Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология здоровья

  • 👀 1183 просмотра
  • 📌 1139 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология здоровья» ppt
Психология здоровья  Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.  «Психология здоровья» значительно более масштабное понятие, чем, скажем, «психогигиена» или «психопрофилактика», задача которых предупреждать возникновение психических расстройств.  Психология здоровья имеет более широкое поле теоретических и практических задач, включает в себя не только предупреждение развития психической и соматической патологий.  Психология здоровья как научно-практическое направление призвано экологично расширять возможности восприятия и адаптивного поведения человека в его жизненной среде. Расширение рамок сознания неизбежно приводит к пониманию человеком его невостребованных способностей, которые могут побудить жить настолько полно, насколько позволяет присущий ему неосознанный и безмерный потенциал. Совершенствование человека есть процесс, не имеющий конечной формы или портрета идеальной личности. Потребность саморазвития и обогащения личности не может быть принципиально удовлетворена. Это бесконечное путешествие за горизонт.  Объектом ее является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность.  Цель психологии здоровья — это сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья.  В таком случае само здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, что является основой понимания, поиска и реализации смысла жизни. Главной целью ее является всестороннее совершенствование человека.  Задачи психологии здоровья:  1) повышение уровня психологической культуры (степень совершенства в овладении психологическими знаниями и деятельностью);  2) повышение уровня культуры общения (степень совершенства области внешней и внутренней коммуникации);  3) определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала. Структура здоровья  «Я хочу»: психическое здоровье. «Я могу»: соматическое (имеется при рождении) и физическое (динамика физиологических изменений организма на протяжении всей жизни) здоровье. «Я должен»: социально-нравственное здоровье.  Психическое здоровье – это составная часть медицинского подхода к феномену здоровья, то, что можно констатировать, когда отсутствуют клинически выраженные проявления психопатологии, то есть не поставлен диагноз психического заболевания. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата.  Психологическое здоровье – это рост личности, проявляющийся в движении от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного взаимодействия со средой и социально полезного развития; зрелость личности, проявляющаяся в дисциплине ума, эмоций и поступков.  Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов. Психологическое здоровье определяется двумя признаками:  1. Соблюдение в основных формах проявления жизнедеятельности принципа оптимума или «золотой середины».  2. Эффективной адаптацией (социальной, психологической, интрапсихической). социально- Критерии психического здоровья: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам; соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям; способность правилами к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, и законами; способность способность планировать и реализовывать собственную жизнь; изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Критерии психологического здоровья (по А. Эллису): 1. Интерес к самому себе: чувствительный и эмоционально здоровый человек ставит свои интересы немного выше интересов других, в некоторой степени жертвует собой ради тех, о ком заботится, но не полностью. 2. Общественный интерес: если человек поступает безнравственно, не отстаивает интересы других и поощряет социальный отбор, маловероятно, что он построит себе мир, в котором сможет жить уютно и счастливо. 3. Самоуправление (самоконтроль): способность брать на себя ответственность за свою жизнь и одновременно стремление к объединению с другими без требования значительной поддержки. 4. Высокая фрустрационная устойчивость: предоставление права себе и другим совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого. 5. Гибкость: пластичность мысли, открытость изменениям; человек не ставит себе и другим жестких неизменных правил. 6. Принятие неопределенности: человек живет в мире вероятностей и случая, в котором никогда не будет существовать полной определенности. 7. Ориентация на творческие планы: творческие интересы занимают большую часть существования человека и требуют с его стороны вовлеченности. 8. «Научное» мышление: стремление быть более объективным, рациональным. Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования и оценивания их последствия в соответствии со степенью их влияния на достижение близких и далеких целей. Критерии психологического здоровья (по А. Эллису): 9. Принятие самого себя: отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки со стороны других; стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя («Я люблю себя уже за то, что я живу и имею возможность радоваться »). 10. Риск: эмоционально здоровый человек склонен рисковать оправданно и стремится делать то, что он хочет, даже когда существует возможность неудачи; он стремится быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым. 11. Длительный гедонизм: человек ищет удовольствия как от текущего момента, так и от возможного будущего; он считает, что лучше думать как о сегодняшнем дне, так и о завтрашнем, и не одержим немедленным получением удовлетворения. 12. Нонутопизм: отказ от нереалистичного стремления к всеохватывающим счастью, радости, совершенству или к полному отсутствию тревоги, депрессии, унижения своего достоинства и враждебности. 13. Ответственность за свои эмоциональные нарушения: склонность принимать на себя большую часть ответственности за свои поступки, а не стремление с целью защиты обвинять других или социальные условия.  Социально-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационно-потребностной жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей индивида. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека. Социальное здоровье вмещает:  значимость тех или иных заболеваний в соответствии с их распространенностью, экономических затрат, которые они вызывают, тяжести (угрозы для существования популяции или страха перед такой угрозой);  влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их протекания (возможность выздоровления или смерти);  оценку биологического состояния определенной части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей, которые составляют социальную статистику.  Попытку описать интегрированную, здоровую личность сделал и К. Роджерс, который выделил следующие черты полноценно функционирующих людей:  открыты для внутреннего и внешнего мира;  ценят общение как средство представлять вещи такими, какие они есть;  отличаются некоторым недоверием к современной науке и технологиям;  в большей степени стремятся к целостной жизни;  постоянно находятся в процессе самосовершенствования;  принимают участие в жизни других и всегда готовы помочь тем, кто нуждается в этом;  испытывают непосредственное единение с природой и готовы защищать ее;  испытывают антипатию к бюрократическим институтам;  доверяют собственному опыту и внешним авторитетам;  равнодушны к материальным стимулам и наградам, могут жить в достатке, но не чувствуют сильной потребности в этом;  находятся в духовном поиске, хотели бы найти Смысл и цель своей жизни. Существуют следующие научные подходы к проблеме здоровья: Феноменологический подход. Здоровье и болезнь относятся к фундаментальным аспектам индивидуального способа существования в мире, включены в субъективную картину мира и исследуются средствами феноменологического описания. Холистический подход. Здоровье понимается как целостность, которую приобретает индивид в процессе становления, предусматривающая личностную зрелость, интеграцию жизненного опыта и синтез фундаментальных противоречий. Нормоцентрический подход. Здоровье как оптимальный уровень функционирования организма понимается в соответствии с принятыми нормами восприятия, мышления, эмоционального оценивания и поведенческого реагирования и с учетом нормативных показателей состояния индивида. Кросс-культурный подход. Здоровье считается социокультурной переменной, а его характеристики детерминированы социальными условиями, культурным контекстом, своеобразием национального образа жизни и образа мира. Дискурсивный подход. Представление о здоровье должно быть исследовано как продукт дискурса, который имеет собственную логику конструирования или концептуализации реальности. Для понимания строения представления о здоровье и болезни необходим дискурс – анализ. Интегративный подход предусматривает сочетание объяснительных принципов и концептуальных схем с учетом их ограничений и в соответствии с принципами теории систем. Аксиологический личности. подход. Здоровье как ценность культуры и ценностная ориентация  В. Ананьев выделяет такие аспекты здоровья, которые составляют его потенциал:  Потенциал разума – способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобрести объективные знания и воплощать их в жизнь.  Потенциал воли – способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.  Потенциал чувств. Эмоциональная компетентность – это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и без оценки соглашаться с чувствами других.  Потенциал тела – способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. К этому же относятся алиментарная (культура питания) и сексуальная компетентность.  Социальный потенциал. Социальная компетентность определяется как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности; приобретение чувствапринадлежности ко всему человечеству. Человек, который совершенствуется, совершенствует природно-социальную среду, что, в свою очередь, способствует совершенству человека.  Креативный потенциал – способность человека к творческой активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки стандартных знаний, которые ограничивают.  Духовный потенциал. Духовная компетентность – это способность развивать духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизни. Проблемы психологии здоровья Убыстрение ритма жизни. Нарастающие нагрузки на нервную систему и психику человека, негативная динамика межчеловеческих отношений приводит к формированию эмоционального напряжения. Она ведет к «болезни спешки» и является одним из факторов развития заболеваний. Проблема жизни в условиях неопределенности. Ее породила ситуация, связанная с переходом с одной ступени развития общества на другую. Произошла кардинальная смена устоявшихся стереотипов поведения. Следовательно, повысилось беспокойство человека за свое будущее, за будущее своих детей и близких. Повышенный стойкий уровень беспокойства выливается в психосоматическую патологию. Неопределенность сама по себе не имеет знака, знак зависит от личностных особенностей человека, заполняющих неопределенность собственными ожиданиями. Чаще всего неопределенность представляет собой дефицит в прогнозировании своего будущего. Проведенные психологами исследования показали, что существуют 2 полярные группы людей, которые по-разному реагируют на неопределенность. Первая группа реагирует страхом, усталостью, безразличием и растерянностью (интравертированные интерналы). Вторая группа – это люди, которые реагируют озлобленностью и агрессивностью (экстравертированные экстерналы). Проблема «информационного бума». Нахлынувшая волна информации о прошлом и настоящем пропорционально увеличила приток лиц, которые обращаются к психотерапевтам, психологам и психиатрам. Многие чувствительные люди не могут адекватно переработать информацию – ее слишком много и она ужасающая. Проблемы психологии здоровья Разрушение идеологической базы, которое повлекло за собой разрушение индивидуальной картины мира. Большинство населения сумело перестроить свою мировоззренческую картину, причем, в основном опираясь на религию или на собственную философскую модель описания действительности. Снижение уровня социальной поддержки. Оно приводит к одиночному переживанию преодоления стрессовых ситуаций. Это снижает толерантные способности человека. Социальная поддержка бывает двух видов: институциональная (исходит от государственных структур) и межличностная.. Проблема вестернизации (от слова «вестерн»). В течение трех последних столетий это направление продолжает завоевывать российское пространство. Вестернизация – это усвоение обществом ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западному обществу. Ученые обнаружили, что воздействие вестернизации несет повреждающий характер (эффект):  Снижение численности населения в результате снижения среднего возраста жизни, снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции.  Рост общей заболеваний.  Рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией.  Рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости снижения производственных затрат.  Появление значительных по объему маргинализированных социальных групп.  Рост всех видов социальных девиаций: преступности, проституции, алкоголизации, суицида и т.д.  Экономическая депривация больших групп населения, которая приводит к обнищанию.  Неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье. и нервно-психической заболеваемости с преобладанием психосоматических системы контроля над 5 моделей здоровья:  Биологическая модель: здоровье определяется как отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства.  Медицинская модель: здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Эту модель предложило Всемирное Министерство здравоохранения ООН, она считается идеальной.  Биомедицинская модель: здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.  Ценностно-социальная модель: здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности.  Биосоциальная модель (Лисицын): здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества.  Одной из ведущих категорий психологии здоровья является внутренняя картина здоровья (ВКЗ), представляющая собой совокупность элементов (характеристик) здоровья и интимно связанных с ним содержательно-психологических, субъективнооценочных моментов существования. Выделяют три основные грани ВКЗ:  Когнитивная. Рациональная сторона ВКЗ – совокупность субъективных или мифологических умозаключений, суждений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальные способы сохранения, укрепления и развития здоровья.  Эмоциональная. Чувственная сторона ВКЗ – переживание здорового самочувствия, связанное с комплексом ощущений, которые формируют эмоциональный фон (покой, радость, свобода, легкость, симпатия и т.д.).  Поведенческая. Моторно-волевая сторона ВКЗ, которая представляет собой совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, что обусловлено ее системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.  Понятие ВКЗ хронологически возникло в науке после появления понятия «внутренняя картина болезни» (ВКБ). Термин «внутренняя картина болезни» был предложен А. Лурия. О внутренней картине здоровья впервые заговорил А. Орлов в контексте дискуссии об альтернативе патоцентрической медицинской модели.  ВКБ – это сложное, структурированное образование, которое включает четыре уровня психического отражения болезни.  Первый уровень – сенсорный, включает совокупность ощущений (болезненных, тяжелых), которые испытывает больной и которые отражены в его жалобах, а также общее телесное самочувствие как целостный, чувственно сформированный образ, наделенный самим больным (в жалобах) негативными, болезненными качествами.  Второй уровень – эмоциональный, содержание которого составляют эмоциональные реакции на болезнь, ее отдельные проявления, последствия болезни и т.д. (эмоции отрицательного спектра: страхи, тревожность, депрессия, возможны также проявления гнева, чувства вины).  Третий уровень – интеллектуальный, совокупность знаний и представлений больного о собственной болезни и ее последствиях, ее оценки, размышлений о болезни, ее природе, лечении.  Четвертый уровень – мотивационный, включает личностный Смысл болезни и ее последствия в контексте целостной жизни человека как личности, его прошлого и будущего. О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов, рассматривая здоровье как предмет междисциплинарного исследования, выделяют следующие подходы: 1. В рамках комплексного подхода здоровье рассматривается как многомерный феномен, сложный и неоднородный по своему составу, сочетающий в себе гетерогенные, качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого существования. Этот сложный продукт – результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития». 2. Нормоцентрический подход наиболее ярко представлен в традиционной медицине и психиатрии, где здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальны-ми показателями соматического состояния индивида. 3. Феноменологический подход на первое место выдвигает субъективные переживания человека. Здесь здоровье рассматривается через призму проявления индивидуального, неповторимого способа «бытия-в-мире». 4. Холистический подход основан на представлении о здоровье как системном качестве, как обретаемой в процессе становления личностной целостности, как определенного уровня интегрированности личности. 5. Эволюционистский подход отличается тем, что любые явления душевной жизни, любые внутриличностные преобразования оцениваются в широком контексте общевидовой эволюции. Согласно такому подходу любое проявление человеческой природы признается здоровым или больным в зависимости от его целесообразности для общевидовой адаптации. О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов, рассматривая здоровье как предмет междисциплинарного исследования, выделяют следующие подходы: 6. Социально ориентированный и кросс-культурный подходы акцентируют внимание на влиянии цивилизации или наиболее общих форм социального бытия на здоровье и полноценное развитие отдельного индивида, рассматривают здоровье в контексте различающихся культурно-исторических условий, в рамках определенных национальных групп. 7. Дискурсивный (или диспозитивный) подход исходит из того, что любое представление о здоровье может быть исследовано как продукт определенного дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной реальности. В рамках данного подхода здоровье рассматривается как социальное явление, представляющее собой проекцию и объективацию сложной системы дискурсов. 8. В свете аксиологического подхода здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, как и их переоценка, рассматриваются в качестве факторов, определяющего здоровье индивида. 9. В акмеологическом подходе здоровье выступает в качестве основного и необходимого условия актуализации высших («вершинных») возможностей человеческой природы. Сфера влияния факторов Генетические (15-20%) Факторы Укрепляющие здоровье Ухудшающие здоровье Здоровая наследственность. Наследственные заболевания и Отсутствие морфонарушения. Наследственная функциональных предпосылок предрасположенность к возникновения заболеваний заболеваниям Состояние окружающей среды (20-25%) Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки Медицинское обеспечение (1015%) Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание Условия и образ жизни (5055%) Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт. полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек, валеологическое образование и пр. Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипоили гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт. неправильное питание, вредные привычки, недостаточный уровень валеологических знаний  Факторы, формирующие здоровье Определяющим фактором является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социальнопсихологическая категория. По Лисицыну образ жизни – это определенный исторически обусловленный тип жизнедеятельности в материальной и духовной сферах, который включает в себя 4 категории:  экономическую (уровень жизни человека);  социологическую (качество жизни);  социально-экономическую (уклад жизни);  социально-психологическую (стиль жизни). Многие специалисты задавались вопросом: как взаимосвязаны факторы жизни человека со здоровьем и болезнью. Психологи предложили выделить 3 группы психологических факторов, ведущих к здоровью и болезни: независимые, передающие и мотиваторы.  Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью:  Предрасполагающие факторы:  Поведенческий профиль. Существует 3 типа поведения: тип А, тип Б и тип С. Также выделяют 12 типов поведения – опросник AVEM. Каждый тип включает следующие характеристики: поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность), специфическое поведение (мышечное поведение, определенный эмоциональный стиль речи) и преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев).  Поддерживающие диспозиции – это личностные конструкты, связанные с определенными возможностями реагирования на различные трудности в оптимистической или пессимистической манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм).  Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией. Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических расстройств, с особенностями дыхательной системы: астмой бронхитами.  Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью:   Когнитивные факторы – это представления о здоровье, разнообразные модели веры в лечение:  Представления о болезни. Люди оценивают физиологические расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом контексте), от формального образца (атрибуции, которые касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам личностного плана).  Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям или другим негативным жизненным событиям.  Контроль над своей жизнью: чувство ответственности и волевая регуляция. Факторы социальной среды:  Социальная поддержка может быть положительной и негативной (если референтная группа является неблагоприятной).  Брак и семья.  Профессиональное окружение. Независимые  факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью: Демографические переменные:   Фактор пола. Концепция биологического детерминизма объясняет различия в психике и здоровье мужчин и женщин.  Фактор восприятия возраста. При восприятии пожилого возраста усиливается корреляция между здоровьем и влиянием социальной среды, т.к. изменяется социальная поддержка. Существует корреляция между уровнем здоровья и материальным доходом.  Этнические группы и социальные классы. Снижается способность к психологической адаптации, т.к. некоторые группы имеют низкий социально-культурный и материальный статус. Происходит снижение стабильности жизни и здоровья.  Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:  Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.  ^ Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результатами для здоровья.  ^ Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом.  Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности и т.д.  Мотиваторы:  Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копинга.  ^ Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни).  Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья.  Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:  Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.  Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результатами для здоровья.  Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом.  Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности и т.д.  Мотиваторы:  Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копинга.  Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни).  Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья.  Копинг – это выработка поведения, имеющего целью уменьшение или исключение психологического дистресса или обстоятельств, его вызывающих. Копинг называют еще совладающим или защитным поведением.  Все  эмоционально-сфокусированный копинг: усилия направлены на регулирование отрицательных эмоций, возникающих в ответ на стресс;  проблемно-сфокусированный копинг: усилия направлены на устранение и уменьшение влияния события, являющегося источником стресса. копинг-стратегии делятся на 2 группы:  Карвер на основе теории Лазуруса провел исследование и предложил эти виды копинга расширить и создать методику для выявления копинг-стратегии. Он выделил 12 типов копинга (1993 г.):  Активный копинг. Вы концентрируете свои усилия на том, чтобы что-то сделать с ситуацией, в которой оказались.  Подавление конкурирующей деятельности. Вы откладываете все концентрируетесь на проблеме, привлекаете для ее решения других людей.  Планирование. Вы пытаетесь найти стратегию, как поступить, рассматриваете проблему с разных точек зрения, иногда применяя методы рациональной терапии.  Самообладание. Вы останавливаетесь, перестаете суетиться и спешить, оцениваете, какие ваши действия могут спровоцировать ситуацию, усилить стресс, и приостанавливаете их.  Использование социальной поддержки. Мы выбираем среди людей того, к кому испытываем большую симпатию или на чье мнение и дружеское участие полагаемся, т.е. пытаемся получить поддержку и совет от этого человека.  Позитивный настрой. Вы пробуете найти что-то хорошее в том, что случилось.  Религия. Вы всем полагаетесь на Божью волю.  Принятие. Вы принимаете реальность того, что случилось. Одним из видов принятия является смена своих установок и позиций.  Отказ. Вы отказываетесь поверить в то, что случилось.  Поведенческий выход. Вы оставляете все попытки справиться с ситуацией, переключаетесь на выполнение другой деятельности.  Использование юмора. Вы пытаетесь превратить проблему в шутку.  Самоотвлечение. Вы срочно переключаетесь на какой-то другой вид деятельности. другие дела, Черты психически здоровой личности 1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения. 2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других. 3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения. 4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы. 5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самоактуализируующимся людям характерно пребывание наедине собой, в раздумьях. 6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Черты психически здоровой личности 7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций. 8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного "Я". Такие люди чаще испытывают пики переживания, что высвобождает творческие способности, индивидуальность индивида, что присуще мотивации развития. 9. Чувство общности с человечеством в целом. 10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявления враждебности в межличностных отношениях. 11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям. 12. Устойчивые внутренние моральные нормы.Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. 13. "Философское" чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды. 14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. 15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны.
«Психология здоровья» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot