Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психологическое консультирование

  • 👀 4490 просмотров
  • 📌 4468 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Психологическое консультирование
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психологическое консультирование» doc
Лекция 1. Введение в психологическое консультирование. В реальной жизни, если случаются неприятности, человек обращается к кому-либо за помощью. Часто необходимую психологическую помощь могут оказать друзья и близкие люди — родственники, коллеги и т. д., которые поддерживают нас, подбадривают, успокаивают, дают советы. Если попавший в беду человек понимает, что этой поддержки ему недостаточно, то он может обратиться за помощью к специалистам. Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. Ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Психологическое консультирование — это процесс взаимодействия между помогающей стороной и стороной, обращающейся за помощью, который включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента. Психологический смысл консультирования заключается в расширении понимания клиентом своей проблемы. Поскольку консультирование - это решение психологических проблем, следует дать описание того, что называется психологической проблемой. Проблема становится проблемой, если индивид хочет достичь какой-то цели, но у него не получается. Другими словами, всегда есть субъект, есть желание (без желания нет проблемы), есть какая-то реальная или воображаемая цель и есть какая-то преграда, реальная или воображаемая, которая не позволяет ее достичь . Основным принципом психологического консультирования является оказание помощи клиенту без какого-либо давления на принятие им того или иного решения. Некоторые формы психологического консультирования включают информирование и рекомендации клиенту, но подавляющее большинство видов консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту самому разобраться в его проблеме. Психологическое консультирование не является простым набором техник, которые использует в своей работе специалист, оно предполагает становление специальных, особых отношений между консультантом и клиентом. Одно из важных условий установления таких отношений — соглашение между двумя сторонами, в котором четко определены роли и границы взаимоотношений участников процесса консультирования. Так, например, сессия не может состояться без специального запроса клиента, который нуждается в психологической помощи. Консультирование также не сводится к убеждению клиента поступать каким-либо определенным образом. Убеждая клиента сделать определенный выбор, принять позицию или ту или иную точку зрения, можно отрицательным образом повлиять на самооценку клиента. Советуя что-либо клиенту, консультант берет под контроль сложившуюся ситуацию. Психологическое консультирование иногда сложно отличить от психотерапии и психокоррекции. Психотерапия - в узком и точном понимании, - это лечение психических расстройств психологическими средствами Психокоррекция - исправление таких тенденций психического развития, которые не соответствуют гипотетической оптимальной модели нормального развития. Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи состоят в следующем: 1. Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование стало использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем. 2. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики. 3. Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии. 4. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент – здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь. 5. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений. 6. Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека. 7. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии. Теперь, вслед за Ю.Е. Алешиной (1994), рассмотрим конкретные, процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии: 1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае, ориентированном на психотерапию, клиент жалуется на невозможность контролировать себя. 2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика преимущественно направлена на события настоящего и недалекого прошлого. При этом значительное внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В значительной части психотерапевтических подходов диагностика преимущественно направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Значительное внимание также уделяется анализу бессознательного – исследуются сны, ассоциации. 3. Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является, прежде всего, изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В значительной части психотерапевтических подходов гораздо большее внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу. Под переносом здесь понимается склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, и свои отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Под контрпереносом – склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом. 4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование чаще всего является краткосрочным и редко превышает 5 – 6 встреч с клиентом. Психотерапия зачастую ориентирована на десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет. 5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Большинство направлений психотерапии ориентировано на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать часто дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией. 6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Практическая подготовка будущего психолога-консультанта подразумевает наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не столь привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, гораздо более далеких от психологии). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. В отличие от психолога-консультанта психотерапевту в большинстве направлений необходим длительный опыт собственной психотерапии (для того, чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса) и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя. Психологу-консультанту необходим психологический диплом и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть не особенно длительной. Психотерапевт должен иметь медицинское образование и сертификат, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному – в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого специалист предпочитает работать. Алешина Юлия Евгеньевна (1994) основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи: 1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений. 2. Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче. 3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер. 4. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации. Взглянув на приведенный выше список задач, нетрудно заметить, что вторая и третья задачи противоположны друг другу. Если мы захотим облегчить эмоциональное состояние клиента, то невольно начнем говорить о том, что он не виноват в том, что так случилось, что нельзя приписывать себе так много ответственности за происходящее – не все от нас зависит, всем людям свойственно ошибаться. И, наоборот, если мы захотим побуждать клиента к принятию ответственности за все, что с ним происходит, то заметим, что это неминуемо приводит одновременно и к ухудшению его эмоционального состояния. Психолог-консультант вынужден балансировать между двумя полюсами, задаваемыми этими задачами. В каждом конкретном случае он должен самостоятельно решать, какая из этих задач более актуальна. Бывают ситуации, когда тему ответственности и вины с клиентом обсуждать вообще не следует, например, если клиент перенес серьезную утрату. Здесь необходимо скорректировать неадекватные представления, снять груз вины, ответственности. Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-таки значительно расходятся в их понимании применительно к конкретной психологической проблематике клиента, к их конкретным жизненным ситуациям. Психоаналитическое направление. Основной целью консультирования в психоанализе является перевод вытесненного в бессознательное материала в сферу сознания. Промежуточными целями, позволяющими приблизиться к решению главной задачи, являются: помощь клиенту в воспроизведении раннего травматического опыта и в анализе вытесненных в бессознательное конфликтов; реконструкция базисной личности с ее позитивным творческим потенциалом. Адлерианское направление . В качестве основной цели консультирования ставится трансформация целей жизни клиента, оказание возможной помощи в формировании социально значимых целей и коррекции ошибочной мотивации посредством обретения чувства равенства с другими людьми. Терапия поведения . В поведенческой терапии в качестве основной цели рассматривается исправление неадекватного поведения и обучение более эффективному, более реалистичному поведению при решении жизненных проблем. Рационально-эмотивная терапия Эллиса. Постулируется устранение «саморазрушающего» подхода клиента к жизни с формированием толерантного и рационального подходов. В рамках рационально-эмотивной терапии предполагается освоение клиентом научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем. Ориентированная на клиента терапия Роджерса . В клиент-центрированной терапии в качестве основной цели консультирования рассматривается создание благоприятного «психологического климата» консультирования, адекватным задачам самоисследования и распознавания факторов, препятствующих свободному росту и развитию личности. При этом поощряется открытость клиента опыту, уверенность в себе и спонтанность. Экзистенциальная терапия. Консультирование в рамках экзистенциального направления предполагает оказание помощи клиенту в осознании собственной свободы и собственных возможностей. Осуществляется побуждение клиента к принятию ответственности за все, что с ним происходит. Идентифицируются блокирующие свободу психологические факторы. Выделяют следующие виды психологического консультирования (Овчарова Р.В., Кочюнас Р.-А. Б. и др.):  Индивидуальное и групповое консультирование.  Однократные и многократные консультации.  Консультации по личному обращению – консультации в результате вызова, направления.  Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.  Без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов.  Консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг между консультациями). По характеру решаемых задач: возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, семейное  По характеру теоретического подхода, в котором работает психолог-консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ  По степени непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом: Очное консультирование, дистантное консультирование (консультирование на телефоне доверия, консультирование посредством дистантного письма, консультирование посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных журналах).
«Психологическое консультирование» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot