Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психоанализ и психодинамический подход в консультировании

  • 👀 619 просмотров
  • 📌 544 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Психоанализ и психодинамический подход в консультировании
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психоанализ и психодинамический подход в консультировании» pdf
Лекция 3 «Психоанализ и психодинамический подход в консультировании» Тема 1. Общая характеристика психоаналитического метода З.Фрейда На сегодняшний день психоаналитическая теория, разработанная Зигмундом Фрейдом, существует во множестве модификаций, от ортодоксально-классических до самых смелых. В современной практике более типична ситуация, когда психолог берет какой-нибудь один аспект теории Фрейда (например, объяснение многих поступков клиента влиянием бессознательного) и приспосабливает его для своих практических целей. Главная цель психоанализа – выявить и изучить подсознательную сферу, которая управляет человеком. Как только клиент осознал подсознательные процессы и научился воздействовать на них, считается, что он способен изменяться и решать проблемы. Один из продуктивных путей проникновения в мировоззрение клиента – это распознание его повторяющихся эмоциональных и поведенческих стереотипов. Задача психолога – научиться распознавать повторяющиеся паттерны поведения, которые могут проявиться в наборе защитных механизмов. Эти механизмы действуют на подсознательном уровне. Различают первичные, или примитивные защиты (примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация и обесценивание, расщепление, проективная идентификация и др.) и зрелые, или вторичные защиты (вытеснение, регрессия, интеллектуализация, рационализация, реактивное образование, идентификация и др.). Приведем описание наиболее важных защитных механизмов: -вытеснение (помещение в подсознание материалов жизненного опыта, проявляющееся в упорном забывании чего-то, нежелании осознавать какието неприятные факты); -отрицание (отказ признать травмирующую реальность); -проекция (отказ замечать негативные черты которые приписываются другим, в себе самом); -реактивное формирование (поведение человека противоположно его бессознательным желаниям); -замещение (перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом); -сублимация (десексуализация, то есть перенос сексуальной энергии в более приемлемые области деятельности – в художественную, спортивную, интеллектуальную); -фиксация (задержка на одной стадии развития, чаще всего в детстве); -рационализация (псевдоразумное объяснение человеком своих поступков, желаний, признание которых грозило бы потерей самоуважения); -регрессия (возврат при угрозе стресса на более раннюю стадию развития); бессознательных -перенос переживаний в физическую сферу (например, трансформация в головную боль); -идентификация (бессознательный перенос на себя качеств, присущих другому человеку) и др. Тем не менее, психоаналитическая консультация направлена, прежде всего, на осознание, инсайт, сущностью которого является понимание функционирования Оно, Я и Сверх-Я. Оно – инстинктивный полюс личности, его содержание является подсознательным, частично наследственным и врожденным, а частично приобретенным и подавленным. Сверх-Я – это все то, что личность приобрела в процессе социализации: социальные нормы, правила поведения, уровень должного. Оно неподконтрольно, Сверх-Я само олицетворяет контроль. Я служит буфером и проводником между Сверх-Я и Оно, то есть между сознательным уровнем с точки зрения морали и бессознательным полем страстей и желаний. Усилить Я можно путем сообщения клиенту его функций буфера между сознанием и подсознанием. Я оперирует на сознательном, предсознательном и подсознательном уровнях человеческого опыта. При консультировании его влияние заметно на сознательном уровне. Принятие творческих решений связано с техникой свободного ассоциирования, лежащей в основе многих техник психоанализа. Тема 2. Клиент и психолог в психоаналитическом процессе Психоанализ преследует различные цели, в зависимости от особенностей клиента, но они сосредоточиваются в основном на личностной адаптации, обычно вызывая реорганизацию внутренних сил личности. В большинстве случаев первоочередная цель состоит в том, чтобы помочь клиенту лучше узнать бессознательные стороны своей личности. Бессознательное, включает в себя подавляемые воспоминания и желания, слишком болезненные или угрожающие, с которыми когда-либо сталкивался клиент. Но подавление мыслей не устраняет их влияния; подавление только делает идентификацию этих мыслей более трудной. Психоанализ стремится помочь клиентам понять себя. Вторая главная цель, часто связанная с первой, состоит в том, чтобы помочь клиенту преодолеть ранее не пройденный этап развития. Пройдя этот этап, клиенты раскрепощаются и приобретают способность жить более продуктивно. Прохождение через не пройденные ранее стадии развития может потребовать значительной реконструкции личности. Вследствие этого психоанализ часто является длительным, интенсивным и дорогостоящим процессом (Nye, 1996). Конечная цель состоит в том, чтобы помочь клиентам справиться с требованиями общества, в котором они живут. Несчастные люди, согласно этой теории, не могут достичь гармонии с самими собой или с обществом. Психоанализ подчеркивает значение приспособления к окружающей среде, особенно в работе и личной жизни. В центре внимания находится укрепление Эго таким образом, чтобы восприятие и планирование стали более реалистичными. Коротко сформулируем цели психологической помощи в рамках аналитического подхода: • помощь клиенту в осознании неосознаваемых защитных механизмов, мотивов, способов поведения и принятие их интерпретации; • усиление Я для более продуктивного существования в мире и взаимодействия с окружением. Профессионалы, практикующие классический психоанализ, исполняют роль экспертов. Они поощряют клиентов рассказывать все, что приходит на ум, особенно переживания детства. Чтобы создать атмосферу, позволяющую клиенту более свободно высказывать мысли, по различным причинам наиболее трудно поддающиеся выражению, психоаналитик, после нескольких сессий лицом к лицу, часто укладывает клиента на кушетку, в то время как сам остается вне поля зрения (обычно сидит позади изголовья клиента). Роль аналитика заключается в том, чтобы помочь клиенту добиться инсайта, который достигается путем повторного переживания и перерабатывания нерешенных проблем прошлого, попадающих в зону внимания в течение сессии. Поощряется развитие переноса, с тем чтобы помочь клиенту реалистично работать с бессознательным материалом. В отличие от некоторых других подходов, психоанализ поощряет консультанта интерпретировать высказывания клиента. В целом консультант использует и активные и пассивные методы. Иногда используются психологические инструменты оценки, особенно проективные тесты типа чернильных пятен Роршаха. Консультанты - психоаналитики также используют систему диагнозов, чтобы классифицировать клиентов, для которых разрабатываются соответствующие планы лечения. Роли и функции консультанта: отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость; умение выдерживать перенос и работать с контрпереносом; способность давать адекватные интерпретации; осознание собственных проблем и их возможного влияния на процесс консультирования и на клиента. Ожидания от клиента: принятие теории психоанализа: полная открытость; готовность к длительной проработке собственных проблем; воздержание от глобальных изменений в своей жизни (развод, женитьба и т.п.) на протяжении работы с консультантом. Причины для изучения психологом-консультантом основ психоанализа: • возможность осознанного отбора и использования психоаналитических моделей для реконструкции целостного жизненного пути личности клиента; • возможность выстраивать профессиональные отношения с клиентом с учетом проявлений бессознательного: переноса, защитных механизмов, сопротивления; • возможность профессионально обращаться с собственным контрпереносом и обеспечивать тем самым психологическую безопасность клиента; • возможность сознательно не использовать психоаналитические методы при отсутствии показаний к работе в данных моделях. Тема 3. Терапевтические техники психоанализа Техники психоанализа 1.Анализ свободных ассоциаций. Согласно З. Фрейду, в свободных ассоциациях человек не повторяет конфликтное содержание, а регрессирует, идя по следам актуального переживания. Возвращаясь к ранним конфликтам, пациент вместе с психоаналитиком наблюдает, куда приведет его нить свободных ассоциаций. Классическая процедура проводится следующим образом. Пациент ложится на кушетку, психоаналитик садится в изголовье так, чтобы пациент его не видел. Пациенту предлагается прийти к состоянию спокойного самонаблюдения и, не раздумывая, сообщать все, что приходит ему в голову, не поддаваясь желанию что-нибудь отбросить. В содержании свободных ассоциаций (мыслях и чувствах, снах и фантазиях) выходит на поверхность вытесненное бессознательное. В ходе свободного ассоциирования пациент учится воспроизводить травматический опыт. Сниженная сенсорная активность (психоаналитик вне поля зрения, расслабленная поза) дает возможность выразить подавленные эмоции и чувства. Психоаналитик остается нейтральным, не занимая ни одобряющей, ни критикующей позиции. Его задача – слушать пациента, наблюдать за его речью, телодвижениями, мимикой. Во время сеанса он, как правило, молчит, даже когда пациент обращается к нему с вопросом. Когда вопрос проходит различные уровни понимания, пациент сам обретает возможность ответить на него и разрешить свой внутренний конфликт. 2."Фрейдовская ошибка". Описки, обмолвки, ошибки – это возможность проникнуть в подсознание. Ошибки указывают нам на забытые места; мысли, прерванные на самом важном месте; поведение, которое постоянно бессознательно расшифровать, но повторяется свободное и др. ассоциирование вероятностью понять скрытый смысл оговорок. Иногда позволяет их сложно с большой 3.Анализ сновидений. Фрейд называл сны "королевской дорогой в бессознательное". Он рассматривал сновидения как перевод скрытого (латентного) содержания бессознательного на язык символов. Под скрытым содержанием подразумеваются вытесненные желания. Истинное, явное содержание сновидения можно выявить при помощи сгущения, смещения и вторичной обработки. Сгущение – это комбинация разных элементов, их наложение друг на друга в одном фрагменте сновидения. Под смещением понимаются случайные элементы, мало связанные с главным содержанием фрагмента сна, в котором проявляется неосознанное переживание. Вторичная обработка – процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность путем исправления несоответствий, заполнения пробелов и др. Психоаналитик воспринимает образы сна как ребус, загадку, которую он должен разгадать. Большинство образов, согласно взглядам Фрейда, носят универсальный характер и имеют сексуальную природу. Чтобы проанализировать сновидение, необходимо разделить его на элементы и выяснить ассоциации, связанные с каждым из них. 4.Анализ сопротивления. Под сопротивлением понимают все слова и поступки клиента, которые препятствуют проникновению в его подсознание. Например, выполняя какое-либо задание, вы на чем-то споткнулись и не смогли сказать дальше ни слова. Эта блокировка – маленький пример сопротивления. 5.Анализ содержания переноса. Каждый из нас иногда встречает людей, которые почему-то сразу не нравятся. Предполагается, что мы переносим на этот новый объект опыт наших прежних негативных чувств. При диагностировании переноса психоаналитик делает его предметом обсуждения (проработки) с клиентом. Тема 4. Принципы юнгианского анализа Юнгианский анализ один из направлений психоанализа, автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Карл Густав Юнг. Это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии. Различают индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное. Индивидуальное человеческой бессознательное является души. и бессознательным Устойчивый в индивидуальной мощной контакт психике составляющей между сознанием необходим для её целостности. Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов и идей. Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений. Количество архетипов ограничено, при этом тот или иной архетип проявляется во всех культурах во все исторические эпохи в большей или меньшей степени. В отличие от З. Фрейда, К. Юнг считал, что наиболее интенсивное развитие личности происходит не в раннем детстве, а в зрелом возрасте. Соответственно на первый план в его схеме выступает не взаимодействие ребёнка с родителями, а многоплановая система социальных отношений взрослой личности во всем ее разнообразии. При этом целью полноценного развития К. Юнг считал обретение цельности личности в процессе индивидуации — преодолении раскола между сознанием и бессознательным, неизбежно возникающим, по мысли К.Юнга, в детском возрасте. Раскол, или расщепление такого рода во многом обусловлены влиянием социальной среды. Так, в частности, вступая в школьный возраст и стремясь занять максимально комфортную позицию в среде сверстников, ребёнок сознательно выбирает те личностные качества и поведенческие стратегии, которые вызывают желаемую им реакцию со стороны его социального окружения. Таким образом, формируется персона — та составляющая личности, которая полностью осознается, субъективно ею принимается те аспекты и целенаправленно личности, желательности, которые не просто на внутриличностном предъявляется не отвечают скрываются, уровне и, миру. критерию но активно в конечном счёте, При этом социальной отвергаются вытесняются в бессознательное. Именно таким образом формируется тень — структура несовместимая с самопринятием и самооценкой эго. Тень — это как бессознательный комплекс, в котором содержатся все вытесненные или отчуждённые части сознательной личности. В сновидениях тень может быть представлена в виде тёмной фигуры того же пола, что и сам сновидец. Человек, не осознающий и отвергающий свою тень, как правило, демонстрирует крайне ригидные формы поведения, плохо адаптируется к командной работе, неспособен к полноценной творческой деятельности, восприятию инновационных идей и альтернативных точек зрения. Данное направление психотерапии не теряет своей актуальности уже много десятков лет. Кроме того, аналитическая психология Юнга дала начало таким направлениям психотерапии, как:  Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия),  Юнгианская арт-терапия,  Юнгианская психодрама,  Процессуально ориентированная терапия,  Песочная терапия,  Неоэриксонианский гипноз,  Соционика. Тема 5. Группанализ Цель аналитического процесса — реструктурирование характера клиента и его личности. Эта цель достигается посредством переноса бессознательного конфликта на уровень сознания и его исследования. Психоаналитические группы в символической форме проигрывают реальную семью клиента, чтобы его историческое прошлое было воспроизведено в настоящем группы. Вульф (Wolf, 1963, 1975) применял в группе базовые психоаналитические техники, такие как работа с переносом, свободные ассоциации, анализ сновидений и выявление исторических причин нынешнего поведения. Он акцентировал внимание на воссоздании реальной семьи, что позволяло членам группы проработать свои неразрешенные проблемы. Их реакции на других членов группы и консультанта дают символический ключ к пониманию динамики взаимоотношений со значимыми фигурами из родительской семьи. Несмотря на то что эти реакции рождаются здесь и сейчас, они позволяют вернуть человека назад, к ранней истории его жизни (Tuttman, 1986). Подход Вульфа вызывает контролируемую и систематическую регрессию личности, которая предпринимается для усиления эго. Муллан и Розенбаум (Mullan & Rosenbaum, 1978) называли процесс воссоздания семьи регрессивно-рекоструктивным подходом к психоаналитической групповой терапии. Этот термин означает, что члены группы регрессируют в свое прошлое для достижения терапевтической цели реконструкции личности, которая характеризуется социальной осознанностью и творческим отношением к жизни. Группа во многих аспектах дублирует родительскую семью. Консультант же пытается понять семьеподобные связи, возникающие внутри группы, а также между группой и терапевтом. Консультант обеспечивает минимально необходимую структуру и стремится к тому, чтобы группа, подобно семье, была гетерогенна. В этих условиях члены группы заново переживают конфликты, которые впервые появились в контексте родительской семьи. Согласно Вульфу и Куташ (Wolf & Kutash, 1986), упор в аналитической группе делается на творческом росте индивидуального эго или самости. Авторы считают, что термин групповая терапия не совсем соответствует действительности, так как внимание уделяется избавлению от трудностей конкретных людей, а не группы. Более того, Вульф (Wolf, 1893) утверждает, что озабоченность групповой динамикой, взаимодействием здесь-и-сейчас и сплоченностью может отвлечь от основных задач психоаналитической работы. Как бы то ни было, он уверен, что групповая атмосфера приводит к более глубокому исследованию, чем это возможно при индивидуальном анализе, поскольку групповой процесс поддерживает и облегчает более глубокое изучение себя. Он убежден, что исследование интрапсихических процессов позволяет членам группы развить более детальное и точное понимание природы подчинения значимым людям в собственной нуклеарной семье и другим членам аналитической группы. Терапевтический процесс направлен на воссоздание, анализ, обсуждение и интерпретацию прошлого опыта и проработку защит и сопротивления, которые действуют на бессознательном уровне. Инсайт и интеллектуальное понимание важны, но чувства и воспоминания связаны с самопониманием более тесно. Поскольку клиент нуждается в оживлении и реконструкции своего прошлого и проработке вытесненного конфликта для понимания того, как бессознательное влияет на него в настоящем, психоаналитическая групповая психотерапия — это долговременный и интенсивный процесс. Практики с традиционной аналитической ориентацией высоко ценят анонимную, нейтральную роль ведущего, считая, что она будет стимулировать членов группы к проекции на консультанта тех чувств, которые они испытывают противоположность этому, к значимым аналитически людям своей ориентированный жизни. В групповой терапевт не так уж высоко оценивает незаметную и нейтральную роль консультанта и склонен обсуждать свои личные реакции с членами группы. Современные практики-аналитики давно оставили позади модель «независимого наблюдателя», характерную для классического психоанализа, и перешли к межличностному стилю, или к тому, что сейчас называется анализом отношений (DeAngelis, 1996). Все аналитики или аналитически ориентированные терапевты рассматривают процесс анализа и интерпретации чувств, возникающих в результате переноса, как ядро терапевтического процесса, поскольку их целью является достижение инсайта и личностных изменений. Групповая классического форма работы, психоанализа, имеет перенявшая некоторые понятия и преимущества техники перед индивидуальным анализом: • Члены группы могут представить отношения, сходные с теми, которые сложились в их собственных семьях; но на этот раз эти отношения воспроизводятся в группе, что безопасно для них и с большей вероятностью производит желаемый эффект. • Участники группы имеют множество возможностей для переживания в процессе переноса различных чувств по отношению к другим членам группы и консультанту; они могут проработать эти чувства и усилить самопонимание. • Участники группы могут достигнуть более глубокого инсайта в отношении того, как работают их защиты и сопротивление. • Зависимость от авторитета терапевта не так велика, как в индивидуальной терапии, потому что члены группы получают обратную связь друг от друга. • Наблюдая за тем, как работают другие, участник группы может научиться тому, что иметь и выражать сильные чувства, которые он не позволял себе даже осознать, — это приемлемый процесс. • Члены группы имеют множество возможностей, для того чтобы учиться у себя и у других — в реальности и в фантазии, через взаимодействие с участниками группы и консультантом. Материал для анализа берется не только из исторических воспоминаний, но и из взаимодействия между членами группы. • Группа позволяет ее участникам исследовать свои проекции. Участникам группы сложно цепляться за сопротивление и искажения, когда другие члены группы вступают с ними в конфронтацию, противодействуя проявлениям искаженного восприятия реальности. Более того, наблюдение схожих конфликтов у других людей может помочь клиенту ослабить свою защиту и показать другим, что они не одиноки. Сопротивление растворяется в атмосфере взаимного раскрытия и исследования, которая царит в группе, поэтому клиент может достигнуть большего прогресса, чем в терапии, где он работает один на один с аналитиком. • Анализ в группе немедленно выявляет идеалистические ожидания членов группы, связанные с желанием иметь особые, «эксклюзивные» отношения с терапевтом. Ощущение поддержки со стороны других участников группы и открытие универсальной природы многих трудностей позволяют получить более полный диапазон реакций, нежели в индивидуальной терапии. • Аналитическая групповая терапия обеспечивает контекст, необходимый для обращения к современным спорным вопросам социального характера, в том числе касающимся принадлежности к определенному классу или расе, а также к проблеме культурных различий. Тема 6. Основные психоаналитические теории Теория Личности З.Фрейда. Согласно теории Фрейда, структура личности складывается из трех основных начал: «Оно» - глубинный слой бессознательного влечения, сущностное ядро личности, вокруг которого наслаиваются другие элементы. «Оно» руководствуется только «принципом удовольствия». «Я» олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью в противоположность «Оно», содержащим страсти. «Я» является своеобразным посредником между «Оно» и внешним миром, включая природное и социальное окружение и руководствуется «принципом реальности», который предполагает переключение асоциальных импульсов в русло социально приемлемого поведения. «Сверх - Я» - сфера долженствования, совесть, моральная цензура, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я». Из данной интерпретации личности вытекает и представление о природе человека, большую часть в человеческой психике занимает и играет определяющую роль в поведении бессознательное. Прослеживая особенности психосексуального развития в детстве и юности Фрейд выделяет следующие стадии: 1. Оральная - становление сексуальности выражается в манипуляциях ртом: кусании, сосании, жевании (период от рождения до 18 месяцев.); в этот период происходит отвыкание от материнской груди, отделение себя от материнского тела. 2. Анальная - сексуальность выражается в удержании или выталкивании фекалий; идет приучение детей к туалету (период 1.5 - 3 года). 3. Фаллическая - дети рассматривают и исследуют свои гениталии, мастурбируют, проявляют интерес к вопросам рождения и половым отношениям (идентификация с взрослым того же пола, выступающим в роли образца для подражания). Период с 3 до 6 лет. 4. Латентная - отсутствует явное сексуальное влечение; идет расширение социальных контактов со сверстниками (период 6 - 12 лет). 5. Генитальная - стадия полового созревания (12 - 16 лет). В этот период наступает половая зрелость, восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, усиливается интерес к противоположному полу. Много внимания З.Фрейд уделил анализу тревожного состояния. З. Фрейд различает следующие типы тревоги: 1. Реалистическая тревога (синоним страха) - это эмоциональный ответ на угрозу и /или понимание реальных опасностей (например, встреча с хищниками в лесу, выпускной экзамен); 2. Невротическая тревога - это эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Оно (лат. - Ид) станут осознанными; боязнь того, что Эго окажется неспособным контролировать инстинктивные побуждения (особенно сексуальные или агрессивные) и в случае совершения подобных неадекватных действий это повлечет отрицательные последствия. 3. Моральная тревога - это эмоциональный ответ, связанный с тем, что Эго испытывает угрозу наказания со стороны Суперэго («Сверх -Я»). Моральная тревога возникает всегда, когда Оно (Ид) стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий и Супер эго отвечает на это чувством вины, стыда, самообвинения (например, страх родительского наказания за плохие отметки в школе и пр.). В конечном счете, З.Фрейд пришел к выводу, что тревога, вырастающая из Суперэго превращается, в конечном счете, в страх смерти. З.Фрейд разработал классификацию защитных механизмов, которые помогают затормозить прорыв импульсов Оно и снимают или снижают тревогу: 1. Вытеснение. Это «мотивированное забывание», или точнее, это процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание. В итоге действия вытеснения индивид не осознает своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнит травматических прошлых событий (например, человек страдающий от личных неудач, не может рассказать о своем тяжелом опыте). Вытесненные из сознания мысли и импульсы не теряют свою актуальность в бессознательном и проявляются в сновидениях, шутках, оговорках. 2. Проекция - это процесс, выражающийся в том, что индивид, приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства, поведение другим людям, т.е. возлагается вина на других (например, студент, получивший двойку на экзаменах, объясняет это внешними причинами; преподаватель плохо объяснил тему и пр.). 3. Замещение. Это проявление инстинктивного импульса переадресовки от более угрожающего объекта к менее угрожающему (например, работник, получивший нагоняй от начальника, приходит домой и начинает кричать на домашних, которые таким образом, выступают в качестве замещающих начальника). 4. Рационализация. Это искажение реальности с целью самозащиты. Так, мужчина, которому женщина отказала в свидании, утешает себя тем, что она непривлекательна (по типу сюжета в басне «Лиса и виноград»). 5. Противодействие. Это выражение в мыслях и поведении обратных действий или побуждений (например, человек, у которого доминируют сексуальные импульсы, внешне ведет себя как борец с сексуальными отношениями, рассматривает их как разврат). 6. Регрессия. Это возврат к ребячливым, детским моделям поведения (несдержанность в поступках, детский лепет, езда на автомобиле с высокой скоростью и т.п.) 7. Сублимация. Это процесс изменения своих импульсов, трансформация их в социально приемлемые мысли и действия. В сублимации импульсы не сдерживаются, половая (либидо) или агрессивная энергия преобразуется в другие социальные формы деятельности (так если мастурбация вызывает тревогу у юноши, он переводит ее в футбол и т.д.; человек с сильными садистскими наклонностями может стать хирургом и пр.). 8. Отрицание. Это отрицание, отказ признавать неприятные события. В заключении отметим, что фрейдовская концепция в целом неоднократно подвергалась критике за пансексуализм. Еще при жизни З.Фрейда возникло широкое психоаналитическое движение, в рамках которого сформировался неофрейдизм. Критикуя абсолютизацию З.Фрейдом роли сексуальных влечений в человеческой природе, неофрейдисты сохранили центральное положение З. Фрейда об определяющей роли бессознательного в поведении человека. Теория личности К.Юнга, получившая название «Аналитическая психология» По мнению К.Юнга, личность (душа, по терминологии К.Юнга) состоит из трех основных взаимодействующих подсистем: Эго, индивидуальное (личное) бессознательное, коллективное бессознательное. 1. Эго - это основа самосознания, включает все текущее содержание сознания человека (мысли, чувства, воспоминания, ощущения и пр.), что обеспечивает целостность и постоянство личности, осознание человеком себя, как относительно постоянной субъективно - объективной реальностью. 2. Личное (индивидуальное) бессознательное - это душевные конфликты, переживания, образы, которые когда- то осознавались, но затем были подавлены и стали неосознаваемыми. В отличие от З.Фрейда, К.Юнг не абсолютизировал роль либидо в личном бессознательном. Он полагал, что основу его составляют комплексы мыслей, чувств, воспоминаний об обычных вещах (проблемах) из жизни человека (власть, деньги, отношения к родителям, секс и т.д.), которые стали доминантами в психике человека и тем самым обуславливают его поведение (так, человек с комплексом власти проявляет активность в своем поведении именно в этом направлении). Таким образом, однажды сформировавшись, комплекс «ведет» человека по жизни, руководит его поведением. По К.Юнгу, этот материал личного бессознательного уникален у каждого человека и может быть осознан. 3. Коллективное бессознательное - это наиболее глубоко лежащий слой в сфере бессознательного, «хранилище реликтов и воспоминаний», т.е. следов памяти, образов, передающихся по наследству и общих для всех людей. По К.Юнгу, «коллективное бессознательное состоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по существу одинаково повсюду и не изменяется при переходе от человека к человеку, его содержание (называемое архетипами) - первичные условия или паттерны психического формирования вообще». Архетипы - это врожденные первичные образы - модели (архетип - букв. «первичная модель»), которые предрасполагают людей воспринимать мир определенным образом. Таким образом, если индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельных людей и представляет собой переживания, которые были сознательными, а затем были забыты или подавлены, то коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, присущий всем расам и народам, который проявляется в первобытной мифологии, народном эпосе, в религиозных верованиях, в символах искусства, а у современных людей в сновидениях. Архетипы, составляющие коллективное бессознательное, многочисленны: это общечеловеческие обобщенные образы - модели матери, ребенка, героя, мудреца, бога Солнца, смерти и т.д. Среди архетипов важнейшее значение имеют следующие, описанные К.Юнгом: 1. Персона (от лат.- «маска») - это модель социальной роли в общении с другими, в повседневной жизни. 2. Тень - это, с одной стороны, источник жизненной силы, творческого начала в личности, а, с другой, это подавленные асоциальные негативные импульсы, мысли, страсти (агрессивные, сексуальные), которые в снах проявляются в образах животного, карлика, бродяги и т.д. 3. Анима - архетип, выражающий образ женщины как таковой у каждого мужчины, который может воплощаться в более конкретных женских образах. 4. Анимус - образ мужчины у женщины, который определяет ее отношение к мужскому полу в целом. Анима и анимус сформировались на реальной биологической основе мужских и женских качествах, которые есть у каждого человека, но соответственно развиты по-разному (больше или меньше) в соответствии с полом. 5. Важнейшим архетипом является Самость - ядро личности, образ модель, которая выражает единство и целостность человека. По Юнгу, «самость означает всю личность, сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость». Теория личности А.Адлера. Альфред Адлер выдвинул ряд идей, среди которых можно отметить принцип единства личности (в противовес разделения ее на «Я», «Оно» и «Сверх - Я» у Фрейда) и подчеркивал роль социального, а не биологического в мотивационной структуре человека. Согласно Адлеру, индивид из -за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие возможности. Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека. По Адлеру, каждому человеку присущи бессознательное «стремление к власти». Поэтому изучение социальных побуждений сводится у него к расшифровке вытесненных желаний властвования, превосходства над другими. Отвергая биологизм Фрейда, а за ним и Юнга, Адлер в то же время наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. Если Фрейд в поисках мотиваций поведения человека сосредоточивал внимание на выявлении причин действий человека, то для Адлера причинность не играет важной роли. Для объяснения действия индивида нужно знать конечную цель его устремлений, ибо только она может объяснить поведение человека, «бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неустроенность». Согласно Адлеру, основная причина развития личности состоит в том, что она стремится преодолеть чувства «неполноценности» и «малоценности», которые постоянно испытываются человеком в силу несовершенства человеческой природы. Человек может преодолеть их благодаря тому, что в психике каждого индивида формируются специальные механизмы для возведения «компенсирующей душевной надстройки». Эти механизмы - так называемая «компенсация» или «сверхкомпенсация» - являются, согласно Адлеру, причиной развертывания деятельности человека, но не конечной целью, объясняющей его поведение. Понять человека, то есть выяснить смысл его жизни, значение его психических актов, по убеждению Адлера, возможно лишь тогда, когда индивид будет стремиться к «личному идеалу», к «совершенству». Конечной целью развития человека является стремление к самосовершенствованию, к достижению «Самости». В этом смысле Адлер акцентирует внимание на активном принципе человеческой жизни, на самодеятельности человека.
«Психоанализ и психодинамический подход в консультировании» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot