Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 1
Развитие концепции Федерального государственного образовательного стандарта в российской педагогической науке
1. История развития государственных образовательных стандартов в системе российского образования.
2. Отличительные признаки первого и второго поколений ФГОС.
3. ФГОС и его роль в развитии российского образования.
1.История развития государственных образовательных стандартовв системе российского образования.
Установление и разработка ФГОС в системе российского образования обусловлены ст.7 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г.,
(№ 3266-1). Закон Российской Федерации об образовании выделяет федеральные и национально-региональные образвательные госстандарты.Государственные образовательные стандарты РФ, обновляются и разрабатываются раз в 10 лет, утверждаются Правительством в установленном порядке. ФГОС определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
ФГОСы представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Образовательные стандарты в нашей стране закреплены конституционно. В ст. 43 Конституции РФ указывается: «Российская Федерация устанавливает федеральные Государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». При этом государственный образовательный стандарт толкуется как инструмент контроля за соблюдением прав граждан на образование.
Образовательные стандарты и требования должны обеспечить:
• единство образовательного пространства Российской Федерации;
• преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
• соответствие государственным и международным нормам образования с целью обеспечения внутригосударственной и международной мобильности выпускников образовательных учреждений.
2.Отличительные признаки первого и второго поколений ФГОС.
В 90-х гг. 20 века в области системы российского образования складывалась довольно противоречивая ситуация. Она характеризовалась многообразием образовательных систем, что создавало предпосылки для развала единого образовательного пространства страны. Во-первых, в условиях распада Советского Союза, исчезновения сверхдержавы, резкой смены идеологических и политических векторов нашей жизни появились стандарты первого поколения, где отличительными признаками были децентрализация образования и переоценка «веса» регионального компонента. Эти стандарты были созданы «под лозунгом» деидеологизации и гуманизации педагогической деятельности. С одной стороны, они сконцентрироватись на отборе нового содержания образования и давали значительную самостоятельность с исключительными правами «авторских школ», а с другой – формировались в условиях невнятных идеологических
и политических установок. Соответственно, с уходом всего советского
из школы ушла важнейшая составляющая часть образовательного процесса – воспитание. Внятно, четко сформатированных государственных, общественных ориентиров для развития системы воспитания в этих нормативных документов не существовало до настоящего времени.
Вторая отличительная черта заключалась в том, стандарты того времени не учитывали мотивацию населения к получению общего образования, основные стратегические направления социально-экономического развития страны и не были привязаны к ним. Не проводилось анализа социально-экономических и политических рисков, связанных с их введением.
Все это привело к тому, что разработка стандартов в основном велась самим педагогическим сообществом, которое решало, например, как распределить часы между отдельными предметами, как отобрать содержание образования, что более и что менее важно для изучения в школе и т. п. В результате возник ряд негативных последствий. Во-первых, большая перегрузка учащихся, когда желания предметных лобби практически не имели ограничений. В связи с этим назрела необходимость обеспечения нормативно-правового регулирований содержания и результатов школьного образования. В итоге был разработан Государственный образовательный стандарт (ГОС) первого поколения, принятый в 2004 году.
Основное назначение стандартов того времени — сохранение единого базового ядра образования в российских школах (федерального компонента Государственного стандарта общего образования) за счет введения инвариативного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и к подготовке выпускников. Когда в декабре 2004 г. было принято решение о разработке новых стандартов образования, встало несколько вопросов: каковы роль и место системы образования в жизни российского общества? Что такое система образования как институт? Образование рассматривается не только как важнейший социальный институт, но и как важнейшая социальная деятельность общества. Были сделаны попытки повысить авторитет учителя и учительской профессии. Это было весьма существенным при определении предмета разработки стандартов.
Целью введения ГОС первого поколения было создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования на данной ступени развития и воспитания ребенка, определял характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившимся социальных условий и требований общества. Была сделана попытка прервать традиции обучения и воспитания коммунистической эпохи.
Стандарт первого поколения, безусловно, явился прогрессивным шагом на пути модернизации отечественного образования, в основе которой лежали три сертезные новации. Первая – кардинальное изменение взгляда на суть
и значение стандарта, в связи с чем стандарт предстал как инструмент не
«консервации», а развития образования. Вторая новация состояла
в пересмотре всего содержания школьного образования, вызванной идеями деятельностной, личностно-ориентированной педагогики развития: предусматривалось снятие перегрузки обучающихся, повышение доступности, качества и эффективности образования, сохранение традиционной фундаментальности при одновременном углублении его практической ориентированности. Третья новация связана сведением профильного обучения на старшей ступени школы, с утверждением вариативности, диффиренцированности образования
Деятельность коллективов школ и конкретных учителей в условиях введения федерального компонента Государственного стандарта общего образования предполагала, прежде всего, осознание всеми участниками этого процесса своевременности, целесообразности и необходимости появления этого впервые созданного государственного документа, отражающего новые цели образования и предлагающего их реализацию посредством содержания образования.
Вместе с тем с самого начала было очевидно, что стандарт «первого поколения» носит «рамочный», переходный характер. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, образовательный стандарт должен быть в то же время динамичным и открытым для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования по удовлетворению.
3. ФГОС и его роль в развитии российского образования.
Нормативная база для введения школьного стандарта «второго поколения» создана введением Федерального закона от 1 декабря 2007 г.
№ 309 – Ф3 « О внесении изменений в отдельный законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключался
в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС не предназначен для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным ( и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.
Федеральные государственные образовательные стандарты в отличие
от ГОС 2004 г., предлагают серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные
Сегодня под стандартом понимается система требований: требования
к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования
к условиям реализации основных образованных программ.. Эти «Три Т» существенным образом влияют на организацию деятельности системы образования в целом. Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. То есть это совокупность требований семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований. На этой основе и был разработан документ «Планируемые результаты». Первое «Т» — требования к результатам освоения основных образовательных программ - является основой для проведения итоговой аттестацию выпускников и аккредитации образовательных учреждений. Требования к структуре основных образовательных программ (второе «Тэ)
— это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программу воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей, и т.д. То есть это огромное количество нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы, обеспечивающих достижение планируемых результатов.
Для того чтобы образовательный процесс обязательно имел ресурсное подкрепление, существует третье «Т» — требования к условиям реализации основных образовательных программ. Эго совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, достижения планируемых результатов.
Роль стандартов в жизни общества разнообразна. Они служат для оценки эффективности труда, качества продукции, мерой прогресса. Стандарты — это инструмент защиты прав потребителя образовательных услуг и пользователя средств обучения и воспитания. В переносном смысле можно сказать, что предстоит стандантизировать многое в образовательном процессе, от воздуха, которым мы дышим, до обуви, которую носим;
от состояния здоровья до качества продуктов питания; от скорости движения транспорта до экологических показателей окружающей среды. В системе образования может быть стандартизировано все, включая не только результаты, но и процедуры, средства, квалификации, достигнуть уровни и прочее. Государственные стандарты — ГОСТЫ — входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.
В области образования действуют национальные стандарты. Многие
из них согласованы с международными образовательными стандартами.
В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. В результате обобщенные формулировки целей образования и воспитания как некие декларации приобретают строгое диагностируемое выражение. Без средств диагностики стандарт может оставаться бесполезным бумажным продуктом. Благодаря стандартам образования в сочетании со средствами педагогического измерения общество в целом, правительтво, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность оценить качество образования, его прогресс. Мониторинг, в том числе с применением компьютера, становится инструментом управления функционированием и развитием всех объектов и субъектов образования
и воспитания. подчеркнем, что стандарты образования не остаются «застывшими». По мере прогресса обществ они изменяются, что фиксируется в законодательных документах.
Разработчики концепции федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта общего образования указывают
на многоаспектность их функций. Иначе говоря, введение ГОСТов
в образовательную политику РФ позволяет: оценивать состояние системы образования; обеспечивать право граждан на полноценное образование; сохранять единое образовательной пространство России; гуманизировать образование; управлять системой образования; повышать качество образования. Можно усомниться в том, какими возможностями наделает авторы концепции стандарты. Известно, что сами по себе стандарты ничего не решают. Решения принимают люди, которые ими руководствуются
и неукоснительно следуют их предписаниям.
ФГОС, таким образом, является важнейшим социальным инструментом управления процессом образования, его качеством и результатами.
Это делает ФГОС документом государственного значения.
Вопросы для обсуждения:
• Что такое ФГОСы?
• Чем отличаются ГОСы от ФГОСов?
• Почему в ФГОС акцентируется внимание на значении качества образования?
• Как интерпретируются личностные, метапредметные и предметные результаты школьного образования?
• Почему в ФГОС регламентируется структура образовательных программ?
• Почему в ФГОС обращается внимание на условия реализации основных образовательных программ?
• Как ФГОС защищает интересы потребителей образовательных программ?
• Что такое «три Т»?
• Kaкие возможности открывает ФГОС второго поколения?
• Что является первичным - государственный стандарт или основная образовательная программа?