Развитие персонала
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Развитие персонала
Современные понятия развития персонала
1. В узком смысле – образование сотрудников: получение профессии,
повышение квалификации, приобретение управленческих знаний,
обучение, переквалификация.
2. В расширенном смысле – образование плюс дополнительные требования:
планирование карьеры, работа с резервом, подбор преемников и
последователей, формирование сплоченной команды, ротация,
взаимозаменяемость и совмещение профессий, обмен занимаемыми
должностями, зарубежные командировки и другие расширяющие
индивидуальную квалификацию мероприятия.
3. В широком смысле – образование плюс требования, плюс групповое
развитие: работа над проектами и во временных творческих коллективах,
командная работа, опыт работы в международных командах.
4. В глобальном смысле – образование плюс требования равно индивидуальное
развитие, плюс групповое развитие, плюс организационное развитие:
взаимодействие проектных и рабочих групп, обеспечение гибкости
организационных структур и динамики должностных обязанностей,
упорядочение штатного расписания, управление организационными
знаниями, развитие организационных структур управления.
Тенденции развития персонала
Развитие персонала стало мотором прогресса и обновления
организационных знаний.
Целью развития персонала является создание квалифицированного и
творческого фундамента для разработки новых рыночно
ориентируемых идей и рыночно активных продуктов, а также для
развития индивидуальных потенциалов сотрудников.
Развитие персонала носит ярко выраженный междисциплинарный
характер, включая инженерно-технические, социальнопсихологические, экономические, правовые, управленческие,
педагогические, противопожарные, экологические и
неформализованные знания.
Сумма знаний формирует компетентность – от поведенческой до
стратегической.
Развитие персонала опирается на приобретаемый опыт и технику
организационной работы, но прежде всего – на миссию той
организации, где оно происходит.
Сущность развития персонала предприятия
Под развитием персонала следует понимать:
системно применяемую единую концепцию
формирования и укрепления квалификационного
потенциала сотрудников, кадровых потенциалов
подразделений и организационно-экономических
отношений на предприятии.
Развитие персонала на современном предприятии имеет три
взаимосвязанных уровня:
1. Потенциалы сотрудников (квалификация, развитие управленческого
потенциала, международное развитие персонала).
2. Групповое лидерство (командная ориентация, руководство, новые
требования к сотрудникам, деловое общение).
3. Структура персонала (структура управленческого персонала, рабочее
время, вознаграждения, новые структуры рабочих).
Задачи развития персонала
Развитие персонала – центральная сфера деятельности (функция)
современного менеджмента персонала, оно традиционно основано на
учебных процессах, которые управляются и финансируются тем
предприятием, для сотрудников которого эти учебные процессы
предназначены.
Цель обучения – развитие интеллектуального потенциала
сотрудников.
При этом сам процесс получения образования и повышения
квалификации не менее важен, чем его формальный результат или
достигнутый уровень образования.
Развитие персонала изначально включает способности:
- сотрудника осознать необходимость регулярной учебы, чтобы
соответствовать растущим требованиям;
- коллектива осознать необходимость командного или группового
управления, при активном участии всего персонала, а не только
руководителей:
- организации осознать решающую роль каждого сотрудника и
необходимость развития его потенциала.
Развитие персонала - как элемент
производственных инвестиций
Развитие персонала для каждого предприятия является существенным
элементом производственных инвестиций.
Без развития сотрудников не может быть успешного развития организации.
её интеллектуальных ресурсов. При этом объектом инвестиций в
персонал становятся именно сотрудники, а не собственники фирмы.
Причинами приоритетных инвестиций в развитие персонала являются:
- необходимость повышения деловой активности каждого сотрудника в
целях обеспечения выживания организации;
- сохранение конкурентоспособности предприятия невозможно без новых
технологий, а обучение работе с новой техникой невозможно без
значительных инвестиций в развитие персонала;
- мероприятия по развитию персонала обеспечивают рост
производительности труда, следовательно их финансирование
соответствует принципу экономической эффективности расходов.
Факторы успешного развития персонала
Успешное развитие персонала обусловлено тремя факторами:
знаниями, возможностями и поведением сотрудников.
Знания – это профессиональные знания, приобретенные в процессе
получения образования и совершенствуемые в процессе трудовой
деятельности;
Возможности – это условия использования полученных знаний,
определяющие коэффициент их полезного действия в процессе
реализации;
Поведение – это фактор развития персонала, играющий заметную
роль при групповом управлении и солидарном стиле руководства.
Без учета особенностей поведения, взаимоотношений,
межличностных и неформальных коммуникаций, только на основе
повышения знаний и возможностей нельзя обеспечить развития
персонала.
Условия развития персонала
1. Количественно-качественная оценка персонала через выяснение
способностей и возможностей каждого сотрудника, влияющих
на эффективность работы всего предприятия.
2. Определение замысла развития предприятия на ближайшую и
последующую перспективы (определение стратегических целей
предприятия).
3. Прогнозирование потребности в персонале (количественнокачественной), выяснение на этой основе целей и задач,
стоящих перед сотрудником в будущем, стремление, при этом,
к гармонизации целей отдельного сотрудника с целями
предприятия.
4. Развитие фирменного стиля управления.
5. Установление динамики требований к сотрудникам.
Система развития персонала предприятия
Комплекс элементов, содействующих повышению кадрового
потенциала организации в соответствии с её целями,
называется системой развития персонала данной организации.
В основе этой системы находятся информационные и
образовательные процессы прямого и косвенного повышения
квалификации сотрудников.
К элементам системы развития персонала относятся:
- элементы развития кадрового потенциала (штатное расписание,
ротация, профессиональная карьера, замещение должностей);
- элементы развития личностного потенциала
(переквалификация, повышение квалификации);
- информационные элементы (анализ рынка образования, анализ
предложения и спроса на образование внутри организации,
персонифицированная система данных о развитии кадров,
результаты аттестации и оценки работы персонала).
Понятие группового развития
Одна из целей управления персоналом состоит в формировании
интеллектуальных потенциалов сотрудников и в создании условий для их
реализации с наибольшей эффективностью, что лучше всего достигается в
процессе групповой работы и группового развития.
Цель менеджмента – это интеграция работников в динамичную
организационно-техническую и социально-экономическую рабочую
систему – группу, это формирование кадровых потенциалов
подразделений и создание условий их реализации.
Такая цель предполагает управление групповыми процессами во взаимосвязи
с управлением всей организацией. Она предполагает оптимальную
интеграцию человека в группу, интеллектуального потенциала сотрудника
в кадровый потенциал подразделения.
Уровень индивидуального развития оценивается в системе взаимоотношений,
которая свойственна конкретной группе, а групповое развитие
осуществляется на основе кооперативной компетентности членов группы.
Возникают понятия компетентности управленческих отношений и
кооперативной квалификации.
Тотальная квалификация
Еще в конце XX в. наметилась тенденция стратегии обучения, которая
фокусируется в содержании слов - «тотальная квалификация».
Каждый сотрудник располагает своим интеллектуальным или
квалификационным потенциалом, он компетентен самостоятельно его
использовать для того, чтобы вместе с другими достигать цели
предприятия.
В этой связи западные ученые используют понятие «total-qualification –
менеджмент». При этом аксиомой является утверждение:
«тотальной качество требует такой же квалификации».
Управление качеством труда и продукции едины.
Качественные стратегии обучения характеризуются кооперативным
(соборным, групповым, комплексным) подходом к обучению и
получению знаний.
Развитие информационных технологий расширило возможности
повышения квалификации. Чтобы ими пользоваться без отрыва от
производства, работнику необходимо развивать свои способности с
помощью самоквалификации: самостоятельно структурировать
производственные проблемы, находить новые решения этих проблем,
планировать свою деловую карьеру и знакомиться с действенными
инструментами развития персонала.
Групповое самообучение
Групповое развитие есть результат синтеза тотальной непрерывной
учебы и коллективной работы.
Такой результат выражается ростом творческого потенциала и как
следствие – развитием кадрового потенциала группы. Групповое
развитие помогает преодолеть «комплекс неполноценности»
управления персоналом, характерный для нас.
Деловая активность каждого члена группы важнее предприимчивости и
энергичности одного его руководителя.
Люди должны знать, что бизнес делается вместе.
В основе профессионализации менеджмента лежит опыт управления
групповым развитием, обеспечение успешной работы группы и
максимальной реализации личностных потенциалов сотрудников.
И на помощь здесь приходит самообучение в процессе групповой
работы. Такая учеба является «помощью для самопомощи». Этот
принцип формирования и развития кадрового потенциала группы
является коллективной мерой противостояния негативным факторам
внешней среды.
Степень адаптации к скорости изменения внешних условий становится
критерием оценки профессионального уровня менеджера.
«Саву бону» - «Я вижу Вас»
Настоящий менеджер формируется в процессе организационного и
группового развития, выступая в качестве инновационного лидера.
Движущая сила его развития – беспощадный самоанализ, самообучение,
уверенность в себе и энтузиазм.
Современная наука менеджмента предложила взять на вооружение в качестве
ведущей идеи приветствие народов Африки «Саву бону», что означает «Я
вижу Вас».
Видение проблемы начинается с видения каждого человека в группе, а поиск
решения проблемы обеспечивается всеми членами группы.
В процессе такого менеджмента осуществляется:
- организационное развитие, когда организация становиться
самообучающейся организацией;
- индивидуальное
развитие, когда сотрудник становится причастным к
и
единому процессу групповой работы и учебы. Он активно реализует свою
«энергетику» хотения, поиска и вариативного мышления.
Семь аспектов управления будущим
1. Управление организационными знаниями – концепция
интеллектуальной организации.
2. Управление временем – концепция самообучающейся
организации.
3. Управление рисками и обстоятельствами – технологии успеха
и хозяйственной деятельности.
4. Антикризисное управление – концепция деловой активности и
выживания.
5. Инструменты классического менеджмента – опережающий
контроль, планирование, стратегия.
6. Футурология, менеджмент жизни.
7. Развитие персонала – индивидуальное, групповое,
организационное.
Элементы развития персонала
Завтрашним требованиям рынка можно успешно соответствовать
только ориентированными на будущее сотрудниками.
Развитие персонала не ограничивается повышением квалификации и
совершенствованием практики руководства людьми. Система
развития персонала строится из элементов как интегрированных
частей одного комплекса, включающего:
- организационное развитие;
- групповое развитие;
- индивидуальное развитие на рабочем месте;
- тренинги, семинары, последипломное образование, переподготовка.
Существует многоступенчатая систематическая связь между
развитием персонала, включая тренинги, образование и
переподготовку, и управлением предприятия.
Элементы комплексной системы развития персонала
(руководителей и сотрудников)
1. Ценностные ориентации (цель, процесс, результат).
2. Принадлежность, идентификация и достижение консенсуса в группе.
3. Самомотивация и самоуправление.
4. Компетентность и профессионализм.
5. Мотивация производительности и деловой активности.
6. Личная ответственность, предпринимательское мышление и
поведение.
7. Мобильность и гибкость.
8. Готовность к учебе и к изменениям.
9. Самостоятельность и способность принимать решения.
10. Ориентация на рынок и потребителей.
11. Осознание роли качества.
12. Сотрудничество и ориентация на групповую работу.
13. Преодоление сопротивления нововведениям.
БЛАГОДАРЮ
ЗА
ВНИМАНИЕ