Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психолого-педагогические основы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью

  • 👀 492 просмотра
  • 📌 437 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Психолого-педагогические основы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психолого-педагогические основы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью» doc
Лекция Тема 2.3. Психолого-педагогические основы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью. Общая характеристика умственной отсталости в дошкольном возрасте «Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенство общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей» (В.П. Кащенко) Понятие умственно отсталых детей До 60-х годов использовался термин «слабоумие», отражавший преимущественно количественную сторону интеллектуального дефекта. Позднее стало применяться понятие «умственная отсталость» как стойкое выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями интеллектуального развития разрабатываются отраслью специальной педагогики - олигофренопедагогикой (от греческого "олигос" - мало и "френ" - ум). Это обусловлено тем, что наиболее многочисленную группу среди умственно отсталых детей составляют дети с олигофренией. Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальный, натальный и постнатальный периоды (перинатальные изменения). Олигофрения (психическое недоразвитие) Патогенные факторы: 1.Экзогенные (инфекционные заболевания матери в период беременности, родовые травмы, заболевания ребенка в период новорожденности). 2.Эндогенные (патологическая наследственность, умственная отсталость родителей, несовместимость состава крови матери и ребенка по резус-фактору). 3. Смешанные (алкоголизм, наркомания являются как экзогенными - отравление плода через плаценту, так и эндогенными факторами - повреждение генетического аппарата родителей). Отличительной особенностью олигофрении является диффузное поражение коры больших полушарий головного мозга, с преимущественными интеллектуальными нарушениями. По глубине дефекта различают три степени олигофрении: 1. Идиотия. Самая глубокая степень умственной отсталости. Этим детям недоступно осознание окружающего, речевая функция резко ограничена и часто вообще не развивается. Вследствие тяжелых нарушений моторики, координации движений они ведут лежачий образ жизни (постельный режим). Гигиенические и навыки самообслуживания или не выражены или не развиваются. Они не обучаемы и находятся в специальных учреждениях системы социального обеспечения, где оказывается необходимый уход и лечение. После 18 лет они переводятся в специальные интернаты для хронических больных. 2. Имбецильность. Соответствует средней степени тяжести нарушений. Имбецилы обладают небольшими способностями к овладению речью, усвоению несложных навыков самообслуживания. Но наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, историки и эмоционально-волевой сферы делает их необучаемыми даже во вспомогательной школе. В специальных детских домах для глубоко умственно отсталых, где они находятся вместе с идиотами, часть из них может овладеть некоторыми навыками чтения, письма, счета. 3. Дебильность. Наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы. Наблюдается недоразвитие аналитико-синтетической функции, нарушения фонематического слуха. Они обучаются во вспомогательной школе, где с трудом овладевают письменной и устной речью, навыками счета. Предметные дисциплины они усваивают в ограниченном объеме. Соматические, моторные нарушения значительно ограничивают их профессионально-трудовую деятельность. Система обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста В системе министерства образования РФ существуют специальные сады с круглосуточным пребыванием детей, а также специальные детские дома. Разрешается открытие дошкольных групп при вспомогательных школах-интернатах. В эти учреждения принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности, неосложненная форма». Прием осуществляется в возрасте 4-8 лет. В системе министерства здравоохранения РФ имеются специальные ясли и психоневрологические санатории с круглосуточным пребыванием детей с органическим поражением ЦНС. В них принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности, осложненная форма». Прием в ясли в возрасте 2- 4 лет, в санаторий - 4-8 лет. В учреждения министерства социального обеспечения принимаются дети с диагнозом «имбецильности или идиотии». Особенности психологического развития в дошкольном возрасте 1. Задержка моторного развития. Они значительно позднее начинают держать голову, садиться, стоять, ходить (до 2 лет). 2. Общая патологическая инертность. Снижение интереса окружающему, моторная и психическая заторможенность, замедленность выполнения всех действий. 3. Нарушается развитие основных форм общения. Не возникает интереса и желания играть с игрушками; нет реакции оживления на взрослых, и в дальнейшем отсутствие эмоциональное контакта с родителями и сверстниками. 4. 3адержка речевых предпосылок развития. Нарушение предметных действий, общения со взрослыми. Также возникает недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха, это приводит к более позднему формированию лепета и гуления, а позднее - и других форм речи. Задержка гуления и лепета наиболее характерна в связи с их рефлекторной в первые месяцы жизни ребенка и зависимостью от органического состояния ЦНС. 5. Недоразвитие восприятия. Особенно затруднено развитие целостного восприятия. К концу дошкольного возраста только 50% олигофренов достигает уровня развития восприятия, характерного для начала дошкольного возраста у нормальных детей. 6. Интеллектуальное недоразвитие. Наиболее страдает словесно-логическое мышление. Однако нарушено также наглядно-предметное мышление, а связи с чем отмечаются расстройства праксиса, самообслуживания и т.д. 7. Расстройства развития деятельности. К началу дошкольного возраста у олигофренов фактически не возникает предметная деятельность, взаимодействие с игрушками чаще носит характер неспецифических манипуляций. Поэтому игровая деятельность без коррекции не развивается. Продуктивной деятельности также нет: не появляются конструктивные навыки, предметный рисунок. Чаще применяется графический штамп, нет передачи целостного образа предмета, искажается его форма и пропорции. Олигофрены не используют в своих рисунках цвет ни как средство изображения, ни как средство эмоциональной выразительности. 8. Трудовые навыки нарушаются. Задерживается самообслуживание, бытовой труд, которые не формируются без специального обучения. 9. Нарушения речи. Многие олигофрены не начинают говорить даже к 4-5 годам, первые слова появляются у них после 3-х лет, фразы - к концу дошкольного возраста. При возникновении фразовой речи наблюдаются большие фонетические и грамматические искажения, страдает связность речи. Пассивный запас слов больше активного и реализуется длительно только с внешней опорой. Часто встречается эхолалическая речь или сопряженная, не возникает отраженной и планирующей. 10. Расстройства коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи, амимичность и недоразвитие жестового и эмоционального общения, нарушают коммуникацию. 11. Задержка формирования личности. К трем годам у них еще нет личностных проявлений, поведение носит непроизвольный характер. После 4 лет возникают негативные проявления самосознания в виде отрицательных реакций на замечания, неудачу. 12. Характерологические особенности. Систематическое переживание неуспеха ведет к формированию патологических черт характера - отказ от всякой деятельности, пассивность, замкнутость, или, наоборот, агрессивность, угодливость, озлобленность. 13. Общение со сверстниками искажается. Самоутверждение принимает патологические формы: они ведут себя жестоко по отношению к более слабым, агрессивны, дисфоричны. Развивающийся комплекс неполноценности делает их еще более изолированными в среде сверстников. Вопросы и задания 1. Дайте определение олигофрении. 2. В чем заключаются ее отличия от деменции? 3. Какие степени умственной отсталости вы знаете? 4. Дайте характеристику системы воспитания детей с умственной отсталостью в дошкольном возрасте. 5. Какие особенности психологического развития в дошкольном периоду характеризуют умственно отсталых детей? Психологические особенности умственно отсталых детей Общая характеристика Умственно отсталым называют ребенка, у которого наблюдается стойкое значительное нарушение познавательная деятельность вследствие глубокого органического поражения головного мозга (Рубинштейн С.Я., 1986). Этим умственная отсталость отличается от ЗПР, при которой имеется не нарушение, а умеренная задержка развития познавательной деятельности, причем оно носит временный характер. Кроме того, при ЗПР отмечается незначительное мелкоочаговое поражение мозга. А при умственно отсталости поражается практически вся поверхность коры головного мозга и большинства ВПФ. Педагогическая запущенность является не только кратковременной неуспеваемостью ребенка, обусловленной социальными факторами и не связана с органическим поражением мозга Состояние обусловлено дефицитом социальной информации вследствие социально-психологической депривации (социально-депривационный дефицит). В свою очередь, умственная отсталость подразделяется на олигофрению и деменцию. Олигофрения преобладает среди воспитанников вспомогательных школ. Переводится как "малоумие" и означает психологическое состояние интеллектуального недоразвития, возникающее в результате поражения ЦНС ребенка в в доречевом периоде. Причинами являются наследственные заболевания и внутриутробные повреждения плода, родовая травма и асфиксия, заболевания новорожденного. Характерен ранний срок возникновения интеллектуальных отклонений, отсутствие его дальнейшего прогрессирования. Г.Е. Сухарева (1965) выделяет ряд общих психологических особенностей детьми при олигофрении: дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, недостаточность познавательных интересов, слабость ориентировочной деятельности; сниженная восприимчивость к новому, плохая обучаемость. Затем присоединяется малый запас слов и представлений, конкретность и поверхностность мышления, слабость обобщений, незрелость эмоционально-волевой сферы. Второй формой умственной отсталости является деменция — это текущее заболевание ЦНС с постепенным распадом сформированных психических функций; развивающееся чаще в возрасте после трех лет (послеречевом). Наиболее часто встречаются шизофреническая, эпилептическая, а также сосудистая и травматическая формы деменции. Традиционно по степени умственная отсталость делится на идиотию, имбецильность и дебильность. В соответствие с международной классификацией рассматривается интеллектуальная недостаточность (легкая, средняя и глубокая). Ощущения и восприятие У умственно отсталых детей отмечается замедленность и суженность зрительного восприятия. Скорость восприятия объектов примерно в 2 раза ниже, чем у обычных детей. Значительное снижение объема воспринимаемого материала сопровождается тем, что в поле зрения они одновременно видят меньше признаков одного объекта. Эта особенность восприятия связывают с замедлением движений взора. Узость, замедление скорости восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой обстановке, решать новую задачу. Он плохо воспринимает связи между объектами, смысл обстановки, что приводит к дезориентации. Умственно отсталые плохо различают выражение лица человека, сюжет картинок, не понимают перспективы, светотени и т.д. Это свидетельствует о выраженной недифференцированности восприятия. Они плохо узнают также сходные предметы, цвета, не выделяют частные признаки объектов. В процессе познавательной деятельности умственно отсталый ребенок не стремится рассмотреть предмет во всех деталях, оценить его свойства и функции. Это связано с низкой активностью восприятия. Поэтому они хуже воспринимают перевернутые фигуры, распознают их пространственное расположение и глубину изображения на картинке. Рассматривая картинку, часто руководствуются первым случайным впечатлением, ориентируются на яркие, привлекательные свойства. При чтении стремятся угадывать смысл слова по нескольким первым буквам. Кроме того, умственно отсталые дети хуже опознают предметы на ощупь (астереогноз). Страдает способность различать звуки речи (фонематический слух). Нарушается восприятие времени и пространстве. Развитие речи Слуховое различение слов и фраз возникает значительно позже. Поэтому речь немногословная и неправильная. Это объясняется поражением коры мозга с замедленной выработкой дифференцированных условных связей во всех анализаторах. Также замедляется динамика нервно-психических процессов и установление динамических связей между анализаторами. Недоразвитие речи в основном связано с несформированностью условных связей в слуховом анализаторе. Поэтому ребенок долго не усваивает новые слова и словосочетания. При сохранности неречевого слуха (восприятие тонов, шумов), он плохо различает обращенную речь взрослых, воспринимая ее слитно. Кроме того, слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими, затрудняется звуковой анализ слова. Плохо различая на слух окончания слов, он не усваивает грамматические формы. Также замедляется темп развития артикуляции, т. е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов. Это связано нарушением формирования связей в области двигательного анализатора. Точность моторных речевых импульсов корректируется с помощью слуха и мышечного чувства. При их недоразвитии отмечается неправильное звукопроизношение. В свою очередь нечеткость произношения тормозит развитие качества слухового восприятия. Словарный запас значительно меньше, причем имеется большая разница между пассивным и активным словарем. Кроме того, умственно отсталые мало используют прилагательные, глаголы, союзы. Нарушен грамматический строй речи, фразы односложны, упрощены и имеют конкретный смысл. Переставляя в предложении, разделяя фразы, часто нарушают его смысл. Плохо разделяя слово на буквы, пишут с ошибками. Имеются затруднения при написании самих букв, что в целом искажает почерк. При обучении письму и чтению выявляются нарушения со стороны зрительного анализатора и пространственной ориентировки. Мышление Из-за нарушений восприятия ребенок имеет небольшой запас представлений. Они отличаются фрагментарностью, упрощенностью. Мышление формируется в условиях речевого недоразвития и ограниченной игровой, практической деятельности. Особенностью мышления является его конкретность и слабость обобщений. Используя немногочисленные наглядные образы, не умеют понять скрытое за ними общие и существенные свойства объекта. Сравнивая предметы склонны к установлению различий, не умея определять сходство; ориентируются на случайные внешние признаки, не выделяя основных. Слабость обобщений проявляется в процессе учения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Поэтому они часто заучивают материал наизусть, - не понимая содержания. Инертность мышления связывают с недостаточностью эмоционально-волевой сферы. Логика суждений также нарушается из-за низкой подвижности интеллектуальных процессов, склонности застревать на одних и тех же деталях. Поэтому имеется тенденция к стереотипному мышлению, когда каждую новую задачу решают по аналогии с предыдущей. Отмечаются нелогичные скачки или переходы от одной мысли к другой. Отмечается слабость регулирующей роли мышления. В результате дети не пользуются ранее усвоенными умственными действиями. Умственно отсталый ребенок не обдумывает своих действий, не составляет плана решения задачи, не предвидит их результата. Это сопровождается и некритичностью мышления, отсутствием сомнения в правильности своих суждений. Они не замечают, своих ошибок не признают критику. Память Программу 4 классов общеобразовательной школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Это, в частности, связано с замедленностью и непрочностью процессов запоминания. Слабость развития условных связей обуславливает небольшой объем и замедленность процессов памяти. Ослабление внутреннего торможения, недостаточная концентрация очагов возбуждения ЦНС вызывает неточность запоминания и воспроизведения материала. Кроме того, возникающие условные связи затормаживаются значительно быстрее, что обуславливает ускорение процесса забывания. В условиях внешнего торможения корковой деятельности при ответе на уроке они легко забывают материал. У умственно отсталых детей преобладает механическая память, а смысловая - ослаблена. Отмечается трудность выделения существенного в запоминаемом материале. Им сложно проанализировать отдельные элементы, отделить второстепенные детали, составить схему запоминания. Поэтому они с трудом запоминают логические связи, отношения или не умеют их выделять. Важное значение имеет эйдетическая (образная) память – страдает зрительное представление запоминаемого материала в его конкретной форме. Точность и прочность преднамеренность, произвольного запоминания ниже, но возрастает процент непреднамеренного запоминания второстепенного ненужного материала. Слабость произвольной деятельности затрудняет и припоминание заученного материала. Внимание Уровень развития внимания значительно ниже, чем в норме. Это связывают с наличием колебаний психической активности, проявляющихся кратковременными фазовыми состояниями коры (торможением или возбуждением). Кратковременность и частая смена этих процессов затрудняет развитие внимания. Оно также характеризуется повышенной истощаемостью в связи со слабостью нервно-психических процессов, низком тонусом коры. Инертность нервно-психических процессов вызывает нарушение подвижности внимания, способности переключаться с одного объекта на другой. Развитие личности Умственно отсталые дети в связи с низким уровнем развития мышления, эмоционально-волевой сферы, слабостью усвоения общих понятий позднее начинают осознавать различные аспекты морали и нравственности, особенности социальных отношений. Они легко поддаются негативным влияниям из-за повышенной внушаемости, недостаточности логического мышления. Поэтому совершают часто неадекватные действия. Недоразвитие характера связано с вторичными нарушениями, возникающими в условиях неблагоприятных социальных отношений. Вследствие слабости произвольной регуляции и чрезмерной возбудимости наблюдается повышенная расторможенность влечений (аппетита, жажды, сексуальной потребности). Эти особенности отмечаются в условиях недостаточности культурного, социального влияния, что формирует дисгармоничное развитие потребностей. Кроме того, отмечается недостаток инициативы, неумение регулировать свои действия, достигать заранее поставленной цели. Незрелость личности, самоконтроля и логической оценки ситуации вызывает непосредственные импульсивные реакции на внешние воздействия. Эти спонтанные действия, которые не контролируются личностной сферой ребенка. К этим реакциям относят вспышки гнева, недержание аффекта, необдуманные действия, реакции побега и т. д. Чувства остаются длительное время недифференцироваными, инфантильными. Они неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего миpa. Чувства не корригируются в соответствии с объективной ситуацией. Позднее формируются чувства ответственности, долга, совести и т. д. Литература 1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982. 2. Гонеев А.Д. и соавт. Основы коррекционной педагогики.- М., 1999 3. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред.Б.П. Пузанова.- М.,1996 4. Дети с ЗПР / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984 5. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанов.- М., 1998 6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.,1997 7. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. – М., 1987. 8. Трошин О.В. Педагогическая нейропсихология.- Н. Новгород, 1999. 9. Трошин О.В. Основы детской нейропсихологии.- Н. Новгород, 2000. 10. Трошин О.В., Халецкая О.В. Задержка нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1998. 11. Трошин О.В. Способ диагностики отклонений нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1999. 12. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. – Н. Новгород, 1994
«Психолого-педагогические основы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot