Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Деловая риторика
Конспект лекций
назад | содержание | вперед
Лекция 7. Публичное выступление
1. Секреты публичного выступления
2. Успешная деловая презентация
Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Огромное удовольствие получаешь от достойных выступлений. Желание достичь подобного уровня или улучшить имеющийся результат - благодарная задача.
Деловая риторика состоит из монологов, диалогов, маленьких или больших публичных речей.
Публичная речь - это средство достижения деловых целей. Она должна быть убедительной, доказательной, грамотной, логичной, продуманной, красивой, эмоционально украшенной.
Публичная речь включает в себя:
1. подготовку к выступлению;
2. начало выступления;
3. завоевание и удержание внимания аудитории;
4. завершение выступления.
Первый этап очень важен:
1. Выбирая тему выступления, важно уяснить:
- насколько вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;
- вызовет ли интерес то, о чем вы собираетесь говорить;
- актуально ли ваше сообщение для слушателей.
2. Заблаговременно собрать материал для выступления:
- освоить его;
3. Составить план выступления:
- продумать последовательность и логику изложения;
- подготовить тезисы или конспект выступления.
4. Узнать состав аудитории:
- по ценностной ориентации аудитория делится на три типа: традиционный, внешнеориентированный, внутреннеориентированный.
Традиционный тип аудитории воспринимает информацию, излагаемую в соответствии с устоявшимися в коллективе правилами, отзывается на логичность изложения материала, общие доводы. В целом - это консервативная часть аудитории.
Внешнеориентированный тип аудитории, как правило, креативный слой коллектива. Для него изложение информации должно быть основано на парадоксальности, столкновении ранее известного и нового. В целом - это молодая часть аудитории, противостоящая консервативной его составляющей.
Внутреннеориентированный тип аудитории – это консенсуальная часть коллектива, то есть та часть, которая стремится примирить две предыдущие и прийти к согласию, учитывая все составляющие проблемы. Для них важны рациональные доводы с большим количеством примеров их подтверждающих.
Чаще всего коллектив компании представляет собой сплав этих трех типов аудитории, поэтому нужно продумывать аргументы для каждой из его сторон. См. презентация «Целевые установки речи».
Начало выступления:
1. Уверенной походкой выйти к месту выступления, сделать небольшую паузу:
- слушатели должны оценить как вы одеты;
- как держитесь на трибуне;
Здесь важна поза, она должна посылать уверенность: корпус немного смещен вперед, носки ступней разведены, установлен визуальный контакт с аудиторией.
2. Первая фраза – всегда содержит приветствие, которое не должно быть формальным:
- дорогие сослуживцы;
- уважаемые друзья;
- дорогие коллеги.
«Тот, кто хорошо начал, может считать свое дело выполненным наполовину» (Гораций).
3. Вторая, третья фразы должны привлечь внимание, заинтересовать слушателей. Это может быть:
- яркий эпизод;
- цитата;
- афоризм;
- парадокс и т.д.
Как завоевать и удержать внимание аудитории
1. Многое зависит от оптимального выбора нужного оратору образа:
- либо роль лидера;
- либо трибуна;
- либо в роли человека, советующегося с аудиторией;
- либо в роли информатора;
- либо в роли комментатора событий и т. п.
2. Привлекает внимание аудитории визуальный контакт (хаотичный, то есть стихийно охватывающий каждого из аудитории), контрастные раздражители (смена громкости речи, ее темпа, паузы, движения в пространстве и т.д.), вовлечение аудитории с помощью вопросов, просьб и т.д.
3. Положительно влияет на аудиторию неизвестная информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
4. Помните, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходима пауза, или небольшое отступление и т. п.. Очень хорошо здесь работают интересные примеры, переключение каналов восприятия, например, демонстрация презентации, видеофрагмента.
Композиция выступления
Примерная структура выступления: вступление – 20%, основная часть – 60 %, заключение – 20 %. В основной части вы представляетесь, озвучиваете свою тему, проговариваете план ее развития, создаете положительный эмоциональный фон в аудитории. В основной части вы разворачиваете выступление, приводя как можно больше примеров, демонстрируете решение проблемы, взаимодействуя с аудиторией. В заключении делаете экскурс по теме, озвучиваете основные выводы, благодарите аудиторию за внимание, интересные вопросы, помощь и т.д.
Таким образом, подготовка публичного выступления требует времени, определенных усилий, соответствующего настроения. Хорошим результатом публичного выступления можно считать чувство удовлетворения, поскольку именно оно будет знаком хорошо выполненной работы и положительной обратной связи. Публичное выступление как правило сопровождается презентацией.
Технология проведения успешной презентации
Что такое презентация? Презентация - это один из наиболее эффективных способов представления концептуальных документов. Проведение презентации кардинально меняет ситуацию. Яркий визуальный образ вызывает эмоции, а удачное сочетание эмоционального и информационного воздействий помогает быстрее пробиться к уму и сердцу аудитории. Презентация - особый жанр выступления, полноценный спектакль со своим сценарием, драматургией и режиссурой. Если вы, например, делаете презентацию для представителей бизнес-структур, выступление должно отличаться конкретностью, ориентацией на бизнес-результат с акцентом на оценку его в денежном выражении. В случае проведения презентации для представителей органов власти, акцент в выступлении ставится на соотнесение направлений вашей деятельности с государственной проблематикой, на демонстрацию надежности и статусности вашей компании. Если вы готовите презентацию для учебной аудитории, важно учитывать ее интересы, демонстрируя примеры, визуальные и видеофрагменты, адекватные им.
Каналы коммуникации с аудиторией: Для того чтобы содержание вашей презентации было услышано и, самое главное, воспринято зрителем, обратите внимание на язык коммуникации с аудиторией. Старайтесь общаться с аудиторией не только в общей с ней терминологии, но и учитывать ее коммуникативные особенности. Заранее определите, какой стиль общения является комфортным для слушателя, какие существуют особенности восприятия информации. У каждого из нас есть психологические особенности восприятия и обработки информации. Сенсорные системы (каналы восприятия) - аудиальная, визуальная, кинестетическая и так называемая «внемодальная» - определяют способ восприятия информации и организуют стратегию мышления. Во время проведения презентации стоит по возможности задействовать максимальное количество этих каналов. С этой целью используются визуальные изображения и речевые предикаты, соответствующие каждому из каналов. Например, для визуального канала - «ясно видно, что», «посмотрите на эту проблему», «поставьте рядом два факта», «можно очертить круг», для кинестетического - «почувствуйте разницу», «ухватите суть», «нащупайте решение», для аудиального - «послушайте», «прислушайтесь», «факт говорит о», для внемодального - «понимаете», «проанализируйте», «осознайте» и т. д.
См. презентация «Искусство презентации».
Логика презентации: Одним из ключевых аспектов восприятия презентации является ее структура, логика подачи информации. В упрощенном виде основными блоками презентации выступают следующие.
1. Титульный слайд с указанием ваших реквизитов, названием темы презентации, указанием места и года ее проведения, авторов презентации.
2. План презентации, включающий цели и задачи.
3.Последовательное разворачивание пунктов плана
4. Интерактивная часть – взаимодействие с аудиторией посредством слайдов-вопросов, слайдов-тестов и т.д.
5. Заключительная часть – выводы и предложения.
Объем презентации для учебной аудитории – не менее 25 слайдов.
Делая презентацию, не стоит помещать весь материал на слайд и повторять его. Ваш текст должен раскрывать, уточнять слайдовую информацию. Правильное сочетание объема информации и визуализации на слайде облегчает восприятие слайда (50 на 50).
Когда вы говорите, сохраняйте хаотический визуальный контакт с аудиторией. У слушающих не должно формироваться ощущения вашей отчужденности, страха перед аудиторией. Именно отсутствие визуального контакта с аудиторией читается ею как безразличие.
Презентация может быть выполнена командой. В этом случае заранее распределите роли между участниками выступления, продумайте, кто какие функции будет выполнять: перелистывать слайды, комментировать отдельные части презентации, отвечать на провокационные вопросы. Распределите зоны ответственности, заранее отрепетируйте взаимодействие в группе. Командная работа интересна еще и тем, что помогает сохранять внимание аудитории, поскольку смена оратора воспринимается ею как контрастный раздражитель.
Продумайте заранее свое место положения перед аудиторией. Никогда не прячьтесь за техникой и визуальными материалами. Не стоит говорить в сторону стены, экрана или проектора. Положение слева от экрана или непосредственно у проектора является наилучшим местом для презентующего. При объяснении информации на слайдах следует пользоваться ручкой, прозрачной указкой, просто рукой. При этом не стоит касаться экрана. Возможен выход одного из выступающих в пространство аудитории – это создаст еще один аспект внимания к выступающим.
При оформлении презентации используйте элементы единого стиля, позитивный визуальный ряд, связанный с тематикой выступления. Этот же стиль необходимо использовать при оформлении раздаточных материалов.
Техническое оснащение: При подготовке к презентации с технической точки зрения нужно несколько раз перестраховаться. Лучше проводить презентацию со своей техникой. При использовании техники принимающей стороны стоит заранее, до выступления, несколько раз ее апробировать. В резерве необходимо иметь несколько копий вашей презентации. Как бы тщательно вы ни готовились к выступлению, просчитывая каждую деталь, «в час икс» всегда могут произойти непредвиденные события. Главный принцип - отличное знание материала, уверенность в себе и чувство юмора, которые позволят настоящему профессионалу сымпровизировать в любой форс-мажорной ситуации.
Резюме: знание элементов публичного выступления и деловой презентации поможет грамотно организовать Ваше деловое общение на практике. Для закрепления полученных знаний выполните тестовые задания.
Тесты к лекции 7:
1. Как можно завоевать и удержать внимание аудитории?
Визуальный контакт
Контрастные раздражители
Смена громкости и темпа речи
Вопросы к аудитории
Спорные видео
2.Для какого канала восприятия свойственны вербальные средства: «ясно видно, что», «посмотрите на эту проблему», «поставьте рядом два факта», «можно очертить круг»:
аудиального,
визуального,
кинестетического,
внемодального
3.Для какого канала восприятия свойственны вербальные средства: «почувствуйте разницу», «ухватите суть», «нащупайте решение»:
аудиального,
визуального,
кинестетического,
внемодального
4. Для какого канала восприятия свойственны вербальные средства: «послушайте», «прислушайтесь», «факт говорит о»:
аудиального,
визуального,
кинестетического,
внемодального
5. Для какого канала восприятия свойственны вербальные средства: «понимаете», «проанализируйте», «осознайте»:
аудиального,
визуального,
кинестетического,
внемодального
Задания:
1. Составьте небольшое вступление к теме «Как человек мыслит?»
2.Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой: «Профессия - менеджер».
Основная литература:
1. Родченко И.Г. Владейте собой, чтобы владеть аудиторией: как преодолеть страх публичных выступлений// Этикет и протокол. 2004. № 3 (18).
2. Родченко И.Г. Лидера узнают по голосу// Бизнес и персонал. 2005. № 7 (55). С. 74-77
3. Савкова З.В. Русская интонация// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2006. Вып. 1. С. 83-88
4. Зарецкая, Е. Н. Деловое общение: В 2т. Т.1 [Текст] : учебник / Е.Н. Зарецкая. - М. : Дело, 2002. - 695с.
Дополнительная литература:
1.Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. - Ростов - на Дону, 1995.
2.Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989.
3.Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. , 1996.
4.Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М. , 1978.
5.Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М. , 1995.
6.Леммерман Х. Учебник риторики. - М. , 1998.
наверх
назад | содержание | вперед