Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция по теме «Речь»
План
1. Речь и язык. Функции речи.
2. Физиологические основы речи.
3. Виды речи.
4. Речь и мышление.
1. Речь и язык. Функции речи
Язык – система знаков, средство общения и мыслительной деятельности. Он включает
слова, их значения, синтаксис, наборы правил. Фонемы и графемы - единицы языка, средства
общения. В лексический состав языка вошли знания о мире : язык называют « музеем
мысли». В любом языке есть памятники культуры, жизненные ценности целых поколений.
Речь – один из предметов изучения психологии. Она развивалась онто- и
филогенетически, как и всякий психический процесс. Сегодня в науке определены
закономерности развития речи в онтогенезе.
Речь полифункциональна : она – не только средство общения , но и средство
мышления, носитель информации, средство управления поведением людей и саморегуляции.
В.В. Богословский называет следующие функции речи : сигнификативная (назывная),
функция обобщения ( степень обобщенности - важный элемент мыслительной деятельности),
коммуникативная ( передача информации).
2. Физиологические основы речи
Физиологической основой речи является деятельность второй сигнальной системы.
При произнесении речи от голосовых связок сигналы поступают в речевые зоны коры
больших полушарий, которые включают так называемые «слуховой анализатор» (центр
Вернике) и «двигательный анализатор» ( центр Брока). Понимание смысла речи связано с
функционированием ассоциативных зон коры. На физиологическом уровне речь может
регулировать сознательное поведение человека.
3. Виды речи
Внешняя и внутренняя речь – формы речи. Внешняя речь делится на виды : устную и
письменную речь. В свою очередь, устная речь может быть диалогической и монологической.
Диалог – самая древняя и простая речь, это обмен репликами, эмоциональный контакт.
Монолог – длительная, последовательная речь, связанная с изложением мысли одним
лицом. Формами монолога принято считать доклад, рассказ, выступление, лекцию.
Письменная речь – более позднее филогенетическое образование, чем устная речь.
Этапы ее развития включают идеографическое письмо ( узелковое письмо инков) ,
иероглифическое письмо ( в иероглифах есть сходство с обозначаемыми предметами),
альфабетическое письмо.
А внутренняя речь делится на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю
речь.
4. Речь и мышление
Речь – инструмент мышления , и в этом состоит ее главная функция.
Существуют разные точки зрения о соотношении речи и мышления; так же
обсуждаются вопросы о характере их реальной связи, генетических корнях , изменениях в
ходе раздельного и совместного развития .
Л. С. Выготский считал, что слово так же относится к речи, как и к мышлению.
Именно в значении слова – исток единства, названного Л.С. Выготским «речевым
мышлением».
Первоначально мышление и речь генетически разнились, выполняя разные функции.
Но слово обобщает и предполагает акт мышления. Одновременно существуют виды
мышления, не связанные с речью (наглядно – действенное, например).
В филогенезе мышление и речь сосуществовали в такой последовательности:
доинтеллектуальная фаза развития речи и доречевая фаза развития интеллекта.
Ж. Пиаже, Л.С. Выготский изучали развитие смысловой стороны речи, пришли к
выводу о том, что во внутренней речи наблюдается «концентрированный сгусток смысла», а
между внешней и внутренней речью существует эгоцентрическая речь. Речь и мышление
полностью не совпадают. С. Л. Рубинштейн утверждал: «Между мышлением и речью есть
единство, но нет тождества.