Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 2. Тема 2. Психология общения
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с
другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные
отношения людей.
Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп,
общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом,
способностями и результатами деятельности.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией
между людьми (информационная функция).
2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия
между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить
функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника
(регулятивная функция).
3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга
партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания
(коммуникативная функция взаимоотношения).
Выделяют следующие виды общения:
1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует
стремление понять и учитывать особенности личности собеседника.
Используются
привычные
маски
(вежливости,
строгости,
участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз,
позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы
люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от
собеседника.
2. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный
или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если
мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если
получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и
не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и
средства общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием
его социальной роли.
4. Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера,
возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем
возможные личностные расхождения.
5. Духовное
общение –
межличностное
общение
(доверительнонеформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно
прибегать к помощи слов. Друг поймет Вас и по выражению лица,
движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый
участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения,
отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от
собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман,
демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности
собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть
люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных
случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или
иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера
коммуникации.
Кодекс делового общения:
1. Принцип кооперативности – вклад партнера должен быть таким,
какого требует совместно принятое направление разговора.
2. Принцип достаточности информации – говори не больше и не
меньше, чем требуется в данный момент.
3. Принцип качества информации – не ври.
4. Принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти
решение.
5. Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника
6. Умей слушать и понять нужную мысль
7. Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов
дела.
Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими
участниками.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на
основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с
производством какого-либо продукта или делового эффекта.
При этом стороны делового общения выступают в формальных
(официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и
стандарты (в том числе и этические) поведения людей.
Деловое общение проявляется на разных уровнях социальной системы и в
различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего
значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения какихлибо других целей. В деловом общении предметом общения является дело.
Особенности делового общения:
1. Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая
для субъекта.
2. Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах
дела.
3. Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.
Можно выделить виды общения: общение непосредственное (прямое) и
опосредованное (косвенное). К формам опосредованного общения можно
отнести рекламу, наглядную информацию, например, меню в ресторане,
несущие основную информационную нагрузку.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом
взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным
каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения.
Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник
информации, и как способ воздействия на собеседника.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления
слова, его выразительность и доходчивость, правильность произношения
звуков, слов, выразительность и смысл интонаций.
2. Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тембр,
интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной
в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки,
возникающие при общении: смех, хныканье, плач, шепот, вздохи;
разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки
назализации – «хм-хм», «э-э-э» и другие.
Невербальное общение
В настоящее время известно более тысячи невербальных знаков и
сигналов. Альберт Марабян установил, что передача информации
происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых
средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет
невербальных средств на 55%.
Профессор Бердвил обнаружил, что словесное общение в беседе
занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью
невербальных средств общения.
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный
(вербальный) канал используется для передачи информации, в то время, как
невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных
отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных
сообщений.
В общении важна конгруэнтность.
Конгруэнтность – это соответствие невербальных проявлений словесным
высказываниям.
Исследования доказывают, что невербальные сигналы несут в пять раз
больше информации, чем вербальные. В случае, если сигналы
неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию,
предпочитая ее словесной.
Кроме учета совокупности жестов и соответсвия между словами и
телодвижениями, для правильной интерпритации жестов необходимо
учитывать контекст, в котором живут эти жесты. Если, например, в
холодный зимний день вы увидите на автобусной остановке человека,
сидящего со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и
опущенной вниз головой, то это скорее всего будет означать, что он замерз, а
вовсе не его критическое отношение к чему-либо.
Невербальное общение обеспечивают:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Разговорная дистанция.
Положение по вертикали.
Поза.
Жесты.
Взгляд.
Мимика.
Прикосновения.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и
эмоций: мимика, жесты, пантомимика (позы).
2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие,
поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание.
3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при
общении.
Зональные пространства:
1. Интимная зона (от 15 до 46 см). В эту зону допускаются лишь близкие,
хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность,
негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение.
Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет
определенные физиологические изменения в организме: учащение
биения сердца, повышенное выделение адреналина и т.д.
Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения
всегда воспринимается собеседником как покушение на его
неприкосновенность.
- Сверхинтимная зона – до 15 см – в нее можно проникнуть только
посредством физического контакта.
2. Личная, или персональная, зона (от 45 до 120 см) – для обыденной беседы с
друзьями и коллегами, предполагает только визуально – зрительный контакт
между партнерами, поддерживающими разговор.
3. Социальная зона (от 120 до 360-400 см) – обычно соблюдается во время
официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных
помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
4. Общественная (публичная) зона (свыше 360-400 см) подразумевает
общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и
пр.
Объем
личного
пространства,
необходимый для обитания, зависит от
плотности населения людей в том месте,
где люди выросли. Тем, кто вырос в
редконаселенных местностях, требуется
более просторное личное пространство,
чем
тем,
кто
воспитывался
в
густонаселенных городах.
Особая роль в передаче информации
отводится мимике - движениям мышц
лица,
отражающим
внутреннее
эмоциональное состояние.
Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице
лектора теряется 10-15% информации. Мимические выражения несут более
70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше,
чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою
информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера
менее 1/3 времени разговора.
Главной характеристикой мимики является ее целостность и
динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных
эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и
отвращения) все движения мышц лица скоординированы. Основную
информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так,
испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только
положение бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень
велика – опознание эмоций было почти стопроцентным.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии
человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается
сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут
расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек
возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом
настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального
состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки
сужаться.
По специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в
районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы
делового партнерства; социальный (светский) – когда взгляд опускается
ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию
атмосферы дружеского общения; интимный – когда взгляд направлен не в
глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди.
Такой взгляд свидетельствует о большой заинтересованности в общении.
Взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к
партнеру.
Поза –
это
положение
тела
в
пространстве.
Показано,
что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю
часть тела и занять как можно меньше места в пространстве, «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки
упираются в подбородок) воспринимаются как позы недоверия, несогласия,
противодействия, критики (1). «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты
ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как
позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта
(2).
Закрытые позы
Закрытая поза
Открытая поза
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах.
Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно
выделить:
1. Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения
внимания,
запретов,
удовлетворительные,
отрицательные,
вопросительные);
2. Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения,
неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности);
3. Описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого
высказывания.
Жесты при общении несут много информации.
Выделяют пять групп жестов:
1. Жесты-иллюстраторы –
это
жесты-сообщения:
указатели
(«указывающий перст»), пиктографы, кинетографы – движения телом и
т.п.
2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего
к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда).
3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в
общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на
уровне груди означают во многих случаях – «здравствуйте», а
поднятые над головой – «до свидания».
4. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные
с движением рук. Это могут быть: почесывание, подергивание
отдельных частей тела, касания партнера, перебирание отдельных
предметов, находящихся под рукой.
5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и
мышцы лица определенные эмоции.
Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они
обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека
важно понимать ложные, притворные жесты.
При общении часто возникают следующие виды жестов:
- жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание
указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание
и т.др. (человек оценивает информацию);
- жесты уверенности –
раскачивание на стуле;
соединение
пальцев
в
купол
пирамиды,
жесты
нервозности
и
неуверенности –
переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони,
постукивание по столу пальцами;
- жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает
другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в
подлокотник;
- жесты ожидания – потирание ладоней, медленное
вытирание влажных ладоней о ткань;
- жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших
пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз;
- жесты отрицания – сложенные руки на груди,
отклоненный назад корпус, скрещенные руки, дотрагивание
до кончика носа;
- жесты неискренности – жест «прикрытие рукой рта», «прикосновение к
носу», поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд».
Умение понимать популярные жесты (жесты собственности,
ухаживания, курения, зеркальные жесты) позволит лучше разбираться в
людях.