Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Проверка и оценка результатов обучения

  • 👀 1722 просмотра
  • 📌 1668 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Проверка и оценка результатов обучения» pdf
Лекция 4 Проверка и оценка результатов обучения Проверка образовательно-воспитательных результатов - обязательное условие и важнейший фактор эффективности обучения. Она необходима и для учителя. Правильно поставленный контроль имеет огромное воспитательное значение. Он приучает школьников добровольно и регулярно выполнять учебную работу на уроке и дома, вызывает стремление сделать её лучше. С помощью проверки учитель не только стимулирует деятельность учащихся, совершенствует воспитательную работу, но и руководит учебным процессом. Какими критериями руководствуется учитель при выявлении знаний? Ответ учащегося учитель будет считать полным, если тот смог: а)раскрыть общий ход события, явления, ясно определить его генеральную линию; б)глубоко раскрыть причинно-следственные связи, оценочные моменты, закономерности развития; в)определить хронологические рамки событий и территорию, на которой оно протекает и т.д. При проверке знаний выявляется не только содержание изученного учащимися материала, но и их способность и умения самостоятельно объяснять исторические явления, самостоятельно приобретать знания из различных источников и воспроизводить их применительно к различным проблемам. Это значит, при проверке знаний выявляются умения оперировать этими знаниями. Ведь оперирование знаниями, в особенности, обобщенными, требует применения умений. Опрос не может и не должен быть только средством контроля и учёта успеваемости, опрос имеет важное обучающее значение. Учитель добивается устранения пробелов в знаниях (здесь важно выявить, индивидуальные это пробелы или они свойственны и другим учащимся), обучает учащихся приёмам умственной и практической работы. Отвечая на вопросы, учащиеся овладевают умениями связно и точно выражать свои мысли, работать с картой и т.д. Наконец, справедливо и точно оценить ответ тоже очень важно, но и трудно. Организуя проверку знаний, учителя и методисты считают чрезвычайно важным обеспечить при этом коллективную роботу учащихся. Каковы же условия, которые могут обеспечить коллективный и успешный характер проверки? Основные требования к нему можно свести к следующему: а) в проверке должно быть использовано многообразие приёмов; б) проверка должна быть частой; в) в процессе проверки знаний должна соблюдаться методика спрашивания; г) опрос по текущему материалу должен быть тесно связан с повторением ранее изученного и т.д. В опросе особенно остро проявляется противоречие, присущее классно-урочной системе обучения: между индивидуальным усвоением учащегося и коллективными формами работы класса. Учителю нужно выявить знания отдельного ученика. Он спрашивает его, учитывая индивидуальные особенности. Но если заняться только этим учеником, класс выключится из работы, нарушится дисциплина. А ведь учителю нужно выявить и общий уровень знаний класса, следовательно, спросить многих учащихся. На этом трудности не кончаются. Как всегда в педагогическом деле, нет единого рецепта для преодоления трудностей опроса. Однако практика выработала ряд правил, соблюдая которые учитель может рассчитывать на успех. Главное - в полном владении материалом, по которому идет опрос. Без этого непременного условия учитель может запутаться сам и запутать учеников. Поэтому первое правило, залог успешного опроса - свободное владение материалом научными понятиями в объёме намного более широком, чем в школьном учебнике. Отсюда следует, что подготовка к опросу еще белее важна, чем к изложению нового материала. В подготовку опроса входит и формулирование вопросов. 1 Характер вопросов зависит: а)от особенностей изучаемого материала б)от целевой установки урока. Опрос, проводимый в начале урока, содержит вопросы и задания по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливающие учеников к восприятию нового материала. Желательно, чтобы проверка носила тематический характер, например, по развитию какойлибо проблемы. Учитель отбирает для проверки материала, значимый по содержанию и сложный по усвоению. Формулировка вопроса должна быть простой и точной, понятной детям. При организации проверки знаний слабоуспевающих полезен многократный ответ учащегося по одному и тому же материалу. Выслушав ответ, учитель указывает на его недостатки и заставляет учащегося подготовить урок вторично, в 3-й раз. Это позволяет самому ученику сравнить ответы и научиться готовить домашнее задание, Рекомендуется обращаться к учащимся преимущественно с вопросами, требующими размышления, сообразительности, умения применять теоретические знания. Для возбуждения активности мысли учащихся вопросы можно задавать в форме, неожиданной для них. Однако недопустимы вопросы, провоцирующие ложный ответ, толкающие мысль учеников по неверному пути. Важнейшим условием успешного контроля знаний учащихся является хорошая методика самой проверки, правильное использование ее приемов. Только правильное использование и умелое сочетание всех видов и приемов проверки обеспечивает ее высокие качества и осуществление всех свойственных ей функций, Известно, что учитель на различных уроках располагает то большим, то меньшим временем, которое можно отвести на проверку. И если он не знает, какие приемы занимают меньше времени /вопросы и ответы на них/ позволяют при проверке отобрать из материала нужное и отбросить лишнее и другие /рассказ/ не позволяют этого. Приемы проверки отнюдь не безразличны к содержанию спрашиваемого материала. Одни яснее всего выделяют общий ход события /план/, другие показывают, описывают его целостно, образно, красочно, в подробностях /рассказ/, третьи всего глубже и яснее раскрывают причинно-следственные связи событий /вопросы и ответы на них, таблицы/, Виды опроса многообразны: индивидуальный опрос с вызовом ученика к доске, фронтальный, «уплотненный» и др. У каждого вида есть свои достоинства и недостатки. Учитель использует тот вид опроса, который лучше отвечает задаче урока» Но непременное условие - втягивать в работу весь класс. Это достигается такими простыми приемами, как обращение к классу с просьбой исправить ошибку, дополнить, прорецензировать ответ и т.д. Совсем нехитрый прием, но весьма действенный: задать вопрос всему классу, выждать некоторое время, а потом уже вызвать ученика. Хорошее средство активизировать мыслительную деятельность всех учащихся класса - дискуссия. Но от учителя она требует известных усилий: нужно ее тактично направлять, чтобы не получилось пустого спора по несущественным вопросам, уклонений в сторону, лишнего шума. Единственный недостаток этого метода - он требует много времени. Поэтому не стоит дискутировать по каждому поводу. Однако, если дискуссия возникла по важной проблеме и вызвала большой интерес класса, учителю надо проявить гибкость, внести изменения в схему урока, от чего -то отказаться /задать часть нового материала на дом для самостоятельной проработки. Учителю необходимо выработать в себе умение слушать учащихся. Бывают случаи, когда отвечает ученик, а учитель сосредоточенно смотрит куда-то, что-то пишет или сидит с отсутствующим видом. Такому учителю отвечать не интересно. По-разному приемы проверки влияют на восприятие учащихся класса. Ответ на вопрос связан только со слуховым восприятием, разбор таблицы, написанной на доске, со слуховым и зрительным восприятием, рассказ и его разбор - со слуховым, и если учащиеся записывают замечания, - то со зрительным и кинестезией /двигательное восприятие/. 2 Если учащимся поручается рассказать всю тему или составить на доске план ее изложения, то он обладает наибольшей самостоятельностью, инициативой в раскрытии темы. Вопросы же учителя ограничивают самостоятельность, определяя направления ответа. Приемы фронтальной проверки показывают главным образом общий уровень подготовки, выявляют тех, кто не знает материал и активно побуждают к учению всех учащихся класса. Другие приемы /рассказ, таблица/ позволяют проверять глубину знаний вызванного, но оставляют учителя в неведении относительно знаний всего класса. На практике применяются и оправдали себя следующие приемы текущей проверки. 4. Познавательная работа учащихся при проверке во многом зависит от поведения учителя и его подхода к оценке их знаний. Учитель, если он стремится к организации активной познавательной деятельности учащихся при проверке, обязан: а/ внимательно слушать ответы учащихся: не отвлекаться, замечать существенные недостатки в ответах и исправлять их; б/ вести себя спокойно, ровно, не перебивать учащихся без необходимости; в/ объективно оценивать знания учащихся, исключить при этом наличие "любимых", "симпатичных" и "нелюбимых", "недисциплинированных" учеников. Не практиковать "дисциплинарных двоек" и т.д. Кроме этих объективных суждений при оценке знаний учитель оперирует и субъективными: например, учитывает слух, зрение учащегося, развитие его внимания и памяти, наличие "зазубривания" материала, развитие речи данного ученика и т.д. Знания учащихся оцениваются не только при ответах по домашнему заданию, но также в ходе изучения и закрепления нового материала. При выставлении отметок по совокупности учитываются активность и самостоятельность школьников, Журнальная отметка выражает общественную оценку знаний, позволяет легко и быстро сравнить и учитывать знания. Выставление четвертных, а также годовых и итоговых отметок по истории не может представлять цифровых комбинаций, регламентированных универсальными и во всех случаях обязательными правилами. Выставление отметок должно проводится на основе конкретной оценки знаний с учетом условий педагогического процесса. Требование принципа систематичности состоит в необходимости осуществления диагностического контроля на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического использования. Систематичность заключается в том, что регулярном диагностированию подвергаются все ученики с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять так часто, чтобы надежно проверить все то важное, что необходимо знать и уметь ученикам. Принцип систематичности требует комплексного подхода к осуществлению диагностики, при котором различные формы, методы и средства контроля, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единства, подчиняясь одной цели. Такой подход позволяет избежать универсальности отдельных методов и средств диагностирования. Принцип наглядности (гласности) заключается в проведении открытых испытаний всех учеников по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого ученика устанавливается в процессе диагностирования, имеет наглядный, сравнительный характер. Принцип гласности означает также объявления и мотивацию оценок. Оценка - это ориентир, по которому ученики определяют стандарты требований к ним, а также объективность педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов дидактических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов. 3 Различные ученики работают по-разному, имеют неодинаковые способности. Значительными отличиями характеризуется и работа учителей. Все это обусловливает результаты обучения. Поэтому должна быть и более или менее разветвленная градация оценок успеваемости. Иными словами, нужно, чтобы оценки были в должной мере дифференцированы. Диагностирование должно быть индивидуальным. Проверять надо знания, умения и навыки каждого ученика. При проверке следует учитывать индивидуальные особенности учащихся: их темперамент, характер, способности, склонности, интересы, потребности, мотивы, особенности психических функций - мышления и речи, памяти, внимания, представления, эмоций, воли. Требовательность учителя к оценке работы ученика - обязательное условие высокого качества обучения. Завышение оценок, очковтирательство большое зло. Либерализм учителя неизбежно наносит большой вред моральному воспитанию учащихся, порождает несерьезное, безразличное и безответственное отношение их к обучению. Ученики ценят и любят требовательных учителей (не только требуют, но и хорошо учат) и, наоборот, не уважают учителей, которые ставят незаслуженные оценки. Учитель должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учеником работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять ученикам, почему и за что оценка им выставлена. Образовательная функция заключается в том, что учитель систематически следит за учебной деятельностью учащихся, оказывает результаты этой деятельности и корректирует ее. Воспитательная функция заключается в том, что систематический контроль и оценка успешности способствуют воспитанию у учащихся сознательной дисциплины, настойчивости в работе, трудолюбия, чувства ответственности, долга; привлечение учащихся к взаимоконтролю способствует формированию у них принципиальности, справедливости, коллективизма, взаимоуважения. Развивающая функция предполагает, что обоснование оценки учителем, самооценки и взаимооценки способствует развитию у учащихся логического мышления, в частности, умение анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования и конкретизации, классификации и систематизации; в процессе контроля развивается память, совершенствуется мыслительная деятельность, речь и т. Диагностическая функция заключается в том, что учитель проявляет успехи и недостатки в знаниях, умениях и навыках, выясняет их причины и определяет меры по повышению качества обучения, предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Стимулирующая функция предполагает, что хорошо мотивирована и справедливая оценка успеваемости учащихся является важным импульсом (стимулом) в учебном труде, который перерастает в устойчивый мотив долга и ответственности. Управленческая функция заключается в том, что на основе контроля учитель получает информацию о состоянии успеваемости, успехи и недостатки каждого ученика и это позволяет ему правильно скорректировать работу ученика и собственную деятельность - изменить методику преподавания, усовершенствовать организацию обучения школьников. Все функции взаимосвязаны и имеют комплексный характер. По месту в учебном процессе различают следующие виды контроля: 1) предварительный, который осуществляется перед изучением нового материала и предполагает выявление качестве опорных знаний, умений и навыков с целью их актуализации и коррекции, установление необходимых предметных и межпредметных связей; 4 2) беглый (текущий)контроль, осуществляемый в процессе изучения нового материала и имеет своей задачей выявить качество усвоения учащимися знаний, умений и навыков с целью их коррекции 3) периодический или тематический, который осуществляется после изучения разделов программы и имеет своей задачей проверку, оценку и коррекцию усвоения определенной системы знаний, умений и навыков; 4) итоговый, который осуществляется в конце учебной четверти с целью учета успеваемости учащихся за данный период; 5) заключительный, который осуществляется в конце учебного года с целью учета успеваемости каждого ученика в год. Особенно важным видом контроля являются экзамены (переводные и выпускные). Важное значение для науки представляет вопрос о содержании контроля, который проверяется в обучении. В отечественной педагогике считается, что проверке подлежат знания, умения и навыки учащихся. Они описываются как на общих дидактическом, надпредметном уровне, так и на уровне предмета, обычно в виде материалов в программу и предмета. В западной педагогике результаты проверки обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные задачи обучения. В этом направлении направлены усилия современной отечественной педагогики. Одна из ее проблем заключается в том, чтобы задачи обучения, они же результаты, подлежащих проверке, формулировать в терминах поведения, имеющихся действиях учеников. Считается, что может быть зафиксировано их наличие, выявленные в том или ином виде. Они могут быть измерены, то есть может быть установлен уровень сформированности знаний. С 50-х годов XX века осуществляется разработка таксономии задач обучения (Б.Блюм) именно на основе такого подхода: определены задачи позволяют объективно выявить и оценить степень их достижения. В когнитивной области Б.Блюм предложил такие степени задач обучения: ученик знает, понимает, анализирует, усложняет и оценивает. Эти действия ученика и подлежат проверке. Языком отечественной дидактики это означает, что проверяется запоминание и воспроизведение учебного материала, умение выполнять различные действия с ним: говорить на иностранном языке, писать сочинение, решать задачи, выполнять лабораторную работу и др. Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и психологическое развитие учащихся. Поскольку школа не только формирует знания, но и воспитывает и развивает, то требуется проверка школьных достижений и в этих направлениях. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умение использовать знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы. Содержанием школьного контроля также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение. Однако, во-первых, эти социальные и психологические результаты обучения очень трудно обнаружить, тем более измерить, и, во-вторых, выявление некоторых социальных качеств личности в рамках проверки результатов обучения может расцениваться как покушение на свободу взглядов, как вмешательство во внутренний мир ученика. Перед педагогикой стоит проблема всесторонней проверки и оценки результатов обучения в когнитивной, социальной и психологической сферах. Используемая литература Учебные пособия 1. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие. Издательство: ЮнитиДана, 2012 г.http://www.knigafund.ru/ 2. Педагогика : краткий курс. Москва: Издательство «Рипол-Классик», 2013. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480880 3. Вербицкий А.А. Педагогика и психология образования. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия "Педагогика и психология". 2016. № 1. Москва: Московский 5 педагогический государственный университет, 2016. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447806 Методическая литература 1. Жегульская Ю.В. История педагогики и образования. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=274208 2. Подласый И.П.Педагогика:учебник для бакалавров.–М.:Юрайт,2012.–574с. Рек. УМО 3. Новиков А.М. Основания педагогики.- М.: Эгвес, 2011.-208с. 4. Педагогика: учебн./ Крившенко Л.П. – М.: Проспект, 2012. – 432с.Доп.МО 5. Г.Н. Жуков Общая и профессиональная педагогика: Учебник. М.: Инфра-М, 2013. – 448 с. Рек. ФГАУ ФИРО 6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 744с. 7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник / Гогоберидзе А.Г.. – СПб.: Питер, 2014. – 464с. Интернет- ресурсы. 1. Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты. –URL: http://www.edu.ru/ 2. Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию. URL: www.ed.gov.ru 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. –URL:www.schoolcollection.edu.ru 4. Сайт Федерального института педагогических измерений–URL:http://www.fipi.ru/ 6
«Проверка и оценка результатов обучения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot
AI Assistant