Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психология преподавания (конспект для преподавания лекции)
1. Понятие о научении. Обучение как целенаправленное научение.
2. Психологическая характеристика форм передачи знаний.
3. Обучаемость, уровень развития ребенка и успеваемость
4. Психологические особенности усвоения учебного материала.
1. Существует ряд понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений и навыков: это – научение, учение, обучение и учебная деятельность. Самым общим понятием, определяющим процесс и результат приобретения индивидуального опыта является научение. В дошкольном возрасте научение является основным способом приобретения опыта, а затем оно уступает место обучению, учению и учебной деятельности. Выделяют несколько видов научения.
Научение по механизму импринтинга – быстрое, автоматическое приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения. Наличие импринтинга объединяет человека с животными, имеющими центральную нервную систему. (Например, как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же проявляется врожденный сосательный рефлекс. Как только в поле зрения новорожденного утенка появляется утка-мать и начинает двигаться в определенном направлении, так, став на собственные лапки, птенец начинает автоматически всюду следовать за ней. Это – инстинктивные, т.е. безусловно-рефлекторные формы поведения, они достаточно пластичны в течение определенного срока).
Условно-рефлекторное научение – предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который становится сигналом о возможности удовлетворения потребности. 3. Оперантное научение – имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. 4. Викарное научение – через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу принимает и усваивает наблюдаемые формы поведения (подражание). 5. Вербальное научение – приобретение человеком нового опыта через речевые знаковые системы. В данном случае имеется в виду научение, осуществляемое в символической форме (Физика. Математика. Информатика). Научение характеризует факт приобретения человеком опыта, может быть стихийным, являться побочным продуктом любой деятельности. 17 Обучение отличается от научения тем, что обычно является планомерным, специально организуемым и управляемым процессом передачи общественно-исторического опыта.
Целью этой деятельности является психическое развитие индивида. Обучение происходит в форме совместной деятельности обучающего и обучаемого. Обучающий посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватную целям обучения.
2 Существует несколько основных форм передачи знаний в процессе обучения. Объясняющее (традиционное) обучение Характерной чертой является его обращенность к социальному опыту, где хранятся знания, организованные в специфическом виде учебной информации (текст учебника, речь учителя, компьютерная информация), существующие объективно. Отсюда ориентация обучения на запоминание материала. При этом предполагается, что в результате обучения как сугубо индивидуализированного процесса присвоения информации последняя приобретает статус знания.
В основе данной формы обучения лежит коммуникативная модель, в соответствии с которой процесс обучения рассматривается как обмен информацией между учителем и школьником. Учитель прибавляет к знаниям учеников нечто новое своим сообщением: ученики, отвечая, сообщают учителю о том, что им понятно из его сообщения. Развивающий эффект обучения связан с овладением языком науки, ее понятийным аппаратом, методами доказательства и опровержения, формированием механизма когнитивной связи. Используя эту форму обучения, следует предусмотреть: * мотивировку учеников к восприятию учебного материала. Она достигается постановкой четкой цели обучения на данном уроке; * внутреннее ценностное отношение учителя к сообщаемому материалу, которое проявляется в заинтересованности его общения с учениками по материалу урока; * привлечение ТСО, позволяющих школьникам через восприятие образов подойти к пониманию сущностных признаков явлений и предметов; * глубоко продуманную логику изложения; * подбор в рамках программы оригинального материала, не содержащегося в доступных ученикам источниках.
Проблемное обучение. Представляет собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих творческое участие обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирования творческого мышления и 18 познавательных интересов личности. Центральные понятия этой теории: «проблема», «проблемная ситуация» и «проблемная задача». Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия.
Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемыми, перерастает в проблему, которая при указании параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу. Последняя отличается от проблемы тем, что в ней заведомо ограничено поле поиска решения. Совокупность таких задач призвана обеспечить творческое овладение учебным материалом. Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых.
С этой целью предусматриваются различные уровни проблемности: 1-й уровень: руководитель занятия сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения; 2-й уровень: руководитель занятия вместе с обучаемыми анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а обучаемые самостоятельно формулируют задачу и решают ее; 3-й уровень: обучающий сообщает проблемную ситуацию, а ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно. Педагогические условия успешности проблемного обучения: создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых; обеспечение обучаемых совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации; формирование у обучаемых операционных умений решения проблемных задач.
Программированное обучение. Предполагает такую организацию обучения, когда учащийся не может сделать следующего шага в усвоении, не овладев предыдущим. Для этого учебный материал расчленяется на небольшие «порции», располагающиеся в строгой логической последовательности. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного, в котором дается необходимая информация об изучаемом знании или действии; контрольного, в форме задания для самостоятельного выполнения; управляющего, в котором обучаемый проверяет свое решение задания и на основе результатов проверки получает указание о переходе к какому-то следующему шагу. Такое построение учебного материала называется «программой».
В зависимости от действия ученика (дает ли он правильный ответ или допускает ошибку, и какую именно), определяется дальнейший ход обучения. Ученику предоставляется возможность перейти к следующей «порции» либо предъявляется предыдущий «кадр» для повторного усвоения, либо ему предлагают повторить старый материал. Такой ход обучения определяется расположением материала в программируемом учебнике или эти операции может производить компьютер. Программированное обучение обеспечивает активность каждого ученика, индивидуальный темп прохождения учебного материала. Однако программированное обучение эффективно лишь в том случае, когда материал поддается формализации. В настоящее время в русле теории программированного обучения идет активная разработка компьютерных технологий.
3. Учащиеся заметно отличаются друг от друга тем, насколько легко, прочно и глубоко они овладевают новыми знаниями. Эту общую способность к овладению знаниями обозначают термином «обучаемость». По мнению Н.А. Менчинской, обучаемость – это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Является индивидуальным, относительно устойчивым свойством личности.
Основывается на целой совокупности свойств интеллекта: темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения, гибкость в переключении на новые способы работы, прочность сохранения освоенного материала. Обучаемость тесно связана с умственным развитием. Однако эти понятия не тождественны. Умственное развитие – это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека. Естественно, что более высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться более низкая обучаемость, которая компенсируется усидчивостью. Обучаемость связана с успеваемостью, в то же время их уровни часто не совпадают.
Успеваемость – это оценка учебных достижений ребенка, выраженная в баллах. Если школьник не может овладеть за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой, он относится к категории неуспевающих. С точки зрения З. Гильбуха, можно выделить следующие причины неуспеваемости: * педагогические (связанные с поведением педагогов и родителей, вызванные поведением самих учащихся); нейрофизиологические (функциональная слабость ВНД, нарушения слуха, речи, зрения); * психологические (недостаточное развитие мотивации, плохая сформированность способов познавательной деятельности).
4. Усвоение – процесс перехода социального опыта в индивидуальный опыт. Современная психология не располагает исчерпывающим знанием законов усвоения. Это сложное, многозначное понятие, которое может трактоваться с разных позиций. В ПП усвоение – это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение учебного материала. Данная схема усвоения может быть сопоставлена с одной из наиболее разработанных концепций процесса усвоения – теорией поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперина). В соответствии с этой теорией, усвоение знаний – это процесс, осуществляемый на основе усвоения действий по применению усваиваемых понятий (переход социального опыта в индивидуальный опыт).
Данная теория предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основе внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения и навыки. Включает шесть этапов: 1)этап мотивации. На этом этапе создается соответствующее личностное отношение ребенка к объекту познания, формируется заинтересованность в объекте (внутренняя мотивация), деловые соображения, соревнование (внешняя мотивация). Ребенку объясняют, как важно уметь читать и писать, ставят в ситуацию, требующую владения навыком письма; 2)этап ознакомления с действием (по инструкции, описанию, визуально). На этом этапе ученик разбирается в содержании усваиваемого действия: в его свойствах, составе и порядке исполнительных действий, в образце продукта действий. Задача этого этапа состоит в том, чтобы учащийся как можно полно и адекватно понял содержание усваиваемого материала. От того, какой будет ориентировочная основа действия (ООД), будет существенным образом зависеть процесс учения. ООД необходимо формировать до того, как ученик приступил к отработке нового действия. Именно в организации «пролога действия» лежит ключ к обучению. Различают три типа ориентировки: 1. Учащемуся даются образцы и продукты самого действия, но не дается указаний, как действие выполнить. Уяснение и отработка действия осуществляется с недостаточным пониманием, с ошибками.
В одном классе учеников обучали письму по первому типу. Учитель показывал букву-образец, которую должны были написать учащиеся. Выделялись ее элементы и они сообщались детям: «Мы будем писать вот эту букву (к примеру – и). Ведем по линеечке (показывает) сюда. Теперь закруглим (показывает), затем поведем вверх до этого уголочка (показывает). Поняли, как надо писать? А теперь попробуйте сами». Ученик пишет букву, видя перед собой образец. Учитель, замечая неверно написанные элементы, поправляет, говорит, как надо сделать. После первой буквы писали подобным образом и другие. 2. ООД содержит образцы действия и продукта действия, а также дается указание, как выполнять задание. Ученик воспроизводит действия учителя, складываются некоторые умения анализировать материал, однако это относится к узкой, конкретной области применения действия.
Детям предлагается образец буквы, но в их тетрадях дается изображение ее контура точками. Все ориентиры ученик получал сразу. Для других букв они не годились. 3. Не дается образец продукта действия, дается объяснение принципов выполнения действия.
Процесс понимания учебного материала протекает эффективно, быстро, без ошибок и затруднений. Сообщаются опорные точки буквы в местах соединения на каком-либо примере; 3)этап усвоения действия в материализованной форме. Сразу после выработки ООД оно должно быть выполнено в материализованной форме, когда схема действия представлена в виде текста, схемы, плана, образца продукта действия. Учащийся выполняет действия с объектами или их моделями. Осуществляется контроль выполнения каждой операции; 4)этап выполнения действия в громкой речи. На предыдущих этапах речь также присутствует, она привязана к объекту, к реальным действиям с ним. На этом этапе при помощи речи в сознании актуализируется содержание действия (ребенок подробно рассказывает, как будет выполнять действие); 5)этап выполнения действий в речи «про себя».
Громкоречевые действия преобразуются во внутреннюю речь (ученик про себя проговаривает все основные компоненты действия); 6)этап выполнения действия в умственной форме. Процесс решения задачи происходит в форме внутренней речи.
Выполняется автоматически, в результате действие переходит во внутренний план и не требует внешней опоры. Сильные стороны теории: 1) сокращается время формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения действия; 2) достигается высокая автоматизация выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией; 3) обеспечивается доступный контроль качества выполнения как действия в целом, так и его определенных операций; Слабые стороны теории: 1) существенно ограничены возможности усвоения теоретических знаний; 2) сложна разработка методического обеспечения (полного алгоритма операций); 3) у обучающихся формируются стереотипные мыслительные и моторные действия в ущерб развитию творческого потенциала.