Психология малой группы. Межличностные отношения и межгрупповое взаимодействие.
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психология малой группы. Межличностные отношения и межгрупповое взаимодействие.
План
1. Психология малой группы.
2. Межличностные отношения и межгрупповое взаимодействие.
1. Психология малой группы
Понятие о малых группах в психологии
Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей. К ним относят: большие социальные общности, т.е. группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения); средние социальные общности, например, жители Тюмени или всей Тюменской области; малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, коллектив работников небольшого магазина и т.д.
Малая группа является предметом изучения как в зарубежной, так и в отечественной науке. Западная социальная психология, в частности американская, в большинстве случаев изучает процессы, происходящие в малой группе в лабораторных условиях. Ученые пытаются моделировать процессы реальных малых групп и устанавливать закономерности взаимодействия людей. Большинство же исследований российских психологов проведено на материале реальной малой группы, а не искусственно созданной. Достоинства таких исследований заключаются, во-первых, в получении данных о взаимодействии людей в реальных социально-значимых ситуациях деятельности, во-вторых, в возможности быстрого практического использования и внедрения результатов исследования, в-третьих, в открытости исследователей, невозможности обмануть испытуемого, манипулировать его сознанием и поведением. Недостатками подхода являются наличие существенных трудностей в проведении эксперимента в малых группах и более поверхностные результаты психологического исследования.
Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют. Малые группы – семья, учебная группа, спортивная команда, объединение людей по интересам и т. д.
Зарубежные и отечественные ученые, долгое время изучая малую группу, пришли к выводу, что ей обязательно должны быть присущи такие конкретные черты и признаки, как:
• наличие двух и более людей;
• осуществление непрерывных контактов и общение между ними;
• наличие общей цели и совместной деятельности;
• возникновение взаимных эмоциональных и других связей; проявление чувства принадлежности к данной группе;
• осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;
• формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;
• функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);
• наличие достаточного времени взаимного существования людей.
Малая группа — это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.
Дж. Хоманс дал следующее определение: «Малая группа — это некоторое число лиц, взаимодействующих друг с другом в течение некоторого времени». Д.Картрайт и А. Зандер считали, что «группа - собрание индивидов, которые часто взаимодействуют друг с другом». Отечественный психолог А.И.Донцов дал следующее определение: «Группа – совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу индивидов, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и желания».
В социальной психологии установлено, что эффективность малой группы и динамика протекания групповых процессов зависит от ее численности. Группа может быть слишком маленькой, либо слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью. Минимальная численность группы – 2-3 человека, максимальная – от 25 до 40 человек. Два человека образуют диаду, три человека – триаду. Сложность вызывает определение оптимальной численности. Задание, которое выполняет группа, индивидуальные особенности ее членов, характер ситуации также влияют на эффективность деятельности группы.
Классификация и социально-психологические характеристики малых групп.
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации.
По наличию взаимоотношений между членами группы: условные и реальные, лабораторные и естественные.
Условные группы – искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.
Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.
Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.
Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.
По характеру взаимодействия: первичные - вторичные группы.
Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп – непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так, как только они удовлетворяют критерию малой группы.
По форме организации: формальные и неформальные.
Второе из исторически предложенных делений малых групп – это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.
По степени психологического принятия со стороны личности: группы членства и референтные группы.
Данная классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Она была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида. Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях. Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
Уровни развития групп.
По уровню развития: становящиеся - высокоразвитые.
Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова.
Сложившиеся группы – группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.
По уровню развития (Петровский А.В.): диффузные группы, ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив.
Диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, то есть их не объединяет совместная деятельность.
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели).
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп; иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма.
Коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных отношений.
Коллектив — это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, на основе единства интересов и целей, совместной общественно-полезной деятельности.
Критерии коллектива:
- наличие социально-значимых целей;
- организационная оформленность;
- сознательная дисциплина;
- взаимная ответственность;
- товарищеская взаимопомощь и сотрудничество;
- совместная общественно-полезная деятельность.
Независимо от вида общественно полезной деятельности, лежащей в основе объединения и организации людей, каждый из коллективов имеет не только свою специфическую, но и общую для всех своих членов общественно полезную задачу, определенную организационную структуру, своеобразное сочетание людей различных возрастов и национальностей, определенный стиль взаимоотношений.
В сложных экстремальных условиях группы типа ассоциации и кооперации очень часто становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов деятельности. Но сплоченность автономных групп может таить в себе определенную опасность. Например, если люди объединяются на основе общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа превращается в коллектив. С другой стороны, если сотрудники скрывают свои намерения, преследуют свои эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в корпорацию и становится лжеколлективом. Как отмечают многие исследователи, именно корпоративный дух, или групповой эгоизм, создает условия для неуставных взаимоотношений, националистических проявлений, грубых нарушений дисциплины, поскольку деятельность корпоративной группы регулируется узкогрупповыми интересами и волей 1-2 негативных лидеров.
2. Межличностные отношения и межгрупповое взаимодействие
Взаимоотношения (межличностные отношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.
Взаимодействие- процесс взаимного влияния людей друг на друга, порождающий их совместные отношения и связи.
Обычно различают межличностное и межгрупповое взаимодействие.
Межличностное взаимодействие — это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга. Обычно оно имеет место между частями групп и между целыми группами и выступает как интегрирующий фактор образования различных общностей.
Взаимодействие также может быть различным по форме и содержанию в зависимости от уровней его осуществления.
Низший уровень — взаимодействия- это простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенная первоначальное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние их друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не получить всестороннего развития.
Высшим уровнем взаимодействия выступает совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.
Взаимопонимание — это такая форма взаимодействия индивидов, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, понимают испытываемые друг другом чувства и настроения, а также взаимно содействуют достижению единой цели.
Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.
Социальная перцепция обычно проявляется как:
1. восприятие членами группы. а) друг друга; б) членов другой группы;
2. восприятие человеком: а) самого себя; б) своей группы; в) «чужой группы»
3. восприятие группой: а) своего человека; б) членов другой группы;
4. восприятие группой другой группы (или групп).
Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.
Психология межличностных отношений.
В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Суть этой точки зрения в следующем. Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.
Социальные отношения носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения. поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее. Межличностные отношения складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:
1. В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
2. Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
3. Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
4. Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.
Виды отношений. Существует множество классификаций межличностных отношений, что связано не только с их разнообразием, но и с разными подходами. Кто-то за критерий берет уровень прагматизма, делая акцент на деловой стороне отношений, кого-то интересует степень формальности или паритета. Главным в классификации должен быть эмоциональный вектор. Эмоционально окрашенные отношения между людьми можно расположить на своеобразной оси координат: с одной стороны, будут положительные, а с другой – отрицательные. Это и есть две основные группы.
Положительные или позитивные отношения определяются уровнем взаимного притяжения людей. В эту группу входят следующие виды межличностных отношений:
- привлекательность;
- симпатия;
- взаимная заинтересованность;
- товарищеские отношения;
- взаимная привязанность;
- дружба;
- любовь.
На начальном этапе своего развития эти отношения не всегда даже предполагают общность интересов и целей, а бывают основаны на какой-то совершенно иррациональной симпатии. Просто нравится этот человек, и хочется с ним почаще встречаться.
Негативные отношения складываются на основе неприятия каких-то личных черт, особенностей поведения или характера. Иногда такая неприязнь со стороны кажется совершенно необоснованной, ведь она может сохраняться даже несмотря на отсутствие видимых причин. Но чаще всего основания для неприязни имеются, и они обусловлены разнообразными противоречиями, возникающими в общении между этими людьми. В эту группу входят такие виды отношений:
- антипатия;
- недоверие;
- неприязнь;
- ненависть;
- агрессия;
- чувство мести.
Межличностные отношения очень подвижны. Ведь говорят: «От любви до ненависти один шаг». Чем более сильные положительные эмоции мы испытываем к человеку, тем больше может оказаться разочарование, если он в чем-то не оправдал наших надежд, оказался не тем, кем виделся нам в начале отношений, предал нашу дружбу и т. д.
Уровни межличностных отношений. Степень вовлеченности человека во взаимодействие и различная глубина отношений определяют разные их уровни. Наиболее часто выделяют три уровня межличностных отношений:
Перцептивный. Это уровень восприятия и понимание партнерами друг друга, осознание индивидуальных черт, личностных особенностей, характеристик, в том числе внешних, расовых, национальных, гендерных и т. д. На перцептивном уровне отношения только зарождаются. Это этап узнавания партнерам друг друга, но и он предполагает определенную, пусть и поверхностную эмоциональную реакцию. А бывает, что люди начинают испытывать симпатию или неприязнь буквально с первой встречи.
Уровень взаимного притяжения или отталкивания. На этом этапе возникшее между людьми чувство симпатии заставляет их искать новых контактов, точек соприкосновения, взаимодействия. Продолжается узнавание на более глубоком уровне, можно образно сказать, что люди как бы пробуют друг друга «на вкус». Чувство неприязни, напротив, побуждает людей избегать друг друга, и если это не удается (например, на работе), то неприязнь усиливается и может перерасти в ненависть.
Интерактивный уровень. Эмоциональные реакции требуют постоянной подпитки, и это возможно только в условиях взаимодействия. Симпатизирующие друг другу люди начинают активно сотрудничать, ищут общие интересы и цели. А ненавидящие, но не имеющие возможности избегать контактов, тоже вступают во взаимодействие в виде конфликтов. Причем это деструктивные конфликты, так как они основаны на личной неприязни.
Практически все межличностные отношения проходят в своем развитии эти три уровня, и возникает закономерный вопрос: «А дальше что?» Ничего. То есть дальнейшее развитие межличностных отношений проблематично. Во всяком случае, считается, что, достигнув своего максимума на интерактивном уровне отношения, в лучшем случае на этом же этапе остаются. И то какое-то время. А затем неизбежно наступает спад уровня эмоциональности, накал чувств ослабевает. Пылкая любовь-страсть переходит в привязанность или вообще в привычку. А лютая ненависть в обычную неприязнь.
Нередко люди, стремясь сохранить позитивные отношения на прежнем высоком уровне, прибегают к разным ухищрениям, пытаются оживить прежнюю любовь или обвиняют партнера в холодности. Но это может лишь ухудшить положение и привести к конфликтам. Такая судьба межличностных отношений связана с особенностью эмоциональной сферы человека. Чем сильнее наши чувства, тем менее они продолжительны. В противном случае наступит эмоциональное выгорание, и былая страстная любовь превратится не в тихую привязанность, а в ту самую ненависть, до которой «один шаг».
Психология межгруппового взаимодействия.
Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются психо логические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам (большим или малым).
Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношений между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г. работе «Народные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм — это свойство сознания этнической группы, связанное с преувеличением положительно оцениваемых характеристик собственной этнической группы, ценности и нормы которой выступают центром, критерием оценки всех других групп. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим группам. Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристрастность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки (Майерс Д., 1997). Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношений, можно объединить в рамках основных подходов (АгеевВ. С., 1990). Т. Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной личности: – установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов; – чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти; – стереотипность суждений и оценок; – нетерпимость к неопределенности; – склонность подчиняться людям, наделенными властью; – нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне. Л. Берковец продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлений агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости. М. Шериф в полевых экспериментах показал, что ситуация конкурентного взаимодействия, в основе которого лежит объективный конфликт интересов, приводит к усилению проявлений межгрупповой агрессии и враждебности и одновременному усилению внутригрупповой сплоченности. Экспериментальные исследования феномена внутригруппового фаворитизма (тенденции оказывать предпочтение своей группе в противовес интересам другой), проведенные Г. Тэджфелом и Д. Тернером, показали, что одного только факта распределения испытуемых на группы, сходные по какому либо малозначимому признаку, достаточно для того, чтобы индивиды демонстрировали более позитивные установки по отношению к тем, кто, по их мнению, входил в одну группу с ними, и более негативные установки по отношению к тем, кто входил в другую группу. Теория социальной идентичности Г. Тэджфела и Д. Тернера объясняет феномены внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой дискриминации тенденцией к установлению различий в оценках «своей» и «чужой» группы в пользу «своей», как результат серии когнитивных процессов, связанных с установлением сходства и различий между представителями различных социальных групп: социальной категоризации, социальной идентификации и социального сравнения. Социальная категоризация — это когнитивный процесс упорядочения индивидом своего социального окружения путем распределения социальных объектов (в том числе окружающих людей и себя самого) по группам (категориям), имеющим сходство по значимым для индивида крите риям. Социальная идентификация — это процесс отнесения индивидом себя к тем или иным социальным категориям, субъективное переживание им своей групповой социальной принадлежности. Социальное сравнение — это процесс соотнесения качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является установление различий между ними, т. е. межгрупповая дифференциация.
Внутригрупповой фаворитизм и внешнегрупповая дискриминация являются заключи тельным звеном в серии когнитивных процессов, их неизбежность диктуется потребностью личности в позитивной социальной идентичности, необходимой для поддержания позитивного образа «Я».
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник /Г.М.Андреева.-Москва:Аспект-Пресс, 2016.- 363с.
2. Дружинин, В.Н. Психология / под общ. ред. Дружинина В.Н. – СПб., 2001. – С.360-374.
3. Немов, Р.С. Социальная психология : учебник для бакалавров / Р.С.Немов, И.Р.Алтунина - Москва : Юрайт, 2011. - 427 с.
4. Социальная психология: Учебник /Под ред. А.М.Столяренко._Москва: Юнити, 2014.-511с.
Задания:
1. Подготовьте конспект теоретического материала.
2. С опорой на теоретический материал раздела "Психология малых групп" напишите эссе "Моя студенческая группа". В эссе укажите качественные и количественные характеристики вашей студенческой (малой) группы, обозначьте ее виды и уровень развития.
3. Из раздела "Межличностные отношения и межгрупповое взаимодействие" выпишите ключевые понятия и составьте кроссворд.