Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 6
Психолого-педагогический аспект учебно-познавательной деятельности
Учение, как мне учить?
Деятельность начинается
с
Цели и мотивы Субъекта
заканчивается
План:
1. Психологическая структура учебной деятельности.
2. Сущность мотивации. Понятие мотива.
3. Классификация учебных мотивов:
3.1. Внешние мотивы (положительные, социальные,
узколичностные);
3.2. Внешние отрицательные;
3.3. Внутренние мотивы.
4. Условия управления формированием положительных учебных мотивов.
5. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий.
1. Психологическая структура учебной деятельности
На психологическом уровне деятельность определяется как совокупность процессов реального бытия человека, опосредованных сознательным отражением. Алексей Николаевич Леонтьев (психолог, 17 лет декан факультета Психологии в МГУ).
Выделяет в деятельности, следующие структурные компоненты:
• собственно деятельность – это система действий отвечающих определенному мотиву, под мотивом понимается предмет потребности, побуждающий деятельность. Мотив – это главное, что отличает одну деятельность от другой. Без мотива деятельности не бывает. Деятельность всегда полимотивированна.
• отдельные действия – составляют деятельность, каждое действие направленно на достижение отчетливо сознаваемого промежуточного результата, т.е. цель (идеальный образ результата). Каждое действие отвечает цели. Если мотив отвечает на вопрос «Ради чего осуществляется деятельность?», то цель отвечает на вопрос «Что должно быть получено в результате конкретного акта?» Мотив побуждает деятельность, а цель направляет ее. Каждое действие делиться на операции, а операции – это способ выполнения действия. При изучении иностранного языка взрослыми людьми, освоение и произношение отдельных звуков выступает в качестве особого действия. Отвечает самостоятельной цели, но как только это действие освоено, оно теряет свою самостоятельность, ценность и превращается в средство произношения слов. На уровне сознания контролируется только содержание цели, а звуковой состав реализуется подсознательно. Следует подчеркнуть, что не только действия могут быть деятельностью, но и наоборот, деятельность может утратить мотив вызвавший ее к жизни и превратиться в действие. Важнейшим положением в психологической теории деятельности является утверждение об общности строения деятельности внешней материальной и деятельности внутренней психической, осуществляемой в идеальном плане.
Интеоризация - переход (от внешней во внутреннюю) материальной деятельности в идеальную, а обратный процесс называется –
экстериоризацией (Пётр Яковлевич Гальперин). (Наоборот, тобы научиться чему то, сначала внешние).
2. Сущность мотивации
Понятие мотивации определяют психологи по-разному, как единый мотив и как систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя мотивы, потребности, интересы, установки, ценности, идеалы, убеждения и т.д.
А.Н. Леонтьев: «То, что отражаясь в голове человека, побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называется мотивом этой же деятельности».
А.Н. Леонтьев: «Опредмеченная потребность – это значит, что без предметной потребности не бывает мотивов».
У одного учащегося в качестве предмета потребности могут выступать знания, а у другого обещанная награда или хорошая оценка. В первом случае учащегося побуждает к деятельности внутренняя мотивация по отношению к деятельности и к личности – мотив является внутренним, а во втором случае к личности он (мотив) – внутренний, а по отношению к деятельности – внешний. Всё зависит от связи мотива с содержанием выполняемой деятельности.
3. Классификация учебных мотивов
Внешние мотивы зависят от факторов, лежащих вне собственно учебной деятельности. Они могу быть положительными и отрицательными.
Положительные мотивы бывают двух видов:
1. Высокие социальные (широкие), которые связаны с чувством гражданского долга перед страной, перед близкими, с представлением об учебе, как об обладании знаниями, с большими культурными ценностями;
2. Узколичностные мотивы, связаны с получением хорошей оценки, похвалы, награды, ради престижа, карьеры, самоутверждения.
Отрицательные внешние мотивы, связанные с угрозой, наказанием, порицанием, плохой оценкой, с авторитарным стилем общения.
Для того чтобы деятельность полноценно выполнялась, нужны не только внешние, но и внутренние мотивы.
Внутренние мотивы зависят от факторов, которые лежат в самой учебной деятельности.
Под внутренними мотивами понимаются познавательные мотивы, источником которых выступает осознанная познавательная потребность, (предметом этой потребности выступает только знания), удовлетворяемая в самой учебной деятельности.
Познавательный мотив придает учебной деятельности особый личностный смысл. Познавательный мотив осознается учащимися, они реально действенные, и знания в этом случае усваиваются осознанно, они для учащегося становятся личностно-значимыми. В основе внутренних познавательных мотивов лежит бескорыстие, любознательность, неудержимое стремление познать все.
Алексей Николаевич Леонтьев пишет, что в отличие от внешних, внутренние мотивы возникают тогда, когда созданы такие условия, которые позволяют учащемуся поставить перед собой цель и действовать самостоятельно для ее достижения.
Внутренний мотив может быть сформирован не только к самим знаниям, но и способами и приемами овладения этими знаниями. Внешние мотивы только понимаются учащимися, но не осознаются ими, поэтому в учебной деятельности они не имеют силы как внутренние мотивы.
Учебная деятельность выполняется полноценно только тогда, когда задействованы внешние и внутренние мотивы.
4. Условия управления формированием положительных учебных мотивов (по М.М. Васильевой)
1. замеры и оценка исходного, текущего и итогового отношения к методическим приемам обучения, к способу действия с учебным материалом, и самому учебному предмету в целом для этого нужно заполнить пилотное анкетирование;
2. градуировка целей обучения и планомерное знакомство с ними учащихся;
3. регулярное знакомство студентов с методическими приемами, с помощью которых их обучают;
4. предъявление в учебнике такого учебного материала, который мог бы оказать эмоциональное воздействие на учащегося. Такой материал должен быть подобран по уровню знания учащегося и интересами студентов, и содержащий малоизвестные факты;
5. обеспечение учебного процесса достаточным количеством проблемных задач, которые активизируют мыслительную деятельность, этот материал должен побуждать к размышлению;
6. организация процесса активного преобразования самими студентами объекта усвоения в результате ориентации его на определенные способы и приемы работы с учебным материалом, используя при этом обобщенные приемы;
7. обеспечение ориентации студентов как на способы собственно учебной деятельности, так и на способы будущей профессиональной деятельности;
8. ориентация студентов на способы самостоятельного приобретения знаний, навыков и умений;
9. формирование внутренней потребности в саморазвитии (любознательность, целеустремленность и т.д.);
10. обеспечение студентов учебным материалом для самоконтроля, для адекватной самооценки, стимулирующая положительную мотивацию, сознательность и активность учащихся.
самооценка
адекватная заниженная завышенная
(нытьё, не умею) (почему его замечают,
а меня нет)
11) обеспечение подкрепление успехом, особенно на младших курсах;
12) становление межличностного общения преподавателя со студентами, в ситуации сотрудничества и партнерства, на основе диалога, который обеспечивает взаимопонимание между ними, так как это влияем на мотивационно-эмоциональную сферу общения, и благоприятствует, сознаю ситуации, где радость познания и общения неразделимы.
Антуан де Сент-Экзюпери писал: «самая важная радость – ОБЩЕНИЕ».
Внешние мотивы – не осознаваемы (не связаны с учебной деятельностью).
Мотив = цели
Мотивацию внутреннюю можно применить не только к знаниям, но и к методам, формам, то есть, к примеру, непрофилирующие дисциплины можно интересно формировать.
Действие состоит из 2-х частей:
• информационно-образная часть действия;
• навыки, как я буду выполнять это действие?
15.10.2016 – лекция № 7
Общая характеристика
Теории планомерного формирования умственных действий и понятий
План:
1. Сущность теории.
2. Структурный и функциональный анализ действий.
3. Характеристика действий (первичные и вторичные качества действия).
4. Условия успешного управления формированием умственных действий:
4.1 Условие правильного выполнения нового действия;
4.2 Условие усвоения действия.
1. Сущность теории
Эта теория построена и разработана на деятельности ученым-психологом Петром Яковлевичем Гальперином.
Деятельностный подход к обучению означает, что процесс учения анализируется с позиций деятельности, что-то осмыслить можно только в деятельности, усвоить учебный материал можно также только в деятельности.
В процессе обучения оказалось, что наиболее эффективно организовать деятельность учащегося можно только во внешней форме и затем его последующего перевода во внутреннюю форму (умственную) возможно только с помощью теорий, разработанной Петром Яковлевичем Гальпериным и научной школой Нины Фёдоровны Талызиной.
Центральным звеном этой теории является – действие.
Знание действия и умение действовать – это две стороны одного и того же действия.
Знание – это информационно-образная часть действия, и тесно связано с умением. Усвоение знаний и применение их на практике происходит одновременно в действии.
2. Структурный и функциональный анализ действий
Анализ учения должен начинаться всегда с выделения той деятельности, которую учащийся должен выполнять, чтобы решить поставленную перед ним задачу, затем проводится структурный и функциональный анализ действий.
В действии выделяются следующие элементы:
• цель (конечный продукт, какие навыки и умения должны сформироваться);
• предмет, на который (исходный материал, который должен быть преобразован в конечный продукт для достижения определенной цели);
• средства преобразование предмета в продукт (правила, теории и т.п., на что можно опираться, что бы превратить (преобразовать) в продукт);
• операции, они выполняются в определенной последовательности и составляют процесс деятельности;
• субъект, выполняющий действие.
3. Характеристика действий (первичные и вторичные качества действия)
1. Ориентировочная часть действий, ориентировочные операции, которые составляют правильный способ действия.
2. Исполнительная часть. Реальные преобразования исходного материала в заданный продукт.
3. Контрольная часть. Контрольные операции:
3.1 Качества действия
Первичные качества:
1. Форма действия:
◦ материальная, (действие с конкретным объектом);
◦ материализованная, действия с материальной моделью объекта (смета, чертежи и т.д.);
◦ перспективная – это действия в плане восприятия (ухо, глаз);
◦ внешне-речевая, преобразование объекта осуществляется по внешней речи: вслух, говорить (я беру гвоздь, я беру молоток, я забиваю гвоздь молотком и т.д.);
◦ умственная (внутри-речевая).
2. Мера обобщенности:
Обобщенность характеризует выделение существенных для выполнения действия свойств предмета из других несущественных. Обобщение идет не только на основе общего в предметах, оно должно быть необходимым, но это тоже недостаточное условие. Основным показателем степени обобщения действия служит широта его переноса:
◦ выбор из несущественных признаков существенных;
◦ необходимость этих качеств;
◦ перенос.
3. Мера развернутости и свернутости действия.
Каждое действие имеет свой состав операции, при формировании действий его нужно развернуть. Мера усвоения материала зависит от развернутости или полноты операций, то есть средств, как только действие начинает сверстываться при усвоении, путем упражнения, оно выполняется по формуле (5*5=25).
4. Мера усвоения.
От этого зависит мера автоматизма выполняемого действия, прочность усвоения определяется, когда действие выполняется быстро и легко, отсрочено (через какое-то время).
5. Силовые характеристики – это величина усилий или напряжение при выполнении действия.
Вторичные качества:
Вторичные качества возникают в результате комбинации первичных характеристик. Это:
1. осознанность – сознательное выполнение действия (сознательность);
2. разумность – степень обобщенности и развернутости действия, чем выше мера обобщенности, тем разумнее действие;
3. прочность – зависит от формы осознанности, определяется мерой освоенности и количеством повторений;
4. мера абстракций – способность выполнять действие в отрыве от чувственно-наглядного материала.
4. Условия успешного управления формированием умственных действий
4.1 Условие правильного выполнения нового действия
Условие правильного выполнения нового действия:
Составляется схема ориентировочной основы действий в виде дифференцированного плана (причем бумажная версия), (СхООд):
• характеристика конечного продукта действия (какие навыки и умения должны быть освоены);
• характеристика исходного материала (того, что должно быть превращено в заданный (конечный) продукт);
• характеристика средства, с помощью которого могут быть получены результаты (конечный продукт: правила, теории);
• характеристика алгоритма (строение действия).
4.2 Условие усвоения действия
Условие усвоения действия:
Схему СхООд пишет либо сам преподаватель, либо вместе со студентом.
1. Знакомство со схемой, с ориентировочной основой действия (100%) включает в себя:
◦ создание положительной мотивации, путем проблемных вопросов или проблемных задач, усвоение всегда нужно начать с проблемных задач;
2. Материализованный этап. Опираясь на ООД, студент решает задачи. На этом этапе не должно быть много однотипных упражнений.
3. Внешне-речевой, учащийся должен рассказать своими словами и, как можно (красочнее), разнообразнее объекта, не опираясь на карту ООД, здесь действие не автоматизировано, не сокращено, но с пропусками отдельных операций.
4. Формирование действий во внутренней речи (про себя), в начале оно развернуто, но постепенно сворачивается и превращается в умственную;
5. Умственные действие становится автоматизированным и делается по формуле, и становится навыком.
Лекция № 8
Психология познавательных процессов
Ощущение
План:
1. Роль ощущений в процессе действия.
2. Раскрытие и понятие «ощущение».
3. Возникновение ощущения.
4. Сенсибилизация и синестезия.
5. Виды ощущений.
6. Систематизация ощущений по Ч.Шеррингтону (Чарли Скотт Шеррингтон).
1. Роль ощущений в процессе действия
Познавательная деятельность складывается из познавательных процессов:
◦ ощущения;
◦ восприятия;
◦ внимания;
◦ памяти;
◦ мышления;
◦ воображения.
2. Раскрытие и понятие «ощущение»
Ощущение о богатстве окружающего мира, звуках, красках, запахах, температуре и многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в сознание. Исследователи показали, что сенсорная (ухо, глаз) изоляция свидетельствует о том, насколько сильна у человека изоляция, насколько сильна потребность в этой замене чем-то другим.
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на рецепторы (Аристотель выделил 5 рецепторов).
3. Возникновение ощущения
С одной стороны, ощущения всегда объективны, так как в них отражен внешний раздражитель, а с другой стороны ощущения – субъективны, поскольку зависят от рецепторов (состояния нервной системы).
Предметы и явления действительности, которые воздействуют на наши органы чувств, называются – раздражителями.
Физиологическим механизмом ощущение является деятельность нервных аппаратов, называемых анализаторами. Они производят синтез и анализ раздражителей.
• глаз – мозг
Рецептор соединяется с ядром мозга, соединяется путем афферентных нервных путей (центростремительных), а обратно в рецептор связь осуществляется эфферентными нервными путями, центробежные нервные пути (мозговой конец анализатора).
Анализатор состоит из 3-х частей:
• периферический отдел, рецепторы и органы чувств (центростремительные и центробежные);
• афферентные и эфферентные пути соединения с периферическими;
• подкорковый и корковые отделы (ядро, мозговой конец анализатора).
Аристотель выделил 5 рецепторов:
• зрение;
• слух;
• обоняние;
• осязание;
• вкус.
В действительности ощущений более 2.000.
4. Сенсибилизация и синестезия
Сенсибилизация (от лат. чувствительность) – повышение чувствительности под влиянием раздражителей. К сенсибилизации стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота). Утрата зрения и слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны такие случаи. Люди, лишенные осязания, занимаются скульптурой, у глухих настолько хорошо развивается вибрационная чувствительность, что они могут даже слушать музыку и танцевать.
Вкусовые ощущения и обонятельные ощущения в чистом виде (редко) мало у кого развиваются с рождения. Они существуют у специально обученных людей – парфюмеры, дегустаторы.
О чувствительности слуха могут судить музыканты. Известно, что у скрипача – звуко-частотная чувствительность выше, чем у пианиста.
Синестезия (от греч. одновременное ощущение или совместные чувства), возникает, когда раздражение одного органа чувств накладывается на другой орган чувств и возникает другое ощущение. Так, сине-зеленый цвет вызывает ощущение холода.
5. Виды ощущений
Виды ощущений.
Существует 3 классификации ощущений, которые подразделяются по следующим критериям:
1. по месту расположения рецепторов:
◦ по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителями вызывающем ощущение;
◦ по времени возникновения ощущений в ходе эволюции.
2. по модальности (по виду раздражителей);
3. классификация по Ч. Шеррингтону.
6. Систематизация ощущений по Ч.Шеррингтону (Чарли Скотт Шеррингтон)
Классификация по Шеррингтону: .
1. Интероцептивные ощущения (органические, то, что происходит в организме). Они делятся на дистантные (зрительные, которые передают информацию – 85%, слуховые – 9%, остальные – 6%).
2. Контактные (слуховые).
3. Экстероцептивные ощущения возникают при внешних воздействиях раздражителей на рецепторы, расположенных на поверхности тела (холод).
4. Проприоцептивные ощущение расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью мозг получает информацию о положении тела (мышцы).
22.10.2016 – лекция № 9
Восприятие
План:
1. Сущность восприятия.
2. Важнейшие особенности восприятия.
3. Виды восприятия:
3.1 Произвольное (преднамеренное);
3.2 Непроизвольное (непреднамеренное).
4. Организация восприятия в учебной деятельности (условия и педагогические приёмы).
5. Восприятие лекции.
1. Сущность восприятия
Человек живет в мире вещей, предметов, сложных ситуаций, когда он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с цельными образами.
Например:
Воспринимаемый нами апельсин, фактически объединяет вкусовые, зрительные, обонятельные впечатления и наши знания о нем (кислый/сладкий, с косточками/без, спелый/не спелый и т.д.) лишь в результате такого объединения изолированных ощущений, превращается в целостное восприятие.
Восприятие – отражено в сознании человека, предметов явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей, событий. В отличие от ощущений восприятие отражает предмет в целом, представляя собой особую качественно новую ступень чувственного сознания.
2. Важнейшие особенности восприятия
Предметность восприятия выражается в факте объективации предмета, т.е. соотнесении знаний, полученных из внешнего мира, с предметом (соотношение слова и понятия).
Пример: стол – 4 ножки.
Целостность (структурность) восприятия. Под целостностью понимается восприятие целого предмета, даже на основе не полной структуры сознания целостного образа.
Константность восприятие предмета или явления как нечто постоянного по форме, цвету, величине и т.п.
Категориальность восприятия. Любое слово всегда выражает определенное явление или предмет, и относится к той категории предметов или явлений, которое обозначает это слово.
Осмысленность (осознанность), название (восприятие) предмета тесно связано с мышлением и пониманием сущности предмета. Если мы правильно воспринимаем предмет или явление, то мы можем передать понимание его и назвать это во внутренней речи своими словами (связанно с мышлением).
Сознательное восприятие, осуществляется посредством языка, речи в обобщениях.
3. Виды восприятий
Виды восприятий классифицируются в зависимости от того, какой анализатор доминирует (преобладает) в процессе восприятия.
Различают:
• зрительное восприятие (85 – 90%)
• слуховое восприятие (9%)
• обонятельно-вкусовое и кинестезическое (двигательно-моторное) восприятие – 1%
• двигательное восприятие участвует во всех видах восприятия.
2 вида классификаций:
a. Произвольное восприятие
Произвольное восприятие регулируется задачей, т.е. целью воспринять тот или иной предмет, или явление (ознакомится с ним). Восприятие может быть включено в какую-либо деятельность, или же выступать как самостоятельная деятельность.
b. Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие
Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие – это тогда, когда руководствуются не заранее поставленной целью или задачей, а руководствуются внешними обстоятельствами (реклама, афиша и т.д.).
4. Организация восприятия в учебной деятельности(условия и педагогические примеры)
1. Наблюдение (очень важно организовать наблюдение на занятиях).
Важнейшим условием произвольного восприятия является уяснение задачи, предварительная разработка плана и способа наблюдения. Астроном М.Миллер, немец писал; «От нас самих зависит прозрение, нам лишь стоит дотронуться до своих глаз магическим железом, названным «знай на что смотреть»».
С принципом наглядности (разработал Константин Дмитриевич Ушинский) в обучении связан успех четкой постановки задачи, знаниями наблюдателя. Эффективность наблюдения тесно связана с умением сравнения, сопоставления различных предметов, различных их форм и сторон, различать их связи и взаимодействия друг с другом, увидеть в них сааме существенное (что в них есть).
Эффективность восприятия зависит также от умений обобщать, структурировать, выделять инвариантные структуры материала, группировать, систематизировать, классифицировать, замечать их связь и взаимодействие друг с другом. Обучение строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.
Восприятию способствует:
• контрастность;
• величина предметов;
• цвет предмета;
• опора на прошлый опыт учащихся, на их знания, навыки и умения;
• решение креативных (творческих) – к этому подводит проблемно-поисковый метод, проблемные вопросы, проблемные задачи (это вопрос «что это?», и чтобы решить ответить на вопросы «как?»);
субъект мотив
– познавательно-психический процесс
действия (операции)
Больше всех на себя обращает внимание тот предмет, что не имеет углов.
Мотив = Цель
Ощущение – восприятие – память – мышление – воображение – фантазия, (познавательно-психические процессы).
• речь преподавателя: грамотность, выразительность, эмоциональность, логичность, чёткость, последовательность.
5. Восприятие лекции
Условие восприятия речи
1. Материал лекции необходимо группировать не более чем в 5 (пяти) проблемах:
Пример:
1. …
2. …
3. …
4. …
5. …;
2. Следует учитывать дискретный (прерывистый, состоящий из нескольких (отдельных) частей) характер восприятия лекции. Вовремя слушанья происходит перекодировка лекции;
3. Необходимо принимать во внимание апперцепцию (закончить речь говорящего своими словами) – влияние прошлого опыта. Она определяется уровнем владения родной речи, предметом о которой, идёт речь, практикой слушанья, уровнем общей культуры, образованием, возрастом (в том случае, если накоплен со временем, но, по мнению Марианны Матвеевны Васильевой – это не верно!);
4. Следует использовать антиципацию (предвосхищение) – проявление познавательной активной деятельности человека, позволяющие предугадать будущие события, используя опыт, полученный в прошлом;
5. Текстовый материал должен содержать не менее 70% избыточной информации (т.е. подчеркнуть основной смысл со словами вокруг, «обувать, одевать» основную идею);
6. При восприятии в памяти речевого сообщения отдавать предпочтение началу и концу лекции, так называемый «эффект края»;
7. Основная мысль лекции должна формулироваться преподавателем в начале и в конце лекции.
Лекция № 10
Внимание
План:
1. Определение понятия «внимание».
2. Непроизвольное внимание и произвольное внимание.
3. Послепроизвольное внимание.
4. Структура внимания.
5. Внимание в учебном процессе.
1. Определение понятия «внимание»
Внимание является одним из условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от других познавательных процессов внимание не имеет своего содержания. Оно является динамической стороной всех познавательных процессов.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на предметах, явлениях действительности, предполагающее повышение уровня сенсорной (ухо, глаз), интеллектуальной и двигательной активности индивида (ОПРЕДЕЛЕНИЕ).
Интеллектуальный:
• умный;
• умеющий решать проблемные задачи;
• широко культурный.
2. Непроизвольное внимание и произвольное внимание
Направленность проявляется в избирательности в произвольном и непроизвольном выборе, выделение объектов, соответствующих потребности субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность (концентрация) – на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов.
В зависимости от объекта сосредоточения выделяются следующие формы проявления внимания:
• сенсорное (ухо, глаз);
• интеллектуальное;
• моторное (двигательное).
Внимание проявляется в восприятии, в памяти и мышлении, и способствует их эффективности.
По характеру происхождения и способам осуществления в психологии выделяют 3 (три) вида внимания:
• непроизвольное;
• произвольное;
• послепроизвольное.
Непроизвольное внимание (возникает тогда, когда нет определенных целей и задач) возникает и поддерживается независимо от сознательной цели (намерений) без волевых усилий человека. К основным условиям возникновения непроизвольного внимания следует отнести:
• интерес;
• новизна;
• реклама;
• наличие сильных раздражителей: (громких звуков, ярких красок, резких запахов, решающим раздражителем является контрастность).
Непроизвольное внимание привлекает всё то, что имеет жизненное значение.
Произвольное внимание – сознательно направляемое и регулируемое волей сосредоточение. Произвольное внимание формируется на основе непроизвольного.
При произвольном внимании человек перед собой ставит задачу (цель) и сознательно вырабатывает программу (план) действий. Выполняет этот план, для которого нужно усилие воли, с той целью, которая необходима для выполнения действия.
3. Послепроизвольное внимание
Послепроизвольне внимание характеризуется длительной сосредоточенностью (умственной). С ним связывают умственно-плодотворную деятельность.
Послепроизвольное внимание формируется на основе произвольного внимания, которое протекает с усилием волевых качеств, затем проявляется интерес к этой работе, и внимание переходит постепенно в послепроизвольное.
4. Структура внимания
Внимание характеризуется различными качествами, (свойствами):
◦ устойчивость внимания;
◦ переключение внимания;
◦ распределение внимания;
◦ объем внимания.
Устойчивость внимания – это характеристика внимания во времени, которое определяется длительностью сохранения интенсивного внимания в течение длительного времени. Устойчивость внимания усиливается со сложностью материала, и его интересностью.
Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе от одного действия к другому. Переключение внимания, устраняет утомляемость.
Распределение внимания – свойство, с которым связана возможность одновременного совмещение успешного выполнения нескольких действий.
Пример:
• водитель транспорта;
• преподаватель, читающий лекции (одновременное чтение лекции и учет состояния аудитории, следит за состоянием слушателей).
Объем внимания:
Психологи экспериментально установили, что при восприятии множества простых объектов (фигуры, знаки, символы) объем внимания взрослого человека равен в среднем 5-7 элементам. В интервале времен от 0,07 до 0,1 секунды. Но в зависимости от заинтересованности, степени осмысления объекта объем внимания в этом же интервале увеличивается до 14 элементов.
Основным условием расширение объема внимания является формирование умений:
• группировать;
• систематизировать;
• объединять по смыслу;
• воспринимать материал.
5. Внимание в учебном процессе
Следующие условия и приемы:
• интерес учащегося к предмету (материалу) элементы творчества, решение проблемных задач;
• четкая организация учебного процесса;
• речь преподавателя
• четкое и логически построенное изложение;
• наглядность (таблицы, схемы, технические средства обучения)
• разнообразие примеров обучения (чрезмерное разнообразие утомляет);
• зрительная опора в любом виде (только слуховая – утомляет);
• план, который предваряет лекцию;
• резюме лекции (краткое содержание лекции, отношение к услышанному содержанию, оценка лекции).