Публичная речь
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Публичная речь
Конспект лекций по курсу
(для студентов факультета филологии и медиакоммуникаций)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Публичная речь
Конспект лекций по курсу
(для студентов факультета филологии и медиакоммуникаций)
Изд-во
ОмГУ
Омск
2013
Рекомендована к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ
Утверждена кафедрой Теоретической и прикладной лингвистики
факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ
Публичная речь: Конспект лекций по курсу (для студентов факультета
филологии и медиакоммуникаций) / сост. Т.С. Глушкова. – Омск: Омск. гос.
ун-т, 2013. – 41с.
© Омский госуниверситет, 2013
Содержание
Введение ………………………..................................................... 4
Тематический план ……………………………………………… 5
Темы и краткое содержание лекционных занятий …………… 8
Рекомендательный библиографический список ………………. 39
Введение
Сегодня
в связи с развитием информационных технологий успех в
жизни человека во многом зависит от умения говорить и критически
воспринимать сказанное. Социальная сфера предполагает речевые ситуации
определенного типа и определенный репертуар речевых жанров, со своими
способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами.
Ораторское мастерство – это речевая деятельность, которой можно овладеть,
даже если у человека нет для этого особых данных. Человек готов учиться
красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный
успех, т.е. достижимость в жизни и деятельности.
Цель курса – способствовать развитию коммуникативных умений
студентов в практике публичных выступлений. Отсюда задачи курса:
• познакомить
с
историей
становления
и
развития
ораторского
искусства;
• дать необходимые
знания о структуре современной риторики, ее
законах, категориях;
• сформировать
навыки
подготовки
речи
(умение
выбирать
и
формулировать тему, определять цели выступления, составлять план,
собирать материал, структурировать текст речи и т.п.);
• научить
студентов
преодолевать
«ораторский
страх»,
умело
использовать в публичных выступлениях невербальные средства
общения и акустические ресурсы звучащей речи;
• познакомить с основами КР, рассмотрев различные аспекты речевой
культуры (нормативный, коммуникативный и этический);
• дать представление о речи как инструменте эффективного общения;
Курс
рассчитан
на
26
лекционных
часов.
По
данному
курсу
предполагается проведение консультаций. Зачет выставляется по итогам
тестирования, с учетом выполненных в течение семестра домашних работ.
Курс построен на основе программ, предложенных Л.А. Введенской,
Л.Г.Павловой, Е.Ю. Кашаевой, В.И. Максимовым. В лекциях использованы
фрагменты из учебных пособий Л.А. Введенской, Л.Г.Павловой, А.К.
Михальской,
Вагаповой.
И.А. Стернина, О.С. Иссерс,
К.Бредемайера, А. Пиза, Д.
Тематический план курса «Публичная речь»
Темы курса
1. Ораторское искусство как раздел
современной общей риторики
2. Законы риторики
Количество часов
лекционные занятия
4
2
3. Основы ораторского искусства
2
4. Риторический канон
2
5. Типология речей
4
6. Доказательность и убедительность речи
2
7. Риторика и лингвистическая
прагматика
2
8. Эффективность речевой коммуникации
2
9. Техника речи. Невербальные средства
общения
2
10. Искусство спора
2
11. Культура речи оратора
2
Всего
26
Тема 1. Ораторское искусство как раздел современной общей риторики
(4ч.)
1. Риторика как наука: определение, история становления и развития.
Понятие риторического идеала.
2. Разделы современной общей риторики. Риторический канон. Общая
риторика и частные риторики.
3. Роды и виды красноречия.
Риторика в широком понимании – наука об условиях и формах
эффективной коммуникации, в узком понимании – ораторское искусство
(мастерство публичного выступления, красноречие). Риторика – раздел
языкознания,
изучающий
законы
и
способы
построения
устной
выразительной речи. Аристотель, основоположник риторики как науки,
определял риторику как искусство убеждать, спорить.
Родина риторики – Древняя Греция, Афины. Важнейшим условием
появления
и
развития
риторики
являются
демократические
формы
управления, активное участие граждан в политической жизни страны. В
середине V века до н.э. Афины были крупным экономическим, политическим
и культурным центром Древней Греции. Три основных института: народное
собрание, совет пятисот, суд.
Риторика
античности.
Риторический
идеал
софистов:
манипулирующий, монологический; риторика словесного спора, борьбы;
риторика относительности (релятивистская). Представители софистической
риторики – Протагор, Горгий Леонтийский, Тисий, Корак и др. Под
софизмом (греч. sophisma – хитрая уловка, измышление) понимается
логически или в деталях верное, но по сути неистинное суждение.
Протагор - «отец риторики», автор первого в европейской культуре
трактата «Искусство спора».
Убеждение в споре называется «эристика». Эристика (от греч. erizo –
«спорю», eristikos – «спорящий») является интегральным искусством,
которое возникло на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой,
психологией, этикой и риторикой.
Риторический
Сократа:
идеал
диалогический,
гармонизирующий,
смысловой. Основные «инструменты» нахождения истины у Сократа –
ирония и «майевтика».
Марк Туллий Цицерон, Марк Фабий Квинтилиан – ораторы Древнего
Рима.
К античности (идеал Сократа, Аристотеля, Цицерона) восходят истоки
русской речевой традиции и русского речевого идеала. Риторический
идеал – это некий образец, это система требований к речи и речевому
поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре, отражающая
ее ценности.
В Россию риторика проникла через Польшу и Украину. Первые занятия
риторикой в России были сосредоточены в монастырях. Самая ранняя из
риторик Древней Руси – «Риторика Макария» (1617 – 1619). В русском
красноречии преобладают два жанра: дидактическое, учительное слово и
панегирическое слово. Панегирик – торжественное, хвалебное слово («Слово
о полку Игореве»).
Отечественные риторики (риторические взгляды М.В. Ломоносова,
«Общая реторика» Н.Ф. Кошанского и др.). В конце XVIII – нач.XIX в.
сложилась
риторическая
университетская
школа
школа
российских
красноречия.
академиков,
Академическое
а
затем
красноречие
становится ведущей разновидностью русского ораторского искусства. 60 –е
годы XIX в. – становление и формирование судебного красноречия (судебная
реформа 60-х гг.) О теории русского судебного красноречия писали А.Ф.
Кони, П. Сергеич (П.С. Пороховщиков), Н. Арсеньев. Революция 1917г.
нарушила
традицию
развития
российского
ораторского
искусства.
Возрождение риторики во второй половине ХХ в. как науки о речевом
воздействии, об эффективной коммуникации.
«Черная риторика» - провокационная риторика,
манипулирование
риторическими, диалектическими и эристическими приемами, умение
подвести оппонента или публику к желательному для вас заключению и
результату (Карстен Бредемайер).
Разделы современной общей риторики: риторический канон, ораторское
искусство, полемика, искусство беседы, повседневное речевое поведение,
этнориторика.
Риторический канон – система специальных законов и
правил изобретения, расположения и словесного выражения. Общая
риторика и частные риторики. Частные риторики – профессиональные
риторики; изучают законы эффективной речи, действующие в сферах
профессиональной деятельности. Этапы классического риторического
канона:
инвенция
(изобретение
содержания
речи),
диспозиция
(расположение материала), элокуция (словесное выражение), запоминание,
произнесение.
Роды и виды красноречия. Социально-политическое красноречие:
доклады
на
социально-политические,
политико-экономические
темы,
политическая речь, дипломатическая речь, митинговая речь, агитаторская
речь. Академическое красноречие: вузовская лекция, научный доклад, обзор,
сообщение на научную тему. Судебное красноречие: прокурорская речь,
адвокатская речь, самозащитительная речь и др. Социально-бытовое:
юбилейная речь, застольная речь, поминальная. Богословско-церковное:
проповедь, речь на соборе. Гомилетика (искусство проповеди).
Литература
1. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.
Раздел 4.
2. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов-наДону, 2001. Глава 5.
3. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М.,
2000, стр. 101 – 102, 106 – 114.
4. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Глава 7.
5. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-наДону, 1995. Раздел Ш, глава 1, 2.
6. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. М., 2005.
Тема 2. Законы риторики (2ч.)
1. Диалогическое
взаимодействие
участников
речевой
ситуации.
Принципы диалогизации речевого поведения.
2. Риторические
фигуры
(риторический
вопрос,
риторическое
восклицание, обращение, введение чужой речи, вопросно-ответный
ход). Фигуры, создающие эмоциональный контакт с адресатом.
3. Закон продвижения и ориентации адресата.
4. Закон эмоциональности и закон удовольствия.
Законы современной общей риторики: закон диалогизации речи; закон
ориентации и продвижения слушателей; закон эмоциональности; закон
удовольствия. Первый закон риторики – закон гармонизирующего диалога.
Ваш собеседник или ваша аудитория не пассивный объект, на который вы
как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача – установить
двусторонние отношения с адресатом. Вы говорите не при слушателях, а со
слушателями. Принципы, реализующие первый закон риторики: внимание к
адресату; близость; конкретность. Составление «социального портрета»
слушателя. Стабильные показатели аудитории:
1)
социальное положение;
2)
размер аудитории;
3)
возраст;
4)
круг особых интересов;
5)
набор «запретных» тем;
6)
личные особенности собеседника;
7)
степень близости к слушателю;
8)
почему и зачем люди собрались;
9)
как ваше сообщение связано с личными и насущными интересами и
потребностями адресата;
10) знание о лидерах мнений (людях, которые задают тон оценкам и
мнениям какой-либо группы) данной аудитории;
11) отношение слушателей к докладчику;
Ситуативные показатели:
Эмоциональное состояние собравшихся, их ожидания по поводу
выступления (т.е. что они хотят получить от вас как оратора; что вы можете
им предложить; как они будут использовать полученные от вас знания).
Цели выступления:
• проинформировать;
• объяснить;
• заинтересовать;
• убедить;
• переубедить;
• побудить к действию;
• воодушевить и т.д.
Обычно выступление преследует одну главную цель, а остальные
ей
подчинены.
Средства диалогизации речи: риторический вопрос, восклицание,
обращение, вопросно-ответный ход,
введение чужой речи. Фигуры,
создающие эмоциональный контакт с адресатом (фигура ободрения и
одобрения, фигура умаления, фигура уступки/допущения).
Второй закон – закон продвижения и ориентации адресата гласит, что
речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том,
каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу.
Закон
эмоциональности
требует
от
говорящего
сделать
речь
выразительной. Закон эмоциональности реализуется в риторике с помощью
специальных экспрессивных средств (тропы, фигуры).
Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие
слушателю. Игровая установка: загадка, каламбур, парадокс, афоризм,
поэтическая цитата.
Средства усиления изобразительности: атрибуция, гипонимизация,
экспрессивная синонимия. Атрибуция – конкретизация речи с помощью
определений и обстоятельств. Гипонимизация – замена общего названия
(гиперонима) частным (гипонимом). Экспрессивная синонимия – замена
нейтрального слова более ярким синонимом. Риторические тропы (метафора,
метонимия, ирония, парадокс, намёк). Фигуры речи (антитеза, градация,
повтор, период).
Литература
1. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 1, с. 90 – 106.
2. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-наДону, 1995. Раздел Ш, глава 6.
Тема 3. Основы ораторского искусства (2ч.)
1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (общая и конкретная). Виды
речи
по
цели:
информационная,
протокольно-этикетная,
развлекательная, убеждающая, призывающая к действиям.
2. Композиция речи. Принципы композиции.
3. Методы изложения материала. Виды связи частей речи.
Виды публичных речей в зависимости от цели. Цель – сообщить
некоторую информацию. Информационная речь. Цель – соблюсти некоторый
общепринятый
ритуал,
протокол,
этикет.
Протокольно-этикетные
выступления. Цель – развлечь собравшихся. Развлекательные речи. Цель убедить. Убеждающие речи. Цели носят, как правило, комплексный
характер.
Общая цель и конкретная цель выступления. Общая цель определяет,
какой реакции вы хотите добиться от слушателей. Конкретная цель ясно
показывает, что слушатель должен знать, чувствовать и делать. Поэтому
конкретную цель можно сформулировать цельным предложением.
Будет ли ваша тема увлекательна, зависит от: 1) основных интересов
аудитории;
2)
групповых
интересов;
3)
конкретных
интересов;
4)
злободневных интересов; 5) новизны темы; 6) заложенных в ней начал
конфликта.
Публичное выступление обычно строится по традиционной трехчастной
композиции. Три части, три вопроса, три аргумента. «Закон края» Герман
Эббингауз. Лучше запоминается информация в начале и конце. Рамочная
конструкция построения выступления. Принципы композиции: принцип
последовательности, принцип усиления воздействия, принцип экономии
средств.
Техники зачина (обращение к событию, времени, месту; возбуждение
любопытства;
обращение
к
борьбе,
конфликту,
противоречиям;
демонстрация какого-либо предмета; цитирование; рассказ о себе, своем
личном опыте; исторический эпизод; ссылка на общедоступный источник
информации; риторический вопрос и др.).
Завершение выступления (цитата, поговорка; обращение к слушателям;
благодарность за внимание).
Методы
изложения
материала:
ступенчатый;
концентрический;
спиральный; хронологический; логический; дедуктивный; индуктивный;
сравнение, сопоставление; анализ проблемы.
Языковые средства, создающие логическую связность речи. Виды связи
элементов речи «скрепы»: когезия (вводные конструкции, сквозной повтор
ключевых слов, понятий, образов); ретроспекция («как уже было сказано»,
«как мы знаем», «как вы уже слышали»); проспекция. Основные средства
проспекции – гипофора (вопрос говорящего к самому себе) и эпанод
(анонсирование свойств данного явления и затем подробное рассмотрение
каждого свойства).
Некоторые рекомендации по подготовке к публичному выступлению.
1. Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, - гласит риторика.
2. Свойства, которыми должен обладать говорящий (оратор):
1) обаяние;
2) артистизм;
3) уверенность;
4) дружелюбие;
5) искренность;
6) объективность (учитывайте противоположные мнения);
7) заинтересованность, увлечённость (старайтесь не говорить о том,
что вас не интересует).
3. Обаятельный человек – тот, кто умеет быть самим собой. Обаяние –
умение быть естественным. Почему трудно быть естественным?
Потому что всякий говорящий чувствует, что его оценивают. Речь
перед аудиторией для говорящего – вообще всегда ситуация оценки.
Вы боитесь того, что вы будете отрицательно оценены.
4. Опасные враги творчества – это страх (боязнь неудачи), который
сковывает воображение и инициативу, и чрезмерная самокритичность
(придирчивая самооценка может привести к творческому параличу).
Особенно остро страх и чрезмерная самокритичность проявляется у
людей с жёсткой установкой на успех.
Совет: попробуйте написать (сформулировать, как-то обозначить), чем
во время того или иного выступления грозит провал перед публикой.
Составьте текст для аутогенной тренировки «Я не боюсь провала (в
случае провала я ничего не потеряю)».
5. Речевой артистизм. В публичной речи особенно ценен компонент
«актёрства», игры. Нужно научиться играть свои собственные черты, а
не чьи-либо чужие. Играть – значит в определённой мере утрировать,
показывать, выявлять.
6. В речевом поведении должны проявляться две тенденции:
1) стремление к индивидуализации (игра, стремление «показать
себя», свою «непохожесть» на других) и 2) стремление «быть как
все», не выходя за определённые пределы выразительности
(экспрессивности) поведения.
7. Уверенность говорящего. Говорящий имеет «право на речь». Ситуация
ораторского
выступления
–
это
ситуация
иерархически
организованная. «Право голоса» на определённое время передаётся
оратору; аудитория должна выполнять собственную роль – внимать,
слушать. Невозможно повести за собой слушателей без реального
чувства уверенности в себе. Трудно доверять и довериться человеку,
который сам в себе сомневается.
8. Однако далеко
не все могут ощущать спокойствие и уверенность,
говоря публично. Каковы причины, вызывающие страх («ораторский
страх», «страх сцены»)?
9. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая
подготовка и некомпетентность. Нужно различать страх и волнение.
Волнение полезно. Оно тонизирует психику, даёт возможность «быть в
ударе». Страх надо снимать.
10.Со стороны степень волнения оратора определить трудно; никто точно
не знает, насколько вам страшно; со стороны вы выглядите гораздо
спокойнее, чем себя чувствуете.
11.Необходимо
формировать
Коммуникативный
контакт
у
себя
оратора
«чувство
и
публики
аудитории».
достигается
следующими средствами:
1) разговорность речи (подлинная РР вряд ли возможна в ситуации
публичного выступление. Необходимо имитировать РР);
2) зрительный контакт (старайтесь смотреть в глаза слушателям,
переводя взгляд с одного на другого, не смотрите только в одну
сторону аудитории слишком долго).
3) голосовой контакт (смотря в глаза кому-нибудь из слушателей,
говорите для него, с ним).
12.Помните, вы говорите не при слушателях, а со слушателями.
13.Между беседой с товарищем и публичной речью нет чёткой и жёсткой
границы.
14.Речь для публики – это не представление, сконцентрируйте внимание
на теме выступления, не думайте о том, как вы говорите и держитесь.
15.Тренируйте своё Я. Используйте послания от первого лица (Я).
16.Перед выступлением сформулируйте
фразу, содержащую в себе
основную мысль вашего выступления. В критической ситуации она
будет для вас опорой. «Никогда не молчи!»
17.Повторяйте наиболее важные положения, закрепляйте их в сознании
собеседника (слушателей).
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону,
2001.Раздел 4,гл.4.
2. Сопер Поль. Основы искусства речи. М., 1992.
3. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1994.
Раздел 3, гл. 5.
4. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-наДону, 1995. Раздел Ш, глава 5.
Тема 4. Риторический канон (2ч.)
1. Инвенция
(изобретение
содержания
речи).
Смысловые
модели
(топика).
2. Диспозиция
(расположение).
Роль
дейктических
(указательных)
элементов в тексте публичного выступления.
3. Элокуция (словесное выражение). Понятие риторического тропа.
Фигуры речи и их классификация.
Этапы классического риторического канона: инвенция, диспозиция,
элокуция,
запоминание,
произнесение.
Арсенал
риторики:
теория
аргументации, теория речевых средств убеждения и теория композиции.
«Общее место» (топ) как смысловая модель. Смысловые модели: «род вид», «целое - части», «определение», «причина - следствие», «свойство»,
«обстоятельство», «сопоставление», «пример», «свидетельство», «имя».
Функционально-смысловые
типы
речи:
повествование,
описание,
рассуждение. Функциональные стили речи: научный, официально-деловой,
публицистический, стиль художественной литературы, разговорный.
Культура оперирования понятиями. Способы определения понятий:
научное определение, происхождение (этимология), перевод на русский
язык,
подбор
синонимов,
на
примере,
характеристика
(описание
существенных признаков предмета, явления или понятия).
Речь-рассуждение (хрия). «Хрия есть слово, которое изъясняет и
доказывает краткую нравоучительную речь, или действие какого великого
человека» (М.В.Ломоносов).
В хрии мы имеем «не предмет для описания, не происшествие для
рассказа, а одну мысль, или Предложение (тезис), которую вы или доказать
должны, как справедливую, или отвергнуть, как ложную», - говорит Н.Ф.
Кошанский.
Структура строгой хрии: 1) приступ – похвала или описание; 2)
парафразис, или разъяснение темы; 3) причина – доказательство тезиса: Это
так, потому что…; 4) противное (если нет, то…); 5) подобие; 6) пример;
7) свидетельство; 8) заключение (вывод).
Риторические тропы (метафора, метонимия, сравнение, гипербола,
ирония, парадокс, намёк и др.). Фигуры речи (антитеза, градация, повтор,
период).
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов-наДону, 2001. Гл. 5.
2. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 2, 3, 4.
3. Сопер Поль. Основы искусства речи. М., 1992.
4. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2001.
Гл. 2, с. 39 – 61, гл. 3, с.88 – 92.
5. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-наДону, 1995. Раздел II, гл. 6, 7.
Тема 5. Типология речей (4ч.)
1. Информирующая
речь:
задачи,
этапы.
Вспомогательный
материал (цифры, примеры, цитаты, наглядные пособия).
2. Эпидейктическая
речь.
Правила
похвалы:
за
что?
как?
Комплимент и тост как малые формы эпидейктической речи.
3. Понятие и разновидности аргументирующей речи. Основные
виды аргументов и структура доказательства.
Информирующая речь – речь, основной целью которой, как следует из ее
названия, является сообщение сведений, информирование аудитории. Она
может быть повествованием, описанием, объяснением.
Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:
• В ней не должно быть ничего спорного.
• Она должна вызывать пытливость.
• Она должна удовлетворять запросы слушателя.
• Сообщение должно быть актуально (П. Сопер).
Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий,
рисунков или схем является ценным вспомогательным материалом.
Цифры рекомендуется подавать 1) в сравнении, 2) округлять, чтобы легче
воспринимались на слух, 3) сделать цифру «зримой», т.е. показать, что она
означает.
Наглядный материал предъявляется тогда, когда он нужен. Нельзя
развешивать плакаты заранее и следует убирать то, о чем уже сказано.
Эпидейктическая речь – это так называемая «речь на случай», речь
торжественная. Функция и общая цель – воодушевление и сплочение
аудитории. Разновидности: похвала лицу по особому случаю, похвала
деятельности всего коллектива, похвала явлению (науке, области знания или
другому общему делу, которое объединяет собравшихся людей), хула
(осуждение, порицание).
Комплимент особый риторический жанр, импровизация на заданную
тему с использованием набора условных риторических приемов (гипербола –
преувеличение;
градация;
антитеза;
амплификация
–
украшение)
и
традиционных средств (устойчивых сравнений и метафор). Основная
функция комплимента – установление добрых отношений. Основное правило
комплимента: признак, выделяемый как предмет положительной оценки,
должен иметь непосредственное отношение к адресату.
Прямой комплимент – утверждение о наличии у слушателя какого-либо
положительного признака, либо признание говорящего в том, что он
положительно оценивает этот признак.
Косвенный комплимент – это комплимент – вопрос, комплимент –
просьба (побуждение), комплимент – сравнение, комплимент «от вещи к
личности»,
«через ощущения», антикомплимент, «чужими устами»,
комплимент через оценку социума, к которому принадлежит адресат.
Техника комплимента:
• Использование имени собеседника в комплименте.
• Техника ЧТО / ПОЧЕМУ.
• Тактика вопроса для снятия синдрома отрицания.
Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть
какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи
рассматриваются как агитационные, в которых любыми методами –
логическими или иными – оратор убеждает соглашаться с ним в спорном
вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и
поведения, она не представляет призыва к непосредственному действию (П.
Сопер).
Аргументирующие речи. Аргументация как логико-коммуникативный
процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью
последующего ее понимания и принятия другим человеком. Два аспекта
аргументации: логический и коммуникативный. Структура аргументации:
тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать);
аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых
обосновывается тезис); демонстрация, или форма, способ доказательства
(логическое
рассуждение,
совокупность
умозаключений,
которые
применяются при выведении тезиса из аргументов).
Основные
виды
аргументов:
логические
(рациональные)
и
психологические (иррациональные). Источники рациональных аргументов:
факты;
авторитеты;
общепризнанные
законы,
теории,
аксиомы.
Иррациональные аргументы: «доводы к человеку», «доводы к аудитории».
Иррациональные
(психологические)
аргументы
-
это
обращение
к
предрассудкам, к чувствам, к желаниям, к интересам адресата. «Переход на
лица» - разновидность «доводов к человеку» (обсуждение и оценка личности
оппонента). Аргументы, обращенные к интересам аудитории, затрагивающие
чувство
собственного
достоинства
адресата,
его
материальные,
экономические, социальные интересы, физическое благополучие, свободу,
удобство, привычки. Доводы к этосу (апелляция к общности моральноэтических, нравственных норм убеждающего и убеждаемого) и доводы к
пафосу (апелляция к чувствам), которые делятся на угрозы и обещания.
Доводы к доверию (ссылка на авторитет) и доводы к недоверию. Виды
аргументов по силе и важности: исчерпывающие, главные/вспомогательные,
спорные, сильные, произвольные, «запасные».
Способы аргументации: «восходящая», «нисходящая», «как удобно»;
односторонняя и двусторонняя.
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи.
Ростов-на-Дону, 2001, с.470 – 477.
2. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 5.
3. Сопер Поль Основы искусства речи. М., 1992.
4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000.
Гл.3.
5. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему.
М., 2001.
6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. М.И. Максимова.
М., 2000. Гл. Ш, IV.
7. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М.,
2001. Гл. 1.
Тема 6. Доказательность и убедительность речи (2ч.)
1. Логика в речи оратора. Основные формально-логические законы.
2. Доказательство как логическая операция. Виды доказательства.
Логические ошибки в доказательстве.
3. Доказывание и убеждение.
Основные формально-логические законы: 1. закон тождества; 2. закон
противоречия; 3. закон исключенного третьего; 4. закон достаточного
основания.
1. «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и
то же определенное, устойчивое содержание». 2. «Две противоположные
мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и
том же отношении, не могут быть одновременно истинными». 3. «Из двух
противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же
отношении одно непременно истинно». 4. «Всякая правильная мысль должна
быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана».
Виды аргументации: доказательство и опровержение. Доказательство
прямое и непрямое (косвенное). Косвенное доказательство: «метод от
противного», «приведение к абсурду», «метод исключения». Способы
опровержения: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Демонстрация в форме индукции, в форме дедукции и умозаключение по
аналогии.
Пример прямого доказательства
Тезис: кошки были одомашнены позже собак.
Аргументы: 1) раскопки культурных слоёв показали, что остатки скелета
собак встречаются в поселениях человека – охотника; остатки скелета кошек
появляются только тогда, когда человек стал заниматься земледелием (кошки
использовались для борьбы с грызунами);
2) охота как занятие человека много древнее, чем земледелие.
Пример косвенного доказательства
1. Методом «от противного». Предположим, что «кошки одомашнены
раньше
собак».
Тогда
1)
скелетные
остатки
кошек
должны
обнаруживаться в более ранних культурных слоях, чем остатки собак;
2) кошки должны были бы кочевать с охотниками и помогать на охоте.
И то и другое не соответствует действительности. Значит, антитезис
неверен. Верен тезис: «кошки одомашнены позже собак».
2. Разновидность этого метода – «приведение к абсурду»: если верен
антитезис, получается абсурд. Пример:
- Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
- Нет, и не существует.
- Это ваше убеждение?
- Да.
- Как же вы говорите, что их нет? Вот вам одно на первый случай.
(И.С.Тургенев «Рудин»)
Опровержение. Критика тезиса (опровержение фактами, установление
ложности
следствий).
Критика
аргументов
(ложность
аргументов,
недостаточность приведенных аргументов, сомнительность происхождения
аргументов).
Критика демонстрации. Пример:
Я – хороший бизнесмен
Ты – не я
Ты не являешься хорошим бизнесменом
Ошибки в отношении тезиса: «подмена тезиса» («полная подмена тезиса»,
«частная подмена тезиса» (сужение или расширение тезиса). Доказывается
«слишком много»: «Если некто, ссылаясь на многочисленные случаи
незаконного ведения бизнеса в России, вместо тезиса: «довольно большая
часть бизнеса в России ведется незаконно» доказывает тезис о том, что весь
российский бизнес ведется незаконно». «Сужение» тезиса: - Супруги должны
разумно делить домашние обязанности. – Почему я должен чистить
картошку и мыть посуду? Это женские обязанности.
Ошибки в аргументах: «основное заблуждение» («Земля держится на трех
китах»), «предвосхищение основания» («За деньги можно купить все»), «круг
в доказательстве» («Стекло прозрачно, потому что через него все видно»,
«Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»). Ошибки в
отношении демонстрации: «мнимое следование» или «не следует» («Огурцы
осенью подешевели, значит, экономика идет на подъем»), «от сказанного с
условием к
сказанному безусловно» («Возлюби
ближнего
своего»),
«поспешное обобщение» («Кулибин был самоучка, значит, образование
получать совсем не обязательно»), «после этого – не значит поэтому»
(«После прихода нового директора на предприятии участились свадьбы,
значит, в этом заслуга директора»). Понятие софизма. Софизм – это
преднамеренное отступление от логических норм. Софизм и ошибка
различаются не по существу, не логически, как пишет С.И. Поварнин, а
только психологически.
Убеждать – вселять уверенность в собеседника в том, что истинность
тезиса доказана, что истина установлена. В убеждении мы апеллируем и к
логике, и к эмоциям. Доказывание – логическая операция. При убеждении
слушающий
добровольно
принимает
доводы
говорящего,
т.е.
запланированный эффект достигается на вполне добровольной основе. Это
отличает
убеждение
от
манипулирования.
Манипулирование
–
это
использование партнера по коммуникации как средство достижение своих
целей.
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону,
2001.Раздел 5, гл.4.
2. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-наДону, 1995. Раздел V, гл. 3.
3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. М.И. Максимова.
М., 2000. Гл. Ш, с. 107 – 108, 128 – 138.
Тема 7. Риторика и лингвистическая прагматика (2ч.)
1. Лингвистическая прагматика. Основные единицы речевого
общения (речевое событие, речевая ситуация, дискурс).
2. Понятие речевого действия (акта). Типы речевых действий и
типы дискурса.
3. Структура речевой коммуникации.
4. Сообщение прямое и косвенное (метасообщение).
Синонимия терминов «общение» и «коммуникация». Прагматика как
наука, изучающая отношение языковых знаков к их пользователям. Предмет
лингвистической
прагматики
–
язык
«в
действии,
в
живом
функционировании».
Основные единицы речевого общения: речевое событие, речевая
ситуация, дискурс. Речевое событие = речевая ситуация + дискурс.
Событие – «то, что произошло, то или иное значительное явление, факт
общественной, личной жизни». Дискурс – связный текст в совокупности с
экстралингвистическими
–
прагматическими,
социокультурными,
психологическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте.
Дискурс – это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью,
лекция, беседа, переговоры и др., т.е. речь, «погруженная в жизнь». Речевая
ситуация – ситуация, составляющая контекст высказывания, т.е. условия,
обстановка и коммуниканты.
Речь всегда может быть понята как поступок. Типы речевых действий и
типы дискурса. Сообщить, информировать – сообщение информации –
информирующий дискурс. Высказать и доказать свое мнение – убеждение –
аргументирующий дискурс. Побудить к действию – побуждение –
агитирующий. Обсудить проблему вместе с партнером, найти вместе с ним
истину – поиски смысла – эвристический. Выразить свое видение добра и зла
– оценка – эпидейктический. Доставить удовольствие себе и партнеру самим
процессом общения – игровые речевые акты – гедонистический. Выразить и
возбудить эмоции – эмотив – поэтический, художественный.
Схема коммуникативного акта К. Шеннона и Р. Якобсона. Структурные
компоненты: адресант, адресат, сообщение, референция, код, контекст,
обратная связь, коммуникативная интенция (намерение, желание вступать в
общение с другими людьми), цели (ближайшие и долговременные), роли
(социальные,
психологические,
ситуативные).
Сообщение
–
текст.
Референция – содержание сообщения. Код – язык, который используют
участники коммуникации. Контекст – условия, обстановка.
Фатическая и информативная речь. Фатическое общение – «общение
ради общения»; цели – установление контакта, поддержание контакта,
высказаться, чтобы быть понятым. Информативное – обмен информацией,
усилия коммуникантов направлены на совместное решение вопроса, задачи.
Поддерживающий
и
неподдерживающий
стили
поведения.
Поддерживающий – прямое выражение поддержки, использование приемов
активного слушания, собеседник начинает ценить себя, ощущает свою
значимость.
Неподдерживающий
участников,
не
поддерживается
–
тема,
другим;
предложенная
высказывания,
одним
из
содержащие
противоречия
между
вербальным
и
невербальным
содержанием,
свидетельствуют о неподдержке; подчеркнуто правильная, наукообразная
речь, отказ от личного обращения.
Прямые и косвенные высказывания (метасообщения). Высказывания, у
которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются
косвенными. Например, «Холодно» - «Закройте, пожалуйста, окно», «Не
снимайте верхнюю одежду», «Знобит, плохо себя чувствую», «Купаться
нельзя, вода в реке холодная» и др. Намёк, ирония, притча – традиционные
форма метасообщений.
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура
речи. Ростов-на-Дону, 2001. Гл. 4.
2. Михальская А.К., Основы риторики. М., 2002. Гл. 1, с. 50 – 72.
3. Пиз Аллан. Язык разговора. М., 2001.
4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М.,
2000. Гл. 1.
Тема 8. Эффективность речевой коммуникации (2ч.)
1. Принцип коммуникативного сотрудничества.
2. Стратегии и тактики речевого поведения.
3. Законы, правила и приемы общения.
4. Эффективное
речевое
воздействие.
оказания влияния на человека.
Психологические
принципы
Каналы, механизмы и законы
восприятия.
5. Приемы рефлексивного слушания.
Эффективность
Г.П.Грайса и
речевой
коммуникации.
Принцип
кооперации
максимы, его реализующие: максима количества, максима
качества, максима отношения, максима способа.
Каждый из участников
диалога
должен
на
определенном
этапе
разговора
вносить
тот
коммуникативный вклад, которого требуют цели и задачи общения.
Максима количества: говори столько, сколько нужно, не больше и не
меньше. Максима качества: говори правду. Максима отношения: не
отклоняйся от темы. Максима способа: выражайся ясно.
Принцип Вежливости Дж. Н. Лича. Максимы Дж. Н. Лича (максима
такта – максима границ личной сферы: частная жизнь, вкусы, великодушия
– максима необременения собеседника, максима одобрения – не судите да не
судимы будете, скромности – неприятия похвалы в свой адрес, согласия –
отказ от конфронтации для совместного решения вопроса, максима
симпатии – максима благорасположения).
Стратегии и тактики русской речи. Стратегии и тактики –
коммуникативные приемы, направленные на установление взаимопонимания
между
Стратегия
коммуникантами.
направлена
на
достижение
долговременных результатов. Тактика – на достижение ближайших целей.
Кооперативные
уговаривания
дискредитации
и
некооперативные
(уговоры,
просьба,
(оскорбление,
стратегии. Стратегия
убеждение).
издевка,
Стратегия
обвинение).
и
тактики
и
тактики
Эмоционально
настраивающие тактики: комплимент. Стратегия самопрезентации.
Законы общения. Закон отзеркаливания: собеседник в процессе
разговора имитирует стиль поведения своего партнера (темы, жесты,
акустические характеристики звучащей речи). Закон возрастающего
нетерпения слушателей: чем дольше говорит оратор, тем большее
нетерпения и невнимание проявляют его слушатели. Закон падения
интеллекта аудитории с увеличением ее размера: чем больше аудитория,
тем ниже средний уровень интеллекта слушателей («эффект толпы»). Закон
искажение информации при ее передаче: информация при передаче в
группе общения искажается. Закон коммуникативного самосохранения:
человек старается сохранить достигнутое им на определенный момент
коммуникативное равновесие
(непривычная информация отвергается, не
принимается критика в свой адрес). Закон ритма общение: соотношение
времени молчания и говорения в человеческом общении. Закон речевого
поглощения эмоций («поплакаться в жилетку»): при связном рассказе о
переживаниях,
эмоциях
слова,
как
губка,
впитывают
эти
эмоции,
переживания.
Понятие речевого воздействия. Механизмы восприятия и понимания.
Каналы
восприятия:
визуальный,
аудиальный,
Стереотипизация и индивидуализация
кинестетический.
как механизмы восприятия
партнера по коммуникации. Стереотипизация – поиски сходства; того,
что объединяет воспринимаемый объект с представителями той социальной
группы, к которой он относится. Индивидуализация – поиски отличий; того,
что
отличает
данного
человека
от представителей
той
социально-
демографической группы, к которой он относится.
Децентрация как «механизм преодоления эгоцентризма»: способность
взглянуть на ситуацию глазами партнера.
Психологические принципы оказания влияния на человека: принцип
контраста
(если
два
предмета
различаются,
человек
склонен
преувеличивать эти отличие), принцип взаимного обмена (за оказанную
услугу, даже непрошеную, стремимся отплатить каким-либо образом),
принцип социального доказательства (если затрудняемся, как поступить в
той или иной ситуации, смотрим, как делать другие в подобных ситуациях),
принцип благорасположения (внешне привлекательные люди внушают
доверие) и ссылка на авторитет (в людях сильна вера в авторитеты).
Способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание,
внушение, принуждение. Убеждение и манипулирование. Манипулирование
– использование партнера по коммуникации как средство достижения своих
целей.
Виды слушания: нерефлексивное, рефлексивное, эмпатическое. Приемы
рефлексивного (активного)
слушания: выяснение («извините, я вас не
понял», «не повторите ли еще раз»), перефразирование («другими словами
вы считаете, что …», «как я вас правильно понял, вы считаете, что …»),
резюмирование («подведем итоги сказанному …»), отражение чувств («я
вижу, что вы огорчены … обрадованы … обеспокоены»). Эмпатия –
сочувствие, сопереживания.
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.К. Русский язык и культура
речи. Ростов-на-Дону, 2001. Гл. 4.
2. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск,
1999.
3. Пиз Аллан. Язык разговора. М., 2001.
4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М.,
2000. Гл. 1.
5. Стернин И.А. Культура делового общения. Воронеж, 2002.
6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону,
2001.Раздел 2, гл.2.
Тема 9. Техника речи. Невербальные средства общения (2ч.)
1. Акустические
характеристики
звучащей
речи:
тон,
интенсивность, темп, тембр.
2. Назначение интонации. Типы интонации.
3. Разновидности пауз.
4. Мимика и жестикуляция. Поза и «манеризмы».
Голосообразование
–
сложный
многофункциональный
процесс.
Выделяются следующие основные качества профессионального речевого
голоса: сила звука; посыл звука; подвижность, гибкость голоса; тембр голоса;
полетность звука; выносливость, малая утомляемость голоса.
Тон. Когда говорят о тоне, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и
звонких шумных согласных. С помощью изменения тона создается
мелодический
рисунок
речи.
Большим
недостатком
считается
монотонность. Интенсивность звучания зависит от напряжения и
амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания,
тем интенсивнее звук. Темп речи – скорость произнесения речевых
элементов. Нормальный темп речи около 120 слов в минуту. Тембр – это
дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит.
По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано,
колоратурное сопрано и др. Тон голоса, сила (интенсивность) звучания,
длительность звучания и тембр – это четыре компонента интонации.
Интонация -
сложное явление. В языке существуют определенные типы
интонации. В русском языке их семь.
Дикция
–
четкое
произношение
звуков
речи,
соответствующее
фонетической норме данного языка. Два стиля произношения: полный
(выговариваем каждый звук, каждое слово); неполный, разговорный (в
неофициальной обстановке).
Дыхание, обслуживающее речь, называют фонационным дыханием. Оно
характеризуется активностью, организованным выдохом, распределением
выдоха, добором дыхания в процессе речи.
Пауза – временная остановка звучания. Пауза хезитации, т.е. пауза
обдумывания, размышления. Интонационно-логические (отделяют один
речевой такт от другого), интонационно-синтаксические (соответствуют
знакам препинания в письменной речи), ситуативные паузы (вызваны
ситуацией), психологические (способствуют эмоциональному воздействию
на адресата), физиологические паузы (нехватка воздуха).
Невербальные средства общения. В зависимости от назначения жесты
подразделяются
на
ритмические,
эмоциональные,
указательные,
изобразительные, символические (жест предельности, жест интенсивности,
жест отказа, отрицания, жест противопоставления, антонимичности, жест
разъединения, расподобления, жест объединения, сложения). Механические
жесты («манеризмы» - непроизвольные движения) отвлекают внимание
слушателей от содержания речи, нередко являются результатом волнения и
неуверенности говорящего. Это может быть: почесывание; человек трогает
себя за нос или за уши; поправляет волосы или одежду; отбрасывает волосы
со лба; комкает платок; покачивается вперед-назад; нервно смеется; морщит
нос, лоб и др.
Жестикуляция
оратора.
Выделяют
три
«ступени»
подвижности,
определяющиеся размахом, амплитудой движения рук, - так называемые
«малое», «среднее» и «большое» движения. При «малом» - рука не выше
уровня локтя. «Среднее» - руки двигаются в пределах линии плеч, не выше.
«Большое» - допускается поднимание руки до уровня головы и выше. Поза –
говорящий стоит прямо, одна нога несколько выдвинута, центр тяжести
перенесен на другую ногу; можно делать шаг-другой в сторону, подойти
ближе к аудитории.
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-наДону, 1998. Раздел IV. Раздел I, гл. 4.
2. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 1.
Тема 10. Искусство спора (2ч.)
1. Понятие спора. Классификация споров.
2. Культура спора.
3. Важнейшие тактики и приемы спора.
4. Ошибки и уловки в споре.
5. Искусство отвечать на вопросы. Виды вопросов.
Владение
полемическим
мастерством
предполагает:
во-первых,
понимание сущности спора, его разновидностей; во-вторых, умение
компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы; в-третьих, умение
доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента; вчетвертых, умение убеждать, т.е. вселять в собеседника уверенность в том,
что истинность тезиса, выдвигаемого вами, доказана; в-пятых, знание и
использование полемических приемов, умение противостоять уловкам
противника; в-шестых, соблюдение основных требований культуры спора.
Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников
обсуждения, вызванное желанием как можно глубже. Обстоятельнее
разобраться в обсуждаемых вопросах; это столкновение различных точек
зрения в процессе доказательства и опровержения («Культура русской речи»
п/ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева).
Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит
сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон. При этом
каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание
обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны («Русский
язык и культура речи» п/ред. В.И. Максимова).
Диспут
–
публичное
обсуждение
нравственных,
политических,
литературных, научных проблем; дискуссия – вид спора, в ходе которого
рассматривается какая-то проблема с целью достичь взаимоприемлемого
решения; дебаты (прения) – обмен мнениями по каким-либо вопросам;
полемика – вид спора, в рамках которого основные усилия сторон
направлены
на
утверждение
(победу)
своей
позиции
относительно
обсуждаемого предмета.
Споры диалектические и эристические. Классификация споров. Факторы,
влияющие на характер и особенности спора: цель, социальная значимость
предмета спора, количество участников, форма проведения спора. Виды
спора по цели: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы,
спор ради спора; по количеству участников: монолог, диалог, полилог; по
форме проведения спора: устный и письменный; споры организованные и
неорганизованные.
Предпосылки возникновение спора: сформирована и получила всеобщее
признание важная проблема; предложено хотя бы одно решение этой
проблемы.
Участники спора: пропонент и оппонент. Две основные стратегии спора:
конструктивная и конфликтная. Тактика пропонента («нападение»): прямое
обращение к адресату со своим тезисом, который подтверждается прямыми
доказательствами;
прием «опроса-допроса»; использование «вопросов-
капканов». Тактика оппонента («защита с переходом в наступление»): метод
«да, но …»; «метод кусков»; «метод суммирования».
Структура вопроса: матрица – информация, на которой основан вопрос,
информация, которая в нем содержится; неизвестная переменная вопроса –
информация, на отсутствие которой указывается в вопросе.
Классификация вопросов: ли-вопросы (уточняющие) (Правда ли, что
Билли Гейтс является основателем компании …?)
и
что-вопросы
(восполняющие) (что? где? когда? сколько? какой? для чего?); простые
(Каковы финансовые активы вышей компании? – одна матрица и одна
неизвестная переменная) и сложные (Каковы финансовые и материальные
активы вашей компании? Кто и когда создал вашу компанию?) вопросы;
открытые (как? почему? каким образом? зачем? – нуждаются в объяснениях,
в развитии) и закрытые вопросы (кто? когда? где? который? – требуют
односложного ответа); корректные (правильные) и некорректные (Кто был
первым императором США? Как вам нравится этот банк? Сколько весит
мысль
об
одном
неблагожелательные.
иронизирование
долларе?)
Виды
вопросы;
ответов
(«ошибка
благожелательные
многих
и
вопросов»,
над вопросами своего оппонента, «ответ вопросом на
вопрос», «ответ в кредит»). Ответы: истинные/ложные, прямые/косвенные,
краткие/развернутые, полные/неполные.
Полемические приемы: юмор, ирония, сарказм; «доведение до нелепости»,
«сведение к абсурду» (цель - показать ложность тезиса или аргумента, так
как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности);
«возвратный удар» (приём бумеранга), подхват реплики; атака вопросами;
«апелляция к публике» (цель – повлиять на чувства слушателей, их мнения,
интересы); «довод к человеку» (оцениваются достоинства и недостатки
человека).
Уловки в споре: «оттягивание возражения» - позволительная уловка
(задаются уточняющие вопросы, начинают ответ издалека, начинают
опровергать второстепенные аргументы); ставка на ложный стыд (Вам,
конечно, известно, что наука давно установила … Неужели вы до сих пор не
знаете?), «подмазывание аргумента» (Вы, как человек умный, не станете
отрицать … Человек недостаточно образованный не оценит, не поймет
приведенный аргумент, но вы … ), ссылка на возраст (Вот доживите до
моих лет, тогда и судите), образование (Сначала получите диплом, а потом
и поговорим), положение (Займете мое место, тогда и рассуждать будете),
«карманный» аргумент (перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда),
«чтение в сердцах» (Вы говорите из жалости к нему. Вы преследуете
личные интересы), оскорбления и др.
План анализа техники спора
• Определите вид спора.
• Охарактеризуйте предмет спора.
• Охарактеризуйте тезис и контртезис.
• Охарактеризуйте основные качества участников спора.
• Какая стратегия воздействия на оппонента выбрана каждым, что
преобладает:
доказывание,
убеждение,
уговаривание,
защита,
опровержение, принуждение?
• Какие аргументы для доказывания и опровержения используются
оппонентами сильные или слабые?
• Какие приемы защиты в споре использует каждый из оппонентов:
ирония,
юмор,
сатира,
убийственный
аргумент,
эффективное
сравнение, авторский комментарий, контрвопрос, анализ вывода,
возвратный удар (бумеранг), подхват реплики, гневная отповедь,
контрпример, оттягивание ответа, сведение к абсурду, опровержение
ложного тезиса фактами, аргумент к авторитету и др.?
• Какие вопросы использовались оппонентами в споре?
• Какие виды ответов использованы в споре?
• Какие уловки были использованы каждым из оппонентов? Какие из
них дозволенные? какие недозволенные? Как оппоненты разоблачали
эти уловки?
• Как завершается спор?
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.
Раздел 5.
2. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М.,
2000.
3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред М.И. Максимова. М.,
2000. Гл. IV.
4. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. Минск, 1992.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-наДону, 1998. Раздел V.
Тема 11. Культура речи оратора (2ч.)
1. Понятие культуры речи.
2. Основные качества речи.
3. Литературный язык – основа культуры речи. Система норм
современного русского языка.
4. Функционирование языковых единиц в речи юриста. Точность
словоупотребления.
5. Точность употребления морфологических и синтаксических
единиц.
Многозначность
термина
«культура
речи».
КР
как
свойства
и
способности отдельной языковой личности. КР как часть общей культуры
отдельного народа. КР как совокупность коммуникативных качеств речи
таких, как правильность, точность, логичность, понятность, выразительность,
уместность,
действенность,
разнообразие,
чистота
речи.
КР
как
лингвистическая дисциплина. Предмет КР – языковая норма во всех её
аспектах. Коммуникативный аспект предполагает изучение текста с точки
зрения соответствия его языковой структуры целям, задачам общения.
Этический аспект – знание и применение правил речевого поведения в
различных ситуациях общения.
Нормативный аспект связан с понятием языковой нормы. Языковая
норма – это языковой идеал; это правила употребления языковых средств.
Признаки
нормы:
общеупотребительность,
распространённость,
общеобязательность, устойчивость, консерватизм, динамизм. Кодификация
литературной нормы – это её официальное признание и фиксация в
словарях, грамматиках. Понятие вариантности (равноправные варианты,
допустимые, т.е. менее предпочтительные, нерекомендуемые, неправильные,
устаревшие, профессиональные). Нормативные словари и справочники
русского языка.
Общеязыковые нормы: орфоэпические (акцентологические и собственно
нормы
произношения),
грамматические
(морфологические
и
синтаксические), лексические, словообразовательные, орфографические и
пунктуационные. Нормы стилистические; нормы коммуникативные.
Особенности русского ударения: разноместность, нефиксированность,
подвижность (способность перемещаться в грамматических формах одного и
того же слова).
Лексические нормы. Проблема выбора слова. Омонимия, паронимия,
полисемия. Заимствования. Речевая недостаточность и речевая избыточность
(тавтология и плеоназм). Устойчивые и фразеологические сочетания.
Паронимы – слова, сходные по звучанию; это однокоренные слова,
различаются аффиксами (приставками, суффиксами) (надеть – одеть,
представить – предоставить, опасный – опасливый, вина – виновность,
виноватый – виновный и др.).
Термины – это слова или словосочетания, обозначающие специальные
понятия какой-либо науки, производства, искусства. В основе каждого
термина лежит дефиниция (определение) обозначаемой им реалии,
благодаря чему термины представляют собой емкую и в то же время сжатую
характеристику предмета или явления.
Грамматические
нормы:
морфологические
и
синтаксические.
Определение родовой принадлежности заимствованных несклоняемых имен
сущ., аббревиатур. Употребление имен сущ. в форме родительного падежа
мн.ч. Синонимия окончаний сущ. мн.ч. ы(и) / а(я). Образование форм
степеней сравнения имен прилагательных. Ошибки в употреблении имен
числительных.
Ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм («двойное
управление», нанизывание падежных форм, употребление деепричастных
оборотов, трудные случаи согласование подлежащего и сказуемого).
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростовна-Дону, 1998. Раздел II.
2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред М.И. Максимова.
М., 2000. Гл. IX.
3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.К. Русский язык и
культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. Гл. 3.
4. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева.
М., 2000. Вводная глава. Гл. I, с. 47 – 58.
Рекомендательный библиографический список
Основная литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону,
2001.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-наДону, 1995.
3. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростовна-Дону, 2001.
4. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М.,
2000.
5. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002.
6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М.,
2000.
7. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. Минск, 1992.
Дополнительная литература
1. Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура
Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной
традиции. М., 1996.
3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология
человеческой судьбы. М. – Спб., 1997.
5. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2000.
6. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и РR. М., 2001.
7. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. М., 2005.
8. Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001.
9. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов.
М., 2001.
10.Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения.
М., 1998.
11.Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.
12.Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского
красноречия. М., 1989.
13.Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной
лингвистике. Вып. 16. М., 1985.
14.Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.,
1998.
15.Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб, 1999.
16.Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи.
Омск, 1999.
17.Кузин Ф. Культура делового общения. М., 2000.
18.Кузнецов М, Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему. М.,
2001.
19.Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. М., 2002.
20.Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998.
21.Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994.
22.Минский М. Структура для представления знания // Психология
машинного зрения. М., 1978. С.250-338.
23.Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003.
24.Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002.
25.Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М., 2000.
26.Пиз Аллан. Язык разговора. М, 2001.
27.Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. Минск, 1992.
28.Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). М., 1980.
29.Сопер Поль. Основы искусства речи. М., 1992.
30.Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Спб, 2002.
31.Стернин И.А. Риторика в объяснениях и упражнениях. Борисоглебск,
2000.
32.Стернин И.А. Культура делового общения. Воронеж, 2002.
33.Стернин И.А. Русский речевой этикет. Воронеж, 1996.
34.Тарасова И.Б. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез. М.,
1992.
35.Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М.,
2001.
36.Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1994.
37.Ыйм Х.Я. Прагматика речевого общения // Теория и модели знаний:
Труды по искусственному интеллекту. Тарту, 1985, с. 196-207.
Справочная литература
1. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного
русского языка. М., 1994.
2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник.
Практикум. М., 1999.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,
1995.
4. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение,
грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 2000.
5. Современный словарь иностранных слов. М., 1992.