Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психолого-педагогическое сопровождение формирования учебной деятельности младших школьников

  • 👀 581 просмотр
  • 📌 540 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Психолого-педагогическое сопровождение формирования учебной деятельности младших школьников
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение формирования учебной деятельности младших школьников» docx
Психолого-педагогическое сопровождение формирования учебной деятельности младших школьников 1. Формирование учебной деятельности 2. Универсальные учебные действия и их формирование 3. Мониторинг УУД 1. Формирование учебной деятельности Необходимость реализации требований государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в области создания новой, личностно ориентированной модели развивающего обучения младших школьников ставит перед образовательными учреждениями всех видов задачу: организовать обучение выполнению универсальных учебных действий (УУД), которые позволяют сформировать у школьников способность к самоорганизации своей деятельности. Развитие учебной деятельности - определяется становлением каждого её компонента и их взаимодействием, причём, ведущая роль в её организации смещается от педагога к обучающемуся по мере становления его личностных качеств. Эффективность учебной деятельности определяется характером позитивного взаимодействия учащихся и учителя в образовательном процессе. Исходя из общей теории деятельности, её можно разделить на следующие этапы: • процесс вовлечения в деятельность. • процесс целеполагания • процесс проектирования действий, • процесс осуществления действий, • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями. Опираясь на фактические данные. В.В. Репкнн выделил три основных этапа становления учебной деятельности: •На первом этапе дети при овладении каким-либо практическим действием превращают практическую задачу в учебно-практическую. Подобное преобразование, по мнению В.В. Репкина, возможно лишь в процессе совместно распределённой деятельности учеников и учителя в следующей последовательности: 1) постановка практической задачи, требующей овладения новым способом действия; 2) совместный анализ условий, определяющих необходимость нового способа действия: 3) совместное выделение промежуточной (собственно учебной цели и способов её достижения): 4) фиксация в модели условий и способов осуществления выделенного учебного действия: 5) постановка учебно-практической задачи, требующей воспроизведения и конкретизации учебного действия: 6) анализ на основе модели условия данной задачи и воспроизведение (конкретизация) действия; 7) совместное осуществление контроля и оценка воспроизведённого действия. Кульминационным моментом в выделении собственно учебных действий является включение в деятельность понятия (нового знания). •На втором этапе формирование учебной деятельности понятия (нового знания) включается в ситуацию учебно-практической задачи, то есть ученик исследует её условие с помощью введенного понятия. Таким образом, учебная задача приобретает характер учебно-исследовательской задачи. •Третий этап формирования учебной деятельности связан с переходом от учебно - исследовательской к учебно-теоретической задаче, то есть к анализу понятия как развивающийся системы. Технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон: урок открытия нового знания Уроки открытия нового знания (ОНЗ) дают возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей. Уроки ОНЗ имеют следующую структуру: 1) мотивация к учебной деятельности; 2) актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии; 3) выявление места и причины затруднения; 4) построение проекта выхода из затруднения; 5) реализация построенного проекта; 6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; 7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; 8) включение нового знания в систему знаний и повторение; 9) рефлексия учебной деятельности на уроке. 1. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований к учебной деятельности. Для реализации этой цели используется механизм «надо» – «хочу» – «могу»: 1) определяется основная цель урока и актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»); 3) организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»). 2. Основной целью этапа актуализации знаний и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном учебном действии является подготовка к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.). Для этого необходимо организовать: 1) актуализацию знаний, достаточных для построения нового знания; 2) перечисление и фиксацию актуализированных знаний в речи и знаках; 3) обобщение актуализированных знаний; 4) выполнение учащимися мыслительных операций, достаточных для построения нового знания (сравнение, обобщение, аналогия и пр.); 5) мотивацию к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»); 6) самостоятельное выполнение учащимися пробного учебного действия; 7) фиксацию ими индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание учащимися того, каких именно знаний им не хватает. Для реализации этой цели необходимо организовать: 1) анализ (при необходимости, пошаговый) пробного действия; 2) фиксацию места затруднения – учащиеся фиксируют недостаточность их знаний: а) для выполнения всего задания (сразу); б) для выполнения некоторого шага пробного действия (в результате пошагового анализа); в) для обоснования своей гипотезы (при попытке предъявить критерий). 3) выявление и фиксацию причины затруднения – учащиеся фиксируют, какого именно знания им не хватает (определения, правила, алгоритма и пр.) для выполнения пробного действия и заданий такого типа вообще («что я пока не знаю»). Понимание причины затруднения позволяет учащимся осознанно поставить цель своей учебной деятельности (а именно, устранить его причину) и перейти к проектированию путей реализации поставленной цели. 4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является проектирование учащимися процесса построения нового знания. Для этого необходимо, чтобы учащиеся под руководством учителя: 1) поставили цель своей учебной деятельности (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения); 2) предложили и согласовали тему урока (учитель при необходимости может ее уточнить); 3) определили способ (аналогия, моделирование, эксперимент, измерение, поиск информации в различных источниках и пр.) и средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения нового знания; 4) составили план реализации поставленной цели. 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового знания и определение области его применения. Для этого необходимо, чтобы учащиеся под руководством учителя: 1) реализовали построенный проект в соответствии с планом (в ходе реализации проекта учащиеся выдвигают и обосновывают гипотезы, выполняют предметные действия с моделями, схемами и т.д., применяют новое знание для решения задачи, вызвавшей затруднение); 2) зафиксировали новое знание в речи и знаках (с помощью эталона); 3) соотнесли построенное новое знание с учебником или другим критерием истинности (образец, справочник, энциклопедия и пр.); 4) зафиксировали преодоление затруднения; 5) уточнили общий характер нового знания и область его применения. 6. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового знания. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: 1) выполнили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на применение нового знания в типовых ситуациях; 2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование с помощью эталона. 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является самопроверка учащимися умения применять новое знание в типовых ситуациях и коррекцию допущенных ошибок. Для этого необходимо: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новое знание; 2) организовать самопроверку самостоятельной работы по эталону для самопроверки (на начальных этапах возможно использование образца или подробного образца); 3) организовать выявление и исправление учащимися допущенных ошибок; 4) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка. В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении. 8. Основной целью этапа включения нового знания в систему знаний и повторения является выявление границ применимости нового знания и включение в систему изученных знаний, и одновременно – повторение изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого организуется: 1) выявление и фиксацию учащимися типов заданий, где используется новое знание; 2) выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными; 3) выполнение заданий, связанных либо с повторением и применением изученных ранее знаний, либо с пропедевтикой последующих тем. 9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися своей учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо организовать: 1) вербальную фиксацию цели учебной деятельности и нового содержания, изученного на уроке; 2) фиксацию способа, средств и шагов по достижению цели; 3) соотнесение поставленной цели и результатов учебной деятельности, фиксацию степени их соответствия; 4) самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; 5) фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества). Процесс формирования учебной деятельности — это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев. В младшем школьном возрасте — это действие самоконтроля и самооценки. Формирование учебной деятельности — процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями. 2. Универсальные учебные действия В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле под универсальными учебными действиями понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Метапредметные УУД могут быть разделены на три группы: познавательные, регулятивные и коммуникативные. К регулятивным относятся: 1) владение действиями, связанными с принятием и удер­жанием учебных целей, планированием, контролем, оценкой и рефлексией. К коммуникативным относятся: 2) использование речевых средств и средств информаци­онных и коммуникационных технологий (далее - И КТ) для решения коммуникативных и познаватель­ных задач, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном инфор­мационном пространстве сети Интернет), сбора, обра­ботки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; 3) готовность слушать собеседника и вести диалог; при­знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 4) умение договариваться о распределении функций и ро­лей в совместной деятельности; осуществлять взаим­ный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружа­ющих и т.д. К познавательным относятся: 5) владение способами решения проблем творческого и поискового характера; использования знаково-симво­лических средств представления информации для соз­дания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 6) владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется следующими взаимодополняющими положениями: • формирование УУД, как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию; • формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин: • УУД. их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной н личностной; • представление о функциях содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно- воспитательного процесса: • отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должны учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. • успешность развития УУД решающем образом зависит от способа построения содержание учебных предметов. Универсальные учебные действия подразделяются на четыре основных блока, обеспечивающих главные цели общего образования: первый - личностный: второй - регулятивный: третий - познавательный: четвёртый - коммуникативный. Под личностными УУД понимают знание общепринятых моральных норм, способность учащихся следовать, соотнося свои и чужие поступки с данными этическими нормами, что обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся, их понимание социальных ролей н характер межличностных отношений. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности н ее мотивом, другими словами, между результатом учения н тем. что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Под регулятивными УУД понимают способность учащихся самостоятельно организовывать свою деятельность учения. Их подразделяют на следующие виды: • целеполагание - самостоятельная формулировка цели предполагаемой деятельности; • планирование - создание алгоритма действий, направленных |на достижение конечного результата; • прогнозирование - предвидение результата своей учебной деятельности н временных характеристик его достижения; • контроль - предполагает умение сопоставлять спланированный результат с полученным в итоге деятельности с целью выявления отклонений; • коррекция - ликвидация выявленных в процессе контроля отклонений и внесение необходимых изменений и дополнений в план и способ действий; • оценка - анализ учащимся степени достижения намеченной цели н усвоения приобретённых в ходе этого знаний и умений; • саморегуляция - подразумевает осознанное н самостоятельное напряжение сил и воли, направленных на достижение поставленной цели. Познавательные УУД обеспечиваются наличием общеучебных, логических действий, а также способностью к самостоятельному определению тематики исследования и его осуществления. Общеучебные универсальные действия предполагают: • определение и формулировка проблемы творческого и поискового характера: • самостоятельную постановку учебной задачи с целью преодоления личного затруднения, возникшего в результате создавшейся в процессе учебной деятельности проблемной ситуации: • построение алгоритмов действий для достижения поставленной цели; • поиск и сбор необходимой для решения учебной задачи информации; • анализ и обобщение приобретённых знаний; • осознанное и произвольное выражение своих мыслей в устной и письменной форме; • определение наиболее рациональных способов решения учебной задачи в зависимости от имеющихся возможностей; • рефлексия включает в себя контроль и оценка процесса н результатов деятельности, а также коррекцию дальнейших планов; • адекватное восприятие и оценка полученной информации. Коммуникативные УУД подразумевают наличие социальной компетентности, способности упитывать мнения других людей, участвовать в диалоге и коллективном обсуждении проблемы, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. К видами коммуникативных действий относятся: • определение правил учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; • участие в «мозговом штурме», продуктивном взаимодействии в ходе поиска и сбора информации; • преодоление конфликтных ситуаций в процессе принятия коллективного решения и его реализации; • контролирование и оценивание действий партнера с целью коррекция его поведения; • точность и корректность выражения своих мыслей в процессе коммуникации, построение монолога и диалога в соответствии с нормами языковой речи. Формирование способностей к различным видам УУД должно осуществятся с учётом особенностей возрастного развития ребенка н состояния его познавательной сферы. Содержание и характеристика учебной деятельности должны определяться зоной ближайшего развития ребёнка. Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают: • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям: • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (П.Я. Гальперин). Уровень действий может выступать в трёх основных формах действия: в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей: действие в словесной или речевой форме: действие в уме - умственная форма действия. Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития). Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижении целей условий, и несущественных условий. Разумность определяет такие особенности ориентировки учащегося как степень целенаправленности и успешности поиска и выделение необходимых и достаточных для решения задачи условий. Сознательность (осознанность) - это возможность отражения в речи содержания действия, последовательности его операций значимых для выполнения условий и достижения результата. Разумность и осознанность в значительной степени обеспечивают обобщенность действия. Обобщенность характеризует возможности переноса и применения учащимися действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия. Критичность действия определяет меру понимания и осознания действия в его функционально - структурной и содержательной характеристиках, понимания адекватности способа действия реальным условиям его выполнения и рефлексии выбора оснований выполнения действий. Освоенность или мера овладения действием характеризует его временные характеристики и лёгкость перехода от одной формы действия к другой. Обычно здесь говорят о степени автоматизированности действия, временных и силовых показателях. Универсальных учебных действий обеспечивают учащимся возможность самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: осуществлять её целеполагание, находить и применять рациональные средства и способы её достижения, отслеживать и оценивать процесс и конечный результат этой деятельности. Кроме того, овладение УУД способствует гармоничному развитию личности и закладывает потенциал для её успешной самореализации на основе готовности к дальнейшему саморазвитию. Для формирования УУД необходима организация учебного процесса на деятельностной основе, что предполагает выполнения следующих требований: — критериями оценки результатов обучения н воспитания становится уровень развития личности и степень сформнрованности способности к выполнению универсальных учебных действий; — содержательная основа учебных предметов определяется сущностью их основных понятий и способов действий с этими понятиями; — функции, содержание и структура универсальных учебных действий должны учитывать возрастные психолого-педагогические особенности обучающихся; — опора на психолого-возрастные характеристики и качественные показатели степени готовности к выполнению универсальных учебных действий при оценке уровня личностного и познавательного развития обучающихся; — выделение перечня учебных дисциплин являющихся оптимальной базой для формирования определённых видов универсальных учебных действий; — создание системы заданий, способствующих формированию способности к выполнению универсальных учебных действий: — создание инструментов для диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий. Уровневая характеристика сформированности регулятивных универсальных учебных действий на разных этапах обучения Классы Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по реализации плана Соотносить результат сво­ей деятельности с целью и оценивать его 1 класс - необхо­димый уро­вень Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последова­тельность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану Учиться совместно давать эмоциональную оценку дея­тельности класса на уроке. Учиться отличать верно вы­полненное задание от невер­ного 2 класс - необходимый уро­вень (для 1 класса - повышен­ный уровень) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учите­лем обнаруживать и фор­мулировать учебную про­блему совместно с учите­лем. Учиться планировать учеб­ную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать спо­соб ее проверки. Работая по предложенно­му плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность вы­полнения своего задания в диалоге с учителем 3-4 классы необхо­димый уро­вень (для 2 класса - это повы­шенный уро­вень) Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуще­ствления. Самостоятельно формули­ровать цели урока после предварительного обсуж­дения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учи­телем. Составлять план выполне­ний задан, решений про­блем творческого и поиско­вого характера совместно с учителем Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, ис­правлять ошибки с помо­щью учителя В диалоге с учителем учить­ся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения сво­ей работы и работы всех, исходя из имеющихся крите­риев. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации Уровневая характеристика сформированности познавательных универсальных учебных действий на разных этапах обучения Классы Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Делать предварительный отбор пи­томников информации для поиска ново­го знания. Добывать новые знания (информа­цию) из различных источников и раз­ными способами Перерабатывать информацию для получения необходимого результа­та, в том числе и для создания ново­го продукта Преобразовы­вать информа­цию из одной формы в другую и выбирать наи­более удобную для себя форму 1 класс - необхо- димый уровень Отличать новое от уже известного с помощью учителя. Ориентироваться в учебнике (на раз­вороте в оглавлении, в словаре). Находить ответы на вопросы, исполь­зуя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Делать выводы в результате совмест­ной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Находить закономерности в располо­жении фигур по значению одного при­знака. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропу­щенное действие в знакомой последо­вательности Подробно пере­сказывать не­большие тексты называть их тему 2 класс - необхо­димый уровень (для 1 класса - это по­вышен­ный уро­вень) Понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Понимать в каких источниках можно найти необходимую информацию для решения учебной задачи. Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям. Находить закономерности в располо­жении фигур по значению двух и более признаков. Приводить примеры последовательно­сти действий в быту, в сказках. Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры вы­сказываний, определять истинные и ложные высказывания. Наблюдать и делать самостоятельные выводы Составлять про­стой план не­большого текста- повествования. 3-4 клас­сы - необхо­димый уровень (для 2 класса - это повы- шенный уровень) Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учеб­ной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информа­ции среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представлен­ную в разных формах (текст, таблица, схема иллюстрация и др. ) Сравнивать и группировать факты и явления. Относить объекты к известным поняти­ям. Определять составные части объектов а также состав этих составных частей. Определять причины явлений, собы­тий. Делать выводы на основе обобще­ния знаний. Решать задачи по аналогии Строить аналогичные закономерности. Создавать модели с выделением су­щественных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково- символической форме Представлять информацию в виде текста, таб­лицы, схемы, в том числе с по­мощью ИКТ Уровневая характеристика сформированности коммуникативных универсальных учебных действий на разных этапах обучения Классы Доносить свою позицию до других, владея приё­мами монологической и диалогической речи Понимать другие позиции (взгляды, интересы) Договариваться с людьми, согласуя с ни­ми свои интересы и сделать что-то со­обща 1-2 классы - необхо­димый уро­вень Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (но уровне одного предло­жения или небольшого тек­ста). Учить наизусть стихотворе­ние, прозаический фраг­мент Вступать в беседу на уроке и в жизни Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пере­сказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни Совместно договаривать­ся о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять раз­личные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) 3-4 классы необходимый уровень (для 1-2 класса - это повышен-ный уровень) Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных речевых ситуа­ций, в том числе с помощью ИКТ. Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обос­новать приводя аргументы Слушать других, пытаться принимать другую точку зре­ния быть готовым высказать свою точку зрения. Читать вслух и про себя тек­сты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы, про­верять себя). Отделять новое от извест­ного, выделять главное, составлять план Выполняя различные ро­ли в группе, сотрудничать при решении проблемы (задачи). Учиться уважительно от­носиться к позиции друго­го, пытаться договари­ваться. Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходящий в три основных этапа: выполнение по образцу, содержащему способ действия («Представление), осуществление способа действия по его названию («Способ), применение необходимого способа действия в контексте учебной задачи («Овладение УУД) (М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая). Первый этан - выполнение учебного действия по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. Задание, предлагаемое ученику для выполнения, требует применения того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет, не знает ни алгоритма его выполнения, ни названия способа. Однако он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец, близкую аналогию. Кратко данный этан обозначается нами как «Представление». На этапе представления ученик в большинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого задания, может выполнить его только с опорой на образен на конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребенок может самостоятельно выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках тон же предметной области. Второй этап - осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этот этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа действия. Ученик знает, как называется этот способ в общепринятой или специально введенной педагогом терминологии. Он также знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что при сравнении он должен ответить себе на следующие вопросы: 1) Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения): 2) По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения); 3) Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление): 4) Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод). Третий этап - применение способа в контексте учебной деятельности. Назовем этот этан «Овладение УУД». Ученик уже готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Ученик также выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини-проекта является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы данного предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнить данный предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах. 3. Мониторинг УУД Мониторинг - это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса. Мониторинг - это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата. Разработанные способы оценки результатов мониторинга позволяют сделать выводы как относительно отдельного учащегося (позволяют судить о его продвижении к метапредметному образовательному результату начальной школы), так и относительно групп учащихся, имеющих сходные особенности и проблемы. На основе данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, коррекции темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом. Задачи мониторинга 1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе. Три этапа развития УУД являются одновременно тремя уровнями сформированности универсальных учебных действий для начальной школы. 2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД. 3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач но совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих средств их достижения. Данные мониторинга дают завучу начальной школы и директору возможность управления качеством образовательного процесса с учетом обоснованных и объективных показателей. Предметом мониторинга являются метапредметные универсальные учебные действия на разных этапах своего формирования. Универсальные учебные действия отражают владение учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления или оценки. Их формирование напрямую зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребенка. В процессе своего формирования УУД проходят ряд после­довательных стадий. Каждая стадия характеризуется тем или иным уровнем осознанности ученика во владении способом. Мониторинг проводится с 1 по 4 класс одни раз в год и позволяет отследить приращение у учащихся в уровне сформированности основных метапредметных УУД, сформулированных для начальной школы. В первом классе мониторингу формирования и развития УУД предшествует диагностическое обследование учащихся. Оно проводится на 3-4-й неделе сентября и позволяет педагогу определить стратегию работы с каждым учащимся по достижению высоких образовательных результатов. Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Каждое задание направлено на выявление уровня развития того или иного УУД в соответствии с базовым уровнем, отражающем планируемые метапредметные результаты начального образования. Сформированность каждого УУД проверяется на материале не менее чем двух предметов. Способы оценки результатов мониторинга позволяют сделать выводы как относительно отдельного учащегося, (позволяют судить о его продвижении к метанредметному образовательному результату начальной школы), так и относительно групп учащихся. Мониторинг - чрезвычайно перспективный инструмент педагогического анализа, отвечающий целям и задачам деятельности современного педагога. Научиться проводить мониторинг - значит подняться на новый уровень профессионального развития и мастерства. Для правильного проведения и интерпретации результатов рекомендуется внимательно ознакомиться с теоретическими разделами методического пособия до знакомства с самими заданиями. Показатели мониторинга УУД - это конкретные умения познавательного, организационного или коммуникативного характера, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры. Об уровне сформированности того или иного УУД судят на основе измерения показателей. В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения. Перечень показателей составлен на основе общего списка мета предметных универсальных учебных действий, содержащихся в ФГОС НОО. От 1 к 3 классу число показа­телей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается. ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая) Регулятивные УУД 1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи. 2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи. 3. Умение определять наиболее аффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной зада­чей и условиями ее решения. 4. Умение планировать последовательность учебных дей­ствий в соответствии с поставленной задачей. 5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учеб­ной деятельности. 6. Умение оценивать учебные действия, применяя различ­ные критерии оценки. 7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополне­ния и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. 8. Умение осознавать способы действий, приведших к ус­пеху или неуспеху. Познавательные УУД 9. Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков. 10. Умение осуществлять логическое действие синтез. И. Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным/самостоятельно выбранным критериям. 12. Умение осуществлять логическое действие класси­фикация но заданным и самостоятельно выбранным кри­териям. 13. Умение осуществлять логическое действие обобщение. 14. Умение устанавливать аналогии. 15. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. 16. Умение строить простые рассуждения на основе под­водящей информации (индуктивное умозаключение). 17. Умение строить простые рассуждения на основе под­водящей информации (дедуктивное умозаключение). 18. Умение подводить иод понятие на основе распознава­ния объектов, выделения существенных признаков и их обобщения. 19. Умение давать определение понятиям на основе на­чальных сведений о сущности и особенности объектов, про­цессов и явлений. 20. Умение использовать знаково-символические сред­ства для создания моделей изучаемых объектов для решения задач. 21. Умение находить существенные связи между меж­предметными понятиями, систематизировать и обобщать по­нятия. 22. Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точ­кам зрения. 23. Владение поисковыми и творческими способами ре­шения учебных и практических проблем. 24. Умение оценить информацию с точки зрения ее целе­сообразности в решении познавательной или коммуникатив­ной задачи. 25. Умение соотносить материальные и информацион­ные ресурсы образовательной среды с предметным содержа­нием. Коммуникативные УУД 26. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. 27. Умение формулировать точку зрения. 28. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации). 29. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений. 30. Умение определить общую цель и пути ее достижения. 31. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации. 32. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности. 33. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи. 34. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи. Мониторинг проводится в три этана. Первый этап - планирование. На этом этапе педагог планирует сроки и конкретный режим проведения мониторинговых задании. В целом, все задания необходимо провести в течение апреля, при этом возможны различные варианты организации работы. Например, учитель может выделить на проведение мониторинга специальные уроки. Их количество зависит от того, для какого класса планируется мониторинг. Другой вариант проведения заключается в том, что в течение двух недель учитель выделяет на своих уроках но 10-12 минут на выполнение того или иного модуля заданий (или двух модулей). Дробить задания одного модуля ни в коем случае нельзя. Рекомендуется для проведения мониторинга выделять время на втором-четвертом уроках со вторника по четверг включительно. Также желательно предлагать задания в начале выбранного урока. Второй этап - диагностика уровня сформированности метапредметных УУД. На этом этапе педагог организует выполнение учащимися заданий в классе во время урока. Третий этап - обработка и анализ результатов. Первич­ная обработка результатов осуществляется в специальных бланках, которые представлены в рабочей тетради и предназ­начены для извлечения. Для каждого модуля заполняется от­дельная таблица с «первичными» баллами. Необходимо изв­лечь листы первичной обработки результатов из тетрадей прежде, чем ученики приступят к выполнению заданий, под­писать их и хранить отдельно. Важно отметить, что эти лис­ты могут понадобиться и в последующие годы для сравнения результатов разных мониторинговых срезов. Обработку можно осуществлять в процессе проведения мониторинга, по мере выполнения модулей. После выполнения всех заданий итоговые баллы перено­сятся в сводную таблицу. Анализ результатов осуществляет­ся как на основе индивидуальных листов первичной обработ­ки результатов, так и на основе сводной таблицы. Карта наблюдения деятельности педагога по формированию УУД на уроке № Основные параметры Дата посещения урока, класс Эксперт: Учитель: Предмет Самоанализ/ самооценка Тема урока: 1 Личностные универсальные учебные действия Работает над смыслообразованием: -установление связи между учебной деятельностью и мотивом -формирование нравственно- эсте­тических ценностей II Регулятивные универсальные действия Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию Учит находить наиболее рациональ­ные способы выполнения задания Учит самооценке, самоконтролю вы­полняемой работы Учит работать по образцу, по алго­ритму Учит организации рабочего места, рациональному размещению учеб­ных средств Ill Чтение. Работа с текстом. 1 Уделяет на уроке внимание процес­су чтения 2. Находят в тексте конкретные факты, сведения 3. Определяют тему и главную мысль 4. Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками ин­формации 5. Учит работать с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами 6. Учит ориентироваться в словарях и справочниках. IV Коммуникативные универсальные учебные действия 1. Развивает внимание учащихся 2. Обучает умению слушать и записы­вать содержание и объяснения учи­теля или ответ ученика 3. Развивает монологическую, диало­говую речь, учит ставить вопросы 4. Учит правилам участия в коллектив­ной деятельности 5 Учит постановке вопросов 6. Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества V Познавательные (логические) действия 1. Работает над формированием ло­гических умений: анализ синтеза; сравнение; обобщение и классификация; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснова­ние; построение цепочек рассуждений. 2. Опирается на уже известное уча­щимся, их субъективный опыт. Учит формулировке проблемы. 3. Работает над формированием знаково-символическими действиями; -моделирование; -преобразование моделей с целью выявления законов 4 Вводит умение практически 5 Осуществляет межпредметные свя­зи Общая сумма баллов (примеча­ние: 1 балл за каждый параметр) max - 24 б. Карта заполняется после анализа урока двумя педагогами Эффективность урока =Сумма баллов х 100%= Максим, баллов Для диагностики можно использовать материалы из «Диагностического альбо­ма для оценки развития познавательной деятельности ребенка дошкольного и млад­шего школьного возраста» Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. 1. Умение принимать, сохранять и реализовывать учебную задачу исследуются методом корректурной пробы, с помощью таблицы Шульте и методики «Зашумленные картинки», классификации (познавательные УУД). 2. Учебные и познавательные мотивы изучаются с помощью методики изучения учебной мотивации и изучения внутренней позиции школьника (личностные УУД). 3. Действия планирования и контроля изучаются с помощью корректурной про­бы, составления рассказа по серии сюжетных картинок, матриц Равена (серия А, В), графических диктантов (регулятивные УУД). 4. Уровень умения выделить и передать предметов содержание, сделать вывод и поддержать беседу изучаются с помощью методики составления рассказа по серии сюжетных картин (коммуникативные УУД). Для изучения уровня сформированности личностных универсальных учебных действий могут использоваться следующие диагностические материалы: - анкетирование родителей и учителей по модифицированной методике Т.А. Нежновой, А Л. Венгера. Д.Б. Эльконина «Беседа о школе». «Школьная мотива­ция», направленные на изучение уровня сформированности действий самоопределе­ния и смыслообразования: - модифицированная задача Ж. Пиаже «Разбитая чашка», позволяющая опреде­лить степень сформированности действий нравственно-этического оценивания, спо­собности учитывать мотивы и намерения героев. Диагностические мате­риалы могут использоваться независимо от того, по какому УМК работает учитель За­дача: выявить уровень подготовки учащихся (повышенный, базовый или ниже базово­го) в начале обучения в школе и по окончанию первой ступени обучения. По результа­там диагностики в 1 классе учитель может определить подготовленность ребенка по математике, письму, чтению и частично окружающему миру (при условии выполнения дополнительного задания).
«Психолого-педагогическое сопровождение формирования учебной деятельности младших школьников» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot