Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
1. Как изменилась роль США в мире после Второй мировой войны? Каковы были особенности развития США во второй половине XX — начале XXI в.?
В ходе Второй мировой войны США не только мало пострадали, но и получили значительные прибыли. В стране возросли добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали, производство сельскохозяйственной продукции. Основой экономического подъема стали большие военные заказы правительства. США окончательно заняли лидирующее положение в мировом хозяйстве.
Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии были вывезены значительное число немецких специалистов и огромная научно-техническая документация.
Военная конъюнктура способствовала развитию сельского хозяйства. На продовольствие и сырье в мире существовал большой спрос, что создавало благоприятное положение на аграрном рынке и после 1945 г.
Сохранились многие социальные программы времен «нового курса». Скорректированная политика называлась «справедливым курсом».
В 1945 г. президент Г.Трумэн заявил, что на Америку легло бремя ответственности за дальнейшее руководство миром. США выступили с концепциями «сдерживания» и «отбрасывания» коммунизма, т.е. СССР. Военные базы США покрыли весь мир.
50 — 60-е годы в целом были благоприятны для развития экономики США. Ее быстрый рост был связан прежде всего с внедрением достижений НТР.
В эти годы большого размаха достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил Мартин Лютер Кинг, привели к принятию в 1968 г. законов, обеспечивавших равноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия было гораздо сложнее, чем юридического, влиятельные силы сопротивлялись этому, что нашло выражение в убийстве Кинга.
Ставший в 1961 г. президентом Джон Кеннеди провозгласил политику «новых рубежей», нацеленную на создание общества «всеобщего благоденствия» (ликвидация неравноправия, бедности, преступности, предотвращение войны). Были приняты социальные законы, облегчавшие доступ малоимущих к образованию, медицинскому обслуживанию и прочим социальным благам.
В конце 60-х — начале 70-х гг. положение в США ухудшилось. Это было связано с войной во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х гг. Эти обстоятельства способствовали политике разрядки.
В начале 80-х гг. разразился новый экономический кризис. В поисках выхода из него президент Рональд Рейган предложил политику, названную «консервативной революцией». Были сокращены расходы на образование и медицину, пенсии, однако снижались и налоги. США взяли курс на развитие свободного предпринимательства, сокращение роли государства в экономике.
Крушение СССР и социалистического лагеря способствовало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. при президенте Уильяме Клинтоне. США превратились в главный центр силы в мире.
11 сентября 2001 г. в здания в Нью-Йорке врезались 2 самолета.
Власти США обвинили в этом исламских террористов. Под предлогом борьбы с международным терроризмом американцы при президенте Джордже Буше-младшем усилили внешнюю экспансию.
«Сферами жизненных интересов США» были объявлены огромные регионы, прежде всего богатые запасами нефти, газа.
По инициативе США в НАТО приняли новые страны востока Европы.
Экспансия США вызвала сопротивление во всем мире, а также привела к ухудшению положения в экономике. В 2008 г. США стали центром глобального экономического кризиса, охватившего все страны мира. Надежды на выход из него многие связывают с первым чернокожим президентом США Бараком Обамой, вступившим в должность в 2009 г.
2. Как развивались ведущие страны Западной Европы во второй половине XX — начале XXI в.? В чем состояли общие черты и в чем специфика в развитии этих стран?
Вторая мировая война подорвала экономику всех стран Европы. На ее восстановление пришлось затратить огромные силы. Болезненные явления во многих странах были вызваны также крушением колониальной системы, потерей колоний.
Великобритания превратилась в «младшего партнера» США. Британская экономика долго не могла возродиться после войны, до начала 50-х гг. в стране сохранялась карточная система распределения продуктов.
Постепенно ситуация в экономике улучшилась. В 50 — 60-е гг. происходил интенсивный экономический рост. Однако кризисы 1974 —1975 и 1980—1982 гг. нанесли стране сильный урон. С 70-х гг. серьезной проблемой стала вооруженная борьба против британской власти в Северной Ирландии.
Пришедшее к власти в 1979 г. правительство консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер выступило в защиту «истинных ценностей британского общества». Это выразилось в приватизации, уменьшении государственного регулирования и поощрении частного предпринимательства, сокращении налогов и социальных расходов. Экономические показатели улучшились, но большинство населения осталось недовольным своим положением.
В 1997 г. на выборах победили лейбористы. Однако их правительство во главе с Энтони Блэром, хотя и с некоторыми коррективами, продолжало внутреннюю политику консерваторов. Во внешней политике Блэр придерживался проамериканской линии, англичане участвовали в нападениях на Афганистан, Ирак.
Во Франции после Второй мировой войны под влиянием коммунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борьбы с фашизмом, были национализированы некоторые отрасли промышленности, конфискована собственность пособников оккупантов. Расширились социальные права и гарантии населения. В 1946 г. была принята новая конституция, установившая режим Четвертой республики.
На волне недовольства в 1958 г. к власти пришел генерал Шарль де Голль, избранный президентом. Он провел референдум, принявший новую конституцию, значительно расширявшую права президента.
В 1962 г. Алжир получил независимость, а большинство французов бежали оттуда во Францию. Была подавлена попытка военного переворота со стороны сил, выступавших против ухода из Алжира.
С середины 60-х гг. стала более независимой внешняя политика Франции, государство вышло из военной организации НАТО (оставаясь в блоке), улучшились отношения с СССР.
В 70-е гг. положение в экономике стало менее стабильным. На выборах 1981 г. президентом был избран лидер социалистической партии Франсуа Миттеран.
Были проведены реформы в интересах большинства населения (сокращение рабочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсоюзов, национализирован ряд отраслей промышленности.
Серьезной проблемой для Франции явился массовый наплыв эмигрантов, прежде всего из бывших французских колоний. Многие проблемы ведут к усилению националистических настроений, которые выражает Национальный фронт во главе с Жаном Мари Ле Пеном, часто получающим значительное число голосов на выборах.
После возникновения в 1949 г. Федеративной Республики Германии ее правительство возглавил лидер Христианско-демократического союза (ХДС) Конрад Аденауэр, который оставался у власти до 1963 г. Он проводил политику создания социально ориентированной рыночной экономики при значительной роли государственного регулирования.
В конце 60-х гг. к власти пришло правительство с преобладанием социал-демократов во главе с Вилли Брандтом. Были проведены преобразования в интересах широких слоев населения.
В 1982 г. во главе страны встал лидер ХДС Гельмут Коль. Было сокращено государственное регулирование экономики, проведена приватизация. Благоприятная конъюнктура способствовала увеличению темпов развития. В 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР.
К концу 90-х гг. в Германии возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 г. на выборах победили социал-демократы во главе с Герхардом Шредером.
Сформировалось правительство «большой коалиции» (ХДС и СДПГ) во главе с лидером ХДС Ангелой Меркель. Ее позиции еще более упрочились после выборов 2009 г.
3. Как начиналась европейская интеграция? Чем была вызвана ее необходимость?
Во второй половине XX в. наметились тенденции к интеграции стран во многих регионах, особенно в Европе. В 1949 г. возник Совет Европы.
Европейская интеграция стартовала практически сразу после Второй мировой войны. В 1951 г. было учреждено Европейское объединение угля и стали, которое ставило своей целью создание общего рынка товаров и увеличение эффективности промышленности. Его первыми участниками стали ФРГ, Италия, Франция, Люксембург, Бельгия и Нидерланды. Главным мотивом объединения, пожалуй, было восстановление Европы от последствий войны. Экономика стран была в упадке, и для того, чтобы ускорить ее восстановление, нужны были совместные усилия стразу нескольких государств. Впоследствии степень интеграции между странами увеличивалась, был установлен общий рынок для всех товаров и услуг, к интеграции присоединялись новые страны.
В 1957 г. шесть стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) — Общего рынка, снимающего таможенные барьеры. В 70 — 80-е гг. количество членов ЕЭС возросло до двенадцати.
В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием населения.
В 1981 г. в ЕЭС вступила Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия.
В 1995 г. – ЕЭС составлял уже 15 государств, преобразован в Европейский союз (ЕС).
В 2002 г. введена единая валюта — евро.
В 2004 г. в ЕС были приняты сразу 10 новых членов (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва). Всего в союз вошли 27 стран.
В 2008 г. был кризис, падение производства, рост безработицы, сокращение социальных программ.
ЕС сделался правосубъектным: он получил право заключать международные договоры (если они соответствуют программным документам ЕС). Полноценным институтом стал Европейский совет, состоящий из глав государств или правительств всех стран-членов. Был введен пост его постоянного представителя, который представляет ЕС на международной арене.
4. Охарактеризуйте структуру Европейского союза. Какую роль играет ЕС в жизни современного мира?
Структуру Евросоюза представляют из себя основные институты, или органы. Традиционное для государств разделение на исполнительные, законодательные и судебные органы для ЕС не характерно. Основные четыре института Европейского Союза заложены еще в 1952 году, когда было создано Европейское Объединение угля и стали, а идея Европейского Совета еще даже не просматривалась. Эти институты, а именно: Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд - по сути своей с тех пор не изменялись.
Ассамблея превратилась в наднациональный парламент, а Европейский Суд – в суперарбитра. В то же время роль Совета, состоящего из представителей правительств государств-членов, несколько снизилась, а роль Европейской Комиссии как исполнительного органа существенно не изменилась.
За годы деятельности Европейского союза с помощью сближения законов всех его стран было гарантировано свободное движение людей, товаров, капитала и услуг внутри союза.
ЕС участвует как отдельное государство в международных отношениях и заключении международных договоров. ЕС проводит общую внешнюю политику и политику безопасности.
Европейский союз в настоящее время сочетает в себе признаки международной организации и государства. В определенных областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — посредством переговоров между государствами-членами.
5. В чем состоят особенности развития Японии во второй половине XX — начале XXI в.?
Япония уникальная страна. Она очень активно начала развиваться после окончания второй мировой войны. А все дело в том, что после войны Японии запретили иметь собственную регулярную армию. Соответственно появилось много свободных денег, которые тратили на военные статьи бюджета. Эти деньги вложили в экономику, в развитие инфраструктуры. Но самое главное, что за эти деньги купили много патентов на известные мировые изобретения и стали самой развитой нацией в мире. Вот так повлиял на страну запрет на регулярные войска.
В 1947 г. была принята Конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по Конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии почти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП).
Кризис, охвативший развитые страны в начале 90-х г., не оставил в стороне и Японию. За 1992 г. по сравнению с предыдущим годом промышленное производство упало на 8%, что считается очень плохим даже по европейским стандартам, не говоря уже об японских.
На рубеже XX — XXI вв. в Японии возникли значительные проблемы. Все чаще вспыхивали скандалы вокруг ЛДП, связанные с коррупцией. Замедлились темпы экономического роста, усилилась конкуренция со стороны «новых индустриальных стран» (Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии), а также Китая. Китай представляет для Японии и военную угрозу.