Психологическая служба в дошкольной образовательной организации
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 1. Психологическая служба в дошкольной образовательной организации
Назначение психологической службы дошкольного образовательного учреждения
В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
Данные методические рекомендации опираются на функциональные обязанности педагога-психолога, работающего в образовании, а также на Этический кодекс психолога.
Педагог-психолог МДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.
Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
- психологическое обеспечение образовательных программ.
Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Осознавая важность психологической службы в ДОУ, областным научно-методическим советом службы практической психологии в системе образования области подготовлены методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ. Психологическая служба ДОУ является одним из важнейших компонентов в структуре областной психологической службы. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.
Психологическая служба ДОУ призвана содействовать:
- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;
- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;
- повышению психологической компетентности педагогов;
- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.
Тема 1. Психологическая служба в дошкольной образовательной организации
Цель и задачи психологической службы ДОУ
Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.
Основными задачами психологической службы в ДОУ являются:
1.Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.
Функции психологической службы ДОУ
• Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
• Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
• Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
• Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
• Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
• Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
• Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
• Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
Основные направления деятельности психолога ДОУ
Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.
1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обязательно:
• Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
• Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
• Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
• Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно:
• По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Обязательно:
• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Дополнительно:
• Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.
3. Коррекционная и развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
Обязательно:
• Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
• Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).
Дополнительно:
• Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
• При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Обязательно:
• Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
• Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
• Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
· Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
· Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).
Дополнительно:
· Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.
Приоритетным направлением в психологической работе МДОУ № .. является работа по созданию условий, способствующих сохранению физического и психического здоровья детей; развитию их способностей; обеспечение эмоционального благополучия детей; их социально-личностному развитию.
В детском саду создавались условия для осуществления психологической поддержки воспитанников и их семей.
Работа велась комплексно по направлениям:
Просветительская работа с сотрудниками детского сада и родителями воспитанников
Диагностическая
Коррекционная
Профилактическая
Планирование работы по каждому направлению осуществлялось в виде
целостных взаимосвязанных программ, имеющих форму психологического сопровождения.
Процесс психологического сопровождения состоит из этапов:
1 – подготовительный к новому учебному году;
2 – этап, связанный с периодом адаптации детей к детскому саду;
3 – диагностический этап;
4 – коррекционно-формирующий этап;
5 – заключительный (итоговый).
I этап. Подготовка к учебному году начинается заранее. В период набора детейи формирования групп раннего возраста проводится работа с родителями поступающих в сад детей. С ними обсуждается и составляется сценарий ввода ребенка в новую для него жизненную ситуацию. Психологом разработаны рекомендации для родителей, подробный пошаговый план введения ребенка в группу. С родителями проводится беседа, выявляются индивидуальные особенности ребенка, его привычки, режим и т.п. Родители заполняют индивидуальные тетради, где описывают портрет своего ребенка, особенности поведения дома. Семья предварительно знакомится с группой, воспитателями, некоторыми детьми, территорией детского сада. Воспитатели устанавливают контакт с семьей ребенка, консультируют родителей, рассказывают о том, как легче ребенку освоиться на новом месте. Проводят пробные игровые занятия, ребенок имеет возможность освоить новое пространство до поступления в группу, познакомиться с новыми людьми.
Все этапы обеспечиваются программой по ранней социализации. В нее входят:
блок диагностический (оценка развития детей по RSDI-шкале при участии родителей); блок игровой (игровые занятия, способствующие принятию детьми новых взрослых, сближению детей друг с другом, снятию эмоционального напряжения); блок наблюдений и оценки эмоционального состояния детей в период адаптации (совместное наблюдение за детьми воспитателями, психологом, медработниками); блок работы с родителями (консультативная поддержка, проведение тематических и организационных встреч, стендовых консультаций, собраний).
II этап (сентябрь - октябрь) выделяется как адаптационный период. В нем наиболее полно реализуются все блоки программы по ранней социализации. Психолог, воспитатели, медработники ведут совместную с родителями работу по наиболее эффективной адаптации детей, связанную с развитием навыков самообслуживания, игровой деятельности детей, привыканию к новому для многих детей режиму. В этот период воспитателями, в чьи группы поступают новые дети, ведется Журнал по адаптации, где ежедневно отмечается эмоциональное состояние ребенка по 5-бальной шкале. Психолог ведет наблюдение за детьми в группе, отслеживая динамику общегруппового состояния. В этот период проводятся игровые занятия с детьми на снятие эмоционального напряжения, переключение состояний покоя и активности, активизацию слухового восприятия и внимания. Эти игры помогают ребенку принять взрослых, приобщиться к совместной игре. Игры несут также релаксационный эффект.
Воспитателями, в чьи группы поступают новые дети, ведется Журнал по адаптации, где ежедневно отмечается эмоциональное состояние ребенка по 5-бальной шкале:
1 – ребенок часто пребывает в аффективном состоянии: напряжен все время, плачет, не переключается; тревожность высокая;
2 –ребенок часто плачет, тревожность высокая; иногда может ненадолго переключаться;
3 – ребенок ситуативно проявляет тревожность; плачет, как правило, утром, во время прихода в детский сад; но эмоциональное состояние не стабильно;
4 – ребенок чаще находится в стабильном, спокойном состоянии; иногда может проявлять ситуативную тревожность;
5 – ребенок ведет себя в течение дня стабильно: играет, спокойно реагирует на режимные моменты (еда, сон, прогулка и др.)
III диагностический этап (ноябрь - апрель) направлен на выявление актуального уровня психического, интеллектуального и социального развития детей, также на выявление отклонений у детей в развитии. Диагностика проводится в течение года, в соответствии с задачами может проходить 2 раза в год (определение интеллектуальной готовности детей к школе), 3 раза в год (при заполнении Дневника динамического наблюдения детей логопедических групп).
По результатам диагностики проводиться отбор детей в коррекционную группу («группу риска»). Список детей и план работы с ними обсуждается и утверждается на заседаниях ПМПК МДОУ.
При диагностике психического, интеллектуального развития детей 5-7 лет используется методика определения готовности детей к школе (Л.А. Ясюковой), беседы с ребенком, проективные методики «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек».
Для наиболее эффективного решения поставленных годовых задач и повышения уровня развития детей в ДОУ началась работа по формированию образовательного пространства групп. В начале каждого годапроводитсяэкспертиза образовательных групповых пространств. В качестве экспертов выступают педагог-психолог и старший воспитатель МДОУ.
Анализ групповых пространств проходил по следующим позициям: предметная среда: игровые зоны, «учебные» зоны;
информационное и действенное пространство;
представленность индивидуального и группового;
взаимодействие с семьями воспитанников.
Экспертами отмечались: пространственное положение; насыщенность зон материалами, их содержательное наполнение.
По результатам экспертизы в дальнейшем проводилась работа по организации предметно-развивающей среды, способствующей развитию самостоятельности ребенка в групповом образовательном пространстве; оценивался образовательный потенциал среды. С воспитателями проводилась работа по проектированию образовательных пространств групп.
С родителями по результатам диагностики проводиться консультативная работа. Воспитатели планируют индивидуальную и групповую работу, используя результаты диагностики детей, наблюдения психолога. Они обсуждают особенности детей, учитывают их при своей работе.
IV – коррекционно-формирующий этап.
За 20.. – 20.. год в процессе работы с детьми всех групп ДОУ были выявлены различные отклонения у детей в психоэмоциональной и поведенческой сферах. В специальную группу были выделены дети, у которых данные проявления носили наиболее выраженный и устойчивый характер. Эти детиобследовались в октябре по проективным методикам «Дом. Дерево. Человек», «Моя семья», также использовался метод наблюдения, беседы с воспитателями, специалистами, анкетирование воспитателей и родителей относительно этих детей.
На заседаниях ПМПКформировались группы риска.Дети «группы риска» - это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии.
Это категории:
- соматически ослабленных детей;
- детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении;
- детей с общими нарушениями речи (ОНР).
Эти дети находятся под наблюдением специалистов МДОУ (психолога,логопедов, медработников).Данную группу выделяет следующая особенность: практически у всех детей сложные семейные отношения (неполные семьи, конфликтные отношения в семье, дети находятся без должного внимания, наблюдается педзапущенность). При хорошем интеллектуальном потенциале, нарушения носят социально-личностный характер, девиантность поведения, асоциальные отклонения, повешенный уровень конфликтности и агрессивности. Сдетьми«группы риска»проводилась индивидуальная иподгрупповая работа. Применялись техники свободного рисования (арт-терапия); беседы; проигрывания ситуаций (психодрама); моделирование отношений. Работа с каждым ребенком отражена в его индивидуальной тетрадке. Проводились встречи с педагогами, работающими с детьми и родителями детей.С воспитателями совместно проводился мониторинг развития детей (анкетирование, беседы, наблюдение, ведение записей в индивидуальной тетради).
Для педагогов и родителей были проведены консультации по интересующим их вопросам относительно взаимодействия и бесконфликтного общения.
Психологом была составлена система сопровождения детей «группы риска». Основная цель работы – совместными усилиями семьи и специалистов ДОУ создавать благоприятные условия для развития позитивных качеств ребенка. Одним из важных аспектов работы, как в семье, так и в ДОУ, является охрана физического и психического здоровья ребенка; решение его медицинских проблем, организация охранительного режима.
Самым главным в сопровождении развития ребенка является составление и реализация индивидуальной коррекционной программы. На основе комплексной диагностики и анализа его проблем целенаправленного воздействия специалистов ДОУ и родителей, т.е. определение индивидуального маршрута его воспитания и обучения.
Важной целью ППМС-сопровождения детей «группы риска» является, в первую очередь, осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком.Это позволяет:
1. Изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недооформленных функций.
2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.
Были выделены задачи по работе с родителями:
просветить по психолого-педагогическим проблемам воспитания, организовав лекторий для родителей, рекомендовать для чтения специально подобранную литературу;
научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;
консультировать по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений, и проблемам ребенка;
составить коррекционную программу совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка;
поддержать родителей в кризисных ситуациях.
Задачи по работе с воспитателями и сотрудниками ДОУ:
просветить по психолого-педагогическим вопросам воспитания, организовав систему консультаций для воспитателей, рекомендовать для чтения специально подобранную литературу;
научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком;
консультировать по проблемам, возникающим у воспитателей в процессе взаимоотношений с семьей и ребенком;
ознакомить с коррекционной программой совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка.
Взаимодействие субъектов сопровождения сопровождающих.
Участник
сопровождения
Цели
Методы работы
Администрация
Управленческое и организационное
обеспечение
профессионального роста педагога
1. Интервью с педагогом.
2. Информирование о перспективах деятельности педагога в ДОУ.
3. Создание в коллективе атмосферы поддержки и сотрудничества.
Методист
Профессиональная поддержка и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем
1. Интервью с педагогом.
2. Посещение и анализ занятий с детьми.
3. Анализ и оценка профессиональной деятельности педагога.
4. Информирование педагога о возможностях его профессионального роста.
Психолог
Повышение психологической компетентности педагога
1. Интервью с педагогом.
2. Психологический анализ педагогической деятельности.
3. Психологическое тестирование.
4. Проведение психолого-педагогических семинаров, тренингов, консилиумов.
Педагог
Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности
1.Самоанализ педагогической деятельности.
2. Анализ педагогической деятельности совместно с администрацией, методистом и психологом.
3. Участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, тренингах и группах личностного роста.
В работе с детьми «группы риска» используются программы:
И.И. Мамайчук«Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»; Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста»; Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция».
В рамках данного этапа с ноября по апрель также проводились формирующие психологические тренинги для старших дошкольников«Эмоционально-личностное развитие детей», «Психолого-педагогические игры, направленные на воспитание межличностных отношений у дошкольников».
В Программе психологических занятий с детьмиэтих групп использовались игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие детей. Проводились игры, которые развивают коммуникативные способности, умение распознавать язык мимики и жестов, снятию телесных зажимов, умению работать в команде, проявлять ловкость, сообразительность, целеустремленность, способствуют развитию сообразительности, умению преодолевать препятствия, активизируют воображение, развивают чувство сопереживания другим, эмпатию, корректируют агрессивные тенденции в поведении, учат управлять своим телом, способствуют эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учат соблюдать правила, умению договариваться, развивают инициативность, способность постоять за себя, договориться с партнером по общению.
Тренинг, направленный на коррекцию межличностных отношений, включал в себя игры направлены на свободное взаимодействие детей, на преодоление сложившихся игровых стереотипов; формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему; снятие сосредоточенности на себе и своем Я, и обращение их внимания на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений.Задачей психологической работы было научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Также использовались игры, направленные на переживание общих эмоций, объединение детей. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Использовались игры, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания, эмотивности; игры, специально направленные на словесное выражение своего отношения к другому человеку.
В процессе работы у детей повысилась степень эмоциональной вовлеченности в общие дела. Значительно повысился интерес к сверстникам. У многих сформировалось рефлексивное отношение, умение обращаться к своему опыту и переживаниям.
Занятия по наработке произвольности также дали положительный результат. У детей повысилась степень переключаемости с одного вида деятельности на другой, улучшилась концентрация внимания, слуховое восприятие. Дети стали вербализовать свои переживания, более адекватно реагировать на сверстников. У детей, склонных к агрессии, улучшились коммуникативные навыки, повысился уровень произвольности движений. У большинства детей улучшились отношения к сверстникам, появилось рефлексивное отношение к своим действиям и переживаниям.
Также дети, входящие в «группу риска» активно включались воспитателями в групповые процессы: участие в утренниках, кружках, различных мероприятиях. В процессе коррекционной работы у детей с затруднениями в общениипоявились позитивные сдвиги.
Готовность детей к школе.
Понимая важность формирования у детей психологической готовности к школе, как новой ступеньки в их социализации, психологическая работа в подготовительных группах проводилась как комплексные мероприятия. Они включали в себя диагностику межличностных отношений дошкольников (методика «Совместное письмо», социометрический метод «Капитан корабля», проективные методики «Картинки», «Неоконченные истории»), тренинговые занятия «Психолого-педагогические игры, направленные на воспитание межличностных отношений у дошкольников», диагностика психологической готовности к школе детей 6-7 лет.
С воспитателями проводились консультации по особенностям психического развития детей 6-7 лет, психофизиологической готовности к школе, эмоционально-волевой готовности к школе, готовность детей к школе в сфере общения, мотивационная готовность к школе. Весь материал собирался воспитателями в специальной групповой папке «Консультации психолога». Этим материалом педагоги пользовались при работе с родителями.
Для сбора материала о развитии ребенка в течение года использовались методы наблюдения за детьми во время занятий и свободной игры, беседы с родителями и педагогами, психодиагностика, включенное наблюдение во время тренингов.
Результаты диагностики и наблюдений обсуждались с воспитателями, логопедами, методистом в режиме групповых, индивидуальныхконсультаций, на педсоветах.
С родителями проводились совместные с педагогами собрания (групповые консультации) по наиболее актуальным для данного возрастного периода темам. Так, были проведены следующие мероприятия: родительско-педагогическая конференция по ориентированию в образовательных программах «Готовясь к школе…» (с участием педагогов, психологов, администрации школ № ..) (декабрь 20.. г.); интерактивные беседы «Факторы развития ребенка» (февраль 20.., март 20.. г.); родительская встреча «Готовясь к школе» с информацией о разных уровняхготовности к школе – психофизиологическом, эмоционально-волевом, в сфере общения, мотивационном, интеллектуальном (октябрь 20.. г.); тематическое выступление «Особенности психического развития детей 6-7 лет» (ноябрь 20.. г.); родительская встреча «Методы исследования интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (по методике Ясюковой)» с обсуждением результатов диагностики (декабрь 20.. г.); лекторий «Социально-личностное развитие дошкольников» (январь 20.. г.); семинар для педагогов и родителей «Взаимодействие педагогов разновозрастной группы, психолога и семьи по формированию Индивидуальной образовательной программы дошкольников» (сентябрь 20.. г.), фокус-группы с участием педагогов и родителей «Формирование образовательного заказа» (сентябрь 20.. г.), «Образовательные результаты дошкольников» (май 20..). Также регулярно в течение года проводятся индивидуальные и семейные консультации.
В рамках родительского лектория проводились тематические встречи:
«Готовясь к школе…», «Девиантное поведение детей», «Социально-личностное развитие детей», «Психоэмоциональное развитие дошкольников».
Основными задачами в работе с родителями является:
психологическое просвещение родителей, создание возможностей для партнерства в воспитательно-образовательном процессе;
оказание психологической помощи в решении проблем, связанных с воспитанием детей; совместная работа по их преодолению; выработка рекомендаций по итогам наблюдений, обследования, психокоррекционной работы.
V– заключительныйэтап включает в себя подведение итогов года (май-июнь). В этот период с педагогами и родителями обсуждаются результаты диагностической, коррекционной, формирующей работы. Выявляются проблемы, которые требуют своего дальнейшего решения, намечаются перспективы работы в будущем году. Для сбора информации используются методы анкетирования, интервью. С родителями проводятся собрания, консультации.
Нормативно-правовая база работы детского практического психолога
В перечень нормативной документации детского практического психолога включают: «Закон РФ об образовании», «Конвенцию ООН о правах ребенка», «Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»[5].
Помимо нормативной, психолог использует специальную и организационно-методическую документацию.
Кабинет психолога
Кабинеториентирован на работу в трех направлениях: 1) помощь воспитанникам в обычных условиях; 2) помощь детям и родителям в экстремальных условиях; 3) помощь детям с отклонениями в развитии.
Основные зоны кабинет: 1) холл, 2) зона ожидания приема; 3) зона первичного приема и беседы; 4) зона консультативной работы; 5) зона игровой терапии; 6) зона релаксации [3].
Психопрофилактика
В качестве приоритетного направления в деятельности детского практического психолога специалисты указывают психопрофилактику.
Выделяют три уровня психопрофилактики: 1) первичный (психолог работает с детьми, имеющими незначительные расстройства, создает условия для сохранения психологического здоровья); 2) вторичный (работа с детьми группы риска, т.е. с теми, у которых проблемы уже начались; психолог занимается ранним выявлением трудностей детей); 3) третичный (работа с детьми, имеющими ярко выраженные проблемы, основная цель – коррекция трудностей детей).
Содержание психопрофилактики включает: 1) разработку и внедрение развивающих программ для детей; 2) диагностику психологических особенностей детей, которые могут вызвать в дальнейшем отклонения в их развитии; 3)сопровождение детей на этапах возрастных кризисов, при переходе на следующую возрастную ступень; 4) проведениеработы по предупреждению психологической перегрузки детей; 5) осуществление работы по созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Одним из путей психопрофилактики считают организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, направленных наоказание помощи педагогам в рассмотрении проблемдетей с разных сторон.
Психологическое просвещение
Близким к психопрофилактике направлением является психологическое просвещение. Его основной смысл заключается в том, чтобы: 1) познакомить педагогов и родителей с основами психологии; 2) популяризировать и разъяснить педагогам и родителям результаты новейших психологических исследований; 3) сформировать потребность в психологических знаниях, желание их использовать в работе с ребенком или в интересах собственного развития.
Специфика психологического консультирования в ДОУ состоит в том, что оно носит одновременно и профилактический, и собственно образовательный характер.
Формы психолого-просветительской работы: лекции, беседы, практикумы, «круглые столы», семинары, консультации, подбор литературы, распространение и выставки литературы, просмотр и обсуждение видеофильмов, тренинги, стендовые консультации, издание газеты для родителей и др.
Темы для групповых форм просвещения: 1) роль природных свойств ребенка и условий его жизни в психическом развитии; 2) развивающее значение детских видов деятельности; 3) условия эмоционального благополучия ребенка; 4) адаптация ребенка к образовательному учреждению; 5) особенности взаимодействия и общения с «трудными» детьми; 6) возрастные кризисыи условия, способствующие их благополучному разрешению; 7) влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка; 8) оптимизация личностного развития в условиях педагогического общения; 9) психология педагогической оценки; 10) друзья наших детей [1, с.72-73].
Психологическая диагностика
Диагностика направлена на углубленное изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в обучении и воспитании, выявление причин и механизмов нарушений [2, с.55].
Психологическая коррекция
Она предполагает активное воздействие на процесс развития личности и сохранение ее индивидуальности [2, с.55].
Психологическое консультирование
Оно предполагает оказание помощи обучающимся, их родителям и педагогам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством беседы [2, с.55].
В настоящее время отмечается тенденция объединения направлений работы психолога: диагностико-коррекционное, диагностико-развивающее и т.д. Одной из интегративных форм работы психолога считают проведение психолого-медико-педагогических консилиумов.
Экспертная деятельность
Экспертная деятельность касается оценки образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.
Ошибки в деятельности педагога-психолога
Ошибки в диагностической деятельности: чрезмерное увлечение диагностикой; постановка диагноза только на основании результатов диагностики; постановка диагноза в случаях, выходящих за пределы профессиональной компетентности; применение неадаптивных методик.
Ошибки в психологическом консультировании: самоутверждение психолога во время консультации, излишняя непосредственность или «искусственность» в поведении психолога; стремление дать совет; проекция собственных трудностей на проблемы клиента; оценка клиента; консультирование лишь отдельных участников образовательного процесса.
Ошибки в просветительской работе: частое употребление сложной терминологии; демонстрация манеры ученого; психологическое высокомерие; менторская позиция, чтение лекции в описательной манере; неэффективная организация лекционного материала [4,с.46-48].
Ошибки в коррекционной работе: перенасыщенность психокоррекционного тренинга упражнениями; манипулятивный стиль общения; излишняя авторитарность; излишняя театрализованность занятия [4,с.72].
Основные понятия:
Психологическая диагностика, педагогическая диагностика, психологическая коррекция, психопрофилактика и ее виды (первичная, вторичная, третичная), психологическое просвещение, психологическое консультирование, психотерапия
Тема 2. Психическое здоровье, норма и нарушение
Психическое и психологическое здоровье личности
Здоровье рассматривается как предмет междисциплинарного исследования. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. выделяют следующие подходы к анализу здоровья: 1) системный; 2) нормоцентрический; 3) феноменологический; 4) холистический; 5) эволюционный; 6) социально-ориентированный; 7) кросс-культурный; 8) дискурсивный; 9) аксеологический; 10) акмеологический [2, с.17-19].
Большинство исследователей рассматривают психическое здоровье как имеющее сложное строение. Высший уровень психического здоровья-личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень- уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способности человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Низший уровень - уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности [1, с.72].
Психологическое здоровье - динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития
Представления о норме развития
Существует несколько подходов к определению нормативных показателей [6,с. 31-36]:
1)Статистическая норма - уровень психосоциального развития человека, соответствующий средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей одного возраста, пола, культуры и т.п. Данная норма представляет собой определенную область значений развития какого-либо качества, находящуюся около среднего арифметического в пределах стандартного квадратичного отклонения ситуации, когда распределение всех значений данного признака признанно нормативным.
2)Социально-психологический норматив - система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, они закреплены в виде правил, норм, предписаний в образовательных программах, в профессиональных и квалификационных характеристиках, общественном мнении воспитателей и родителей.
3)Функциональны норма - индивидуальная норма развития, которая является основной и целью коррекционно-развивающей работы. Она означает баланс между личностью и социумом, при котором удовлетворяются основные потребности личности, и личность полностью удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляет к ней социум.
4)Идеальная норма - теоретический конструкт, позволяющий вычленить объективные закономерности психического развития, необходимые и достаточные условиядля обеспечения успешности формирования психических процессов и состояний.
5)Типологический норматив – совокупность наиболее частотных (качественных и количественных) характеристик и особенностей ребенка, отражающих специфический (типологический) вариант развития – «психологический синдром».
Норма – условное понятие среднестатистических данных, полученных на выборке здоровых детей.
Норма (от лат. norma – правило, образец). В психологии и медицине термин «норма» нередко используется для обозначения здоровья, но их
Патология - от греческого pathos – болезнь, страдание и logos – учение. Существует мнение, что девиантное поведение – это переходные неразвёрнутые варианты поведенческой психической патологии. И основным принципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, с другой – отсутствие психопатологических свойств.
Отклоняющееся развитие. Под отклоняющимся развитием понимают отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих за пределы социально-психологического норматива [5,с.19].
Дизоногенез - отклонение от нормального развития; различные формы нарушений онтогенеза. Как синоним понятия дизонтогенеза часто используют термин аномалии развития [3, с.6 ].
В отечественной психиатрии и психологии выделяют три основные группы психологических синдромов:
1) Недостаточное развитие (недоразвитие и задержанное развитие) характеризуется недостаточностью по отношению к средненормативному всех или отдельных психических функций, их базовых составляющих. Преимущественно страдает произвольная регуляция психической активности и пространственно-временные представления, являющиеся основой развития когнитивной сферы. Варианты недоразвития – тотальное, задержанное и парциальная несформированность высших психических функций.
2) Асинхронное развитие (искаженное и дисгармоничное) характеризуется нарушением принципагетерохронии развития, когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного развития, искаженного развития, как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих. Преимущественно нарушается базовая аффективная составляющая функций. Виды асинхронного развития - это дисгармоническое и искаженное.
3) Поврежденное развитие характеризуется наличием повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающего в первую очередь органические основы развития, а вторично - воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития. Виды поврежденного развития - это локально поврежденное и диффузно поврежденное.
4) Дефицитарное развитие- подразумевается недостаточность сенсорных, опорно-двигательных и иных систем. К этой же категории относятся дети с множественными нарушениями развития [5,с.45-47].
Основные понятия:
Норма, психическое здоровье, психологическое здоровье, тотальное недоразвитие, задержка психического развития, парциальная несформированность высших психических функций, дисгармоничное развитие, искаженное развитие, дефицитарное развитие, поврежденное развитие.