Региональные финансы и инвестиции
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МОДУЛЬ 4.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
И ИНВЕСТИЦИИ
Лекция 8.
Региональные финансы
ВОПРОСЫ:
8.1. Сущность и структура региональных финансов
8.2. Федеральные фонды развития региона
8.3. Региональный бюджет: понятие и инструменты
8.4. Доходы и расходы регионального бюджета
8.1. Сущность и структура
региональных финансов
Региональные финансы, – это:
1) ресурсы в наличной (денежные средства) и безналичной
формах (здания, оборудования, нематериальные активы), которые
обеспечивают нормальный уровень производства товаров и услуг ,
устойчивый товарообмен (по законам рынка) и социально
приемлемый жизненный уровень населения.
2) финансовые отношения государства и регионов по поводу:
- проведения социальной политики ,
- выравнивания уровней экономического и социального
развития территорий.
1
2
Следовательно, региональные финансы – это система
экономических отношений, посредством которой распределяется и
перераспределяется национальный доход на экономическое и
социальное развитие территорий.
Формирование и использование региональных финансов
осуществляются в соответствии с Конституцией РФ, Бюджетным
кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, а также другим федеральным
и региональным законодательством
Источники формирования финансовых
ресурсов региона
Различают «финансовый потенциал региона», под
которым понимают все текущие финансовые возможности
региона (основные фонды, природные ресурсы и прочие
элементы материального богатства, сосредоточенного в
пределах Р).
Исходя из этого финансы региона представляют ту
часть финансового потенциала, которая в текущем году
реально задействована в финансово-товарных потоках
(непосредственно участвует в процессе воспроизводства на
региональном уровне).
Задачи управления финансами в Р:
- материально-финансовая сбалансированность социальноэкономического развития региона,
- мобилизация свободных финансовых ресурсов,
- контроль за соблюдением пропорций между денежными
доходами населения и возможностями потребительского
рынка,
- создание условий для нормального денежного оборота.
Структура региональных финансов
1) ассигнования из регионального бюджета.
Согласно Бюджетному кодексу (БК) РФ региональные
бюджеты (РБ) пополняются за счет налоговых (ст. 56) и
неналоговых (ст. 57) доходов субъектов РФ;
2) финансы субъектов хозяйствования,
используемые для удовлетворения потребностей регионов ;
3) федеральные фонды развития регионов;
4) региональные внебюджетные фонды:
4.1. пенсионный фонд РФ;
4.2. фонд социального страхования;
4.3. государственный фонд занятости населения;
4.4. фонды обязательного медицинского страхования;
4.5. фонд обязательной социальной поддержки населения,
4.6. добровольные взносы граждан предприятий, организаций;
а также доходы от местных займов и денежно-вещевых
лотерей; штрафы за загрязнение окружающей среды и пр.
Таким образом в регионе действуют 3-и
самостоятельные финансовые подсистемы:
1) государственная, в том числе самого субъекта РФ
централизованные финансы (бюджетная система и
централизованные внебюджетные фонды);
2) муниципальных образований, конституционно
независимых от государства централизованные финансы,
3) отдельных юридический и физический лиц, прежде всего
хозяйствующих субъектов(децентрализованные финансы)
Финансы частных юридический и физический лиц не
находятся в прямой юрисдикции региональных или
местных органов власти. Однако они в значительной
мере являются объектами управления и региональной
финансовой политики через инструменты
налогообложения, бюджетного финансирования
социальных сфер, финансирования регионального и
муниципального заказов, и пр.
8.2. Федеральные фонды
развития региона
Федеральные фонды развития регионов
оказывают финансовую помощь регионам, которая в
зависимости от поставленных целей и механизмов делится
на текущую, инвестиционную, выравнивающую и
стимулирующую. Структурно включают 4-е фонда.
1. Фонд софинансирования социальных
расходов (ФССР) был создан в 2002 г.
Цель – финансирование учреждений образования,
здравоохранения, культуры и другие социально значимых
сфер, а также приоритетных социально значимых
расходов .
*
Средства фонда распределяются между всеми
субъектами РФ для долевого финансирования социальных
расходов в регионе.
2. Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР)
создан в 1994 г. (ст. 133 Бюджетного кодекса РФ)
Цель – предоставление трансфертов для
выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ,
среднедушевые налоговые доходы которых не достигают
установленного минимального уровня.
Объем средств из ФФПР определяется по
утвержденному федеральным законодательством
нормативу отчислений от налоговых поступлений в
федеральный бюджет на срок не менее 3 лет.
1
При этом учитывается налоговый потенциал
территории – это максимально возможная сумма
поступлений налогов и сборов в условиях действующего
налогового законодательства – и уровень его
использования.
3. Фонд регионального развития (ФРР) создан в
2001 г. и в соответствии с п. 1 ст. 132 Бюджетного кодекса
РФ образуется в составе федерального бюджета в
целях предоставления бюджетам субъектов РФ
субсидий для долевого финансирования
инвестиционных программ развития общественной
инфраструктуры регионального значения, а также для
поддержки созданных субъектами РФ фондов
муниципального развития.
Обязательным условием для получения средств из
ФРР является разработка органами власти регионов
плана инвестиционной деятельности по развитию
социальной инфраструктуры субъекта РФ с учетом
геополитического, природно-географического,
социально-экономического потенциала регионов.
4. Фонд реформирования региональных
финансов (ФРРФ) создан в 2001 г. (до 02 г. Фонд развития
Р-х финансов).
Субсидии из ФРРФ выделяются на
конкурсной и возвратной основе 5-6 субъектам РФ.
Источники образования ФРРФ – кредиты
международных финансовых организаций и др. источники,
определяемые Правительством РФ.
Средства фонда используются для:
- совершенствования бюджетного процесса и
межбюджетных отношений;
- тарифной и ценовой политики, бюджетного учета,
отчетности и контроля;
- управления бюджетными расходами, государственным и
муниципальным долгом, государственной и
муниципальной собственностью;
- капитального строительства и развития дорожной сети
федерального и межрегионального значения.
8.3. Региональный бюджет (РБ):
понятие и инструменты
В соответствии с бюджетным федерализмом и
БК РФ, бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех
уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
2) региональный бюджет – бюджеты субъектов РФ и
бюджеты территориальных государственных внебюджетных
фондов;
3) местные бюджеты.
Региональный бюджет – это форма пополнения
доходов и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам
ведения субъекта РФ.
Задачи РБ:
1) доведение до населения конечных результатов
общественного производства в регионах,
2) распределение общественных фондов потребления
между отдельными субъектами РФ и социальными
группами населения,
3) финансирование развития отраслей производственной
сферы
Консолидированный бюджет РФ – это
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты
субъектов РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ – это
бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных
образований, находящихся на его территории.
Инструментами бюджетного федерализма выступают:
трансферты, субвенции, субсидии, дотации.
Основные функции регионального бюджета:
1) формирование денежных фондов для финансового
обеспечения деятельности региональных органов власти;
2) распределение и использование этих фондов между ВЭД
РЭ;
3) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
предприятий, организаций и учреждений, подведомственных
этим органам власти;
4) распределение государственных средств на содержание и
развитие социальной инфраструктуры региона.
8.4. Доходы и расходы
регионального бюджета
Доходы РБ
Формируются в соответствии с бюджетным и налоговым
законодательством РФ. Установлено 3 основные группы доходов:
1) налоговые доходы (более 93%),
2) неналоговые доходы,
3) безвозмездные перечисления.
1. Налоговые доходы, подлежащие зачислению в бюджеты
субъектов РФ (ст. 56 Бюджетного кодекса РФ (БК), ст. 14 и разд. IX
Налогового кодекса РФ (НК)).
1.1. Региональные налоги отчисляются по нормативу
100% - это: налог на имущество организаций; налог на игорный
бизнес; транспортный налог (налог с продаж утратил силу с
01.2004 г.). Эти доходы называют собственными (закрепленными)
Они принадлежат субъекту бюджетного права на
постоянной основе и поступают в РБ, минуя вышестоящие
бюджеты и могут регулироваться как Налоговым кодексом РФ, так и
региональными
законами.
Субъекты
РФ
законодательно
устанавливают значение ставок, а также наличие тех или иных
льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
1.2. Местные налоги:
– земельный,
– налог на имущество физлиц,
– торговый сбор с 2015 года (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
Действие местных налогов регулируется НК РФ и
нормативными актами, составленными на уровне
муниципального образования.
1.3. Федеральные налоги и сборы в соответствии со
ст. 12 НК РФ представляют собой такие обязательные
платежи, перечисление которых должно осуществляться
повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по
федеральным налогам регулирует только НК РФ, который
вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные
положения по тому или иному федеральному налогу.
Эти налоги и сборы устанавливаются по нормативу в
зависимости от: 1) общей суммы расходов РБ; 2) объема
закрепленных доходов в регионе и используются для
сбалансированности расходов и доходов РБ.
•
•
•
•
2. Неналоговые доходы формируются за счет:
части прибыли унитарных предприятий, созданных
субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и
иных обязательных платежей в бюджет, – в размерах,
устанавливаемых законами субъектов РФ;
платы за негативное воздействие на окружающую среду –
по нормативу 40% (в бюджеты Москвы и СанктПетербурга подлежит зачислению 80%);
платежей за пользование лесным фондом в части,
превышающей минимальные ставки платы за древесину,
отпускаемую на корню, – 100%.
доходов от приватизации и управления имуществом
объектов муниципальной собственности, от выпуска
региональных ценных бумаг.
Расходы РБ
В зависимости от экономического содержания расходы РБ
делятся на:
- капитальные – часть расходов бюджетов,
обеспечивающая инновационную и инвестиционную
деятельность,
- текущие – часть расходов бюджетов, обеспечивающая:
1) функционирование органов государственной власти,
бюджетных учреждений;
2) оказание государственной поддержки местным бюджетам и
отдельным ВЭД в форме дотаций, субсидий, субвенций на
текущее финансирование.
Региональным органам власти подведомственна
подавляющая часть социально-культурных учреждений
(народного образования, здравоохранения и др.), поэтому
спецификой расходов РБ является преобладание в них расходов
на социально-культурные мероприятия.
Региональный бюджет может быть сбалансированным,
дефицитным или профицитным. В зависимости от этого
выделяют регионы-доноры – это субъекты РФ, сумма
перечислений которых от собранных ими обязательных платежей
(налоги, сборы, пошлины и др.) в федеральный бюджет
превышает сумму перечислений в эти субъекты из госбюджета.
Все остальные субъекты – регионы-реципиенты –
требуют вливаний из федерального бюджета. У них
региональный бюджет сводится с дефицитом, который согласно
БК РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета
субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального
бюджета.
Основные направления сокращения дефицита
регионального бюджета:
1) эмиссия ценных бумаг (векселей, акций, облигаций);
2) привлечение внебюджетных фондов (пенсионного, занятости,
социального и медицинского страхования);
3) заимствования из федеральной финансовой системы;
4) зарубежные заимствования.