Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция на тему "Ребенок дошкольного возраста как объект педагогического исследования и субъект воспитания"
Цель: рассмотреть развитие ребенка дошкольного возраста как субьекта воспитания.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества.
2. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей.
3. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Аудитория :студенты
Продолжительность :1 ч 30 минут
План:
1. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка.
2. Дошкольник как объект педагогических исследований.
3. Дошкольник как субъект педагогического процесса в ДОО.
4. Влияние различных видов деятельности на развитие ребенка-дошкольника.
Ход лекции:
1. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка.
Факторов, влияющих на развитие личности ребенка, очень много. Буквально каждый день он сталкивается с проблемами, открытиями, преодолевает препятствия и чему-то учится. Все это, словно мозаика, формирует его личность. Нет неважных факторов – все следует учитывать. Формирование личности начинается еще в раннем детстве. Родители отмечают, что, даже когда крохе было всего-то 2-3 месяца, уже проявлялись некоторые черты будущего характера.
Все факторы можно разбить на две большие группы: биологические и социальные. То, что заложено генетически, нельзя изменить. Но многие реакции детей, их поведение обуславливаются повторением за взрослыми. Тут родителям нужно быть внимательными, ведь кроха все впитывает.
Слова, действия, поступки родителей становятся для них эталоном. То есть ваше поведение чаще всего формирует их поведение.
Развитие личности происходит под влиянием того, что окружает ребенка.
Многое можно поправить, воспитать и привить. Ребенка нельзя предоставлять самому себе. Личностное развитие тесно связано с психическим развитием малыша, уровнем его интеллекта. Если ребенок здоров, нет каких-либо отклонений, то эта связь сохраняется на протяжении всей жизни. В любом случае детей необходимо развивать, учить. Чаще всего личностное развитие крохи зависит от того, как родители занимались его воспитанием и обучением.
Нельзя сказать, что какие-то факторы являются важными, а какие-то второстепенными для развития.
Биологические
Формирование того, что мы называем «личность», «я» человека — очень сложный процесс с точки зрения биологии. Это миллионы процессов в нашем мозге, биологические условия, особое строение нервной системы, мозга. Сюда же можно отнести уровень гормонов, который сильно влияет на наше настроение и восприятие мира. Мы видим жизнь по-разному. Совокупность всех особенностей организма – это и есть личность, индивидуальное восприятие действительности.
К биологическим аспектам формирования личности ребенка можно отнести наследственность и наличие (или отсутствие) самых разных патологий развития.
Важным фактором тут является то, какие именно нарушения имеются ввиду. Например, если ребенок родился глухим, слепым, не может говорить или же у него есть целый комплекс нарушений. Восприятие мира для него сразу же меняется. А значит, и себя он ощущает совсем не так, как человек без нарушений. Личность формируется тем, как мы реагируем на изменение окружающего мира. Если пропадает какой-то канал связи, значит, лично для нас мир уже выглядит иначе.
Социальные
Социальные факторы, формирующие личность ребенка, очень разнообразны. Здесь имеет значение практические все. Это получение социального опыта. Можно сказать, что социальные факторы «наслаиваются» на биологические. Биологию тут можно считать базисом.
Социализация
Социализация, или процесс усвоения человеком социального опыта, начинается очень рано – буквально с первых дней появления на свет. Мы находимся в социальной среде, и ее нормы и правила влияют на формирование личности каждого человека. Сюда входит:
• возможность общаться;
• коммуникабельность;
• желание или нежелание ребенка следовать общим правилам поведения;
• адаптация в учебном заведении.
Чем раньше начинается социализация малыша, тем лучше. Если у ребенка есть возможность посещать садик, это всегда даст позитивный опыт. Там он быстрее понимает, как устроено общество, по каким правилам действует. Приобретается опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми людьми.
Находиться в обществе — значит проявлять себя, развивать свои таланты. Со временем появляется критическая оценка себя. Так происходит самостоятельная коррекция поведения, изменение некоторых черт характера.
2. Дошкольник как объект педагогических исследований.
Возраст (по определению Д. Б. Эльконина) – это относительно замкнутый период, назначение которого устанавливается местом на общей линии детского развития.
В связи с этим период детства необходимо рассматривать по следующим критериям: социальная ситуация развития; ведущий тип деятельности; уровень психического развития ребенка на данном этапе.
Период детства, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, характеризуется сменой ведущих типов деятельности. Переходы между периодами называются кризисами возрастного развития.
Основу педагогической периодизации составляют, с одной стороны, стадии физического и психического развития, с другой стороны – условия, в которых протекает
воспитание.
Педагогическая периодизация:
1. Младенчество (1 год жизни).
2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет).
3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):
младший дошкольный возраст (3-4 года);
средний дошкольный возраст (4-5 лет);
старший дошкольный возраст (5-6 лет).
4. Младший школьный возраст (7-10 лет).
5. Средний школьный возраст (10-15 лет).
6. Старший школьный возраст (15-18 лет).
Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого возраста (до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет).
В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который
обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход.
Ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка.
Задача взрослого – создать условия для нормального психофизического развития детей.
Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения генетической задачи развития, которая отражает систему отношений «ребенок – взрослый» (М. Ю. Кистяковская, Е. О. Смирнова, С. Л. Новоселова, М. И. Лисина, Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина и др.).
Отличительные особенности младенческого возраста: быстрый темп физического и психического развития; формирование двигательной активности и сенсомоторной координации; формирование интеллекта на основе действий с предметами; появление первых слов, имеющих ситуативный характер, понятных близким людям; интенсивное развитие общения со взрослым: первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная), вторая форма общения –эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая); начало формирования образа «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»); восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.
Эти особенности определяют содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве
с ребенком, формирует у него уравновешенность, чувство защищенности, познавательнуюактивность.
Основные реакции и умения в разные периоды младенчества: от 1 до 3 мес. – зрительные и слуховые реакции (улыбка и комплекс оживления); от 3 до 6 мес. – развитие движений рук (хватательных, умения брать из рук взрослого предмет); голосовые реакции (гуление); подготовительные движения к ползанию; совершенствование зрительных и слуховых реакций (различение); от 6 до 9 мес. – лепет, ползание, понимание речи взрослых; от 9 до 12 мес. – подражание звукам и действиям; развитие специфических действий с предметами (возникают «соотносимые действия»: вынь-вложи разнообразные вкладыши, сними-надень кольца пирамидки и пр.); развитие ходьбы.
В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет) ведущей деятельностью становится предметная. Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важностио бщения ребенка и взрослого именно в ней (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, К. Л. Печора, С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Г. Г. Филиппова и др.).
В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой
деятельности. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности.
Отличительные особенности раннего возраста: темпы роста и физическою развития
по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются; интенсивно
созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо
проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития; увеличивается
подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; увеличивается период активного бодрствования (до 4– 4,5 ч); организм лучше
приспосабливается к условиям окружающей среды; ребенок овладевает основными
жизненно важными снижениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами);
овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками
самообслуживания (самостоятельно ест ложкой – 1 год 6 мес.; контролирует физиологические отправления – 1 год 6 мес. – 2 года; частично раздевается при помощи
взрослого – 1 год 7 мес. – 2 года; частично одевается при помощи взрослого – 2 года); активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного и
символического мышления; овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи; проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; осознает свою половую принадлежность
(«Я – мальчик», «Я – девочка»); испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства; появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности; возникает стремление к достижению результата своей деятельности.
3. Дошкольник как субъект педагогического процесса в ДОО.
Дети — это наша жизнь, смысл нашего существования. Ради них мы живём, радуемся каждому новому движению, слову, высказыванию.Какие все они разные: активные, энергичные, весёлые, капризные, любознательные. Одновременно удивляешься качествам индивида —этого маленького человечка: уму, произношению, доброму отношению к людям, к живой природе.
Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе целенаправленного воспитания и обучения. В процессе воспитания, центральной фигурой является тот, кого воспитывают – воспитанник. Результатом воспитания – развитие личности. Личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает при жизни.
Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.
Но ребёнок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса – индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности.
Итак, я нашла более или менее приемлемую, по моему мнению, тактику воздействия на ребёнка, как субъекта и объекта воспитания. Это словесный метод «пропаганды» добра, гуманности, сочувствия ближнему. В нашем МАДОУ №8 «Планета детства» большое внимание отводится духовно-нравственному воспитанию детей. Дети стали внимательны после бесед и прочтения сказок о культурном и вежливом отношении к своим родителям, друзьям и сверстникам.
Развитие личности – это процесс изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.
Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений, активно участвующий в сознательной деятельности.
Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, то есть параметров актуальных отношений между людьми.
Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям.
Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Не может быть единых рецептов воспитания.
Становление собственно человека в качестве общественного существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспринимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях общественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как человек. Подтверждают это примеры воспитания слепых,глухих, немых детей, которые лишены возможности естественного вступления в отношения с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств, обеспечивающих основную гамму восприятия внешних воздействий, — зрения и слуха. Развитие этих детей фактически полностью определяется степенью компенсации этого недостатка воспитателями. При отсутствии этой компенсации такие дети как существа социальные фактически не развиваются.
Вывод: суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот путь морально-нравственного и социального развития.
4. Влияние различных видов деятельности на развитие ребенка-дошкольника.
Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.
Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.
Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развит
Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.
Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном возрасте
Дошкольник постепенно осваивает те виды деятельности, которые ему посильны на определенном возрастном этапе. В раннем детстве необходимо овладеть действиями с предметами. Потом придет черед игры, творчества и умственных действий, направленных на решение задачи.
Каждый возрастной период отличается преобладанием одних видов деятельности над другими. Преобладающий вид – самый влиятельный, поэтому его выделяют как ведущую деятельность.
Вовлеченность ребенка в дело осуществляется по-разному. Интерес и попытки что-то делать могут возникать спонтанно под действием сиюминутного желания, или когда малыш наблюдает за другими и стремится подражать. Также детская деятельность может быть организована взрослым и соответствовать определенной цели развить полезные умения.
К некоторым занятиям ребенок особенно склонен. Возможно, у него есть задатки к рисованию или к музыке, к конструированию или логическому мышлению. Соответствующие занятия помогут развить способности дошкольника, данные ему от природы.
Продуктивные виды деятельности
Благодаря отдельным занятиям ребенок создает реальный продукт, который можно показать другим или оценить. В этих случаях имеют место продуктивные виды деятельности дошкольников.
К ним, прежде всего, относят рисование, конструирование, изготовление аппликаций.
Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, изображая или моделируя, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия. Ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить их на листе или в модели. У ребенка формируется восприятие цвета и техника детального рассматривания.
Игровая деятельность
Большую часть времени дошкольник занят играми. Игра развивает и является ведущей деятельностью в этом возрасте. За период от 3 до 7 лет игровая деятельность сильно меняется, обогащается новыми формами и содержанием.
Трехлетка может играть в одиночку, увлекшись предметом. Интерес к тому, как играются сверстники, возникает несколько позднее. Младшие дошкольники начинают подражать друг другу, показывать свои игрушки, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра.
Наиболее распространены в дошкольном детстве подвижные и сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры, такие как прятки или догонялки, направлены на развитие двигательных способностей.
Они отличаются строгими правилами – иначе игры не будет. Интересно, что до 4-х лет ребенок не понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой простой деятельности закладывается формирование представлений о правилах и нормах.
Особо значимой для дошкольника является ролевая игра. Действуя по правилам роли, ребенок развивает воображение, осваивает нормы общения, учится контролировать свое поведение.
Игра подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к художественной продуктивной деятельности.
Творческая деятельность
Художественная или творческая деятельность дошкольника развивается в соответствии с принципом «от простого к более сложному». В детском творчестве многое зависит от того, в какой степени ребенок владеет средствами и способами преобразовывать в образы и модели все то, что он видит, слышит и чувствует.
В распоряжении младшего дошкольника таких способов и средств крайне мало. К 6-7 годам дошкольник научается многому: рисовать и вырезать из бумаги, представлять образы до воплощения их в рисунке или модели, удерживать замысел задуманной композиции и последовательно ее создавать. Художественная деятельность, в свою очередь, представлена несколькими видами.
Изобразительное творчество
Изобразительная деятельность ребенка включает рисование, лепку, изготовление аппликаций. Занятия полезны в любом возрасте, поскольку детей чаще привлекает сам процесс, а не результат. Не важно, что у малыша получаются только хаотичные линии да кружочки. В этих неумелых действиях развивается рука и техника рисовальных движений, зрительное восприятие, формируется чувство цвета и гармоничных цветовых сочетаний.
Практикуясь в рисовании, дошкольник осваивает пространство листа. В 5 лет он уже не станет рисовать все подряд на одном листе, а станет требовать новый – один для Снеговика, а другой для луга с цветочками. К ребенку приходит понимание, что создание рисунка требует соответствия единой композиции.
Список использованных источников
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл: Эксмо, 2004.
2. Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания: Тез. науч.-практ. конф. Таллин, 1984.
3. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 14-30.
4. Лысюк Л.Г Эмпирическая картина становления продуктивного целеполага-ния у детей 2-4 лет // Там же. 2000. № 1. C. 58-67.
5. Люблинская А.А. Ранние формы самостоятельности у детей // Вопросы психологии личности и общественной психологии: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 254. Л., 1964.
6. Медведев А.М. Субъект как психологическая проблема // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. Вып. 15. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. С. 10-17.
7. Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности // Детский сад от А до Я. 2008. № 1. С. 17-23.
8. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностика. М.; Нальчик: Эль-Фа, 1996.