Психическое развитие человека
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Ответьте на вопрос:
1. Какие главные факторы, на ваш взгляд, определяют процесс развития? Перечислите основные теории возрастной периодизации, известные в психологии.
Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина .
Возрастная периодизация Л.С. Выготского.
Возрастная периодизация Ж. Пиаже.
Возрастная периодизация З. Фрейда.
Возрастная периодизация Э. Эриксон.
2. Опишите пример собственного или чужого педагогического успеха в формировании каких-либо умений и навыков ребенка, используя терминологию теории научения (законов, сформулированных Э. Торндайком) (при условии отсутствия опыта педагогической деятельности, пример можно придумать).
законы научения, сформулированные Э. Торндайком:
– закон готовности, предполагающий наличие у индивида готовности к подкреплению определенным видом стимула. Например, для обеспечения эффективности научения, где подкреплением является пища, животное должно быть голодным;
– закон подкрепления или эффекта, согласно которому научение происходит только при условии подкрепления новой адаптивной реакции;
– закон упражнения или повторения новой формы поведения для ее закрепления.
При формировании каких-либо навыков необходимо подкреплять
Например ребенок читает большое количество слов минуту получает синюю звезду. То есть происходит подкрепление.
Также примером является смысловое чтение. Необходимость при чтении текста приводить ассоциации, происходит осмысление текста.
3. Опишите сущность теории конвергенции двух факторов (В. Штерна).
Теория конвергенции двух факторов, представлена Вильямом Штерном (1871-1938). Он исходил из следующих рассуждений:
– при повреждении центральной нервной системы развитие существенно страдает. Следовательно, наследственные, природой данные структуры чрезвычайно важны для развития;
– при сохранной нервной системе, но в условиях социальной депревации ребенок тоже не может получить полноценного психического развития. Следовательно, социальная среда как фактор тоже чрезвычайно важна.
В. Штерн попытался преодолеть односторонность прежних теорий и сформулировал теорию двух факторов. Согласно этой теории, психическое развитие ребенка есть результат конвергенции внутренних данных – наследственности и внешних условий среды. Определение, данное Штерном, было преобразовано в выражение, широко используемое как сторонниками, так и противниками теории двух факторов – «развитие определяется Х-единицами наследственности и Y-единицами среды».
В. Штерн постулировал существование двух врожденных наследственно предопределенных целей, предполагающих наличие потребности и удовлетворяющего ее механизма, обусловливающих психическое развитие:
1. стремление к самосохранению, стабилизирующее достижения развития;
2. стремление к саморазвитию, включая физический рост и духовное созревание, которое обусловливает развитие и возникновение новых, более адаптивных и совершенных способностей.
Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям.
В. Штерн определяет закономерности развития способностей, указывает на необходимость различать задатки и свойства:
– задатки однозначно определены наследственностью, задавая верхний предел или «потолок» развития способностей человека, последние определяют потенциал развития, в пределах которого действуют воспитание и окружающая среда.
– свойства – это реализованные способности, которые приобрели благодаря самосохранению прочность.
Среда может «проявить» или затормозить развитие задатков (но «талант пробьет себе дорогу» даже при неблагоприятных условиях). Однако достигнуть большего, чем заключено в задатках, невозможно ни при каком воспитании.
Такой вывод предполагает возможность изначальной дифференциации детей в образовательной системе в зависимости от задатков, что, безусловно, наносит ущерб их психическому развитию и вступает в противоречие с Конвенцией о правах ребенка.
Темп, последовательность и содержание стадий психического развития определяется наследственностью и не может быть сколько-нибудь существенно изменен средой и воспитанием. Однако пренебрежение воспитанием может, по словам В. Штерна, значительно замедлить темп развития, приведя к тому, что не будет достигнут верхний предел развития способностей, определенный задатками.
Штерн считал, что возникновение игры обусловлено наследственно созреванием двух инстинктов, двух способностей – способности к фантазии, воображению, и инстинктом игры. По мере созревания инстинктивных способностей все дети начинают играть, но среда определяет сюжет. Таким образом, в концепции В. Штерна ведущую роль играет фактор наследственности, а среда лишь проявляет задатки как потенциальные возможности развития.
В. Штерн уделил внимание и вопросам познавательного развития, исследуя этапы развития мышления и речи, впервые провел систематическое наблюдение за процессом формирования речи. Результаты этой работы нашли отражение в книге Штерна «Язык детей» (1907). Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он первым обратил внимание на перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора лет), который связан с открытием ребенком «значения» слова, а именно того, что каждый предмет имеет свое название; выделил основные тенденции речевого развития – переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению.
4. Раскройте основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским.
Закон сложной организации развития во времени. Детское развитие имеет свой ритм, не совпадающий с ритмом времени. Темпы развития различны в разные возрастные периоды: чем младше ребенок, тем темпы развития выше, чем старше – тем ниже.
Закон неравномерности (диспропорциональности) развития. При любых, даже самых оптимальных условиях обучения и воспитания, различные психические функции и свойства не находятся на одном и том же уровне развития, поскольку, видимо, существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности. Их называют сензитивными периодами. Различные психические функции имеют свои сензитивные (наиболее благоприятные) периоды развития.
Так, сензитивным периодом для развития речи является раннее детство, для усвоения второго языка – возраст 4-5 лет, для развития движений наиболее благоприятными являются дошкольное детство и подростковый возраст. Сказанное означает, что внимание на соответствующую функцию и работа с ней в сензитивный период с высокой вероятностью гарантируют ее эффективное развитие, и наоборот, – потерянные возможности развития могут оказаться необратимыми.
– Закон метаморфозы. Детское развитие есть цепь качественных преобразований: растущий ребенок имеет психику, качественно отличающуюся от взрослой; переход от одной возрастной ступени к другой обеспечивает ему иное, взрослое качество психических процессов, действий и состояний.
– Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции, присваиваемые ребенком, фигурируют сперва как функции между людьми (интерпсихические), затем – как собственные психические функции (интрапсихические).
5. Напишите краткое эссе: Цели изучения развития личности в возрастной и педагогической психологии.
Психологическое развитие человека в течение жизни претерпевает ряд периодов, последовательные изменения которых необратимы и непредвиденны. Каждый период (возраст) - это своеобразная степень психологического развития, с присущими для него, относительно стойкими, качественными особенностями.
Прежде чем рассматривать цели, необходимо дать определения наук.
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Педагогическая психология – это отрасль психологической науки, созданная для изучения механизмов и закономерностей процессов усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде. Она исследует процессы овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого самостоятельного активного мышления, а также те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания.
Цели естественно вытекают из проблем.
Основными проблемами возрастной психологии, определяющими предмет и задачи исследования, выступают:
– проблема факторов психического развития человека;
– проблема выделения критериев развития;
– проблема определения методов изучения особенностей развития;
– проблема соотношения умственных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка;
– проблема педагогической фасилитации процесса развития.
Перед возрастной психологией стоят следующие цели:
1) теоретические:
– методологический анализ теорий психического развития;
– изучение истории и закономерностей развития возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологического знания, изучение связи педагогической психологии с различными отраслями психологии и другими науками;
– разработка концепции психологического развития личности в онтогенезе, определение источников, механизмов и движущих сил развития на протяжении жизни человека, с учетом изменяющихся условий жизнедеятельности;
– выделение и описание психологических особенностей возрастных стадий, вошедших в периодизацию, раскрытие закономерностей динамики детского развития;
– определение возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности;
2) практические:
– разработка современных методов исследования и развития психических процессов и свойств растущего человека;
– создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка;
– организация оптимальных форм детской деятельности и общения;
– осуществление психологической помощи личности в периоды возрастных кризисов.
Основные теоретические и практические цели педагогической психологии:
1) теоретические:
– методологический анализ психолого-педагогических теорий;
– изучение истории и закономерностей развития педагогической психологии как самостоятельной отрасли психологического знания, изучение связи педагогической психологии с различными отраслями психологии и другими науками;
– раскрытие психологического содержания процессов обучения и воспитания;
– исследование механизмов и закономерностей, возрастных и индивидуальных различий в процессах усвоения знаний, умений и навыков, а также психосоциального развития личности в образовательной среде;
– изучение связи между особенностями психического развития личности и характером содержания, формами организации, методами и средствами образовательной деятельности;
– изучения связи между характером психосоциального развития личности и содержанием, формами, методами и средствами воспитательного воздействия;
– изучение мотивации учения;
– изучение психологических основ педагогической деятельности.
2) практические:
– изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления;
– разработка психологических основ совершенствования образовательного процесса на всех уровнях деятельности образовательной системы;
– определение критериев усвоения знаний, сформированности умений и навыков, а также критериев и методов когнитивного и психосоциального развития учащихся в образовательном процессе;
– определение особенностей управления учебной деятельностью, влияние этих процессов на когнитивное и психосоциальное развитие учащихся, в том числе с особенностями психического развития, разными образовательными потребностями;
– исследование индивидуально-психологических и профессиональных качеств педагога, мотивации его педагогической деятельности;
– создание психологически безопасной образовательной среды, такого психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (обучающихся, педагогов, родителей).