Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психологические трудности при переходе от младшей к средней ступени школы

  • 👀 524 просмотра
  • 📌 459 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Психологические трудности при переходе от младшей к средней ступени школы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психологические трудности при переходе от младшей к средней ступени школы» doc
Лекция Психологические трудности при переходе от младшей к средней ступени школы Актуальность лекции Переход из младшей школы в среднюю – интересный и сложный период в жизни школьника. Предметное обучение, усложнение учебного материала, смена учительского состава, более высокие требования к учебной деятельности – всё это вызывает стресс у младшего подростка. Наблюдения за детьми показывает, что для многих школьников при переходе в среднее звено характерны снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин возникших трудностей и поиск психологического сопровождения учащихся, переживающих этот трудный период, – актуальная задача педагогической психологии. Цель лекции: донести до слушателей переживания младших подростков при переходе в основную школу. Задачи, посредством выполнения которых, предполагается достигать цель. 1. Познакомить слушателей с понятие школьной адаптации и дезадаптации. 2. Познакомить с признаками трудностей в адаптации при переходе в среднее звено. Аудиторию слушателей и время проведения лекции. Лекция прочитана родителями учеников "5" класса во время классного часа. Длительность лекции 25 минут. Например, лекция была прочитана для учеников «5» класса на уроке психологии. Длительность лекции 40 мин. Вид лекции: популярная План лекции Введение Основная часть Заключение Текст лекции. В школьном обучении существует три переломных момента, проходимых детьми при обучении: поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю и переход из средней в старшую. Эти периоды достаточно сложно переживаются ребёнком и требуют включения адаптационных механизмов. Переход из начальной школы в среднюю сам по себе является стрессовым фактором для подростка. Будущего пятиклассника ожидает ряд изменений в привычной учебной деятельности: новые учителя, повышенные требования к учебной деятельности, меняется самооценка подростка, так как его знания оценивают не один учитель, а несколько. Этот же период, и так нелёгкий для ребёнка, приходится на период возрастного кризиса подросткового возраста. Почему же одни пятиклассники переход в основную школу переживают с небольшими потерями, а для других он становится настоящим кошмаром? Существует множество причин и факторов, от которых зависит, насколько сложным для ребёнка будет этот период. Школьная адаптация – процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к новой форме обучения1. Школьная адаптация относится к социальной адаптации. Социально-психологическая или социальная адаптация предполагает приобщение личности к новым группам, а также видам деятельности, которые имеют место в данном социуме. Этот вид адаптации понимается как результат процесса различных изменений, в частности, социальных, социально-психологических, морально-психологических, демографических и т.д. Социальная адаптация включает: 1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя. 2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими. 3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха. 4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации; 5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями2. Переход ребёнка в пятый класс требует включения адаптационных механизмов. Наиболее сложным для пятиклассника является смена учителя – переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими. В связи с этим происходит смена привычной ситуации и привычных стереотипов обучения – ведь теперь ребёнка будет оценивать не один педагог, а несколько. Значительно осложняет ситуацию адаптации ребёнка к переходу в среднее звено ситуация, когда действия учителей не согласованы. Ещё одной опасностью при переходе в среднее звено школы является фактор изменения личностного смысла учения и, как следствие, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. В начале адаптационного периода, как показывает педагогическая практика, нередко происходит потеря интереса к учению, ухудшение успеваемости, быстрая утомляемость и эмоциональная нестабильность3. Результатом школьной адаптации может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учёбы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ученика. О наличии трудностей адаптации могут свидетельствовать следующие признаки: – усталый, утомленный внешний вид ребенка, – подавленное настроение, – беспокойный сон, – нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне, отрицательное или безразличное отношение к школе, – частые конфликты в школе, – резкое снижение успеваемости, нерегулярная подготовка к урокам, вплоть до нежелания выполнять домашнее задание; – нарушение дисциплины4 В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленной самой жизнью. Ее виды: 1. Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников. 2. Поведенческая – несоответствие поведение ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение). 3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. 4. Соматическая – отклонения в здоровье ребенка. 5. Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе5. Рассмотрим причины эмоциональных трудностей ребёнка при переходе в основную школу. О специфичном для каждого возраста взаимодействии ребёнка с окружающей средой говорил ещё Л.С. Выготский. Социальные отношения могут содержать как благоприятные, так и неблагоприятные факторы для развития личности ребёнка. Обеспечение психологической безопасности ребёнка является условием позитивного и устойчивого развития его личности6. Если ребёнок не чувствует себя защищённым от угроз образовательной среды и субъектов образовательного процесса, страдает школьная успеваемость ребёнка, снижается полноценность взаимодействия с педагогом и одноклассниками. Ощущение угрозы со стороны образовательной среды у большинства детей блокирует интеллектуальную деятельность, актуализируя негативные переживание и стремление избежать травмирующей ситуации7. По мнению И.А. Баевой, в образовательной среде основной угрозой является получение психологической травмы, наносящей ущерб позитивному развитию и психическому здоровью ребёнка8. Отечественная психология подчёркивает тесную связь человека с социальной средой, в которой происходит становление человека как личности. С момента рождения человек пребывает в определённой жизненной среде, находясь в постоянном взаимодействии с ней. Среда оказывает определённое влияние на человека, но и человек оказывает влияние на среду. Оптимальным уровнем взаимодействия человека со средой является баланс умения защититься от неблагоприятных условий среды и умения создать психологически безопасные условия взаимодействия со средой. Окружающая среда способствует выработке адаптивных форм поведения индивида, обеспечивает возможности и модели безопасного поведения, которое строится на опыте научения отношениям. Как уже говорилось, переход в основную школу является сложным периодом в жизни ребёнка. По результатам исследования Э. Эдмонсона, окружающая среда не может быть стабильной, в том числе не может обеспечить и стабильный уровень психологической безопасности9. Психологическая безопасность может повышаться или понижаться в зависимости от взаимоотношений человека с референтной группой и ситуации, в которой человек находится. Сред внесубъективна, ситуация субъективна всегда10. Ситуации могут быть различны, и по-разному воспринимаются индивидом: они могут иметь позитивную, негативную или нейтральную окрашенность, могут быть значимыми для конкретного человека или незначимыми. Если говорить о школьной среде, то ситуации нарушения психологической безопасности в ней определяются негативными эмоциональными переживаниями и отсутствием нормальных межличностных отношений с участниками образовательного процесса. Ситуации нарушения психологической безопасности в образовательной среде школы относятся к ситуациям повышенного риска. Негативные переживания, сопровождающие посещение школы, вызывают психологический дискомфорт у ребёнка, что является последствием нарушения его психологической безопасности11. Основную угрозу психологической безопасности обучающихся представляет психологическое насилие в межличностных отношениях как со стороны классного коллектива, так и со стороны одного (или нескольких) учителей. Психологическое насилие относится к психотравмирующим ситуациям взаимодействия, оказывает негативное влияние на эмоциональное благополучие ребёнка, приводит к снижению успеваемости и замедляет личностное развитие ученика. Психотравмирующей ситуацией в образовательном процессе могут выступать конфликтные ситуации на уроке и во внеурочной деятельности учителей и детей, а также когнитивно-ориентированное обучение12. Одну и ту же ситуации разные люди могут воспринимать по-разному, в зависимости от источника воздействия и представления о нём. Человек представляет ситуацию как "опасную", если она представляет угрозу его целостности, противоречащую его ценностям и убеждениям, не удовлетворяющую его потребности. Таким образом, изучение представлений учителей, учеников и их родителей об угрозах образовательной среды может помочь не только выявить психотравмирующие ситуации в образовательном процессе, но и разработать рекомендации по улучшению межличностных отношений, предупреждению существующих и потенциальных угроз, оказывающих негативное влияние на психическое здоровье участников образовательного процесса13. Наиболее существенной психологической опасностью в образовательной среде школы (как и в социальном взаимодействии в целом) является неудовлетворение базовой потребности в личностно-доверительном общении. В результате неудовлетворения этой важной потребности у учеников складывается негативное отношение к школе, появляется склонность к деструктивному поведению, нарушается психическое и физическое здоровье14. Риск определяется как мера опасности15, как ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределённости её исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха16. Факторами педагогического риска могут выступать: 1) фактор условий обучения (неэргономичная обстановка классной комнаты, нарушение гигиенических условий в классной комнате); 2) фактор учебной нагрузки (чрезмерная учебная нагрузка, неумение эргономично разделить учебную нагрузку в течение дня, недели, четверти, учебного года); 3) фактор взаимоотношений (особенности взаимоотношения педагога с учеником и его родителями, объективность получаемых учеником оценок). Любые нарушения в системе взаимоотношений ученика с педагогом и классным коллективом негативно отражаются на психическом здоровье учащегося, ведёт к нарушению его эмоционального благополучия17. Некоторыми учёными фактором риска среды общеобразовательного заведения рассматривается рост психологической напряжённости в классных коллективах18 В качестве школьных факторов риска, способствующих снижению психологической безопасности детей относят: 1) неверно выбранную педагогическую тактику, способствующую возникновению стресса у учеников; 2) чрезмерные школьные нагрузки, интенсификацию учебного процесса; 3) несоответствие методик и технологий обучения, используемых учителем на уроках, возрастным и функциональным возможностям школьников; 4) нерациональную организацию учебной деятельности; 5) функциональную неграмотность педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников; 6) отсутствие системы работы по формирования понимания ценности психологического комфорта обучающихся в учебном процессе; 7) отсутствие системы работы с учениками по формированию основ здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, полового просвещения и т.п.19. Угрозу психологической безопасности образовательной среды может представлять неудовлетворительное психическое здоровье её участников. Нарушение психического здоровья лежит в основе наиболее распространённых нервно-психических расстройств – неврозов20. Важнейшим показателем психологической безопасности образовательной среды школы является защищённость от насилия во взаимодействии с участниками образовательного процесса. Многочисленные исследования показывают, что насилие связано с агрессией и асоциальным поведением, может быть следствием опьянения, химической зависимости или психического расстройства, а также способом решить конфликт, подражая моделям поведения, показанным в СМИ. Необходимо отметить, что проявление насилия в коммуникации зависит от отношения человека, по отношению к которому оно проявляется. Так, грубость, хамство, оскорбление для одного человека будут являться насилием, для другого – нет. Психологическое насилие является исходной формой любого насилия. Оно может проявляться в манипуляции, словесном запугивании, игнорировании потребностей, прилюдная критика и оскорбления, унижение достоинства, несоответствие предъявляемых требований возрастным нормам и т.п.21. Именно боязнь насилия в школе является наиболее распространённым страхом детей и их родителей, становится причиной школьных неврозов, повышенной тревожности, дезадаптации (И.В. Дубровина, 2003)22. Психологическое насилие, переживаемое учащимся, оказывает негативное влияние на все уровни его функционирования: страдает познавательная сфера, снижается продуктивность психической деятельности, появляются тревожные и депрессивные переживания, формируется негативное отношение к школе, в запущенных случаях переживаемое изо дня в день психологическое насилие приводит к стойким личностным изменениям23. Также следует выделить специфические особенности ситуации перехода из начальной школы в основную. До пятого класса положение ребенка в коллективе по преимуществу зависело от успеваемости, поведения и общественной активности. Теперь же появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений класса. Переживания возникают и в результате несоответствия личностных ожиданий с оценкой референтной группы сверстников. Причем для подростков с негативными личностными ожиданиями в подобной ситуации также свойственно переживание тревоги. Переживание отрицательных эмоций в этом возрасте может быть вызвано и познавательной деятельностью, ожиданием оценки достигнутых результатов со стороны взрослых и реакции окружающих сверстников.. Что касается взаимоотношений с взрослыми, то они носят в этот период сложный и противоречивый характер. С одной стороны, большинство подростков очень привязаны к учителям и родителям, с другой стороны, они претендуют на большую самостоятельность, расширение своих прав. Очень часто поведение ребенка не соответствует его истинным чувствам и переживаниям. Например, ребенок переживает о ссоре с взрослым, но не может найти путей к восстановлению контактов с ним. В основной школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Поэтому, сложность адаптации пятиклассников к новым учителям, а также к требованиям, которые предъявляют к ним учителя, является одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе из начальной школы в основную, что в свою очередь может быть поводом для конфликта и появления переживания различных страхов и тревоги24. Таким образом, круг ситуаций, вызывающих переживания ребенка, широк и носит повседневный характер. Это могут быть проверка и оценка знаний, авторитарность преподавателей, обвинения, опускающиеся до обсуждения личностных черт, ситуации неуспеха в деятельности и т.д. При этом школа лишь выявляет, особенности ребенка, сложившиеся в семье, и служит ситуацией-стимулом, провоцирующим реакцию. Тем не менее, нельзя не признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеет место быть во многих школах, содержит множество факторов, способных вызвать переживания учащихся. Список литературы Список рекомендованной литературы
«Психологические трудности при переходе от младшей к средней ступени школы» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot