Психология здоровья
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психология
здоровья
Психология здоровья
– это наука о психологических причинах
здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
«Психология здоровья» значительно более масштабное понятие, чем,
скажем, «психогигиена» или «психопрофилактика», задача которых
предупреждать возникновение психических расстройств.
Психология здоровья имеет более широкое поле теоретических и
практических задач, включает в себя не только предупреждение развития
психической и соматической патологий.
Психология здоровья как научно-практическое направление призвано
экологично
расширять возможности восприятия и адаптивного
поведения человека в его жизненной среде. Расширение рамок сознания
неизбежно приводит
к
пониманию
человеком
его
невостребованных
способностей, которые могут побудить жить
настолько полно, насколько позволяет присущий ему неосознанный и
безмерный потенциал. Совершенствование человека есть процесс, не
имеющий конечной формы или портрета идеальной личности.
Потребность саморазвития и обогащения личности не может
быть принципиально удовлетворена. Это бесконечное путешествие за
горизонт.
Объектом ее является, с известной долей условности, «здоровая», а не
«больная» личность.
Цель психологии здоровья — это сохранение, укрепление и развитие
духовной, психической, социальной и соматической составляющих
здоровья.
В таком случае само здоровье можно рассматривать в качестве
оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком
намеченных жизненных целей и задач, что является основой понимания,
поиска и реализации смысла жизни. Главной целью ее является
всестороннее совершенствование человека.
Задачи психологии здоровья:
1) повышение уровня психологической культуры (степень совершенства
в овладении психологическими знаниями и деятельностью);
2) повышение уровня культуры общения (степень совершенства области
внешней и внутренней коммуникации);
3) определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего
творческого и духовного потенциала.
Структура здоровья
«Я хочу»: психическое здоровье.
«Я
могу»: соматическое (имеется при
рождении) и физическое (динамика
физиологических
изменений
организма на протяжении всей жизни)
здоровье.
«Я
должен»: социально-нравственное
здоровье.
Психическое здоровье – это составная часть медицинского
подхода
к
феномену
здоровья,
то,
что
можно
констатировать,
когда отсутствуют клинически выраженные
проявления психопатологии, то есть не поставлен диагноз
психического заболевания. Психическое здоровье традиционно
интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида,
обеспеченная полноценным развитием и функционированием
психического аппарата.
Психологическое здоровье – это рост личности, проявляющийся в
движении от центрированности на себе и целях личного
превосходства к задачам конструктивного взаимодействия со средой
и социально полезного развития; зрелость личности, проявляющаяся
в дисциплине ума, эмоций и поступков.
Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде
всего к отдельным психическим процессам и механизмам,
то термин «психологическое здоровье» относится к личности в
целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями
человеческого духа и позволяет выделить
собственно
психологический аспект проблемы психического здоровья в
отличие от медицинского, социологического и других аспектов.
Психологическое здоровье определяется двумя признаками:
1.
Соблюдение
в
основных
формах
проявления
жизнедеятельности принципа оптимума или «золотой середины».
2.
Эффективной
адаптацией
(социальной,
психологической, интрапсихической).
социально-
Критерии психического здоровья:
осознание
и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего
физического и психического «Я»;
чувство
постоянства
и
идентичности
переживаний
в
однотипных
ситуациях;
критичность
к себе и своей собственной психической деятельности и к её
результатам;
соответствие
психических реакций силе и частоте средовых воздействий
социальным обстоятельствам и ситуациям;
способность
правилами
к самоуправлению в соответствии с социальными нормами,
и законами;
способность
способность
планировать и реализовывать собственную жизнь;
изменять способ поведения в зависимости от смены
жизненных ситуаций и обстоятельств.
Критерии психологического здоровья (по А. Эллису):
1.
Интерес к самому себе: чувствительный и эмоционально здоровый человек
ставит свои интересы немного выше интересов других, в некоторой степени жертвует собой
ради тех, о ком заботится, но не полностью.
2.
Общественный интерес: если человек поступает безнравственно, не отстаивает
интересы других и поощряет социальный отбор, маловероятно, что он построит себе мир, в
котором сможет жить уютно и счастливо.
3.
Самоуправление (самоконтроль): способность брать на себя ответственность
за свою жизнь и одновременно стремление к объединению с другими без требования
значительной поддержки.
4.
Высокая фрустрационная устойчивость: предоставление права себе и другим
совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого.
5.
Гибкость: пластичность мысли, открытость изменениям; человек не ставит себе
и другим жестких неизменных правил.
6.
Принятие неопределенности: человек живет в мире вероятностей и случая, в
котором никогда не будет существовать полной определенности.
7.
Ориентация на творческие планы: творческие интересы занимают большую
часть существования человека и требуют с его стороны вовлеченности.
8.
«Научное» мышление: стремление быть более объективным, рациональным.
Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования и оценивания их
последствия в соответствии со степенью их влияния на достижение близких и далеких
целей.
Критерии психологического здоровья (по А. Эллису):
9.
Принятие самого себя: отказ от оценки своей внутренней ценности
по внешним достижениям или под влиянием оценки со стороны
других; стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя («Я
люблю себя уже за то, что я живу и имею возможность радоваться »).
10.
Риск: эмоционально здоровый человек склонен рисковать
оправданно и стремится делать то, что он хочет, даже когда существует
возможность неудачи; он стремится быть предприимчивым, но не
безрассудно храбрым.
11.
Длительный гедонизм: человек ищет удовольствия как от
текущего момента, так и от возможного будущего; он считает, что лучше
думать как о сегодняшнем дне, так и о завтрашнем, и не одержим
немедленным получением удовлетворения.
12.
Нонутопизм: отказ от нереалистичного стремления к
всеохватывающим счастью, радости, совершенству или к полному
отсутствию
тревоги, депрессии, унижения своего достоинства и
враждебности.
13.
Ответственность за свои эмоциональные нарушения:
склонность принимать на себя большую часть ответственности за свои
поступки, а не стремление с целью защиты обвинять других или
социальные условия.
Социально-нравственное здоровье – это комплекс
характеристик
мотивационно-потребностной
жизнедеятельности, основу которого определяет система
ценностей
индивида.
Нравственным
здоровьем
опосредована духовность человека.
Социальное здоровье вмещает:
значимость тех или иных заболеваний в соответствии с их
распространенностью, экономических затрат, которые они
вызывают, тяжести (угрозы для существования популяции
или страха перед такой угрозой);
влияние
общественного
устройства
на
причины
возникновения болезней, характер их протекания
(возможность выздоровления или смерти);
оценку биологического состояния определенной части или
всей человеческой популяции на основе интегрированных
статистических
показателей,
которые
составляют
социальную статистику.
Попытку описать интегрированную, здоровую личность сделал и К. Роджерс,
который выделил следующие черты полноценно функционирующих людей:
открыты для внутреннего и внешнего мира;
ценят общение как средство представлять вещи такими, какие они есть;
отличаются некоторым недоверием к современной науке и технологиям;
в большей степени стремятся к целостной жизни;
постоянно находятся в процессе самосовершенствования;
принимают участие в жизни других и всегда готовы помочь тем, кто
нуждается в этом;
испытывают непосредственное единение с природой и готовы защищать ее;
испытывают антипатию к бюрократическим институтам;
доверяют собственному опыту и внешним авторитетам;
равнодушны к материальным стимулам и наградам, могут жить в достатке, но
не чувствуют сильной потребности в этом;
находятся в духовном поиске, хотели бы найти Смысл и цель своей жизни.
Существуют следующие научные подходы к проблеме здоровья:
Феноменологический
подход. Здоровье и болезнь относятся к фундаментальным аспектам
индивидуального способа существования в мире, включены в субъективную картину мира и
исследуются средствами феноменологического описания.
Холистический
подход. Здоровье понимается как целостность, которую приобретает
индивид в процессе становления, предусматривающая личностную зрелость, интеграцию
жизненного опыта и синтез фундаментальных противоречий.
Нормоцентрический
подход. Здоровье как оптимальный уровень функционирования
организма понимается в соответствии с принятыми нормами восприятия, мышления,
эмоционального оценивания и поведенческого реагирования и с учетом нормативных
показателей состояния индивида.
Кросс-культурный
подход. Здоровье считается социокультурной переменной, а его
характеристики детерминированы социальными условиями, культурным контекстом,
своеобразием национального образа жизни и образа мира.
Дискурсивный
подход. Представление о здоровье должно быть исследовано как продукт
дискурса, который имеет собственную логику конструирования или концептуализации
реальности. Для понимания строения представления о здоровье и болезни необходим дискурс
– анализ.
Интегративный
подход предусматривает сочетание объяснительных принципов и
концептуальных схем с учетом их ограничений и в соответствии с принципами теории систем.
Аксиологический
личности.
подход. Здоровье как ценность культуры и ценностная ориентация
В. Ананьев выделяет такие аспекты здоровья, которые составляют его
потенциал:
Потенциал разума – способность человека развивать интеллект и уметь им
пользоваться; умение приобрести объективные знания и воплощать их в жизнь.
Потенциал воли – способность человека к самореализации; умение ставить цели и
достигать их, выбирая адекватные средства.
Потенциал чувств. Эмоциональная компетентность – это способность человека
конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и без оценки соглашаться с
чувствами других.
Потенциал тела – способность развивать физическую составляющую здоровья,
«осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. К этому же
относятся алиментарная (культура питания) и сексуальная компетентность.
Социальный потенциал. Социальная компетентность определяется как
способность
человека
оптимально
адаптироваться
к
социальным
условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения,
социального
интеллекта,
коммуникативной
компетентности;
приобретение чувствапринадлежности ко всему человечеству. Человек, который
совершенствуется, совершенствует природно-социальную среду, что, в свою
очередь, способствует совершенству человека.
Креативный потенциал – способность человека к творческой активности, умение
творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки стандартных
знаний, которые ограничивают.
Духовный потенциал. Духовная компетентность – это способность развивать
духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизни.
Проблемы психологии здоровья
Убыстрение
ритма жизни. Нарастающие нагрузки на нервную систему и психику
человека, негативная динамика межчеловеческих отношений приводит к
формированию эмоционального напряжения. Она ведет к «болезни спешки» и
является одним из факторов развития заболеваний.
Проблема
жизни в условиях неопределенности. Ее породила ситуация, связанная
с переходом с одной ступени развития общества на другую. Произошла
кардинальная смена устоявшихся стереотипов поведения. Следовательно,
повысилось беспокойство человека за свое будущее, за будущее своих детей и
близких. Повышенный стойкий уровень беспокойства выливается в
психосоматическую патологию. Неопределенность сама по себе не имеет знака,
знак зависит от личностных особенностей человека, заполняющих
неопределенность собственными ожиданиями. Чаще всего неопределенность
представляет собой дефицит в прогнозировании своего будущего. Проведенные
психологами исследования показали, что существуют 2 полярные группы людей,
которые по-разному реагируют на неопределенность. Первая группа реагирует
страхом, усталостью, безразличием и растерянностью (интравертированные
интерналы). Вторая группа – это люди, которые реагируют озлобленностью и
агрессивностью (экстравертированные экстерналы).
Проблема
«информационного бума». Нахлынувшая волна информации о
прошлом и настоящем пропорционально увеличила приток лиц, которые
обращаются к психотерапевтам, психологам и психиатрам. Многие
чувствительные люди не могут адекватно переработать информацию – ее слишком
много
и
она
ужасающая.
Проблемы психологии здоровья
Разрушение
идеологической базы, которое повлекло за собой разрушение индивидуальной картины мира.
Большинство населения сумело перестроить свою мировоззренческую картину, причем, в основном опираясь
на религию или на собственную философскую модель описания действительности.
Снижение
уровня социальной поддержки. Оно приводит к одиночному переживанию преодоления
стрессовых ситуаций. Это снижает толерантные способности человека. Социальная поддержка бывает двух
видов: институциональная (исходит от государственных структур) и межличностная..
Проблема
вестернизации (от слова «вестерн»). В течение трех последних столетий это направление
продолжает завоевывать российское пространство. Вестернизация – это усвоение обществом ценностей и
паттернов социального поведения, изначально присущих западному обществу. Ученые обнаружили, что
воздействие вестернизации несет повреждающий характер (эффект):
Снижение численности населения в результате снижения среднего возраста жизни, снижения
рождаемости и роста межгосударственной миграции.
Рост общей
заболеваний.
Рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом
инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией.
Рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к
охране труда и технике безопасности вследствие необходимости снижения производственных затрат.
Появление значительных по объему маргинализированных социальных групп.
Рост всех видов социальных девиаций: преступности, проституции, алкоголизации, суицида и т.д.
Экономическая депривация больших групп населения, которая приводит к обнищанию.
Неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на
общественное здоровье.
и
нервно-психической
заболеваемости
с
преобладанием
психосоматических
системы
контроля
над
5 моделей здоровья:
Биологическая модель: здоровье определяется как отсутствие болезней, нормальное
функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое
функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни,
физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового
потомства.
Медицинская модель: здоровье – это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Эту модель
предложило Всемирное Министерство здравоохранения ООН, она считается
идеальной.
Биомедицинская модель: здоровье – это состояние организма, когда
функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой,
отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.
Ценностно-социальная модель: здоровье – это ценность для человека, необходимая
предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и
участия в разных видах деятельности.
Биосоциальная модель (Лисицын): здоровье – это гармоничное единство
социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно
адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть
полноценным членом семьи и общества.
Одной из ведущих категорий психологии здоровья является
внутренняя картина здоровья (ВКЗ), представляющая собой
совокупность элементов (характеристик) здоровья и интимно
связанных
с
ним
содержательно-психологических,
субъективнооценочных моментов существования.
Выделяют три основные грани ВКЗ:
Когнитивная. Рациональная сторона ВКЗ – совокупность
субъективных или мифологических умозаключений, суждений о
причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальные
способы сохранения, укрепления и развития здоровья.
Эмоциональная. Чувственная сторона ВКЗ – переживание
здорового самочувствия, связанное с комплексом ощущений,
которые формируют эмоциональный фон (покой, радость, свобода,
легкость, симпатия и т.д.).
Поведенческая.
Моторно-волевая
сторона
ВКЗ,
которая
представляет собой совокупность усилий, стремлений, конкретных
действий здорового человека, что обусловлено ее системой
верований и направленных на достижение субъективно значимых
целей.
Понятие ВКЗ хронологически возникло в науке после появления понятия
«внутренняя картина болезни» (ВКБ). Термин «внутренняя картина болезни»
был предложен А. Лурия. О внутренней картине здоровья впервые заговорил А.
Орлов в контексте дискуссии об альтернативе патоцентрической медицинской
модели.
ВКБ – это сложное, структурированное образование, которое включает четыре
уровня психического отражения болезни.
Первый уровень – сенсорный, включает совокупность ощущений
(болезненных, тяжелых), которые испытывает больной и которые отражены в его
жалобах, а также общее телесное самочувствие как целостный, чувственно
сформированный образ, наделенный самим больным (в жалобах) негативными,
болезненными качествами.
Второй уровень – эмоциональный, содержание которого составляют
эмоциональные реакции на болезнь, ее отдельные проявления, последствия
болезни и т.д. (эмоции отрицательного спектра: страхи, тревожность, депрессия,
возможны также проявления гнева, чувства вины).
Третий уровень – интеллектуальный, совокупность знаний и представлений
больного о собственной болезни и ее последствиях, ее оценки, размышлений о
болезни, ее природе, лечении.
Четвертый уровень – мотивационный, включает личностный Смысл болезни и
ее последствия в контексте целостной жизни человека как личности, его
прошлого и будущего.
О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов, рассматривая здоровье как предмет
междисциплинарного исследования, выделяют следующие подходы:
1.
В рамках комплексного подхода здоровье рассматривается как многомерный
феномен, сложный и неоднородный по своему составу, сочетающий в себе
гетерогенные, качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные
аспекты человеческого существования. Этот сложный продукт – результат влияния
генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального
развития».
2.
Нормоцентрический подход наиболее ярко представлен в традиционной
медицине и психиатрии, где здоровье рассматривается как совокупность
среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования
и поведения в сочетании с нормальны-ми показателями соматического состояния
индивида.
3.
Феноменологический подход на первое место выдвигает субъективные
переживания человека. Здесь здоровье рассматривается через призму проявления
индивидуального, неповторимого способа «бытия-в-мире».
4.
Холистический подход основан на представлении о здоровье как системном
качестве, как обретаемой в процессе становления личностной целостности, как
определенного уровня интегрированности личности.
5.
Эволюционистский подход отличается тем, что любые явления душевной
жизни, любые внутриличностные преобразования оцениваются в широком контексте
общевидовой эволюции.
Согласно такому подходу
любое
проявление
человеческой природы признается здоровым или больным в зависимости от его
целесообразности для общевидовой адаптации.
О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов, рассматривая здоровье как предмет
междисциплинарного исследования, выделяют следующие подходы:
6.
Социально ориентированный и кросс-культурный подходы акцентируют
внимание на влиянии цивилизации или наиболее общих форм социального бытия
на здоровье и полноценное развитие отдельного индивида, рассматривают здоровье в
контексте различающихся культурно-исторических
условий,
в
рамках
определенных национальных групп.
7.
Дискурсивный (или диспозитивный) подход исходит из того, что любое
представление о здоровье может быть исследовано как продукт определенного
дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или
концептуализации социальной реальности. В рамках данного подхода здоровье
рассматривается как социальное явление, представляющее собой проекцию и
объективацию сложной системы дискурсов.
8.
В свете аксиологического подхода здоровье выступает как универсальная
человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями
личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии.
Доминирование тех или иных ценностей, как и их переоценка, рассматриваются в
качестве факторов, определяющего здоровье индивида.
9.
В акмеологическом подходе здоровье выступает в качестве основного и
необходимого условия актуализации высших («вершинных») возможностей
человеческой природы.
Сфера влияния факторов
Генетические (15-20%)
Факторы
Укрепляющие здоровье
Ухудшающие здоровье
Здоровая наследственность.
Наследственные заболевания и
Отсутствие морфонарушения. Наследственная
функциональных предпосылок
предрасположенность к
возникновения заболеваний
заболеваниям
Состояние окружающей среды
(20-25%)
Хорошие бытовые и
производственные условия,
благоприятные климатические и
природные условия,
экологически благоприятная
среда обитания
Вредные условия быта и
производства, неблагоприятные
климатические и природные
условия, нарушение
экологической обстановки
Медицинское обеспечение (1015%)
Медицинский скрининг,
высокий уровень
профилактических мероприятий,
своевременная и полноценная
медицинская помощь
Отсутствие постоянного
медицинского контроля за
динамикой здоровья, низкий
уровень первичной
профилактики, некачественное
медицинское обслуживание
Условия и образ жизни (5055%)
Рациональная организация
жизнедеятельности, оседлый
образ жизни, адекватная
двигательная активность,
социальный и психологический
комфорт. полноценное и
рациональное питание,
отсутствие вредных привычек,
валеологическое образование и
пр.
Отсутствие рационального
режима жизнедеятельности,
миграционные процессы, гипоили гипердинамия, социальный и
психологический дискомфорт.
неправильное питание, вредные
привычки, недостаточный
уровень валеологических знаний
Факторы, формирующие здоровье
Определяющим фактором является образ жизни (modus Vivendi),
вследствие этого здоровье рассматривается как социальнопсихологическая
категория.
По Лисицыну образ жизни – это определенный исторически
обусловленный тип жизнедеятельности в материальной и духовной
сферах,
который
включает
в
себя
4
категории:
экономическую (уровень жизни человека);
социологическую (качество жизни);
социально-экономическую (уклад жизни);
социально-психологическую (стиль жизни).
Многие специалисты задавались вопросом: как
взаимосвязаны факторы жизни человека со
здоровьем и болезнью. Психологи предложили
выделить 3 группы психологических факторов,
ведущих к здоровью и болезни: независимые,
передающие и мотиваторы.
Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и
болезнью:
Предрасполагающие факторы:
Поведенческий профиль. Существует 3 типа поведения: тип А, тип Б и
тип С. Также выделяют 12 типов поведения – опросник AVEM.
Каждый тип включает следующие характеристики: поведенческие
позиции
(амбициозность,
агрессивность,
компетентность),
специфическое поведение (мышечное поведение, определенный
эмоциональный стиль речи) и преобладающие эмоциональные ответы
(раздражение, враждебность, гнев).
Поддерживающие диспозиции – это личностные конструкты,
связанные с определенными возможностями реагирования на
различные трудности в оптимистической или пессимистической
манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм).
Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это
трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией.
Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических
расстройств, с особенностями дыхательной системы: астмой
бронхитами.
Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и
болезнью:
Когнитивные факторы – это представления о здоровье, разнообразные
модели веры в лечение:
Представления о болезни. Люди оценивают физиологические
расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и
представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом
контексте), от формального образца (атрибуции, которые касаются
приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам
личностного плана).
Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям
или другим негативным жизненным событиям.
Контроль над своей жизнью: чувство ответственности и волевая
регуляция.
Факторы социальной среды:
Социальная поддержка может быть положительной и негативной
(если референтная группа является неблагоприятной).
Брак и семья.
Профессиональное окружение.
Независимые
факторы имеют
самые
сильные
корреляции
со
здоровьем
и
болезнью:
Демографические переменные:
Фактор пола. Концепция биологического детерминизма объясняет различия в психике и здоровье мужчин и женщин.
Фактор восприятия возраста. При восприятии пожилого возраста усиливается корреляция между здоровьем и влиянием
социальной среды, т.к. изменяется социальная поддержка. Существует корреляция между уровнем здоровья и материальным
доходом.
Этнические группы и социальные классы. Снижается способность к психологической адаптации, т.к. некоторые группы
имеют низкий социально-культурный и материальный статус. Происходит снижение стабильности жизни и здоровья.
Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:
Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление.
Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.
^ Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в
психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще
всего с отрицательными результатами для здоровья.
^ Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное
поведение в целом.
Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на
планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки,
выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности и т.д.
Мотиваторы:
Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копинга.
^ Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск,
социальные сравнения или отрицание болезни).
Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья.
Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает
в
ответ
на
различные
стрессоры:
Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания,
регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику,
иммунную систему, так и на психосоматику.
Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные
препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна
из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем,
чаще всего с отрицательными результатами для здоровья.
Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор
экологической среды, самосохранительное поведение в целом.
Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят
добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения,
профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки,
выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности
и т.д.
Мотиваторы:
Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего,
передающие, через активизацию механизмов копинга.
Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по
оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни).
Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и
оценки здоровья.
Копинг – это выработка поведения, имеющего целью
уменьшение или исключение психологического дистресса или
обстоятельств, его вызывающих. Копинг называют еще
совладающим или защитным поведением.
Все
эмоционально-сфокусированный копинг: усилия направлены на
регулирование отрицательных эмоций, возникающих в ответ на
стресс;
проблемно-сфокусированный копинг: усилия направлены на
устранение и уменьшение влияния события, являющегося
источником стресса.
копинг-стратегии
делятся
на
2
группы:
Карвер на основе теории Лазуруса провел исследование и предложил эти виды копинга
расширить и создать методику для выявления копинг-стратегии. Он выделил 12 типов
копинга (1993
г.):
Активный копинг. Вы концентрируете свои усилия на том, чтобы что-то сделать с
ситуацией, в которой оказались.
Подавление конкурирующей деятельности. Вы откладываете все
концентрируетесь на проблеме, привлекаете для ее решения других людей.
Планирование. Вы пытаетесь найти стратегию, как поступить, рассматриваете проблему с
разных точек зрения, иногда применяя методы рациональной терапии.
Самообладание. Вы останавливаетесь, перестаете суетиться и спешить, оцениваете, какие
ваши действия могут спровоцировать ситуацию, усилить стресс, и приостанавливаете их.
Использование социальной поддержки. Мы выбираем среди людей того, к кому
испытываем большую симпатию или на чье мнение и дружеское участие полагаемся, т.е.
пытаемся получить поддержку и совет от этого человека.
Позитивный настрой. Вы пробуете найти что-то хорошее в том, что случилось.
Религия. Вы всем полагаетесь на Божью волю.
Принятие. Вы принимаете реальность того, что случилось. Одним из видов принятия
является смена своих установок и позиций.
Отказ. Вы отказываетесь поверить в то, что случилось.
Поведенческий выход. Вы оставляете все попытки справиться с ситуацией, переключаетесь
на выполнение другой деятельности.
Использование юмора. Вы пытаетесь превратить проблему в шутку.
Самоотвлечение. Вы срочно переключаетесь на какой-то другой вид деятельности.
другие
дела,
Черты психически здоровой личности
1.
Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния
актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В
самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо
менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего
движения.
2.
Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных,
защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.
3.
Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают
установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным
юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего
поведения.
4.
Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной
задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными
ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего
момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.
5.
Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция
отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает
им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными
воздействиям извне. Самоактуализируующимся людям характерно пребывание наедине
собой, в раздумьях.
6.
Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием
фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и
самодостаточны.
Черты психически здоровой личности
7.
Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство
эмоциональных реакций.
8.
Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного
"Я". Такие люди чаще испытывают пики переживания, что высвобождает творческие способности,
индивидуальность индивида, что присуще мотивации развития.
9.
Чувство общности с человечеством в целом.
10.
Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с
которыми весьма глубокие. Отсутствие проявления враждебности в межличностных отношениях.
11.
Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.
12.
Устойчивые внутренние моральные нормы.Самоактуализирующиеся люди ведут себя
нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда
подчиняют этим целям.
13.
"Философское" чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но
никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.
14.
Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех
действиях самоактуализирующейся личности.
15.
Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре.
Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но
и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре,
выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая
себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны.