Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Регрессионный анализ; линейная модель парной регрессии

  • 👀 225 просмотров
  • 📌 172 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Регрессионный анализ; линейная модель парной регрессии» pdf
Линейная модель парной регрессии Под регрессионным анализом понимается статистический метод, в котором исследуется зависимость между случайными величинами на основе выборочных данных. В качестве примера регрессионной зависимости можно использовать зависимость урожайности сельскохозяйственной культуры от природных и экономических факторов. Основную идею метода рассмотрим на простом примере линейной модели парной регрессии. В этом случае выделяется зависимая переменная у и независимая переменная - фактор-регрессор х. Предположим, что между двумя случайными величинами у и х - экономическими показателями, можно установить простейшую линейную зависимость – линейную модель парной регрессии: y  a  bx , где а и b – неизвестные коэффициенты данной модели. Причем в качестве величин х и у рассматриваются выборочные данные этих показателей:  хi , уi , i  1,..., n . Основная задача эконометрического исследования в регрессионном ана лизе состоит в определении таких оценок неизвестных параметров a и b по    имеющимся данным, чтобы полученная оцененная модель y  a  b x наиболее точно описывала зависимость между этими показателями. На первом этапе исследования можно построить диаграмму рассеивания имеющихся данных  хi , уi , для того чтобы визуально убедиться, что линейная модель выбрана правильно. Затем обязательно проверить предпосылки, которые лежат в основе эконометрического исследования линейных моделей. Диаграмма рассеивания: y y  a  bx y2 2 yn n 1 y1 x1 x2 xn x Здесь  i  случайные ошибки, которые возможны при исследовании. По рисунку очевидно, что точки приближены к теоретической прямой, что свидетельствует о правильном выборе модели. Основные предпосылки, которые лежат в основе линейной модели: 1. Спецификация модели yi  a  bxi   i , i  1, , n, n  2 – отражает представление о механизме зависимости объясняемой переменной у i от объясняющей переменной хi и сам выбор переменных. 2. Рассматриваемые факторы (в случае множественной регрессии) x1 ,, xn - должны быть детерминированными случайными величинами, т.е. линейно не связанными между собой. 3. Случайные величины 1, ,  n - ошибки при исследовании должны удовлетворять следующим условиям: а) M i  0, D i    2 . Эти условия означают: отсутствие систематических ошибок и условие гомоскедастичности – однородности наблюдений. Разброс ошибок  i не зависит от номера наблюдений. б) M  i j   0 при i  j - условие некоррелируемости ошибок для разных наблюдений. в)  i  N 0, 2 , т. е.  i – нормально распределенные случайные величины с соответствующими параметрами.   В случае выполнения  всех предпосылок, для нахождения оценок неиз вестных параметров a и b , можно использовать метод наименьших квадратов (МНК), суть которого заключается в минимизации суммы квадратов ошибок  i , с целью получения максимально приближенных к истинным значениям а и b 2 оценок параметров: R    yi  a  bxi   min . Решая данную экстремальную задачу, получим следующие оценки: 2   xi  yi   xi  xi yi  n xi yi   xi  yi ,b . a 2 2 n xi2   xi  n xi2   xi     Тогда оцененная линейная модель парной регрессии имеет вид: yi  a  b xi . Предположим, что точечные оценки параметров обладают свойствами состоятельности, несмещенности и эффективности. Проверим статистическую значимость полученных коэффициентов, для этого построим доверительные интервалы и проверим статистические гипотезы. Доверительный интервал, который с надежностью, близкой к 100% (   1), содержит истинные неизвестные значения параметров, интерпретируется следующим образом. Если такой интервал будет содержать в себе нулевое значение, то соответствующий параметр считается статистически незначимым и им можно пренебречь. aˆ  t Dˆ aˆ   a  aˆ  t Dˆ aˆ  ; bˆ  t Dˆ bˆ  b  bˆ  t Dˆ bˆ , где       1  1    и числа t  t  , n  2  – квантиль распределения Стьюдента уровня 2  2  степеней свободы n  2 . xi2 R R n  ˆ  min - являВеличины Daˆ    min и Dˆ bˆ  2 2 2 2 n xi   xi  n  2 n xi   xi  n  2 ются несмещенными оценками дисперсий соответствующих оценок парамет-  n  ров. Величина Rmin   yi  aˆ  bˆxi i 1 2 - остаточная сумма квадратов. Как пра- вило, значения доверительной вероятности  стандартизованы и принимаются равными 0,9; 0,95; 0,99; 0,999. Проверим статистические гипотезы о незначимости полученных коэффициентов: H o : a  0 и H o : b  0 , против альтернативных H 1 : a  0 и H 1 : b  0 . На заданном уровне значимости  , используем критерий Стьюдента,    критическая точка которого t кр  t 1  , n  2  делит все множество критерия 2   на две области: d 0 - область принятия нулевой гипотезы и двустороннюю критическую область d 1 . Критическая точка находится из специальных таблиц Стьюдента или с помощью ППП Excel. Наблюдаемые значения критерия   aˆ a bˆ b tо   и tо  находятся на основе полученных результатов  ˆ s ˆ s ˆ Daˆ  a b Db  и сравниваются с пороговым значением. Если t 0  t кр , то основную гипотезу надо отклонить, т.е. соответствующие оценки параметров считаются статистически значимыми и важными при исследовании. Пример 1. Требуется установить прямую зависимость уровня усвоения материала студентов y (по шкале от 0 до 2) от количества посещений занятий в институте x (от 0 до 150). Имеются следующие данные: xi yi 73 85 102 115 122 126 134 147 0,5 0,7 0,9 1,1 1,4 1,4 1,7 1,9 Решение. Построим оцененную линейную модель парной регрессии, предполагая выполнение всех предпосылок. Воспользуемся вспомогательной таблицей:  yi  yˆ i 2 № xi yi xi2 y i2 xi yi ŷi yi  yˆ i 1 73 0,5 5 329 0,25 36,5 0,43 0,07 0,0049 2 85 0,7 7 225 0,49 59,5 0,661 0,039 0,0015 3 102 0,9 10 404 0,81 91,8 0,998 -0,088 0,0077 4 115 1,1 13 225 1,21 126,5 1,239 -0,139 0,0193 5 122 1,4 14 884 1,96 170,8 1,373 0,027 0,0007 6 126 1,4 15 876 1,96 176,4 1,45 -0,05 0,0025 7 134 1,7 17 956 2,89 227,8 1,604 0,096 0,0092 8 147 1,9 21 609 3,61 279,3 1,854 0,046 0,0021 Итог 904 9,6 106 508 13,18 1168,6 9,609 0,001 0,0479 Используем итоги соответствующих столбцов для определения оценок коэффициентов регрессии: 106508 9,6  904  1168,6 ˆ  8  1168,6  904  9,6  0,01924. aˆ    , 974 ; b 8  106508 9042 8  106508 9042 Таким образом, оцененное уравнение линейной регрессии, имеет вид: yˆ  0,974  0,01924x . Для построения интервальных оценок параметров регрессии с надежностью 95% найдем оценки дисперсий точечных оценок этих параметров: 106508 8 Dˆ aˆ    0,008  0,0244; Dˆ bˆ   0,008  0,0000018; 34846 34848 R 0,047 Dˆ aˆ   0,156 . Dˆ bˆ  0,0013. Здесь ˆ 2  min   0,008. n2 6 Доверительная вероятность   0,95 , поэтому t0,95  t 0,975;6  2,447 . В   результате имеем:  0,974  2,447  0,156  a  0,974  2,447  0,156 , 0,01924  2,447  0,0013  b  0,01924  2,447  0,0013  1,3557  a  0,5923 и 0,016  b  0,022. или Построенные доверительные интервалы не содержат нулевые значения, что свидетельствует о том, что с надежностью 95% можно считать найденные оценки неизвестных параметров статистически значимыми. Проверим статистические гипотезы: H 0 : a  0 и H 0 : b  0 при альтернативных H1 : a  0 и H1 : b  0 . Наблюдаемые значения t -статистик, вычисленные по формулам, для этих гипотез равны соответственно  0,974 0,01924  14,8 . Критическая точка для 5% уровня t0( а )   6,244 и t 0 ( b )  0,0013 0,156 значимости и числа степеней свободы n  2  6 равна t кр.  2,447 . Так как в обоих случаях t 0  t кр. , то гипотезы о незначимости коэффициентов регрессии следует отвергнуть, т. е. считать, что посещение занятий в среднем существенно влияют на уровень усвоения материала.
«Регрессионный анализ; линейная модель парной регрессии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 207 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot