Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология общения

  • 👀 690 просмотров
  • 📌 660 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология общения» docx
Методическая разработка учебной лекции по психологии Содержание I. Тема лекции. Обоснование выбора темы 3 II. Формы организации лекции 4 III. Содержание лекций 6 IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции 11 Список использованной литературы 12 Список рекомендуемой литературы 12 I. Тема лекции. Обоснование выбора темы Тема лекции: Психология общения Обоснование выбора темы: приобретение студентами практических навыков общения, опыта функционального общения предусматривается в различных активных формах обучения. Чтобы ассимилировать этот опыт, освоить и осмыслить его профессионально, требуется понятийный аппарат, который и предоставляет различные теоретические подходы к общению. 1) Определение места и значения темы в системе целого курса (контекст) Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала. 2) Отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, литература, рекомендуемая студентам). Литература для преподавателя: 1. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2004. – 448 с. 2. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования// Методологические проблемы социальной психологии / А.А. Леонтьев. – М.: Мысль, 1975. – 282 с. 3. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – Воронеж: Модек, 2003. – 194 с. Литература, рекомендуемая студентам: 1. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 416 с. 2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 410 c. 3. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 468 c. 4. Островская И.В. Психология: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 400с. 5. Столяренко Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 317 c. II. Формы организации лекции 1) Аудитория (характер и уровень подготовленности слушателей). Студенты первого заочного курса психологии. Уровень подготовки – общеобразовательный. 2) Цель лекции (замысел, основная идея лекций, объединяющая все предметное содержание). Организовать целенаправленную познавательную деятельность студентов по овладению программным материалом по данной теме. Дать общее представление о роли общения в жизни человека. Познакомить с основными понятиями по теме: функциях и средствах общения; структуре общения. 3) Задачи лекции, реализующие основной замысел: а) состав и последовательность задач; б) характер задач: информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные; в) средства, необходимые студентам для решения указанных задач (категории, системы представлений, функциональные, генетические, структурные, вероятностные, причинные связи); г) эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач. а) Состав и последовательность задач: • Сформировать представление об общении как о социальном феномене; • Рассмотреть содержание и цели общения; • Познакомить студентов со средствами и структурой общения; • Охарактеризовать функции общения. б) Характер задач: • Информационный (дать информационный материал по данной теме и закрепить основные понятия, такие как общение; его содержание, цели, средства, структура, функции; • Мотивационный (сформировать познавательный интерес к содержанию учебного материала); • Ориентировочный (дать основы для дальнейшего усвоения учебного материала); • Воспитательный (помочь выработать у студентов стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развивать интерес к учебной дисциплине, содействовать активизации мышления студентов). в) Средства, необходимые студентам для решения указанных задач: системы представлений и причинные связи. г) Эмоциональные позиции и отношения, которые формируются преподавателем у слушателей при решении поставленных задач. Нужно суметь сосредоточить внимание студентов на восприятии и понимании указанного материала, а также настроить их на внутреннюю мыслительную и эмоциональную активность в ответ на действия преподавателя и поступающую от него информацию. Необходимо постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее. 4) Организационная форма лекции: монолог с элементами эвристической беседы, дискуссии. III. Содержание лекций 1) План и конспект содержания лекции. План: Общение как социальный феномен………………………………………..6 Содержание общения………………………………………………………7 Цель общения……………………………………………………………….8 Средства общения…………………………………………………………..8 Структура общения………………………………………………………...9 Функции общения…………………………………………………………..9 Конспект: Общение как социальный феномен Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в. Социальные контакты между людьми представлены деятельностью и общением. Между общением и деятельностью как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является создание какого-либо материального или идеального продукта. Результатом же общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность и общение, несмотря на их различия, являются взаимосвязанными сторонами социальной активности человека. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Общение же представляет собой специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Содержание категории общения многообразно — это не только определенный вид человеческой деятельности, но и многогранный процесс, включающий в себя: • формирование определенных образцов и моделей поведения; • взаимодействие людей; • взаимное влияние людей друг на друга; • обмен информацией; • формирование отношений между людьми; • взаимное переживание и понимание друг друга; • формирование образа внутреннего «Я» человека. В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. При исследовании общения в нем выделяют: содержание, цель, средства, структуру, функции общения. Содержание общения Содержание общения – это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как: • материальное – обмен продуктами и предметами деятельности; • когнитивное – обмен знаниями; • деятельное – обмен действиями, операциями, умениями; • кондиционное – обмен психологическими или физиологическими состояниями; • мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Цель общения Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными. Цель общения может заключаться в нем самом, тогда общение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении. Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело с деловым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д. Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека. Исчерпывающую классификацию по целям общения дать сложно, учитывая все многообразие потребностей человека (социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития, биологических и т.д.), ради удовлетворения которых люди вступают в общение. Средства общения Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями и т.д. Структура общения Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной. Перцептивная сторона общения – процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного. Функции общения Выступая мощным потребителем энергии человека, общение вместе с тем является бесценным биостимулятором его жизнедеятельности и духовных устремлений. В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику: во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства); во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. В заключение отмечу, что роль и интенсивность общения в современном обществе возрастают: постоянно увеличивается число людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В свое время прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. 2) Учебные средства и дидактические приемы, обеспечивающие целостность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, доказательность и др. Тестовые задания для закрепления материала; домашнее задание: конспект лекции; задания для внеаудиторной работы студентов: работа с дополнительной литературой: составление рекомендаций «Как сделать разговор доходчивей». IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции 1) Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство). Отношения «преподаватель - студенты»: уважительные, в меру требовательные. Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов. К каждой лекции нужно готовиться с учетом особенностей своего темперамента, умения владеть чувствами, доводить мысль до аудитории. Четко и ясно структурировать занятие. Рационально дозировать материал в каждом из разделов. Научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекцию. Использовать наглядные пособия, схемы, таблицы, модели, графики и т. п. 2) Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика). Использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями; применять риторические и уточняющие понимание материала вопросы; выразительная и доходчивая, достаточно громкая, четкая речь с правильным литературным произношением и правильно расставленными ударениями. В ходе лекции знакомить студентов с новыми научными понятиями и терминами, доступно их объяснять. 3) Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика — интонация, громкость, темп, ритм, паузы). Достаточно громкая, четкая речь. Ритм средний. В паузах использовать приемы поддержания внимания – риторические вопросы, шутки, ораторские приемы. Хорошо оживляют речь жест и мимика. Применять уточняющие понимание материала вопросы. Список использованной литературы 1. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2004. – 448 с. 2. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – Воронеж: Модек, 2003. – 194 с. Список рекомендуемой литературы 1. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 416 с. 2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 410 c. 3. Коноваленко, М.Ю. Психология общения: Учебник / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 468 c. 4. Островская И.В. Психология: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 400с. 5. Столяренко Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 317 c.
«Психология общения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot