Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профориентология

  • 👀 416 просмотров
  • 📌 393 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате odt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профориентология» odt
27.04 Лекция Профориентология Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по А.Р. Лурия: Теория трех функциональных блоков мозга постулирует иерархический принцип мозговой организации психической деятельности человека. 1-й блок - энергетический. Обеспечивает регуляцию процессов активации, общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС. Первый блок мозга непосредственно связан с процессами внимания, памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации. 2-й блок - блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Блок обеспечивает модально-специфические процессы, сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ. 3-й блок — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ. Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по Павлову: • В физиологии принято различать высшую и низшую нервную деятельность. • ННД - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов. ННД – это деятельность СМ и ствола ГМ, обеспечивающая регуляцию деятельности внутренних органов и их взаимосвязь, благодаря чему организм функционирует как единое целое. • ВНД - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознательную и подсознательную переработку информации, усвоение информации, приспособительное поведение к окружающей среде и обучение в онтогенезе всем видам деятельности. Это деятельность коры БП и прилегающих к ней подкорковых структур, обеспечивающих взаимосвязь организма с окружающей средой. • Динамический стереотип — выработанная и зафиксированная в коре большого мозга устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов. Для его образования на организм должен действовать комплекс раздражителей в определенном порядке и через определенные промежутки времени. Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по Леонтьеву: Деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа. Основные положения: общая структура деятельности образована качественно различными уровнями, формами активности человека; эти уровни иерархически подчинены и образуют целостную систему. Различают три основных уровня организации деятельности: уровень операций, уровень действий и уровень автономной деятельности. Уровень действий занимает центральное место в общей структуре деятельности, необходим для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения. Операции соотносятся с условиями достижения целей. При этом следует различать внешние (среда) и внутренние (ресурсы человека) условия. Если совокупность внешних и внутренних условий достаточна для реализации того или иного действия, то оно может автоматизироваться. Высший уровень структуры деятельности выделяется на основе того, что данный уровень соотносится с мотивами личности, с системой ее доминирующих потребностей. Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову: Системогенез - процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов обеспечения достижения цели. Основные функциональные блоки деятельности: мотивы деятельности; цели деятельности; программы деятельности; информационные основы деятельности; принятие решений; подсистемы деятельностно важных качеств. Соотношение мотивов и потребностей. • Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими (естественный потребности); функциональными (культурные формы); социальными (уважение и признание); духовными (самосовершенствование). • Главный мотив - ведущий, запускает деятельность, придает ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы). Второстепенные мотивы - мотивы-стимулы - выполняют роль побудительных факторов, дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотив-цель – жизненная цель, которая определяет деятельность на длительный период жизни. Сдвиг мотива на цель - цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Принятие решения - процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных. Типы решений в деятельности. • Волевые решения - в ситуациях конфликта противоположных тенденций; • Интеллектуальные решения - на первый план выступает задача нахождения в ситуации скрытых, неявных альтернатив; • Эмоциональные решения — это всякое предпочтение, выбор, который строится на основе эмоциональных механизмов • Детерминированные решения — алгоритмизированные процедуры обработки данных по определенным правилам и критериям. • Вероятностные решения - в случае отсутствия необходимой и достаточной информации или дефицита времени. Цель - предполагаемый результат деятельности, идеальное представление конечного результата. Феномен опережающего отражения. Системный подход в психофизиологии профессиональной деятельности по П.К. Анохину: «Принцип функциональной системы» — объединение частных механизмов организма в целостную систему приспособительного поведенческого акта, создание «интегративной единицы». Функциональная система — это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер ВЗАИМОСОДЕЙСТВИЯ, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата. Результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата — изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении. Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических механизмов: 1) афферентный синтез поступающей в нервную систему информации; 2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели — акцептора результатов действия; 3) действие; 4) сличение афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия; 5) коррекция поведения. Функциональные системы имеют разную специализацию: дыхание, движение, питание и т.п. Интегративный подход в психофизиологии профессиональной деятельности В.С. Мерлину: Основные положения теории интегральной индивидуальности: • Все характеристики, присущие человеку, разделены на 3 уровня: организм, индивид, личность. • Все характеристики взаимосвязаны внутри каждого уровня и изменение одной сразу же влечет за собой изменение других. Уровень организма: физиологическая индивидуальность, биохимическая индивидуальность и эндокринный обмен человека, соматическая индивидуальность: работа всех органов и систем и их интеграция в целостный организм. Уровень индивида: Возраст (паспортный, биологический, социальный). Нейродинамика – особенности НС, которые лежат в основе темперамента человека. Задатки – биологические врожденные особенности, определяющие успешность в отдельных направлениях. Могут преобразоваться в способности. Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности. Уровень личности: способности; характер; соц. статус. Способности – индивидуальные психологические свойства, лежащие в основе успешного освоения и выполнения деятельности. Делятся на общие и специальные. Характер – индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Соц. статус-положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Виды: 1. Общие профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. 2. Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии. 3. Актуальные профессиональные способности – это те, которые уже сегодня реализуются в деятельности. 4. Потенциальные способности проявляются при возникновении перед человеком новых проблем, требующих новых решений, а также при поддержке человека со стороны окружающих, что стимулирует актуализацию потенциальных способностей. Стадии профессионального самоопределения по В.В. Болучевской: Название стадии Основные психологические новообразования стадии 1 Аморфная оптация (0-12 лет). Профессионально ориентированные интересы и склонности. 2 Оптация (12-16 лет). Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение. 3 Профессиональная подготовка (16-23 года). Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду. 4 Профессиональная адаптация (18-25 лет). Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества. 5 Первичная профессионализация. Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд. 6 Вторичная профессионализация. Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность. 7 Профессиональное мастерство. Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития. Тема 4. Особенности личности приёмного ребёнка. 13.04 Лекция Существует ряд психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается замещающая семья,  в процессе адаптации приемного ребенка: Например, проблемы, связанные с прошлым жизненным опытом ребенка Ребенок, живя в кровной семье, видел модель поведения своих родителей и эта модель поведения и жизни для него единственно правильная. От этой модели будут зависеть нормы поведение и успешность развития самого ребенка в приемной семье. На успешность адаптации и благополучность проживания ребенка в приемной семьей могут влиять, пережитые им: насилие (может стать нормой для ребенка, без которой он может думать, что его не любят); агрессия (проявляется в сниженной самооценке, агрессивном характере по отношению к младшим или более слабым, в играх); сексуальное развращение; последствия, связанные с пребыванием ребенка в государственном учреждении (депривация, тревожность, нарушение привязанности, несформированность эмоционально-волевой сферы, собственничество, привлечение внимания, заболевания) Тема 5. Основы организации работы с приёмными семьями в РФ. Сопровождение ребенка, проживающего в замещающей семье 22.04. Лекция Семья – одна из главных ценностей каждого человека. Это самые близкие и любимые люди, родной дом и очаг, это особая атмосфера, которая дарит ощущение защищенности и надежности. Создание замещающей семьи – первый этап на пути ее развития. Вхождение ребенка в замещающую семью - процесс формирования психологической и эмоциональной защищенности, которая у ребенка может возникнуть только в условиях «достаточности» проявляемой заботы. От того, как пройдет процесс адаптации ребенка зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность ее функционирования. Адаптация в данном случае - процессом привыкания, «притирания» людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. От того, насколько серьезно приемные родители готовились к предстоящему событию, приему ребенка в семью, зависит то, насколько легко и успешно пройдет адаптация ребенка к семье и семьи к ребенку. Основные этапы процесса адаптации. Адаптация ребенка в замещающей семье – включение в семейную систему, принятие предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества.  Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей, становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа. В первые две-три недели закладываются основы будущих взаимоотношений в семье. Воспитанники специализированных учреждений, как правило, испытывают затруднения в общении с членами семьи, не сразу «вписываются» в сложившуюся систему семейных отношений. Замещающая семья и приемный ребенок в процессе адаптации проходят следующие стадии: Стадия 1. «Знакомство».  На данной стадии происходит ознакомление с домом, окружением, изменяется режим дня у ребенка. Характерные признаки данной стадии: • Опережающая привязанность родителей и детей друг к другу; • Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно; • Реакция на новизну; • Воспоминания прошлого. Стадия 2. «Возврат в прошлое». Происходит проверка родителей «на прочность», процесс установления первых детско-родительских отношений, привыкание членов семьи друг к другу - взаимная адаптация. Характерные признаки данной стадии: • Другие люди - другие правила • Психологические барьеры • Разрушение идеалов • Истощение сил • Дефицит знаний у родителей • Псевдорегресс • Страхи детей • Изменения поведения • Первые «маячки» адаптации  Стадия 3. «Привыкание». Эта стадия завершает процесс адаптации ребенка в новой семье. Развитие этой стадии может идти в двух направлениях: Первое направление. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения. • Становление адекватного поведения у ребенка: -ребенок как-то неожиданно повзрослел; -у ребенка исчезает напряжение, он начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми; -ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении; -ребенок принимает активное участие во всех делах семьи; -ребенок без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни; -поведение ребенка соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям; -ребенок чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным; -у многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд; -дети становятся эмоциональнее; расторможенные - более сдержанными, а зажатые - более открытыми. • Концентрация на настоящем; • Положительные изменения в поведении. Второе направление. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним, то происходит следующее: • У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). А также то, что уже отмечалось выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм. • В подростковый период у такого ребенка наблюдаются негативные реакции по отношению к своим приемным родителям. Ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, особенно когда испытывает обиду. Подросток может начать демонстрировать отрицание ценностей, обычаев усыновителей. Сопровождение – это психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Служба сопровождения принимающей семьи – организационная структура, в состав которой входят специалисты, осуществляющие сопровождение замещающей семьи на разных уровнях ее жизнедеятельности. Служба оказывает содействие по созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в замещающей семье. Нормативно-правовая база Конвенция ООН о правах ребенка. Семейный кодекс РФ. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. № 06-370. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275. Основные направления работы • Разработка индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье. • Составление плана текущего сопровождения семьи и ребенка. • Проведение мониторинга развития ребенка в семье. • Подготовка выписок по результатам мониторинга с конкретными рекомендациями для каждого ребенка, проживающего в замещающих семьях. • Посещение детей в семьях, детских садах, общеобразовательных учреждениях. • Проведение занятий, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми и всеми членами принимающей семьи. • Наблюдение  за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье, предупреждение негативных моментов в поведении детей, и их взаимоотношениях с членами семьи, преодоление кризисных ситуаций. • Методическое сопровождение замещающих семей. • Разработка психолого-педагогических и социально-педагогических рекомендаций для замещающих родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций. Специалисты службы Руководитель проекта, педагоги-психологи, юрист, социальные педагоги, учитель-дефектолог/учитель-логопед, врачи-консультанты.  Структура взаимодействия с замещающими семьями Вся работа осуществляется в несколько этапов, взаимодействие ведется последовательно.  Можно выделить три основных этапа. Этапы сопровождения Предварительный, основной, итоговый, сопровождение (начинается с предварительной работы). Виды сопровождения замещающих семей Мониторинговое сопровождение. Данный вид сопровождения применим к замещающим семьям, имеющим стаж совместного проживания не менее двух лет, отношения в которых сформированы, дети приняты в семью. Психологический климат благополучный. Активное сопровождение применимо к семьям, стаж которых менее двух лет, но выраженных проблем на данный момент не наблюдается. Психологический климат в семье благополучный. Активное сопровождение отличается от мониторингового большей частотой взаимодействия семей со специалистами Службы сопровождения семей. Кризисное сопровождение осуществляется в семье при появлении выраженных проблем различной этиологии, которые впоследствии могут привести к распаду замещающей семьи. Стаж совместного проживания значения не имеет. Частота взаимодействия с семьей обусловлена необходимостью
«Профориентология» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot