Психология управления как самостоятельная наука
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция «Психология управления как самостоятельная наука»
Основные исторические этапы становления психологии управления. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.
Управление выделяется в самостоятельную область научного исследования в начале ХХ века. В 1911 г. Выходит книга Фредерика Уинслоу Тейлора "Менеджмент" или "Управление фабрикой", где были выделены основные принципы управленческого труда. Ориентируясь на работу политэкономов ХУ111-ХЛХ в.в., Ф.Тейлор разработал свою концепцию "экономического человека”, полностью отвергающую — психологические и социально-психологические факторы производственной деятельности. Не будучи ни психологом, нисоциологом, Ф.Тейлор рассматривал рабочего как придаток работающей машины, а единственным стимулом считал денежный стимул, те. опирался на экономическое принуждение. Теорию Ф.У.Тейлора называли теорией раннего “научного управления”.
В 20-е годы ХХ века была опубликована книга известного французского инженера Анри Файоля "Основы менеджмента", ставшая классической. Благодаря А.Файолю, которого считают основателем науки "менеджмента", управление стало признаваться самостоятельной и специфической деятельностью людей. Причем именно А. Файоль был первым, кто отметил, что управление (менеджмент) насквозь пропитано психологией и выделил психологические факторы управленческой деятельности.
В 20-30-е годы ХХ века, наряду с дальнейшим развитием теории управления (менеджмента) возникает и новая прикладная междисциплинарная наука — психология управления. Человек перестает считаться придатком машины, на смену деперсонифицированным отношениям в управлении пришел учет личностных, мотивационных и других психологических составляющих деятельности коллективов и организаций.
Большим достижением управленческой мысли в 30-е годы было то, что благодаря развитию "школы человеческих отношений", автором которой считается австралийско-американский ученый Элтон Мэйо (известный оппонент Ф. Тейлора), на смену "экономическому человеку" приходит "социальный человек".
Концепция "социального человека" была выдвинута Э. Майо, совместно с другим американским ученым Ч. Барнардом, в 1938 году.
«Школа человеческих отношений» (Э.Мэйо, Ч.Барнард, Мери Фоллет и др.) стала рассматривать производственный коллектив (организацию) как определенный социальный организм, а людей, работающих в нем — как членов этой социальной системы, носителей мотивационных, личностных и других индивидуально-психологических качеств. Эта школа, по существу, являлась психологической школой, в рамках которой рекомендовалось использовать такие психологические средства, как ответственность, общение, хороший психологический климат в малых группах и т. п. Основной акцент в работах ее создателей делался на особенностях социального взаимодействия, проблемах взаимодействию формальной и неформальной структур внутри организации, проблемах мотивации, авторитета, лидерства и других психологических явлениях. Ч. Барнард в своих работах, в частности, подчеркивал, что именно человек является стратегическим фактором организации.
Наряду с Э. Мэйо, Ч. Барнардом, М.Фоллет большой вклад в развитие и уточнение концепции "человеческих отношений" внесли Дуглас Мак-Грегор (Массачусетский университет), Д. Лайкерт (Мичиганский университет), К. Арджирис (Иельский университет) и др.
В конце 30-х годов ХХ века активно разрабатываются теории мотивации трудовой деятельности человека. Наиболее известные из них:
Теория А.Х.Маслоу (50-е гг.ХХв.). Абрахам Харольд Маслоу, известный американский психолог и психиатр, разработал «иерархическую модель потребностей», имеющую важнейшее значение для практики управленческой деятельности.
Теория Ф.Хериберга (60-е гг. ХХв.). Ф.Хериберг, специалист по психическим заболеваниям среди рабочих, предложил концепцию по стимулированию работников, которую он назвал «мотивационно-гигиенической».
Теория мотивации Д. Мак-Грегора (середина 60-хгг. ХХв.) Дуглас Мак-Грегор, профессор Массачусетского технологического института, в 1964 г. опубликовал книгу "Человеческая сторона предприятия", в которой попытался соединить тейлоризм с теорией Э.Мэйо.
Начиная с 60-х г. по настоящее время психологический подход полностью охватил всю область управления организации. Современная психология управления вбирает в себя, продолжает развивать и углублять все лучшие идеи и достижения различных теорий и подходов. На современном этапе главную цель психология управления видит в увеличении эффективности деятельности организации за счет активизации человеческого фактора. Поэтому основное внимание психология управления сосредоточивает на методах использования межличностных отношений, т. е. на социально-психологических проблемах.
Психологические проблемы менеджмента получили серьезное развитие в работах известных американских, английских, немецких и других современных исследователей, какими являются: Г. Минцберг, П. Друкер, Г. Саймон, Т. Питерс, Р. Уотермен, В. Зигерт, Л. Ланг, К. О’Делл, М. Вудкок, Д. Фрэнсис и др.
Содержание, цели и задачи психологии управления
Управление-это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации или коллектива.
Американский ученый П. Друкер определил управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. А современные немецкие исследователи проблем управления В. Зигерт и Л. Ланг считают управление таким руководством людьми и таким использованием средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем.
Сущность управления американцы раскрывают следующим образом: "Делать что-то руками других". Отсюда и важнейший практический принцип менеджмента: "Кто управляет- не производит, кто производит - не управляет" (по В. Зигерту и Л. Ланг).
Психология управления — это часть комплексной науки управления. Синонимами психологии управления являются такие понятия, как "менеджмент" (от английского глагола "ю тападе", что означает "управлять"), "организационная психология", "психология организаций" и др.
Цель психологии управления - разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.
Предмет психологии управления- деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.
Содержание психологии управления- разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.
Источники психологии управления:
• практика управления;
• развитие психологической науки;
• развитие социологии организаций.
В психологии управления, наряду с другими понятиями, часто употребляется, понятие "человеческий фактор (питап {асог), заимствованное из английского языка.
Человеческий фактор — это все то, что зависит от человека, от его психологических и психофизиологических свойств (возможностей, желаний, способностей и т.п.).
Важность человеческого фактора определяется тем, что, по мере усложнения управления, растут требования к интеллектуальным и другим психофизиологическим характеристикам человека. Соответственно, возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами.
Связь психологии управления с другими науками
Психология управления — самостоятельная междисциплинарная отрасль науки. Она является частью науки управления и носит прикладной характер.
Психология управления является самостоятельным разделом психологии. Она тесно взаимодействует с отраслями психологии: общей психологией, социальной, инженерной, экономической психологией, а также с другими науками, например, эргономикой, философией, социологией организаций и др.
Будучи "междисциплинарной" отраслью науки, психология управления пересекается с различными областями психологии. Но, в отличие от них, она рассматривает те или иные проблемы (например, проблему личности, мотивацию, эмоции и чувства, стрессы и др.) не в общем плане, а в прикладном аспекте, через призму управленческого процесса.
Методологические подходы к управлению
Существуют три основных подхода к управлению: системный, ситуационный и процессный. Главным методологическим подходом к управлению является системный подход.
Системный подход - это подход к анализу явлений, при котором они рассматриваются как система, не сводимая к своим элементам. Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым, целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением.
С помощью системного подхода организация (коллектив) рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.
Ситуационный (конкретный) подход — это подход, утверждающий, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).
При использовании этого подхода руководители исходят из того, что конкретная ситуация является основой применения возможных методов управления. При этом наиболее эффективным считают тот метод, который в большей степени соответствует данной управленческой ситуации.
Процессный подход — это подход, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функций управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.