Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1
Психолого-педагогические особенности младших школьников
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития0.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребёнок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями.
В младшем школьном возрасте мышление ребёнка переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Оно опирается на наглядные образы и представления. Мыслительная деятельность младших школьников во многом ещё напоминает мышление дошкольников0.
Анализ – это мысленное расчленение предмета на отдельные части и выделение в нём свойств, качеств или черт. У младшего школьника преобладает практически действенный и чувственный анализ. Детям легче решать задачи с использованием конкретных предметов (палочек, кубиков и пр.) или находить части предметов, наблюдая за ними наглядно. Детям этого возраста свойственен некий "односторонний" анализ, т.е. они анализируют части предмета или отдельные свойства. Взрослея. младшие школьники уже начинают комплексно анализировать явления. Они рассматривают не только отдельные части анализируемого предмета. но и пытаются устанавливать связи. Далее, дети, уже накапливая опыт анализа, располагают анализируемые части в определённой последовательности, находят главные части и устанавливают не только взаимосвязь между компонентами анализа, но и их взаимозависимость.
Развитие анализа у младших школьников происходит одновременно с развитием другого компонента – синтеза.
Синтез – это умение логически выстраивать умственную цепочку – от простого к сложному. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше владеет анализом ребёнок, тем полнее синтез.
Сравнение – это сопоставление предметов или явлений с целью нахождения у них общего или различного. Младшие школьники сравнивают по ярким признакам, по тому, что бросается в глаза. Эта операция индивидуально развита в каждом ребёнке. Младшим школьникам легче даётся нахождение различий, а не сходства предметов. Младший школьник на практике сравнение часто подменяет другой операцией – рядоположением предметов. Ему легче рассказать по порядку то, что он знает о предложенных ему предметах.
Обобщение. Младшие школьники выделяют, прежде всего, броские, яркие признаки предметов. Большинство обобщений касается конкретных признаков. Если дать детям этого возраста в виде задания ряд предметов, входящих в разные группы, и предложить объединить их по общим признакам, видно, что младшему школьнику трудно самостоятельно обобщать. Без помощи взрослого он, выполняя задание, может объединить разные по смыслу слова в одну группу0.
Развитие мыслительной деятельности младшего школьника во многом зависит от осознания им собственных мыслительных процессов. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Ни одна психическая функция младшего школьника не может осуществляться без памяти. Память – это запоминание, хранение и воспроизведение наших запоминаний, дел и переживаний. Память является процессом отражения. Можно выделить две формы памяти: произвольную и непроизвольную. Младший школьник лучше и быстрее запоминает то, что связано с сильными чувствами. Именно чувства оказывают влияние на быстроту и прочность запоминания. Это непроизвольная память. Но у младшего школьника уже развита и произвольная память, хотя не так устойчиво, как непроизвольная. Опыт показывает, что первокласснику зачастую трудно запомнить домашнее задание или конкретную просьбу учителя, хотя при этом он запоминает довольно сложный слоган рекламы, выражения на иностранном языке, футбольные и хоккейные термины. Дети легче запоминают непонятное, если оно ярко и фантастично представлено. Непроизвольная память так же важна для ребёнка, как и произвольная. Она достаточно продуктивна, ибо с возрастом расширяется её объём, и ребёнок может "черпать" из кладовых памяти уже усвоенные образы и содержание для более глубокого усвоения новых знаний. Произвольная же память развивается на протяжении всего периода младшего школьного возраста. Показателем её развития выступают приёмы запоминания0.
Запоминание – один из основных процессов памяти. Кроме него есть ещё воспроизведение, сохранение и забывание. Материалом для использования приёмов запоминания могут выступать литературные тексты. При использовании приёмов запоминания ярко проявляются индвидуальные особенности ребёнка. Одни дети должны несколько раз прочитать текст, другие один раз, а продуктивность запоминания одинакова. Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал, то есть то, что их окружает и имеет яркую экспрессивную окраску. Если говорить о запоминании слов, то ребёнку этого возраста легче запомнить слова, обозначающие конкретные предметы. Абстрактный материал запоминается труднее, хотя и здесь есть индивидуальные проявления запоминания.
Воспроизведение – очень сложный процесс для младшего школьника. Он требует от ребёнка умения ставить цели и контролировать их, что ещё не освоено ребёнком в полной мере. Этот процесс ребёнок начинает применять при заучивании наизусть. Для многих детей это очень трудно, и уже в первом классе учитель и родители встречаются с этой трудностью.
Сохранение и забывание направлены на удержание информации в памяти. Они равнозначны для неё. Ведь забывание необходимо для того, чтобы не перегружать память уже ненужными сведениями. Работая с младшими школьниками. необходимо помнить, что сохранение материала должно идти в первые дни после запоминания. Если не будет повторения выученного, то процесс забывания вытеснит процесс сохранения0.
Изменяется содержание внутренней позиции детей. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами "взрослой" морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, к 9-10 годам на первый план выступают нормы, связанные с качествами настоящего товарища.
Говоря об отношении к коллективу, как о свойстве характера, следует сказать, что младший школьник ещё слабо ориентирован на коллектив. Скорее всего, для него важнее принятие его учителем. При разумной организации коллективной жизни учитель формирует свойства характера ребёнка через систему поручений и участие ребёнка в различных видах деятельности. Именно в подобных формах формируется ценностное отношение к коллективу, вырабатывается устойчивое осознание себя как части коллектива класса, школы, а впоследствии и общества0.
Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении.
Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте лежат в основе контактных дружеских группировок, так называемых "малых групп", и часто сложившиеся в них отношения становятся для ученика более значимыми. В малых группах, как правило, есть свои вожаки (лидеры). В них складываются свои нормы поведения, свои интересы0.
Говоря о проявлении самосознания человека, следует сказать о том, что человек сначала смотрится в другого человека, как в зеркало. Только сопоставляя себя с другими, он узнаёт самого себя. Прослеживая, как ребёнок научается выделять и оценивать самого себя, можно заметить, что на протяжении всего жизненного пути ребёнка, во всяком случае на протяжении его детства, можно выделить некоторые моменты, когда происходят особенно резкие изменения в развитии познания ребёнком самого себя.
Особенно большое значение для развития самосознания ребёнка имеют его действия по преобразованию вещей: разрушение, соединение, изменение0.
В формировании самосознания ребёнка как личности решающую роль играет его последующая совместная жизнь и постоянное общение со сверстниками.
Постоянное совершенно непроизвольное сравнение себя, своих успехов, достижений и неудач с такими же у других ребят формирует у школьника определённую самооценку. Оценка себя – самооценка – складывается под влиянием отношений учителя. Именно оценка учителем является для младших школьников основным мотивом и мерилом его усилий, стремления к успеху.
В формировании устойчивых и осмысленных отношений ребёнка к окружающему миру нельзя ограничиться передачей лишь словесных знаний, огромная роль принадлежит практической деятельности детей0.
Труд в системе отношений взаимопомощи и сотрудничества играет важнейшую роль, формируя основные моральные свойства ребёнка. В основе своём, в младшем школьном возрасте преобладает труд по самообслуживанию. В труде формируется чувство ответственности, долга, выносливости, инициативы, самообладания и др. И начинать надо с элементарного – научить ребёнка труду на благо сверстников, родителей, учителей. Показать ему ценность труда.
Такие свойства, как аккуратность, чистоплотность, неряшливость, во многом определяются условиями семейного воспитания. Ребёнок приходит в школу с готовым набором подобных свойств. Безусловно, на формирование подобных свойств большое значение оказывают природные условия0.
Ребёнок младшего школьного возраста чрезвычайно чувствительно относится к принятию или отвержению его личности окружающими сверстниками и взрослыми. Эта чувствительность имеет индивидуальные различия и по силе выраженности, и по направленности. Младшие школьники в силу возрастных особенностей – подражательности, развития эмоциональной сферы – достаточно легко поддаются влиянию взрослого. Ребёнок доверяет взрослому, и его нетрудно убедить и переубедить0.
Младший школьник в силу развитости эмоциональной сферы, как правило, слабоуравновешен. Но он просто ещё не научился в полной мере этому. С развитием волевой сферы придёт умение соотносить активность и сдержанность в общении с людьми.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является развитость эмоциональной сферы. Развитость эмоциональной сферы – это способность ребёнка сопереживать, волноваться, испытывать такие чувства, как гнев, радость, боль, страх и т.д.
В младшем школьном возрасте наряду с уже имеющимися потребностями в общении детей в процессе игры появляется потребность, которую ребёнок удовлетворяет в ходе учебной деятельности. Эти новые яркие ощущения вызывают целую гамму чувств, связанную, прежде всего, с тем, какую нишу занимает ребёнок в глазах учителя и сверстников.
Как правило, ребёнок не может долго сердиться и быть грустным. Срабатывает внутренний механизм защиты от стрессов и отрицательных воздействий окружающего мира0.
Интеллектуальные чувства обуславливаются познавательной деятельностью ребёнка. Они связаны с решением жизненных задач. Именно в младшем школьном возрасте, когда ребёнок находится на гребне изменения своей жизни, поскольку игровая деятельность, которая была ведущей в дошкольном возрасте, заменяется на более трудную и ответственную – учебную, ребёнок постоянно решает усложняющиеся жизненные задачи. Деятельность ребёнка вызывает сложную гамму чувств. Это удивление перед обширными новыми знаниями, чувства сомнения в правильности решения той или иной задачи, радость по поводу открытия новых, неизведанных знаний. В основе переживаний ребёнка, которые он испытывает, познавая новый для него неизведанный мир, лежит чувство любви к знаниям.
Нравственные чувства – это чувства человека, которые определяют его отношение к себе, к окружающим людям, к миру в целом. Это – любовь, доброжелательность, товарищество, справедливость, дружба и т.д. Именно в них отражается отношение ребёнка к моральным требованиям общества. Вначале нравственные чувства малоосознанные. Подрастая, младший школьник учится ориентироваться в нравственных ценностях. Постепенно появляется осознанность нравственных чувств, выбор друзей переходит в качественно новый уровень. Ребёнок нуждается в поддержке взрослого, который покажет, поможет, поймёт.
В основе эстетических чувств лежит удовлетворение эстетических потребностей ребёнка0.
В целом за время обучения в начальном звене школы у ребёнка должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; кроме этого должен появиться качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Лекция 2
Особенности проявления психологических защит у детей
Друзья! Сегодня наша лекция будет посвящена особенностям проявления психологических защит у детей. Перед тем, как перейти непосредственно к рассмотрению особенностей психологических защит детей, следует дать краткую характеристику психологическим защитам в целом.
Первоначально представления о психологической защите сформировались в рамках психоанализа. Логическое завершение концептуальные взгляды о психологических защитах приобрели в исследованиях А. Фрейд. Термин защитные механизмы подразумевает определенные функции Я, которые она использует для достижения компромисса между инстинктивными желаниями Оно и требованиями Сверх-Я. Функциональное действие защитных механизмов представляет собой снятие либо компенсирование тревоги, связанной с какими-либо объектами, они являются бессознательными способами ликвидации тревоги и направлены на обеспечение сохранности адаптивности личности0.
На современном этапе развития психологии защитные механизмы акцентированы на различные толкование о механизмах нормально функционирующей личности, однако это предполагает оперирование огромным защитным репертуаром, и использование их не способствует фиксировании на проблеме, и не провоцирует склонность их ригидного повторения.
В настоящее время множество подходов к классификации психологических защит позволяют рассматривать их в рамках исследований различных авторов. Самой распространенной классификацией служит подразделение их на зрелые и примитивные. К первым относятся рационализация, интеллектуализация, юмор, сублимация и др., а ко вторым - диссоциация, всемогущий контроль, обесценивание, отрицание, изоляция, идентификация с агрессором и др.
Деление защит осуществляется в рамках другого подхода совершенно иным способом. Действие одних сопровождается функционированием на уровне восприятия, для чего может использоваться механизм вытеснения, действие других осуществляется на уровне трансформации и последовательной переработке материала, для чего необходимо привлечение такого механизма психологической защиты, как рационализация.
Согласно Б.Д. Карсарсарскому, психологические защиты условно можно классифицировать посредством разделения на группы. Первая группа представлена защитами, не осуществляющими переработку информации, поскольку действие с информационным потоком основано лишь на вытеснении либо подавлении, либо отрицания и блокировки. Фрейд использовал термин вытеснения для описания механизма перевода травматического аспекта проблемы в бессознательное. Действие данного механизма обусловлено возникновением множества проблем. Механизм вытеснения может в недостаточной степени справляться с функционированием удержания мыслей вне сознания. Кроме того, возникает проблема при столкновении с позитивными жизненными аспектами либо действие осуществляется посредством подавления более приемлемых и оптимальных способов0.
Механизмы перцептивной защиты, выраженные искажением воспринимаемой информации, завышенными порогами чувствительности являются если не идентичными, то очень приближенными к механизмам вытеснения. Отличительная особенность заключается в том, что вытеснение ориентирована на репрезентации, а подавление направлено на блокирование негативно воздействующих аффектов (мыслей, переживаний, чувств, эмоций). Отрицание реализуется посредством отвергания ситуаций и конфликтов, являющихся для индивида неприятными.
Вторая группа защит представлена защитами, акцентированными на искажение содержания мыслей и чувств человека. В первую очередь сюда можно отнести рационализацию, с помощью которой происходит выработка логически связанного и морально обоснованного объяснения поступков, установок, истинные аспекты которых скрыты. Родоначальником данной терминологии считается Э. Джонс.
Сходным с термином рационализации является термин интеллектуализация, однако существуют значительные отличия между ними. Дискурсивная субъективная направленность индивида способствует выражению эмоций и конфликтов таким образом, чтобы эффективно ими овладеть. С позиций трактования Анны Фрейд рационализация выражена стремлением индивида выразить собственные влечения посредством их логического мыслительного воспроизведения. Переживание меняется на рассуждение и рассудочная переоценка решения аффективных ситуаций.
Изоляция представляет собой прерывание поступков с отдельными сторонами жизни индивида. Это может происходить в выработке индивидом соответствующих запретов на определенные темы, использование формул и ритуалов. Механизм смещения направлен на замену реального объекта, вызывающего негативные аффекты и установки, более безопасным. Проекция происходит посредством локализации в другом нежелаемых качеств или чувств. Проекция в отличие от интроекции направлена на вынесение во внешнюю среду всего отталкивающего для индивида. Идентификация рассматривается как механизм приписывания себе чувств, мыслей, настроений, свойственных другому человеку0.
Третью группу составляют психологические защиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения. В качестве самой распространенной защиты можно привести в пример реализацию в действии, посредством которой происходит активизация экспрессивного поведения индивида, что стимулирует аффективную разрядку. Соматизация тревоги проявляется в вегетативных и конверсионных синдромах путем трансформации психоэмоционального напряжения в соматические, моторные и чувственные симптомы. Сублимация - направление сексуальной энергии творчество и социально значимые объекты.
К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипулятивного типа. Механизм регрессии представлен возвращением индивида на более ранние онтогенетические стадии, что проявляется в демонстрации инфантильности, и является способом ухода от реальной действительности. Нередко механизмы манипулятивного типа могут быть представлены уходом фантазии либо болезнь. Уход в фантазии выражается в компенсации потребности воображения. Уход в болезнь означает принятие роли больного в попытках освобождения себя от активной деятельности. Идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциация, - психологические защиты, которые отражены в различных классификациях0.
Механизмы защиты являются неразрывно связанными в современных исследованиях со стратегиями совладания. Психологическая защита характеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способы совладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремление справиться с трудностями.
Рассмотрим более подробно механизмы психологической защиты.
1. Отрицание. Посредством реализации механизма отрицания индивид старается отрицать фрустрирующие факторы, импульсы, аспекты внешней очевидной реальности, не признаваемые самим индивидом. Другими словами информация, способная спровоцировать зарождение конфликта, личностью не воспринимается и отрицается. Особенно это применительно к мотивам, которые вступают в противоречие с установками личности, и угрожают самоуважению и престижу.
2. Вытеснение. Этот механизм является способом защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы вытесняются в область бессознательного, таким образом, уменьшая тревожность. Однако при этом эмоциональные компоненты подавленных импульсов сохраняют свою актуальность и служат источником немотивированной тревоги.
3. Изоляция. Данный механизм защиты ориентирован на осознании на когнитивном уровне индивидом психотравмирующего эмоционально подкрепленного опыта. Однако осознание происходит изолированно от тревоги.
4. Регрессия. Посредством данного механизма личность стремится избежать возникновения тревоги, путем перехода на более ранние стадии развития. В поведенческих реакциях индивида при воздействии фрустрирующих факторов отмечается замена сложных задач либо поведенческих стереотипов на более простые. В результате значительно уменьшается потенциальная возможность возникновения конфликтных и аффективных для личности ситуаций.
5. Компенсация. Посредством применения этого механизма защиты личность ищет замену реального либо воображаемого недостатка другим качеством путем наделения его достоинствами и характеристиками другой личности. Это происходит при попытках индивида достигнуть желаемого уровня самодостаточности. Заимствованные установки без соответствующего анализирования не могут стать частью личности.
6. Проекция. Неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативные чувства зачастую приписываются другим для оправдания собственных имеющихся негативных установок, которые могут проявляться чисто в защитных целях. Реже другим приписываются позитивные чувства.
7. Замещение. Сущность данной защиты проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Замещение способствует некоторому облегчению эмоционального состояния, однако не снимает полностью внутреннее напряжение.
8. Интеллектуализация. Личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного.
Особенности проявления психологических защит у детей
К типичным детским защитным реакциям (внешне наблюдае^ым и регистрируемым бессознательными поведенческими паттернами) относят следующие: отказ (пассивный протест), оппозицию (активный протест), имитацию, компенсацию, эмансипацию и регрессию)0.
Отказ (пассивный протест). Отказ – это самая ранняя форма защитного поведения. В ее основе лежит невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности.
Реакция пассивного протеста проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, отказе от пищи, игр, в уходах из дома. Такая реакция у ребенка чаще всего появляется, если его внезапно разлучили с матерью, семьей, привычной группой сверстников и поместили в больницу, санаторий, ясли или в чужую семью.
Достаточно часто пассивный протест обнаруживается в так называемом синдроме госпитализма. Его наиболее яркие черты – неподвижность, заторможенность. В этом случае ребенок старается по возможности уклониться от любых внешних воздействий, часами находится в одной и той же позе, не реагируя на окружающий мир. Типичной при таких состояниях является поза лежа лицом к стене.
Пассивный протест дети используют в случае неприемлемого отношения к себе.
Частными проявлениями реакции пассивного протеста являются мутизм (отсутствие речи) и нарушения соматовегетативных функций (рвота, недержание мочи, кала, насильственный кашель и пр.).
При локальном мутизме ребенок не разговаривает либо в определенном месте (дом, детский сад), либо с определенными людьми (мачеха, врач, воспитатель).
При тотальном мутизме речи отсутствует вне зависимости от ситуации или собеседника.
Нарушения соматовегетативных функций, как правило, сочетаются с упрямством и отказом от общения с теми, на кого направлен протест.
Оппозиция (активный протест). Оппозиция – активный протест ребенка против норм и требований взрослых. Он наблюдается при утрате или уменьшении внимания со стороны близких0.
3. Фрейд отмечал, что когда младенец не может удовлетворить свою потребность в удовольствии за счет поглощения пищи, он становится требовательным и агрессивным (начинает кусать материнскую грудь или сосать замещающий ее объект, например, свой палец). Такие поведенческие корреляты многие исследователи рассматривают как предстадию к формированию зрелых защитных механизмов проекции и замещения.
Развитию личности в максимальной степени способствует уверенность в том, что ничто не сможет нарушить отношений любви и привязанности. Когда эта уверенность подрывается, возникает оппозиция.
Реакции оппозиции характеризуются большим разнообразием и интенсивностью проявлений. К ним относят взрывные реакции со вспышками гнева, разрушительными действиями и агрессией, общее двигательное возбуждение с временным сужением сознания, злонамеренные поступки, прямо или косвенно причиняющие вред обидчику, а у маленьких детей – судороги0.
Разнообразные сигналы оппозиции нацелены на родных с требованием экстренного возврата внимания, заботы и любви.
Имитация. Имитация – это незрелая форма идентификации. Она существенно отличается от идентификации тем, что является целостной.
Незрелость обнаруживается в выраженном стремлении во всем подражать определенному лицу, любимому герою. Поэтому нередко имитацию рассматривают как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.
Младенец имеет врожденную способность через присвоение поведения взрослого очень быстро вырабатывать мимику, улыбки, жесты, восклицания (паралингвистическая языковая система). Уже в первые недели ребенок способен подражать некоторым мимическим действиям, которые он видит. Подкрепляя проявления младенческой мимики эмоционально, взрослые ждут от ребенка соответствующих ответных реакций, а некоторые из этих реакций вырабатывают специально.
Для дошкольников и младших школьников характерно или глобальное принятие кого-либо (положительная имитация), или его глобальное отрицание (отрицательная имитация). Чаще всего дошкольники имитируют поведение родителей, старших членов семьи, взрослых или подростков из ближайшего окружения, воспитателей и учителей.
Для того чтобы защита с помощью имитации была эффективной, она должна существенно снижать внутреннее напряжение. Поэтому дети, отвергнутые родителями, склонны во всем имитировать их поведение в надежде вернуть их любовь, а подростки, стремящиеся стать членами подростковой группы, стремятся во всем имитировать групповое поведение0.
Компенсация. Компенсация – это реакция, с помощью которой ребенок стремится объяснить себе и восполнить слабость и неудачливость в одной области успехами в другой. Это своего рода отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на другие успехи. Все, что нарушает безопасность ребенка в отношениях с родителями, порождает тревогу. Только знание того, что его очень любит мать, делаетчеловека более уверенным и позволяет ему легче компенсировать имеющиеся у него недостатки.
Люди, имевшие в детстве реальные физические недостатки или особенности, которые они воспринимали как недостатки (например, маленький или слишком большой рост), что является чисто психологическим свойством, прилагают удвоенные усилия, чтобы компенсировать дефект или особенность развитием тех или иных черт характера, способностей и умений. И это нередко приводит к выдающемуся развитию других способностей.
Защита по типу компенсации направлена не на недостаток или нарушение, а на другую, далекую от них сферу. Например, хромота, низкий рост, заикание вызывают стремление приобрести власть или престиж, а не развить пораженную функцию до полного восстановления. Для преодоления такой защиты полезно направить усилия ребенка на то, чтобы приблизить компенсаторный процесс к зоне дефицита и путем тренировки довести недостаток до уровня его гиперкомпенсации.
Эмансипация. Эмансипация – это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за имущественные права. В общем смысле – это высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых.
Отметим, что эмансипация считается преимущественно подростковой поведенческой реакцией, однако в последние годы, в связи с высокими требованиями, предъявляемыми ребенку со стороны взрослых и общества, она стала проявляться гораздо раньше. Когда родители или воспитатели часто предъявляют ребенку необоснованные претензии, чрезмерные требования, которые не соответствуют его возрасту или возможностям достигнутого им уровня развития, когда «все нельзя», вероятность формирования реакций эмансипации увеличивается.
Эмансипация порой оборачивается грубостью по отношению ко взрослым. С помощью приемов эмансипации ребенок отрабатывает перенесение на себя способов поведения и черт характера взрослых, прав и возможностей. Дети, которым приходится часто ощущать на себе агрессивные действия родителей, склонны к развитию и интенсивному использованию такого переноса при восприятии окружающего мира как источника постоянной угрозы.
Регрессия. Регрессия – это защита, основанная на возвращении чувств и действий к той стадии психического развития личности, на которой эти действия были успешными, а чувства переживались как удовольствия. Достаточно типичным примером использования регрессии является ситуация, когда старший ребенок в семье, где появился новорожденный, начинает капризничать и вести себя как маленький, подсознательно полагая, что за это и любят малыша взрослые, и пытаясь таким поведением добиться того же результата0.
Лекция 3
Детское непослушание и методы работы с ним
Друзья! Сегодняшняя наша лекция посвящена детскому непослушанию.
Во-первых, необходимо отметить, что дети интуитивно чувствуют, что за «нельзя» взрослого скрыта забота о них. Они противятся не порядку и правилам, а способам их внедрения.
Правила создания бесконфликтной дисциплины
1. Правила, ограничения и запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
2. Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
3. Родительские установки не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
4. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.
5. Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
6. Для наказания ребенка правильнее лишить его хорошего, чем сделать ему плохо0.
Непослушных и «трудных» детей принято обвинять в плохом поведении. На самом деле в число «трудных» обычно попадают не худшие дети, а особенно чувствительные и ранимые. Они становятся «трудными» под влиянием жизненных нагрузок и проблем, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем более устойчивые дети. Следовательно, «трудный» ребенок нуждается только в помощи и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
Причины стойкого непослушания следует искать в глубине детской психики. На первый взгляд кажется, что ребенок «просто не слушается», «просто не желает понять», в то время как существует вполне определенная причина. Как правило, эмоциональная. Чаще всего ни взрослые, ни дети не осознают причин, вызывающих непослушание.
Рассмотрим основные причины непослушания
1. Борьба за внимание. Отсутствие внимания и понимания в семье влечет за собой непослушание.
2. Стремление к самоутверждению. Дети противятся чрезмерной родительской власти и опеке. Всем известное «Я сам» сохраняется в течение всего детства, особенно это свойственно подросткам.
Дети очень чувствительны к ущемлению своего стремления к самостоятельности. Но им особенно трудно, когда родители обращаются с ними в основном в форме указаний, замечаний и опасений. Родители считают, что таким образом они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, то есть вообще воспитывают. Воспитывать, разумеется, необходимо, но при этом следует тщательно выбирать форму, в которой осуществляются воспитательные воздействия. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, ребенок начинает сопротивляться. Воспитатель встречает упрямство, своеволие, действия наперекор. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому принимать решения, касающиеся только его, и вообще показать, что он личность. Не важно, что его решение может быть не очень удачным или даже ошибочным. Главное, что оно – его.
3. Желание отомстить. Дети очень часто бывают обижены на родителей.
Причины обид:
– более внимательное отношение родителей к другому ребенку;
– развод родителей;
– отлучение ребенка от семьи;
– постоянные ссоры родителей;
– резкое замечание;
– несправедливое наказание;
– невыполненное обещание0.
В глубине души ребенок сильно переживает, а на поверхности – протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения – «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо».
Потеря веры в собственный успех. Ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной сфере жизни, а неудачи у него возникают в другой. Подобные «смещения неблагополучия» происходят из-за низкой самооценки ребенка.
Накопив печальный опыт неудач и критики в свой адрес ребенок окончательно теряет уверенность в себе и приходит к выводу, что «нет смысла стараться, все равно ничего не получится». При этом внешним поведением он показывает – ему «все равно», «и пусть плохой», «и буду плохой».
Очевидно, что стремления «трудных» детей вполне положительны и закономерны и выражают естественные потребности в тепле и внимании родителей, в признании и уважении, а также потребности в справедливости и успехе. Основные проблемы «трудных» детей заключаются в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей, во-вторых, пытаются восполнить нехватку способами, которые ничего не восполняют. Это происходит потому, что они просто не знают, как сделать иначе. Поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит: «Спасите, помогите!!!»
Чтобы помочь ребенку с поведенческими проблемами, нужно понять глубинную причину его непослушания, выяснить, какая из четырех вышеизложенных эмоциональных причин мешает ему нормально существовать. От этого будут зависеть дальнейшие действия.
Понять причину на первый взгляд очень сложно, ведь внешне все причины проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками отплатить родителям, и с потерей веры в свои силы.
Однако на самом деле выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто. Родителю нужно обратить внимание на собственные чувства и постараться переделить, какая эмоциональная реакция возникает у него самого при повторном непослушании и неподчинении ребенка. При разных причинах эта реакция тоже разная, потому что переживания родителей – своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
Соотношение причин непослушания ребенка и эмоциональных реакций взрослого
1) причина – борьба за внимание (ребенок досаждает своим непослушанием и поведением), ответное чувство родителя – раздражение;
2) причина – стремление к самоутверждению (ребенок пытается противостоять родительской воле), ответное чувство родителя – гнев;
3) причина – желание отомстить, ответное чувство родителя – обида;
4) причина – потеря веры в собственный успех, ответное чувство родителя – безнадежность, иногда – отчаяние0.
Причины непослушания и методы работы с ним
В любом случае родителям и другим значимым взрослым, в том числе, учителю – ведь он является одной из культовых фигур в жизни младшего школьника, следует НЕ реагировать привычным образом, иначе возникнет «порочный круг».
Борьба за внимание. В этом случае необходимо найти способ показать ребенку свое внимание к нему.
Стремление к самоутверждению. В этом случае нужно уменьшить свою включенность в дела ребенка. В переходный период налаживания отношений следует воздерживаться от таких требований, которые, по опыту, он, скорее всего, не выполнит.
Очень помогает «метод подстройки», когда родители не оспаривают решение, к которому пришел ребенок, а договариваются с ним о деталях и условиях его выполнения. Но лучше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание родителями того, что упрямство и своеволие ребенка – лишь раздражающая форма мольбы: «Позвольте мне жить своим умом»0.
Желание отомстить. Если родители или учитель испытывают обиду, им нужно спросить себя, что заставляет ребенка причинять ее. Постараться понять, какая боль у самого ребенка, чем родители обидели или постоянно обижают его. Поняв причину, следует ее исправить.
Потеря веры в собственный успех. Это самая трудная ситуация у разуверившегося в своих силах ребенка.
Умное поведение взрослого в этом случае – перестать требовать «полагающееся» поведение. Нужно отказаться от своих ожиданий и претензий. Ребенок, вероятно, что-то может и даже к чему-то очень способен. Но пока он такой, какой есть. Необходимо найти для него доступный уровень задач и с него начать движение вперед. Нужно организовать с ним совместную деятельность, так как сам он справиться не может. И не допускать в его адрес никакой критики!!! Искать любой повод его похвалить, отмечать любой, даже самый маленький его успех. Стараться страховать ребенка от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их союзниками. И тогда первые успехи окрылят ребенка0.