Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Разработка Устава проекта

  • 👀 459 просмотров
  • 📌 408 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Разработка Устава проекта» docx
РАЗРАБОТКА УСТАВА ПРОЕКТА Разработка Устава проекта разработка документа, который формально санкционирует проект (фазу); документирование первоначальных требований, удовлетворяющих ожиданиям заинтересованных сторон проекта Ключевые выгоды от этого процесса состоят в том, что он обеспечивает связь между проектом и стратегическими целями организации, позволяет документально оформить проект и показывает обязательство организации в отношении проекта. Устав проекта устанавливает партнерство между исполняющей организацией и организацией-заказчиком. Для внешних проектов предпочтительным способом заключения соглашения является формальный договор. Устав проекта в этом случае может использоваться для заключения внутренних соглашений в рамках организации для обеспечения надлежащего поставляемого результата по договору. Одобренный устав проекта формально инициирует проект. Руководитель проекта определяется или назначается сразу, как только это становится возможным, предпочтительно во время разработки устава проекта и обязательно до начала планирования. Устав проекта может разработать спонсор или руководитель проекта в сотрудничестве с инициировавшей проект стороной. Такое сотрудничество позволяет руководителю проекта получить более точное понимание целей, задач и ожидаемых выгод проекта. Подобное понимание способствует эффективному распределению ресурсов для выполнения операций проекта. Устав проекта наделяет руководителя проекта полномочиями в отношении планирования, исполнения проекта и контроля над ним. Проекты инициируются внешней по отношению к проекту стороной, например спонсором, офисом управления программой или офисом управления проектами (ОУП), либо руководителем органа, управляющего портфелем, или их уполномоченным представителем. Уровень инициатора или спонсора проекта должен быть достаточным для обеспечения финансирования и выделения ресурсов для проекта. Инициация проектов обуславливается внутренними бизнес-потребностями или внешним влиянием. Эти потребности или влияние обычно приводят к подготовке анализа потребностей, оценки целесообразности проекта, бизнес-кейса или описания ситуации, которую будет решать проект. Устав проекта – концепция проекта В результате создания Устава проекта: • разрабатывается четкое видение проекта; • формулируются и обосновываются цели проекта; • осуществляется базовое описание содержания проекта, планируемых результатов, сроков; • составляется прогноз требуемых ресурсов Итог: выбор наилучшей из альтернативных концепций разрабатывается инициатором: • спонсор проекта; • менеджер или команда проекта; • представитель внешней стороны; утверждается: • инициатором; • спонсором; • представителем внешней стороны РАЗРАБОТКА УСТАВА ПРОЕКТА: ВХОДЫ Источниками информации о целях проекта и его вкладе в достижение бизнес-целей являются бизнес-кейс. ВХОДЫ: БИЗНЕС-КЕЙС Утвержденный бизнес-кейс или его аналог является бизнес-документом, который обычно используется при подготовке устава проекта. Бизнес-кейс предоставляет необходимую с точки зрения бизнеса информацию, позволяющую определить, оправдывают ли ожидаемые результаты проекта требуемые на его реализацию вложения. Как правило, он используется вышестоящими по отношению к проекту руководителями для принятия решений. Обычно бизнес-потребность и сравнительный анализ затрат и выгод включены в бизнес-кейс для обоснования и определения границ проекта. Бизнес-кейс создается как результат действия одного или нескольких из следующих факторов: • рыночный спрос (например, автомобилестроительная компания авторизует проект по изготовлению более экономичных автомобилей в ответ на дефицит бензина); • потребность организации (например, в связи с высокими накладными расходами компания может объединить функции персонала и оптимизировать процессы для сокращения затрат); • требование заказчика (например, электроснабжающая компания авторизует проект по строительству новой подстанции для электроснабжения нового промышленного района); • технологический прогресс (например, авиакомпания на основе технических достижений авторизует новый проект по разработке электронных билетов для замены бумажных билетов); • юридическое требование (например, производитель красок авторизует проект для разработки руководящих указаний по обращению с токсичными материалами); • экологические воздействия (например, компания авторизует проект для уменьшения своего воздействия на окружающую среду); • социальная потребность (например, неправительственная организация в развивающейся стране авторизует проект по предоставлению систем питьевого водоснабжения, туалетов и санитарного просвещения сообществам, страдающим от высокого уровня заболеваемости холерой). Бизнес-кейс проекта — это документированный анализ экономической целесообразности, используемый для установления обоснованности выгод выбранного компонента, который еще не определен в достаточной степени. Также служит основой для авторизации дальнейших операций управления проектом. Бизнес-кейс содержит перечень целей и причин инициации проекта. Он помогает оценить успешность проекта по его окончании в сравнении с целями проекта. Бизнес-кейс является бизнес-документом проекта, который используется на всем протяжении проекта. Бизнес-кейс может использоваться до инициации проекта и стать основанием принятия решения об инициации или об отказе от проекта. Оценка потребностей часто предшествует подготовке бизнес-кейса. Оценка потребностей состоит в понимании бизнес-целей и бизнес-задач, проблем и благоприятных возможностей и выработке рекомендаций по их решению и реализации. Обобщение результатов оценки потребностей может быть сделано в документе бизнес-кейса. Процесс определения бизнес-потребности, анализ ситуации, выработка рекомендаций и определение критериев оценки применимы для любых проектов организации. Бизнес-кейс может включать в себя, среди прочего, документальное оформление следующего: 1.Бизнес-потребности: • определение причин необходимости действий; • ситуационное заключение, определяющее документально бизнес- проблему или благоприятную возможность, которые требуют принятия мер, включая предполагаемую ценность, получаемую организацией; • идентификация заинтересованных сторон, на которых будет оказано влияние; • определение содержания. 2.Анализ ситуации: • определение стратегий, целей и задач организации; • определение основных причин проблемы или главных источников благоприятной возможности; • анализ необходимых для проекта возможностей в сравнении с существующими возможностями организации; • идентификация известных рисков; • идентификация критически важных факторов успеха; • определение критериев принятия решений, по которым можно оценить различные варианты способов действий. • определение имеющихся вариантов действий, которые необходимо учесть для разрешения бизнес-проблемы или использования благоприятной возможности. Варианты действий — это альтернативные способы действий, которые организация может использовать по своему усмотрению. Варианты действий можно также описать как «бизнес-сценарии». Например, бизнес-кейс может предложить следующие три варианта действий: • Ничего не делать. Этот вариант действий называют также «бизнес как обычно». Выбор этого варианта действий ведет к отказу в авторизации проекта. • Выполнять только минимально необходимый объем работ, чтобы решить проблему или использовать благоприятную возможность. Минимальный объем работ можно установить путем определения набора оформленных документально критериев, которые являются ключевыми для решения проблемы или использования благоприятной возможности. • Выполнять работы в объеме больше минимально необходимого, чтобы решить проблему или использовать благоприятную возможность. Этот вариант действий предусматривает выполнение минимального набора критериев, а также некоторых или всех других оформленных документально критериев. В бизнес-кейсе может быть документировано более одного из указанных вариантов действий. 3. Выработка рекомендаций: • заключение о рекомендованном варианте действий, который предлагается выбрать для данного проекта; • пункты, которые должно содержать заключение, включают в себя, среди прочего: • результаты анализа возможных вариантов действий; • ограничения, допущения, риски и зависимости по потенциальным вариантам действий; • показатели успеха. • подход к реализации, который может включать в себя, среди прочего, следующее: • контрольные события, • зависимости, • роли и сферы ответственности. 4. Оценка: • заключение с описанием плана по измерению выгод, которые будут получены от проекта. Сюда относятся все текущие операционные аспекты рекомендованного варианта действий после первоначальной реализации. Документ бизнес-кейса дает основу для количественной оценки успеха проекта и хода его исполнения в течение всего жизненного цикла проекта путем сравнения результатов с целями и определенными критериями успеха. ВХОДЫ: ПЛАН УПРАВЛЕНИЯ ВЫГОДАМИ План управления выгодами проекта — это документ, описывающий, каким образом и когда будут получены выгоды от реализации проекта, а также механизмы, которые требуется внедрить для измерения этих выгод. Выгода проекта — это конечный результат действий, продукты, услуги или результаты, которые приносят ценность организации-спонсору и целевым выгодоприобретателям проекта. Разработка плана управления выгодами начинается на ранних стадиях жизненного цикла проекта с определения целевых выгод, которые должны быть получены. План управления выгодами описывает ключевые составляющие выгод и может включать в себя, среди прочего, следующее: • Целевые выгоды (например, ожидаемые материальные и нематериальные ценности, которые предполагается получить в результате реализации проекта; финансовая ценность выражается в чистой приведенной стоимости). • Приведение в соответствие со стратегией (например, насколько выгоды от проекта согласуются с бизнес-стратегиями организации). • Сроки реализации выгод (например, выгоды по фазам, в долгосрочной и краткосрочной перспективе, текущие выгоды). • Владелец выгод (например, ответственное лицо, которое осуществляет мониторинг, ведет документацию о реализованных выгодах и представляет отчетность о них в предусмотренные планом сроки). • Метрики (например, количественные показатели, которые планируется использовать для демонстрации реализованных выгод, прямые показатели и косвенные показатели). • Допущения (например, факторы, которые, как ожидается, должны быть в наличии или наблюдаться). • Риски (например, риски для реализации выгод). При разработке плана управления выгодами используются данные и информация, содержащиеся в бизнес-кейсе и оценке потребностей. Например, содержащийся в документах сравнительный анализ затрат и выгод показывает оценку затрат в сравнении с ценностью выгод, получаемых по результатам проекта. План управления выгодами и план управления проектом включают в себя описание того, как бизнес-ценность, полученная по результатам проекта, становится частью текущей операционной деятельности организации, включая подлежащие использованию метрики. Метрики служат средством проверки бизнес-ценности и подтверждения успеха проекта. Разработка и ведение плана управления выгодами проекта является итеративной деятельностью. Данный документ дополняет бизнес-кейс, устав проекта и план управления проектом. Руководитель проекта ведет работу со спонсором, цель которой заключается в том, чтобы устав проекта, план управления проектом и план управления выгодами оставались согласованными друг с другом на всем протяжении жизненного цикла проекта. ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕХА ПРОЕКТА Одной из наиболее распространенных задач в управлении проектом является определение того, достиг ли проект успеха. Традиционно такие метрики управления проектом, как время, стоимость, содержание и качество, являются наиболее важными факторами определения успешности проекта. Позднее специалисты-практики и исследователи пришли к заключению, что успех проекта следует также измерять с точки зрения достижения целей проекта. Заинтересованные стороны проекта могут по-разному оценивать, как может выглядеть успешное завершение проекта и какие факторы являются наиболее важными. Крайне важно четко определить в документах цели проекта и выбрать цели, которые можно измерить. Есть три вопроса, на которые ключевые заинтересованные стороны и руководитель проекта должны дать ответ: • Как выглядит успех для данного проекта? • Как будет измеряться успех? • Какие факторы могут повлиять на успех? Ответы на данные вопросы должны быть приведены в документах и согласованы между ключевыми заинтересованными сторонами и руководителем проекта. Успех проекта может включать в себя дополнительные критерии, увязанные со стратегией организации и с поставкой бизнес-результатов. Эти цели проекта могут включать в себя, среди прочего: • исполнение плана управления выгодами проекта; • достижение согласованных финансовых показателей, предусмотренных в бизнес-кейсе. Эти финансовые показатели могут включать в себя, среди прочего: • чистую приведенную стоимость (net present value, NPV); • окупаемость инвестиций (return on investment, ROI); • внутреннюю норму доходности (internal rate of return, IRR); • период окупаемости инвестиций (payback period, PBP); • отношение выгод к затратам (benefit-cost ratio, BCR); • достижение нефинансовых целей бизнес-кейса; • совершение перехода организации из исходного состояния к будущему состоянию; • исполнение условий и положений договора; • исполнение стратегий, целей и задач организации; • обеспечение удовлетворенности заинтересованных сторон; • удовлетворительная приемка заказчиком/конечным пользователем; • интеграция поставляемых результатов в операционную среду организации; • обеспечение согласованного качества поставляемого продукта; • исполнение критериев руководства; • достижение других согласованных показателей или критериев успеха (например, производительность процесса). Команда проекта должна быть способна оценить положение проекта, уравновесить запросы и сохранить проактивные коммуникации с заинтересованными сторонами в целях достижения успеха проекта. При постоянном приведении в соответствие проекта вероятность его успеха значительно возрастает, так как проект соответствует стратегическому направлению организации. Проект может быть успешным с точки зрения содержания/расписания/бюджета, но при этом не достичь успеха с точки зрения бизнеса. Это может произойти в случае изменений в бизнес-потребностях или рыночных условиях до завершения проекта. ВХОДЫ: СОГЛАШЕНИЯ Соглашения используются для определения первоначальных намерений в отношении проекта. Соглашения могут принимать форму договора, меморандума о взаимопонимании, соглашения об уровне услуг, письма-соглашения, письма о намерениях, устных договоренностей, электронного сообщения или других письменных соглашений. Договор (контракт), как правило, используется, если проект выполняется для внешнего заказчика. ВХОДЫ: ФАКТОРЫ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) Факторы среды предприятия (ФСП) — это условия, не находящиеся под непосредственным контролем команды проекта, которые влияют на проект, ограничивают или направляют его. Данные условия по отношению к организации могут быть внутренними и/или внешними. ФСП рассматриваются в качестве входов для многих процессов управления проектом, особенно для большинства процессов планирования. Эти факторы могут расширять или ограничивать варианты действий по управлению проектом. Кроме этого, эти факторы могут оказать положительное или отрицательное влияние на конечный результат. ФСП имеют большие различия в зависимости от типа или характера. Эти факторы необходимо учитывать, чтобы добиться результативности проекта. ФСП, внутренние для организации Описанные ниже ФСП являются для организации внутренними: • Организационная культура, структура и руководство. Примерами могут служить: видение, миссия, ценности, убеждения, культурные нормы, стиль руководства, иерархия и система взаимосвязей полномочий, организационный стиль, этические нормы и кодекс поведения. • Географическое распределение производственных объектов и ресурсов. Примерами могут служить: местоположение заводов, виртуальные команды, системы общего пользования и облачные компьютерные ресурсы. • Инфраструктура. Примерами могут служить: производственные объекты, оборудование, каналы телекоммуникаций организации, компьютерное аппаратное обеспечение, его доступность и мощности. • Компьютерное программное обеспечение. Примерами могут служить: инструменты составления расписаний, системы управления конфигурацией, веб-интерфейсы к работающим в режиме онлайн автоматизированными системам и системы авторизации работ. • Доступность ресурсов. Примерами могут служить: ограничения на заключение договоров и осуществление закупок, утвержденные поставщики и субподрядчики, а также соглашения о сотрудничестве. • Кадровые возможности. Примерами могут служить: профессиональная квалификация и опыт, навыки, компетенции и специальные знания кадровых ресурсов. ФСП, внешние для организации Описанные ниже ФСП являются для организации внешними: • Ситуация на рынке. Примерами могут служить: конкуренты, доля рынка, узнаваемость бренда и товарные знаки. • Социальные и культурные влияния и проблемы. Примерами могут служить: политический климат, кодексы поведения, этические нормы и представления. • Юридические ограничения. Примерами могут служить: национальные или местные законы и нормативно-правовые акты в области безопасности, защиты данных, делового поведения, трудовых отношений и закупочной деятельности. • Коммерческие базы данных. Примерами могут служить: результаты сравнительного анализа, стандартизированные сметные данные, данные изучения промышленных рисков, базы данных рисков. • Научные исследования. Примерами могут служить: отраслевые исследования, публикации и результаты сравнительного анализа. • Государственные или промышленные стандарты. Примерами могут служить: предписания и стандарты регулирующих органов в отношении продуктов, производства, природопользования, качества и квалификации. • Финансовые соображения. Примерами могут служить: курсы обмена валют, банковские ставки, показатели инфляции, тарифы и географическое положение. • Материальные элементы среды. Примерами могут служить: производственные условия, погодные условия и ограничения. ВХОДЫ: АКТИВЫ ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ Активы процессов организации (АПО) — это планы, процессы, политики, процедуры и базы знаний, специфичные для исполняющей организации и используемые ею. Данные активы оказывают влияние на управление проектом. АПО включают в себя любые артефакты, практики и знания некоторых или всех исполнительных организаций, участвующих в проекте, которые могут быть использованы для исполнения или руководства проектом. АПО также включают в себя извлеченные уроки по результатам прошлых проектов и историческую информацию организации. АПО могут включать в себя завершенные расписания, данные о рисках и данные об освоенных объемах. АПО служат входами во многие процессы управления проектом. Поскольку АПО являются для организации внутренними, члены команды проекта могут быть в состоянии по мере необходимости вносить обновления и дополнения в активы процессов организации на всем протяжении проекта. Их можно разбить на две категории: • процессы, политики и процедуры, • базы знаний организации. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ 1. Экспертная оценка Экспертная оценка — это заключение, вынесенное на основании компетентности в прикладной области, области знаний, сфере деятельности, отрасли и т. д., соответствующих осуществляемой деятельности. Экспертное заключение могут давать как группы, так и отдельные лица, имеющие специальное образование, знания, навыки, опыт или подготовку. В данном процессе следует учитывать опыт лиц или групп, обладающих специальными знаниями или подготовкой по следующим вопросам: • стратегия организации, • управление выгодами, • отраслевые технические знания и главная область проекта, • оценка длительности и бюджета, • идентификация рисков. 2. Сбор данных В качестве методов сбора данных, которые могут использоваться в данном процессе, можно назвать следующие: • Мозговой штурм. Этот метод применяется для составления в короткий срок перечня идей. Он осуществляется в коллективной среде и под руководством модератора. Мозговой штурм состоит из двух частей: сбор идей и их анализ. Мозговой штурм при разработке устава проекта можно применять для сбора данных, решений или идей от заинтересованных сторон, экспертов по предметным областям и членов команды. • Фокус-группы. Фокус-группы объединяют в своем составе заинтересованные стороны и экспертов по предметным областям для изучения предполагаемых рисков, критериев успеха и других тем в форме диалога с более широким составом участников, чем при индивидуальных интервью. • Интервью. Интервью применяются для получения информации по высокоуровневым требованиям, допущениям или ограничениям, критериям одобрения и другой информации от заинтересованных сторон путем прямого диалога с ними. 3. Навыки межличностных от ношений и работы с командой Навыки межличностных отношений и работы с командой, которые можно использовать в данном процессе, включают в себя, среди прочего, следующие: • Управление конфликтами. Навык управления конфликтами может потребоваться для достижения согласованного понимания заинтересованными сторонами целей, критериев успеха, высокоуровневых требований, описания проекта, укрупненных контрольных событий и других элементов устава. • Фасилитация. Фасилитация — это способность обеспечить результативную работу группового мероприятия с успешной выработкой в итоге решения, предложения или заключения. В задачи модератора входит обеспечение результативного участия, достижение общего понимания, рассмотрение всех предложенных соображений, общее согласие с заключениями или результатами в рамках установленного в проекте процесса принятия решений, а также принятие надлежащих мер в отношении согласованных действий и соглашений в последующем. • Управление совещаниями. Управление совещаниями состоит в подготовке повестки дня, обеспечении приглашения представителей всех ключевых групп заинтересованных сторон, а также в подготовке и рассылке итоговых протоколов и информации о действиях по результатам мероприятия. 4. Совещания В рамках этого процесса совещания с заинтересованными сторонами проводятся с целью определения целей проекта, критериев успеха, ключевых поставляемых результатов, высокоуровневых требований, укрупненных контрольных событий и другой сводной информации. ВЫХОДЫ: УСТАВ ПРОЕКТА Устав проекта — это документ, выпущенный инициатором или спонсором проекта, который формально авторизует существование проекта и предоставляет руководителю проекта полномочия использовать ресурсы организации в операциях проекта. Он документально оформляет высокоуровневую информацию, относящуюся к проекту, продукту, услуге или результату, для получения которых предназначен данный проект, в том числе такую, как: • назначение проекта; • измеримые цели проекта и соответствующие критерии успеха; • высокоуровневые требования; • высокоуровневые описания, границы и ключевые поставляемые результаты проекта, • совокупный риск проекта; • укрупненное расписание контрольных событий; • заранее утвержденные финансовые ресурсы; • список основных заинтересованных сторон; • требования к одобрению проекта (т. е. что именно составляет успех проекта, кто решает, что проект оказался успешным, и кто подписывает решение об окончании проекта); • критерии выхода из проекта (т. е. какие условия должны быть выполнены, чтобы проект или его фаза были закрыты или отменены); • назначенный руководитель проекта, сфера ответственности и уровень полномочий; • Ф.И.О. и полномочия спонсора или другого лица (лиц), авторизующего (авторизующих) устав проекта. Устав проекта обеспечивает общее понимание заинтересованными сторонами ключевых поставляемых результатов, контрольных событий, а также ролей и сфер ответственности всех участвующих в осуществлении проекта лиц. ВЫХОДЫ: ЖУРНАЛ ДОПУЩЕНИЙ Определение высокоуровневых стратегических и операционных допущений и ограничений обычно дается в бизнес-кейсе до инициации проекта, откуда они затем переносятся в устав проекта. Допущения низкого уровня для операций и задач, например определение технических спецификаций, оценок, расписания, рисков и т. п., формируются на всем протяжении осуществления проекта. Журнал допущений используется для записи всех допущений и ограничений в течение всего жизненного цикла проекта. Ограничение - ограничивающий фактор, влияющий на ход исполнения проекта или процесса. Ограничения либо сужают круг возможных действий команды проекта, либо заставляют ее действовать определенным образом. Практически все проекты осуществляются в рамках, как минимум, тройного ограничения: содержание, сроки, стоимость. Актуальными также являются ограничения по качеству, расписанию, ресурсам, технологии и т.д. Одной из важнейших задач руководителя проекта является балансировка ограничений проекта в условиях удовлетворения ожиданий заинтересованных сторон. Допущение – это утверждение, которое считается верным или определенным без предоставления доказательств. Событие, у которого, по Вашему мнению (в ходе планирования), вероятность осуществления 100%. Допущения могут формулироваться в отношении: доступности ключевых специалистов, информации, оборудования; надежности поставщиков; поддержки руководства; сроков подписания контракта, начала проекта (фаз проекта); квалификации персонала; курсов валют и т.п. Крайне важно выявить как можно больше допущений, чтобы легче было реагировать в случае, если допущения окажутся неверными. ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Срок окупаемости инвестиций Период окупаемости инвестиций (Payback Period, PP) - время, которое требуется, чтобы инвестиция обеспечила достаточные поступления денег для возмещения инвестиционных расходов. Вместе с чистой текущей стоимостью (NPV) и внутренним коэффициентом окупаемости (IRR) используется как инструмент оценки инвестиций. Период окупаемости инвестиций - это превосходный показатель, предоставляющий вам упрощенный способ узнать, сколько времени потребуется фирме для возмещения первоначальных расходов. Это имеет особое значение для бизнеса, расположенного в странах с неустойчивой финансовой системой, или бизнеса связанного с передовой технологией, где стремительное устаревание товара является нормой, что превращает быстрое возмещение инвестиционных расходов в важную проблему. Общая формула для расчета срока окупаемости инвестиций: Ток - срок окупаемости инвестиций; n - число периодов; CFt - приток денежных средств в период t; Io - величина исходных инвестиций в нулевой период. В зависимости от поставленной цели возможно вычисление срока окупаемости инвестиций с различной точностью (пример №1). На практике часто встречается ситуация, когда в первые периоды происходит отток денежных средств и тогда в правую часть формулы вместо Io ставится сумма денежных оттоков. Пример №1. Размер инвестиции - 115000$. Доходы от инвестиций в первом году: 32000$; во втором году: 41000$; в третьем году: 43750$; в четвертом году: 38250$. Определим период по истечении которого инвестиция окупается. Сумма доходов за 1 и 2 года: 32000 + 41000 = 73000$, что меньше размера инвестиции равного 115000$. Сумма доходов за 1, 2 и 3 года: 73000 + 43750 = 116750 больше 115000, это значит, что возмещение первоначальных расходов произойдет раньше 3 лет. Если предположить что приток денежных средств поступает равномерно в течении всего периода (по умолчанию предполагается что денежные средства поступают в конце периода), то можно вычислить остаток от третьего года. Остаток = (1 - (116750 - 115000)/43750) = 0,96 года Ответ: период окупаемости равен 3 годам (точнее 2,96 года). Окупаемость не учитывает временной стоимости денег. Этот показатель позволяет вам узнать, пренебрегая влиянием дисконтирования, сколько потребуется времени, чтобы ваши инвестиции принесли столько денежных средств, сколько вам пришлось потратить. Вторая проблема, связанная с окупаемостью, заключается в том, что этот показатель игнорирует все поступления денежных средств после момента полного возмещения первоначальных расходов. При выборе из нескольких инвестиционных проектов, если исходить только из срока окупаемости инвестиций, не будет учитываться объем прибыли, созданный проектами. Окупаемость можно использовать так же, как и барьерную ставку, - в виде ограничительного критерия. Если для компании важно возместить первоначальные расходы, и как можно скорее, то окупаемость может приобрести больший смысл. Показатель окупаемости почти никогда не используется сам по себе, а только в качестве дополнения к другим показателям, таким, как, например, чистая текущая стоимость и IRR. 1. Срок окупаемости инвестиций в текущих стоимостях Срок окупаемости инвестиций в текущих стоимостях (окупаемость в терминах текущих стоимостей, дисконтированный период окупаемости капиталовложений). Общая формула для расчета окупаемости в терминах текущих стоимостях: Видоизменяя понятие окупаемости, мы можем получить два дополнительных инструмента анализа инвестиций. Так, показатель окупаемость в терминах текущих стоимостей (его будем кратко называть ТС-окупаемостью (present value payback, PV-payback, Discounted Payback Period, DPP)), также используемый при определении количества временных периодов, требуемых для возмещения инвестиционных расходов, принимает в расчет временную стоимость денег. В то время как при вычислении окупаемости просто суммируются ежегодные денежные поступления для определения того года, в котором они превзойдут первоначальные расходы денежных средств, при вычислении ТС-окупаемости суммируются дисконтированные денежные поступления. В зависимости от поставленной цели возможно вычисление срока окупаемости инвестиций с различной точностью (пример №1). На практике часто встречается ситуация, когда в первые периоды происходит отток денежных средств и тогда в правую часть формулы вместо Io ставится сумма дисконтированных денежных оттоков. Пример №1. Размер инвестиции - 115000$. Доходы от инвестиций в первом году: 32000$;         во втором году: 41000$;         в третьем году: 43750$;         в четвертом году: 38250$. Размер барьерной ставки - 9,2% Пересчитаем денежные потоки в вид текущих стоимостей: PV1 = 32000 / (1 + 0,092) = 29304,03$ PV2 = 41000 / (1 + 0,092)2 = 34382,59$ PV3 = 43750 / (1 + 0,092)3 = 33597,75$ PV4 = 38250 / (1 + 0,092)4 = 26899,29$ Определим период по истечении которого инвестиция окупается. Сумма дисконтированных доходов за 1 и 2 года: 29304,03 + 34382,59 = 63686,62$, что меньше размера инвестиции равного 115000$. Сумма дисконтированных доходов за 1, 2 и 3 года: 63686,62 + 33597,75 = 97284,36$, что меньше 115000$. Сумма дисконтированных доходов за 1, 2, 3 и 4 года: 97284,36 + 26899,29 = 124183,66$ больше 115000, это значит, что возмещение первоначальных расходов произойдет раньше 4 лет. Если предположить что приток денежных средств поступает равномерно в течении всего периода (по умолчанию предполагается что денежные средства поступают в конце периода), то можно вычислить остаток от четвертого года. Остаток = (1 - (124183,66 - 115000)/26899,29) = 0,6586 года Ответ: период окупаемости в текущих стоимостях равен 4 годам (точнее 3,66 года). ТС-окупаемость - это показатель, оценивающий характерное время инвестиции, а именно определяющих, как быстро инвестиционные расходы будут возмещены доходами. Дисконтированный период окупаемости позволяет дать грубую оценку ликвидности проекта и приблизительно оценить риск. И наконец, ТС-индекс является более надежным, чем внутренний коэффициент окупаемости (IRR), показателем в случаях, когда необходим сравнительный анализ целесообразности инвестиций. Однако потребуется некоторая практика, чтобы появился опыт, позволяющий судить о том, какие значения этого показателя можно считать хорошими. Но у данного метода существуют недостатки: не определяется рентабельность проекта, не принимается во внимание величина и направления распределения денежных потоков на протяжении периода окупаемости: рассматривается только период покрытия расходов в целом. В странах с нестабильной политической, налоговой, законодательной системах показатель ТС-окупаемости имеет одно из главных значений с точки зрения снижения финансовых рисков. Кроме этого важность данного показателя определяется стабильностью спроса на результат инвестиций (например, прирост разведанных запасов нефти с каждым годом уменьшается, стоимость добычи увеличивается, а потребление нефти растет, ясно что в среднесрочной, а тем более в долгосрочной перспективе цена будет только расти и проблем со сбытом не будет; другое дело информационные технологии: быстрый прогресс аппаратного и программного обеспечения, высокая конкуренция требует высокой скорости окупаемости т.к. через определенный период информационные продукты перестают пользоваться спросом, устаревают). Полный инвестиционный анализ не должен ограничиваться одним показателем. Желательно использовать их комбинацию. Коэффициент дисконтирования Ставка дисконта синонимы – норма дисконта, нормы эффективности, барьерная ставка Дисконтирование – метод приведения разновременных притоков и оттоков денежных средств, генерируемых рассматриваемым проектом в течение расчетного периода времени. коэффициент дисконтирования αt - для постоянной нормы дисконтирования (Еt = Е = const): αt = 1 / (1 + Е) t - для переменной нормы дисконтирования (Еt → var): αt = 1 / (1 + Е1) х (1 + Е2) х . х (1 + Е t) Норма дисконтирования – минимально допустимая для инвестора величина дохода в расчете на единицу капитала, вложенного в реализацию проекта. две основные концепции решения актуальной проблемы определения нормы дисконта: – 1. концепция «альтернативной доходности» и 2. концепция «средневзвешенной стоимости капитала». В рамках концепции альтернативной доходности могут быть выделены следующие методы определения нормы дисконта: 1) безрисковая норма дисконта определяется с учетом депозитных ставок банков высшей категории надежности, а также ставки ЛИБОР или ставки межбанковских депозитов Лондонской фондовой биржи, номинированных в долларах США или ЕВРО. 2) величина нормы дисконта приравнивается ставке рефинансирования ЦБ РФ (такой подход предложен в методических рекомендациях, разработанных в Сбербанке РФ). 3) норма дисконта приравнивается к текущему уровню доходности государственных ценных бумаг. 4) определение нормы дисконта по формуле И. Фишера: Е = i/100 + r/100 + i/100(r/100) где i – темпы инфляции (% за принятый временной интервал); r – реальная норма прибыли. Реальная норма прибыли на вложенный капитал – минимально допустимый для инвестора уровень доходности инвестиций, превышающий темпы инфляции. Так же, как и в случае с ориентацией на уровень доходности государственных ценных бумаг, при переменных темпах инфляции i переменной в течение расчетного периода будет и норма дисконта. В принципе формула И. Фишера может рассматриваться, как один из основных методов определения нормы дисконта, однако в этом случае невозможно полностью исключить влияние субъективных факторов, поскольку для каждого участника проекта подходы к оценке реальной нормы прибыли могут оказаться различными. 2. В рамках концепции «средневзвешенной стоимости капитала» Стоимость капитала Третья группа разработчиков инвестиционных проектов рассматривает в качестве ставки дисконта стоимость капитала, полученного корпорацией. По определению, стоимость капитала – это та ставка доходности, которую рассчитывают получить инвесторы или кредиторы, предоставляя корпорации средства на долевой или долговой основе. И понятно, что если поставщики капитала хотят получить на свои вложения 20% годовых, то менеджер корпорации, зная такие ожидания инвесторов, не пойдет на осуществление проекта, дающего 10% годовых, даже если эти требования к доходности утверждены на отраслевом уровне. Капитал – это специфический товар, и компания, которая платит за капитал 20%, а размещает под 10% годовых, фактически продает этот товар ниже себестоимости. Показательно, что, используя методы 1), 2), 3) и 4), инвестор в конечном счете ищет ответ на вопрос: «Обеспечит ли реализация инвестиционного проекта уровень доходности больший, чем доступные ему альтернативы?». Если же он ориентируется на стоимость капитала, как эквивалент нормы дисконта, то ключевой вопрос ставится иначе: «Дадут ли инвестиции в осуществление проекта уровень доходности больший, чем они сами стоят?». 3.NPV (чистая текущая стоимость) Чистая текущая стоимость (чистый приведенный эффект, чистый дисконтированный доход, Net Present Value, NPV) - сумма текущих стоимостей всех спрогнозированных, с учетом ставки дисконтирования, денежных потоков. Метод чистой текущей стоимости (NPV) состоит в следующем. 1. Определяется текущая стоимость затрат (Io), т.е. решается вопрос, сколько инвестиций нужно зарезервировать для проекта. 2. Рассчитывается текущая стоимость будуùих денежных поступлений от проекта, для чего доходы за каждый год CF (кеш-флоу) приводятся к текущей дате. Результаты расчетов показывают, сколько средств нужно было бы вложить сейчас для получения запланированных доходов, если бы ставка доходов была равна барьерной ставке (для инвестора ставке процента в банке, в ПИФе и т.д., для предприятия цене совокупного капитала или через риски). Подытожив текущую стоимость доходов за все годы, получим общую текущую стоимость доходов от проекта (PV): 3. Текущая стоимость инвестиционных затрат (Io) сравнивается с текущей стоимостью доходов (PV). Разность между ними составляет чистую текущую стоимость доходов (NPV): NPV = PV - Io; NPV показывает чистые доходы или чистые убытки инвестора от помещения денег в проект по сравнению с хранением денег в банке. Если NPV > 0, то можно считать, что инвестиция приумножит богатство предприятия и инвестицию следует осуществлять. При NPV < 0, то значит доходы от предложенной инвестиции недостаточно высоки, чтобы компенсировать риск, присущий данному проекту (или с точки зрения цены капитала не хватит денег на выплату дивидендов и процентов по кредитам) и инвестиционное предложение должно быть отклонено. Чистая текущая стоимость (NPV) это один из основных показателей используемых при инвестиционном анализе, но он имеет несколько недостатков и не может быть единственным средством оценки инвестиции. NPV определяет абсолютную величину отдачи от инвестиции, и, скорее всего, чем больше инвестиция, тем больше чистая текущая стоимость. Отсюда, сравнение нескольких инвестиций разного размера с помощью этого показателя невозможно. Кроме этого, NPV не определяет период, через который инвестиция окупится. Если капитальные вложения, связанные с предстоящей реализацией проекта, осуществляют в несколько этапов (интервалов), то расчет показателя NPV производят по следующей формуле: CFt - приток денежных средств в период t; It - сумма инвестиций (затраты) в t-ом периоде; r - барьерная ставка (ставка дисконтирования); n - суммарное число периодов (интервалов, шагов) t = 1, 2, ..., n (или время действия инвестиции). Обычно для CFt значение t располагоется в пределах от 1 до n; в случае когда CFо > 0 относят к затратным инвестициям (пример: средства выделенные на экологическую программу). Пример №1. Размер инвестиции - 115000$. Доходы от инвестиций в первом году: 32000$; во втором году: 41000$; в третьем году: 43750$; в четвертом году: 38250$. Размер барьерной ставки - 9,2% n = 4. Пересчитаем денежные потоки в вид текущих стоимостей: PV1 = 32000 / (1 + 0,092) = 29304,03$ PV2 = 41000 / (1 + 0,092)2 = 34382,59$ PV3 = 43750 / (1 + 0,092)3 = 33597,75$ PV4 = 38250 / (1 + 0,092)4 = 26899,29$ NPV = (29304,03 + 34382,59 + 33597,75 + 26899,29) - 115000 = 9183,66$ Ответ: чистая текущая стоимость равна 9183,66$. IRR, Internal Rate of Return (Внутренняя норма доходности) - это норма прибыли (барьерная ставка, ставка дисконтирования) при которой NPV Net Present Value (Чистая текущая стоимость) инвестиции равна нулю, или это та ставка дисконтирования, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. IRR, Internal Rate of Return (Внутренняя норма доходности) определяет максимально приемлемую ставку дисконтирования, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника. IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0, Ее значение находят из следующего уравнения: CFt - приток денежных средств в период t; It - сумма инвестиций (затраты) в t-ом периоде; n - суммарное число периодов (интервалов, шагов) t = 0, 1, 2, ..., n. Экономический смысл данного показателя заключается в том, что он показывает ожидаемую норму доходности (рентабельность инвестиций) или максимально допустимый уровень инвестиционных затрат в оцениваемый проект. IRR должен быть выше средневзвешенной цены инвестиционных ресурсов Если это условие выдерживается, инвестор может принять проект, в противном случае он должен быть отклонен. Достоинства показателя внутренняя норма доходности (IRR) состоят в том, что кроме определения уровня рентабельности инвестиции, есть возможность сравнить проекты разного масштаба и различной длительности. Показатель эффективности инвестиций внутренняя норма доходности (IRR) имеет три основных недостатка: 1) По умолчанию предполагается, что положительные денежные потоки реинвестируются по ставке, равной внутренней норме доходности. В случае, если IRR близко к уровню реинвестиций фирмы, то этой проблемы не возникает; когда IRR, особенно привлекательного инвестиционного проекта равен, к примеру 80%, то имеется в виду, что все денежные поступления должны реинвестироваться при ставке 80%. Однако маловероятно, что предприятие обладает ежегодными инвестиционными возможностями, которые обеспечивают рентабельность в 80%. В данной ситуации показатель внутренней нормы доходности (IRR) завышает эффект от инвестиций (в показателе MIRR, Modified Internal Rate of Return (Модифицированная внутренняя норма доходности) данная проблема устранена). 2) Нет возможности определить, сколько принесет денег инвестиция в абсолютных значениях (рублях, долларах). 3) В ситуации со знакопеременными денежными потоками может рассчитываться несколько значений IRR или возможно определение неправильного значения. Пример расчета IRR, Internal Rate of Return (Внутренняя норма доходности). Размер инвестиции - 115 000 USD. Доходы от инвестиций в первом году: 32 000 USD; во втором году: 41 000 USD; в третьем году: 43 750 USD; в четвертом году: 38 250 USD. Используем метод последовательного приближения. Подбираем барьерные ставки так, чтобы найти минимальные значения NPV по модулю, и затем проводим аппроксимацию. Стандартный метод - не устраняется проблема множественного определения IRR и существует возможность неправильного расчета (при знакопеременных денежных потоках). Для устранения проблемы обычно строится график NPV(r)). Рассчитаем для барьерной ставки равной ra=10,0% Пересчитаем денежные потоки в вид текущих стоимостей: PV1 = 32 000 / (1 + 0,1) = 29 090,91 USD PV2 = 41 000 / (1 + 0,1)2 = 33 884,30 USD PV3 = 43 750 / (1 + 0,1)3 = 32 870,02 USD PV4 = 38 250 / (1 + 0,1)4 = 26 125,27 USD NPV(10,0%) = (29 090,91 + 33 884,30 + 32 870,02 + 26 125,27) - 115 000 = = 121 970,49 - 115 000 = 6 970,49 USD Рассчитаем для барьерной ставки равной rb=15,0% Пересчитаем денежные потоки в вид текущих стоимостей: PV1 = 32 000 / (1 + 0,15) = 27 826,09 USD PV2 = 41 000 / (1 + 0,15)^2 = 31 001,89 USD PV3 = 43 750 / (1 + 0,15)^3 = 28 766,34 USD PV4 = 38 250 / (1 + 0,15)^4 = 21 869,56 USD NPV(15,0%) = (27 826,09 + 31 001,89 + 28 766,34 + 21 869,56) - 115 000 = = 109 463,88 - 115 000 = -5 536,11 USD Рис. 1 Определение IRR методом подбора Делаем предположение, что на участке от точки а до точки б функция NPV(r) прямолинейна, и используем формулу для аппроксимации на участке прямой: IRR = ra + (rb - ra)*NPVa/(NPVa - NPVb) = 10 + (15 - 10)*6 970,49 / (6 970,49 - (- 5 536,11)) = 12,7867% Формула справедлива, если выполняются условия ra < IRR < rb и NPVa > 0 > NPVb. Ответ: внутренняя норма доходности равна 12,7867% Дисконтированный индекс доходности (рентабельности) Одним из вариантов модификации понятия окупаемости заключается в суммировании всех дисконтированных денежных потоков (доходов от инвестиций) с последующим делением суммы на дисконтированный инвестиционный расход. Результатом является дисконтированный индекс доходности (ТС-индекс, PV-index, Present value index, Discounted Profitability Index, DPI)(иногда называемый отношением дохода к издержкам (benefit cost ratio), выраженным в текущих стоимостях). CFt - приток денежных средств в период t; It - сумма инвестиций (затраты) в t-ом периоде; r - барьерная ставка (ставка дисконтирования); n - суммарное число периодов (интервалов, шагов) t = 0, 1, 2, ..., n. Пример. Размер инвестиции - 115000$. Доходы от инвестиций в первом году: 32000$;         во втором году: $41000;         в третьем году: $43750;         в четвертом году: $38250. Размер барьерной ставки - 9,2% Пересчитаем денежные потоки в вид текущих стоимостей: PV1 = 32000 / (1 + 0,092) = $29304,03 PV2 = 41000 / (1 + 0,092)2 = $34382,59 PV3 = 43750 / (1 + 0,092)3 = $33597,75 PV4 = 38250 / (1 + 0,092)4 = $26899,29 DPI = (29304,03 + 34382,59 + 33597,75 + 26899,29) / 115000 = 1,07985 Ответ: дисконтированный индекс доходности равен 1,079. Как фирма устанавливает барьерную ставку, которую ей надлежит превысить, или назначает срок, за который следует обеспечить окупаемость, она может назначить и минимальный ТС-индекс. Этот инструмент анализа решает технические проблемы, сопутствующие вычислению внутреннего коэффициента окупаемости (IRR). Денежные потоки могут в некоторый год оказаться отрицательными, а в следующий - положительными, однако ТС-индекс демонстрирует свою надежность, оставаясь при этом неизменным. ТС-индекс как инструмент анализа в отличие от других методов используется недостаточно. Это обусловлено тем, что большинство управляющих, если они даже знают о существовании ТС-индекса, не представляют, как его применять. Заслуживающая доверия оценка 40% для IRR предполагает, что данный проект, скорее всего, весьма хорош. Однако если бы стало известно, что проект имеет дисконтированный индекс рентабельности, равный 1,10, то мы не знали бы, как это интерпретировать. Поскольку ТС-индекс определяется денежными потоками, дисконтированными при барьерной ставке, принятой на предприятии, любое значение индекса, превышающее 1,0, приемлемо с точки зрения финансовой перспективы. Например, если барьерная ставка фирмы равна 36% и рассматривается инвестиция с IRR, равным 32%, то значение дисконтированного индекса рентабельности будет меньше 1,0. Барьерная ставка другого предприятия могла быть 16%, и тот же самый проект, инвестиции 26%, имел бы в таком случае дисконтированный индекс рентабельности, существенно превосходящий 1,0. Дюрация Дюрация (средневзвешенный срок погашения или средневзвешенная продолжительность платежей) измеряет среднее время жизни инвестиционного проекта или его эффективное время действия. В результате менеджеры получают сведения о том, как долго окупаются для компании инвестиции доходами, приведенными к текущей дате Ключевым моментом этой методики является не то, как долго каждый инвестиционный проект будет приносить доход, а прежде всего то, когда он будет приносить доход и сколько поступлений дохода будет каждый месяц, квартал или год на протяжении всего срока его действия. где CFt - приток денежных средств в период t; PVt - текущая стоимость доходов за n периодов до окончания срока действия проекта; r - барьерная ставка (коэффициент дисконтирования); t - периоды поступления доходов 1, 2, ..., n; n - число периодов. Пример №1. Размер инвестиции - 115000$. Доходы от инвестиций в первом году: 32000$;       втором году: 41000$;       третьем году: 43750$;       четвертом году: 38250$. Размер барьерной ставки - 9,2% Пересчитаем денежные потоки в вид текущих стоимостей: PV1 = 32000 / (1 + 0,092) = 29304,03$ PV2 = 41000 / (1 + 0,092)2 = 34382,59$ PV3 = 43750 / (1 + 0,092)3 = 33597,75$ PV4 = 38250 / (1 + 0,092)4 = 26899,29$ D = (1 * 29304,03 + 2 * 34382,59 + 3 * 33597,75 + 4 * 26899,29) / (29304,03 + 34382,59 + + 33597,75 + 26899,29) = 2,4678 Ответ: дюрация равна 2,47 периода. Один из вариантов использования дюрации состоит в том, что она приблизительно характеризует чувствительность суммы дисконтированных положительных денежных потоков к изменениям барьерной ставки. Таким образом, используя дюрацию можно управлять риском, связанным с изменением барьерной ставки.
«Разработка Устава проекта» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot