Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Рефлексия на уроках английского языка

  • 👀 352 просмотра
  • 📌 337 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Рефлексия на уроках английского языка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Рефлексия на уроках английского языка» docx
Лекция 9. Рефлексия на уроках английского языка Рефлексия (от позднелатинского. reflexio - обращение назад) - обращение человека на свое собственное состояние или свое знание. Это есть один из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание. Ее следует разделять от понятия самосознания. Не каждая рефлексия - обращение сознания субъекта на свое знание - делается самосознанием. «Самосознание»- это рефлексия, при которой предметом ее становится знание себя. Словарь иностранных слов толкует этот термин как рассуждения о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания, самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Практически все учащиеся в состоянии оценить, что они делают, как делают, для чего они это делают и что необходимо, чтобы сделать лучше. Учителю же необходимо научить ученика это делать, иногда просто направив его, подтолкнув к правильным действиям, сформирова­в у него способности к рефлексив­ному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться. Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Если ученик понимает для чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Рефлексия может проводиться на любом этапе урока. Начиная с начала урока каждый этап урок может рефлексироваться и тогда к концу урока ученик и учитель будут видеть, что удалось, а что нет, что ученик усвоил, а что нет, что необходимо доработать, а что усвоено на достаточно высоком уровне. Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово «рефлексия» происходит от латинского “reflexio”–«обращение назад». Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает: • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; • какой вклад в общее дело он может внести; …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния (целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности) 2) рефлексия деятельности (дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока) 3) рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного) Приемы организации рефлексии на уроке: 1.  «Смайлики». Самый простой вариант рефлексии - это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Хочется отметить, что этот вид рефлексии хорош не только в конце урока, а и в конце каждого вида деятельности. 2. «Букет настроения». В начале урока раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске рисуется ваза. В конце урока говорится: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали, что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, или вы не поняли тему - голубой». 3. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного. 4. «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д. («Лестница / Гора успеха» - Ничего не понял / Все понял / Все понял, могу помочь другим / Гора успеха) 5. «Солнышко и тучка».  Во 2 классах можно применить  карточки с изображением лица, различных картинок  («солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось). 6. «Ресторан». Одним из нестандартных видов работы является приём «Ресторан». Особенно интересно его применять, когда выполняются задания по теме «Еда. Любимое блюдо» и т. д. Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы: • «Я съел бы еще…» • «Я почти переварил…» • «Я переел…» • «Пожалуйста, добавьте еще…» • «Больше всего мне понравилось…» 7. «Гимнастика». Если вы чувствуете, что детям хочется больше подвигаться на уроке, то можно использовать данный вид работы. Этот приём можно использовать как в конце урока, так и для подведения итогов любого вида деятельности. • Присесть на корточки – низкая оценка. • Присесть, согнув ноги, – не высокая оценка. • Обычная поза «Руки по швам» - удовлетворительная оценка. • Поднять руки в локтях – хорошая оценка. • Поднять вверх, хлопая в ладони, – оценка «отлично».   8. Как вариант школьникам можно предложить небольшую анкету, заполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным 9. Begin the lesson with a three-column organizer: What I Know, What I Want to know, what I Learned. Have pupils fill in the first two columns in advance of the lesson. Return to the last column as a summarizing strategy for the lesson. What I Know What I Want to know What I Learned. 10. Рефлексия "Плюс – минус – интересно". Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 11.Рефлексия "Синквейн". В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Слово синквейн происходит от французского «cinq» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое используется как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах. Покажем правила написания синквейна: 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. 12. Оценочная лесенка Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий 13. «Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак 13. «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика. 14. «Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности. Например, Say what you have just done and how you’ve done it *practised phonetics; *read the text «.........”;  *practised the words; *retold the text”……”; *practised grammar; *asked and answered the questions; etc… 15. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения. Finish the sentences: 16.«Рефлексивный экран» Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…) 2. Было интересно… (… was interesting to me) 3. Было трудно… (…. was difficult for me) 4. Я выполнял задания… ( I did exercises …) 5. Я понял, что… (I have understood that …) 6. Теперь я могу… (I can …) 7. Я почувствовал, что… (I felt that …) 8. Я приобрел… 9. Я научился… (I have learnt to …) 10. У меня получилось … 11. Я смог… 12. Я попробую… (I will try to …) 13. Меня удивило… (…surprised me) 14. Урок дал мне для жизни… 15. Мне захотелось… (I would like to ….) Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: - каша в голове ( I am a muddlehead) - ни в зуб ногой (I haven’t a clue) - светлая голова (I have bright spirit) или - Шевелить мозгами (I use my brains) - Краем уха (I listened with half an ear) - Хлопать ушами (I fell on deaf ears) 17.«Уборка в доме». Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным. Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры. К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка. На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять. На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. По Дж.Дьюи, рефлексия может рассматриваться с одной стороны как процесс восстановления целого из его частей, с другой - как восхождение от целого в своему, частному. Применяя эти два взгляда к процессу организации рефлексии на уроке , рефлексивная деятельность - это создание целостной картины воспринимаемого учебного материала и формирование личностного отношения к учебному материалу. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. «Отрефлексируй», что ты мыслил, Что ощущал ты «от» и «до», Не бойся, как обычно, если Ты скажешь что-нибудь не то. Любая мысль – к открытью дверца, Любое чувство - к мысли путь, Мы все способны - в это верьте – За горизонты заглянуть! Задание для зачета: Разработайте фрагмент урока с использованием одного из элементов рефлексии с использованием УМК вашей школы.
«Рефлексия на уроках английского языка» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot