Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Развитие персонала

  • 👀 549 просмотров
  • 📌 507 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Развитие персонала» ppt
Лекция 1 Развитие персонала Современные понятия развития персонала 1. В узком смысле – образование сотрудников: получение профессии, повышение квалификации, приобретение управленческих знаний, обучение, переквалификация. 2. В расширенном смысле – образование плюс дополнительные требования: планирование карьеры, работа с резервом, подбор преемников и последователей, формирование сплоченной команды, ротация, взаимозаменяемость и совмещение профессий, обмен занимаемыми должностями, зарубежные командировки и другие расширяющие индивидуальную квалификацию мероприятия. 3. В широком смысле – образование плюс требования, плюс групповое развитие: работа над проектами и во временных творческих коллективах, командная работа, опыт работы в международных командах. 4. В глобальном смысле – образование плюс требования равно индивидуальное развитие, плюс групповое развитие, плюс организационное развитие: взаимодействие проектных и рабочих групп, обеспечение гибкости организационных структур и динамики должностных обязанностей, упорядочение штатного расписания, управление организационными знаниями, развитие организационных структур управления. Тенденции развития персонала Развитие персонала стало мотором прогресса и обновления организационных знаний. Целью развития персонала является создание квалифицированного и творческого фундамента для разработки новых рыночно ориентируемых идей и рыночно активных продуктов, а также для развития индивидуальных потенциалов сотрудников. Развитие персонала носит ярко выраженный междисциплинарный характер, включая инженерно-технические, социальнопсихологические, экономические, правовые, управленческие, педагогические, противопожарные, экологические и неформализованные знания. Сумма знаний формирует компетентность – от поведенческой до стратегической. Развитие персонала опирается на приобретаемый опыт и технику организационной работы, но прежде всего – на миссию той организации, где оно происходит. Сущность развития персонала предприятия Под развитием персонала следует понимать: системно применяемую единую концепцию формирования и укрепления квалификационного потенциала сотрудников, кадровых потенциалов подразделений и организационно-экономических отношений на предприятии. Развитие персонала на современном предприятии имеет три взаимосвязанных уровня: 1. Потенциалы сотрудников (квалификация, развитие управленческого потенциала, международное развитие персонала). 2. Групповое лидерство (командная ориентация, руководство, новые требования к сотрудникам, деловое общение). 3. Структура персонала (структура управленческого персонала, рабочее время, вознаграждения, новые структуры рабочих). Задачи развития персонала Развитие персонала – центральная сфера деятельности (функция) современного менеджмента персонала, оно традиционно основано на учебных процессах, которые управляются и финансируются тем предприятием, для сотрудников которого эти учебные процессы предназначены. Цель обучения – развитие интеллектуального потенциала сотрудников. При этом сам процесс получения образования и повышения квалификации не менее важен, чем его формальный результат или достигнутый уровень образования. Развитие персонала изначально включает способности: - сотрудника осознать необходимость регулярной учебы, чтобы соответствовать растущим требованиям; - коллектива осознать необходимость командного или группового управления, при активном участии всего персонала, а не только руководителей: - организации осознать решающую роль каждого сотрудника и необходимость развития его потенциала. Развитие персонала - как элемент производственных инвестиций Развитие персонала для каждого предприятия является существенным элементом производственных инвестиций. Без развития сотрудников не может быть успешного развития организации. её интеллектуальных ресурсов. При этом объектом инвестиций в персонал становятся именно сотрудники, а не собственники фирмы. Причинами приоритетных инвестиций в развитие персонала являются: - необходимость повышения деловой активности каждого сотрудника в целях обеспечения выживания организации; - сохранение конкурентоспособности предприятия невозможно без новых технологий, а обучение работе с новой техникой невозможно без значительных инвестиций в развитие персонала; - мероприятия по развитию персонала обеспечивают рост производительности труда, следовательно их финансирование соответствует принципу экономической эффективности расходов. Факторы успешного развития персонала Успешное развитие персонала обусловлено тремя факторами: знаниями, возможностями и поведением сотрудников. Знания – это профессиональные знания, приобретенные в процессе получения образования и совершенствуемые в процессе трудовой деятельности; Возможности – это условия использования полученных знаний, определяющие коэффициент их полезного действия в процессе реализации; Поведение – это фактор развития персонала, играющий заметную роль при групповом управлении и солидарном стиле руководства. Без учета особенностей поведения, взаимоотношений, межличностных и неформальных коммуникаций, только на основе повышения знаний и возможностей нельзя обеспечить развития персонала. Условия развития персонала 1. Количественно-качественная оценка персонала через выяснение способностей и возможностей каждого сотрудника, влияющих на эффективность работы всего предприятия. 2. Определение замысла развития предприятия на ближайшую и последующую перспективы (определение стратегических целей предприятия). 3. Прогнозирование потребности в персонале (количественнокачественной), выяснение на этой основе целей и задач, стоящих перед сотрудником в будущем, стремление, при этом, к гармонизации целей отдельного сотрудника с целями предприятия. 4. Развитие фирменного стиля управления. 5. Установление динамики требований к сотрудникам. Система развития персонала предприятия Комплекс элементов, содействующих повышению кадрового потенциала организации в соответствии с её целями, называется системой развития персонала данной организации. В основе этой системы находятся информационные и образовательные процессы прямого и косвенного повышения квалификации сотрудников. К элементам системы развития персонала относятся: - элементы развития кадрового потенциала (штатное расписание, ротация, профессиональная карьера, замещение должностей); - элементы развития личностного потенциала (переквалификация, повышение квалификации); - информационные элементы (анализ рынка образования, анализ предложения и спроса на образование внутри организации, персонифицированная система данных о развитии кадров, результаты аттестации и оценки работы персонала). Понятие группового развития Одна из целей управления персоналом состоит в формировании интеллектуальных потенциалов сотрудников и в создании условий для их реализации с наибольшей эффективностью, что лучше всего достигается в процессе групповой работы и группового развития. Цель менеджмента – это интеграция работников в динамичную организационно-техническую и социально-экономическую рабочую систему – группу, это формирование кадровых потенциалов подразделений и создание условий их реализации. Такая цель предполагает управление групповыми процессами во взаимосвязи с управлением всей организацией. Она предполагает оптимальную интеграцию человека в группу, интеллектуального потенциала сотрудника в кадровый потенциал подразделения. Уровень индивидуального развития оценивается в системе взаимоотношений, которая свойственна конкретной группе, а групповое развитие осуществляется на основе кооперативной компетентности членов группы. Возникают понятия компетентности управленческих отношений и кооперативной квалификации. Тотальная квалификация Еще в конце XX в. наметилась тенденция стратегии обучения, которая фокусируется в содержании слов - «тотальная квалификация». Каждый сотрудник располагает своим интеллектуальным или квалификационным потенциалом, он компетентен самостоятельно его использовать для того, чтобы вместе с другими достигать цели предприятия. В этой связи западные ученые используют понятие «total-qualification – менеджмент». При этом аксиомой является утверждение: «тотальной качество требует такой же квалификации». Управление качеством труда и продукции едины. Качественные стратегии обучения характеризуются кооперативным (соборным, групповым, комплексным) подходом к обучению и получению знаний. Развитие информационных технологий расширило возможности повышения квалификации. Чтобы ими пользоваться без отрыва от производства, работнику необходимо развивать свои способности с помощью самоквалификации: самостоятельно структурировать производственные проблемы, находить новые решения этих проблем, планировать свою деловую карьеру и знакомиться с действенными инструментами развития персонала. Групповое самообучение Групповое развитие есть результат синтеза тотальной непрерывной учебы и коллективной работы. Такой результат выражается ростом творческого потенциала и как следствие – развитием кадрового потенциала группы. Групповое развитие помогает преодолеть «комплекс неполноценности» управления персоналом, характерный для нас. Деловая активность каждого члена группы важнее предприимчивости и энергичности одного его руководителя. Люди должны знать, что бизнес делается вместе. В основе профессионализации менеджмента лежит опыт управления групповым развитием, обеспечение успешной работы группы и максимальной реализации личностных потенциалов сотрудников. И на помощь здесь приходит самообучение в процессе групповой работы. Такая учеба является «помощью для самопомощи». Этот принцип формирования и развития кадрового потенциала группы является коллективной мерой противостояния негативным факторам внешней среды. Степень адаптации к скорости изменения внешних условий становится критерием оценки профессионального уровня менеджера. «Саву бону» - «Я вижу Вас» Настоящий менеджер формируется в процессе организационного и группового развития, выступая в качестве инновационного лидера. Движущая сила его развития – беспощадный самоанализ, самообучение, уверенность в себе и энтузиазм. Современная наука менеджмента предложила взять на вооружение в качестве ведущей идеи приветствие народов Африки «Саву бону», что означает «Я вижу Вас». Видение проблемы начинается с видения каждого человека в группе, а поиск решения проблемы обеспечивается всеми членами группы. В процессе такого менеджмента осуществляется: - организационное развитие, когда организация становиться самообучающейся организацией; - индивидуальное развитие, когда сотрудник становится причастным к и единому процессу групповой работы и учебы. Он активно реализует свою «энергетику» хотения, поиска и вариативного мышления. Семь аспектов управления будущим 1. Управление организационными знаниями – концепция интеллектуальной организации. 2. Управление временем – концепция самообучающейся организации. 3. Управление рисками и обстоятельствами – технологии успеха и хозяйственной деятельности. 4. Антикризисное управление – концепция деловой активности и выживания. 5. Инструменты классического менеджмента – опережающий контроль, планирование, стратегия. 6. Футурология, менеджмент жизни. 7. Развитие персонала – индивидуальное, групповое, организационное. Элементы развития персонала Завтрашним требованиям рынка можно успешно соответствовать только ориентированными на будущее сотрудниками. Развитие персонала не ограничивается повышением квалификации и совершенствованием практики руководства людьми. Система развития персонала строится из элементов как интегрированных частей одного комплекса, включающего: - организационное развитие; - групповое развитие; - индивидуальное развитие на рабочем месте; - тренинги, семинары, последипломное образование, переподготовка. Существует многоступенчатая систематическая связь между развитием персонала, включая тренинги, образование и переподготовку, и управлением предприятия. Элементы комплексной системы развития персонала (руководителей и сотрудников) 1. Ценностные ориентации (цель, процесс, результат). 2. Принадлежность, идентификация и достижение консенсуса в группе. 3. Самомотивация и самоуправление. 4. Компетентность и профессионализм. 5. Мотивация производительности и деловой активности. 6. Личная ответственность, предпринимательское мышление и поведение. 7. Мобильность и гибкость. 8. Готовность к учебе и к изменениям. 9. Самостоятельность и способность принимать решения. 10. Ориентация на рынок и потребителей. 11. Осознание роли качества. 12. Сотрудничество и ориентация на групповую работу. 13. Преодоление сопротивления нововведениям. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
«Развитие персонала» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 335 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot