Речевое действие (речевой акт) и типы речи
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Речевое действие (речевой акт) и типы речи
На предыдущих парах мы рассмотрели понятие цели и выяснили, что, участвуя в речевом событии, человек сознательно или бессознательно стремится к ее осуществлению. Таким образом, говоря, он совершает поступок, действует. Еще древние утверждали, что «слово – вид дела». Это подтверждают и современные лингвисты (Дж. Остин, Дж. Сирл, Х. Грайс). Остину принадлежат следующее высказывание: «Слово есть дело». Итак, говоря, мы совершаем определенное действие, направленное на адресата. «Это действие, определяемое целью (намерением) говорящего, называется «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие».
Очевидно, что речевые акты разнообразны и их существует большое количество. Ученые-лингвисты составили их классификацию, в основу которой и положили речевое намерение. В соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящего были выделены типы речевых актов и типы речи. (См. таблицу 1).
Таблица 1
ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПЫ ДИСКУРСА
ЦЕЛЬ ГОВОРЯЩЕГО
ТИП РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ
ТИП РЕЧИ
1.Сообщить, информировать
Сообщение, информация
Информирующий
2. Высказать и доказать и свое мнение
Убеждение
Аргументирующий
3. Побудить к действию
Побудить к действию
Агитирующий
4. Обсудить проблему, найти истину вместе с собеседником
Поиски смысла
Эвристический (гр. euriko – нахожу)
5. Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдного
Оценка (похвала и порицание)
Эпидейктический (гр. – (deiknumi – показываю, приветствую)
6. Доставить удовольствие себе и собеседнику самим процессом речевого общения
Игровые речевые акты
Гедонистический (гр. hedomai – радуюсь), или диатребический (гр. diatribe – провожу время)
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную» картину мира
Эмотив
Поэтический, художественный
Кратко поясню таблицу. В любой реальной речи осуществляется сразу несколько целей говорящего и, соответственно, выступает несколько речевых актов. Возьмем для примера фрагмент из речи академика Д.С. Лихачева «...Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура»... Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и т. д.. О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов. В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь – среднего и начального, где закладывается культура человека».
Далее Д. С. Лихачев подробно останавливается на положении дел в перечисленных областях. В конце речи он дает конкретные предложения, которые помогут поднять культуру нашей страны и улучшить экономическое положение учреждений культуры: «Вы скажете, откуда взять деньги, чтобы повысить уровень жизни людей, чьи профессии обращены к человеку, а не к вещам. Я реалист. Рискуя нажить себе врагов среди многих своих товарищей, скажу. Первое. Надо сократить – и очень решительно – чрезвычайно разросшийся и хорошо обеспеченный административный аппарат всех учреждений культуры и министерств.. » и т.д.
При анализе выступления Лихачева возникает вопрос, к какому же типу речи его отнести? Каковы намерения выдающегося ученого, общественного деятеля? Привлечь внимание депутатов к проблемам культуры, убедить их в том, что воспитание культурного человека – первоочередная задача общества, проинформировать об истинном положении дел в сфере образования, воспитания, побудить депутатов к конкретным действиям. Чтобы определить тип речи, надо выяснить, какое речевое намерение в выступлении преобладает, какого результата ожидает оратор. Если вы прочитаете речь Лихачева полностью (см.; «Русское красноречие / Авторы-сост.: Купина Н. А., Матвеева Т. В. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2012), то придете к выводу, что главная его цель – побудить депутатов к конкретным действиям. Отсюда следует вывод: тип речи – убеждающий, а точнее агитирующий.
Возьму для примера разговор приятельниц по телефону, разговор « ни о чем», то, что мы называем болтовней. «В этой ситуации речь самоценна, самодостаточна, направлена как бы «сама на себя» – это прежде всего инструмент совместного получения удовольствия: ничего нового ни один из собеседников не узнает; все оценки давно известны, единственное, ради чего предпринимаются такие дружеские беседы, длящиеся нередко часами, это установление общности эмоционального фона, «приятность», радость от эмоционального контакта, самоутверждение партнеров в качестве нужных, эмоционально важных друг для друга. Вспомните, как часты в беседах такого типа шутка (которая стороннему наблюдателю может показаться и не слишком остроумной), намек, занимательный рассказ о забавной ситуации. и т. д. – все то, что призвано доставить радость собеседнику» .
Возвращаясь к таблице, подчеркну, что в ней названы только те типы речевых актов, которые особенно важны Вам в рамках курса. В реальном, живом общении встречается множество разновидностей речевых поступков: получить помощь, предложить услугу клиенту, завоевать сострадание, наказать и т. д. – но они не являются предметом наших рассуждений.
Кроме приведенной классификации существует множество других классификаций красноречия. Самая распространенная из них – жанрово-тематическая и я лишь знакомлю Вас с нею. (См. таблицу 2)
Таблица 2
ОСНОВНЫЕ РОДЫ И ВИДЫ РЕЧИ (по Н. Н. Кохтеву)
Вид речи
Род речи
АКАДЕМИЧЕСКАЯ
лекция вузовская, школьная научный доклад научный обзор научное сообщение научно-популярная лекция
СУДЕБНАЯ
прокурорская (обвинительная) адвокатская (защитная)
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
доклад (выступление на съезде, конференции, собрании, заседании) парламентская митинговая военно-патриотическая дипломатическая агитаторская политическое обозрение
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ
речь на приеме приветственная застольная (тост) надгробная
ДУХОВНАЯ (церковно-богословская)
слово(проповедь) официальная церковная
Мы же обратимся к речевой ситуации и к речевому поведению говорящего.
Говоря о речевом событии, нужно учесть еще один момент: компоненты речевой ситуации и сама речь должны соответствовать друг другу, составлять гармоничное единство, содержать правильный речевой акт, о котором мы говорили на прошлой паре. Сегодня хочу дополнить, что обязательное условие в речевом акте играет сама структура текста: интенция, иллокуция и перлокуция. Между интенцией и иллокуцией должна присутствовать стратегия речевого воздействия. Если вы правильно ее применяйте, то всегда в речи будет взаимодействие и правильное восприятие речи. Что это такое, я объясняю Вам в прикрепленной презентации.
Принцип гармонии речевого события является основополагающим принципом речи. Это значит, что элементы целого не должны быть случайны, а должны определять друг друга.
Модель речевой коммуникации
В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимало участие в общении, в основе ее лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:
1. Отправитель информации (или адресант) — говорящий или пишущий человек.
2. Получатель информации (или адресат) — читающий или слушающий человек.
3. Сообщение — текст в устной или письменной форме — неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации. Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом. Например, в диалоге — реплика одного из собеседников.
Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:
ОТПРАВИТЕЛЬ→СООБЩЕНИЕ→ПОЛУЧАТЕЛЬ
Информация Информация
Кодирование Декодирование
В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания (правильно подобранную стратегию речевого воздействия), строит его во внутренней речи, затем при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Стратегия в речи должна быть одна. Тактик может быть в речевом событии несколько.
Речевая стратегия – это план ведения разговора, она определяется как совокупность речевых действий, цепочка решений говорящего, его выборов определенных коммуникативных действий и языковых средств. Без применения в речи речевой стратегии труднее донести до клиента зачин (интенцию) о чем Вы хотите сказать.
Цели речевой стратегии
Среди целей речевой стратегии могут быть такие:
• завоевание авторитета, желание произвести впечатление, понравиться;
• передать новые знания (обучение, применяют преподаватели);
• изменение мировоззрения собеседника (вербовка, склонение к чему-либо);
• создание хорошего настроения (развлекательные мероприятия, применяют ведущие, тамада);
• запугивание, лишение собеседника способности сопротивляться (шантаж или получение показаний, применяют преступники и полицейские);
• выведение из психологического равновесия (социопатический приём пранкеров);
• предостережение от опрометчивого поступка и т.п.
Типологиями речевых стратегий могут быть информирование (дать оценку положению вещей), убеждение (апелляция к разуму), внушение (использование чувств), побуждение (мотивация собеседника). Нужная стратегия в Вашей будущей профессии
Частные примеры
Различные ходы стратегии характеризуются определёнными речевыми приёмами (они еще называются тактиками), например:
• Обобщение. Показать, что только что приведённая (негативная) информация не просто случайная/исключительная, чем подтвердить общее мнение. Типовые выражения: "И так всегда", "С этим сталкиваешься на каждом шагу", "Это без конца повторяется".
• Приведение примера. Конверсный ход, показывает, что общее мнение не "надумано", а основано на определённых фактах (опыте). Типовые выражения: "Вот, например", "Например, на прошлой неделе", "Возьмите нашего соседа. Он..".
• Усиление. Формула, дающая лучший или более эффективный контроль над вниманием слушателя. Типовые выражения: "Это ужасно, что... позор, что,…"
• Очевидные уступки. Ход для отступления, демонстрирует реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, является частью положительной самопрезентации. Типовые выражения: "Среди них попадаются и хорошие люди", "Не стоит обобщать, но...", "Французы тоже могут так поступать".
• Повтор. Ход, близкий к усилению: привлечение внимания, структурирование информации, подчеркивание оценок или тем.
• Контраст. Ход, несущий несколько когнитивных функций: риторическую: привлечение внимания (структурирование информации); семантическую - подчеркивание положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств, обычно противопоставлением МЫ-группы и ОНИ-группы (пример: "Нам приходилось долгие годы пахать, а они получают пособие и ничего не делают", "Нам пришлось многие годы ждать новой квартиры, а они получают квартиру сразу же, как приедут") - и все ситуации с конфликтом интересов.
• Смягчение. Ход поддерживает стратегию самопрезентации, демонстрируя понимание и терпимость. С его помощью можно блокировать отрицательные выводы.
• Сдвиг. Ход типичен для положительной самопрезентации. Пример: "Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются".
• Уклонение. Набор ходов, включенных в стратегию. С когнитивной точки зрения уклонение от разговора или от темы о других группах. Типовые выражения: "Не знаю", "Я с ними не общаюсь", "Мне все равно, что они делают", "У меня нет времени...".
• Пресуппозиция, импликация, предположение, косвенный речевой акт. Позволяет говорящему избежать формулирования частных суждений, а именно отрицательных замечаний и оценок, или перевести их в русло общих, общепризнанных мнений, за которые говорящий не несет ответственности. Типовые показатели - обычные маркеры пресуппозиции (например, местоимения, определенные артикли, придаточные с союзом «что» при некоторых глаголах, специальные частицы и наречия, такие, как «даже», «также» и т.п.), использование 2-го лица для абстрагирования ("все время с этим сталкиваешься"), расплывчатые выражения ("и тому подобные вещи"), незаконченные предложения и случаи из жизни и т.д.
Тактики могут иметь в речи несколько вариантов, я лишь показала маленькую толику.
Запомним, в речи, в одном событии, может быть выбрана одна стратегия и несколько тактик!
Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, то есть осуществляется обратная связь. Таким образом, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.
Таким образом, речевая коммуникация — это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо, слушание и т.д.).
Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо.
Основная цель речевого общения — обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:
• эффективное получение информации;
• эффективная передача информации;
• достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;
• получение дополнительной информации о собеседнике;
• позитивная самопрезентация.
Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной форме) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника требует знания основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владения речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания объективных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.