Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психолого-педагогический аспект учебно-познавательной деятельности

  • 👀 297 просмотров
  • 📌 272 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Психолого-педагогический аспект учебно-познавательной деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психолого-педагогический аспект учебно-познавательной деятельности» docx
Лекция № 6 Психолого-педагогический аспект учебно-познавательной деятельности Имена Алексей Николаевич Леонтьев (психолог, 17 лет декан факультета Психологии в МГУ) Пётр Яковлевич Гальперин Психологическая структура учебной деятельности собственно деятельность – это система действий отвечающих определенному мотиву. Мотив – это главное, что отличает одну деятельность от другой. Без мотива деятельности не бывает. Деятельность всегда полимотивированна. отдельные действия – составляют деятельность, каждое действие направленно на достижение отчетливо сознаваемого промежуточного результата, т.е. цель (идеальный образ результата). Следует подчеркнуть, что не только действия могут быть деятельностью, но и наоборот, деятельность может утратить мотив вызвавший ее к жизни и превратиться в действие. Важнейшим положением в психологической теории деятельности является утверждение об общности строения деятельности внешней материальной и деятельности внутренней психической, осуществляемой в идеальном плане. Под мотивом понимается предмет потребности, побуждающий деятельность. Операции – это способ выполнения действия Интеоризация - переход (от внешней во внутреннюю) материальной деятельности в идеальную, а обратный процесс называется – экстериоризацией А.Н. Леонтьев: «То, что отражаясь в голове человека, побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называется мотивом этой же деятельности». А.Н. Леонтьев: «Опредмеченная потребность – это значит, что без предметной потребности не бывает мотивов». Классификация учебных внешних мотивов Положительные мотивы Отрицательные мотивы Высокие социальные (широкие), которые связаны с чувством гражданского долга перед страной, перед близкими, с представлением об учебе, как об обладании знаниями, с большими культурными ценностями Узколичностные мотивы, связаны с получением хорошей оценки, похвалы, награды, ради престижа, карьеры, самоутверждения связанные с угрозой, наказанием, порицанием, плохой оценкой, с авторитарным стилем общения. Внутренние мотивы зависят от факторов, которые лежат в самой учебной деятельности. Под внутренними мотивами понимаются познавательные мотивы, источником которых выступает осознанная познавательная потребность, (предметом этой потребности выступает только знания), удовлетворяемая в самой учебной деятельности. Алексей Николаевич Леонтьев пишет, что в отличие от внешних, внутренние мотивы возникают тогда, когда созданы такие условия, которые позволяют учащемуся поставить перед собой цель и действовать самостоятельно для ее достижения. Условия управления формированием положительных учебных мотивов 1. замеры и оценка исходного, текущего и итогового отношения к методическим приемам обучения, к способу действия с учебным материалом, и самому учебному предмету в целом для этого нужно заполнить пилотное анкетирование 2. градуировка целей обучения и планомерное знакомство с ними учащихся 3. регулярное знакомство студентов с методическими приемами, с помощью которых их обучают 4. предъявление в учебнике такого учебного материала, который мог бы оказать эмоциональное воздействие на учащегося. Такой материал должен быть подобран по уровню знания учащегося и интересами студентов, и содержащий малоизвестные факты 5. обеспечение учебного процесса достаточным количеством проблемных задач, которые активизируют мыслительную деятельность, этот материал должен побуждать к размышлению 6. организация процесса активного преобразования самими студентами объекта усвоения в результате ориентации его на определенные способы и приемы работы с учебным материалом, используя при этом обобщенные приемы 7. обеспечение ориентации студентов как на способы собственно учебной деятельности, так и на способы будущей профессиональной деятельности 8. ориентация студентов на способы самостоятельного приобретения знаний, навыков и умений 9. формирование внутренней потребности в саморазвитии (любознательность, целеустремленность и т.д.); 10. обеспечение студентов учебным материалом для самоконтроля, для адекватной самооценки, стимулирующая положительную мотивацию, сознательность и активность учащихся. 11. обеспечение подкрепление успехом, особенно на младших курсах; 12. становление межличностного общения преподавателя со студентами, в ситуации сотрудничества и партнерства, на основе диалога, который обеспечивает взаимопонимание между ними, так как это влияем на мотивационно-эмоциональную сферу общения, и благоприятствует, сознаю ситуации, где радость познания и общения неразделимы. Самооценка адекватная заниженная завышенная 15.10.2016 – лекция № 7 Общая характеристика Теории планомерного формирования умственных действий и понятий Имена Петр Яковлевич Гальперин Нина Фёдоровна Талызина Сущность теории Деятельностный подход к обучению означает, что процесс учения анализируется с позиций деятельности, что-то осмыслить можно только в деятельности, усвоить учебный материал можно также только в деятельности. Центральным звеном этой теории является – действие. Знание действия и умение действовать – это две стороны одного и того же действия. Знание – это информационно-образная часть действия, и тесно связано с умением. Усвоение знаний и применение их на практике происходит одновременно в действии. Элементы действия цель предмет средства операции субъект конечный продукт, какие навыки и умения должны сформироваться исходный материал, который должен быть преобразован в конечный продукт для достижения определенной цели с помощью них происходит преобразование предмета в продукт (правила, теории и т.п., на что можно опираться, что бы превратить (преобразовать) в продукт) выполняются в определенной последовательности и составляют процесс деятельности выполняет действие Качества действия Первичные Вторичные 1. Форма действия: ◦ материальная, (действие с конкретным объектом); ◦ материализованная, действия с материальной моделью объекта (смета, чертежи и т.д.); ◦ перспективная – это действия в плане восприятия (ухо, глаз); ◦ внешне-речевая, преобразование объекта осуществляется по внешней речи: вслух, говорить (я беру гвоздь, я беру молоток, я забиваю гвоздь молотком и т.д.); ◦ умственная (внутри-речевая). 1. Осознанность – сознательное выполнение действия (сознательность); 2. Мера обобщенности: Обобщенность характеризует выделение существенных для выполнения действия свойств предмета из других несущественных. Обобщение идет не только на основе общего в предметах, оно должно быть необходимым, но это тоже недостаточное условие. Основным показателем степени обобщения действия служит широта его переноса: ◦ выбор из несущественных признаков существенных; ◦ необходимость этих качеств; ◦ перенос. 2. Разумность – степень обобщенности и развернутости действия, чем выше мера обобщенности, тем разумнее действие; 3. Мера развернутости и свернутости действия. Каждое действие имеет свой состав операции, при формировании действий его нужно развернуть. Мера усвоения материала зависит от развернутости или полноты операций, то есть средств, как только действие начинает сверстываться при усвоении, путем упражнения, оно выполняется по формуле (5*5=25). 3. Прочность – зависит от формы осознанности, определяется мерой освоенности и количеством повторений; 4. Мера усвоения. От этого зависит мера автоматизма выполняемого действия, прочность усвоения определяется, когда действие выполняется быстро и легко, отсрочено (через какое-то время). 4. Мера абстракций – способность выполнять действие в отрыве от чувственно-наглядного материала. 5. Силовые характеристики – это величина усилий или напряжение при выполнении действия. Условия успешного управления формированием умственных действий Условие правильного выполнения нового действия СхООд • характеристика конечного продукта действия (какие навыки и умения должны быть освоены); • характеристика исходного материала (того, что должно быть превращено в заданный (конечный) продукт); • характеристика средства, с помощью которого могут быть получены результаты (конечный продукт: правила, теории); • характеристика алгоритма (строение действия). Условие усвоения действия Условие усвоения действия: Схему СхООд пишет либо сам преподаватель, либо вместе со студентом. 1. Знакомство со схемой, с ориентировочной основой действия (100%) включает в себя: ◦ создание положительной мотивации, путем проблемных вопросов или проблемных задач, усвоение всегда нужно начать с проблемных задач; 2. Материализованный этап. Опираясь на ООД, студент решает задачи. На этом этапе не должно быть много однотипных упражнений. 3. Внешне-речевой, учащийся должен рассказать своими словами и, как можно (красочнее), разнообразнее объекта, не опираясь на карту ООД, здесь действие не автоматизировано, не сокращено, но с пропусками отдельных операций. 4. Формирование действий во внутренней речи (про себя), в начале оно развернуто, но постепенно сворачивается и превращается в умственную; 5. Умственные действие становится автоматизированным и делается по формуле, и становится навыком. Лекция № 8 Психология познавательных процессов Ощущение Имена Аристотель Ч.Шеррингтон Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на рецепторы (Аристотель выделил 5 рецепторов). Предметы и явления действительности, которые воздействуют на наши органы чувств, называются – раздражителями. Физиологическим механизмом ощущение является деятельность нервных аппаратов, называемых анализаторами. Они производят синтез и анализ раздражителей. В действительности ощущений более 2.000. Нарушения восприятия ощущений Сенсибилизация (от лат. чувствительность) – повышение чувствительности под влиянием раздражителей. К сенсибилизации стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота). Утрата зрения и слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны такие случаи. Люди, лишенные осязания, занимаются скульптурой, у глухих настолько хорошо развивается вибрационная чувствительность, что они могут даже слушать музыку и танцевать. Вкусовые ощущения и обонятельные ощущения в чистом виде (редко) мало у кого развиваются с рождения. Они существуют у специально обученных людей – парфюмеры, дегустаторы. О чувствительности слуха могут судить музыканты. Известно, что у скрипача – звуко-частотная чувствительность выше, чем у пианиста. Синестезия (от греч. одновременное ощущение или совместные чувства), возникает, когда раздражение одного органа чувств накладывается на другой орган чувств и возникает другое ощущение. Так, сине-зеленый цвет вызывает ощущение холода. Виды ощущений. 3 классификации ощущений по месту расположения рецепторов по модальности классификация по Ч. Шеррингтону • по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителями вызывающем ощущение; • по времени возникновения ощущений в ходе эволюции (по виду раздражителей) Классификация по Ч. Шеррингтону Интероцептивные ощущения Контактные (слуховые). Экстероцептивные ощущения Проприоцептивные ощущение (органические, то, что происходит в организме). Они делятся на дистантные (зрительные, которые передают информацию – 85%, слуховые – 9%, остальные – 6%). возникают при внешних воздействиях раздражителей на рецепторы, расположенных на поверхности тела (холод). расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью мозг получает информацию о положении тела (мышцы). 22.10.2016 – лекция № 9 Восприятие Сущность восприятия . Восприятие – отражено в сознании человека, предметов явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей, событий. В отличие от ощущений восприятие отражает предмет в целом, представляя собой особую качественно новую ступень чувственного сознания. Важнейшие особенности восприятия Предметность восприятия выражается в факте объективации предмета, т.е. соотнесении знаний, полученных из внешнего мира, с предметом (соотношение слова и понятия). Пример: стол – 4 ножки. Целостность (структурность) восприятия. Под целостностью понимается восприятие целого предмета, даже на основе не полной структуры сознания целостного образа. Константность восприятие предмета или явления как нечто постоянного по форме, цвету, величине и т.п. Категориальность восприятия. Любое слово всегда выражает определенное явление или предмет, и относится к той категории предметов или явлений, которое обозначает это слово. Осмысленность (осознанность), название (восприятие) предмета тесно связано с мышлением и пониманием сущности предмета. Если мы правильно воспринимаем предмет или явление, то мы можем передать понимание его и назвать это во внутренней речи своими словами (связанно с мышлением). Сознательное восприятие, осуществляется посредством языка, речи в обобщениях. Произвольное восприятие регулируется задачей, т.е. целью воспринять тот или иной предмет, или явление (ознакомится с ним). Восприятие может быть включено в какую-либо деятельность, или же выступать как самостоятельная деятельность. Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие – это тогда, когда руководствуются не заранее поставленной целью или задачей, а руководствуются внешними обстоятельствами (реклама, афиша и т.д.). Восприятию способствует: • контрастность • величина предметов • цвет предмета • опора на прошлый опыт учащихся, на их знания, навыки и умения • решение креативных (творческих) – к этому подводит проблемно-поисковый метод, проблемные вопросы, проблемные задачи (это вопрос «что это?», и чтобы решить ответить на вопросы «как?») • речь преподавателя: грамотность, выразительность, эмоциональность, логичность, чёткость, последовательность. Больше всех на себя обращает внимание тот предмет, что не имеет углов. Условие восприятия речи Материал лекции необходимо группировать не более чем в 5 (пяти) проблемах: Следует учитывать дискретный (прерывистый, состоящий из нескольких (отдельных) частей) характер восприятия лекции. Вовремя слушанья происходит перекодировка лекции; 3. Необходимо принимать во внимание апперцепцию (закончить речь говорящего своими словами) – влияние прошлого опыта. Она определяется уровнем владения родной речи, предметом о которой, идёт речь, практикой слушанья, уровнем общей культуры, образованием, возрастом Следует использовать антиципацию (предвосхищение) – проявление познавательной активной деятельности человека, позволяющие предугадать будущие события, используя опыт, полученный в прошлом; Текстовый материал должен содержать не менее 70% избыточной информации (т.е. подчеркнуть основной смысл со словами вокруг, «обувать, одевать» основную идею); При восприятии в памяти речевого сообщения отдавать предпочтение началу и концу лекции, так называемый «эффект края»; Основная мысль лекции должна формулироваться преподавателем в начале и в конце лекции. Лекция № 10 Внимание Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на предметах, явлениях действительности, предполагающее повышение уровня сенсорной (ухо, глаз), интеллектуальной и двигательной активности индивида Внимание является одним из условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от других познавательных процессов внимание не имеет своего содержания. Оно является динамической стороной всех познавательных процессов. Виды внимания Непроизвольное внимание Произвольное внимание Послепроизвольне внимание (возникает тогда, когда нет определенных целей и задач) возникает и поддерживается независимо от сознательной цели (намерений) без волевых усилий человека. К основным условиям возникновения непроизвольного внимания следует отнести: • интерес; • новизна; • реклама; • наличие сильных раздражителей: (громких звуков, ярких красок, резких запахов, решающим раздражителем является контрастность). Это сознательно направляемое и регулируемое волей сосредоточение. Произвольное внимание формируется на основе непроизвольного. При произвольном внимании человек перед собой ставит задачу (цель) и сознательно вырабатывает программу (план) действий. Выполняет этот план, для которого нужно усилие воли, с той целью, которая необходима для выполнения действия. Характеризуется длительной сосредоточенностью (умственной). С ним связывают умственно-плодотворную деятельность. Послепроизвольное внимание формируется на основе произвольного внимания, которое протекает с усилием волевых качеств, затем проявляется интерес к этой работе, и внимание переходит постепенно в послепроизвольное. Устойчивость внимания – это характеристика внимания во времени, которое определяется длительностью сохранения интенсивного внимания в течение длительного времени. Устойчивость внимания усиливается со сложностью материала, и его интересностью. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе от одного действия к другому. Переключение внимания, устраняет утомляемость. Распределение внимания – свойство, с которым связана возможность одновременного совмещение успешного выполнения нескольких действий. Объем внимания: Основным условием расширение объема внимания является формирование умений: • группировать; • систематизировать; • объединять по смыслу; • воспринимать материал. Внимание в учебном процессе • интерес учащегося к предмету (материалу) элементы творчества, решение проблемных задач; • четкая организация учебного процесса; • речь преподавателя • четкое и логически построенное изложение; • наглядность (таблицы, схемы, технические средства обучения) • разнообразие примеров обучения (чрезмерное разнообразие утомляет); • зрительная опора в любом виде (только слуховая – утомляет); • план, который предваряет лекцию; • резюме лекции (краткое содержание лекции, отношение к услышанному содержанию, оценка лекции).
«Психолого-педагогический аспект учебно-познавательной деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot