Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей
Цель занятия: познакомиться с психолого-педагогическими особенностями развития творческих способностей дошкольников при накоплении опыта, приобретение умений, навыков, развития воображения, сущность обучения в развитии творческих способностей в дошкольном возрасте. Основные понятия: анатомо-физиологические задатки, способности к изобразительной деятельности, индивидуальный подход, методы обучения
изобразительной деятельности, обследование, наблюдение.
Вопрос 1. Анатомо-физиологические задатки развития изобразительных способностей
Анализ психологических особенностей представляет собой один из значимых аспектов структурно-содержательной характеристики способностей, являясь объективным выражением разнообразных видов человеческой деятельности, опирающимся на особенности соотношений в использовании человеком знаний, умений и навыков:
• способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения (Б. М. Теплов);
• знания, умения, навыки рассматриваются как один из компонентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков (С.Л. Рубинштейн);
• одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат совершенствования, обобщения умений и навыков
{А.Г.Ковалев, В. Н. Мясищев);
• способность включает все подструктуры личности, в том числе знания, умения, навыки (К. К. Платонов).
В.И. Кузин полагал, что развитие изобразительных способностей может проходить в процессе освоения знаний, умений и навыков.
Л.А.Венгер выдвинул предположение, о рассмотрении способностей как ориентировочных действий, опираюсь на следующие суждения:
• деятельность можно охарактеризовать ориентировочной и исполнительской частями, а именно – к ориентировочным действиям относится оценивание поставленной цели, характеристика факторов, сопоставление собственных возможностей с путями разрешения, подбор инструментария и определение способов; исполнительские действия представляют собой практическую активность и выполнение поставленных задач;
• знания, умения и навыки отнесятся к практической области деятельности (практическая или познавательная деятельность);
• ориентировочные действия представляют собой не отдельный вид деятельности, а являются частью общего механизма достижения результата.
Таким образом, действия ориентировочного характера следует понимать не только косвенных манипуляций при усвоении информации или ее практическом применении, но и обеспечивают успешность в освоении знаний и навыков.
Отметим, что формирование способностей происходит с опорой на врожденные задатки, представленные:
◦ типологическими свойствами нервной системы (качество работы различных анализаторов, областей коры больших полушарий головного мозга), с которыми связывается скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.;
◦ соотношением I и II сигнальных систем, взаимодействием и специализацией полушарий головного мозга;
◦ индивидуальными особенностями строения анализаторов.
В качестве основы формирования способностей человека выступают задатки. В свою очередь, последние стимулируются в ходе активности во время интеракции ребенка с социальным окружением.
Согласно исследованиям В.А. Крутецкого, фактическое значение задатков при многообразии факторов можно охарактеризовать:
◦ существенным облегчением развития способностей;
◦ ускорением темпа и динамики формирования способностей;
◦ определением результативности достижения;
◦ ранними проявлениями способностей.
Реализация психических функций отражения представлена познавательными психическими процессами.
В.И. Шадрикова полагает, необходимым выявление параметров, определяющих формирование способностей к восприятию характеризуется параметрами: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность; воображению связанной с новизной, оригинальностью, осмысленностью и др.; способность психомоторную определяющуюся скоростью, силой, темпом, ритмом, координированностью, точностью и меткостью, пластичностью и ловкостью.
Согласно психологическим исследованиям, развитие высших психических свойств (Б.Г.Ананьев) связано развитием функциональных, операционных, мотивационных механизмов.
Название механизмов
Характеристика
Функциональные
Развиваются по программе филогенетического развития и характеризуют человека как индивида, природой человека определено развитие прямохождения, умелости руки, развитие мозговых
структур, свойственных человеку, и т.п. В связи с этим
возможен и необходим определенный уровень биологической зрелости как, предпосылка развития высших психических функций. Однако становление функциональных механизмов идет прижизненно при
создании соответствующих условий
Операционные
Формируются в деятельности, для их развития требуется определенный уровень функционального развития. В раннем возрасте без своевременного развития кисти руки в условиях предметно- манипулятивной, а затем предметно-орудийной деятельности возможность высокого развития у человека сенсомоторной способности в художественной деятельности проблематична. Развитие операционных механизмов характеризует человека как субъекта деятельности. Они формируются
в процессе обучения
Мотивационные
Формируются в процессе общения и
характеризуют человека как личность
Таким образом, художественный образ представляет собой совокупность функциональных особенностей реализации изобразительных и выразительных средств, раскрывая изобразительную деятельность с творческой стороны, выстраивая последовательность ориентировочных и исполнительных действий, конкретизируя качественную сторону данных процессов.
Вопрос 2. Способности к изобразительной деятельности как свойство личности дошкольника
Создание образа связывается со следующими аспектами: во-первых, развитием образного представления и воспроизведения (Г.В. Лабунская,
Н.П. Сакулина); во-вторых, с выполнением деятельности (Д.А. Ветер, Н.П. Сакулина) и проявлением различных личностных качеств.
Изобразительные способности деятельности как характеризующие зрительное восприятие, определяются:
• способностью воспринимать конкретный объект во взаимосвязи со всеми характеристиками как стабильного системного целого, в том числе, через отдельные части целого не представляются видимыми;
• возможностью оценить положение объекта в вертикальных и горизонтальных координатах;
• умением соотносить пропорциональные соотношения;
• способностью выявлять различия в степени освещения объектов;
• оценка перспективных сокращений.
Способности к изображению предполагают наличие компонентов:
• процессы восприятия и представления, овладение особыми способами восприятия: во-первых, видение предмета в целом (единое восприятие содержания и формы), во-вторых, воспринимать форму объекта по частям (характеристики: строения, цвета, положения в пространстве, относительная величина);
• способы овладения графическим воплощением образов (комплекс умений и навыков рисования, форм, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве);
• освоение техники рисунка, умениями и навыками, которые взаимосвязаны с графическим исполнением и являющиеся их компонентом.
Способности к развитию образного выражения характеризуются:
Способности
Характеристика
Эстетическое восприятие явлений реального мира
Эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета
Способности
Характеристика
Интеллектуальная активность
Переработка впечатлений, отбор того, что поразило сознание, чувство, в направленности ребенка на
создание нового, оригинального художественно- выразительного образа
Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова сформулировали структурную модель сенсорных способностей, связанную с их демонстрацией и формированием через изобразительную деятельность через развивающее обучение, что связывается:
целенаправленным аналитико-синтетического восприятием изображаемого предмета;
формированием комплексного восприятия объекта, который отражает различные признаки и качественные характеристики множества объектов окружающей действительности, передающиеся в детской работе;
созданием рисунка с использованием материалов, изобразительным возможностям и технике;
совершением комплекса действий, контролируемых зрением;
• осознанием изображаемого объекта, как в процессе создания, так и видением конечного результата;
• включением имеющегося эмоционального опыта в процесс создания изображения.
В структуре ручной, моторной способности выделены компоненты, которые связываются: техникой рисования (умение пользоваться изобразительными и средствами, а также технологическими навыками пользования ими, навыки рисования различных линий, штриховкой, пятнами); формообразующими движениями, которые передают объемные характеристики предмета, и регуляцией изобразительных движения по характеристикам (темп, ритм, амплитуда, сила нажима); плавностью движения, непрерывность; удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение
изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение сопоставлять длину одного отрезка проекции объекта с другими.
Художественные творческие способности, как наивысшие выражение способностей изобразительных:
1. Умение воспринимать окружающий мир образами (видеть предмет в трехмерном и двухмерном мире, выявлять отдельные признаки, черты, сопоставлять параметры, цветовые характеристики, а также умение выразить эмоции, которые объект вызывает). Неформальное, образное видение мира вокруг себя – кульминация данной способности.
2. Формулировать различные, в некоторой степени уникальные по содержанию и форме идеи, опираясь на собственный опыт.
3. Активная, независимая позиция, инициативность в определении содержательной составляющей и выборе приемов.
4. Искренность в проявлении эмоций во время рисования.
Таким образом, способности представлены большим спектром, сочетающегося количества определенных свойств, определяемых уровнем психического развития личности, связанных с конкретными механизмами и операциями.
Вопрос 3. Классификация методов изобразительной деятельности
Обучение дошкольников навыкам изобразительной деятельности связан с усложнением задач развития практических приемов и связан со составляющими: во-первых, количественное накопление и постепенное освоение на новом качественном уровне; во-вторых, связан с прочным, обобщенным, гибким, вариативным алгоритмом, применяемым свободно и самостоятельно в различном сочетании соответственно с замыслом и творческим поиском собственных неповторимых способов изображения.
В «Теории им методике детского изобразительного творчества» применяемые методы соответствуют: 1) основополагающей цели, а также конкретным задачам обучения; 2) специфике вида изобразительной деятельности; 3) особенностям возраста и личности дошкольников.
Классификация и характеристика методов обучения дошкольников изобразительной деятельности:
Методы
Характеристика
Репродуктивный
нацелен на усвоение, закрепление полученных знаний, путей их применения;,
суть и образец которых уже известны
Эвристический
направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и
процедурам творческой деятельности
Исследовательский
предполагающий самостоятельное решение
целостных задач
Наглядные
ведущие методы в обучении изобразительной деятельности дошкольников: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и
способов действия
Словесные
словесные методы и приемы (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет,
художественное слово)
Игровые
к игровым отнесены обыгрывание предмета или изображения, совместное (педагога и детей) развитие сюжетно-игрового замысла с постановкой игровых задач и выполнением
соответствующих игровых действий
Наблюдение – основополагающий метод обучения, осознание окружающего мира, объектов, феноменов в их реальном виде, значимость которого состоит в формировании у ребенка образов данных объектов, феноменов, требуемых в будущем отображении в плоскости рисунка. Ведущим требованиям метода выступают: целенаправленность, эмоциональное, неравнодушное восприятие, осмысленность, активность ребенка, периодичность наблюдений, учитывание личностно-возрастных особенностей.
Обследование – целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие объекта осязательно-двигательным и зрительным путем, создание суждений об образе объекта.
Образец – определенный объект, который выступает ориентиром для ребенка в задании и может варьироваться, начиная с предоставления информации, касающейся технологии изображения, в ситуации образного воспроизводства объекта, а также алгоритма самостоятельного творческого выражения.
Таким образом, выполнение образовательных задач и реализация комплекса методов обучения изобразительной деятельности предопределяется построением системы работы с детьми дошкольного возраста и тщательно выстроенным алгоритмом, сочетающим непосредственно образовательную, совместную и самостоятельную деятельность.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте анатомо-физиологические задатки развития изобразительных способностей.
2. В чем сходство и различие категорий «задатки» и «способности»?
3. Раскройте характеристику развития функциональных, операционных, мотивационных механизмов.
4. Охарактеризуйте способности к изобразительной деятельности как свойство личности дошкольника.
5. Определите художественные творческие способности.
6. Представьте классификацию методов обучения изобразительной деятельности.
7. Какие методы являются ведущими в методике обучения детской изобразительной деятельности дошкольников?