Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психоаналитическое и
гуманистическое
направления
возрастной психологии
Срок сдачи –
Четверг, 08.10.20
План:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Проблема движущих сил психического развития
ребенка в классическом психоанализе (3. Фрейд)
А. Фрейд – исследование игры и детской агрессии
Проблема развития личности в трудах К. Г. Юнга
Комплекс неполноценности и социальное чувство
как движущие силы развития в концепции А.
Адлера
Теории объектных отношений
Эпигенетическая концепция развития личности
Э. Эриксона
Вклады Левинсона, Шихи, Ливехуда
Гуманистическая теория развития личности А.
Маслоу
Гуманистическая теория развития личности К.
Роджерса
Ш.А. Амонашвили об особой миссии ребенка
1.Проблема движущих
сил психического
развития ребенка в
классическом
психоанализе
(3. Фрейд)
З. Фрейд и детская психология
▪ З. Фрейд (1856-1939) обратился к детской психологии в
поисках разгадок природы человеческой личности.
▪ Поведение человека не является результатом усвоенных
навыков, оно имеет внутренние мотивы, влечения,
биологические по своей природе.
▪ Главные мотивы - сексуальные и агрессивные влечения,
то есть инстинкт жизни (либидо) и инстинкт смерти
(мортидо).
▪ Реализовать эти влечения можно только с другими
людьми, и потому человек приспосабливается к
требованиям общества уже в раннем детстве.
▪ Движущие силы развития всегда врождённые врождённые
и бессознательные; основы личности закладываются в
детстве, в дальнейшем структура личности мало
изменяется.
▪ Неудачи раннего детства сказываются в течение всей
жизни в виде тревоги, невроза, комплекса
неполноценности.
З. Фрейд и структура личности
▪ Основные подструктуры личности складываются в первые
пять лет жизни
▪ 3. Фрейд выделяет три инстанции в структуре личности:
▪ Оно - инстинктивное бессознательное, природное начало,
телесные влечения и потребности: два влечения: к жизни
(эрос, либидо) и к смерти (танатос, мортидо). Следует
принципу удовольствия, стремится немедленно
удовлетворить свои импульсы, это «бурлящий котел»
влечений. Главная функция - побуждения.
▪ Я - прижизненное образование, колеблется между Оно и
Сверх Я, опираясь на принцип реальности и преодолевая их
конфликты, пытается достичь душевного равновесия.
Основная функция - помирить ид и суперэго. Эго подчиняется принципу реальности.
▪ Сверх Я - формируется при жизни под влиянием общества,
олицетворяет контроль общества (или совесть, ценности,
мораль, идеалы). Первые образцы - родители. Основные
функции - контроль, наказание. Направлено против телесных
потребностей.
▪ Для смягчения конфликта между тремя структурами срабатывают
защитные механизмы (вытеснение, регрессия, проекция,
рационализация, сублимация)
З. Фрейд и стадии психосексуального развития
(Оральная стадия: 0 - 1,5 г.).
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Психосексуальные стадии связаны с удовольствием, извлекаемым из различных эрогенных
зон своего тела.
Основной источник удовольствия - кормление. Губы, рот – главное эрогенные зоны.
От того, сосет ли ребенок грудь матери и насколько его ограничивают в этом, будет зависеть
угнетение или непомерное развитие инстанции Оно, энергетическая способность личности.
Сначала ребенок аутоэротичен (т.к. не отделяет собственные ощущения и объект, который
эти ощущения вызывает), затем находит удовлетворение от другого человека: мать.
Появляется любовь к ней, т.к. она удовлетворяет его сексуальные потребности.
Биологическая связь с матерью создаёт потребность быть любимым, это на всю жизнь.
Если ребёнок не получает удовлетворение потребностей этого периода - может возникнуть
задержка или остановка, он будет возвращаться к этой стадии уже во взрослости
(жевательная резинка, курение, переедание, поцелуи, грызение ногтей).
Фазы оральной стадии:
▪
Ранняя (0 - 0,5 г.) - основное либидозное действие – сосание. Недостаток
удовлетворения либидо может привести к возникновению орально - пассивного типа
личности. Весёлый, оптимистичный человек, ожидающий материнского отношения от
других, одобрения любой ценой. Доверчивость, пассивность, незрелость.
▪
Поздняя - орально- садистическая фаза, основное действие –укус, агрессивный
характер. Т.к. запрещают кусать грудь, возникает конфликт. У новорождённого Ид единственная существующая субстанция. На поздней стадии от Оно начинает
отделяться Я. Первое познание мира происходит через мать, разделение объекта и
ощущения начинается с наказания. Недостаток удовлетворения либидо может привести
к любви к спорам, пессимизму, цинизму, сарказму, стремлению доминировать над
людьми, склонности к эксплуатации.
З. Фрейд и стадии психосексуального развития
▪
▪
▪
▪
Анальная стадия (1,5 - 3 г.). Эрогенная зона в области ануса. Удовольствие связано с
процессами выделения: задержки и выталкивания фекалий. Складывается инстанция
Я, самоконтроль. Я уже контролирует Оно. За неопрятность ребёнок боится потерять
любовь родителей. Появляются зачатки Сверх Я. Если родители слишком строго, грубо
приучают ребенка к горшку, формируется навязчивое стремление к аккуратности,
пунктуальности, жадность, упрямство, упорство, бережливость, склонность к
накопительству, экономность, коллекционирование.
Фаллическая стадия (3 - 5, 6 лет). Пик детской сексуальности. Эрогенная зона гениталии. Рассматривание органов, манипулирование, заинтересованность к вопросам
пола, половых отношений, фантазии, чаще всего представления неверные. Появляется
бессознательное влечение к родителю противоположного пола, ревность, желание
отдалить родителя своего пола и потому - чувство вины перед ним. Привязанность
мальчика к матери - Эдипов комплекс. Девочки к отцу - комплекс Электры. Желание
заменить родителя своего пола собой порождает идентификацию -принятие поведения
и качеств человека, которому хотел бы подражать. В этом возрасте замечают пол и
усваивают черты, присущие своему полу. Завершается формирование всех трех
подструктур личности.
Латентная стадия - от 6 до 12 лет, когда сексуальные влечения притупляются и
ребенок сосредоточен на усвоении знаний и навыков.
Генитальная стадия - после 12 лет, когда сексуальные влечения выходят на
поверхность, формируется зрелый баланс между любовью и работой. Но конфликты
детских стадий могут возрождаться в виде невроза, комплекса неполноценности,
агрессивности, однополой сексуальной ориентации и т. д.
2. А. Фрейд –
исследование
игры и детской
агрессии
А. Фрейд: профессиональный путь
▪ Анна Фрейд младшая дочь (шестой ребенок) З. Фрейда
▪ Наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского
психоанализа.
▪ В 1947 году Анна Фрейд основала Хэмпстедскую клинику в
Лондоне — крупнейший в то время детский
психоаналитический лечебный и учебный центр.
▪ В 1952 году открыла в Лондоне детские терапевтические
курсы и клинику, которые были первым учреждением для
лечения детей методом психоанализа.
▪ Последние годы жизни учёная и исследовательница
работала в Йельском университете, продолжая развивать
свои идеи в области детской психологии.
▪ Никогда не была замужем и не имела собственных детей.
А. Фрейд: игровая терапия
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Считала, что одним из ценнейших источников анализа ребенка является наблюдение
за ним (рисование, поделки, игры в воде, с песком, с игрушками и во время игры в
футбол и уход за животными).
Разработанный А. Фрейд детский психоанализ учитывает незрелость детской психики и
низкий уровень возможности вербализации ребенка.
Внесла в психоанализ игровые методы. Доказала эффективность «игровой терапии» с
ребёнком, однако считала, что нужно всегда разобраться в работе его
бессознательного разума.
Видела связь игры с бессознательными механизмами психики. Для нее
бессознательное реализуется в игре символически.
Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность,
стремящуюся испытать и познать себя.
Игры очищают психику: получая удовлетворение от игры, ребенок испытывает
катарсис. Игры снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих
неврологических заболеваний.
А.Фрейд разработала принципы поведения терапевта в процессе игровой терапии:
1.
2.
3.
4.
сердечная, не директивная манера общения;
не давать волю инстинктивным проявлениям ребенка;
не вмешиваться во внешнюю жизнь ребенка, т.е. лишь изменять его жизненное
окружение и при необходимости устранять явно вредные, травмирующие влияния;
запрет интерпретации высказываний и действий ребенка, иначе это может усилить
страхи и сопротивление, вместо того чтобы их постепенно и терпеливо сокращать.
А. Фрейд: детская агрессивность
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Основные труды А. Фрейд были посвящены исследованию «трудных детей», прежде
всего агрессивных и тревожных.
Развивала проблему детской агрессивности. Она считала, что уже в раннем возрасте у
ребенка наряду с самосексуальными существуют и самоагрессивные действия.
Считала, что в структуре личности ребенка с самого начала агрессивность появляется
как составная часть сексуальной жизни.
Согласно А.Фрейд, в нормальном поведении агрессивность сдерживается либидо.
Именно сплав либидо и агрессии нормален и типичен: нормальное проявление
агрессивности связано, например, со стремлением удержать объекты любви ребенка
(любимая игрушка, грудь матери для младенца и т.д.).
При анормальных условиях развития ребенка (без родителей, без семьи, в домах
ребенка, интернатах и т.д.) имеют место патологические проявления детской
агрессивности. Отсюда ею был сделан вывод: причинами проявления агрессивности
являются либо полное отсутствие объектов любви в окружении ребенка, либо частая
смена этих объектов, либо невозможность по каким-то причинам установить отношения
с объектами любви. Таким образом, агрессивные (как и тревожные) тенденции
проявляются в связи с тем, что либидо не развивалось или оставалось в первичной
стадии.
В связи с этим, в таких случаях коррекционная работа с детьми должна
ориентироваться на развитие либидо, формирование привязанности к другим людям,
развитие у детей чувства защищенности, а не преодоления у них агрессивных реакций.
3. Проблема
развития
личности в
трудах
К. Г. Юнга
К. Юнг о структуре личности
▪
▪
Карл Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог, ученик З. Фрейда, доказывал, что
«не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть
бессознательным».
Личность состоит из трех компонентов:
▪ Эго — центральная часть сознания, которая включает мысли, чувства,
ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания
ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности,
за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность
(осознаваемое поведение).
▪ Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой,
однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Эта же сфера
содержит так называемые комплексы или эмоционально окрашенные
(заряженные) части психики. По мнению Юнга, информация, находящаяся в
сфере личного бессознательного может быть осознана личностью.
▪ Коллективное бессознательное - вместилище всеобщей памяти
человечества за сотни тысяч лет эволюции. Это как бы коллективное
наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в
подсознании каждого индивида и при определенных условиях доступное для
осознания в форме образов. Носителями этого коллективного наследия
выступали особо значимые и энергетически мощные образы — архетипы
(первичные модули)
К Юнг об архетипах
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
К. Юнг исследовал символы европейской, индийской, китайской, тибетской
культуры, анализируя мифы, сказки, религию, искусство, и установил архетипы,
то есть «первичные образы», организующие психологический опыт индивида.
Архетипы ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира
через посредство базовых идей, одинаковых в различных культурах, но часто не
связанных между собой причинно. Это означает, что на определенные ситуации
люди реагируют примерно одинаковым образом, это касается, например,
отношения к отцу и матери, ребенку, смерти и т.п.
Каждый архетип отвечает за определенную типовую жизненную ситуацию и
определяет (является шаблоном) модель поведения человека при данных
обстоятельствах.
Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог,
самость.
Через архетипы культура как коллективное бессознательное оказывает влияние
на формирующуюся личность, на ее ценностные ориентации
Придает важнейшее значение матери в развитии ребенка: "Отношения матери и
ребенка — безусловно, самые глубокие и самые сильные из известных нам".
Юнг подчеркивал три аспекта отношений ребенка и матери: 1) в течение всего
периода взросления имеет место регрессия; 2) отделение от матери — это
борьба; 3) кормление имеет первостепенное значение.
4. Комплекс
неполноценности и
социальное чувство
как движущие силы
развития в концепции
А. Адлера
А. Адлер: социальное чувство
▪ Альфред Адлер (1870-1937) - австрийский психолог, ученик 3.
Фрейда.
▪ Считал, что формирование характера личности происходит в первые
пять лет жизни человека
▪ Отрицал определяющее влияние бессознательного - и личного, и
коллективного: не инстинктивные влечения, противостоящие
обществу, движут человеком, а врожденное чувство общности с
другими людьми, стимулирующее социальные контакты, подражание,
ориентацию на других людей, общественный интерес.
▪ Неразвитость чувства общности - причина неврозов. Если человек
умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком
▪ Человек сам творит свой стиль жизни из сырого материала
наследственности и опыта.
▪ Творческое Я, а не инстинкты, создает цель и смысл жизни, придает
личности уникальность. Идеи о значении творческого Я в построении
стиля жизни получили дальнейшее развитие в гуманистической
психологии.
А. Адлер: комплекс неполноценности
▪
▪
▪
▪
▪
Кроме чувства общности, врожденными являются комплекс неполноценности и стремление
к превосходству, они-то и двигают личность по пути развития.
Комплекс неполноценности порождается у ребенка вследствие того, что он испытывает на
себе влияние неблагоприятных факторов.
Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее
активность, образ мыслей и т.п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.
Пути компенсации комплекса неполноценности:
1. Развитие "социального чувства", социального интереса. Только в сотрудничестве можно
преодолеть свое чувство неполноценности и удовлетворить желание стать лучше других.
▪ Развитое "социальное чувство« проявляется в интересной работе, нормальных
межличностных отношениях и т.п.
▪ «Неразвитое социальное чувство» проявляется в преступности, алкоголизме,
наркомании и т.п.
2. Стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими:
▪ а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с
содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т.п.);
▪ б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из
способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство,
ловкачество и т.п.);
▪ в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью,
сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от
субъекта.
Признание А. Адлером роли игры в преодолении чувства неполноценности у детей положило
начало игротерапии.
5. Теории
объектных
отношений
Идеи Дж. Боулби и М. Айнсворт
▪ Теории объектных отношений объясняют, как ребенок
начинает выделять мать как объект, с которым связано
удовлетворение его желаний, и как он строит отношения с
этим объектом.
▪ Дж. Боулби считал, что для маленького ребенка самое
главное — это ненарушенная любовь матери. Благодаря ей
между ребенком и взрослым складываются отношения
привязанности.
▪ Последовательница Д. Боулби, известный детский психолог
М. Айнсворт (Эйнсуорт) определяла привязанность как
стремление к близости, при достижении которой человек
обретает чувство безопасности и покоя.
▪ В неблагоприятных условиях развития ребенком
овладевает тревога, вызванная предстоящей разлукой, все
его поведение выражает протест; он печален, он страдает.
Идеи Р. Шпица
▪ Р. Шпиц (Спиц) в своих исследованиях опирался на
эксперименты американских психологов, супругов X. и Д. Харлоу
▪ X. и Д. Харлоу проводили наблюдения за детенышами обезьян,
которые воспитывались в лабораторных условиях с
искусственными «матерями», сделанными из проволоки.
▪ От одной «матери» обезьянка получала еду, возле другой могла
согреться и успокоиться.
▪ Оказалось, что детеныши обезьяны предпочитают «теплую
мать»!
▪ Для описания отношений между матерью и ребенком Р. Шпиц
ввел понятие «аффективный диалог», которое, по его мнению,
представляет собой нечто большее, чем привязанность младенца
к матери.
▪ Аффективная взаимность побуждает младенца исследовать
окружающий мир, способствует развитию познавательных
процессов и двигательной активности.
Взгляды Д. Винникота
▪ Д. Винникотт говорил: «Нет такой вещи, как младенец».
Любые высказывания о ребенке должны быть и
высказываниями о его матери. Нельзя рассматривать
ребенка как отдельного индивида, его следует изучать в
системе диадических отношений.
▪ Привязанность младенца должна рассматриваться наряду
с эмоциональным вкладом «достаточно хорошей
матери», которая способна эффективно «зеркалить»
своего ребенка. Если мать почему-либо не в состоянии
проявлять по отношению к ребенку удовольствие и радость,
его развитие может пострадать.
▪ При разлуке с матерью ребенок использует «переходный
объект» (любимую игрушку), который позволяет ему
установить связь между прошлым и настоящим, старым и
новым, помогает успокоиться.
Идеи Х Когута
▪ X. Когут дал новое направление психоанализу. В отличие от 3.
Фрейда считал, что не вся либидонозная энергия должна
направляться во внешний мир. Какая-то часть энергии должна
сохраниться и быть направлена на развитие самости.
▪ Согласно теории самости для того, чтобы личность ребенка
развивалась нормально, необходимо удовлетворение трех его
базовых потребностей:
▪ потребности в «отражении»: ребенок ждет от родителей
ответа на вопрос: «Свет мой, зеркальце, скажи! Да всю правду
доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»;
▪ потребности в идеализации родительского образа: для
ребенка важно знать, что хотя бы один из родителей является
самым умным и сильным;
▪ потребности быть похожим на других; если она
удовлетворяется, то у ребенка развивается чувство
социальной принадлежности, своего общественного статуса.
6. Эпигенетическая
концепция
развития личности
Э. Эриксона
Э. Эриксон: основные идеи
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Эрик Эриксон (1902-1994) - наиболее яркий представитель неофрейдизма.
Создал психосоциальную теорию развития личности под влиянием конкретной культурной
среды. Основы человеческого Я он видел в социальной ориентации общества.
Признавая огромное значение детства в развитии личности, он считал, что решающим
является не способ кормления (сосет ли ребенок грудь матери), а весь стиль отношений
матери к нему, определяемый традициями общества.
Стиль воспитания формируется под влиянием общества. Общество ставит задачи
воспитания, а мать их реализует.
Развитие личности зависит от биологических процессов (вскармливания), психологического
накопления опыта и культурной организации взаимодействия людей. И этот процесс не
ограничивается ранним детством, а продолжается всю жизнь
Ввел понятие психоисторического метода – применение психоанализа к изучению развития
личности с учетом того исторического времени, в котором личность живет.
Использовал биографический метод. Изучал биографии выдающихся людей (М. Лютер, М.
Ганди, Т. Джефферсона, А. Гитлера и т.д.). В результате в психоанализ вводится два новых
понятия:
▪ Эгоидентичность - создание у субъекта чувства устойчивости и непрерывности “ я”.
Принятие себя и своей жизни с учетом изменений, которые произошли. Идентичность
позволяет ощущать себя целостным, устойчивым, несмотря на окружающие изменения.
Формирование эго идентичности проходит ряд стадий (рассмотрены на следующем
слайде).
▪ Групповая идентичность – формирование у индивида с первых дней его жизни
мировоззрения, свойственного той социальной группе, к которой он принадлежит. Если
оно формируется, он включается в жизнь общества.
Э. Эриксон: стадии развития
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Стадии жизненного пути личности Э. Эриксон представляет как выбор позиции в отношениях к людям
и к себе, определяемый взаимодействием с окружающими.
Периодизация включает в себя 8 последовательных стадий.
На каждой стадии выделяется доминирующее качество личности как результат борьбы крайних
возможностей
Каждая стадия характеризуется кризисом, являющимся моментом выбора.
Свою теорию назвал эпигенетической, т.к. по биологическому закону эпигенеза стадии
предопределены природой, но содержание каждой зависит от условий жизни.
Негативные тенденции присутствуют на каждой стадии, как и положительные, их противоречие
проявляется решением очередной жизненной задачи и включением субъекта в более широкое
социальное взаимодействие.
I. Оральная стадия - младенчество: на основе первичных «телесных влечений» складывается
базовое доверие к миру в условиях ласки и заботы или недоверие при отсутствии их.
П. Анальная стадия - ранний возраст: усвоение навыков опрятности дает ребенку чувство
самостоятельности, автономии, иначе проявляются неуверенность, сомнение, стыд.
III.
Фаллическая стадия - возраст игры: развитие активной инициативы или переживание вины за
свои желания.
Латентная стадия - школьный возраст: стремление к достижению различных умений или чувство
неумелости, неполноценности.
Подростковый возраст - осознание себя и своего места в мире, идентичность, иначе - неуверенность
в понимании своего Я, конформность, подражание всем, диффузная идентичность.
Молодость - поиск друга, интимность или изоляция, одиночество.
VII.
Зрелость - реализация творческих сил в работе и семье или косность и застой.
VIII.
Старость - интеграция, принятие жизненного пути или разочарование и отчаяние.
Стадия
развития
1. Оральносенсорная
(0—1)
Предмет конфликта
развития
Могу ли я
доверять
миру?
2. Мышечно- Могу ли я управлять
оральная
собственным
(1-3)
поведением?
3.
Локомоторн
огенитальная
(3-6)
Социальные условия
Поддержка, удовлетворение основных потребностей, Доверие к миру
преемственность
Недоверие к миру
Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность
Самостоятельность,
Разумная дозволенность, поддержка
автономия
Стыд, сомнения
Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия
Поощрение активности, наличие возможностей быть Инициатива
Могу ли я стать незавиактивным
симым от родителей и
Пассивность, вина
исследовать границы своОтсутствие возможностей, неодобрение активности
их возможностей?
Могу ли я стать
Систематическое обучение и воспитание, наличие
4.
настолько умелым, чтобы хоро-ших примеров для подража-ния
Латентная вы-жить и приПлохое обучение, отсутствие руководства и
(6-12)
способиться к миру?
поддержки
5.
Кто я? Каковы мои
Отрочество
убеждения, взгляды и
и юность
позиции?
(12-20)
6. Ранняя
зрелость
(20—25)
7. Средний
возраст
(25-65)
8. Поздняя
зрелость
(после 65)
Психосо-циальный
исход
Могу ли я полностью
отдать себя другому
человеку?
Что я могу предложить
будущим поколениям?
Доволен ли я прожитой
жизнью?
Внутренняя устойчивость и преемственность,
наличие четко определенных половых моделей для
подражания и положительная обратная связь
Неясность цели, нечеткая обратная связь,
неопределенные ожи-дания
Душевная теплота, понимание, доверие
Одиночество, остракизм
Целеустремленность, продуктивность
Обеднение личной жизни, регрессия
Чувство завершенности жизненного пути,
осуществления планов и целей, полноты и
целостности
Отсутствие завершенности, неудовлетворенность
прожитой жизнью
Компетентность,
трудолюбие
неполноценность
Результат
прогрессивного
развития
Энергия и жизненная
радость
Независимость
Целеустремленность
Овладение знаниями и
умениями
Идентичность личности
Самоопределение,
преданность и
Непризнание, смешение верность
ролей
Близость
Сотрудничество,
Изоляция
любовь
Продуктивность
застой
Творчество и заботы
Целостность личности
Мудрость
отчаяние
Теория кризисов взрослости Р. Гоулда
▪
▪
▪
▪
Потенциал развития существует на протяжении всей жизни человека.
Процесс развития в зрелости отличается от процессов развития в детстве и
юности.
Главная особенность развития в зрелом возрасте – минимальная его зависимость
от хронологического возраста, и гораздо большая обусловленность его личными
обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками и т.
д.
Р. Гоулд полагает взросление процессом отказа от детских иллюзий и ложных
предположений в пользу уверенности в своих силах и самопринятия.
Его стадии определяются теми иллюзиями, от которых отказывается человек,
переживающий данную стадию.
▪ 16 – 22 года – «я навсегда связан с родителями»;
▪ 22 – 28 лет – «успеха можно достичь, идя по пути родителей, но, если я не
добьюсь успеха, они мне помогут»;
▪ 28 – 34 года – «жизнь проста, и ею можно управлять»;
▪ 35 – 45 лет – «расцвет жизни» - люди, пережив потери и приняв конечность
собственной жизни, избавляются от детских иллюзий и потребности в
безопасности. Это собственно вершина развития и полное автономное
взрослое сознание и самопринятие.
7. Вклады
Левинсона,
Шихи, Ливехуда
Подход Д. Левинсона
▪
В жизненном цикле мужчины выделены три главные эры, каждая из которых
продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает
структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все
задачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства
мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье.
▪
▪
▪
▪
Кроме того, Левинсон выделил переходы:
▪ к ранней взрослости — 17 — 22 года; две главные задачи этого периода: сепарация
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Ранняя взрослость
Средняя взрослость
Поздняя взрослость
(отделение) от родителей и поиск своего места во взрослом обществе. Важнейшей
задачей является создание «мечты» как идеальной модели жизненной структуры
личности.
переход 30-летия — 28 — 33 года; время сомнений, неудовлетворенности, когда
карьерные цели и жизненный уклад подвергаются пересмотру.
к средней взрослости — 40—45 лет;
переход 50-летия — 50—55 лет;
переход к поздней взрослости — 60 - 65 лет.
Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели,
ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке.
Кризисы развития происходят только в случае возникновения трудностей у человека в
какой-либо из этих периодов.
Модели переживания критических периодов женщин и мужчин одинаковы.
Теория Гейл Шихи
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Все критические состояния имеют определенную тематику, ритмичность и
последовательность.
Мужчины переживают эти периоды интенсивнее и тяжелее, чем женщины.
Кризис «отрывания от родительских корней» (18- 20 лет) - стремление одинаково активно
проявить себя в идеологии, мировоззрении, сексе и будущей профессиональной
деятельности. В результате зреет желание оставить «родительское гнездо», и человек
начинает разрывать эмоциональные связи с домом, которые в этот момент его обременяют.
Искания в двадцать (20 лет) — переход к ранней взрослости. Основными задачами данного
периода являются: осознание жизненных планов, выработка индивидуальности, поиск себя,
выбор супруга и создание собственной семьи, специализация и приобретение
профессионального мастерства, окончательное осознание себя как взрослого человека.
Осознать свои тридцать (30 лет) — переход к средней взрослости. Это период наивысшей
работоспособности. Это время нормативного кризиса взрослости, который связан с
беспокойством по поводу желаемого и наличного. Кризис связан с коррекцией жизненного
плана, созданием более рациональной жизненной структуры. Человек переоценивает
прежние выборы.
«Корни и расширение» (35-45 лет). Данный период связан с решением материальных
проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальных связей.
«Обновление или покорность» (после 45-ти) - кризис середины жизни: разлад внутреннего
мира — изменение отношения к тому, что раньше для человека казалось важным. Также на
данном этапе происходит острое переживание от осознания утраты молодости.
Г. Шихи показала специфику возрастных кризисов женщин в отличие от мужчин.
Стадии жизненного пути у женщин в большей мере связаны с событиями семейной жизни:
заключением брака, появлением детей
Взгляды Бернарда Ливехуда
▪ Рассматривает жизнь человека в трех аспектах: а)
биологическом, б) психическом, в) духовном.
▪ В периодизации нельзя точно указать момент перехода
▪ Возраст 35-45 лет - своеобразная точка расходящихся путей:
▪ Один из путей — это постепенная психическая инволюция
человека в соответствии с его физической инволюцией.
▪ Другой — продолжение психической эволюции несмотря на
физическую инволюцию.
▪ Следование первому или второму пути определяется степенью
развитости в нем духовного начала.
▪ Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человека к
своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он
будет продолжать интенсивно развиваться, черпая силы из
духовного источника. В противном случае он становится «к
середине пятидесятых трагической личностью, испытывающей
грусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для
себя во всем новом».
8. Гуманистическая
теория развития
личности
А. Маслоу
▪
▪
▪
Наиболее ценное в психике – это самость, ее стремление к саморазвитию.
В отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет
взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие,
адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к
самоактуализации, которая и делает человека личностью.
Существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим
образом:
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;
потребность в безопасности – стабильность, порядок;
потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;
потребность в уважении – самоуважение, признание;
потребность в самоактуализации – развитие способностей.
Слабое место в том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой
иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации)
возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например
потребность в безопасности или любви. От чего впоследствии отказался.
Каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и
составляют сущность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осознать и
проявить в своей жизни и деятельности.
Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и
составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных.
Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и
препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность.
Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя,
самоактуализироваться.
Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к
неврозам. Исследования Маслоу показали, что невротики – это люди с неразвитой или
неосознанной потребностью в самоактуализации.
9. Гуманистическая
теория развития
личности К.
Роджерса
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, автор
клиент-центрированного подхода в психотерапии.
Ему принадлежит идея ценности и уникальности человеческой личности.
Самоактуализация - это актуализация врожденной человеку тенденции к росту и
развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть,
является, по своей природе.
Природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени
растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и
развития заложенного в человеке природного потенциала – только создать
соответствующие условия.
Главное для личности – ее собственный опыт, феноменальное поле.
Конгруэтность
–
степень
тождественности
опыта
(поля)
реальной
действительности.
Нарушение
конгруэнтности
создает
напряженность,
тревожность, невроз.
В структуре Я главное – самооценка.
Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным
состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится
самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда
остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более
действенные и приятные способы для удовлетворения биологических
потребностей.
Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации,
чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое
можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным.
10. Ш.А. Амонашвили
об особой миссии
ребенка
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
Создатель теории гуманно-личностной педагогики. Амонашвили был первым учителем-новатором, который
провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его
педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью.
Ребенок рождается с определенными задатками и с особой миссией. Это дар Бога.
Психика - часть земной природы ребенка.
Особое отношение к ребенку:
▪ это особое явление в земной жизни;
▪ носитель своего предназначения (миссии) на Земле;
▪ в нем неограниченная энергия духа.
Принципы работы с детьми:
▪ любить ребенка;
▪ очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и
равновесие;
▪ проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.
Личность учителя:
▪ уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
▪ быть деятельным оптимистом, верить в результат;
▪ обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к
жизни, быть интеллигентным.
Нет оценочной системы, унижающей достоинство ребенка.
Успехи детей не сравниваются. Ребенок соревнуется только сам с собой. При этом исчезает соперничество,
развивается взаимопомощь и взаимовыручка, радость чужим успехам.
Родители тоже выступают в качестве педагогов. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной
вседозволенности и бесконтрольности.
Родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка.
Выделяет несколько видов воспитания:
▪ стихийное — что будет, то будет;
▪ традиционное — основано на традициях семьи;
▪ идейное — на основе некоей идеи (например, коммунистическое);
▪ системное — синтез методов и систем, которые дают гармоничное развитие.
Выполните задание:
Заполните таблицу (для всех авторов и направлений, упомянутых в лекции):
Научное
направление
Автор
Основные
идеи
Методы
Основные
труды
Вклад в
науку
Литература
1. Обухова Л.Ф. Возрастная
психология. М.: Россия, 2011,
414 с.
2. Палагина Н.Н. Психология
развития и возрастная
психология. М.: Московский
психолого-социальный
институт, 2005. 288 с.
Желаю
успехов!!!