Производственный экологический контроль в области водоотведения
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
Высшая школа технологии и энергетики
Курс: Природоохранная деятельность
предприятий
Тема: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
(контроль систем водообеспечения )
Дягилева А.Б. , профессор, д.х.н.
Санкт-Петербург
2020
Общие принципы ПЭК и его метрологическое
обеспечение ИТС 22.1.-2016
Справочник НДТ имеет межотраслевой, сквозной
характер(горизонтальны ) и распространяется на все виды
деятельности, приведенные в Поэтапном графике создания в
2015 - 2017 гг. справочников наилучших доступных
технологий, утвержденном распоряжением Правительства
Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 2178-р.
д/з ознакомиться с материалом справочника и подготовиться к
промежуточной аттестации в виде тестирования в рамках учебного модуля.
Производственный экологический контроль в
области водоотведения
Объектами производственного контроля являются:
• сточные воды, природные воды (до и после выпуска и в месте
сброса сточных вод),
• работа очистных сооружений;
• вода из подземных горизонтов;
• технологические процессы производства в части соблюдения
технологических параметров, влияющих на сбросы загрязняющих
веществ в водные объекты;
• Дренажные воды;
• Донные отложения в зоне водовыпуска до контрольного створа.
Порядок проведения производственного экологического контроля определяется
планами-графиками, которые утверждаются руководством предприятия по
согласованию со специально уполномоченными территориальными органами в
области охраны окружающей среды.
Планы-графики контроля
• Они составляются для каждого вида контролируемых сред:
выбросы в атмосферный воздух, атмосферный воздух на границе
СЗЗ, СВ на выпусках в горколлектор и ВО, природная вода, почва,
эффективность очистки выбросов и сбросов, отходы, иные
контролируемые объекты – в зависимости от специфики
предприятия.
• Формы планов-графиков рекомендуются федеральными и/или
отраслевыми документами.
• Количество контролируемых веществ и показателей,
периодичность и достоверность измерений (показатели
погрешности) определяются в соответствии с целями этого
контроля. (отражаются в декларации)
Сведения, включаемые в план-график
• ситуационный план предприятия с указанием точек пробоотбора
(измерений);
• сведения (по каждой точке) о способах и технике пробоотбора,
периодичности пробоотбора (или автоматических измерений),
• о контролируемых веществах и показателях, об усреднении,
консервации, условиях хранения проб, методиках анализа,
измерений, тестирования; указания о подразделениях и
организациях, выполняющих пробоотбор и анализ с отметкой об
их аттестации
• Уточнять согласно требованиям ПРИКАЗ от 28 февраля 2018 года N 74
«Об утверждении требований к содержанию программы производственного
экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об
организации и о результатах осуществления производственного
экологического контроля»
Полнота сведений о составе и свойствах
контролируемых сред и объектов,
декларируемых в материалах, представляемых
на согласование с план-графиком, должна быть
подтверждена
данными инвентаризации источников
загрязнения (обзорный химический анализ,
баланс веществ по технологической схеме),
документацией на материалы, сырье, реагенты,
препараты (сведения о государственной регистрации,
наличие нормативов содержания в объектах
окружающей среды, паспорт безопасности).
МПР и Э РФ Приказ от 8.07.2009 № 205
• Порядок ведения собственниками водных объектов и
водопользователями учета объема забора (изъятия)
водных ресурсов из водных объектов и объема сброса
сточных вод (СВ)и (или) дренажных вод (ДВ), их
качества
Определяет последовательность действий собственников
водных объектов и водопользователей при ведении
ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из
водных объектов и объема сброса СВ и ДВ, их качеств, а
также представлениея сведений такого учета.
• Для организации учета объема забора водных ресурсов
составляется СХЕМА водопотребления и водоотведения,
представляющая информацию о размещении мест
забора и сброса СВ и ДВ, количестве и качестве этих
вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного
использования, а также передачи воды потребителям.
• Схема подлежит согласованию
территориальным органам ФАВР в 15-дневный
срок.
• При использовании подземных вод Схема подлежит
согласованию с территориальными органами ФА по
недропользованию
Схема выполняется в графическом виде с
приложением пояснительной записки
• Ситуационный план местности с привязкой территории
эксплуатирующей организации к водному объекту,
используемому для забора и сброса СВ и ДВ с указанием:
• Наименование водного объекта – водоисточника и
водоприемника;
• Мест размещения забора и сброса с их нумерацией;
• План территории организации, эксплуатирующих ВЗ и ВС
сооружения, с наложением сетей водоснабжения,
водоотведения и ливневой канализации с указанием:
• Мест установки средств измерений для учета количества
забираемых и сбрасываемых вод;
• Мест размещения ОС
Схема лабораторно-технологического контроля
сточных и оборотных вод предприятий
Основной целью осуществления контроля состава и свойств
сточных вод, отводимых абонентами (предприятиями) в
системы канализации города, является проверка соблюдения
установленных нормативов водоотведения по качеству, а также
временных условий приема (ВУП) загрязняющих веществ.
• Контроль состава и свойств сточных вод абонентов включает:
Отбор проб сточных вод;
Доставку отобранных проб в аналитические лаборатории;
Аналитическое измерение состава и свойств сточных вод;
Оформление необходимой документации.
Для того, чтобы обеспечить нормативы сброса, необходимо по стадиям
технологического процесса обеспечить требуемые (проектные) диапазоны
концентраций веществ, изъятие которых позволяет регулировать процесс в заданных
режимах или отрабатывать мероприятия по интенсификации конкретных процессов,
оценить их эффективность как по стадиям, как и по системе в целом.
Схема лабораторно-технологического контроля включает:
• Схему водоотведения с указанием пронумерованных
точек контроля
1
2
3
4
5
6
кр
•
•
•
Таблицу, в графы которой вносят следующие сведенья, которые позволяют
правильно организовать процесс эксплуатации водоочистных сооружений.
Далее приведены различные точки контроля.
Эти точки закладываются и организуются для отбора проб на стадии
проектирования системы очистки! Это необходимо предусмотреть при
выполнении РГР по курсу ОППС и ВКР, как стадию контроля при
эксплуатации сооружения защиты ОС.
Очистка коммунальных СВ (г.Байкальск)
1
6
отбросы
2
4
7
3
9
5
8
10
11
12
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
СТОЧНЫХ ВОД ПИВОВАРЕННОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Сточные воды пивоваренной
промышленности имеют в своем
составе трудноокисляемые
органические загрязнения. Поэтому с
целью сокращения площадей,
необходимых ля размещения
биологических очистных сооружений,
применяют технологию мембранного
биореактора.
Кизельгур и дрожжи, используемые в пивоварении, резко повышают нагрузку на очистные
сооружения. Поэтому рекомендуется производить их утилизацию без сброса в систему канализации
(использование пресс-фильтров, автолизаторов, термообжиг и т.п. и подготавливаться и
реализовываться в виде новых продуктов.
Д/з Эту схему или ниже приведенную можно рассмотреть, как вариант раздаточного
материала при сдаче экзамена, для которой необходимо предложить карту
технологического контроля процесса и ПЭК при выпуске воды в видеоисточники
различной категории
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
СТОЧНЫХ ВОД МОЛОЧНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Ввиду возможных значительных колебаний рН
исходных сточных вод молочной промышленности,
вызванных особенностями технологии
производства и широким разнообразием реагентов,
применяемых в процессе моек оборудования,
требуется коррекция рН.
Для этого в составе очистных сооружений
предусматриваются дополнительные реагентные
хозяйства, позволяющие вводить в поток растворы
кислоты и щелочи.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЧИСТКИ применяемого оборудования,
можно оценить по остаточным концентрациям отдельных
веществ по стадиям процесса.
Остаточные концентрации , %
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
Вход
Решетка 16мм
Жироуловитель
Усреднитель
Напорный флотатор Аэротенк с блоком
доочистки
Наименование сооружений
Взвешенные
ХПК
БПК
Жиры
• Эффективность очистки оценивается степенью удаления загрязняющих веществ на каждой стадии очистки.
• На графике видно, что не все вещества удаляются равномерно на разных видах оборудования.
Оценка эффективности и методы ее определения для водоочистных устройств (ГОСТ Р
51871-2002).(на примере одного компонента применительно к выбранной схеме очистки
подготовить алгоритм ответа по оценки эффективности к экзамену)
НДТ по очистке стоков гальваники
(мероприятие по снижению концентрации металлов в сточной воде)
Здесь необходимо
предусмотреть
непрерывный
автоматический контроль
Номер
точки
контроля
Место
контроля
Схема контроля
Контролируемы
е показатели
Вид
контроля
Частота
контроля
Методика анализа или
технические
характеристики
приборов
прим
1
2
3
4
5
6
7
•Место контроля,(время отбора проб) где указывается точные координаты точки отбора
пробы, например, сборная камера после песколовки, на истечении трубопровода СВ
химического завода; на прямолинейном участке на расстоянии 3 м от лотка
канализационного колодца и т д.
Точки контроля необходимо выбирать в местах наилучшего смешения воды
(различные камеры), на линейных участках лотков и каналов , на истечении из труб, в
крайнем случае в смотровых колодцах.
•Контролируемые показатели. Для каждой точки выделяется перечень
контролируемых показателей в соответствии с утвержденным допустимым сбросом или
по ИТС по определённым отраслям . В промежуточных точках между технологическими
циклами выделяются репрезентативные (наиболее показательные для данного
процесса) показатели, по которым целесообразно вести контроль, например, рН,
взвешенные вещества, ХПК, солесодержание, цветность и т.д.
Вид контроля может быть непрерывный и периодический. Непрерывный следует
обеспечить по следующим показателям: рН, температура, расход и ряд компонентов.
Возможен непрерывный контроль по показателям ХПК, взвешенные вещества, общее
солесодержание, концентрация растворенного кислорода. Этот вид контроля сегодня
является предпочтительным (смотри материал Модуля 4 обеспечение контроля)
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
При периодическом контроле целесообразно обеспечить среднесуточные пробы в точках
сброса СВ, при приеме стоков от других предприятий, передаваемых на договорной основе с
указанием нормируемых загрязняющих веществ (здесь очень важно обеспечить контроль и
автоматизировать подачу воды); желательно для технологических целей обеспечить контроль на
входе в очистные сооружения. В остальных точках можно ограничится разовыми пробами (для
мелких до 50 тыс. м3/сут и средних до 500 тыс м3/сут по расходу воды). Для крупных,
стратегических предприятий (расход более 500тыс.м3/сут) применяются только среднесуточные
пробы.
Частота контроля .Частота периодического контроля зависит от расхода СВ и затрат на анализ
данных примесей (дорогие анализы делаются реже).
Для малых расходов: дешевые показатели (взвешенные вещества, сухой и прокаленный остаток)
– делают 1 раз в неделю, средние по стоимости показатели (ХПК, БПК, азот, фосфор, хлориды,
сульфаты, солесодержание) – делают 1 раз в месяц; дорогие (фенол, тяжелые металлы,
нефтепродукты ) приблизительно раз в квартал.
Для средних расходов: дешевые показатели делают 1 раз в 2 дня, средние – 1 раз в декаду,
дорогие – 1 раз в месяц.
Для больших расходов: дешевые – ежедневно, средние – ежедневно или как минимум 2 раза в
неделю, дорогие – еженедельно.
Измерение расхода производится непрерывно
в лотках – измерительными лотками Вентури (малые и средние расходы) и Поршаля (средние и
большие расходы)
в напорных трубопроводах с помощью электромеханических и ультразвуковых расходомеров.
Эти требования отражены в правилах организации контроля.
Следует отметить, что методика контроля, обеспеченность этого контроля обязательно
прописывается в программе контроля.
В схему контроля входит мониторинг водных объектов в зоне действия предприятия согласно
ПМПР от 07.10.2013 N 433 « ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
МОНИТОРИНГА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В ЧАСТИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОСТОЯНИЕМ ДНА, БЕРЕГОВ, СОСТОЯНИЕМ И РЕЖИМОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ИЗМЕНЕНИЯМИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ ИХ
ЧАСТЕЙ"
Лабораторный контроль качества на предприятии
Руководство по «качеству» должно содержать описание действующей
в лаборатории системы обеспечения качества и предусматривать
следующие разделы:
В «паспорте аккредитованной лаборатории» представлены следующие сведения:
Осуществление лабораторного контроля на предприятии
• Приказ Минтруда России от 01.09.2017 N 655
"Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по отмене и
актуализации обязательных требований в сфере соблюдения трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права« (для группы 843)
• Утвержден план мероприятий по отмене и актуализации обязательных
требований в сфере соблюдения трудового законодательства
• План включает в себя, в числе прочего:
•
•
•
подготовку предложений по внесению изменений в Стандарт безопасности труда
"Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами,
утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н;
подготовку Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ,
при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и
периодические медицинские осмотры (обследования);
разработку законопроекта "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права)".
• сведения, получаемые при проведении должностными лицами
Россельхознадзора мероприятий по контролю без взаимодействия с
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и
гражданами, являющимися правообладателями земельных участков.
• Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных
участков, будут осуществляться в зависимости от присвоенной категории риска
со следующей периодичностью:
• для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще
чем один раз в 3 года;
• для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще
чем один раз в 5 лет.
• Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных
участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
• В приложении приводятся критерии отнесения земельных участков из
земель сельскохозяйственного назначения к определенной категории риска.
Документы для реализации модернизации
предприятий на основе сбалансированной
природоохранной деятельности
(Д/З для обязательной проработки к тестированию и экзамену ) :
• Приказ Минприроды России от 28.03.2018 N 74
Об утверждении требований к содержанию программы
производственного экологического контроля, порядка и сроков
представления отчета об организации и о результатах
осуществления производственного экологического контроля
• Приказ Минприроды России от 17.12.2018 N 666
"Об утверждении правил разработки программы повышения
экологической эффективности»
• Приказ Минприроды России от 17.12.2018 N 667
"Об утверждении правил разработки плана мероприятий по
охране окружающей среды"
ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (ПМПР №666)
• Программа в обязательном порядке разрабатывается при невозможности
соблюдения технологических нормативов, а также нормативов допустимых
выбросов и (или) нормативов допустимых сбросов высокотоксичных
веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами
(веществ I, II класса опасности) на период поэтапного достижения указанных
нормативов юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем,
осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II
категории в ходе подготовки заявки на получение комплексного
экологического разрешения (далее - природопользователи).
• Программа разрабатывается по результатам проведения
сравнительного анализа применения на объекте, оказывающем
негативное воздействие на окружающую среду, (далее - объект)
технологических процессов, оборудования, технических способов,
методов наилучшим доступным технологиям, описанным в
соответствующих информационно-технических справочниках по
наилучшим доступным технологиям, а также сопоставления
нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов
высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными,
мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) с
фактическими величинами выбросов указанных загрязняющих
веществ, сбросов указанных загрязняющих веществ.
Обосновывающие материалы к Программе
повышения экологической эффективности :
а) общие сведения о производствах и т.д.
б) результаты анализа технологических процессов и оборудования, их
негативного воздействия на компоненты окружающей среды и
объекта в целом
в) обоснование выбора мероприятий включенных в Программу;
• г) обоснование сроков реализации включенных в Программу
мероприятий, их этапов;
• д) иные сведения и документы, которые природопользователь
считает необходимым представить в качестве обосновывающих
материалов к Программе (отчеты о научных исследованиях,
описание результатов проведенных научно-исследовательских
работ, сведения об аналогах, математические доказательства,
формулы и расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных,
заключения экспертиз, аудитов, данные статистической отчетности
и другие материалы);
Приказ Минприроды России от 17.12.2018 N 667
"Об утверждении правил разработки плана
мероприятий по охране окружающей среды"
В план мероприятий по охране окружающей среды
включаются мероприятия, в отношении которых
осуществляется государственная поддержка
деятельности по внедрению наилучших доступных
технологий и иных мероприятий.
Не подлежат включению в план мероприятий по
охране окружающей среды, мероприятия,
направленные на обеспечение эксплуатации
зданий, сооружений, оборудования, устройств
природоохранного значения.
Планы мероприятий разрабатываются на срок до 7
лет и не подлежит продлению.
Мероприятия включают:
мероприятия по снижению сбросов – строительство (включая
проектирование) новых, реконструкцию, модернизацию и техническое
перевооружение действующих систем оборотного и бессточного
водоснабжения, систем оборотного и повторно-последовательного
водоснабжения, централизованных и локальных очистных сооружений,
установок по очистке сточных вод и (или) коллекторов (сетей) для
перенаправления неочищенных сточных вод на очистные сооружения с
целью достижения нормативов НДС1;
мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ атмосферу с
целью достижения нормативов ПДВ; мероприятия по снижению количества
образования и размещения отходов, в том числе: снижение количества
образования отходов (внедрение малоотходных технологий
Далее по тексту посмотреть самостоятельно!!!
Подготовится к тестированию в системе дистанционного обучения.
Мероприятия включаются в План мероприятий
последовательно в порядке их значимости
• Критериями значимости мероприятий, включаемых
в План мероприятий, является снижение
негативного воздействия на компоненты
окружающей среды, в том числе снижение
концентрации, количества (массы) загрязняющих
веществ в составе сточных вод, выбросов в
атмосферу, снижение класса опасности отходов,
объема и массы их образования, снижение уровня
вредных физических воздействий.
Это можно достигнуть только путем правильно организованной системы
производственного контроля, как по рабочим местам по источникам (санитарный
контроль) и ПЭК.