Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате odt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
27.04 Лекция Профориентология
Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по А.Р. Лурия:
Теория трех функциональных блоков мозга постулирует иерархический принцип мозговой организации психической деятельности человека.
1-й блок - энергетический. Обеспечивает регуляцию процессов активации, общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС. Первый блок мозга непосредственно связан с процессами внимания, памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации.
2-й блок - блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Блок обеспечивает модально-специфические процессы, сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.
3-й блок — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.
Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по Павлову:
• В физиологии принято различать высшую и низшую нервную деятельность.
• ННД - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих осуществление безусловных рефлексов и инстинктов. ННД – это деятельность СМ и ствола ГМ, обеспечивающая регуляцию деятельности внутренних органов и их взаимосвязь, благодаря чему организм функционирует как единое целое.
• ВНД - это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознательную и подсознательную переработку информации, усвоение информации, приспособительное поведение к окружающей среде и обучение в онтогенезе всем видам деятельности. Это деятельность коры БП и прилегающих к ней подкорковых структур, обеспечивающих взаимосвязь организма с окружающей средой.
• Динамический стереотип — выработанная и зафиксированная в коре большого мозга устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов. Для его образования на организм должен действовать комплекс раздражителей в определенном порядке и через определенные промежутки времени.
Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по Леонтьеву:
Деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа. Основные положения: общая структура деятельности образована качественно различными уровнями, формами активности человека; эти уровни иерархически подчинены и образуют целостную систему.
Различают три основных уровня организации деятельности: уровень операций, уровень действий и уровень автономной деятельности. Уровень действий занимает центральное место в общей структуре деятельности, необходим для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения. Операции соотносятся с условиями достижения целей. При этом следует различать внешние (среда) и внутренние (ресурсы человека) условия. Если совокупность внешних и внутренних условий достаточна для реализации того или иного действия, то оно может автоматизироваться. Высший уровень структуры деятельности выделяется на основе того, что данный уровень соотносится с мотивами личности, с системой ее доминирующих потребностей.
Теоретические основы психофизиологии профессиональной деятельности по В.Д. Шадрикову:
Системогенез - процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов обеспечения достижения цели.
Основные функциональные блоки деятельности: мотивы деятельности; цели деятельности; программы деятельности; информационные основы деятельности; принятие решений; подсистемы деятельностно важных качеств.
Соотношение мотивов и потребностей.
• Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими (естественный потребности); функциональными (культурные формы); социальными (уважение и признание); духовными (самосовершенствование).
• Главный мотив - ведущий, запускает деятельность, придает ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы). Второстепенные мотивы - мотивы-стимулы - выполняют роль побудительных факторов, дополнительно стимулируют данную деятельность. Мотив-цель – жизненная цель, которая определяет деятельность на длительный период жизни.
Сдвиг мотива на цель - цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом.
Принятие решения - процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных.
Типы решений в деятельности.
• Волевые решения - в ситуациях конфликта противоположных тенденций;
• Интеллектуальные решения - на первый план выступает задача нахождения в ситуации скрытых, неявных альтернатив;
• Эмоциональные решения — это всякое предпочтение, выбор, который строится на основе эмоциональных механизмов
• Детерминированные решения — алгоритмизированные процедуры обработки данных по определенным правилам и критериям.
• Вероятностные решения - в случае отсутствия необходимой и достаточной информации или дефицита времени.
Цель - предполагаемый результат деятельности, идеальное представление конечного результата. Феномен опережающего отражения.
Системный подход в психофизиологии профессиональной деятельности по П.К. Анохину:
«Принцип функциональной системы» — объединение частных механизмов организма в целостную систему приспособительного поведенческого акта, создание «интегративной единицы».
Функциональная система — это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер ВЗАИМОСОДЕЙСТВИЯ, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата.
Результат деятельности и его оценка занимают центральное место в ФС. Достичь результата — изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении.
Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью специфических механизмов: 1) афферентный синтез поступающей в нервную систему информации; 2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели — акцептора результатов действия; 3) действие; 4) сличение афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия; 5) коррекция поведения.
Функциональные системы имеют разную специализацию: дыхание, движение, питание и т.п.
Интегративный подход в психофизиологии профессиональной деятельности В.С. Мерлину:
Основные положения теории интегральной индивидуальности:
• Все характеристики, присущие человеку, разделены на 3 уровня: организм, индивид, личность.
• Все характеристики взаимосвязаны внутри каждого уровня и изменение одной сразу же влечет за собой изменение других.
Уровень организма: физиологическая индивидуальность, биохимическая индивидуальность и эндокринный обмен человека, соматическая индивидуальность: работа всех органов и систем и их интеграция в целостный организм.
Уровень индивида:
Возраст (паспортный, биологический, социальный).
Нейродинамика – особенности НС, которые лежат в основе темперамента человека.
Задатки – биологические врожденные особенности, определяющие успешность в отдельных направлениях. Могут преобразоваться в способности.
Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими аспектами деятельности.
Уровень личности: способности; характер; соц. статус.
Способности – индивидуальные психологические свойства, лежащие в основе успешного освоения и выполнения деятельности. Делятся на общие и специальные.
Характер – индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.
Соц. статус-положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества.
Профессиональные способности - индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Виды:
1. Общие профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью.
2. Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии.
3. Актуальные профессиональные способности – это те, которые уже сегодня реализуются в деятельности.
4. Потенциальные способности проявляются при возникновении перед человеком новых проблем, требующих новых решений, а также при поддержке человека со стороны окружающих, что стимулирует актуализацию потенциальных способностей.
Стадии профессионального самоопределения по В.В. Болучевской:
Название стадии
Основные психологические новообразования стадии
1
Аморфная оптация (0-12 лет).
Профессионально ориентированные интересы и склонности.
2
Оптация (12-16 лет).
Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение.
3
Профессиональная подготовка (16-23 года).
Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду.
4
Профессиональная адаптация (18-25 лет).
Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества.
5
Первичная профессионализация.
Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд.
6
Вторичная профессионализация.
Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность.
7
Профессиональное мастерство.
Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития.
Тема 4. Особенности личности приёмного ребёнка.
13.04 Лекция
Существует ряд психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается замещающая семья, в процессе адаптации приемного ребенка:
Например, проблемы, связанные с прошлым жизненным опытом ребенка
Ребенок, живя в кровной семье, видел модель поведения своих родителей и эта модель поведения и жизни для него единственно правильная. От этой модели будут зависеть нормы поведение и успешность развития самого ребенка в приемной семье.
На успешность адаптации и благополучность проживания ребенка в приемной семьей могут влиять, пережитые им: насилие (может стать нормой для ребенка, без которой он может думать, что его не любят); агрессия (проявляется в сниженной самооценке, агрессивном характере по отношению к младшим или более слабым, в играх); сексуальное развращение; последствия, связанные с пребыванием ребенка в государственном учреждении (депривация, тревожность, нарушение привязанности, несформированность эмоционально-волевой сферы, собственничество, привлечение внимания, заболевания)
Тема 5. Основы организации работы с приёмными семьями в РФ. Сопровождение ребенка, проживающего в замещающей семье
22.04. Лекция
Семья – одна из главных ценностей каждого человека. Это самые близкие и любимые люди, родной дом и очаг, это особая атмосфера, которая дарит ощущение защищенности и надежности. Создание замещающей семьи – первый этап на пути ее развития. Вхождение ребенка в замещающую семью - процесс формирования психологической и эмоциональной защищенности, которая у ребенка может возникнуть только в условиях «достаточности» проявляемой заботы. От того, как пройдет процесс адаптации ребенка зависит дальнейший путь развития семьи, гармоничность ее функционирования.
Адаптация в данном случае - процессом привыкания, «притирания» людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. От того, насколько серьезно приемные родители готовились к предстоящему событию, приему ребенка в семью, зависит то, насколько легко и успешно пройдет адаптация ребенка к семье и семьи к ребенку.
Основные этапы процесса адаптации.
Адаптация ребенка в замещающей семье – включение в семейную систему, принятие предписанной роли, норм и правил, формирование привязанности к родителям и налаживание эффективных форм общения и сотрудничества. Адаптация родителей к появлению нового члена семьи, предполагает принятие и освоение новых функциональных ролей, становление продуктивной родительской позиции, формирование адекватного образа.
В первые две-три недели закладываются основы будущих взаимоотношений в семье. Воспитанники специализированных учреждений, как правило, испытывают затруднения в общении с членами семьи, не сразу «вписываются» в сложившуюся систему семейных отношений.
Замещающая семья и приемный ребенок в процессе адаптации проходят следующие стадии:
Стадия 1. «Знакомство». На данной стадии происходит ознакомление с домом, окружением, изменяется режим дня у ребенка.
Характерные признаки данной стадии:
• Опережающая привязанность родителей и детей друг к другу;
• Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно;
• Реакция на новизну;
• Воспоминания прошлого.
Стадия 2. «Возврат в прошлое». Происходит проверка родителей «на прочность», процесс установления первых детско-родительских отношений, привыкание членов семьи друг к другу - взаимная адаптация.
Характерные признаки данной стадии:
• Другие люди - другие правила
• Психологические барьеры
• Разрушение идеалов
• Истощение сил
• Дефицит знаний у родителей
• Псевдорегресс
• Страхи детей
• Изменения поведения
• Первые «маячки» адаптации
Стадия 3. «Привыкание». Эта стадия завершает процесс адаптации ребенка в новой семье.
Развитие этой стадии может идти в двух направлениях:
Первое направление. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.
• Становление адекватного поведения у ребенка:
-ребенок как-то неожиданно повзрослел;
-у ребенка исчезает напряжение, он начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми;
-ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении;
-ребенок принимает активное участие во всех делах семьи;
-ребенок без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни;
-поведение ребенка соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям;
-ребенок чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным;
-у многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд;
-дети становятся эмоциональнее; расторможенные - более сдержанными, а зажатые - более открытыми.
• Концентрация на настоящем;
• Положительные изменения в поведении.
Второе направление. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним, то происходит следующее:
• У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). А также то, что уже отмечалось выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство, негативизм.
• В подростковый период у такого ребенка наблюдаются негативные реакции по отношению к своим приемным родителям. Ребенок может изменить свое отношение к приемным родителям, критиковать их, особенно когда испытывает обиду. Подросток может начать демонстрировать отрицание ценностей, обычаев усыновителей.
Сопровождение – это психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами.
Служба сопровождения принимающей семьи – организационная структура, в состав которой входят специалисты, осуществляющие сопровождение замещающей семьи на разных уровнях ее жизнедеятельности. Служба оказывает содействие по созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в замещающей семье.
Нормативно-правовая база
Конвенция ООН о правах ребенка. Семейный кодекс РФ. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 2011 г. № 06-370. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275.
Основные направления работы
• Разработка индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье.
• Составление плана текущего сопровождения семьи и ребенка.
• Проведение мониторинга развития ребенка в семье.
• Подготовка выписок по результатам мониторинга с конкретными рекомендациями для каждого ребенка, проживающего в замещающих семьях.
• Посещение детей в семьях, детских садах, общеобразовательных учреждениях.
• Проведение занятий, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми и всеми членами принимающей семьи.
• Наблюдение за ходом адаптации и проживания ребенка в замещающей семье, предупреждение негативных моментов в поведении детей, и их взаимоотношениях с членами семьи, преодоление кризисных ситуаций.
• Методическое сопровождение замещающих семей.
• Разработка психолого-педагогических и социально-педагогических рекомендаций для замещающих родителей по созданию благоприятных условий воспитания детей и преодолению кризисных ситуаций.
Специалисты службы
Руководитель проекта, педагоги-психологи, юрист, социальные педагоги, учитель-дефектолог/учитель-логопед, врачи-консультанты.
Структура взаимодействия с замещающими семьями
Вся работа осуществляется в несколько этапов, взаимодействие ведется последовательно. Можно выделить три основных этапа.
Этапы сопровождения
Предварительный, основной, итоговый, сопровождение (начинается с предварительной работы).
Виды сопровождения замещающих семей
Мониторинговое сопровождение. Данный вид сопровождения применим к замещающим семьям, имеющим стаж совместного проживания не менее двух лет, отношения в которых сформированы, дети приняты в семью. Психологический климат благополучный.
Активное сопровождение применимо к семьям, стаж которых менее двух лет, но выраженных проблем на данный момент не наблюдается. Психологический климат в семье благополучный. Активное сопровождение отличается от мониторингового большей частотой взаимодействия семей со специалистами Службы сопровождения семей.
Кризисное сопровождение осуществляется в семье при появлении выраженных проблем различной этиологии, которые впоследствии могут привести к распаду замещающей семьи. Стаж совместного проживания значения не имеет. Частота взаимодействия с семьей обусловлена необходимостью