Психологические основы литературного образования детей дошкольного возраста
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психологические основы
литературного образования
детей дошкольного возраста
1. Краткая характеристика понятий «восприятие», «эстетическое восприятие».
2. Общие особенности восприятия художественного произведения детьми.
3. Уровни восприятия и стадии восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста ДОПОЛНИТЬ
4. Возрастные особенности восприятия художественного произведения ДОПОЛНИТЬ
Обязательная литература
Запорожец, А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000- c 462-470.
Флёрина, Е.А. Художественное слово в детском саду (раздел четвертый) / Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / под ред. В.Н. Шацкой. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С. 271-322.
Елисеева, М. Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет : методическое пособие / М. Б. Елисеева. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. http://setilab.ru/troi/wp…uploads/2009/02/eliseeva.pdf
Гурович, Л. М. Ребенок и книга : пособие для воспитателя дет. сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; под ред. В. И. Логиновой. –2-е изд. – СПб. : Детство-Пресс, 1996.–128 с.
Рубинштей С.Л. Основы общей психологии http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm
Дополнительная литература
Алиева, Т.А. Развитие творческого восприятия литературных произведений у детей среднего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М.: 1991.
Вешкурцева, Н.Ф. Психологические условия введения шестилетних детей в художественную литературу: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07. – М.: 1990.
Чиндилова, О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного дошкольного образования: дисс … доктора пед. наук: 13.00.02. – Челябинск, 2011.
Система эстетического воспитания в детском саду / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. (понятия художественное восприятие, эстетическое восприятие дошкольников).
Задачи ФГОС ДО (2014), образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Восприятие художественной литературы как специфическая деятельность обеспечивает развитие ребенка во всех образовательных областях.
Итак, рассмотрим понятия:
- восприятие,
- ценностно-смысловое восприятие,
- эстетическое восприятие.
Восприятие – понятие психологии. Это один из психологических процессов, наряду с ощущениями, памятью, воображением, мышлением.
Приведем известные определения восприятия.
Людмила Дмитриевна Столяренко: восприятие – психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
А.А. Реан, Н.В. Бордовская: восприятие – познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
А.Г. Маклаков: восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Восприятие как психический процесс представляет собой довольно сложное явление.
Восприятие строится на чувственных данных ощущений, доставляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздражений, действующих в данный момент. Попытка оторвать восприятие от ощущений явно несостоятельна.
Но восприятие вместе с тем и не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав.
Человек выделяет воспринимаемые предметы. Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия.
В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память. Полное восприятие предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни (существенные) признаки, тормозятся другие (несущественные). И воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е. насколько активно идет отражение этого объекта) [Н.А. Ветлугина,
Е.А. Флерина и др.].
Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета.
Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата.
Восприятие тесно связано с практической деятельностью человека. Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий, в которых протекает его деятельность, составляют необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия.
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом…
В специфических видах деятельности, например деятельности художника, эта связь восприятия с деятельностью выступает особенно отчетливо. Процесс восприятия действительности художником и процесс изображения воспринятого невозможно оторвать друг от друга; не только творчество обусловлено его восприятием, но и само восприятие в известной мере обусловлено изображением художественно воспринятого им; оно подчинено условиям изображения и преобразовано в соответствии с ними. Процесс художественного изображения и процесс художественного восприятия образуют взаимодействующее единство.
Восприятие не только связано с действием, с деятельностью – и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из предмета – для того, чтобы тотчас же быть отнесенными к нему. Восприятие – это форма познания действительности.
Всякое сколько-нибудь сложное восприятие является по существу своему решением определенной задачи, которое исходит из тех или иных раскрывающихся в процессе восприятия чувственных данных, с тем чтобы определить их значение и найти адекватную интерпретацию. Деятельность истолкования включается в каждое осмысленное человеческое восприятие. Ее роль очевидна при восприятии художественного произведения.
Восприятие обычно никогда не бывает чисто пассивным, только созерцательным актом. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприятии – если взять его во всей его конкретности – всегда в той или иной мере сказывается весь человек, его отношение к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания и чувства. Эмоциональное отношение как бы регулирует и расцвечивает воспринимаемое – делает яркими, выпуклыми одни черты и оставляет другие затушеванными, в тени.
Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. Но восприятие может осуществляться на различных уровнях. Если на низших уровнях процесс восприятия протекает как бы "стихийно", "самотеком", независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом.
В своих наиболее совершенных формах наблюдение, исходя из четкой целевой установки и приобретая плановый систематический характер, превращается в метод научного познания.
Эстетическое восприятие
В современной психологии художественное восприятие раскрывается как высшая форма восприятия, как способность, появляющаяся в результате развития общей способности к восприятию [Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов].
Способность к художественному восприятию не появляется сама по себе. Она – результат развития индивида. Отечественный психолог
Б.М. Теплов отмечал: «Художественное полноценное восприятие – это умение, которому надо учить, этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному».
Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства. Но он отличается оттого, что принято называть восприятием в психологии [Л.С. Выготский].
Произведение искусства — также материальный предмет. И он также, воздействуя на наше зрение и слух, отражается психикой. Но этим перцептивным актом никак не ограничивается художественное восприятие. Информация о материальном бытии художественного предмета сама по себе не привлекает слушателя, читателя, зрителя. Воспринимая картину, мы не стремимся получить сведения о веществе холста и красок, слушая музыку — о физических свойствах звучаний, читая книгу — о качестве бумаги и типографской краски. Психика сосредоточивается на приобретении другой информации — о том, что лежит за пределами воздействующего на нее предмета. Художественному восприятию перцепция этого предмета нужна для гораздо более сложного и протекающего уже на интеллектуальном уровне психики процесса постижения «заложенной» в воспринимаемом предмете авторской идеальной модели действительности, воплощенных в нем художественных образов [В.Н. Полунина].
А.В.Запорожец представляет эстетическое восприятие действительности как «сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, познавательные, так и эмоционально-волевые моменты»
Художественное восприятие существенно отличается не только от перцепции предметов действительности, но и от постижения знаковых предметов, функционирующих в науке. И связано это с практически-действенным характером искусства: ведь как раз в ходе восприятия художественного произведения и протекает духовно-практическое воздействие искусства [Г.Н. Кудина].
Художественный образ никогда не сводится к одному более или менее целостному комплексу сенсорных данных, как не сводится к ним содержание сколько-нибудь значительного художественного произведения. Художник непосредственно вводит в поле зрения воспринимающего чувственные данные образа, но посредством них он ставит перед художественным восприятием задачу воспринять то, что ими задано, – семантическое поэтическое содержание образа и воплощенный в нем замысел художника. Именно потому, что восприятие художественного произведения должно разрешить такую задачу, оно является сложной деятельностью, не в равной мере каждому доступной.
Восприятие эстетическое (художественное)
— вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведения искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.
В. э. не есть простое воспроизведение художественного произведения в сознании. Это сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта.
Эстетическая деятельность писателя
Эстетическая деятельность реципиента: от В. результата (произв. в целом) к заложенной в нем идее. Художественное произведение не дано субъекту В. непосредственно.
Между произв. и воспринимающим субъектом всегда существует эстетическая дистанция — сознание того, что перед ним лишь изображение действительности, а не сама действительность.
В. э., т. обр., амбивалентно (Амбивалентность): его субъект одновременно верит и не верит в реальность изображаемого. В. э. во мн. определяется художественное произведение, которое не только является основным источником художественной информации, но и задает сам способ ее «прочтения», «перевода» в эмоционально-образный план субъекта.
Сложность В. э. обусловлена тем, что идея произв. непереводима в вербальный, словесно-понятийный план (по образному определению Э. Хемингуэя, она подобна 7/8 айсберга, скрытым под водой). На этом строит свою концепцию символизм, утверждающий, что эстетическая идея остается навсегда скрытой от обыденного сознания. Однако в художественном тексте (Текст художественный), в системе выразительных средств всегда заложен код, позволяющий расшифровать его сокровенный смысл. Проникновение в смысл худож. произв. зависит также от эстетических способностей (Способность эстетическая) субъекта, от степени развитости его эстетического чувства. Избирательность и глубина В. э. обусловлены состоянием культуры общества и общекультурным потенциалом самой личности, системой ее ценностных ориентации. Продуктом В. э. становится «вторичный» образ и смысл, который совпадает и не совпадает с образом и идеей, задуманными автором. По словам поэта: «Книга должна быть исполнена читателем, как соната...».
В процессе В. э. можно выделить несколько узловых моментов: установка на В. худож. произв., предварительная эмоция от встречи с ним; радость узнавания в нем ожидаемого образа, его развитие на основе ассоциаций (Ассоциация в искусстве) с представлениями, соответствующими собственному жизненному и культурному опыту субъекта.
В. э. сопровождается глубоким эстетическим переживанием, которое вслед за Аристотелем можно охарактеризовать как катарсис. Завершает процесс В. э. эстетическое суждение, имеющее уже рефлективный характер (Суждение эстетическое). В. э. не всегда выступает в развернутом виде. Оно может остановиться на предварительной эмоции или на уровне узнавания привычных образов, но может и подняться до высокого напряжения (потрясения), когда субъект переживает радость не только от открывшегося ему смысла, но и от самого акта открытия.
Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики — непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно. Различны поэтому те умения и соответствующие навыки, которые необходимы для полноценного восприятия: каждый его уровень и в этом смысле специфичен
[П.М. Якобсон].
Художественное восприятие протекает сложно. В нем различают обычно несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этому контакту; коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.
Эту стадию можно условно назвать художественным последействием. Главное в ней — подготовка психики к активному и глубокому художественному постижению произведении искусства, т. е. психологической установки на художественное восприятие. Как и установка на создание произведений искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной [П.М.Якобсон].
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие, под которым понимается организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для эстетического воспитания. Этому способствует преобладание в этот период образных форм познания, эмоциональная отзывчивость, быстрая реакция на непосредственные впечатления, поставляемые органами чувств.
В этом смысле сущность эстетического воспитания, - отмечает в своих исследованиях
И.Ф. Харламов, - состоит «в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности дошкольников, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства»
Процесс эстетического воспитания предусматривает решение трех взаимосвязанных задач: развитие эстетического восприятия, эстетических чувств и представлений, формирование художественных способностей и основ эстетического вкуса. При этом задача развития эстетического восприятия дошкольников является ведущей, так как именно оно является фундаментальной основой не только эстетического, но и нравственного, физического и этического воспитания.
Формирование эстетического восприятия начинается с дошкольного возраста, так как даже в раннем возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, изобразительное искусство, природу, но особенно интенсивно его развитие начинается со старшего дошкольного возраста.
Эстетическое восприятие всегда индивидуально и избирательно. В его основе лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире искусства, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеет личный опыт дошкольника, его побуждения, стремления, переживания.
Исходя из этого, развитие эстетического восприятия у детей разного дошкольного возраста имеет свои отличительные особенности. Так, наблюдая процесс развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста, ученые выявляют еще более четко, чем у детей раннего возраста, сложность этой формы чувственного познания. К 5-6-ым годам у ребенка наряду с общественным опытом уже имеется свой личный опыт. Развитие восприятия старшего дошкольника характеризуется, таким образом, не только изменением его точности, объема, осмысленности, но и перестройкой самого способа восприятия. Этот процесс чувственного познания становится все более совершенным.
Н.А. Ветлугина рассматривает эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
С точки зрения Н. А. Ветлугиной, задачи эстетического воспитания в детском саду следующие:
1. Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность;
2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их художественным первоначальным знаниям, практическим умениям, воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения;
3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни;
4. Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.
Увидеть, воспринять в искусстве эстетическую сторону – это значит воспринять ее в первую очередь в чувственно-конкретных чертах.
Б.М. Теплов, характеризуя особенности восприятия произведений, пишет: «Если научное наблюдение иногда называют «думающим восприятием», то эстетическое восприятие можно назвать «чувствующим восприятием», эмоциональным восприятием. Понять художественное произведение — значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально переживать его и уже на этом основании поразмыслить над ним».
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, эстетическими переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Эстетическое переживание — базисный уровень эстетического сознания человека, исходное и конечное звено всех видов полноценной эстетической деятельности. Оно не тождественно ни реальным жизненным, ни элементарным эстетическим чувствам (удовольствие — неудовольствие, приятное и др.). Это — чувства высшего уровня, одухотворенные, культивированные в процессе общественно-исторического развития. Огромную роль в их становлении играет эстетический опыт искусства. [65]
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».[13]
Эстетическая деятельность — это деятельность человека, связанная с искусственным возбуждением эмоций, деятельность в ее общечеловеческой значимости, хотя общечеловеческое не исчерпывается эстетическим. Эстетическое необходимо человеку, чтобы справляться с препятствиями. Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты.
Эстетическую деятельность рассматривают как историческое, меняющееся явление, связанное со всем комплексом общественно-исторических условий жизнедеятельности человека и общества. То есть эстетическая деятельность в разные исторические эпохи представлена в различных формах, она по-разному реализовывала себя в общей деятельности людей, поэтому имеет неодинаковые достижения в мире культуры. [65]
Эстетическая оценка прочитанного - определение степени совершенства, эстетической значимости предметов и явлений действительности, а также произведений искусства. Эстетическая оценка обусловлена мировоззрением, социальной позицией личности, уровнем ее культуры, потребностями, интересами, развитым эстетическим вкусом.
Эстетическая оценка шире оценки художественной. Она складывается из восприятия эстетического объекта, его анализа и, наконец, суждения о его достоинствах. В общих чертах оценку можно подразделить на две главные части: оценку содержания и формы. Эстетическая оценка опирается на предшествующий опыт развития эстетической культуры. В этом — гарантия ее преемственности, надежности идейно-эстетических критериев. Но здесь же и трудность: абсолютизация эстетических образцов прошлого может привести к возведению их в канон, а следовательно, закрыть путь поискам нового. Выход из этого противоречия не столько в ориентации на развитый вкус (это само собой подразумевается), сколько на выработку научных критериев, основывающихся на глубоком понимании как структуры эстетического объекта, его свойств, так и законов его развития.
2 вопрос
Проблемой восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста занимались многие исследователи: Е.А. Флерина,
О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, Л.М. Гурович,
Н.С. Карпинская и др.
Воспринимая произведение на слух, ребенок сталкивается с уже озвученным содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает в содержание произведения.
Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Отмечала она и такую особенность, как наивность детского восприятия.
О восприятии литературного произведения детьми говорит
Тамара Дмитриевна Полозова. Она считает, что эстетическое восприятие – «личностно-окрашенное, индивидуально-неповторимое отношение к предмету восприятия, к его содержанию и форме». Оно всегда является оценкой, которая в свою очередь является проявлением осознанности и обдуманности. Немаловажным является и то, что, по мнению исследователя, эстетическое восприятие представляет собой динамический процесс вследствие того, что само прослушивание произведения динамично. Это объясняется тем, что восприятие произведения может иметь несколько стадий, которые отличаются друг от друга по ряду признаков, например по эмоциональной реакции читателя, по степени осознания и анализа текста и др.
Психологи считают, что дошкольникам свойственны два типа отношения к художественному миру произведения.
Первый тип отношения получил название эмоционально-образного; он представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения.
Второй – интеллектуально-оценочный, зависящий от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.
Об этом в частности говорит и Н.С. Карпинская. Большую роль она отводит переживаниям, возникающим при непосредственном восприятии произведения. Без чувственной основы, без эмоционального отношения к тому, что ребенок слушает, искусство (здесь литература) теряет свою ценность как средство воспитания. Конечно, в процессе воспитания средствами литературы речь идет не только о накоплении чувственных впечатлений. Художественные произведения должны стать для ребенка действенным средством познания окружающего. Именно сочетание эмоциональной и мыслительной деятельности создают полноту и глубину восприятия литературного произведения.
Вывод Запорожца: ребенок проходит длительный путь, который начинается от непосредственного наивного участия в изображенных событиях и завершается сложными формами эстетического восприятия, которые требуют умения занять позицию вне этих событий.
Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности. Трудность в определении уровня восприятия произведения обусловливается как своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления.
Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, предложенный Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией здесь выступает способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной авторам, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.
Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. М.П. Воюшина под полноценным восприятиям понимает способность читателя сопереживать героям м автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития.
Запись по памяти
Вопросы:
- Каков характер этого процесса?
- Восприятие носит непреднамеренный характер?
- Либо оно есть целенаправленная деятельность наблюдения?
С.Л. Рубинштейн пишет: «Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую «теоретическую» деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого».
Подобно тому, как видимая часть айсберга, возвышающаяся над водой, намного меньше основной его массы, скрытой в глубине океана, так и скупое, лаконичное повествование Хемингуэя фиксирует лишь те «внешние» данные, отталкиваясь от которых читатель проникает в глубины авторской мысли, соприкасается со сложнейшими жизненными коллизиями и открывает для себя художественную вселенную, несоизмеримую по своим масштабам с тем малым, о чем непосредственно говорится в произведении.
Вот как сам Хемингуэй описал творческий метод, который сам назвал «принципом айсберга»: «Надо выкидывать всё, что можно выкинуть… Если писатель хорошо знает то, о чём он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и, если он пишет правдиво, читатель почувствует всё опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом».
«Хорошая книга подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой»