Развитие теории инноватики
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИННОВАТИКИ
Исследуя работу Й. Шумпетера «Экономические циклы», С. Кузнец указал на ряд фундаментальных проблем, оставшихся не объясненными в теории:
• Одной из гипотез теории развития экономики являлось утверждение о том, что для образования больших циклов необходимо, чтобы нововведения, вызывающие макроэкономические колебания, либо были чрезвычайно значительными, либо они должны проявляться достаточно часто в ограниченном промежутке времени. Инновации, способные оказать мощное дестабилизирующее влияние на всю экономическую систему, возникают достаточно редко, в то же время в экономике систематически реализуется большое число малозначительных нововведений, что не позволяет с достаточной уверенностью предсказать начало нового большого цикла;
• Теория Й. Шумпетера не объясняла, почему эффект значительных и важных нововведений длится в течение нескольких десятилетий, а не проявляется в менее продолжительных интервалах времени;
• Й. Шумпетер не дал убедительного объяснения периодическим повторениям стадий депрессий и неравномерности возникновения экономически и социально значимых инноваций.
Г.МЕНШ
Проблемы, не решенные Й. Шумпетером, попытался решить Г. Менш. Он разделил все нововведения на базисные (формирующие новые отрасли и профессии) и улучшающие (технические усовершенствования в сложившихся отраслях), появляющиеся в ходе практической реализации тех новых возможностей, которые закладываются базисными нововведениями. Г. Менш показал, что внедрение базисных нововведений происходит неравномерно, большая их часть концентрируется в фазе депрессии длинной волны: согласно его теории технологического пата – неизбежного перерыва, необходимого для накопления и осмысления новых знаний. Стремясь найти выход из фазы депрессии, антрепренеры находят все новые и новые радикальные инновации и предлагают их обществу. Признанные инновации составляют основу экономического роста, предприниматели эксплуатируют их потенциал, стимулы инновационной активности снижаются, инновационная деятельность развивается менее активно. В последующих фазах с распространением базисных нововведений происходит шторм улучшающих нововведений, который завершается внедрением так называемых псевдонововведений в фазе спада. В этой фазе традиционные направления развития цивилизации оказываются исчерпанными, соответствующие потребности – насыщенными, слабеющий спрос поддерживается разнообразными незначительными изменениями, улучшающими в основном внешний вид изделий и создающими видимость новизны. Эти инновации Г. Менш назвал псевдонововведениями.
Рисунок 1. Основные стадии волны экономического развития
Неравномерность инновационной активности Г. Менш объяснял также особенностями функционирования рыночной экономики. В соответствии с его теорией новая волна возникает на основе пучка инноваций, тогда как единичные радикальные нововведения не приводят к глубоким изменениям в экономике. Ориентируясь на текущую прибыль, руководители упускают из виду долгосрочные альтернативы технического развития. К внедрению радикальных новшеств они приступают лишь под давлением резкого падения эффективности капитальных вложений в традиционных направлениях, когда уже накоплены значительные избыточные мощности (их надо использовать) и иными способами нельзя избежать глубокой затяжной депрессии. В фазе депрессии внедрение базисных нововведений оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования. Таким образом, «нововведение преодолевает депрессию». Однако инновационная деятельность активизируется тогда, когда уже не удается предотвратить большие потери в результате массового обесценения капитала и квалификации кадров.
В развитие инновационной теории внесли вклад концепции Г. Менша, которые получили название гипотезы о депрессии как спусковом крючке (depression-trigger, trigger effect) и гипотезы о ведущей роли технологий (technology-push). Согласно этим концепциям, роль генератора условий для появления нововведений, составляющих технологический базис новой длинной волны, играет депрессия. Согласно этим теориям, инновационный процесс реализуется в виде «цепной реакции»: базисная инновация (радикальное новшество) является точкой роста, которая порождает ряд изменений в экономике и социальной жизни общества: изменяется отраслевая структура производства, возникают новые рынки материальных, финансовых и трудовых ресурсов и др.
В качестве примера можно рассмотреть устройства передачи и приема радиоволн – базисная инновация, возникшие в результате развития волновой теории физики в конце XIX – начале XX века. На основе этого базисного нововведения развились такие отрасли современной экономики, как телевидение и радиовещание, мобильные телекоммуникации, космическая навигация. Сеть радио‑ и телевизионных станций и ретрансляторов, спутниковые системы связи представляют собой инфраструктуру для реализации этой инновации. Развитие радио и телевидения сопровождалось сопутствующими инновациями: был создан телевизор, видеотелефон, системы мобильной связи, космические навигационные системы. В 1999 году мировое сообщество отказалось от использования азбуки Морзе в коммуникационных системах морского и воздушного транспорта. Сигнал SOS остался в истории после того, как современные средства связи стали достаточно надежно передавать и распознавать речевые сообщения.
К. ФРИМЕН
Ряд исследователей в экономической теории инноватики придерживался противоположной точки зрения. Так, Фримен считал, что депрессия экономики отрицательно влияет на инновационную активность, а внедрение базисных инноваций происходит не в фазе депрессии, а в фазе оживления длинной волны. Согласно этому подходу, появление кластера (пучка) нововведений технологически определено внедрением сопряженных базисных нововведений:
• Вначале радикальные нововведения-продукты формируют быстро растущие (новые) отрасли, являющиеся носителями волны, что соответствует кластерам нововведений в период подъема;
• На более поздних стадиях длинной волны, в результате давления спроса, возникающего по мере развития новых отраслей, кластеры технологических и продуктовых нововведений внедряются в старых отраслях;
• Во время фазы депрессии увеличивается социальное напряжение, его снятие требует разного рода изменений, влекущих организационные нововведения;
• Организационные инновации создают условия для изменения технологической структуры экономики, создавая предпосылки для широкого освоения технических нововведений.
В 1976 году С. Джобс создал первый в мире персональный компьютер Apple. В это время мировая экономика выходила из энергетического кризиса, связанного с ростом цен на нефть. К 1980 году в мире сформировалась и стала быстро развиваться новая отрасль – производство персональных компьютеров, а параллельно с ней – отрасли программных продуктов, компьютерных игр и виртуальных услуг. Распространение компьютеров во всех сферах – от производственных технологических процессов до домовых хозяйств – потребовало изменений в таких традиционных отраслях экономики, как станкостроение, связь, сфере услуг и менеджменте.
Поэтому, по мнению Фримена, шторм нововведений должен случиться во время оживления или бума. Данная концепция получила название «гипотезы о давлении спроса» (demand-pull) со стороны новых отраслей. В соответствии с этой гипотезой, депрессия скорее подавляет внедрение нововведений, чем инициирует их.
А. КЛАЙНКНЕХТ
Эмпирические исследования и статистическая проверка гипотез о кластеризации нововведений в фазе депрессии и в фазе подъема подтвердили наличие обоих кластеров. Объяснение этому феномену дал А. Клайнкнехт. Он показал относительность низкой склонности предпринимателей к риску и их нежелание финансировать рискованные проекты во время депрессии.
Во время депрессии стратегия максимизации прибыли сменяется стратегией минимизации потерь и минимизации неопределенности. Вследствие исчерпания возможностей улучшающих нововведений в традиционных направлениях техники менее рискованными оказываются радикальные продуктовые нововведения. Длинноволновый подъем благоприятен для улучшающих и технологических, а не продуктовых нововведений.
Во время депрессии общий уровень рискованности инвестиций повышается. Но при этом инвестиции в традиционные технологии становятся более рискованными (вследствие насыщения рынка), чем в радикальные нововведения, ожидаемый эффект от которых может быть очень велик. Во время депрессии НИОКР переориентируются с краткосрочных и нерискованных проектов на более неопределенные, но сулящие радикальные изменения и появление новых возможностей экономического роста.
Развитый маркетинг позволяет определить оптимальное время выброса на рынок нового продукта, когда традиционные рынки переполнены, а точка наиболее глубокого спада спроса уже преодолена. Поэтому депрессия оказывается благоприятным периодом для внедрения базовых нововведений. Их диффузия в фазе оживления сопровождается штормом дополняющих нововведений. При этом продуктовые нововведения осуществляются, как правило, в новых отраслях, в то время как в старых происходят в основном технологические нововведения.
Клайнкнехт разделил нововведения на базисные и дополняющие. К первым относятся нововведения, которые утверждают новое направление техники, в то время как вторые возникают в рамках существующего направления техники. Депрессия оказывает противоположное влияние на нововведения указанных типов, инициируя появление базисных и подавляя возможности для возникновения дополняющих нововведений, которые становятся более благоприятными в фазе роста длинной волны (которой с 10-15-летним лагом предшествуют базисные нововведения).
В то же время имеется несомненная связь между нововведениями рассматриваемых типов: волна базисных нововведений порождает последующую волну дополняющих. Эта взаимосвязь обуславливает действие так называемого «инновационного мультипликатора», связывающего инвестиции в успешные нововведения с увеличением совокупного спроса. Инвестиции в базисные нововведения обуславливают рост производства, индуцирующий появление вторичных улучшающих нововведений, замещающих устаревшие технологии. Внедрение вторичных нововведений сопровождается новыми инвестициями, стимулирующими дальнейший рост производства. Инновационный мультипликатор оказывает мощное воздействие на рост производства, выводя экономику из состояния депрессии в стадию долговременного подъема.
В фазе спада интенсивность дополняющих нововведений снижается, что отражает достижение базисными технологиями состояния зрелости, а связанных с ними рынками - насыщения. Дальнейшие вложения капитала в традиционных направлениях оказываются бессмысленными. Переориентация инвестиционной активности сопровождается переориентацией НИОКР на поиск новых сфер приложения капитала.
Клайнкнехт провел исследование данных по ФРГ и получил высокую корреляцию инновационной активности с темпом роста соответствующих отраслей экономики. Был определен сдвиг в инновационной активности от радикальных нововведений к улучшающим и от нововведений-продуктов к нововведениям-процессам по мере финансового подъема и вступления генерирующих его отраслей в фазу зрелости.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДЫ
В современной концепции теории инноватики чередование деловых циклов принято связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие «уклад» означает обустройство, установившейся порядок организации чего-нибудь.
Технологический уклад характеризуется единым технологическим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и пр.
Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет. Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет. Период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее динамичным развитием технологического уклада. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада.
Рисунок 1 — Кривая роста жизненного цикла технологического уклада
Приведенная на рис. 1 кривая роста жизненного цикла технологического уклада имеет два крутых подъема, связанных с фазами зарождения и доминирования нового технологического уклада. Между фазами зарождения и доминирования расположен пологий участок кривой, на котором, по концепции Й. Шумпетера, отдельные фирмы и компании в течение заметного периода времени добиваются эффективной монополии в производстве отдельных новых видов продуктов. Они успешно развиваются, получая высокую прибыль, так как находятся (до 20 лет) под защитой законов об интеллектуальной и промышленной собственности. Однако монопольное положение с течением времени постепенно нарушается из-за конкуренции других товаропроизводителей. Поэтому организации-монополисты приступают к лицензированию технологии производства своих изделий. В результате ускоряется распространение нововведений-процессов в технологические цепи нового уклада в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики, когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляется, и деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.
Наиболее ярко особенности эффективной конкуренции проявились при создании рынка персональных компьютеров в США. С. Джобс, создатель первого персонального компьютера, в короткие сроки стал миллионером за счет монопольного положения на рынке. Однако конкурентное преимущество было временным, и в течение последующих лет компания Apple уступила рынок фирме IBM, которая, воспользовавшись идей выдающегося антрепренера Б. Гейтса о продаже лицензий на производство «IBM‑совместимых ПК», обеспечила мировой трансферт своей модели компьютера и фактически стала монополистом на рынке ПК в глобальном масштабе.
Комплекс базисных совокупностей технологически сопряженных производств образует ядро технологического уклада. Технологические нововведения, участвующие в его создании, получили название «ключевой фактор». Отрасли, играющие ведущую роль в распространении нового ТУ, являются его несущими отраслями.
Периоды доминирования
Ядро технологического уклада
Ключевой фактор
Ядро нового технологического уклада
I
1770 – 1830
Текстильная промышленность
Водяной двигатель (Паровой водяной насос). Текстильные машины
Паровой двигатель. Машиностроение
II
1830 – 1880
Машино- и пароходостроение
Паровой двигатель (Паровозы и локомобили). Станки
Сталь. Электроэнергетика. Тяжелое машиностроение. Неорганическая химия
III
1880 – 1930
Электротехническое и тяжелое машиностроение
Электродвигатель. Сталь
Автомобилестроение. Органическая химия. Цветная металлургия. Добыча и перегонка нефти
IV
1930 – 1980
Автомобиле- и тракторостроение
Двигатель внутреннего сгорания. Нефтехимия
Радары. Строительство трубопроводов. Авиапромышленность. Добыча и переработка газа
V
1980 –2030
Электронная промышленность, роботостроение
Микроэлектронные компоненты. Атомная энергетика
Биотехнология. Космическая техника. Тонкие химические технологии
К настоящему времени в мировом технико-экономическом развитии (начиная с промышленной революции в Англии) можно выделить жизненные циклы пяти последовательно сменявших друг друга технологических укладов, включая доминирующий в структуре современной экономики информационный ТУ. Его ключевой фактор – микроэлектроника и программное обеспечение. В число производств, формирующих его ядро, входят электронные компоненты и устройства, электронно-вычислительная техника, радио- и телекоммуникационное оборудование, лазерное оборудование, услуги по обслуживанию вычислительной техники.
Сегодня этот технологический уклад близок к пределам своего роста: взлет и падение цен на энергоносители, образование и крах финансовых пузырей – верные признаки завершающей фазы жизненного цикла доминирующего ТУ и начала структурной перестройки экономики на основе следующего – шестого технологического уклада, становление и рост которого будут определять глобальное развитие в ближайшие два-три десятилетия.
Формирование воспроизводственного контура нового ТУ – длительный процесс, имеющий два качественно разных этапа. Первый – появление его ключевого фактора и ядра в условиях доминирования предшествующего ТУ, который объективно ограничивает возникновение производств нового уклада потребностями собственного расширенного воспроизводства. С исчерпанием экономических возможностей этого процесса наступает второй этап, начинающийся с замещения доминирующего ТУ новым и проявляющийся в виде новой длинной волны экономической конъюнктуры.
В настоящее время в России параллельно существуют несколько технологических укладов: наиболее динамично развиваются сырьевые отрасли промышленности, что соответствует периоду доминирования третьего технологического уклада. В оборонных отраслях развиваются технологии, соответствующие четвертому и пятому технологическим укладам. В малых инновационных организациях, занимающихся созданием искусственного интеллекта или разрабатывающими технологические процессы на основе биоинженерии рождается шестой технологический уклад.
Между пятым и шестым технологическими укладами существует преемственность. Граница между ними лежит в глубине проникновения технологии в структуры материи и масштабах обработки информации. Пятый ТУ основывается на применении достижений микроэлектроники в управлении физическими процессами на микронном уровне, а шестой – на использовании нанотехнологий, оперирующих на уровне одной миллиардной метра. На наноуровне появляется возможность менять молекулярную структуру вещества, придавать ему целевым образом принципиально новые свойства, проникать в клеточную структуру живых организмов, видоизменяя их. Измерения ядра нового технологического уклада в современной экономике выявили основные составляющие его структуры:
Ключевой фактор: нанотехнологии, клеточные технологии и методы генной инженерии, опирающиеся на использование электронных растровых и атомно-силовых микроскопов, соответствующих метрологических систем.
Ядро: наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, оптические наноматериалы, наногетерогенные системы, нанобиотехнологии, наносистемная техника, нанооборудование.
Несущие отрасли: электронная, атомная и электротехническая промышленность, информационно-коммуникационный сектор, станко-, судо-, авто- и приборостроение, фармацевтическая промышленность, солнечная энергетика, ракетно-космическая промышленность, авиастроение, клеточная медицина, семеноводство, строительство, химико-металлургический комплекс.
В настоящее время развитие шестого технологического уклада сдерживается как незначительным масштабом и неотработанностью соответствующих технологий, так и неготовностью социально-экономической среды к их широкому применению. Хотя расходы на освоение новейших технологий и масштаб их применения растут по экспоненте, удельный вес шестого ТУ в структуре современной экономики остается незначительным. Качественный скачок произойдет после завершения структурной перестройки ведущих экономик мира и перехода нового технологического уклада к фазе роста, что ожидается в середине следующего десятилетия. По прогнозам Научного фонда США, к 2015 г. годовой оборот рынка нанотехнологий достигнет 1–1,5 трлн. долл.
Наряду с отраслями ядра нового ТУ подъем охватит его несущие отрасли. В их числе останутся несущие отрасли предшествующего пятого уклада: электротехническая, авиационная, ракетно-космическая, атомная, приборостроение, станкостроение, образование, связь. Кроме того, новый технологический уклад распространится на здравоохранение (эффективность которого многократно возрастет с применением клеточных технологий и методов диагностики генетически обусловленных болезней) и сельское хозяйство (благодаря применению достижений молекулярной биологии и генной инженерии), а также проявится в создании новых материалов с заранее заданными свойствами. Благодаря появлению наноматериалов в число несущих отраслей нового ТУ также войдут химико-металлургический комплекс, строительство, судо- и автомобилестроение.
Распространение нововведений — процессов и продуктов — в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая сферу оказания услуг, принято называть диффузией инноваций. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики.
В реальных инновационных процессах скорость диффузии НВ зависит от различных факторов: а) формы принятия решения; б) способа передачи информации; в) свойств социальной системы, а также свойств самого НВ. Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.
Согласно теории нововведений И. Шумпетера, диффузия НВ — это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.
Возможность диффузии инноваций определяется их инвариантностью, то есть способностью сохранения неизменными имеющихся количественных характеристик по отношению к преобразованиям и переменам окружающей внешней среды.
Наиболее типичными для диффузных процессов являются технологические инновации. Они непосредственно связаны с технологией производства, ее многократным повторением на различных объектах. Инвариантность технологических инноваций способствует ускоренному притоку капиталов в новый технологический уклад. Поскольку характеристики инновационных технологических процессов в случае их диффузии остаются неизменными, инвестор с большей определенностью прогнозирует экономические результаты нововведения. Таким образом, снижается риск инвестиций, повышается инвестиционная привлекательность инноваций.
Тем не менее, в условиях международного кооперирования производства растет специализация отдельных стран и регионов по определенным товарным и технологическим рынкам. Так, страны Юго-Восточной Азии фактически захватили лидирующее положение на рынке полупроводников и комплектующих для персональных компьютеров. В настоящее время до 95% всех комплектующих для компьютеров в мире создаются в Сингапуре, в Китае и на Тайване. Дешевая рабочая сила в этом регионе обеспечивает конкурентоспособность продукции при достаточной прибыльности инвестиций в отживающий технологический уклад.
Анализ макроокружения (среды косвенного воздействия):
Определяется значимая внешняя среда - ключевые аспекты, существенно влияющие на конкретную организацию.
Проводится СТЭП-анализ (STEP - social, technological, economic, political environment).
Разрабатываются сценарии развития макроокружения.
СТЭП-анализ:
Социальный сегмент: демографические и социальные аспекты и стили жизни.
Демографические характеристики:
• размер популяции. Число людей, проживающих в конкретной географической зоне.
• возрастная структура. Число людей, входящих в разные возрастные группы.
• географическое распределение. Темпы роста численности населения в пределах отдельных географических регионов и их изменения.
• этнический набор. Состав этнических групп, их размер и темпы роста числа людей, входящих в эти группы.
• уровни дохода. Величина дохода и темпы их роста в разных демографических группах или группах, различающихся по стилю жизни, а также в типах семей, возрастных группах или среди людей, проживающих в разных географических регионах.
Стили жизни:
• Состав семьи. Композиция, тип, динамика изменений и размер семьи.
• Работа. Работают люди или нет, на каких типах работ, где работают, ожидания в отношении работы, насколько долго они работают.
• Образование. Тип и уровень образования.
• Потребление. Какие люди покупают и потребляют (или не покупают и не потребляют) ту или иную продукцию.
• Отдых. Как люди проводят свое свободное или нерабочее время.
Общественные ценности:
• Политические ценности: как люди голосуют; как они относятся к основным политическим и социальным проблемам: поддержка военных действий, аборты или сохранение окружающей среды.
• Социальные ценности: отношения к работе, отдыху, участию в деятельности отдельных организаций, готовности принять мнения и поведение представителей других групп, готовности терпимо относиться к каким-то социальным привычкам (например, курению).
• Технологические ценности: готовность принять новые технологии, сделать выбор между издержками на технологии и предоставляемыми ими выгодами.
• Экономические ценности: стремление добиться экономического роста и в компромиссах между экономическим прогрессом и социальными издержками на него.
Пример:
1. Как демографическая структура (число людей в каждой возрастной группе) изменится в следующие 20-40 лет?
2. Какие изменения в стилях жизни, возможно, произойдут у тех людей, которым сейчас от 25 до 40 лет, когда они войдут в возрастную группу от 40 до 55 лет?
• Как изменится композиция семьи?
• Как изменятся образцы потребления?
• Как изменятся образцы, связанные с их работой?
• Какие изменения произойдут в том, как эти люди проводят свое свободное время?
3. Как изменятся социальные ценности?
• Будет ли престижным ведение собственного малого или среднего бизнеса?
• Будет ли больше людей демонстрировать согласие с необходимостью снизить расходы на военные цели?
• Будут ли люди с большей или меньшей готовностью нести расходы на сокращение выбросов вредных веществ в окружающую среду или вообще прекратят такую практику?
Технологический сегмент: уровень и направленность технологического прогресса или совершенствования, происходящего в обществе, в том числе к появлению новых видов продукции, процессов или материалов; к общему уровню научной деятельности и достижениям в фундаментальной науке.
Технологическая среда включает разработку знаний и их использование в варианте «как делать вещи». Ее области:
• Исследования. Фундаментальные или базовые исследования, в ходе которых отыскиваются принципы и зависимости, лежащие в основе знаний.
• Разработки. Преобразование знаний в некоторую прототипную форму (инновации).
• Операции. Изложение знаний для их использования в форме, которой могут воспользоваться другие люди (распространение или диффузия).
Пример:
1. Когда и как возможны ближайшие прорывы в основных исследованиях, в результате которых появятся новые коммерческие продукты?
2. Какие связи и между какими технологиями произойдут до наступления конкретного технологического события или прорыва (например, развитие систем мобильной Internet-связи)?
3. Какими могут быть некоторые новые приложения имеющихся в настоящее время технологий?
Экономическая среда — это обобщенный набор экономических условий, в которых действуют все отрасли; агрегирование всех рынков, где товары и услуги предоставляются за плату. Экономическая активность отражается в уровнях и типах промышленного выпуска, потребления, дохода и сбережений, инвестиций и производительности. Изменения в общем уровне экономической активности непосредственно влияют на показатели спроса и предложения почти во всех отраслях.
Отражает сущность и направленность изменений экономики, в которой действует вид бизнеса:
• Структурные перемены: изменения как в секторах экономики, так и за их пределами; изменения зависимостей между основными экономическими переменными: относительные уровни импорта и экспорта в процентных долях от валового национального продукта.
• Изменения циклического характера: подъемы и спады общего уровня экономической активности, например, изменения ВНП, процентных ставок, инфляции, потребительских цен, числа строящихся домов и промышленных инвестиций.
Пример:
1. Каким будет уровень инфляции через 3 года?
2. Возрастет ли или снизится валовой национальный продукт через 5 лет?
3. Какие отрасли обслуживания станут более сильными или более слабыми в течение следующего десятилетия?
Политический сегмент: избирательные процессы, а также административные, регулирующие и правовые институты, принимающие и реализующие законы, нормативные акты и правила в обществе.
Политическую среду разделяется на формальную и неформальную системы:
• Формальная система включает в себя избирательный процесс; институты власти: исполнительную, законодательную и юридическую ветви; агентства, занимающиеся регулированием.
• Неформальная система. Относится к аренам, не входящим в состав властных органов, проявляющих политическую активность. Сюда включаются группы местных сообществ и медийные средства.
Пример:
1. Какие политические партии станут сильнее или слабее на следующих двух или трех выборах?
2. Какие значительные изменения произойдут в приемах, применяемых властными органами, какие законы и регулирующие акты будут приняты в отношении отдельных отраслей?
3. Какие решения на различных уровнях правовой системы, возможно, повлияют на отрасль ресторанного бизнеса?
4. Потеряют или, наоборот, приобретут поддержку общественности существующие социальные и политические движения, например, противники генно-модифицированных продуктов?
Экологический сегмент: физические и естественные ресурсы, находящиеся в пределах региона: землю, море, воздух, воду, флору и фауну. Экологическую среду разделяют на следующие области:
• Физические. Земля, воздух, вода и море.
• Естественные. Флора и фауна.
Пример:
1. В каких странах загрязнение окружающей среды продолжит усиливаться?
2. Какие события, возможно, приведут к «экологической катастрофе»; как и почему эти события могут произойти?
• Институциональный сегмент: выделяют следующие области.
• Физическая инфраструктура. Транспортная: дороги, железнодорожные и водные пути.
• Интеллектуальная инфраструктура: научные учреждения, университеты и другие организации.
• Коммуникации: почта, телефон и другие системы связи.
Пример:
1. Какие узкие места могут быть у различных элементов (дорога, железная дорога, море) общей транспортной системы?
2. Какие изменения могут произойти в отрасли ресторанного бизнеса в течение следующих 5 лет?
3. Какие могли бы появится новые роли для центров обучения в течение следующего десятилетия?