Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Различные аспекты понятия «дискурс». Подходы к классификации дискурса. Основные приемы дискурс-анализа.

  • 👀 1061 просмотр
  • 📌 1019 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Различные аспекты понятия «дискурс». Подходы к классификации дискурса. Основные приемы дискурс-анализа.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате rtf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Различные аспекты понятия «дискурс». Подходы к классификации дискурса. Основные приемы дискурс-анализа.» rtf
ЛЕКЦИЯ 2 Различные аспекты понятия «дискурс». Подходы к классификации дискурса. Основные приемы дискурс-анализа. На одной из наших предыдущих встреч мы согласились, что текст есть зафиксированная речь, в то время как дискурс является речью, погруженной в жизнь, речью, интерпретируемой с учетом всех экстралингвистических факторов, имеющих место в процессе ее порождения и в процессе ее декодирования. Это одно их самых комфортных трактовок этого сложного термина, который еще только проходит процесс «угнездения» в современном гуманитарном знании, и разные ученые вкладывают в этот термин различный (но, к счастью) как правило не противоречащий друг другу смысл. Как мы знаем, лингвистика текста, предполагающая анализ текста как сумму лексических, грамматических и фонетических значений, составляющих его единиц, сформировалась гораздо раньше, чем лингвистика дискурса. Мы также заметили, что чисто текстового анализа бывает недостаточно, чтобы вывести именно ту сумму семантических и прагматических смыслов, которую закладывал в свое сообщение адресат. Установить истинные намерения и цели говорящего, а также интерпретировать скрытые смыслы сообщения максимально точно можно не только работая с текстом как с таковым - только с учетом таких экстралингвистических факторов, как контекст - ситуативный и культурно-исторический, подтекст, фоновые знания участников общения, если назвать только несколько из них, в самом примитивном виде это можно описать так: это не только что и кем сказано, но также где, когда. При каких других обстоятельствах, почему и как. 1) Таким образом, первая трактовка: дискурс – актуализированный текст, с учетом различных экстралингвистических факторов. текст в режиме on=line или максимально приближенный к этому режиму, с учетом того, что происходит до, после и вокруг собственно текста Другая точка зрения исследователей исходит из того, что дискурс    - это обобщенная категория, означающая речевую деятельность в целом, все, что на данный момент говорится и пишется, независимо от формы фиксации – устной или письменной, монологической или диалогической. Понятие «дискурс» становится максимально приближенным к понятию «речь». Текст в этом смысле рассматривается как способ фиксации дискурса. И именно тексты являются материалом для дискурс-анализа. Запись, или транскрипт дискурса может быть разным – это может быть традиционный буквенный литературный текст для литературоведческого, стилистического, грамматического анализа. Для разметки невербальных параметров дискурса -    просодии, кинесики, паузации – применяется своя система знаков, которая наносится на текст. 2) Вторая трактовка – дискурс – динамический совокупный речевой продукт. Текст статичен и конечен. Дискурс динамичен и бесконечен. Текст в данной трактовке является зафиксированной единицей дискурса. Следующий аспект исследований дискурса сопряжен с классификацией типов дискурса и выделением этих отдельных типов, формулу «речь, погруженная в жизнь» прочитывают обычно как указывающую именно на связь разных типов дискурса с реально протекающей деятельностью людей. Отсюда в качестве типов дискурса в качестве примеров приводят дискурс репортажей и интервью, политический дискурс, юридический дискурс. Наша картина мира разделяется на так называемые ментальные пространства - для каждого вида деятельности существует своя «комната», со своими понятиями и своим языком. Во время ненапряженного разговора за ужином с членами семьи вы находитесь в одном ментальном пространстве, базу которого составляют концепты мама, дом, еда, отдых, расслабиться. В процессе разговора, вы выбираете определенный «язык общения», который обычно применяете для данных ситуаций. Но когда в процессе разговора вам вдруг звонит научный руководитель и начинает задавать вопросы по диплому, вам надо перейти в другое ментальное пространство, связанное с предметом вашей дипломной работы. И в этот момент многие часто ловят это ощущение «постойте, мне надо переключиться». То есть, перейти из одного ментального пространства в другое. А там другие концепты, другие приоритеты, другие эмоции и другой язык, он же «местный» дискурс. Для восприятия нужно «погружение» в этот особый ментальный мир, для чего адресаты речи либо должны извлечь из своей памяти нечто об особенностях такого «возможного мира», либо отчасти строить его по мере ознакомления с поступающим к нему речевым потоком.     В самом общем виде следовало бы констатировать, что в процессе создания дискурса особого типа (как и в процессе его восприятия) человек действует в одном из возможных миров и погружен в особый ментальный мир. И если правильно, что язык – это «дом духа», то для правильного создания и понимания дискурса определенного типа надо «попасть» в особую «квартиру» этого дома, т.е. выбрать в доме надлежащее место. 3)Третье толкование – весь потенциал языка + его реализация в речи применительно к какой-то конкретной сфере человеческой деятельности. Исследователи пытаются описать эти отдельно взятые дискурсы – политический, публицистический, медиадискурс, бытовой дискурс и т.д. здесь, в этом пункте, также смыкаются разные области лингвистики текста и анализа дискурса. И здесь мы видим четкую параллель между понятием «дискурс» и «функциональный стиль». Разница опять же в том, что дискурс – это свободный, творческий, динамический процесс, речь погруженная в жизнь, в то время как функциональный стиль – это все-таки больше некий канон, некий шаблон, некие рамки, выявленные в процессе пользования языком и изучения языка, канон, который служит для максимально эффективного использования языка в конкретной сфере человеческой деятельности. Внутри этого аспекта значения понятия «дискурс» прослеживается определенная типология. На верхнем этапе деления тип дискурса совпадает с понятием жанра. Жанры делятся на литературные и нелитературные. Нелитературные дискурсы имеют следующие подтипы: описательный, нарративный, пояснительный, аргументативный, инструктивный. Дискурс бывает устным и письменным. Оба классифицируются на основе трех базовых категорий – повествование, информирование, убеждение. Дискурсы бывают личностно ориентированными и статусно-ориентированным. Личностный дискурс бывает бытовой (обиходный) и бытийный (художественое и философское постижение мира). Статусно-ориентированный дискурс – это речевое взаимодействие представителей разных социальных групп, реализующих свои статусно-ролевые возможности в рамках сложившихся общественных институтов.    На этой основе выделяют политический, административный, военный, педагогический, медицинский, масс-медиальный, научный и т.д. Это специализированное, стереотипное общение между людьми, часто строящееся по сложившемуся шаблону (защита диссертации, церковная служба, прием пациента в клинике, урок в школе и т д.) Таким образом, мы рассмотрели наиболее характерные значения термина дискурс, ставшего в последние десятилетия чрезвычайно популярным в разных областях гуманитарного знания. Следующий момент, который мы должны рассмотреть    - это то что обычно понимают под таким видом лингвистического исследования, как анализ дискурса или дискурс-анализ. Естественно, что в качестве материала дискурс- анализа мы берем ни что иное как текст – конечный фрагмент дискурса в зафиксированной форме, письменной или устной.      Адекватная интерпретация смысла этого зафиксированного фрагмента дискурса возможна, если содержание рассматриваемого текста анализируется с учетом всего, как мы уже говорили, находится до текста, вокруг текста и, предположительно после текста. Первый слой извлекаемого смысла    - это глубинное значение синтаксической структуры. Далее выводится эксплицитное значение (буквальное, объективное) значение языковых единиц и имплицитное значение всего фрагмента высказывания (прагматическое, субъективное). Морж – млекопитающее, живущее воде. Тимофей покинул зал, так как почувствовал себя уязвленным Здесь важно помнить, что эксплицитное значение как бы лежит на поверхности, в то время как имплицитное значение высказывания    - это многоаспектный, глубинный смысл. В самом примитивом виде    - это поиск до текста, вокруг текста, после текста ответов на вопросы – кто, что сделал, где, когда , почему, как, зачем    В более сложном виде    - это учет таких экстралингвистических факторов, как возраст, пол, статус, отношения, ценности, эмоции, мнения, потребности, совместные знания и жизненный опыт, намерения, их причины, цели и    желания их причины, обоснование выбора языковых инструментов - почему»      Вскрытие этого пласта смыслов субъективно и выводится подчас интуитивно. Поэтому не следует считать, что дискурс анализ - это некая магическая практика. доступная лишь посвященным, или это какой-то преднамеренно выполняемый сложный акт – часто многие эти вещи мы делаем бессознательно в процессе повседневного получения информации посредством языка, и чем выше интеллектуальный уровень, уровень общей осведомленности воспринимающего сообщение, тем точнее оно будет декодировано. И опять же, чем более осознанно мы будем подходить к интерпретации сообщений – забегая вперед, в особенности, медиасообщений, медиапродуктов – тем более надежно наше сознание будет защищено от разного рода манипуляций и вмешательства чужой воли. 1) Harvey: “I’m going out. I’ll just fetch my coat,” he said, thumping upstairs, two at a time. Ruth: “Harvey, what’s the matter?” said Ruth when he appeared again with his sheepskin jacket. “Don’t you want lunch?” Harvey: “Excuse me, I am studious,” said Harvey, as he left the cottage. The car door slammed. ФРАГМЕНТ-ДИАЛОГ (ОБМЕН РЕПЛИКАМИ, ОККУРСЕМА) 1. Констатировать, что данный фрагмент является диалогом, или оккурсемой. 2. Определить, информативный ли это диалог (informative dialogue), диалог-расспрос (dialogue-questioning) или диалог-обсуждение (dialogue-discussion). 3. Назвать признаки диалога (обязательно приводить примеры) - сколько участников - наличие эллиптических предложений - наличие переспросов (asking back) - Да\нет (Yes\No) предложения. - наличие обращений - использование эмфатического ударения - использование вопросительных, побудительных и восклицательных предложений. 4. Озаглавьте диалог и максимально точно определите, о чем он – это будет его тема. Выделите лексику, использованную в этом диалоге, относящуюся к данному семантическому полю. 5. Назовите средства достижения когезии и когерентности текста. Когезия осуществляется: союзами, повторами, словами-заместителями (анафорическое употребление личных и притяжательных местоимений, употребление синонимов), параллельными конструкциями, согласованием временных и иных форм. Когерентность осуществляется линейной тема-рематической прогрессией: тема каждого предложения становится ремой последующего. 4. Назовите, как выражена авторская модальность (отношение автора к описываемой ситуации) Обратите внимание на наличие коннотативной лексики, метафоры, эпитеты, сравнения, другие стилистические приемы Краткая схема дискурс-анализа 1. Культурный, исторический и социальный контекст. 2. Время действия 3. Место действия 4. Состав участников общения 5. История участников общения 6. Цель общения – а) OVERT - открытая, эксплицитная    б) COVERT - скрытая, имплицитная       7.    Канал связи       8.    Форма общения (формально-ролевое, неформальное, духовное, манипулятивное, ритуальное и т.д.)       9.    Тональность общения (информативная, торжественная, агрессивная, шутливая и т.д) речевое поведение (кооперативное, центрированное, конфликтное) и речевые тактики (приведение примера, отсылка к авторитетам, преувеличение, контраст и т.д.)          10.    Отношение говорящего к сообщаемой информации       11. Соблюдение общих правил (максим) коммуникации – нормирование, истинность, релевантность, ясность (quantity, quality, manner, relation)       12. Стиль Референтный смысл рассматриваемого высказывания выявляется из интерпретации характера личных взаимоотношений двух субъектов общения – Харви и Руфи. В коммуникативном пространстве цитируемого фрагмента дискурса можно описать эти отношения как нежелание мужа общаться с женой и нежелание объяснять причину, что является неожиднным и непонятным для жены и выражено в ее ответной реплике. Прагматический смысл данного высказывания – выражение обиды мужа на некие предшествующие действия жены. Общее заключение по интерпретации смысла дискурса вытекает из синтеза вербального и невербального поведения участников разговора. СТРУКТУРА ДИСКУРСА Таким же открытым вопросом в среде лингвистов и по сей день является вопрос о структуре дискурса. Сама постановка вопроса постороннему исследователю может показаться странной, так как само понятие дискурс еще не получило точного определения, каким же образом возможно описать структуру того, что до сих пор точно еще не определено? Ученые, пытающиеся осмыслить и описать структуру дискурса понимают под термином дискурс в данном случае все таки его зафиксированную форму, то есть текст.    И также, исследователи сходятся в одном – структура дискурса имеет иерархический характер. В терминологии Тёна Ван Дейка, нидерландского лингвиста, стоящего у истоков теории дискурса, существует три составляющих структурного образа дискурса. Это так называемая суперструктура, которая связана с особенностями построения дискурсивного жанра. К примеру,    под суперструктурой медиадискурса понимают следующую раскладку: Новости – проблемная аналитика – feature – культурно-просветителские жанры - реклама Далее, в рамках каждого отдельного жанра, дискурс имеет макроструктуру – членение на крупные фрагменты, которые сами по себя каждый являют собой некое единство – тематическое, коммуникативное, событийное и т.д. подключается третий оттенок значения термина «дискурс»), ее часто называют схемой. Например, макро структура аргументативного эссе – это введениев котором озвучивается спорная проблема – аргументация за – аргументация против – заключение, повторно озвучивающее точку зрения говорящего. макроструктура новостного текста – заголовок, лид, основой текст, где информация располагается по принципу перевернутой пирамиды (сначала самое важное, затем второстепенные подробности) заключение. Семантическая макроструктура – это макроситуация, которая дает ответ на глобальный вопрос – о чем этот дискурс? Если слушающий или читающий могут в процессе восприятия прорисовать контуры , или прореферировать содержание дискурса, это залог его правильного понимания или интерпретации. Особое место в формировании семантической макроструре занимает начало дискурса как своеобразная точка отсчета в линейном развертывании структуры дискурса. Начало дискурса задает тональность или стиль общения, его социокультурный и психологический контекст. В текстах СМИ разных жанров такая точка отсчета называется лид (lead).  Аннотация. "Шапка" статьи из 3-5 строчек (не длиннее, чем в 3 предложения), в которых формулируется проблема и вывод. На протяжении нескольких дней полиция пытается усмирить местных бунтующих Огромные символы на полях. Странные символы стали появляться на ландшафте нашей планеты. Итак, фрагменты макроструктуры дискурса – это эпизод в рассказе, абзац в газетной статье, обмен репликами в интервью, глава в романе и.т.д. Границы между этими частями как правило всегда ощутимы (пауза, пробел, абзац) И наконец, локальная структура, или микроструктура дискурса – это членение его на минимальные дискурсивные единицы.    Аналитики дискурса сегодня признают, что такой единицей является форма, равная одной предикации, и называют ее клаузой. В дискурс-анализе важным аспектом является не только вычленение более крупных или менее крупных единиц, но также и типы связей между ними. Различают связность глобальную и локальную. Глобальная связность обеспечивается единством общей темы, или топика. Локальная связь    - это отношение между минимальными дискурсивными единицами. Локальная связь бывает семантической и прагматической. My sister won’t join us/ She is running a high temperature. I’ll get this car. I have to work extra time anyway. Форма общениия 1) «контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику; 2) примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого; 3) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; 4) неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т. д.); 5) деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; 6) духовное. Межличностное общение (доверительно-неформаль­ное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции; 7) манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника; 8) ритуальное общение – поддержание определенных норм, ритуалов общения; 9) светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии – «будь доброжелателен, приветлив». Тональность общения Можно выделить следующие типы коммуникативной тональности: 1) информативная тональность – серьезное нейтрально-эмоциональное общение, целью которого является взаимное либо одностороннее информирование и реакция на него; 2) фатическая тональность – вариативное динамичное общение, целью которого является обеспечение комфортного диалога; 3) статусная тональность – вариативное общение, целью которого является взаимное позиционирование коммуникантов; 4) шутливая тональность – несерьезное сниженное эмоциональное общение, целью которого является сокращение дистанции между коммуникантами; 5) торжественная тональность – ритуально-возвышенное общение, целью которого является подтверждение коллективной идентичности; 6) идеологическая тональность – серьезное общение с жестко заданными установками, целью которого является определение принадлежности партнера к своим либо чужим; 7) фасцинативная тональность – серьезное эстетическое общение, сориентированное на форму речевого поведения, целью которого является получение удовольствия; 8) гипотетическая тональность – серьезное общение, сориентированное на обсуждение отвлеченных тем, целью которого является поиск истины; 9) агрессивная тональность – сниженное эмоциональное общение, целью которого является подавление партнера; 10) эзотерическая тональность – экзальтированное общение, направленное на поиск тайных знаков, целью которого является получение сакрального знания; 11) манипулятивная тональность – общение, сориентированное на заблуждение партнера (во вред либо во благо), целью которого является выполнение либо значимое невыполнение партнером того или иного действия по воле адресанта; 12) менторская тональность – серьезное общение, направленное на жесткий контроль поведения партнера с опорой на авторитет знаний и традиций, его целью является демонстрация своего превосходства.
«Различные аспекты понятия «дискурс». Подходы к классификации дискурса. Основные приемы дискурс-анализа.» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 75 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot