Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология профессионального самоопределения

  • 👀 1285 просмотров
  • 📌 1204 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология профессионального самоопределения» docx
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Лекция № 2 Психологические «пространства» самоопределения План 1. Основные ориентиры самоопределяющегося человека. Различные типологии профессионального и личностного самоопределения. Типы и уровни самоопределения. 2. Сущность профессионального самоопределения. Варианты смыслов труда как регуляторы профессиональных выборов. 3. Многомерность пространств самоопределения. 1. Что вообще выбирает человек? Всегда ли это именно профессии, учебные заведения и места работы? Традиционно профориентация ориентирует человека преимущественно на определенную профессию. При этом, конечно, учитываются и способность человека, и его склонность и потребности общества. Но так ли все просто? Если обратиться к одному из наиболее интересных определений профессии, предложенных еще в 1920 гг. С. М. Богословским, то получается, что профессия — есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при этом она должна признаваться за профессию личным самосознанием данного лица» (цит. по: Климов Е.А., Носкова ОГ., 1992, с. 161). Но всегда ли то, что выбирает клиент «признается им самим за профессию». Нередко это может быть выбор профессии или специализации, квалификации (как уровня профессионального мастерства), должности или просто конкретного трудового поста. Например, человек выбирает вроде бы профессию, но на самом деле он выбирает деятельность, которая позволит ему поскорее занять определенную руководящую должность (и неважно, что это за профессия: человек хочет иметь видную должность). Сами выборы могут быть «внешними» и «внутренними». Например, человек заявляет всем, что хочет быть психологом, но в глубине души он — продавец (или бизнесмен), или наоборот. В итоге мы формально имеем специалиста-психолога, который только и делает, что подсчитывает выручку от своей психологической’ работы. Внешние и внутренние выборы в человеке часто сочетаются. Например, в любой психологопедагогической организации; есть психологи-продавцы, психологи-надсмотрщики, психологи журналисты психологи-артисты, психологи и даже психологи-психологи. И от каждой разновидности таких специалистов есть своя польза. То есть человек, выбирая одну конкретную профессию, как бы продолжает самоопределяться в рамках - этой профессии, отыскивая в ней для себя все новые и новые смыслы. Профконсультант должен помнить, что часто выбирается не только профессия, сколько образ и стиль жизни. Например, часто модная профессия (сейчас это юрист и экономист, а раньше — физик, ученый) позволяет заниматься престижным на данный момент делом, хорошо зарабатывать и, главное, жить так, как живут «самые лучшие люди» (мы вновь обращаемся к идее элитарных ориентаций в профессиональном и жизненном самоопределении). Различные типологии профессионального и личностного самоопределения Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые не всегда сами могут осознавать, «что» и «из чего» они вообще выбирают. Иногда профконсультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном информировании его об имеющих пространствах самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека (почти в терминах П.Я. Гальперина). Например, М. Фельденкрайз пишет об обществе как о «поле, в котором он (человек. — Авт.) должен продвигаться, чтобы быть принятым в качестве ценного члена, так что его ценность в собственных глазах зависит от его положения в обществе» (М., 1993, с. 46). Можно выделить основные ориентиры самоопределяющегося человека, которые могут лечь в основу его размышлений о своем профессиональном настоящем и будущем. Но сначала мы представим основные понятия, которые так или иначе связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека. Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение — это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Напомним, что и за рубежом близкое по смыслу понятие карьера предполагает постоянную смену различных жизненных ролей и выполнение этих ролей (под. Сьюперу). Е. А. Климов считает, что профессиональное самоопределение должно рассматриваться не «в эгоистическом смысле, а в приобщении к обществу, к цивилизации, к культуре (Климов ВА., 1993, с. 55), Таким образом, часто человек выбирает но только данную профессию, но нечто более важное — то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни. Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн выделил жизненные сценарии и жизненные стратегии. Жизненные сценарии — это «программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение в важных аспектах его жизни», жизненные сценарии охватывают всю жизнь человека в подробностях. Жизненные стратегии это общие представления о человеческой жизни. Э. Берн называет следующие основные типы сценариев «никогда не делаю «делаю всегда»; «ни разу не делал раньше, буду делать (сделаю потом)»; «делаю вновь и вновь «буду делать то тех пор, пока уже невозможно будет сделать». В соответствии с этими сценариями он выделяет три типа людей: победители, не победители и неудачники. Э. Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными «играми, из которых не редко и состоит жизнь многих людей: игра «Бесприданница», где самим человеком заранее определяется, что с него взять нечего (типичный случай неудачника); игра «Сизиф, или Начни сначала» (пример неудачника); игра «Меня не испугаешь» (пример победителя); игра «Кому я нужен» (пример не победителя); игра «Я прав» (пример победителя); игра «Если не так, то иначе!» (пример победителя, который всегда находит способ добиться своего) и т.п. Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают», при этом «понимать по Э.Берну, — значит «выйти из-под власти сценариев». Можно добавить к этому, что «понимать» — значит научиться строить перспективы своего профессионального и личностного развития самому (!), не быть игрушкой в руках судьбы. В. М. Розин, несколько споря с Э. Берном, отмечает, что нельзя связывать построение жизни с чисто бессознательными влияниями (сам Э. Берн считал, что вся жизнь определяется бессознательными программами, закладываемыми в человека еще в детстве и реализуемыми в определенных ситуациях, и что часто эти бессознательные программы мешают человеку полноценно жить). М. В. Розин считает, что по крайней мере, люди творческие («символисты») строят свою жизнь так, как будто пишут поэму».. При этом построение жизни как поэмы предполагает выделение и реализацию следующих основных моментов: 1) образ героя (образ себя как героя поэмы); 2) сюжет; З) трагедийность (переживания, без которых жизнь становится неинтересной и лишенной смысла); 4) неожиданные повороты (еще более разнообразящие жизнь и делающие ее неповторимой) (см.: Розин В.М., 1992). Но все ли люди реально готовы к рассмотрению своей будущей жизни так, чтобы к самому себе относиться как к «герою», да еще готовому к «трагедийности» и «неожиданным по воротам судьбы. Для профконсультанта важно уточнить для себя и такие понятия, как «стиль жизни» и «образ жизни», поскольку, как уже отмечалось, многие люди выбирают не столько профессии, сколько определенный образ жизни и жизненный стереотип. Образ жизни — это комплексное рассмотрение жизнедеятельности (труд, быт, общественная жизнь) часто связанное с рассмотрением качества жизни отдельного человека, социальной группы, общества в целом. С жизни это тип поведения людей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного человека. В социальной психологии выделены и такие важные для профконсультирования понятия, как социальные роли и социальные стереотипы. Социальная роль (по Д. Мяду) это социальная функция личности, его место в определенной сообщности людей (роль лидера, отверженного и т.п.). Социальный стереотип (по У.Липману) — это схематизированное представление о каком-либо социальном объекте (о человеке, о социальной или профессиональной группе). Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и практики профконсультирования являются выделенные еще К.Г.Юнгом архетипы. «Архетип» определяется как коллективное бессознательное, К.Г. IОнг выделяет «сознание», «личное бессознательное» и «коллективное бессознательное» («архетипы» как некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт переживаний многих поколений, который «в процессе истории повторяется там, где свободно проявляется творческая фантазия» данного человека). При этом каждый шаг к более высокой сознательности означающий «исполнение задачи, которую он обнаружил в своем мире», и связанный с «добродетельностью» и «дельностью» в лучшем смысле этого слова, означает отдал человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более «одиноким», непонятым и часто вызывает сомнения и подозрения со стороны обычных людей (см.: Юнг КГ., 1994, с. 57). Иными словами, «прорыв бессознательного» (в частности, коллективного бессознательного) может расширить возможности самоопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь. Для дальнейшего рассмотрения пространств самоопределения можно отметить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессиональные стереотипы, жизненные сценарии и т. п. На основе этого можно выделить следую типологии профессионального и личностного самоопределения. Еще в Петровскую эпоху известный государственный деятель России В.Н. Татищев классифицировал все «науки» (виды труда) по критерию «добра и зла для человека»: 1) «нужные» науки (экономика, медицина, право); 2) «полезные» науки (риторика, грамматика, «математика» «землемерие», механика, астрономия); 3) «щегольские, или увеселяющие» (поэзия, танцевание, живопись, «вольтежирование» - гарцевание на лошади), служащие больше для получения положения в обществе, чем для дела; 4) любительские, или тщетные» (астрология, физиогномия алхимия); 5) «вредительные» науки (колдовство, ворожба) (см.: Татищев В, Н., 1979), Вероятно, такой критерий классификации профессиональной деятельности актуален и для оценки различных направлений самой современной психологии. С. П. Струмилин в 1920 гг. классифицировал профессии по степени самостоятельности человека в труде: 1) автоматический рефлекторный труд (например. вертельщик ручки веялки, ручной мельницы и т.д.); 2) полуавтоматический привычный труд (например, труд машинистки, телеграфиста); 3) шаблонно-исполнительский труд — по указке (например, работа на станке, работа тапера, конторщика, счетовода); 4) самостоятельный труд в пределах задания (например, работа инженера, учителя, врача, журналиста); 5) свободный творческий труд (например, работа в области в искусства, работа ученого, организатора хозяйства, политического деятеля) (см.: Струмилии С. П., 1983). В современной России наиболее известная типология профессий, предложенная Е.А. Климовым, где в качестве критерия выступает отношение человека (субъект труда) к предмету труда. Все профессии соотносятся с пятью основными группами: 1) человек— природа; 2) человек—техника; 3) человек—человек; 4) человек—знаковые системы; 5) человек—художественный образ (см.: Климов Е.А., 1990). Литовский автор Л.А. Иовайша разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям: ценности общения; интеллектуальная активность; практико-техническая активность; художественная активность; соматическая активность; материальная (экономическая) активность. За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж.Голланда (иногда пишут— Дж. Холланда основанная на сопостовлении типов личности и типов профессиональной среды (см.: Прощипкая Е. Н., 1993). Он выделяет следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды): реалистический тип (техника, мужские профессии — Р; интеллектуальный тип — И; социальный — С; конвенционный (знаковые системы, требую структурированности) — К; предпринимательский — П; артистический тип — А. Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде. В таблице представлены примерные соотношения типов личности и типов профессиональной среды. Примерное соотношение типов личности и типов профессиональной среды Еще в 1922 г. Э. Шпрангер в работе «Основные идеальные типы индивидуальности» выделил следующие интересные для профконсультанта типы в соответствии с преимущественными установками людей: теоретический человек; экономический человек; эстетический; социальный; политический; религиозный (см.: Э., 1982). В основе всех этих типов лежит не только позиции автора, но и та культурноисторическая среда, то общество, которое и определяет наличие разных типов людей, реализующих себя в конкретной трудовой и общественной деятельности. Например, у Э. Шпрангера выделен «религиозный человек», но уже в более современных типологиях такой тип отсутствует. Другой пример: в традиционной эпохи СССР типологии Е.А.Климова отсутствует предпринимательский тип, хотя в типологии Дж. Голланда такой тип имеется (нечто похожее выделил уже и литовский психолог Л.А. Йовайша, видимо, потому, что Литовская ССР была ближе к западному образу жизни). Таким образом, типологии профессиональной деятельности и соответственно пространства самоопределения во многом зависят от культурной среды. На какие же типологии опираться профконсультанту в условиях нестабильности общей социально-экономической (и духовной ситуации), например в условиях России переходного периода? Сложность вопроса заключается в том, что устаревшие типологии отечественных авторов уже во многом не соответствуют данной ситуации, а построение новых типологий может существенно отстать от самого процесса изменений в стране. Известные зарубежные типологии часто не учитывают специфику нашей страны. В этих условиях возможным выходом является либо построение какой-то универсальной типологии, применимой для разных стран, народов и э либо попытки все-таки осознать, что происходит в стране. Достаточно универсальную типологию людей предложил известный отечественный историк Л.Н. Гумилев. Его типология построена по пассионарно-аттрактивному принципу. Выстраивается некоторое пространство, где одна ось – аттрактивная — имеет следующие полюсы: эгоизм, основанный на рассудке, и аттрактивность, как «стремление к истине, красоте, справедливости», другая ось — пассионарность – имеет полюсы: инстинкт самосохранения и пассионарность как антиинстинкт (данный риск ради достижения иллюзорных целей. В итоге выделяются следуюшие типы людей: обыватели; бродяги-солдаты; преступники; честолюбцы; деловые люди; авантюристы: ученые люди; творческие люди; пророки; нестяжатели (бескорыстные люди); созерцатели; искусители (см.: Гумялев ПН., 1990 с. 327—330). Однако далее сам Л.Н. Гумилев отмечал, что «для изучения отдельной особи предлагаемая точка зрения и система отсчета дают очень мало» (там же, с. 332). Типология Л.Н. Гумилева полезна в том смысле, что позволяет рассматривать и сопоставлять в перспективе самоопределения различных в культурно-историческом плане людей. Еще одну типологию самоопределения предложил отечественный психолог М.Р. Гинзбург. Он выделил жизненное поле личности в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле определяется им как совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования — актуального и потенциального, — охватывающего прошлое, настоящее и будущее (1995, с. 21—22). «Психологическое настоящее, — отмечает М. Р. Гинзбург, — существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящегося к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой самопознание, т. е. ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознании. Горизонтальная составляющая психологического настоящего принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (т.е. реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)» (там же, с. 23). Аналогично выделяются психологические пространства для прошлого и будущего. В частности, прошлое, существующее как опыт, по вертикали (в ценностно-смысловой плоскости) представлено установками и отношениями, а по горизонтали (в пространственно-временной плоскости) — опытом в его традиционном понимании. Соответственно психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлено мысленной проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной плоскости — конкретным планированием своей жизни во времени, те. жизненными и профессиональными планами (там же). На основании этого М.Р.Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения (Там же, с. 26—28): гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем; благополучие, психологическая коррекция не требуется); стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим); беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования ожидание благополучия и того, что все будет происходить «само собой»); бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности, как вынужденное»); негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее; пуще безнадежности); защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»); фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о будущем») прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проекция в будущее заимствованных ценностей); гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, экзис- тенциальной ориентации, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями); зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей); бездуховное (успешная самореализация и планирование при отсутствии ценностей; практичность); пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем); невротичное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; переживание невостребованности, отсутствие перспективы); бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний); Сущность, критерии и уровни развития профессионального самоопределения личности Теория и практика профессиональной ориентации имеют почти столетнюю историю. Но не прекращается научный и практический поиск, направленный на совершенствование подготовки подрастающего поколения к личностному и профессиональному самоопределению. Во-первых, из-за постоянных изменений, происходящих в обществе и научных достижений в области собственно профориентации. Во-вторых, из-за сложности проблемы профессионального самоопределения в силу его многоаспектное и многогранности, что ведет к хроническому отставанию практики от теории и теории от жизни. И, в-третьих, это отсутствие социального заказа не только на подготовку молодежи к профессиональному выбору, но и на специалистов будущих профессионалов [17, c.43]. Поиск новых подходов к решению этой проблемы в сегодняшней России обусловлен сложностью переживаемого ею социально-экономического кризиса и нахождением путей выхода из него, когда отторгнуты многие старые нравственные и мировоззренческие принципы, а новые еще только складываются, вызывая подчас немало сомнений. Он диктуется также и происходящим в стране совершенствованием образования. В постановлении Правительства РФ о концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. среди приоритетов образовательной политики, наряду с введением единого государственного экзамена, стандартов образования и др., подчеркнуто, что одновременно отрабатывается и реализуется система специализированной подготовки - профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Речь идет об отработке гибкой системы профилей, их кооперации с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, усилении роли учебных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся и их включение в трудовые отношения, профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку. Таким образом, профессиональная ориентация в школе приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью. Однако ее реальное состояние пока еще далеко не соответствует такому подходу. На деле имеет место серьезное ослабление внимания к вопросам социально-профессионального самоопределения учащихся во всех типах учебных заведений и прежде всего в общеобразовательной школе, слабая связь между системой образования и рынком труда. По данным Центра социально-профессионального самоопределения и результатов обследования его экспериментальных площадок половина учащихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 67% не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения по интересующей сфере труда [8, c. 43]. Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как «самоакутализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция»... При этом многие мыслители связывают эти понятия с трудовой деятельностью. Например, А.Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; И.С.Кон [11, c.45] говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение; П.Г.Щедровицкий [23, с.27] отмечает, что «смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность»; Е.А.Климов [10, c.29] выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека). Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей - «самотрансценденцию» (по В.Франклу): «...полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя», а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни...». Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления и самотрансценденции. Самоопределение - центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми. Самоопределение можно рассматривать с разных позиций: • как серию задач, которые ставит общество перед личностью, - это социологический подход; • как процесс поэтапного принятия решения, посредством которого индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе; • социально-психологический подход; • как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность; • дифференциально-психологический подход. В период самоопределения человек ищет ответ на вопрос «кто я такой?». Самоопределение может быть внутригрупповое, т.е. человек обретает свою роль в кругу людей, половое - осознает себя как представителя того или другого пола, нациоальное - отождествляет себя с собственным народом. В целом самоопределение можно охарактеризовать как поиск человеком своего собственного пути - поиск мучительный, нередко безуспешный. Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих: жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме; личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельностного своеобразия человека; профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере. Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностного отношения к профессионально - трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. В социально-педагогическом смысле профессиональное самоопределение жизненно необходимо для каждого человека и связано с организацией специальных усилий со стороны государства и общества. В психолого-педагогическом плане оно проявляется в виде личностных задач, которые часто носят проблемный характер и представляют собой процесс поэтапного принятия решений. В индивидуально-психологическом плане это формирование смысловой базы отношений личности к предметам, процессам и явлениям, связанным с профессиональной деятельностью, формирование индивидуального стиля деятельности в труде, принятии решений, межличностных и общественных коммуникациях, а также характерные особенности психологических состояний, переживаний [9, c.30]. Поскольку «мир труда и профессий» - одна из основных сфер взаимодействия человека и общества, постольку профессиональное самоопределение - необходимое условие личностного и жизненного самоопределения. Опираясь на работы К.А.Абульхановой-Славской, М.Р.Гинзбурга, Е.И.Головахи, Е.А.Климова, мы будем рассматривать самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, обществе, процесс, развивающийся в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном. Ценностно - смысловой аспект профессионального самоопределения характеризует отношения, оценки, планы и намерения личности в сфере труда и профессионального образования, позволяет соотнести эти величины с полученными результатами деятельности. Интегрирует такие понятия, как «личный профессиональный план», «интересы, направленность личности», «профессиональные намерения». Основу для развертывания профессионального самоопределения составляет система личностных смыслов человека. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых осуществляются деятельность и общение. Деятельностный аспект профессионального самоопределения личности включает в себя реальные действия, деятельность, труд и их результаты. Основу для профессионального самоопределения в этом аспекте составляют качества, которые так или иначе стабильно проявляются в действиях человека, связанных с выбором и осуществлением профессиональной деятельности. Эти аспекты самоопределения личности находятся в системных, противоречивых отношениях. Существенные изменения в смысловой направленности личности не могут произойти без изменений в ее деятельности, поскольку деятельность - это то, что связывает личность с окружающей средой. Наоборот, так как в деятельности реализуются желаемые смыслы, ориентации человека, она не может развиваться и изменяться без изменения своей смысловой основы. Поэтому, как пишет А.Г.Асмолов, «совместная деятельность в конкретной социальной системе детерминирует развитие личности, но личность сама выбирает ту деятельность, которая определяет ее развитие». В этом - источник постоянных противоречий личности и источник ее развития, совершенствования [14, c.43]. Самоопределение эффективно, если оно приводит к достижению деятельностно - смыслового единства личности. Деятелъностно - смысловое единство личности - это состояние взаимоотношений и взаимосвязей личности и окружающей среды. Она характеризуется: • оптимальным соотношением между системой ценностно-смысловых ориентации личности и сформированной системой деятельности, направленной на определенный предмет (учение, труд, общение, самопознание и т.д.), т.е. состоянием, обусловливающим реализацию ценностно-смысловых образований личности в пространстве и во времени (удовлетворение потребностей, реализацию личностных смыслов, направленностей, мотивов); • возможностями для развития ценностно-смысловой сферы и совершенствования деятельности личности; • минимальным проявлением неблагоприятных психологических состояний. Личность человека при таком подходе является одновременно объектом профориентационных, профконсультационных воздействий, субъектом ориентации (ориентирования) в мире профессий (внешний аспект) и субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект). Профессиональное самоопределение, являясь частью целостного самоопределения человека, не имеет четких временных границ, оно продолжается в течение всей жизни, актуализируясь как личностный процесс под влиянием изменений в условиях и содержании профессиональной деятельности человека, а также при перестройке его ценностносмысловых ориентации в результате их естественного развития или вмешательства извне. Можно выделить этапы профессионального самоопределения, когда уровень его «проблемности » повышается в силу указанных причин. Этапы профессионального самоопределения различаются по своему содержанию (в аспектах формирования и изменения как смысловой, так и деятельностной составляющей), связаны с ходом естественного возрастного развития личности или периодами изменений в условиях и содержании деятельности человека. Каждый этап профессионального самоопределения кроме содержания характеризуется конкретной ситуацией, специфическими затруднениями и достигаемым уровнем профессионального роста. Ситуация профессионального самоопределения - это совокупность его внутренних и внешних условий на конкретном этапе. Внутренние условия профессионального самоопределения: • особенности ценностно-смысловой сферы личности (характеристики ее целостности, непротиворечивости, устойчивости, множественности), уровень осознания собственных потребностей, направленностей, мотивов и их сформированности; • объем предыдущего опыта личности и степень его использования; • наличные знания, умения, навыки личности; -индивидуально-психологические особенности личности (потенциально или реально значимые в труде, а также определяющие характер отношений и переживаний). Внешние условия профессионального самоопределения: • условия и содержание профессиональной или учебной деятельности, которой занимается или намеревается заниматься человек; • требования этой деятельности к человеку, его качествам; • условия жизни, быта, особенности их влияния на профессиональное самоопределение; • особенности влияния на личность взаимоотношений в семье, коллективе, общественных отношений; господствующие в этих сферах настроения, ориентации, стереотипы и пр. Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда в последние годы, показывает, что наибольшие проблемы с трудоустройством испытывают молодые люди, не имеющие профессии или не использующие полученные профессиональные знания. Во многом это объясняется тем, что вопросам профориентации и профессиональному самоопределению, к сожалению, не уделяется должного внимания. Если спросить сегодняшнего школьника, зачем он учится, можно услышать самые разные ответы: «Чтобы поступить в институт», «Чтобы работать», «Все учатся» и т.п. И только некоторые рассматривают процесс обучения как начало своей будущей профессиональной деятельности. А ведь от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы сегодняшние школьники, будет зависеть ситуация на рынке труда, судьба страны [16, c.68]. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами и склонностями, стараясь определить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. Но набор школьных предметов не является очевидным отображением мира профессий. Без специального руководства со стороны взрослых даже хорошо успевающий школьник не может обрести нужную (полную, разностороннюю) ориентацию в мире профессий, необходимую для самостоятельного обдумывания вариантов своего будущего профессионального «старта» и дальнейшего жизненного пути. На завершающем этапе обучения в школе вопросы профессионального выбора становятся наиболее острыми. У некоторых школьников и их родителей все давно определено: «Мой ребенок пойдет по моим стопам» или «Я буду врачом». А если неудача? Значит, нужен запасной вариант. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения. Это классические исследования в области психологии профессий Е.А.Климова, А.Е.Голомштока, Э.Ф.Зеера, Н.С.Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой и др. Для развития теории профессионального самоопределения представляет интерес концепция «профессиональной зрелости» Д.Сьюпера. Он рассматривает выбор профессии как событие, а сам процесс профессионального становления (построение карьеры) как постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит «Я - концепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека. Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А.Климов понимает его «как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного сообщества профессионалов». Весьма ценной для предмета рассмотрения - профессионального самоопределения - является мысль Е.А.Климова [10, c.217] о том, что «выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся предшествующая жизнь». По мнению Э.Ф.Зеера [7, c.183], ведущее место в профессиональном самоопределении «принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление». Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути, подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. Часть выпускников пытается сразу устраиваться на работу, не имея специальной подготовки и значительных профессиональных перспектив. К 15-18 годам индивидуальные особенности характера, темперамента, направленности личности приобретают достаточную стойкость, и это необходимо учитывать при проектировании дальнейшего жизненного пути. Возраст 16-17 лет - самый критический. Человек должен выбрать одну профессию из 40 тысяч занятий, существующих в современном мире. Для успешного овладения профессией нужны способности, то есть такие индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение деятельности. Поэтому их значение при выборе профессии особенно велико. Часто такие способности называют профессионально значимыми качествами личности. Но успешность деятельности большей частью зависит не только от одной какой - нибудь способности, а от комплекса способностей, от их разных комбинаций. Поэтому их важно определить и правильно оценить. Различают общие способности, необходимые для всех или многих профессий (трудолюбие, внимательность, добросовестность), и специальные, которые важны для отдельной профессии или относительного круга (зрительная память, слух). Успешная работа по любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей. Правильно организованная профориентационная работа в школе является одним из определяющих факторов профессионального самоопределения школьников, а в дальнейшем и их активного поведения на рынке труда в современных условиях [16, c.121]. Образовательная область «Технология» в идеале призвана готовить учащихся к трудовой и общественно полезной деятельности, способствовать профессиональному самоопределению школьников в соответствии с их личными интересами, способностями и с учетом потребностей производства и рынка труда. В базисном учебном плане 11 - летней школы она входит обязательной составляющей в федеральный компонент содержания образования Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С.Пряжникова [17, c.116]. Остановимся подробнее на его концептуальных подходах. Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурноисторической (социально-экономической) ситуации». Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С.Пряжников обосновал следующую его содержательно - процессуальную модель: 1. Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения). 2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда. 3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты. 4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели. 5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства. 6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив. 7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи. Анализируя потенциальные возможности самореализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения. 1. Для самоопределения в конкретной трудовой функции характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере). Свобода выбора и диапазон действий человека минимальны. Для многих работников такой однообразный и монотонный труд почти невыносим. Поэтому организаторы производства стараются обогатить такой труд дополнительными функциями за счет смены характера выполняемых операций, усиливают кооперативное начало в деятельности, расширяя тем самым возможности самореализации работников. Вместе с тем следует отметить, что некоторые люди получают удовлетворение от такого однообразного труда. 2. Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных функций (например, труд токаря). Трудовой пост характеризуется определенными правами и производственными заданиями, ограниченной производственной средой, включающей средства труда. Возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности значительно выше, чем в первом случае. Смена конкретного трудового поста негативно сказывается на качестве и производительности труда и вызывает неудовлетворенность работника. 3. Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную, смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей. 4. Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие смежные виды трудовой деятельности. Как известно, профессия объединяет группу родственных специальностей. Поэтому по сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает уже специальности, а не только трудовые посты. 5. Следующий тип - жизненное самоопределение, к которому помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. По сути, речь идет о выборе образа жизни человека. Следует отметить, что немало людей видят смысл своей жизни во внепрофессиональной деятельности. Жизненное самоопределение предполагает не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия может стать средством реализации определенного образа жизни. 6. Более сложный тип - личностное самоопределение, рассматриваемое как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Личность в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Человек не просто овладевает социальной ролью, а создает новые роли и в каком - то смысле даже занимается социально - психологическим нормотворчеством, когда окружающие люди говорят о нем не как о хорошем инженере, враче, педагоге, а просто как об уважаемом человеке - уникальной и неповторимой личности. Можно сказать, что личностное самоопределение -это нахождение самобытного образа Я, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. 7. Наконец, самый сложный тип - самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Здесь обязательно обнаруживается внутренняя активность, направленная на продолжение себя в других людях, что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Высший тип самоопределения проявляется в значительном вкладе личности в развитие культуры, понимаемой в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и др.). В каждом из представленных выше типов самоопределения автор условно выделяет пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней - внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого отношения к ней): 1) агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень); 2) стремление мирно избежать данной деятельности; 3) выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 4) стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы; 5) стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень) [8, с. 56]. Определение специфики возрастного и профессионального развития человека позволяет четко определить содержание профориентационной и профконсультационной работы и, следовательно, эффективно решить проблему профессионального и личностного самоопределения. Как отмечает Н.С.Пряжников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего и в то же время в их содержании можно выделить два принципиальных отличия: 1) профессиональное самоопределение - является более конкретным и его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здоровым людям пока не выдают); 2) профессиональное самоопределение в большей степени зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно негативные условия позволяют личности проявить себя по - настоящему. Активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению реализуется в процессе проведения развивающей профессиональной консультации. Главный момента этой профконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения. Важным принципом данного типа консультирования является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения. Достижение эффективного результата обеспечивается применением различных психотехнологий: тренингов, игр, активизирующих опросников и др. При проведении профориентационной работы необходимо учитывать возрастные особенности формирования профессиональных намерений у школьников. Психолог И.С.Кон выделяет несколько этапов в этом процессе. Первый этап - это первичный выбор, он характерен для учащихся младшего школьного возраста: в это время еще не возникает серьезных вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Детям известны лишь название профессии и некоторые внешние признаки (форма одежды, манера поведения, оценки окружающих и т.п.). Отсутствует выраженные интересы и склонности, адекватное представление о собственных ресурсах и возможностях их развития. Реализуется этот этап в детской игре, в ходе которой ребенок принимает на себя различные профессиональные роли. Второй этап - этап подростковой фантазии, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной профессии, проявляет интерес к ней. Но так же, как и младших школьников у подростков отсутствует адекватное представление о собственных ресурсах и возможностях их развития. На этом этапе, охватывающим примерно V-VП классы, работа с учащимися должна быть направлена прежде всего на знакомство с миром профессий, развитии интересов, склонностей к способностей школьников. Третий этап - этап предварительного выбора профессии. Он приходится на старший подростковый возраст и часть юношеского. В этот период важно предоставить школьникам возможность попробовать свои силы в разных видах трудовой деятельности. Здесь могут быть и разочарования, связанные с отсутствием каких-то навыков, недостатков психофизиологических ресурсов для выбранного вида деятельности. Но в силу пластичности нервной системы, перестройки организма и интеллектуальных функций, происходящих в этот период, важно помочь ученику осознать свои психологические резервы и оказать помощь в определении направлений подготовки к выбранной профессии. Четвертая этап - этап практического принятия решения. Он связан с окончанием школы и поступлением на работу или в профессиональное учебное заведение. Данный этап, как пишет И.С.Кон, содержит в себе два компонента: выбор конкретной специальности и определение уровня квалификации будущего труда. Исследования показывают, что первоначально происходит выбор уровня квалификации (вуз, техникум, ПТУ и т.п.), а затем уже выбор конкретной специальности. Очень хорошо, когда выбор обусловлен интересами, склонностями и способностями школьника, когда учащиеся реально, представляет возможные трудности и проблемы, стоящие, перед ним при овладении данной профессией, и берет на себя ответственность за их преодоление и осуществление своей мечты [15, c.11]. Следует отметить, что психологическое содержание данных этапов отражает динамику развития личности школьника. Отсутствие элементов профессионального самоопределения, особенно в старших классах, неблагоприятно отражается на успеваемости, на эффективности взаимодействия со сверстниками, на психологическом самочувствии учащегося. И наоборот, высокий уровень профессионального самоопределения у школьников, создает для юношества жизненную перспективу, определяет направления развития и самосовершенствования, способствует росту духовности личности. Одним из средств активизации профессионального самоопределения является профильное обучение.
«Психология профессионального самоопределения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot