей, таблеток и пленок необходимость соблюдать 15 минутный интервал перед половым актом Нельзя пользоваться душем раньше указанного для данного спермицида времени. Необходимо после каждого применения мыть аппликатор для введения пены, желе и кремовым путем, а также вируса гепатита В и ВИЧ. II. Гормональная или оральная контрацепция Гормональные контрацептивы являются безопасным и наиболее эффективным методом предупреждения беременности. Гормональные контрацептивы могут быть в виде таблеток, имплантантов или инъекционных препаратов. Последние два вида длительного действия (не нужно принимать ежедневно таблетку). Все противозачаточные гормональные препараты представляют собой синтетические аналоги половых гормонов, которые вырабатываются яичниками каждой женщины. Новое поколение гормональных таблеток безопасно для большинства женщин, более того - у таблеток имеется огромное количество положительных лечебных эффектов. Современные гормональные контрацептивы предохраняют женщину от рака яичников, рака эндометрия, от множества доброкачественных опухолей, а также антиандрогенный эффект. Конечно, существуют противопоказания к применению гормональных контрацептивов. Поэтому необходима консультация гинеколога. Современные гормональные контрацептивы в зависимости от состава и способа их применения подразделяются на группы (рис.6) Рисунок 6. Классификация гормональных контрацептивов. а) комбинированные эстроген-гестагенные препараты, б) мини-пили (чистые прогестагены), в) инъекционные (пролонгированные), г) подкожные имплантаты. Комбинированные оральные контрацептивы (КОК) подавляют овуляцию (то есть препятствуют созреванию и выходу яйцеклетки), кроме того сгущают цервикальную слизь, делая тем самым шейку матки непроходимой для сперматозоидов, а также изменяют слизистую оболочку матки, так что оплодотворённая яйцеклетка не может к ней прикрепиться. Монофазные препараты содержат одинаковую дозу эстрогена и гестагена в каждой таблетке в течение всего цикла приема. Низкодозированные КОК: Марвелон, Микрогинон, Ригевидон, Минизистон, Фемоден, Регулон, Силест, Жанин, Ярина, Белара. Микродозированные КОК: Мерсилон, Логест, Линдинет-20, Новинет, Мирель. Высокодозированные КОК: таблетки предназначены, в первую очередь, для лечения различных заболеваний, а противозачаточный эффект является для них как бы вторичным действием. Двухфазные препараты состоят из двух видов таблеток. В первых одиннадцати таблетках, предназначенных для условно первой фазы менструального цикла, преобладает эстроген, в остальных десяти таблетках для условно второй фазы — преобладает гестаген. Из двухфазных препаратов в наших аптеках встречается Антеовин. Трехфазные препараты. К ним относятся Триквилар, Три-регол, Тризистон, Три-мерси, Милване. Трехфазные препараты содержат те же компоненты, что и двухфазные, но в трехступенчато нарастающей дозе, которая соответствует фазам менструального цикла. В первых 6 таблетках (с 1 по 6 день) содержатся эстрогены и гестагены в небольших количествах. Начиная с 7 таблетки (с 7 по 12 день), дозировка обоих гормонов несколько увеличивается. В третьей фазе (с 13 по 21 день цикла) доза эстрогена в таблетках снижается, а количество гестагенного компонента повышается, что подражает физиологии цикла. Трехфазные КОК считаются более физиологичными, практически не влияющими на углеводный и жировой обмен. Мини-пили или чисто прогестагеновые оральные контрацептивы (ЧПОК) действуют благодаря нескольким механизмам: • Главным образом, мини-пили делают более густой слизь цервикального канала шейки матки. Это затрудняет проникновение сперматозоидов в полость матки и препятствует оплодотворению. • Мини-пили делают эндометрий (внутренний функциональный слой матки) тоньше, что предотвращает прикрепление оплодотворенной яйцеклетки. • Иногда мини-пили предотвращают овуляцию (выход зрелой яйцеклетки из яичника). ЧПОКи считаются менее надежными, чем комбинированные контрацептивы. Однако их действие на женский организм гораздо мягче и при наличии противопоказаний для употребления КОК, мини-пили являются незаменимым методом предохранения.  К чисто прогестиновым оральным контрацептивам относятся препараты: КОНТИНУИН, ЭКСЛЮТОН, МИКРОНОР, ОВРЕТ, МИКРОЛЮТ, ЧАРОЗЕТТА, ПРИМОЛЮТ-НОР. Подкожные имплантаты - это длительно действующие высокоэффективные контрацептивные препараты с обратимым действием. Это силиконовые капсулы, которые содержат прогестаген (рис.7). Имплантат эффективен в течении 3 лет, его можно удалить в любое время. В основе механизма действия контрацептивных подкожных имплантатов лежит угнетение овуляции, изменение вязкости цервикальной слизи, препятствующей прохождению сперматозоидов, а также утончение слизистой оболочки стенки матки (эндометрия), то не дает возможности яйцеклетке на ней закрепиться. Внутриматочные средства (ВМС) Внутриматочной контрацепцией называют предупреждение беременности введением в полость матки инородных тел, которые называют внутриматочными средствами (ВМС). История ВМС исчисляется многими веками. Существующие виды ВМС (а их более 50) разделяют на три группы: нейтральные, содержащие медь, содержащие гормон (прогестиновые). ВМС изготавливают из металла или пластмассы. Они отличаются друг от друга размером, формой и жесткостью (рис.8). ВМС вводится гинекологом в поликлинике или в больнице сразу после родов или после искусственного аборта, а также в любой день менструального цикла, если нет беременности, или в период грудного вскармливания, когда нет менструаций, но должна быть уверенность, что женщина не беременна. Механизм противозачаточного действия спирали состоит в том, что она максимально снижает шанс оплодотворенной яйцеклетки (зиготе) прикрепиться к стенке матки. К недостаткам ВМС относятся: введение и удаление производит подготовленный медицинский персонал, усиление менструальных выделений и болей в первые несколько месяцев (только для медьсодержащих ВМС), возможна спонтанная экспульсия (выпадение). Экстренная контрацепция Для экстренной контрацепции обычно применяют гормональный метод (антигестагены, гестатены) или внутриматочную контрацепцию (введение внутриматочного средства). 1) Антигестагенные препараты (Гинепристон или Агеста) 2) Гестагенные препараты (Эскапел, Постинор, Мифегин (Мифепристон)) Это курс из 4 специальных таблеток, содержащих комбинацию гормонов в достаточно высокой дозе. Их нужно принять строго с интервалом в 12 часов: первые две пилюли принимают вместе в течение 72 часов после «опасного» секса, оставшиеся две - через 12 часов (рис.9). III. Хирургическая контрацепция Стерилизация, как женщин, так и мужчин, один из самых распространенных методов предохранения от беременности (рис.10). В России медицинская стерилизация как метод контрацепции разрешена лишь тем, кто достиг 35-летнего возраста или имеет двоих или более детей. У женщин есть шанс восстановить фертильность, а у мужчин - нет.
«Репродуктивное здоровье. Медицинские и гигиенические аспекты полового воспитания детей» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot