Психофизиологические особенности обучения письму и чтению. Развитие мозга, познавательная деятельность и обучение в школьном возрасте. Современный дошкольник. Мифы и реалии развития
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Содержание
Безруких М. М. Психофизиологические особенности обучения письму и чтению............................................................................................................................3
Безруких М. М. Развитие мозга, познавательная деятельность и обучение в школьном возрасте..................................................................................................6
Безруких М. М. Современный дошкольник. Мифы и реали развития...............8
Безруких М. М. Психофизиологические особенности обучения
письму и чтению
Навыки письма и чтения являются самыми сложными видами когнитивной деятельности, поэтому процесс их формирования довольно длительный и комплексный.
Процесс формирования элементарного (технического) навыка чтения проходит в три последовательных этапа: аналитический — вычленение и овладение элементами отдельных действий при высокой степени контроля; синтетический — объединение отдельных элементов в целостное действие при высокой степени контроля; автоматический — выполнение сформированной целостной деятельности, без фиксированного контроля отдельных элементов. Формирование навыка должно быть осознанным.
Формирования элементарного (технического) навыка письма проходит те же этапы последовательно: аналитический — фиксированное внимание к каждому элементу действия, поэлементный анализ, дискретное выполнение каждого графического элемента; синтетический — связное выполнение отдельных элементов действия с сохранением фиксированного внимания к качеству письма; автоматизации — целостное выполнение действия, снижение внимания к контролю при выполнении отдельных действий.
Уровни последовательного формирования навыка письма: 1) элементарное письмо; 2) грамотное письмо; 3) грамотная письменная речь. Уровни последовательного формирования навыка чтения: 1) элементарное чтение; 2) грамотное чтение вслух; 3) грамотное чтение просебя; 4) грамотный читатель. Каждый уровень формируется на основе предыдущего.
Необходимыми условиями для формирования письма и чтения являются: сформированность базовых познавательных функций, соответствие методики обучения, учет индивидуальных особенностей, адекватность требований и критериев оценки, прогнозирование трудностей, индивидуальный подход, меры специфической коррекции.
В качестве причин трудности обучения письму и чтению выделяю эндогенные, экзогенные и смешанные факторы. Они могут привести к первичной неграмотности и, как следствие, функциональной неграмотности. В группу риска входят леворукие, часто болеющие, с ограниченными возможностями здоровья, медлительные и гиперактивные дети.
Виды школьных трудностей: неспецифические (сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение организации деятельности), специфические (возрастная несформированность или дефицит развития познавательных функций), смешанные (комплексные).
Безруких М. М. Развитие мозга, познавательная деятельность и
обучение в школьном возрасте
При обучения ребенка следует учитывать его возрастные физиологические особенности.
Мозг новорожденного функционирует по принципу минимальной достаточности и обеспечивает витальные функции.
Некоторые специалисты считают, что обучение начинается еще до рождения ребенка. Обучение — совокупность эндогенных и экзогенных влияний, связанных с существованием ребенка. С одной стороны обучение является необходимым условием развития мозга и познавательной деятельности, с другой — созревание мозга необходимый фактор эффективного обучения. Обучать ребенка нужно тому, чему он способен научиться.
Развитие мозга идет под воздействием биологических и социальных факторов. Основные направления развития мозга: морфологическое и функциональное созревание.
Этапы формирования мозговой организации когнитивных процессов: 1) локальное вовлечение сенсорных проекционных структур мозга по жесткой анатомической системе связей (новорожденность); 2) становление системной организации мозга, генерализованное вовлечение мозговых структур в обработку информации и организацию деятельности (первые годы жизни); 3) формирование динамических избирательных функциональных систем обработки информации и организации деятельности (с 6-7 лет).
Факторы функционального развития мозга, определяющие когнитивное развитие: морфо-функциональное созревание нейронного аппарата коры, развитие (созревание) функциональных связей между областями коры, формирование морфо-функциональной специализации больших полушарий мозга, формирование функциональных связей коры и глубинных структур мозга, морфо-функциональное созревание регуляторных структур мозга.
Безруких М. М. Современный дошкольник. Мифы и реали развития
Важно понимать механизмы возникновения трудностей в обучении детей для осуществления эффективной помощи.
Социальная ситуация развития современного дошкольника: воспитание в семье, а не в детском саду, сверхраннее обучение, ограничение контактов со сверстниками, замена общения со взрослыми техническими средствами, исчезновение игры, как ведущего вида деятельности, неадекватные требования взрослых.
Мифы о функциональном развитии дошкольника: 1) современные дети умнее своих сверстников 20-ти — 30-ти летней давности; 2) окно развития мозга закрывается в 4-6 лет.
Относительно первого мифа, исследования показывают, что современные дети находятся на том же уровне развития когнитивных функций, что и их сверстники 20 лет назад. Существуют даже ухудшения по некоторым показателям, предположительно обусловленные недостатком общения и сверхранним обучением.
Второй миф так же в корне не верен, так как нейронные связи формируются всю жизнь. У детей 4-6 лет еще не сформированы необходимые для интенсивного (неадекватно раннего) обучения морфо-функциональные составляющие мозговой деятельности.