Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психологические закономерности управленческой деятельности

  • 👀 643 просмотра
  • 📌 577 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психологические закономерности управленческой деятельности» docx
Лекция «Психологические закономерности управленческой деятельности» Для того, чтобы эффективно осуществлять управленческую деятельность, руководитель в своей повседневной работе должен учитывать психологические закономерности, действующие в процессе делового общения. Психологические закономерности управленческой деятельности основываются на соответствующих теоретических основах и имеют характер аксиом. При осуществлении управленческих функций необходимо иметь в виду следующие основные психологические закономерности: Закон самосохранения. Согласно этому закону, основным мотивом социального поведения личности является сохранение личного достоинства человека, его самоуважения и чувства личной состоятельности. Руководитель в процессе делового общения всегда должен помнить, что поведение любого человека прежде всего определяет «закон самосохранения» и поэтому в любой ситуации необходимо соблюдать главное правило: нельзя унижать человеческое достоинство работника и «загонять человека в угол». Любые, даже самые справедливые, упреки и санкции, вызванные ошибками и промахами сотрудника, не должны сопровождаться оскорблениями и выпадами в адрес его личности. Надо всегда давать человеку возможность сохранить самоуважение и «не потерять свое лицо». Напомним, что положительный «Я»-образ, положительная самооценка в форме самоуважения — это важнейший элемент самосознания личности Оскорбительные высказывания, резкие негативные оценки наносят удар по этому важнейшему компоненту человеческой психики, причиняют человеку сильнейшую психическую травму и, естественно, осложняют дальнейшее деловое взаимодействие. Однако, на практике это простое, но, вместе с тем, важнейшее правило делового общения постоянно нарушается. Обычно это происходит под влиянием эмоций. Для соблюдения этого правила требуется как культура общения, так и определенные волевые качества, умение контролировать свои эмоции, т.е. способность к самоконтролю. Закон неопределенности отклика. Этот закон означает, что если в процессе делового общения не учитывать психологический тип и основные психологические характеристики своего партнера по общению, то его реакция на ваше воздействие всегда будет неопределенной и даже неожиданной. Это объясняется тем, что реакция человека на внешнее воздействие зависит от его индивидуальных психологических особенностей и его психического состояния. Следовательно, на одно и то же внешнее воздействие люди, имеющие разные психологические характеристики, будут реагировать по-разному. Соответственно, руководитель, добиваясь от подчиненных или деловых партнеров желаемой реакции, должен использовать адекватные формы внешнего воздействия. Закон неадекватности отображения человека человеком. В процессе общения каждый человек пытается понять психологию, внутренний мир другого. Но при этом необходимо учитывать действие «закона неадекватности отображения человека человеком». Суть этого закона состоит в том, что получить полное, точное, исчерпывающее знание о другом человеке, о его внутреннем мире невозможно, поскольку существуют объективные преграды, препятствующие познанию человека человеком. Рассмотрим некоторые из них: 1. Главное препятствие – это сложность и уникальность любой человеческой личности. Каждый человек — это целый мир, таинственный и чрезвычайно сложный. 2. Познание другого человека осложняется тем, что человеческая личность не является чем-то статичным, а постоянно изменяется. Причем, изменения происходят не синхронно, а, в соответствии с законом возрастания асинхронности развития личности, любой человек в каждый конкретный момент времени находится на разных уровнях своего развития (физиологического, интеллектуального, эмоционального, сексуального и др.), что также увеличивает неопределенность ответных реакций партнера. 3. Каждый человек, сознательно или неосознанно, противится тому, чтобы быть полностью понятым, расшифрованным другими людьми. Это определяется прежде всего чувством самосохранения, опасением того, что иначе им смогут легко манипулировать, играть на его слабостях и тайных страхах. Кроме того, человеком нередко движут социально неодобряемые мотивы (страх, зависть, жадность и т.д.), которые он инстинктивно скрывает, желая выглядеть в глазах окружающих в наиболее выгодном свете. 4. Другой человек даже при всем желании не может дать о себе полную информацию, поскольку, в силу «Закона неадекватности самооценки», наши знания о самих себе всегда неполны и неточны. Это обусловлено тем, что (в соответствии с теорией З.Фрейда) наряду с сознательной сферой, существует сфера бессознательного (т.е. наряду с сознательным, рациональным, есть бессознательный уровень психики). Если первый, рациональный уровень –это уровень сознания, связанный с логическим мышлением и поддающийся рациональному анализу, то второй уровень- уровень глубинный, бессознательный (это- инстинкты, подавленные желания и комплексы и т.д.). Причем бессознательное — это активная область, которая не поддается рациональному анализу, но во многом определяет поведенческие реакции личности и ее поступки. Как следствие – неадекватность собственной самооценки и трудность познания другого человека и прогнозирования его поведения. 5. Познание другого человека осложняется также тем, что при восприятии другого человека действуют социальные стереотипы, зачастую ложные и искажающие механизм восприятия. Исходя из «закона неадекватности отображения человека человеком» и «закона неадекватности самооценки», руководителю в своей повседневной работе с людьми надо действовать в соответствии со следующими принципами: • принципом универсальной талантливости (нет неспособных людей, но есть люди занимающиеся не своим делом и находящиеся не на своем месте); • принципом неисчерпаемости творческого потенциала человека (ни один человек не может при жизни получить окончательную оценку своим способностям и дарованиям); • принципом развития (способности человека могут получить развитие при изменении условий его работы и постоянных интеллектуальных и психологических тренировках). Закон расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона в том, что управленческая информация в процессе своего движения по ступеням иерархической лестницы управления имеет объективную, не зависящую от воли и сознания людей, тенденцию к отклонению от своего первоначального смысла. Причем, чем через большее количество людей проходит управленческая информация, тем больше ее степень искажения. Действие этого закона связано с действием следующих факторов: 1. Язык, на котором передается управленческая информация, содержит большое количество понятий, имеющих разный смысл. Отсюда возможность различного толкования одних и тех же слов, т.е. возможность различной интерпретации одной и той же информации. 2. Управленческую информацию получают и передают люди с разным уровнем образования и интеллектуального развития, с различным мировоззрением и т.д., Кроме того, накладывает отпечаток и психическое состояние, психологические особенности людей, передающих информацию, примешиваются их служебные амбиции и взаимоотношения (например, служебное рвение, желание выслужиться или «подставить» начальника или партнера) и т.д. 3. Кроме того, при устной передаче информации смысл может изменяться даже от интонации, от контекста, в котором она используется, а смысл письменного сообщения может меняться и от знаков препинания (известный пример –запятая в фразе «казнить нельзя, помиловать»). Закон компенсации. Суть этого закона состоит в следующем: при наличии высоких стимулов к работе или при значительных требованиях, предъявляемых к человеку, отсутствие у него специальных способностей для выполнения данной работы может компенсироваться за счет других способностей или за счет хорошей организации труда и умения работать. Например, отсутствие у работника способности решать профессиональные задачи быстро и оперативно, «схватывать на лету», может компенсироваться за счет трудолюбия, целеустремленности и надежности. Или руководитель, не обладающий таким важным качеством как хорошая память, может компенсировать ее отсутствие за счет хорошей организацией работы и организации системы внешней памяти (отлаженная система записных книжек, календарей, органайзеров и т.д.).
«Психологические закономерности управленческой деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 521 лекция
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot